Проведена исследовательская работа.
База исследования: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №6 имени А.С. Пушкина" города Калуги.
Выборка: 36 учащихся 2-Б класса.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования метода моделирования при обучении русскому языку в начальной школе 7
1.1. Сущность понятий «модель» и «моделирование» 7
1.2. Формирование знаково-символического действия моделирования на уроках русского языка в начальной школе 11
1.3. Возможности формирования знаково-символического действия моделирования при обучении русскому языку в начальной школе по УМК «Школа России» 31
Выводы по 1 главе 40
2. Исследование уровня сформированности знаково-символического действия моделирования у учеников 2 класса 42
2.1. Констатирующий этап исследования 42
2.2. Формирующий этап исследования 44
2.3. Итоговый этап эксперимента 47
2.4. Методические рекомендации для учителей 49
Выводы 56
Заключение 58
Список литературы 59
В современном начальном образовании вопросы формирования учебных компетенций у детей младшего школьного возраста приобретают все большую значимость, что обусловлено новыми требованиями ФГОС НОО (формированием метапредметных компетенций у детей в процессе обучения, развитием самостоятельности младших школьников в учебном процессе и т.д.). Учебный процесс, регламентированный Законом «Об образовании в РФ», ставит перед младшими школьниками задачи усвоения большого объема знаний, в связи с чем необходима принципиально иная, нежели в дошкольном детстве, структура познавательной деятельности.
Согласно ФГОС НОО, одной из центральных проблем современной системы образования, базой для обеспечения осознанного подхода детей к процессу обучения является формирование универсальных учебных действий. Одним из видов универсальных учебных действий являются знаково-символические универсальные учебные действия, обеспечивающие «использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач», в том числе моделирование. Следовательно, моделирование в современном обучении может быть рассмотрено как обязательный результат обучения младших школьников, метапредметное умение обучающихся, и как метод обучения, т.е. средство достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.
С этой точки зрения особую важность имеют знаково-символические; универсальные учебные действия, включающие в себя: моделирование -- преобразование объекта из чувственной формы в модель и преобразовавшие модели - изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Особое значение в моделировании придается знакам как средствам, опосредствующим деятельность человека.
Одним из требований школьного образования становится не столько необходимость обеспечить учащихся системой знаний, сколько вооружить их продуктивными способами, умениями приобретать, применять на практике, преобразовывать и самостоятельно вырабатывать новые знания в любой деятельности. И только правильно организованный педагогический процесс, представляющий собой систему, способен реализовать данные требования.
На ступени начального образования основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий становится овладение моделированием.
Обучение по действующим программам любых учебных предметов предполагает применение разных знаково-символических средств (цифры, буквы, схемы и др.), которые, как правило, не выступают специальным объектом усвоения с точки зрения характеристик их как знаковых систем. Использование разных знаково-символических средств для выражения одного и того же содержания выступает способом отделения содержания от формы, что всегда рассматривалось в педагогике и психологии в качестве существенного показателя понимания учащимися задачи.
Из разных видов деятельности со знаково-символическими средствами наибольшее применение в обучении имеет моделирование. Анализ моделирования и его роли в развитии исследуется в теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), теории учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, И.И. Ильясов), Более того, в концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова оно включено одним из действий учебной деятельности, которое должно быть сформировано уже к концу начальной школы. Все это ставит задачу анализа использования моделирования в школьном обучении.
По Л.С. Выготскому, “взаимодействие осуществляется через сотрудничество взрослого и ребёнка рамках моделирования. Роль педагогического взаимодействия важна в любом возрасте. На данном этапе особую значимость приобретает взаимодействие педагога с детьми, направленное на реализацию возможностей развивающейся личности, в этом случае особое внимание приобретает зона ближайшего развития.” []
Моделирование несет эффект оптимизации личностных качеств учителя с целью готовности к решению более сложных задач обучения. Социальная ситуация является основополагающей средой для формирования личности ребенка, ведь зона ближайшего развития определяется окружением и деятельностью ребенка.
При личностно-ориентированном взаимодействии, когда смыслом обучения является развитие ребенка как личности, наблюдается равноправие позиций учителя и ученика как со-учащихся. Учитель не преподает, а актуализирует имеющуюся у ребенка тенденцию к росту, к развитию. Моделирование дает возможность работать в группах, строить нестандартные уроки.
