Связь особенностей саморегуляции и склонности к девиантному поведению у подростков (Удмуртский Государственный Университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: частная школа SOFT г. Москвы.
Выборка: 30 человек – подростки в возрасте 14-16 лет, учащихся 8-9 классов.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические аспекты особенностей саморегуляции и склонности к девиантному поведению у подростков 6
1.1 Социально-психологические особенности подростков с девиантным поведением 6
1.2 Факторы, обуславливающие особенности подростков с девиантным поведением 10
1.3 Особенности саморегуляции подростков13
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей саморегуляции и склонности к девиантному поведению подростков 17
2.1 Организация и методы исследования 17
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 20
2.2.1 Результаты изучения саморегуляции и склонности к девиантному поведению у подростков 20
2.2.2 Связь особенностей саморегуляции и склонности к девиантному поведению у подростков 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ
База исследования: частная школа SOFT г. Москвы.
Выборка: 30 человек – подростки в возрасте 14-16 лет, учащихся 8-9 классов.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические аспекты особенностей саморегуляции и склонности к девиантному поведению у подростков 6
1.1 Социально-психологические особенности подростков с девиантным поведением 6
1.2 Факторы, обуславливающие особенности подростков с девиантным поведением 10
1.3 Особенности саморегуляции подростков13
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей саморегуляции и склонности к девиантному поведению подростков 17
2.1 Организация и методы исследования 17
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 20
2.2.1 Результаты изучения саморегуляции и склонности к девиантному поведению у подростков 20
2.2.2 Связь особенностей саморегуляции и склонности к девиантному поведению у подростков 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность: Проблема девиантного поведения подростков не является новой в психологии, педагогике и других отраслях научного знания. Тем не менее, она остается актуальной, и в связи с этим возникает потребность в новых исследованиях, которые позволят сделать работу по профилактике и коррекции девиантного поведения более эффективной. Современные подростки – это те, кто через 10-15 лет будет во многом определять жизнь общества, и поэтому их психическое и социальное здоровье является предметом внимания многих научных областей и практических сфер деятельности.
Рост различных девиаций связан с неустойчивой социальной, экономической и идеологической обстановкой в современном обществе, что непосредственно влияет на подростков и их поведение, они становятся более тревожными, циничными и агрессивными. У подростков еще нет сформированной жизненной позиции и ускоренный темп жизни, увеличенное количество факторов стресса, разнообразие и объем окружающей их информации оказывает существенное воздействие на психологическое состояние лиц подросткового возраста [3, с. 147].
Формирование саморегуляции имеет особое значение в подростковом возрасте, так как в этот период происходит интенсивное развитие личности. Центральным в личности подростка становится активное стремление к занятию новой социальной позиции, утверждение во взрослом мире и повышенное внимание к своему взрослому миру.
В современно мире возросло внимание к проблеме девиантного поведения в подростковой среде. У подростков с отклоняющимся поведением недостаточно развиты процессы саморегуляции, что проявляется в социально-дезадаптированном поведении, в подчинении групповым тактикам и программам поведения, низком уровне рефлексии и высоком уровне самостоятельности. Развитие саморегуляции у подростков может осложняться в силу специфики возрастного развития на данном этапе социализации, в связи с повышенной эмоциональностью и возбудимостью, излишней порывистостью, частыми сменами настроения, противоречивостью в действиях и поступках, а также трудностями во взаимоотношениях с внешним миром. Особенности девиантного поведения тесно связаны с формированием искаженной системы саморегуляции, что делает особенно актуальной проблему формирования и развития процессов саморегуляции у «трудных» подростков.
Разработанность проблемы: Анализ научной литературы показывает, что вопросам изучения девиантного поведения, сущности этого феномена, факторам и предпосылкам, влияющим на его возникновение посвящены исследованиям С.А. Гапонова, Ю.А. Гущина, Я.С. Дикусар, Е.В. Змановской, Ю.А. Клейберг, В.И. Моросановой, О.С. Петровой, Г.С. Прыгина, А.Г. и Токоякова, Д.М. Томаевой, Л.Б. Шнейдер и др.
Несмотря на то, что вопросы психологической детерминации девиантного поведения активно разрабатываются в психологической науке, остается еще ряд вопросов, недостаточно изученных. К ним относится и вопрос особенностей саморегуляции и склонности к девиантному поведению у подростков.
Проблема состоит в том, что в современной научной литературе достаточно полно описаны вопросы особенности саморегуляции здоровых подростков, но остается не до конца изучен вопрос особенностей саморегуляции и склонности к девиантному поведению у подростков.
Исходя из обозначенной проблемы, мы предприняли исследование, целью которого явилось изучение связи особенностей саморегуляции и склонности к девиантному поведению у подростков.
