Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Скука в духовном опыте героев романа И.А. Гончарова "Обрыв"

Работа №123004

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы85
Год сдачи2017
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
104
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
До романтиков: на пути к скуке 5
Скука и романтизм 8
Романтик Райский 11
Райский в борьбе со Скукой 22
Им неведома Скука 43
Нигилизм и одиночество: Скука Марка Волохова 49
Заключение 66
Примечание 68
Библиография 79


Трилогия Ивана Александровича Гончарова, с его же лёгкой руки, воспринимается как единое целое; три произведения оказываются связаны внутренним единством. И даже если бы Гончаров не написал о том, что видит в своих произведениях "не три романа, а один", критики и литературоведы пришли бы к этому выводу сами. Многие основные темы, мотивы и конфликты переходят из одного романа в другой, естественным образом трансформируясь, развиваясь и преображаясь. Не является исключением и тема скуки.
Вопрос о корнях и причинах скуки волновал Гончарова на протяжении всего его творческого пути. Этой "болезнью века" заражал он своих главных героев, страдал от неё и он сам. Скука как литературный мотив к началу творческих исканий писателя уже не была новостью. И в русской, и в западной литературе этот мотив был всячески осмыслен и обыгран представителями романтического направления. Именно они через саморефлексию своего героя вводят в литературу размышления о скуке, как и о многих других чувствах, ранее не подвергавшихся осмыслению. В случае со скукой такая рефлексия приведёт к тому, что в 1836 году в своём романе "Исповедь сына века" А. Мюссе назовёт этот недуг "болезнью века". Так внимание к отдельной личности поспособствует выявлению типичного свойства людей целой эпохи.
Гончаров тоже был представителем этой эпохи, поэтому проблема скуки не могла его не коснуться. "Скучающий герой" появляется и в "Обыкновенной истории", и в "Обломове", но своей квинтэссенции эта тема достигает в последнем романе — "Обрыв". В нём тема скуки сквозит из всех щелей, становясь темой для разговоров героев, предметом внутренних монологов Райского, а также важным мотивом, на который постоянно обращает внимание повествователь. Тема скуки пересекается с другими ведущими сюжетными темами: творчества, любви и страсти. Скука как будто становится ещё одним полноправным персонажем действия. Она всегда присутствует на заднем плане повествования, периодически выходя на первый. Однако трактовка Гончарова не вполне традиционна. Как это было свойственно романтическим произведениям, скука поглощает только главного героя, которому как раз романтические установки свойственны. Но в романе Гончарова не он один является мыслящим героем, симпатия повествователя явно не только на его стороне да и вопрос о том, главный ли он герой, уже в середине романа становится не таким очевидным. Всё это заставляет задуматься о месте проблемы скуки в творчестве Гончарова и в его последнем романе в частности.
Об этой проблеме, так или иначе, говорили многие исследователи, чаще всего в связи с общей характеристикой творчества романиста или его второго романа — "Обломов". Однако отдельных исследований, посвящённых природе скуки в "Обрыве", не предпринималось. Попытки обратить внимание на этот вопрос предпринимаются в настоящей работе.
Прежде чем перейти к основной части работы, стоит оговориться, что в ней рассматриваются не все персонажи романа. Так как основным толчком к рассуждению на эту тему послужила работа немецкого филолога Вальтера Рэма, главный интерес исследования представляли в определённом смысле парные персонажи — Райский и Волохов. Именно с этими героями связан мотив скуки; с каждым по-своему, по разным причинам. Хотя, как будет показано ниже, между этими причинами больше общего, чем кажется. Кроме того, интерес представляет собой противоположная пара героев, объединённая отношением со скукой — это Аянов и Марфинька. Именно эти персонажи и составляют главный объект настоящего исследования.
