ОГЛАВЛЕНИЕ 2
АННОТАЦИЯ 4
ABSTRACT 5
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЯ ИХ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
1.1 РАССМОТРЕНИЕ РАЗНЫХ ПОДХОДОВ К ПОНИМАНИЮ СТРЕССА 10
1.2. СТРЕССОВЫЕ СИТУАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15
1.3. ПОНЯТИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ 16
1.4. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ; РАССТРОЙСТВА, СВЯЗАННЫЕ С ВЛИЯНИЕМ СТРЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 19
1.5. КОПИНГ-СТРАТЕГИИ 24
1.6. МОТИВАЦИЯ 26
1.7. РЕЗЮМЕ 28
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ВЫБОРОК И МЕТОДИК ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1 ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ 30
2.2 АВТОРСКАЯ АНКЕТА 32
2.2. АДАПТИРОВАННАЯ МЕТОДИКА «COPE». 33
2.3. ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ОТНОШЕНИЙ 34
2.4. ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ 35
2.5. ТЕСТ ГЕРЦБЕРГА 36
2.6. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ДАННЫХ 37
3 ГЛАВА. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ. 39
3.1 АНАЛИЗ ДАННЫХ АВТОРСКОЙ АНКЕТЫ 39
3.2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ – СРАВНЕНИЕ СРЕДНИХ ЗНАЧЕНИЙ 49
3.3. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ 56
ВЫВОДЫ. 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 82
ПРИРИЛОЖЕНИЕ 3. 84
Стресс является довольно широкой областью для изучения. Стрессовые ситуации возникают у каждого человека почти каждый день. На сегодняшний день работа по профессии также включает в себя стрессовые факторы, с которыми приходится так или иначе справляться. Работа вожатым в детском лагере является сложной как психологически, так и физически, так как во время смены нужно быть максимально включенным в процесс и внимательным по отношению к детям. Данная работа направлена на изучение индивидуально психологических особенностей вожатых, работающих в выездном детском лагере. Одна из причин актуальности данной темы связана со спецификой работы вожатым. Вожатый – это профессия, деятельность которой связана с интенсивным общением с людьми разного возраста (дети, подростки, сотрудники лагеря, родители детей) на протяжении длительного времени.
Каждая профессия включает в себя элементы взаимодействия с людьми, но некоторые профессии направлены именно на коммуникацию. Такой тип профессий называется «человек-человек» или социономические профессии. К данному типу относятся профессии гностические (познавательные, такие как врач, эксперт, социолог), преобразующие (направлены на преобразование свойств и состояний, например, педагог, воспитатель, вожатый) или изыскательские (важна цель деятельности, изобретение, поиск, режиссер, актер). Профессии данного типа отличаются спецификой условий, средств и продукта труда. Педагог – одна из профессий типа «человек-человек», отличающаяся напряженностью и интенсивностью. На тему особенностей и сложностей в работе педагога было проведено достаточно много исследований (М. В. Борисова, Н. Е. Водопьянова,. В. Е. Орел, и др) [7, 22, 23]. Профессия вожатый близка к профессии педагог, между ними можно выделить как сходства, так и отличия. Обе эти профессии:
• направлены на взаимодействие с людьми разных возрастных групп;
• отличаются повышенной ответственностью за здоровье и жизнь детей,
• отличаются повышенной эмоциональностью;
• подразумевают под собой повышенную требовательность к кандидатам на данную работу; обязывают обладать определенными знаниями и навыками, такими как работа с вниманием детской аудитории, конструктивное решение конфликтов, знания об особенностях детей разных возрастов, руководить группой детей и поддерживать в ней доброжелательную атмосферу, общаться с детьми на их языке и так далее.
При этом работа вожатым обладает своими особенностями:
• нахождение с детьми круглосуточно на период лагерной смены;
• отсутствие индивидуального пространства;
• особенности проживания (проживание в комнате с двумя и более людьми);
• особенности режима работы и отдыха (личное время около полутора часов в день, поздние ночные планерки);
• организация как развлекательных и образовательных мероприятий, так и бытовое обслуживание детей.
Исследования профессий типа «человек-человек» (Е.А. Климов, А.К. Маркова, А.Л Церковский и др.) [13, 187 37] говорят о том, что в результате продолжительной работы специалист подвержен некоторым специфическим явлениям, такие как, например, синдром эмоционального выгорания. Синдром выгорания представляет собой один из феноменов личностной деформации. Возникновение данных феноменов объясняется негативными психологическими переживаниями, интенсивными и продолжительными интерперсональными взаимодействиями, которые отличаются высокой когнитивной сложностью и эмоциональной насыщенностью.
