РЕСТАВРАЦИЯ МРАМОРНОЙ ВАЗЫ-СВЕТИЛЬНИКА С НАДГРОБИЯ АЛЕКСЕЯ БОГДАНОВИЧА ЧЕЛИЩЕВА (1800-Е ГГ., НЕКРОПОЛЬ XVIII ВЕКА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ГОРОДСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ)
1. Введение
2. Основная часть.
2.1. Глава 1. Историческая справка;
2.2. Глава 2. Паспорт реставрации.
3. Заключение.
4. Список использованной литературы.
5. Перечень иллюстраций.
6. Приложения.
5.1 Лабораторные исследования.
5.2 Картограммы выполненных работ.
5.3 Фотофиксационные материалы дореставрации, в процессе и после окончания работ.
За время развития Российской Империи Петербург в течение двух столетий являлся столицей огромной и великой державы. В это время Петербург был средоточием не только политической или экономической, но еще и культурной жизни. В связи с этим быстро развивалось искусство, выводя Российскую Империю на один уровень с европейскими державами. Памятники монументальной скульптуры Петербурга широко известны и за пределами нашей страны. Изучение скульптуры невозможно без рассмотрения всех ее разделов. Особое значение в этой нише занимает художественная мемориальная скульптура, примеры которой помимо музейных экспозиций, в больших количествах располагаются в Петербургских некрополях.
Данный вид искусства также развивался в общем русле с другими видами прикладного искусства и архитектуры, но при этом сохранял ряд специфических черт. Прежде всего, это условия заказа памятника, в которых личные вкусы заказчика играли не меньшую роль, чем особенности художественного мышления эпохи и уровень мастерства исполнителя. Формы надгробий, как и обывательские вкусы, были весьма консервативны и могли не изменяться десятилетиями. Тем более интересно, что эволюция художественных стилей все же заставляла эволюционировать и этот вид искусства, как никакой другой, придерживающийся традиционных форм. Вклад в него привнесли многие известнейшие деятели искусства.
Петербургские некрополи – это летопись города, хранящая тысячи имен государственных деятелей, военных, ученых, артистов, писателей, художников, музыкантов. Это цвет духовной и политической жизни России.
Мемориальная пластика – функциональный по своей природе вид искусства, который не может быть замкнут в чисто эстетических категориях. Художественная форма надгробного памятника обусловлена традицией, в отдельных элементах настолько глубокой, что они уже не могут быть восприняты во всей полноте и содержательности смысла. В особенности это касается рядовых надгробий простейших форм, воспроизводимых без изменений из поколения в поколение: могильный холм, плита, крест. Форма надгробной плиты, известная еще в XVI–XVII вв., остается ведущей в петербургском некрополе XVIII в.
Одно из главных требований к камню – это его долговечность, которая определяется его механической прочностью и устойчивостью к выветриванию. В «Справочнике архитектора» (т. XIV . М., 1952) приводятся данные по долговечности камня: первые признаки разрушения гранитных изделий проявляются примерно в течение 500 лет, мраморных – в 150 лет, песчаниковых – в 100 лет.[ , С.132-133]
Разрушение камня в городской (антропогенной) среде протекает значительно быстрее, чем в естественных условиях. Причиной являются особенности городских экосистем, где влияние антропогенного фактора выходит на первый план. Таким образом, процессы разрушения природного камня в техногенных экосистемах принимают ускоренный характер и обусловлены комплексным воздействием на материал физических, химических и биологических факторов, которые тесно взаимосвязаны.
Цели и задачи работы
Целью выпускной квалификационной работы является проведение реставрации мраморной вазы-светильника (с плинтом) с надгробия Алексея Богдановича Челищева, находящегося в Некрополе XVIII века, Государственного музея городской скульптуры, на Петровской дорожке под номером 78.
Главной задачей работы является выведение вазы из аварийного состояния, путем восстановления утраченной конструктивной части в виде фрагмента ножки вазы, т.к. вазе грозит обрушение. Так же необходимо проведение мастиковок сквозных трещин ножки и плинта вазы. Важной задачей является проведение комплекса консервационных мероприятий по устранению атмосферных загрязнений и биологических деструкторов, проникших вглубь камня и изменивших его внешний облик, а также удаление черной гипсовой корки с поверхности тулова вазы.
Большинство скульптурных памятников на территории городских некрополей в наше время находятся в неудовлетворительном состоянии, и требует проведения реставрационных, консервационных работ, а так же постоянного наблюдения за их состоянием. Учитывая срок разрушения камня в условиях городской среды (500 лет для гранита и 150 лет для мрамора) многие памятники XVIII-XIX в. на территории некрополей начали разрушаться под воздействием времени и атмосферно-влажностного режима климата.
В результате выполненной работы элемент с надгробия А.Б. Челищева выведен из аварийного состояния, путем восстановления утраченной конструктивной части в виде фрагмента ножки вазы. Поверхность расчищена от стойких биологических загрязнений, проникших вглубь камня и изменивших его внешний облик. Устранены атмосферные гипсовые наслоения с тулова и ножки вазы-светильника. Выполнена мастиковка дефектов с последующей консервацией поверхности. Реставрационные этапы сопровождены фотофиксацией, составлены картограммы отражающие состояние сохранности памятника до начала работ.
1. Кобак А.В., Пирютко Ю.М. Исторические кладбища Санкт-Петербурга. М.; СПб.: 2009. - С152, С72, 153, 143.
2. Булах А.Г. Скульптура XVIII- XIX в. На открытом воздухе. Проблемы сохранения и экспонирования. СПб.: - 2010. - С2,57,58,59.
3. Нетунахина Г.Д. и др. Ленинградский Музей городской скульптуры. Краткий путеводитель. – Л.:1972. - С.81.
4. Ермонская В.В., Нетунахина Г.Д., Попова Т.Ф. Русская мемориальная скульптура. М.: 1978. - С62, 63, 64.
5. Булах А.Г., Абакумова Н.Б. Каменное убранство центра Ленинграда. – Л.: 1987. С 132,133.
6. Франк-каменецкая О.В., Власов Д.Ю. Мониторинг состояния памятников из камня: Учебное пособие. – СПб: 2014. С.3.
7. Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи, стр. 33
Интернет-ресурсы:
8. Проект Геральдика.ру 2006-2017гг. [https://gerbovnik.ru/arms/183.html] –Статья в интернете.
9. Некрополь Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры –[«URL: http://lavraspb.ru/ru/nekropol/view/item/id/1011/catid/3»] – Статья в интернете.
10. В.Симанский. РБС/ВТ/ Челищев, Алексей Богданович. – [URL: https://ru.wikisource.org/wiki»]. – Статья в интернете.