Введение
Глава 1. Аудиовизуальное произведение как объект предпринимательской деятельности продюсера
Глава 2. Правовое положение авторов, правообладателей и продюсера
§ 2.1. Правовое положение авторов и иных правообладателей
§ 2.2. Правовое положение продюсера
Глава 3.Договоры, опосредующие продюсерскую деятельность
§ 1 Договор авторского заказа
§ 2 Договор об отчуждении исключительного права
§ 3 Лицензионный договор
Заключение
Список использованной литературы
Быстрый темп развития в России в последние двадцать пять лет рыночных отношений, а также мировые глобализационные процессы и стремительное развитие технологий, отразились на сфере культуры и массовых коммуникаций и привели к появлению новых видов предпринимательской деятельности. Способствовало этому и демократизация и децентрализация управления творческими процессами, многообразие организационно-экономических и правовых форм осуществления деятельности в творческой сфере, ослабление цензурных ограничений, а также приватизация государственных предприятий и создание независимых киностудий. Теперь в процессе создания кинематографических произведений ключевой фигурой является продюсер, неизвестное явление для советского кинематографа.
В отличии от других предпринимателей, продюсер как предприниматель имеет дело с более тонкими материями, так как объектом его деятельности являются не просто вещи или услуги, он, по сути, создает новые объекты интеллектуальной собственности, имеющие, к тому же, и культурное (общественное) значение.
В рамках настоящей работы мы рассмотрим только вопросы, связанные с деятельностью кинопродюсера, так как именно эта сфера представляется наиболее сложной и интересной.
Объектом настоящего исследования являются правоотношения, возникающие в ходе осуществления продюсером предпринимательской деятельности между самим продюсером и остальными участниками производства аудиовизуального произведения.
Целями и задачами настоящей работы является выявление и анализ правовых проблем, которые возникают в процессе осуществления продюсером предпринимательской деятельности.
В качестве теоретической основы исследования были взяты работы И.А. Близнеца, Э.П. Гаврилова, О.А. Городова, В.А. Дозорцева, А.Л. Маковского, А.П. Сергеева и других авторов.
В первой главе настоящей работы мы рассмотрим аудиовизуальное произведение как объект предпринимательской деятельности продюсера. В рамках этой главы нами будет проведен не только анализ правовой природы аудиовизуального произведения как сложного объекта, но мы также затронем и правовые аспекты использования части аудиовизуального произведения в предпринимательской деятельности продюсера.
Вторая глава посвящена правовому положению авторов произведений, которые впоследствии станут неотъемлемой частью единого художественного кинематографического произведения. Мы подробно рассмотрим личные неимущественные права авторов и исключительные права авторов и иных правообладателей. Также нами будет произведен анализ правового положения самого продюсера.
Третья глава полностью посвящена правовому анализу договоров, опосредующих организацию продюсером создания аудиовизуального произведения.
При подготовке настоящего исследования осуществлен анализ законодательства и выявлен ряд основных правовых проблем, связанных с созданием и использованием аудиовизуальных произведений.
Так комплексно был рассмотрен институт аудиовизуального произведения. Аудиовизуальное произведение представляет собой сложный объект, включающий в себя множество результатов интеллектуальной деятельности, совместно используемых в составе аудиовизуального произведения в качестве единого комплекса.
Часть Четвертая Гражданского Кодекса не содержит положений, которые бы регулировали вопросы неделимого соавторства, коими являются все авторы аудиовизуального произведения.
Относительно состава авторов аудиовизуального произведения обосновывается предположение о том, что выделение состава авторов в статье 1240 Гражданского Кодекса является не больше чем условностью, так как определить вклад какого именно автора является превалирующим в свете развития системы производства кинематографических произведений не представляется возможным.
Что касается правового положения продюсера, то на основании проведенного исследования можно увидеть насколько неразвитым в данном направлении является наше законодательство. Формы и способы осуществления продюсерской деятельности на практике развиваются очень стремительно, этого требует прежде всего динамично развивающийся рынок, законодательство сильно отстает, что порождает на практике множество проблем.
В главе 3 проведён анализ договоров, опосредующих создание аудиовизуального произведения. Так отсутствие законодательного закрепления обязательности перехода прав на произведение, созданное в рамках договора авторского заказа, от автора к заказчику можно расценивать как специальное допущение законодателя. То есть законодатель допускает случаи, когда заказчик заинтересован в простом создании произведения без приобретения исключительных прав на него, то есть целью договора авторского заказа является создание новых произведений искусства в общественных целях, а не только в коммерческих.
