ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 7
1.1. Понятие, сущность и виды мотивации 7
1.2. Подходы к формированию системы мотивации 13
1.3. Специфические черты системы мотивации работников дошкольных
организаций 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ МБДОУ Д/С №3 29
2.1. Организационная характеристика МБДОУ д/с №3 29
2.2. Анализ системы управления персоналом МБДОУ д/с №3 34
2.3. Анализ действующей системы мотивации МБДОУ д/с №3У 38
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ В МБДОУ Д/С №3
38
3.1. Направления и мероприятия по совершенствованию системы мотивации
в МБДОУ д/с №3 51
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что один из решающих факторов в эффективности и конкурентоспособности дошкольной образовательной организации - обеспечение высокого качества кадрового потенциала.
Важнейшим, стратегически значимым фактором роста устойчивости и конкурентоспособности современной организации в настоящее время выступает человеческий капитал, материализованный в конкретном персонале, работниках, поэтому столь важна задача поиска эффективных подходов к мотивации их труда.
В настоящее время в своем большинстве российские организации рассматривают человеческий капитал в качестве второстепенного фактора, и в процессе мотивации труда своих работников используют зачастую устаревшие подходы. Между тем, современная научная экономическая парадигма в качестве базового фактора устойчивости и конкурентоспособности определяет именно человеческий капитал. Современным организациям для создания и поддержания устойчивых конкурентных преимуществ необходима квалифицированная команда работников. Поэтому столь важно решить задачу создания высокоэффективного механизма мотивации труда работников.
Эффективная система мотивации работников позволяет повысить их производительность и инновационную активность, тем самым позволит усилить конкурентные преимущества.
Результаты деятельности многих дошкольных организаций и накопленный опыт их работы с кадрами показывают, что формирование коллективов, обеспечение высокого качества кадрового потенциала является решающими факторами их эффективного функционирования.
В связи с новыми требованиями ФГОС в системе образования, дошкольные организации остро нуждаются в профессиональном кадровом составе. Возникает необходимость в совершенствовании действующей
системы управления персоналом и системы мотивации труда работников.
Всё вышесказанное определяет актуальность выпускной квалификационной работы.
Цель исследования - разработка мероприятий, направленных на совершенствование системы мотивации труда работников дошкольной организации.
Объект исследования - система мотивации труда работников МБДОУ детский сад №3.
Предмет исследования - современные механизмы формирования эффективной системы мотивации труда работников.
На основании цели исследования определены следующие задачи выпускной квалификационной работы:
- провести исследование современных подходов к формированию эффективной системы мотивации труда работников дошкольных организаций;
- проанализировать действующую в МБДОУ детский сад №3 систему трудовой мотивации работников, выявить её основные недостатки;
- разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности системы мотивации труда в МБДОУ детский сад №3.
Теоретико-методологической базой исследования является теоретический и методический опыт формирования системы мотивации труда работников в современных условиях на основании трудов отечественных и зарубежных специалистов в области мотивации.
Представлен анализ наиболее популярных теорий мотивации труда работников, которые отличаются меж дисциплинарностью, включают подходы, содержащиеся в таких науках, как психология, маркетинг, менеджмент и экономика (МаслоуА.,АлдаферК., МакклелландД., ГербергФ., ОучиВ. и др.)
Теоретическую базу исследования составляют работы исследователей в области менеджмента, управления персоналом, мотивации и стимулирования труда.
Информационную базу исследования составили внутренние документы МБДОУ детский сад №3.
Методы исследования в ВКР составляют системный анализ, метод анализа и измерения, метод сравнения, социологического исследования.
База исследования - МБДОУ детский сад №3г. Ярцева Смоленской области.
Структура работы определена характером исследуемых в ней проблем. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Как и любая система, система управления мотивацией труда опирается не только на законы и закономерности, которые изучаются в рамках различных наук, связанных с управлением, но и на закономерности и принципы, которые присущи только данному процессу.
Для эффективного управления работниками дошкольной образовательной организации используются различные методы, которые можно разделить на три основные группы:
1. административные методы;
2. экономические методы;
3. социально-психологические методы.
Успех деятельности любой дошкольной организации обеспечивается уровнем профессионализма её персонала, а тормозят её развитие работники, не соответствующие занимаемой ими должности по своим квалификационным и профессиональным требованиям.
