ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Общее понятие конфликта в организации 7
1.2. Типология конфликтов в организации и причины их
возникновения 10
1.3. Методы профилактики и приемы разрешения конфликтов в
организации 19
2. ОЦЕНКА ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
КОНФЛИКТАМИ В ТЦ "ФИЕСТА" 27
2.1. Организационно-экономическая характеристика танцевального
центра "Фиеста" 27
2.2. Анализ конфликтов в ТЦ "Фиеста" 33
2.3 Сравнительно-сопоставительный анализ конфликтов ТЦ "Фиеста 47
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ
КОНФЛИКТНЫМИ СИТУАЦИЯМИ В ТЦ
"ФИЕСТА" 56
3.1 Разработка рекомендаций по управлению конфликтами в
ТЦ"Фиеста" 56
3.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
Конфликты возникают практически во всех сферах жизнедеятельности людей в процессе их взаимодействия и являются естественным состоянием любого общества, большинства организаций. Социальная жизнь многообразна по своей сути. В ней всегда происходит столкновение интересов, ценностей, противоположных мнений людей, идет нескончаемый процесс борьбы за власть, за ресурсы, за собственность, за выживание в этом непростом и жестоком глобальном обществе. Поэтому управление конфликтами актуально для организаций всех типов и всех форм собственности, действующих в бизнесе, государстве, обществе. Овладение знаниями, умениями и навыками управления в конфликтной ситуации, разрешения конфликтов является важной компетенцией менеджера любого уровня [18, с.197]. Это и обуславливает актуальность темы исследования.
Однако нет единой, универсальной методики управления конфликтами в организации.
Обозначенное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: насколько эффективно воздействие структурных методов на управление конфликтами в организации.
Управление конфликтами является важнейшей функцией руководителя. Чтобы эффективно управлять конфликтом, необходимо знать типологию, причины, следствия и методы управления конфликтами.
Это определило выбор темы настоящего исследования - «Управление конфликтами в организации (на примере ИП Голиков И.В. ТЦ "Фиеста")".
Цель исследования: разработать методические рекомендации по управлению конфликтами в организации.
Объект: ТЦ "Фиеста" ИП Голиков.
Предмет исследования: процесс управления конфликтами в ТЦ
Фиеста" ИП Голиков.
В соответствии с целью, объектом, и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
1) изучить теоретико-методологические основы конфликтов и
управления конфликтами;
2) оценить технологию организации управления конфликтами в организации;
3) разработать программу экспериментальной работы и проверить ее эффективность на практике;
4) разработать рекомендации по совершенствованию управления конфликтами в организации.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение научной литературы по проблеме исследования.
2. Практические: анкетирование, эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты).
Период исследования: май 2016 года - декабрь 2016 года
Анализ научной литературы показал, что в процессе деятельности организации могут возникать конфликты, затрагивающие различные сферы, как управленческие, так и исполнительные. В конечном итоге неправильная организация управления конфликтами приводит к падению производительности труда, ухудшению условий труда, к падению выручки организации.
Сущность конфликта раскрывается как важнейшая сторона взаимодействия людей в организации, нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои определенные цели двух сторон. Под конфликтом в организации понимается процесс, обусловленный отсутствием «согласия» между субъектами совместной деятельности (взаимодействия) в рамках организации или в межорганизационном пространстве. Конфликт является неотъемлемой частью жизнедеятельности организации.
В работе обоснованы дидактические и методические аспекты организации управления конфликтами в ТЦ "Фиеста" .
Организация - это сложная система с множеством элементов, многообразием горизонтальных и вертикальных связей, отношениями власти и субординации. Поэтому в ней возникают самые разные причины и типы конфликтов. В теории и практике управления конфликтами в производственных ситуациях известны две стратегии: предупреждение конфликтов и разрешение конфликтов. Предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешить их.
Профилактика конфликтов - это вид управленческой деятельности, который состоит в заблаговременном распознании, устранении или ослаблении конфликтогенных факторов.
Существует достаточно много методов управления конфликтов, которые можно разделить на группы: внутриличностные, структурные, межличностные методы, переговоры, ответные агрессивные действия.
Управление конфликтом - это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин конфликта или по коррекции поведения участников конфликта, изменению их целей.
Теоретические выводы были подтверждены на практике.
Исследование проходило в три этапа. Первый и третий (констатирующий и контрольный) были направлены на выявление уровня управления конфликтами сотрудниками танцевального центра с использованием анкетирования.