1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 года, дополненная в Париже 4 мая 1896 года, пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 года, дополненная в Берне 20 марта 1914 года, пересмотренная в Риме 2 июня 1928 года, в Брюсселе 26 июня 1948 года, в Стокгольме 14 июля 1967 года и в Париже 24 июля 1971 года, измененная 2 октября 1979 года // Бюллетень международных договоров Российской Федерации, 2003, No 9.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 30 ноября 1994 года No 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, No 32, ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Федеральный закон от 18 декабря 2006 года No 230-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Российская газета, 22 декабря 2006 года.
3. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. No 126-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, No 35, ст. 4136.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. No 992 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, No 2, ст. 114.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. No 252 «Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих
в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации» // Российская газета, 2007, No 6.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 1998 г. No 524 «О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г.» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. No 22. Ст. 2476.
7. Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 года No 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (утратил силу с 1 января 2008 года) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, No 32, ст. 1242.
8. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, утверждены Верховным Советом СССР 31 мая 1991 года No 2211-1 // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, No 26, ст. 733.
9. Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 года // Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1964, No 24, ст. 406. 30.Гражданский кодекс РСФСР от 31 октября 1922 года // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Материалы судебной практики
1. Постановление ФАС Московского округа от 17.08.2011 N КГ-А40/8665-11 по делу № А40-30624/10-51-226// Справочная правовая система «Консультант Плюс».
2. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014 по делу N А43-22390/2012 По делу о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на произведения. // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.01.2007 № 1-П"По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью "Агентство корпоративной безопасности" и гражданина В.В. Макеева"// Справочная правовая система «Консультант Плюс».
5. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2006 г. No 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2006, No 8.Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Специальная литература
1. Близнец И.А., Леонтьев К Б. Авторское право и смежные права (под ред. И. А. Близнеца). - "Проспект", 2011 г.
2. Гаврилов Э.П. Право на интеллектуальную собственность: новеллы, внесенные Федеральным законом от 12 марта 2014 года № 35-ФЗ в главу 70 ГК РФ // Хозяйство и право, 2014, №9.
3. Городов О. А. Доверительное управление исключительными правами // Хозяйство и право. 1999. N 3. С. 37.
4. Городов О.А. Интеллектуальная собственность: правовые аспекты коммерческого использования. – СПб.: Санкт-Петербургский Государственный Университет, 1999.
5. Гражданское право: Учебник. Ч. 1 / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева.
6. Дубовик Ф.И. К вопросу о природе лицензионного договора, или почему в договоре о предоставлении права не происходит собственно предоставления права //Закон . -2014. - № 5.
7. Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации части четвертой (постатейный) / Отв. редактор Л.А. Трахтенгерц. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Инфра-М, 2009
8. Комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" (постатейный) (под ред. А.Л. Маковского, Е.А. Суханова) "Юристъ", 2002
9. Маковский А.Л. О кодификации гражданского права (1922-2006). М.: Статут, 2010.
10. Мейер Д.И. Русское гражданское право. Ч. 2. М.: «Статут», 2003.
11. Николаева Е.Ю. Судебные споры о нарушении существенных условий лицензионного договора// Российский судья. 2009. № 12.
12. РайгородскийН.А. Авторское право на кинематографическое произведение. Л., 1958.
13. Ромашин Э.С. Особенности правовой охраны аудиовизуального произведения как сложного комплексного объекта интеллектуальной собственности. // М.: 2016, Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук.
14. Скворцов А.А. Правовая конструкция лицензионного договора – передача имущественного права // Законодательство. 2008.
15. Усольцева С.В. «Интеллектуальные права»: проблемы правоприменения // Право интеллектуальной сосбвенности – 2008. №1
16. Фалалеев А.А. Суть договора авторского заказа по Гражданскому Кодексу // Интеллектуальная собственность. авторское право и смежные права. 2011. №1
17. ХохловВ.А. Авторское право: Законодательство, теория, практика. – М.: Издательский Дом «Городец», 2008.
18. Эрделеевский А.М. Право на имя// Патенты и лицензии. 1999 № 12.