Темой исследования стало формирование знаково-символического действия моделирования при обучении русскому языку в начальных классах.
Объектом исследования является процесс формирования знаково-символического действия моделирования у младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования: средства и способы при формировании знаково-символического действия моделирования на уроках русского языка.
Цель выпускной квалификационной работы: показать важность роли моделирования на уроках русского языка как средства достижения планируемых результатов при обучении русскому языку младших школьников.
Гипотеза: мы предполагаем, что если целенаправленно обучать младших школьников моделированию на уроках русского языка, то уровень достижения планируемых результатов (предметных и метапредметных) младших школьников будет выше.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую и лингвистическую литературу по теме исследования как средства, применяемого в образовательном процессе с точки зрения ФГОС, и рассмотреть понятие модели, ее характеристик.
2. Аргументировать выбор метода моделирования для достижения метапредметных результатов.
3. Определить уровень сформированности знаково-символического действия моделирования у младших школьников 2 класса МБОУ СОШ №6 г. Калуги.
Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, диагностика учащихся, интервью с учителем.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Начиная нашу работу, мы просматривали множество различных источников: журналы, учебную литературу, нормативные документы. Во многих источниках говорилось о том, как важно действие моделирования при работе с детьми. Действие моделирование должно быть систематизировано при его применении. Так же не мало важно, чтобы моделирование вводилось постепенно начиная с 1 класса.
Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, в котором четко прописано, что действие моделирования должно является результатом обучения на 4 года обучения, а следовательно, должно быть сформировано на каждом предмета, на каждом году обучения.
Результат по нашему исследованию довольно продуктивный, младшие школьники стали более успешнее по учебе. В ходе преддипломной практики, со временем обучающиеся начали активно использовать моделирование, так как при его помощи младшим школьникам было проще решать целый ряд практических задач.
Важно применять методику моделирования в начальной школе, так как она помогает решать многие педагогические и психологические задачи.
Возможность самостоятельного построения учениками различных моделей при изучении учебного материала помогает детям «учится активно», при этом моделирование применяется в роли учебного средства, способствует выбору способа обобщения изучаемого материала, формирует универсальные учебные действия. Поэтому мы считаем, что моделирование должно шире использоваться в практике обучения русскому языку в начальной школе.
1. Акопов, А. С. Имитационное моделирование. Учебник и практикум / А.С. Акопов. - М.: Юрайт, 2015. - 390 c.
2. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977. – 380с.
3. Анянова, И. В. Современная технология учебного занятия. [Текст] – Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2008. – 253 с.
4. Апресян, Ю. Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. – М.: Просвещение, 1966.
5. Белов, П. Г. Управление рисками, системный анализ и моделирование. Учебник и практикум. В 3 частях. Часть 2 / П.Г. Белов. - М.: Юрайт, 2016. - 252 c.
6. Богоявленский, Б. Д. Исследовательские работы школьников: возможности, тенденции, результаты [Текст] / Б.Д.Богоявленский //Преподавание истории. -2000.- № 1.-63 с.
7. Большой энциклопедический словарь. / Под ред. А.М. Прохорова – М.: Советская энциклопедия. – 1991 – С. 822
8. Болотнова, Н. С. Филологический анализ текста: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2009
9. Бородавкина, Л. С. Моделирование на уроках в начальной школе // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. Пятнадцатая международная научно-практическая конференция. 2018. С. 285-288.
10. Вендина, А. А., Черкашина, С. П. Моделирование и схематизация как основа метапредметности в начальной школе // Проблемы и тенденции развития информационных и производственных систем. Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. 2019. С. 133-139.
11. Выготский, А. С. Собрание сочинений: в 6ти томах. Т.3. – М.: Педагогика, 1983. – 367с.
12. Выготский, Л. С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением. // Выготский, Л. С. Психология развития ребенка. – М.: смысл, Эксмо, 2004. – 512 с.
13. Гайсина, Р. С. Моделируя – познаем мир // Начальная школа. – 2006. - № 9. – С.67 – 71
14. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий. – В кн.: Исследование мышления в советской психологии. М. 1966. 236-277 с.