Целью исследования является изучение стрессоустойчивости, а также факторов на нее влияющих, у вожатых с разным уровнем образования.
Объектом исследования являются индивидуально психологические особенности вожатых с разным уровнем образования.
Предметом исследования являются стрессоустойчивость, коппинг стратегии, мотивация к работе.
Гипотеза: Вожатые с высшим образованием более устойчивы к стрессу в работе в лагере по сравнению с вожатыми с незаконченным высшим образованием.
Перечень задач:
• изучение личностных характеристик вожатых с разным уровнем образования: стрессоустойчивости, мотивационной сферы;
• выявление стрессовых факторов для вожатого на смене;
• выявление мотивации для работы в лагере;
• выявление уровня стрессоустойчивости у вожатых с разным уровнем образования;
• разработка некоторых рекомендаций о возможных изменениях в системе работы вожатого.
Общая выборка составила 36 человек, среди них 18 вожатых с высшим уровнем образования (15 женщин, 3 мужчины), средний возраст которых 28 лет, и 18 вожатых с неоконченным высшим образованием (13 женщин, 5 мужчин), средних возраст которых 19 лет.
Как предполагается, результаты данного исследования можно будет учитывать для внесения изменений в условия труда, которые будут способствовать профилактике эмоционального выгорания вожатых в выездных детских лагерях, а также повышения эффективности их работы в течение выезда.
Стресс является неотъемлемой частью нашей жизни. Каждый в наше время понимает этот термин по своему. В научной литературе нет единого мнения о том, что такое стресс, но совершенно точно доказано его влияние на организм человека и его взаимодействие с окружающей средой. Понятие стресс в профессиональной деятельности встречается чаще, чем в обыденной жизни. На работе возникают стрессовые ситуации, которые требуют немедленного решения или взвешенного и продуманного, а, возможно, что профессиональная деятельность связана с опасной работой или направлена на интенсивное общение с людьми.
Специальность вожатый относится к типу профессий «человек-человек» и направлена на интенсивное общение с людьми разной возрастной категории (дети, подростки, коллектив сотрудников лагеря, родители детей). Данная специальность имеет свои особенности, которые отражают специфику возникающих во время работы стрессовых ситуаций.
Языковой лагерь “Orange Language Centre” был заинтересован в повышении эффективности работы его вожатых на выездах в лагерь. Для данного исследования было важно осветить следующие моменты:
• изучение личностных характеристик вожатых с разным уровнем образования: стрессоустойчивости, мотивационной сферы;
• выявление стрессовых факторов для вожатого на смене;
• выявление мотивации для работы в лагере;
• выявление уровня стрессоустойчивости у вожатых с разным уровнем образования;
• разработка некоторых рекомендаций о возможных изменениях в системе работы вожатого.
Результаты данного исследования можно будет использовать для внесения изменений в систему работы лагеря, что будет способствовать профилактике эмоционального выгорания вожатых в выездных детских лагерях, а также повышения эффективности их работы в течение выезда.
Полученные результаты раскрывают особенности содержания работы вожатого, а также наличие стрессовых факторов во время выезда лагеря. Также, исходя из результатов, были сделаны выводы об индивидуально психологических особенностях вожатых разных групп.
Стоит отметить, что испытуемые обеих групп используют эффективные варианты поведения, выражающиеся в осуществлении активных действий по отношению к стрессовой ситуации. Данный результат говорит о том, что вожатые предпочитаю решать возникшие вопросы сразу, без промедления, что положительно влияет на отношения с детьми на смене и с родителями детей.
Ведущей мотивацией к работе вожатым является содержание данной работы. Данная специальность включает в себя большую часть творческой работы, связанной с подготовкой и проведением мероприятий, участие в играх с детьми и проявление гибкости для решения нестандартных вопросов. Также особенностью данной работы является выезд за город на базу отдыха, что является изменением привычной обстановки. Активное взаимодействие с детьми разного возраста позволяет набраться опыта в работе с детьми, а также отличается эмоциональной включенностью специалиста и эмоциональной обратной связью от детей.
Гипотеза исследования подтвердилась частично, то есть предположение о том, что уровень стрессоустойчивости зависит от уровня образования вожатых не подтвердилось С другой стороны, в процессе обработки и интерпретации данных появилось другое предположение о влиянии на стрессоустойчивость вожатых возраста испытуемых. Данное предположение требует проведения дополнительных исследований.
1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. - СПб., 2004.
2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М., 1996. 165c.
2. Аверин В.В., Психология личности. – М.: Издательство Михайлова В. А., 2001. – 192 стр.
3. Ананьев Б.Г., Человек как предмет познания. – С.Пб.: Питер, 2001. – 288 стр.
4. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности/В.Г. Асеев. – М., 1976 – 147 с.
5. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998. 263 c/
6. Варданян Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы. – М.: 1983. 713c.
7. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. – Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер., 2008. 336с.
8. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984; 240с.
9. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика. М.: Академия, 2003. 736с.
10. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека/В.К. Вилюнас. – М., 1990 288.
11. Дмитриева М. А. и др. Психология труда и инженерная психология. Л., 1979. 218.
12. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы/Е.П. Ильин. – СПб., 2000 512с.
13. Климов Е.А. Введение в психологию труда: учебник для ВУЗов – М.,1998.-350 с.
14. Клиническая психология / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 864 с.
15. Ковалев, В.И.Мотивы поведения и деятельности/В.И.Ковалёв. – М.: АН СССР 1988 192 с.
16. Левитов Н. Д. Психология труда. М.: Учпедгиз., 1963, 339 с.
17. Леонова А.В. Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: Современное состояние и перспективы развития. – М.:Радикс,1995.-253с.
18. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер. 2008. – 583стр.
19. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с
20. Майерс, Д. Социальная психология/Д. Майерс. – СПб, 2000
21. Нартова-Бочавер С. К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности // Психол. журн. 1997. Т. 18. С. 20-30
22. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. - 2001. - Том 22. - № 1.С 48-56.
23. Психологическая диагностика: Учебное пособие Под ред. К. М. Гуревича и Е.М. Борисовой. М.: Изд-во УРАО, 1997. 304 с
24. Психология управления: учебник / под ред. В.И. Черненилова. М.: Академия управления МВД России. 2011. - 352 с.
25. Рогинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. - 2002. - Том 23. - № 3, С. 85-95.
26. Романова Е.С., Горохова М.Ю. Личность и эмоциональное выгорание // Вестник практической психологии образования. - 2004. - № 1. С. 28-33.
27. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1999, 720 стр.
28. Селье Г. Когда стресс не приносит горя (Стресс без дистресса). – М.: «Ренар», 1992. – 192 стр.
29. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. – М.: Медгиз, 1960. – 255 с.
30. Солсо Р., Когнитивная психология. – 6-е изд. - Спб.: Питер, 2006. – 589 стр. – (Серия «Мастера психологии»)
31. Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальности учителя: дис. канд. психол. наук / С.В. Субботин. — Пермь, 1992. — 152с.
32. Толочек В.А. Современная психология труда: учеб. Пособие – СПб.: Питер, 2005. – 479 с.
33. Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. – М.: Медицина, 1986. 384 с.
34. Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации: Учебное пособие — М.: Издательство “Экзамен”, 2004. 368 с. (Серия “Магистр делового администрирования”)
35. Фрейд А. Психология и защитные механизмы. М.: Педагогика., 1993. 196с.
36. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность/Х. Хекхаузен., т. 2. – СПб.: Питер; М.: Смысл., 1986, 860 с.
37. Церковский А.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости / А.Л.Церковский // Вестник Витебского государственного медицинского университета. — 2011. — Т. 10. — № 1, С.180-185.
38. Щербатых Ю. В. Психология стресса – М.: Эксмо, 2008. – 304 с.
39. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2007. – 256 с.
40. Щербатых Ю.В. Психология труда и кадрового менеджмента: справочное пособие. – М.: КноРус, 2011. – 248 с.
41. Эльконин Б.Д., Психология развития. Учебное пособие. – М.: Академия , 2007 . 384 с
42. Сhristina Maslach, Susan E. Jackson The measurement of experienced burnout // Journal of Occupational Behaviour. — 1981. — Т. 2. — С. 99−113. (перевод)
43. Сhristina Maslach Burnout: A social psychological analysis. In The Burnout syndrome ed. J. W. Jones, pp. 30−53, Park Ridge, IL: London House, 1982. (перевод)
44. Frydenberg E., Lewis R. Teaching Coping to adolescents: when and to whom? // American Educational Research Journal, Fall, 2000. V. 37.
45. Herbert J. Freudenberger Staff burn-out // Journal of Social Issues. — 1974. — Т. 30. — № 1. (перевод)
46. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N. Y.: Springer, 1984, 456pp.
Интернет ресурсы:
1. http://www.rosmintrud.ru/ - сайт Министерства Труда и Социальной защиты Российской Федерации.
2. http://www.rostrud.ru/ - сайт Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации.
3. http://www.cdc.gov/niosh/ - сайт Национального Института Профессиональной Безопасности и Здравоохранения США.
4. http://www.who.int/ru/ - сайт Всемирной организации здравоохранения.