Формирование знаково-символического действия моделирования при обучении русскому языку в начальной школе (Калужский Государственный Университет)
|
Проведена исследовательская работа.
База исследования: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №6 имени А.С. Пушкина" города Калуги.
Выборка: 36 учащихся 2-Б класса.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования метода моделирования при обучении русскому языку в начальной школе 7
1.1. Сущность понятий «модель» и «моделирование» 7
1.2. Формирование знаково-символического действия моделирования на уроках русского языка в начальной школе 11
1.3. Возможности формирования знаково-символического действия моделирования при обучении русскому языку в начальной школе по УМК «Школа России» 31
Выводы по 1 главе 40
2. Исследование уровня сформированности знаково-символического действия моделирования у учеников 2 класса 42
2.1. Констатирующий этап исследования 42
2.2. Формирующий этап исследования 44
2.3. Итоговый этап эксперимента 47
2.4. Методические рекомендации для учителей 49
Выводы 56
Заключение 58
Список литературы 59
База исследования: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №6 имени А.С. Пушкина" города Калуги.
Выборка: 36 учащихся 2-Б класса.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования метода моделирования при обучении русскому языку в начальной школе 7
1.1. Сущность понятий «модель» и «моделирование» 7
1.2. Формирование знаково-символического действия моделирования на уроках русского языка в начальной школе 11
1.3. Возможности формирования знаково-символического действия моделирования при обучении русскому языку в начальной школе по УМК «Школа России» 31
Выводы по 1 главе 40
2. Исследование уровня сформированности знаково-символического действия моделирования у учеников 2 класса 42
2.1. Констатирующий этап исследования 42
2.2. Формирующий этап исследования 44
2.3. Итоговый этап эксперимента 47
2.4. Методические рекомендации для учителей 49
Выводы 56
Заключение 58
Список литературы 59
В современном начальном образовании вопросы формирования учебных компетенций у детей младшего школьного возраста приобретают все большую значимость, что обусловлено новыми требованиями ФГОС НОО (формированием метапредметных компетенций у детей в процессе обучения, развитием самостоятельности младших школьников в учебном процессе и т.д.). Учебный процесс, регламентированный Законом «Об образовании в РФ», ставит перед младшими школьниками задачи усвоения большого объема знаний, в связи с чем необходима принципиально иная, нежели в дошкольном детстве, структура познавательной деятельности.
Согласно ФГОС НОО, одной из центральных проблем современной системы образования, базой для обеспечения осознанного подхода детей к процессу обучения является формирование универсальных учебных действий. Одним из видов универсальных учебных действий являются знаково-символические универсальные учебные действия, обеспечивающие «использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач», в том числе моделирование. Следовательно, моделирование в современном обучении может быть рассмотрено как обязательный результат обучения младших школьников, метапредметное умение обучающихся, и как метод обучения, т.е. средство достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.
С этой точки зрения особую важность имеют знаково-символические; универсальные учебные действия, включающие в себя: моделирование -- преобразование объекта из чувственной формы в модель и преобразовавшие модели - изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Особое значение в моделировании придается знакам как средствам, опосредствующим деятельность человека.
Одним из требований школьного образования становится не столько необходимость обеспечить учащихся системой знаний, сколько вооружить их продуктивными способами, умениями приобретать, применять на практике, преобразовывать и самостоятельно вырабатывать новые знания в любой деятельности. И только правильно организованный педагогический процесс, представляющий собой систему, способен реализовать данные требования.
На ступени начального образования основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий становится овладение моделированием.
Обучение по действующим программам любых учебных предметов предполагает применение разных знаково-символических средств (цифры, буквы, схемы и др.), которые, как правило, не выступают специальным объектом усвоения с точки зрения характеристик их как знаковых систем. Использование разных знаково-символических средств для выражения одного и того же содержания выступает способом отделения содержания от формы, что всегда рассматривалось в педагогике и психологии в качестве существенного показателя понимания учащимися задачи.