15. Гильгенберг, Т. Н. Моделирование как способ формирования у школьников ключевых компетенций и целостного представления о картине мира (на материале предметов русский язык и литература) – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/963
16. Гладких, Е. С. Русский язык в начальной школе на современном этапе развития общества // Наука и образование: тенденции, проблемы и перспектив развития. Сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых. Под редакцией И. В. Иванченко. Ставрополь, 2022. С. 57-59.
17. Гречко, Д. С., Искужиева, Ж. С. Моделирование морфемной структуры слова на уроках русского языка в начальной школе // Наука и молодежь – 2020: взгляд в будущее. Международный научно-практический форум. 2020. С. 436-440.
18. Давыдов, В. В., Варданян, А. У. Учебная деятельность и моделирование. / В. В. Давыдов, Варданян А. У. - М., 1991
19. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения. – М: ИНТОР 1996. – 243с.
20. Евграфова, Г. Ш. Моделирование в начальной школе // Вестник научных конференций. 2019. № 7-1 (47). С. 13-14.
21. Киприянова, Е. В. Использование технологии моделирования при изучении темы “Состав слова. Словообразование” как средства повышения познавательной мотивации младших школьников. / Е.В. Киприянова// Проблемы и перспективы дошкольного и начального образования. 2019. С.145-148.
22. Клепинина, З. А. Моделирование в системе универсальных учебных действий. / З. А. Клепинина // Начальная школа. 2012 №1. С.26-29.
23. Климова, У. В. Моделирование на уроках русского языка в начальной школе при изучении тема «Состав слова» // Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. 2017. № 3. С. 58-67.
24. Ковалёва, Г. С., Логинова, О. Б. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2009.
25. Кропочева, Т. Б. Естественнонаучная подготовка младших школьников в системе начального общего образования. – Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2007. – С. 255 – 274
26. Кулюткин, Ю. Н., Сухобская Г.С. Моделирование педагогических ситуаций. – М., 1991. – 120с.
27. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд. Моск. ун-та, 1972. – 576 с.
28. Митюшина, Л. Д. Аудирование на уроках русского языка в начальных классах с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения / Л.Д. Митюшина. - М.: Дрофа, 2006. - 112 c.
29. Никитченков, А. Ю. Вопросы истории методики преподавания фольклора в российской начальной школе / А.Ю. Никитченков. - М.: "Издательство Прометей", 2012. - 228 c.
30. Пименова, Т. М. 1000 контрольных работ по русскому языку для начальной школы / Т.М. Пименова. - М.: Книга по Требованию, 1993. - 483 c.
31. Прохорова, Л. Н. Развитие орфографической зоркости на основе моделирования // Начальная школа. – 2007. - № 3. – С. 43 – 45
32. Рамзаева, Т. Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». - М.: Просвещение, 1979. – 431 с.
33. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн. - М.-1946 - С.600
34. Соловейчик, М. С. К тайнам нашего языка: Методические реккомендации к учебнику / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. - Смоленск: Ассоциация XXI век. - 2001. - 62 с.
35. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Педагогика, 1988. – 175 с.
36. Узорова, О. В. Большой справочник по русскому языку для начальной школы / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. - М.: АСТ, 2000. - 436 c.
37. Фаустова, Н. П., Меркулова, Т. В. Формирование универсального учебного действия моделирования. /Н. П. Фаустова, Меркулова Т. В. // Начальная школа. 2014 №4. С.15-18.
38. Фридман, Л. М. Наглядность и моделирование в обучении / Л. М. Фридман. // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; № 6 – М.: Знание. – 1984 – 80 с.
39. Шевердина, Н. А. Диктанты по русскому языку для начальной школы / Н. А. Шевердина. - М.: Феникс, 2013. - 256 c
40. Штофф, В. А. Моделирование и философия / В. А. Штофф – М., Л.: «Наука» – 1966 – 302 с.
41. Иванов, С. В., А. О. Евдокимова и др. Русский язык 2 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений: в 2 частях. – Москва: Издательский центр Вентана-Граф, 2012.- 192 с.
42. Иванов С. В., А.О. Евдокимова и др. Русский язык 3 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений: в 2 частях. – Москва: Издательский центр Вентана-Граф, 2013.- 192 с.
43. Репкин, В. В. Букварь (в 2 частях). 1 класс. Учебник. Часть 1 / В. В. Репкин, Е. В. Восторгова, В. А. Левин. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 112 с.