АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
1.1. Понятие и значение бюджетной политики в социально-экономическом
развитии субъектов Российской Федерации 10
1.2. Особенности выработки и реализации бюджетной политики субъектов
Российской Федерации 19
1.3. Правовой аспект основ бюджетной политики и бюджетного процесса
субъектов Российской Федерации 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ГОРОДЕ МОСКВА 36
2.1. Общая характеристика бюджетной политики в городе Москва 36
2.2. Анализ и прогноз доходной части бюджета города Москвы 44
2.3. Анализ и прогноз расходной части бюджета города Москвы 53
ГЛАВА 3. ВЫРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СБАЛАНСИРОВАННОЙ
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ГОРОДЕ МОСКВА 65
3.1. Проблемы реализации бюджетной политики Москвы на современном
этапе 65
3.2. Организационно-правовые и экономические меры по совершенствованию
бюджетной политики в городе Москве 70
3.3. Рекомендации по выработке бюджетной политики и
усовершенствованию бюджетного процесса в городе Москве 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСКОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84
АННОТАЦИЯ
Цель исследования состояла в том, чтобы на основе анализа и обобщения теоретических и практических аспектов выработки и реализации бюджетной политики органами государственной власти города Москвы разработать предложения по совершенствованию региональной бюджетной политики для существенного повышения темпов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в современных условиях.
В соответствии с поставленной целью и задачами настоящая диссертация подготовлена на 89-ти листах, состоит из введения, 3-х глав, заключения, включает 9 таблиц, 8 рисунков, список литературы (59 источников).
Во введении описывается актуальность темы, цель, задачи, объект, предмет научного исследования, а также основные методы исследования, его научная новизна и практическая значимость.
В первой главе рассматриваются теоретико-методологические основы, общие вопросы и правовой аспект бюджетной политики субъектов Российской Федерации.
Во второй главе проведен анализ доходной и расходной частей бюджета города Москвы, его сбалансированности и устойчивости.
В третьей главе сформулированы проблемы реализации бюджетной политики в городе Москве в условиях кризиса и антироссийских санкций, а также меры для перехода от кризисной к модернизационной бюджетной политике и рекомендации по усовершенствованию бюджетного процесса в городе Москве.
В заключении обобщаются выводы, направленные на совершенствование региональной бюджетной политики для существенного повышения темпов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Ключевые слова: анализ, бюджет, доходы, расходы, программа-целевой метод, сбалансированность, дефицит.
В современных условиях стабильное развитие социально-экономической системы страны на различных ее уровнях (федеральном, региональном и местом) является предметом научного и практического интереса. Данная проблематика особенно остра для территорий, которые имеют ярко выраженный источник сырья и слаборазвитые отрасли с высокой добавленной стоимостью. Социально-экономическое развитие города и области не может быть обеспечено без должного учета отраслевой структуры экономики и баланса бюджетов всех уровней. Важным показателем бюджетного баланса является структура доходов регионального бюджета или, в частности, структура налоговых поступлений в бюджет, а также как структура расходов.
Рычагом решения глобальных задач социально-экономического развития выступают национальные проекты, которые в своем базисе опираются на бюджеты и, следовательно, в некоторой степени зависят от их состояния.
Актуальность темы настоящей работы определена тем, что реализация стратегии модернизации экономики и социально-экономическое развитие страны посредством национальных проектов (федеральная инициатива) предполагает широкое вовлечение субъектов Российской Федерации. Формами участия регионов в национальных проектах являются согласование с действующими или вновь подготовленными стратегиями социально-экономического развития регионов, но и включение целевых индикаторов национальных проектов в систему государственных программ субъектов Российской Федерации, формирование (при содействии федерального центра) необходимого объема финансовых ресурсов для достижения на местах, поставленных в национальных проектах целей.
Эффективность реализации национальных проектов на региональном уровне в определенной степени зависит от бюджетной политики федерального центра в отношении регионов и муниципалитетов.
Централизация финансовых ресурсов, при которой большая часть налогов, собираемых в регионах, поступает в федеральный бюджет, ставит органы власти на местах в более жесткие условия при реализации стоящих перед ними задач. В этой связи важным является своевременный поиск органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации резервов повышения эффективности управления процессами формирования и использования доходов региональных бюджетов, то есть новых направлений в бюджетной политике регионов. При этом задача получения объективного прогноза налоговых и неналоговых доходов приобретает особую актуальность.
В современном виде региональная бюджетная политика не решает в полной мере проблему бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Благодаря поддержке регионов из федерального бюджета доходы бюджетов субъектов Российской Федерации сокращаются менее значительно, чем собственные доходы регионов. Но хотя федеральные трансферты и смягчают кризисные негативные последствия, происходит это ценой значительного роста зависимости регионов от федерального бюджета.
В смысле оценки проводимой регионами бюджетной политики выделяется город Москва, являющийся самостоятельным субъектом Российской Федерации, самым крупным финансовым и деловым центром, крупным промышленным центром и крупнейшим транспортным узлом страны. Город Москва среди регионов России характеризуется наиболее полным и всесторонним набором доходных и расходных статей бюджета субъекта Российской Федерации.
В свою очередь, поиск и внедрение путей проведения такой региональной бюджетной политики, которая позволит в полном объеме обеспечивать бюджетную самостоятельность субъектов Российской Федерации на примере города Москвы в среднесрочной перспективе бюджетного планирования, определили выбор темы исследования.