Работа состоит из введения, шести разделов, заключения и приложения в виде перевода основных тезисов книги немецкого филолога Вальтера Рэма "Гончаров и Якобсен, или Скука и апатия", выполненного мной. 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Возникнув в эпоху романтизма, тема скуки продолжает развиваться и преобразовываться в литературе и дальше. В творчестве И.А. Гончарова она занимает совершенно особое место. В свете его неоднозначных отношений с романтической традицией неоднозначной становится и проблема "скучающего героя", наиболее явно проявившаяся в последнем романе писателя — "Обрыв". С одной стороны, скука здесь выступает как маркер героя-романтика и с этой точки зрения могла бы служить средством иронии повествователя. Но с другой стороны, скука также выступает как форма "болезненного" восприятия времени, свойственного главным образом главному герою, который, попадая в исконно близкую ему среду, в общество людей с другим восприятием времени, пытается понять, в чём причина его недуга. Ко всему этому добавляется ещё и то, что Райский находится в вечном поиске "точки опоры". Но этот вечный поиск, в свою очередь, не даёт ему разочароваться в жизни, как это было свойственно романтикам. Поиск красоты, умение находить её в окружающей его действительности и искренне восхищаться ей — вот, что помогало Райскому отгонять от себя назойливый призрак скуки. Финал романа всё-таки можно считать скорее оптимистичным, нежели ироничным. Не только Гончарову удалось разделаться со скукой, как писал Рэм, но и его герой справился с этой задачей.
Совершенно по-другому сложилась судьба Марка. Его история — это, скорее, история медленного поглощения скукой, история её постепенного осознания, история её победы. Очень символично, что момент поражения Волохова в этой борьбе совпадает с его романтическим уходом. Одиночество и потеря ориентиров — вот главные причины его уязвимости перед этим беспощадным чувством.
Но Гончарову важно было создать контраст: скука и отсутствие таковой. В этом и суть "скучающего героя", что он одинок в своём чувстве. (В случае с Марком Скука не эксплицирована в романе). Однако романист пошёл ещё дальше: он не просто нарисовал образы не скучающих героев, но представил их в абсолютно различных ситуациях, пространствах, наделил разными характерами, образами жизни и ценностями, то есть максимально расширил спектр не только чувства скуки, но и чувства свободы от неё. И Марфинька, и Аянов — персонажи своего пространства, полностью совпадающие с ним. Кроме того, их судьбы совпадают с их представлениями об идеале, то есть они совпадают не только с тем пространством, в котором они обитают, но и с той жизнью, которой они живут.
Получается, что в романе читателю представлены два абсолютно не связанных друг с другом пути избавления от скуки. Первый ‒ после долгих поисков и самоанализа, осознанно прийти к своему делу. Райский долго искал спасения в творчестве и, наконец, там его и обрёл. Второй путь ‒ полное совпадение с тем миром, в котором живёт человек, жизнь в полной гармонии с собственными представлениями об идеале. Первый путь ‒ знание и борьба, второй ‒ незнание и покой.
Как уже было сказано во введении, не все герои были подвергнуты анализу в ходе настоящей работы. Так, главные героини романа — Вера и бабушка — остались за рамками исследования. Их взаимоотношения со Скукой не так очевидны и требуют тщательного рассмотрения. Кроме того, ещё один "участник" действия остался без внимания. Речь идёт о повествователе. Повествователь, а также автор "Обрыва" — наиболее сложные, но потому самые интересные участники полилога со Скукой. Всё это можно рассматривать в качестве векторов дальнейшего исследования.



1. Бердяев, Н.А. Самопознание : (Опыт философской автобиографии). — М.: Книга, 1991. — 445 с.
2. Гельвеций, К.-А. Сочинения в двух томах. — Т.2. М., 1974. — 687 с.
3. Гончаров, И. А. Обрыв. Роман в пяти частях // Гончаров И. А. Полное собрание сочинений и писем в двадцати томах. Том. 7. СПб.: Наука, 2004.
4. Гончаров, И.А. Лучше поздно, чем никогда: (Критические заметки) // Гончаров И. А. Собрание сочинений: В 8 т. – М., 1952–1955. – Т. 8. Статьи, заметки, рецензии, автобиографии, избранные письма. – 1955. – С. 64–113.