Из разных видов деятельности со знаково-символическими средствами наибольшее применение в обучении имеет моделирование. Анализ моделирования и его роли в развитии исследуется в теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), теории учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, И.И. Ильясов), Более того, в концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова оно включено одним из действий учебной деятельности, которое должно быть сформировано уже к концу начальной школы. Все это ставит задачу анализа использования моделирования в школьном обучении.
По Л.С. Выготскому, “взаимодействие осуществляется через сотрудничество взрослого и ребёнка рамках моделирования. Роль педагогического взаимодействия важна в любом возрасте. На данном этапе особую значимость приобретает взаимодействие педагога с детьми, направленное на реализацию возможностей развивающейся личности, в этом случае особое внимание приобретает зона ближайшего развития.” []
Моделирование несет эффект оптимизации личностных качеств учителя с целью готовности к решению более сложных задач обучения. Социальная ситуация является основополагающей средой для формирования личности ребенка, ведь зона ближайшего развития определяется окружением и деятельностью ребенка.
При личностно-ориентированном взаимодействии, когда смыслом обучения является развитие ребенка как личности, наблюдается равноправие позиций учителя и ученика как со-учащихся. Учитель не преподает, а актуализирует имеющуюся у ребенка тенденцию к росту, к развитию. Моделирование дает возможность работать в группах, строить нестандартные уроки.
Темой исследования стало формирование знаково-символического действия моделирования при обучении русскому языку в начальных классах.
Объектом исследования является процесс формирования знаково-символического действия моделирования у младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования: средства и способы при формировании знаково-символического действия моделирования на уроках русского языка.
Цель выпускной квалификационной работы: показать важность роли моделирования на уроках русского языка как средства достижения планируемых результатов при обучении русскому языку младших школьников.
Гипотеза: мы предполагаем, что если целенаправленно обучать младших школьников моделированию на уроках русского языка, то уровень достижения планируемых результатов (предметных и метапредметных) младших школьников будет выше.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую и лингвистическую литературу по теме исследования как средства, применяемого в образовательном процессе с точки зрения ФГОС, и рассмотреть понятие модели, ее характеристик.
2. Аргументировать выбор метода моделирования для достижения метапредметных результатов.
3. Определить уровень сформированности знаково-символического действия моделирования у младших школьников 2 класса МБОУ СОШ №6 г. Калуги.
Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, диагностика учащихся, интервью с учителем.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Согласно ФГОС НОО, одной из центральных проблем современной системы образования, базой для обеспечения осознанного подхода детей к процессу обучения является формирование универсальных учебных действий. Одним из видов универсальных учебных действий являются знаково-символические универсальные учебные действия, обеспечивающие «использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач», в том числе моделирование. Следовательно, моделирование в современном обучении может быть рассмотрено как обязательный результат обучения младших школьников, метапредметное умение обучающихся, и как метод обучения, т.е. средство достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.
С этой точки зрения особую важность имеют знаково-символические; универсальные учебные действия, включающие в себя: моделирование -- преобразование объекта из чувственной формы в модель и преобразовавшие модели - изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Особое значение в моделировании придается знакам как средствам, опосредствующим деятельность человека.
Одним из требований школьного образования становится не столько необходимость обеспечить учащихся системой знаний, сколько вооружить их продуктивными способами, умениями приобретать, применять на практике, преобразовывать и самостоятельно вырабатывать новые знания в любой деятельности. И только правильно организованный педагогический процесс, представляющий собой систему, способен реализовать данные требования.
На ступени начального образования основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий становится овладение моделированием.
Обучение по действующим программам любых учебных предметов предполагает применение разных знаково-символических средств (цифры, буквы, схемы и др.), которые, как правило, не выступают специальным объектом усвоения с точки зрения характеристик их как знаковых систем. Использование разных знаково-символических средств для выражения одного и того же содержания выступает способом отделения содержания от формы, что всегда рассматривалось в педагогике и психологии в качестве существенного показателя понимания учащимися задачи.
Из разных видов деятельности со знаково-символическими средствами наибольшее применение в обучении имеет моделирование. Анализ моделирования и его роли в развитии исследуется в теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), теории учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, И.И. Ильясов), Более того, в концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова оно включено одним из действий учебной деятельности, которое должно быть сформировано уже к концу начальной школы. Все это ставит задачу анализа использования моделирования в школьном обучении.
