Введение
Глава 1. Литературный обзор………………………………………….7-12
Глава 2. Материалы и методика исследования………………………13-16
Глава 3. Результаты исследования………………………………….....17-45
Заключение……………………………………………………………..46-49
Выводы …………………………………………………………………50
Список литературы……………………………………………………
Здоровье человека - один из важнейших критериев, определяющих качество жизни. Чем здоровее человек, тем легче он справляется с ежедневной работой, нагрузками и стрессовыми ситуациями.
Здоровье молодежи - основной показатель благополучия общества и возможности его развития. Сохранять здоровье с детских лет- первостепенная задача человека, в решении которой необходима помощь врача. Любой специалист, а в особенности стоматолог, должен помнить, что самое лучшее лечение- это профилактика.[Афанасьева О.Ю., Малюков А.В., Максютин И.А., Сербин А.С., Алешанов К.А.,2012;Зуева Л.П., Яфаев Р.Х,2015]
Здоровый образ жизни - основное звено в профилактике заболеваний.
По определению ВОЗ - здоровый образ жизни – это образ жизни направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья
Здоровый образ жизни предполагает: физическую нагрузку - оптимальный режим труда и отдыха; правильное питание - достаточную двигательную активность; личную гигиену – закаливание; искоренение вредных привычек - позитивное восприятие жизни и др.[Ахмерова С.Г, 2001]
В структуре молодежи большую долю составляют студенты. Они являются особой группой, так как подавляющее их большинство(особенно в крупных городах) являются приезжими, а это значит, что помимо стрессовых нагрузок в процессе обучения, у них есть дополнительные источники стресса- смена привычной жизненной и существование в специфичной обстановке в условиях общежития. У студентов происходит изменение режима труда, отдыха, качественного и количественного состава пищи, они испытывают большой психоэмоциональные и умственные нагрузки.[Ваневская Е.А., Жегалина Н.М,2012;Дадыкина А.В., Ткачук В.Е., Денисенко М.А,2014;Кучеренко В.З,2004; Рыжаков Д.И., Ляляев В.А.,1999]
Эти факторы серьезно влияют на состояние организма в целом и состояние полости рта, которая также является важным показателем здоровья, в частности. Стоматологическая заболеваемость населения в целом и у студентов в частности является актуальной проблемой современного общества.[Алиминский А.В., Маркина Л.А., 2008; Исаева Е.Р,2012; Масумова В.В., Булкина Н.В., Савина Е.А., Глыбочко А.П,2009; ]
При этом причины заболеваемости кариесом изучено очень хорошо. На развитие и течение кариозного процесса влияют особенности питания: высокое содержание сахаров в употребляемой пище, активный метаболизм которых при участии микрофлоры полости рта ведет к активной выработке кислоты и снижению резистентности эмали. Наличие вредных привычек –курение, употребление курительных смесей, алкоголь. Работа в этом направлении проводится в недостаточном объеме и наблюдается несоответствие уровня профессиональных знаний врачей-стоматологов и уровня информированности населения. Наше население имеет низкую мотивацию, нет достаточного количества доступных и понятных для обывателем материалов по уходу за полостью рта.[Деревянченко С.П., Денисенко Л.Н., Колесова Т.В.,2012]
Состояние здоровья молодежи является необходимым условием и определяющим моментом благополучия общества и его прогрессивного развития.[Квасов С.Е,1990]
В настоящее время современная стоматологическая наука достигла достаточного уровня развития, чтобы обеспечить врачей, студентов и пациентов адекватными знаниями в области этиологии, патогенеза и лечения основных стоматологических заболеваний. [Кузьмина Э.М., Васильева Т.В.,2003;]
Тем не менее, до сих пор не найдено действенных средств для эффективной профилактики самых распространенных заболеваний полости рта – кариеса зубов и воспалительных заболеваний пародонта. [Кондратов А.И.,2001,Михальченко Д.В., Фирсова И.В.,2012]
Данная проблема продолжает оставаться одной из важнейших и актуальных в практической стоматологии. Поэтому становится все более ясным, что единственным способом борьбы с основными стоматологическими заболеваниями в настоящее время, является первичная профилактика.[Лукиных Л.М,2001,; Розенфельд Л.Г., Круглякова И.П,2002]
Сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи имеет большое социально-медицинское и общественное значение, так как им предстоит реализовать такие важнейшие социальные функции общества, как профессионально-трудовая, интеллектуальная и нравственная.[Русанова Е.И,1998]
Индивидуальная гигиена полости рта является основным звеном профилактики стоматологических заболеваний населения. Ежедневный уход с помощью специализированных средств гигиены, таких как зубные щетки, зубные пасты, эликсиры, ополаскиватели позволяет сохранять здоровье полости рта и предупреждать развитие заболеваний твердых тканей зубов и пародонта.