Наибольшей эффективности и качество системы управления мотивацией достигается тогда, когда методы мотивации применяются комплексно. Применение комплекса методов мотивации позволяет оказывать всесторонней воздействие на работника, что помогает сформировать эффективную систему мотивации.
В ходе исследования нами был проведен анализ деятельности и системы мотивации в МБДОУ детский сад №3, который является образовательным учреждением, реализующим программы дошкольного образования.
Во второй главе в процессе анализа системы мотивации труда работников МБДОУ детский сад №3 были выявлены следующие проблемы:
- не обеспечены мотивация и морально - психологический климат;
- в основе системы заработной платы заложен ФОТ на финансирование
разных категорий сотрудников из двух бюджетов: областного и
64
муниципального, что вносит раздор в морально-психологический климат,
рабочий настрой коллектива и мотивацию сотрудников;
- платные дополнительные образовательные услуги в МБДОУ детский сад №3, т.к. существует ряд ограничений по вводу услуг;
- педагоги, недавно пришедшие в МБДОУ детский сад №3, не вовлечены максимально в образовательный процесс;
- не до конца определены основные направления совершенствования и развития системы мотивации труда работников МБДОУ детский сад №3.
Для преодоления данных проблем был разработан ряд мероприятий по совершенствованию системы мотивации труда работников. Мероприятия направлены на:
- повышение уровня мотивации у работников МБДОУ детский сад №3;
- повышение привлекательности МБДОУ детский сад №3путем совершенствования адаптационных процессов, материальным стимулированием молодых специалистов и вновь пришедших работников;
- стимулирование всех категорий работников МБДОУ детский сад №3;
- развитием дополнительных платных образовательных услуг в МБДОУ детский сад №3.
Необходимо отметить и значимость разработанных мероприятий по повышению мотивации работников. Согласно внесённым дополнениям в положение о распределении стимулирующей части ФОТ МБДОУ детский сад №3, в части критериев оценки результативности профессиональной деятельности каждый работник будет заинтересован в творческом, индивидуальном подходе к исполнению своих должностных обязанностей.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации»
3. Абакумова Н. Н. Управление персоналом организации: современные технологии: учебник / под ред. С.И. Сотниковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 513 с.
4. Абанкина, И.В., Козьмина Я.Я., Филатова Л.М. Мотивация педагогических кадров, оплата труда, ожидания педагогов в дошкольном образовании // Информационно-аналитические материалы по результатам социологических обследований. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2016. №19. С. 1-6.
5. Акифьева Л.В., Гусева О.В. Мотивация и стимулирование труда в системе управления в системе управления персоналом // В сборнике: Инновационное развитие экономики. Будущее России материалы и доклады V Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. - 2018. - С. 16-19.
6. Бабкина О.Н. Мотивация и стимулирование трудовой
деятельности: учебное пособие. - М.: СтГАУ - «Агрус», 2017. - 116 с.
7. Бабкина О.Н. Мотивация и стимулирование трудовой
деятельности: учебное пособие. - М.: СтГАУ - «Агрус», 2017. - 116 с.
8. Банных М. В., Тукова Е. А. Методы мотивации и стимулирования труда в организации // Проблемы экономики и менеджмента. 2016. № 1 (53). С. 31-34.
9. Боковня А. Е. Мотивация - основа управления человеческими ресурсами (теория и практика формирования мотивирующей
66
организационной среды и создания единой системы мотивации компании):
монография. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 144 с.
10. Генкин Б. М. Мотивация и организация эффективной работы (теория и практика): монография. - 2-е изд., испр. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 352 с.
11. Дуракова И. Б. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: учебное пособие / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 301 с.
12. Ермилова Ю.П., Хабарова А.С. Трудовая мотивация и ее влияние на систему подбора персонала в коммерческой организации // Форум молодых ученых. 2018. № 1 (17). С. 374-378.
13. Золотарева, А.В. Управление образовательной организацией. Развитие учреждения дополнительного образования детей: учебное пособие.
- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 291 с.
14. Ивановская Л. В. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А.Я. Кибанова. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 695 с.
15. Кардапольцев К.В., Романова Е.Д. Реализация системы мотивации через систему управления персоналом // Научный журнал. - 2016.
- № 6 (7). - С. 84-87.
16. Кибанов А. Я. Основы управления персоналом: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 440 с.
... Всего источников – 40.