По Л.С. Выготскому, “взаимодействие осуществляется через сотрудничество взрослого и ребёнка рамках моделирования. Роль педагогического взаимодействия важна в любом возрасте. На данном этапе особую значимость приобретает взаимодействие педагога с детьми, направленное на реализацию возможностей развивающейся личности, в этом случае особое внимание приобретает зона ближайшего развития.” []
Моделирование несет эффект оптимизации личностных качеств учителя с целью готовности к решению более сложных задач обучения. Социальная ситуация является основополагающей средой для формирования личности ребенка, ведь зона ближайшего развития определяется окружением и деятельностью ребенка.
При личностно-ориентированном взаимодействии, когда смыслом обучения является развитие ребенка как личности, наблюдается равноправие позиций учителя и ученика как со-учащихся. Учитель не преподает, а актуализирует имеющуюся у ребенка тенденцию к росту, к развитию. Моделирование дает возможность работать в группах, строить нестандартные уроки.
Темой исследования стало формирование знаково-символического действия моделирования при обучении русскому языку в начальных классах.
Объектом исследования является процесс формирования знаково-символического действия моделирования у младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования: средства и способы при формировании знаково-символического действия моделирования на уроках русского языка.
Цель выпускной квалификационной работы: показать важность роли моделирования на уроках русского языка как средства достижения планируемых результатов при обучении русскому языку младших школьников.
Гипотеза: мы предполагаем, что если целенаправленно обучать младших школьников моделированию на уроках русского языка, то уровень достижения планируемых результатов (предметных и метапредметных) младших школьников будет выше.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую и лингвистическую литературу по теме исследования как средства, применяемого в образовательном процессе с точки зрения ФГОС, и рассмотреть понятие модели, ее характеристик.
2. Аргументировать выбор метода моделирования для достижения метапредметных результатов.
3. Определить уровень сформированности знаково-символического действия моделирования у младших школьников 2 класса МБОУ СОШ №6 г. Калуги.
Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, диагностика учащихся, интервью с учителем.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Начиная нашу работу, мы просматривали множество различных источников: журналы, учебную литературу, нормативные документы. Во многих источниках говорилось о том, как важно действие моделирования при работе с детьми. Действие моделирование должно быть систематизировано при его применении. Так же не мало важно, чтобы моделирование вводилось постепенно начиная с 1 класса.
Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, в котором четко прописано, что действие моделирования должно является результатом обучения на 4 года обучения, а следовательно, должно быть сформировано на каждом предмета, на каждом году обучения.
Результат по нашему исследованию довольно продуктивный, младшие школьники стали более успешнее по учебе. В ходе преддипломной практики, со временем обучающиеся начали активно использовать моделирование, так как при его помощи младшим школьникам было проще решать целый ряд практических задач.
Важно применять методику моделирования в начальной школе, так как она помогает решать многие педагогические и психологические задачи.
Возможность самостоятельного построения учениками различных моделей при изучении учебного материала помогает детям «учится активно», при этом моделирование применяется в роли учебного средства, способствует выбору способа обобщения изучаемого материала, формирует универсальные учебные действия. Поэтому мы считаем, что моделирование должно шире использоваться в практике обучения русскому языку в начальной школе.
Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, в котором четко прописано, что действие моделирования должно является результатом обучения на 4 года обучения, а следовательно, должно быть сформировано на каждом предмета, на каждом году обучения.
Результат по нашему исследованию довольно продуктивный, младшие школьники стали более успешнее по учебе. В ходе преддипломной практики, со временем обучающиеся начали активно использовать моделирование, так как при его помощи младшим школьникам было проще решать целый ряд практических задач.
Важно применять методику моделирования в начальной школе, так как она помогает решать многие педагогические и психологические задачи.
Возможность самостоятельного построения учениками различных моделей при изучении учебного материала помогает детям «учится активно», при этом моделирование применяется в роли учебного средства, способствует выбору способа обобщения изучаемого материала, формирует универсальные учебные действия. Поэтому мы считаем, что моделирование должно шире использоваться в практике обучения русскому языку в начальной школе.