Формирующий эксперимент представлен программой, которая способствует уменьшению конфликтных ситуаций в танцевальном центре "Фиеста". Программа включает в себя пять направления работы: работа с нормативными документами, проведение собрания сотрудников, проведение корпоративного мероприятия, проведение психологического тренинга по управлению и профилактике конфликтов и вторичное проведение собрания сотрудников.
Сравнительно-сопоставительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента показал положительную динамику в управлении конфликтами. На основании проведенного исследования были разработаны методические рекомендации, способствующие уменьшению числа конфликтов внутри организации.
Была дана оценка эффективности рекомендуемых мероприятий, которая показала положительный результат.
Задачи поставленные в работе решены, цель исследования достигнута.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
2. Агеева Л.Г., Конфликтология: теоретический краткий курс: Учебное пособие / Л.Г. Агеева.- Ульяновск: Ул.ГТУ, 2010. — 200 с.
3. Андреев, В.К. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов / В.К.Андреев. - Казань, 2007. — 212 с.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. 2-е издание., перераб., доп. М.; ЮНИТИ, 2002. — 591 с.
5. Богатырева, Н. Конфликтогены или как вести себя в конфликте / Н.Богатырева // Управление персоналом. - 2008. - №20. - с.77-81.
6. Буртовая Е.В., Конфликтология. Учебное пособие, 2008. — 217 с. Галтунг Й. Культурное насилие // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 8: Насилие: тенденции и альтернативы. - М., 1995. — 307 с.
7. Глазл Ф. Конфликт-менеджмент: Настольная книга руководителя и консультанта / Пер. с нем. - Калуга: Духовное познание, 2015. - 320 с.
8. Гуськов А.Я. Конфликтология: Учебное пособие для бакалавров / А.Я. Гуськов- Москва: Проспект, 2013. — 340 с.
9. Дмитриев А. В. Конфликтология: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2010. — 256 с.
10. Дятлов А.Н., Плотников М.В. Общий менеджмент. Основы управления персоналом. М.: Дело, 2003. — 336 с
11. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций - Ростов-на- Дону: Феникс, 2011. — 223-с.
12. Ивасенко А.Г. Разработка управленческих решений: Учебное пособие. - 2 - е изд. доп. и перераб. / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, Е.Н. Плотникова. - М.: КНОРУС, 2010. — 269 с.
13. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. - С. 360.
14. Кибанов А.Я., Конфликтология: Учебник / А.Я Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова; Под. ред. А.Я. Кибанова.-2-изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2011. — 301 с.
15. Князев С.Н. Управление: искусство, наука, практика: Учеб. пособие. Мн.: Армита - Маркетинг, Менеджмент, 2002. - 512 с.
16. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб.пособие. - М.: ВЛАДОС, 2001. - С. 250.
17. Лебедев В. Коллектив как социальный объект управления // Проблемы теории и практики управления.-2015.-№ 4.- С.187.
18. Лукин, Ю.Ф. Конфликтология : управление конфликтами :
Manage ment of the conflicts : учебник для вузов / Ю.Ф. Лукин. — М. : Академический Проект ; Гаудеамус, 2007. — 799 с. — (Gaudeamus ;
Фундаментальный учебник).
19. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. — М.: МГУ, 2013. - С .270
20. Румянцева З. П., Общее управление организацией. Теория и практика. Издательство: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 304 с.
21. Хисматуллина З.Н. Организационные конфликты: понятие и типология // Фундаментальные исследования. - 2005. - № 3, - 290 с.
22. Черный Г. П. Педагогическая технология массового праздника. М., 1990. — 180 с.
23. Черняк Е.Б. Вековые конфликты. М.: Международные
отношения, 1988. — 400 с.
24. Шаленко В.Н. Актуальные проблемы трудовой конфликтологии// - 2006. - №3. - С.-230.
25. Шило И.Н. Конфликт как предмет социологии организации// Современная конфликтология в контексте культуры и мира (Материалы I Международного конгресса конфликтологов) / под. ред. Е.И. Степанова.- М.: Эдиториал УРСС, 2001.- С. 402.
26. Щербина М.В. Формирование процедур предупреждения и разрешения трудовых конфликтов / Дис. к. э. н.: Хабаровск, 2005, Государственный биробиджанский педагогический институт, 180-с.
27. Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования Санкт-Петербург 2012 - с. 18. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //koledj .ru