Актуальность настоящего исследования определяется рядом противоречий и рассогласованностью между: социальным заказом государства и недостаточно научно-обоснованных аспектов реализации; применение устаревших подходов, направленных на предупреждение девиантного поведения и необходимостью разработки современных подходов, способствующих формированию уровня регуляции и предупреждению девиантного поведения.
Объект исследования: склонность к девиантному поведению у подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь особенностей саморегуляции и склонности к девиантному поведению у подростков.
Цель: изучение связи особенностей саморегуляции и склонности к девиантному поведению у подростков.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования особенностей саморегуляции и склонности к девиантному поведению у подростков;
2. Изучить особенности саморегуляции и выраженность склонности к девиантному поведению подростков;
3. Выявить связи саморегуляции и склонности к девиантному поведению.
Теоретико-методологическая основа исследования:
Теория фрустрации как один из путей проявления агрессии Дж. Доллард, Л. Беркович, З. Фрейд, положения деятельностного подхода Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева; авторская концепция индивидуального стиля саморегуляции В.И. Моросановой.
Методы исследования:
1. Организационные методы – метод срезов;
2. Эмпирические методы – опрос, тестирование с помощью диагностических методик (методика определения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел); личностный опросник «автономности-зависимости» Г.С. Прыгина; опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова))
3.Методы обработки результатов -
Выборка исследования: 30 подростков в возрасте 14-16 лет, учащихся 8-9 классов. Г. Москва, частная школа SOFT, 14 из них- мальчики, 16- девочки.
Практическая значимость исследования: данное исследование позволит рассмотреть направления в практической работе психолога для улучшения владения школьников собственной саморегуляцией, а также организовать работу по ее развитию в целях недопущения появления девиантного поведения у подростков.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы в количестве 25 источников, 7 приложений.
Рост различных девиаций связан с неустойчивой социальной, экономической и идеологической обстановкой в современном обществе, что непосредственно влияет на подростков и их поведение, они становятся более тревожными, циничными и агрессивными. У подростков еще нет сформированной жизненной позиции и ускоренный темп жизни, увеличенное количество факторов стресса, разнообразие и объем окружающей их информации оказывает существенное воздействие на психологическое состояние лиц подросткового возраста [3, с. 147].
Формирование саморегуляции имеет особое значение в подростковом возрасте, так как в этот период происходит интенсивное развитие личности. Центральным в личности подростка становится активное стремление к занятию новой социальной позиции, утверждение во взрослом мире и повышенное внимание к своему взрослому миру.
В современно мире возросло внимание к проблеме девиантного поведения в подростковой среде. У подростков с отклоняющимся поведением недостаточно развиты процессы саморегуляции, что проявляется в социально-дезадаптированном поведении, в подчинении групповым тактикам и программам поведения, низком уровне рефлексии и высоком уровне самостоятельности. Развитие саморегуляции у подростков может осложняться в силу специфики возрастного развития на данном этапе социализации, в связи с повышенной эмоциональностью и возбудимостью, излишней порывистостью, частыми сменами настроения, противоречивостью в действиях и поступках, а также трудностями во взаимоотношениях с внешним миром. Особенности девиантного поведения тесно связаны с формированием искаженной системы саморегуляции, что делает особенно актуальной проблему формирования и развития процессов саморегуляции у «трудных» подростков.
Разработанность проблемы: Анализ научной литературы показывает, что вопросам изучения девиантного поведения, сущности этого феномена, факторам и предпосылкам, влияющим на его возникновение посвящены исследованиям С.А. Гапонова, Ю.А. Гущина, Я.С. Дикусар, Е.В. Змановской, Ю.А. Клейберг, В.И. Моросановой, О.С. Петровой, Г.С. Прыгина, А.Г. и Токоякова, Д.М. Томаевой, Л.Б. Шнейдер и др.
Несмотря на то, что вопросы психологической детерминации девиантного поведения активно разрабатываются в психологической науке, остается еще ряд вопросов, недостаточно изученных. К ним относится и вопрос особенностей саморегуляции и склонности к девиантному поведению у подростков.
Проблема состоит в том, что в современной научной литературе достаточно полно описаны вопросы особенности саморегуляции здоровых подростков, но остается не до конца изучен вопрос особенностей саморегуляции и склонности к девиантному поведению у подростков.
Исходя из обозначенной проблемы, мы предприняли исследование, целью которого явилось изучение связи особенностей саморегуляции и склонности к девиантному поведению у подростков.
Актуальность настоящего исследования определяется рядом противоречий и рассогласованностью между: социальным заказом государства и недостаточно научно-обоснованных аспектов реализации; применение устаревших подходов, направленных на предупреждение девиантного поведения и необходимостью разработки современных подходов, способствующих формированию уровня регуляции и предупреждению девиантного поведения.