5. Гончаров, И.А. Намерения, задачи и идеи романа "Обрыв"// Гончаров И.А. Собрание сочинений: В 8 т. – М.,1952–1955. – Т. 8. Статьи, заметки, рецензии, автобиографии, избранные письма. – 1955. – С. 208–220.
6. Краус, В. Нигилизм и идеалы : Эссе. ‒ М.: Радуга, 1994. ‒ 253с.
7. Кьеркегор, С. Страх и трепет: диалектическая лирика Иоханнеса де Силенцио — М.: Академический Проект, 2014. — 153 с.
8. Паскаль, Б. Мысли. — М., 2000. — 365 с.
9. Страхов, Н.Н. Борьба с Западом. — М.: Институт русской цивилизации, 2010. — 576 с.
10. Толстой, А.К. Собрание сочинений: В 4т. — М., 1963. Т.1. Стихотворения. — 799 с.
11. Шпенглер, О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. В 2т. ‒ М.: Мысль, 1998.
Справочная литература
12. Даль, В.И. Толковый словарь живаго великорусскаго языка. ‒ М., 1863.
13. Древнегреческо-русский словарь / Сост.: Дворецкий И.Х. под ред.: Соболевского С.И. — М., 1958.
14. Словарь Академии Российской. 1789-1794: В 6т. — М.: МГИ им. Е.Р Дашковой, 2001-2006.

Исследования
15. Rehm, W. Gontscharov und Jacobsen oder Langeweile und Schwermut. Göttingen, 1963. — 168 S.
16. Алексеев, П.П. Цивилизационный феномен романа И.А. Гончарова ''Обрыв'' // И.А. Гончаров: Материалы Международной конференции, посвящённой 190-летию со дня рождения И.А. Гончарова: Сборник русских и зарубежных авторов. ‒ Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2003. – С. 124-145.
17. Багаутдинова, Г.Г. Роман И.А. Гончарова "Обрыв": Борис Райский художник. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2001. – 103 с.
18. Базылев, В.Н. Мифологема скуки в русской культуре: (И.А. Гончаров "Обыкновенная история"). // Res Linguistica : К 60-летию д.филол.н., проф. Владимира Петровича Нерознака — М., 2000. — 445 с.
19. Балашова, Е.А. Литературное творчество героев И. А. Гончарова // Материалы Международной научной конференции , посвященной 190-летию со дня рождения И.А. Гончарова. ‒ Ульяновск, 2003. ‒ С.179-185.
20. Виролайнен, М.Н. Ловушка Мефистофеля ("Сцена из Фауста" А.С. Пушкина // Анализ драматического произведения: Межвузовский сборник. — Л., 1988. — С. 108-121.
21. Вольперт, Л. Лермонтов и литература Франции. — Таллин, 2005. — 318 с.
22. Гейро Л.С. Роман Гончарова ''Обрыв'' и русская поэзия его времени // Русская литература. – 1974. – № 1. – С. 61-73.
23. Гейро, Л.С. "Сообразно времени и обстоятельствам": (Творческая история романа «Обрыв») // И.А. Гончаров. Новые материалы и исследования . М.: ИМЛИ РАН; Наследие, 2000. – С.83–183. – (Лит. наследство; Т. 102).
24. Гродецкая, А.Г. «Случайный» нигилист Марк Волохов и его сословная геральдика // Русская литература. ‒ 2015. ‒ № 3. ‒ С. 5-38.
25. Гродецкая, А.Г. Бестиарный код нигилиста Марка Волохова в «Обрыве» // Пушкинские чтения-2015. Художественные стратегии классической и новой литературы: жанр, автор, текст: Материалы международной научной конференции. ‒ СПб., 2015. ‒ С. 156‒162.
26. Гуковский, Г.А. Пушкин и русские романтики. — М., 1965. — 355 с.
27. Доманский, В.А. Роман "Обрыв": Долгое прощание с романтизмом // Гончаров после "Обломова": Сборник статей. Материалы III Международной гончаровской конференции в СПб. СПб—Тверь, 2015. — С. 52-63.