Цели.
1. Выяснить, что студенты вкладывают в понятие «здоровый образ жизни».
2. Выяснить, что студенты вкладывают в понятие «здоровая полость рта».
3. Определить уровень знаний ассортимента основных и дополнительных средств гигиены и особенности их индивидуального подбора.
4. Выявить особенности питания и употребления легкоферментируемых углеводов.
Задачи.
1. Разработать анкеты и провести анкетирование различных факультетов СПбГУ.
2. Обработать анкеты и выявить уровень знаний гигиены полости рта.
Практическое значение результатов.
1. Составить полноценные рекомендации по рациональному питанию и соблюдению принципов гигиены полости рта.
2. Организовать проведение уроков гигиены для студентов СПбГУ
1. Студенты стоматологи студенты и студенты других курсов плохо ориентируются в выборе конкретных зубных паст. В анкетах в этой графе 90% студентов ничего не написали. Мы считаем, что студенты стоматологи обязаны очень хорошо разбираться в линейках зубных паст, для того, что бы они могли давать грамотные рекомендации по подбору средств гигиены полости рта. Хотелось бы, чтобы стоматологи могли назвать хотя бы по 3 пасты (противокариозную, противовоспалительную, отбеливающую…) из каждой линейки.
2. Так же плохо студенты стоматологи ориентируются в подборе конкретных зубных щеток, что говорит о недостаточном уровне знаний.
3. Студенты всех факультетов не используют жевательные резинки после приема пищи для очищения полости рта, восстановления рН полости рта, что опять же свидетельствует о непросвещенности студентов в этом вопросе. Хотя бы использовали жевательную резинку для освежения дыхания.
4. Студенты всех опрошенных нами факультетов мало пользуются дополнительными средствами гигиены полости рта. Самое распространенное средство дополнительной гигиены – ополаскиватель. Нам кажется, что это связано с недостаточной информированностью студентов о данных средствах и правилах их использования.
5. Нам не удалось найти в научных источниках определения понятия здоровой полости рта, в связи, с чем мнение студентов в этом вопросе было особенно интересно.
Большинство студентов вложили в это понятие санацию полости рта, имея в виду отсутствие кариеса и болей.
Студенты-стоматологи указали, что помимо санации в это понятие входит правильный прикус и нормальное функционирование зубочелюстной темы. Как ни странно на это же указали и студенты-филологи.
6. Всемирная организация здравоохранения вкладывает в понятие здорового образа жизни оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание, достаточную двигательную активность, личную гигиену, закаливание, искоренение вредных привычек, позитивное восприятие жизни.
Нас удивило, что студенты различных факультетов вложили в понятие здорового образа жизни одни понятия и в целом они согласны с ВОЗ.
Студенты всех факультетов указали на необходимость отказа от вредных привычек, занятий спортом, правильно питаться и соблюдать режим труда и отдыха. Такой подход к своему здоровью очень радует.
Наибольшее число опрошенных, давших полное определение понятия, совпадающего с ВОЗ, оказалось на 5 курсе ФСиМТ-50%.На остальных факультетах эта цифра колеблется от 10 до 30%.
7. Питание студентов нерегулярно, студенты мало употребляют молочные и рыбные продукты. Это связано с тем, что студенты не знают о пользе молочных продуктов и о необходимости употреблять их каждый день. Молочные продукты можно использовать в качестве перекуса между занятиями.
1. А.А. Юдина Влияние гигиенического воспитания на стоматологический статус студентов 2 – 3 курсов стоматологического факультета ПГМУ-Пермь: ГБОУ ВПО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России, 2015
2. Аверьянов С.В., Ромейко И.В., Пупыкина Е.В. интервьюирование как метод определения уровня санитарно- гигиенических знаний//Проблемы стоматологии , 2015. № 1
3. Алиминский А.В., Маркина Л.А. Уровень пораженности кариесом зубов взрослого населения г. Москвы и проводимой санационной работы
4. Афанасьева О.Ю., Малюков А.В., Максютин И.А., Сербин А.С., Алешанов К.А. Роль и проблемы внедрения медицинских стандартов в стоматологии / О.Ю.Афанасьева, А.В. Малюков, И.А. Максютин, А.С. Сербин, К.А. Алешанов // Медицинский алфавит. – 2012. – Т. 4, № 19. – С. 3-5.