Объект исследования: склонность к девиантному поведению у подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь особенностей саморегуляции и склонности к девиантному поведению у подростков.
Цель: изучение связи особенностей саморегуляции и склонности к девиантному поведению у подростков.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования особенностей саморегуляции и склонности к девиантному поведению у подростков;
2. Изучить особенности саморегуляции и выраженность склонности к девиантному поведению подростков;
3. Выявить связи саморегуляции и склонности к девиантному поведению.
Теоретико-методологическая основа исследования:
Теория фрустрации как один из путей проявления агрессии Дж. Доллард, Л. Беркович, З. Фрейд, положения деятельностного подхода Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева; авторская концепция индивидуального стиля саморегуляции В.И. Моросановой.
Методы исследования:
1. Организационные методы – метод срезов;
2. Эмпирические методы – опрос, тестирование с помощью диагностических методик (методика определения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел); личностный опросник «автономности-зависимости» Г.С. Прыгина; опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова))
3.Методы обработки результатов -
Выборка исследования: 30 подростков в возрасте 14-16 лет, учащихся 8-9 классов. Г. Москва, частная школа SOFT, 14 из них- мальчики, 16- девочки.
Практическая значимость исследования: данное исследование позволит рассмотреть направления в практической работе психолога для улучшения владения школьников собственной саморегуляцией, а также организовать работу по ее развитию в целях недопущения появления девиантного поведения у подростков.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы в количестве 25 источников, 7 приложений.
В результате проведенного исследования цель достигнута, поставленные задачи решены.
Девиантное поведение в психологических исследованиях рассматривается как феномен, характеризующийся отклонением от нормы. Под данным определением понимается нарушение установленных морально-этических, культурных и нравственных, а также правовых норм, предусмотренных административным и Уголовным кодексами.
Девиантное поведение в различных его проявлениях зависит от индивидуальных психологических особенностей человека. Чаще всего такое поведение возникает вследствие отклоняющегося процесса социализации, а также выступает как следствие неэффективного воспитания и нарушенной адаптации. Существует несколько видов девиантного поведения: аддиктивное, деликвентное и аутоагрессивное, ставящее под угрозу личность и общественный строй в целом. Основной причиной таких форм поведения является личностная и социальная незрелость.
Особенности девиантного поведения тесно связаны с формированием искаженной системы саморегуляции. Внутренние регуляторы личности подростка, такие как ценности, смысловая сфера жизнедеятельности имеют тенденцию к проявлению негативных пристрастий, стремление уйти от реальности, поиск эмоциональных запредельных переживаний, неспособность к ответственности, а способность к саморегуляции слабо развита. Можно предположить, что именно низкие показатели самоконтроля и саморегуляции мешают социализации подростка и ведут к его дезадаптации и - как следствие - девиантному поведению.
Формирование процессов саморегуляции у подростков с девиантным поведением имеет тот же вектор развития, что и у подростков с не девиантным поведением. Но ход развития у девиантных подростков осложнен рядом нерешенных возрастных задач и неадекватным отношением с окружающей действительностью.
Для подтверждения поставленной в исследовании гипотезы о том, что у подростков, склонных к девиантному поведению имеются особенности саморегуляции, было проведено экспериментальное исследование.
Диагностика, проведенная при помощи методики определения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) показала, что у всех испытуемых наблюдаются те или иные формы девиантного поведения. Личностный опросник «автономности-зависимости» Г.С. Прыгина показал, что среди респондентов присутствуют подростки с автономным, зависимым и смешанным типами субъектной регуляции деятельности. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой позволил выделить подростков с низким, средним и высоким уровнями саморегуляции. Корреляционный анализ по общей выборке взаимосвязи между склонностью к проявлению девиантного поведения и уровнем саморегуляции у подростков показал, что чем лучше развиты компоненты осознанной саморегуляции у старших подростков, тем ниже склонность к проявлению девиантного поведения.
Таким образом, формирование саморегуляции у подростков является важной составляющий их воспитания и развития. Поэтому необходимо проводить работу по развитию и формированию способностей и навыков саморегуляции по нескольким направлениям: просвещение, самопознание, развитие и тренировка практических навыков.
Необходимо расширять опыт подростков применение подростков приемов саморегуляции, отработка навыков саморегуляции до уровня привычного и знакомого механизма. Отработка практических навыков саморегуляции эффективнее всего происходит в тренинге, а также в формате сеансов психологической разгрузки, которые помимо профилактики эмоционального напряжения и стресса, позволяют эффективно решить задачи обучения подростков навыкам расслабления, релаксации, восстановления сил и эмоционального состояния.