28. Зубков, К.Ю. "Обрыв" И.А. Гончарова как роман о нигилистах: сюжет и композиция // Гончаров после "Обломова": Сборник статей. Материалы III Международной гончаровской конференции в Санкт Петербурге. СПб ‒ Тверь, 2015. С.64-82.
29. Калинина, Н.В. "Обрыв" как роман о художнике // Гончаров после "Обломова": Сборник статей. Материалы III Международной гончаровской конференции в Санкт-Петербурге. СПб ‒ Тверь, 2015. ‒ С.83-100.
30. Краснощёкова, Е.А. И.А. Гончаров. Мир творчества. — СПб.: Пушкинский фонд, 1997. — 526 с.
31. Краснощекова, Е.А. ''Обломовец, ударившийся в нигилизм'' // И.А. Гончаров: Материалы Международной научной конференции, посвящённой 195-летию со дня рождения И.А. Гончарова: Сборник статей русских и зарубежных авторов. ‒ Ульяновск, 2008. – С. 153-166.
32. Краснощекова, Е.А. ''Обрыв'' И.А. Гончарова в контексте антинигилистического романа 60-х годов // Русская литература. ‒ 2001. – № 1. – С. 66-79.
33. Кузнецов, Ф.Ф. ''Нигилизм'' и нигилизм: О некоторых новомодных трактовках творческого наследия Писарева // Новый мир. — 1982. – №4. – С. 241-243.
34. Кутейников, И.А. И.А. Гончаров и особенности русской национальной культуры // Материалы Международной научной конференции , посвященной 190-летию со дня рождения И.А. Гончарова. ‒ Ульяновск, 2003. ‒ С.226-230.
35. Ларош, Г.А. Новый роман Гончарова / Нелюбов Л. // Русский вестник. ‒ 1869. ‒ № 7. ‒ С.335 378.
36. Макогон, Э.Р. Скука как экзистенциал культуры : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.филос.н…. — Ростов-на-Дону, 1999. — 19 с.
37. Маркович, В.М. Тема искусства в русской прозе эпохи романтизма // Искусство и художник в русской прозе I половины XIXв. — Л., 1989.— 557 с.
38. Мельник, В.И. Этический идеал И.А. Гончарова. — Киев, 1991. — 148 с.
39. Мельник, В.И., Мельник, Т.В. И.А. Гончаров и европейская литературная традиция (Ф.Шиллер, И.Гёте, В.Скотт) // Стиль наследования культуры. — М., 2009. — С. 178-185.
40. Михайлов, А.В. Обратный перевод : [Рус. и западно-европейская культура: проблемы взаимосвязей]. ‒ М.: Яз. рус. культуры, 2000. ‒ 852с.
41. Набоков, В.В. Комментарий к роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". — СПб., 1998. — 926 с.
42. Никольский С.А. Русский человек в деле и недеянии: опыт исследования И.А. Гончарова // Вопр. философии. - 2009. - N 4. - С. 72 84.
43. Никольский, С.А. Русский человек в деле и недеянии: Опыт исследования И.А. Гончарова // Вопросы философии. ‒ 2009. ‒ №4.
44. Новиков, А.И. Нигилизм и нигилисты : Опыт критической характеристики. ‒ Л.: Лениздат, 1972. ‒ 296с.
45. Окрейц, С.С. Новые романы старых романистов // Дело. ‒ 1869. ‒ №9. ‒ С. 76-88.
46. Отрадин, М.В. Борис Райский в свете комического // Гончаров после "Обломова": Сборник статей. Материалы III Международной гончаровской конференции в Санкт Петербурге. СПб ‒ Тверь, 2015. ‒ С. 143-161.
47. Отрадин, М.В. Проза И.А. Гончарова в литературном контексте. — СПб.: Издательство СПбГУ, 1994. — 169 с.
48. Отрадин, М.В. Роман И.А. Гончарова "Обрыв" // Гончаров И.А. Обрыв. Киев, 1986.
49. Переверзев, В.Ф. Трагедия художественного творчества у Гончарова // Вестник Социалистической академии. – 1923. – № 5. – С. 164–177.