5. Ахмерова С.Г. Здоровый образ жизни и его формирование в процессе обучения // Профилактика заболеваний и укрепления здоровья. – 2001. – №2. – С. 37-40.
6. Ваневская Е.А., Жегалина Н.М. Изучение медико-социального статуса студентов 1 курса стоматологического факультета УГМА //Проблемы стоматологии. – 2012. – №5. – С. 22-26.
7. Дадыкина А.В., Ткачук В.Е., Денисенко М.А. Изучение гигиены полости рта студентов//Успехи современного естествознания – 2014 - №9-с.9-10
8. Данилова М.А. Методы и средства индивидуальной гигиены полости рта. – Пермь: ГОУ ВПО ПГМА Росздрава, 2006. – 32с.
9. Деревянченко С.П., Денисенко Л.Н., Колесова Т.В. Роль семьи в формировании привычек, имеющих отношение к здоровью полости рта / С.П. Деревянченко, Л.Н. Денисенко, Т.В. Колесова // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. – 2012. – Т. 14, № 2. – С. 146.
10. Зуева Л.П., Яфаев Р.Х. Эпидемиология //СПб.: ФОЛИАНТ, 2005. – 752 с.
11. Исаева Е.Р. Новое поколение студентов: психологические особенности, учебная мотивация и трудности в процессе обучения первого курса [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон.науч. журн. – 2012. – N 4 (15).
12. Квасов С.Е. Образ жизни и здоровье студентов / С.Е.Квасов. –Горький, 1990. – С. 5-9.
13. Кондратов А.И. Медико-социальная эффективность образовательной программы в комплексной профилактике стоматологических заболеваний / А.И.Кондратов // Уральский стоматологический журнал. – 2001. – №1. – С. 4-6.
14. Крюкова А.В., Осипов А.Е., Денисенко Л.Н. Стоматологическое здоровье студентов / А.В. Крюкова, А.Е. Осипов, Л.Н. Денисенко // Успехи современного естествознания – 2013. – № 9. – С. 54.
15. Кузьмина Э.М., Васильева Т.В. Эпидемиологическое обследование населения Нижнего Новгорода // Нижегородский медицинский журнал, приложение «Стоматология». 2003. С. 53-55.
16. Кучеренко В.З. Отношение студенческой молодежи к созданию семьи во время обучения в зависимости от медико-социальных факторов, условий и образа жизни / В.З.Кучеренко, И.В.Розенфельд // Проблемы управления здравоохранением.– 2004. – №3. – С. 47-50.
17. Лукиных Л.М. Кариес зубов. Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2001. – 186 с.
18. Масумова В.В., Булкина Н.В., Савина Е.А., Глыбочко А.П. Изучение стоматологического статуса, качества индивидуальной гигиены полости рта и уровня оказания стоматологической помощи у студентов города Саратова и Саратовской области / В.В. Масумова, Н.В. Булкина, Е.А. Савина, А.П. Глыбочко // Саратовский научно-медицинский журнал. – 2009. – Т. 5, № 1. – С. 90-92.
19. Михальченко Д.В., Фирсова И.В. Региональные особенности потребления медицинских услуг в учреждениях различных форм собственности / Д.В. Михальченко, И.В. Фирсова //Саратовский научно-медицинский журнал. – 2012. –Т. 8, № 1. – С. 28-31.
20. Розенфельд Л.Г., Круглякова И.П. Совершенствование технологии оказания профилактической помощи студентам по типу врача общей практики/ Бюллетень НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко. М., 2002. – С. 87-89.
21. Русанова Е.И. Вопросы охраны здоровья студентов в законодательстве Российской Федерации // Здравоохранение Рос. Федерации. 1998. – №2. – С. 24-28.
22. Рыжаков Д.И., Ляляев В.А. Некоторые особенности факторов риска для здоровья студентов-медиков // Здоровье студентов: Сб. тезисов междунар. науч. практ. конф. – М.: Изд-во РУДН, 1999. – С. 101.
23. Сунцов В.Г., Дистель В.А., Лосев А.В. Факторы риска в возникновении зубочелюстных аномалий и деформаций у детей Республики Алтай// Институт стоматологии. – 2005. – №3. – С. 46-48.
24. Цырюльникова А.А., Крюкова А.В., Денисенко Л.Н. Стоматологический статус студентов / А.А. Цырюльникова, А.В. Крюкова, Л.Н. Денисенко // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 6. – С. 120-121.