Важным направлением по развитию навыков саморегуляции подростков становится организация процессов самопознания. Эффективные приемы саморегуляции должны опираться на индивидуальные особенности личности. Особенности темперамента, работоспособности, мыслительных процессов, осознанности и рефлексивности, ведущие мотивы личности предполагают специфику процессов саморегуляции. Знание и понимание обучающимися данных особенностей имеют большой потенциал для развития их саморегуляции, видятся перспективным направлением в работе.
Таким образом, навыки саморегуляции необходимо развивать. Развитые компоненты саморегуляции является препятствием для развития девиантного поведения у подростков. Чем выше навыки саморегуляции, тем активнее и успешнее происходят процессы социализации и адаптации ребенка, обеспечивая его психологическое благополучие.
Девиантное поведение в психологических исследованиях рассматривается как феномен, характеризующийся отклонением от нормы. Под данным определением понимается нарушение установленных морально-этических, культурных и нравственных, а также правовых норм, предусмотренных административным и Уголовным кодексами.
Девиантное поведение в различных его проявлениях зависит от индивидуальных психологических особенностей человека. Чаще всего такое поведение возникает вследствие отклоняющегося процесса социализации, а также выступает как следствие неэффективного воспитания и нарушенной адаптации. Существует несколько видов девиантного поведения: аддиктивное, деликвентное и аутоагрессивное, ставящее под угрозу личность и общественный строй в целом. Основной причиной таких форм поведения является личностная и социальная незрелость.
Особенности девиантного поведения тесно связаны с формированием искаженной системы саморегуляции. Внутренние регуляторы личности подростка, такие как ценности, смысловая сфера жизнедеятельности имеют тенденцию к проявлению негативных пристрастий, стремление уйти от реальности, поиск эмоциональных запредельных переживаний, неспособность к ответственности, а способность к саморегуляции слабо развита. Можно предположить, что именно низкие показатели самоконтроля и саморегуляции мешают социализации подростка и ведут к его дезадаптации и - как следствие - девиантному поведению.
Формирование процессов саморегуляции у подростков с девиантным поведением имеет тот же вектор развития, что и у подростков с не девиантным поведением. Но ход развития у девиантных подростков осложнен рядом нерешенных возрастных задач и неадекватным отношением с окружающей действительностью.
Для подтверждения поставленной в исследовании гипотезы о том, что у подростков, склонных к девиантному поведению имеются особенности саморегуляции, было проведено экспериментальное исследование.
Диагностика, проведенная при помощи методики определения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) показала, что у всех испытуемых наблюдаются те или иные формы девиантного поведения. Личностный опросник «автономности-зависимости» Г.С. Прыгина показал, что среди респондентов присутствуют подростки с автономным, зависимым и смешанным типами субъектной регуляции деятельности. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой позволил выделить подростков с низким, средним и высоким уровнями саморегуляции. Корреляционный анализ по общей выборке взаимосвязи между склонностью к проявлению девиантного поведения и уровнем саморегуляции у подростков показал, что чем лучше развиты компоненты осознанной саморегуляции у старших подростков, тем ниже склонность к проявлению девиантного поведения.
Таким образом, формирование саморегуляции у подростков является важной составляющий их воспитания и развития. Поэтому необходимо проводить работу по развитию и формированию способностей и навыков саморегуляции по нескольким направлениям: просвещение, самопознание, развитие и тренировка практических навыков.
Необходимо расширять опыт подростков применение подростков приемов саморегуляции, отработка навыков саморегуляции до уровня привычного и знакомого механизма. Отработка практических навыков саморегуляции эффективнее всего происходит в тренинге, а также в формате сеансов психологической разгрузки, которые помимо профилактики эмоционального напряжения и стресса, позволяют эффективно решить задачи обучения подростков навыкам расслабления, релаксации, восстановления сил и эмоционального состояния.
Важным направлением по развитию навыков саморегуляции подростков становится организация процессов самопознания. Эффективные приемы саморегуляции должны опираться на индивидуальные особенности личности. Особенности темперамента, работоспособности, мыслительных процессов, осознанности и рефлексивности, ведущие мотивы личности предполагают специфику процессов саморегуляции. Знание и понимание обучающимися данных особенностей имеют большой потенциал для развития их саморегуляции, видятся перспективным направлением в работе.
Таким образом, навыки саморегуляции необходимо развивать. Развитые компоненты саморегуляции является препятствием для развития девиантного поведения у подростков. Чем выше навыки саморегуляции, тем активнее и успешнее происходят процессы социализации и адаптации ребенка, обеспечивая его психологическое благополучие.
Подобные работы
- Склонность к виктимному поведению у студентов бакалавриата первого и выпускного курсов обучения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Особенности Я-концепции подростков с саморазрушающим поведением
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018