50. Прозоров, Ю.М. "И меланхолии печать была на нём…". Об основаниях поэтического мышления В.А. Жуковского // Прозоров Ю.М. Классика. Исследования и очерки по истории русской литературы и филологической науки. — СПб.: Издательство «Пушкинский Дом», 2013. — С.49-102.
51. Прокопенко, З.Т. М.Е. Салтыков-Щедрин и И.А. Гончаров в конце 1860 х годов // Рус. лит. - 1985. – № 3. – С. 166-175.
52. Райнов, Т.И. "Обрыв" Гончарова как художественное целое // Вопросы теории и психологии творчества (Пособие при изучении теории словесности в высших и средних учебных заведениях) – Т.7. – Харьков, 1916. – С. 32–75.
53. Савинков, С.В., Фаустов, А.А. Аспекты русской литературной характерологии. — М., 2010. — 331 с.
54. Салтыков-Щедрин, М.Е. Уличная философия: (По поводу 6-й гл. 5-й ч. романа ''Обрыв'') / Без подписи // Отечественный записки. ‒ 1869. ‒ №6. ‒ С. 127-159.
55. Свендсен, Л. Философия скуки. — М., 2003. — 256 с.
56. Смирнов, И.П. Психодиахронологика: (Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней). ‒ М., 1994. ‒ 353с.
57. Сороченко Е.Н. Концепт ''скука'' и его лингвистическое представление в текстах романов И.А. Гончарова: Дис. ... к. филол. н.. – Ставрополь: Ставропол. гос. ун-т, 2003. – 234 с.
58. Сороченко, Е.Н. Антропоцентрический анализ эпистолярного дискурса: Концепт СКУКА в письмах И.А. Гончарова // Антропоцентрическая парадигма в филологии : Материалы Междунар. науч. конф. (Ставрополь, 14-15 мая 2003 г.). — Ставрополь, 2003. — С. 113-118.
59. Сороченко, Е.Н. Тексты романов И.А. Гончарова в эпистемологическом пространстве эпохи: концепт "скука" // Материалы международной научной конференции "Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики". — Тольятти, 2004. — Ч.3. Гуманитарные науки и образование: опыт, проблемы, перспективы. — С.163-168.
60. Старосельская, Н.Д. Роман И.А. Гончарова "Обрыв". – М.: Художественная литература, 1990. – 223 с.
61. Тихомиров, В.Н. Структура образа Райского в романе Гончарова "Обрыв" // "Учёные записки" (Курский государственный педагогический институт). – Орёл. – 1968. – №41. – С.15–32.
62. Тихомиров, В.Н., Погребная, В. Гончаров и нигилизм // Гончаровские чтения, 1995-1996: [Сборник статей и докладов участников Гончаровской конференции 1995-1996 гг.] — Ульяновск, 1997. – С. 15 26.
63. Утин, Е.И. Литературные споры нашего времени // Вестник Европы. ‒ 1869. ‒ № 11. ‒ С. 347 374.
64. Фомичев, С.А. "Сцена из Фауста": (История создания, проблематика, жанр) // Временник Пушкинской комиссии, 1980 / АН СССР. ОЛЯ. Пушкин. комис. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1983. — С. 21-36.
65. Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики: Мир ‒ Конечность ‒ Одиночество. ‒ СПб.: "Владимир Даль", 2013. ‒ 592с.
66. Чемена, О. Этапы творческой истории романа И. Гончарова "Обрыв" // Русская литература. – 1961. – №4. – С.195–208.
67. Энгельгардт, Б.М. «Путешествие вокруг света И. Обломова»: Главы из неизданной монографии // ЛН Гончаров. — С.15-73.
68. Юнусов, И.Ш. И.А. Гончаров: Русский мир в контексте цивилизации и прогресса (''восток-запад'' в душе русского человека) // Юнусов И.Ш. Национальное и инонациональное в русской прозе второй половины XIX века: (И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой) / РГПУ. ‒ СПб., 2002. – С. 193-272.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