Цель диссертационного исследования: на основе анализа и обобщения теоретических и практических аспектов выработки и реализации бюджетной политики органами государственной власти города Москвы разработать предложения по совершенствованию региональной бюджетной политики для существенного повышения темпов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в современных условиях.
Для достижения цели исследования определены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы, сущность, институциональные основы и правовой аспект бюджетной политики и бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации;
- представить социально-экономическую характеристику Москвы - города федерального значения;
- проанализировать исполнение бюджета города Москвы, оценить его сбалансированность и устойчивость;
- выявить проблемы формирования и использования бюджета города Москвы и наметить пути преодоления его дефицита;
- определить направления повышения эффективности бюджетной политики в городе Москве;
- предложить и обосновать организационно-правовые меры по совершенствованию бюджетного процесса в городе Москве.
Объектом настоящего исследования выступает бюджетная политика органов государственной власти города Москвы.
Предмет исследования - совокупность теоретических и практических аспектов экономико-правового механизма реализации бюджетного процесса в городе Москве.
Основные методы научного исследования. Настоящее диссертационное исследование базируется на общенаучной методологии, предусматривающей комплексный и системный подходы к решению проблем с использованием методов сбора научно-практической информации, её обработки путем наблюдения, сравнения, экономического и правового анализа и т.д.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются научные труды в области финансов, финансового и экономического анализа, региональной экономики, выработки и реализации бюджетной политики, организации бюджетного процесса, диссертационные исследования, материалы периодической печати, материалы научно-практических конференций по данной теме.
Обработка статистических показателей и выполнение расчетов производились с применением программного продукта Microsoft Excel 2006.
Информационной базой исследования явились нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы, учебно-методические пособия, статистические материалы, данные научных исследований. Основными источниками информации послужили данные официальной статистики, опубликованные на сайте «Открытый бюджет города Москвы», информация, размещенная на сайтах Департамента экономической политики и развития города Москвы, Департамента финансов города Москвы.
Научная новизна исследования заключается в обобщении теоретических положений о путях выработки и реализации новой бюджетной политики субъектов Российской Федерации в рамках существующей бюджетной системы Российской Федерации и в разработке рекомендаций для принятия организационно-правовых мер по совершенствованию бюджетной политики.
Положения, выносимые на защиту - предложения по практическому применению организационно-правовых мер по повышению эффективности региональной бюджетной политики, в том числе по совершенствованию бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что исследованные в диссертации вопросы бюджетной политики субъектов Российской Федерации могут стать основой для разработки и внедрения в жизнь методических приемов для повышения эффективности бюджетной политики в условиях экономического кризиса, а также для комплексного решения задачи социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Апробация работы - основные положения диссертационного исследования были изложены на заседании секции «Мегаполис как центр инновационного развития российской экономики: современные проблемы управления научно-практической конференции «Москва глазами молодых: драйверы стратегии рывка»», прошедшей 25 апреля 2019 года в АНО.
Публикации. Опубликована одна статья на тему «Проблемы бюджетной политики Москвы и направления ее совершенствования» в научном электронном журнале «Вестник Московского международного университета» XX/2019.
В ходе проведенного исследования были рассмотрены вопросы, связанные с анализом и обобщением теоретических и практических аспектов выработки и реализации бюджетной политики органами государственной власти города Москвы с целью разработки предложений по совершенствованию региональной бюджетной политики для существенного повышения темпов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в условиях экономического кризиса и действия антироссийских санкций. Были исследованы следующие аспекты:
- теоретические основы, сущность, институциональные основы и правовой аспект бюджетной политики и бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации;
- социально-экономическая характеристика города Москвы;
- доходы и расходы бюджета города Москвы;
- проблемы формирования бюджета города Москвы и пути преодоления его дефицита.
Изучив совокупность теоретических и практических аспектов экономико¬правового механизма реализации бюджетного процесса в городе Москве, мы видим, что экономический спад, внешнеэкономические санкции и другие негативные тенденции в экономике Российской Федерации в наименьшей степени затронули экономику города Москвы в сравнении с иными субъектами Российской Федерации. Это оказалось возможным благодаря принципам, положенным в основу формирования бюджета города Москвы в нынешнем и предыдущих бюджетных циклах, которые позволили обеспечить устойчивое функционирование бюджетного механизма и бюджетной системы города в целом.
В рамках исследования выявлены положительные стороны бюджетной политики города Москвы:
- трехлетний среднесрочный горизонт планирования;
- акцент на целях бюджета социальной направленности и бюджета развития;
- программно-целевой принцип планирования расходов.
В то же время отсутствует долгосрочное планирование бюджета, низок уровень поступлений в доходную часть бюджета региональных и местных налогов.
В связи с этим, в качестве мер повышения бюджетной политики в городе Москве, помимо повышения доходного потенциала, целесообразно сконцентрироваться на оптимизации расходной части, в том числе на определении и оптимизации приоритетных направлений бюджетных расходов.
Необходим переход к долгосрочной бюджетной стратегии, включающей все направления бюджетной политики, причем делаться это должно одновременно и в одной связке с другими документами стратегического планирования и управления.
Показатели оценки эффективности бюджетной политики и функционирования бюджетной системы следует перевести из области количества в область качества, а также построить систему показателей ожидаемых результатов.
Для оценки эффективности бюджетной политики и возможности ее повышения необходим метод, который должен состоять в прогнозировании и оценке явлений и процессов на основе совокупности системы показателей. Однако в настоящее время открытыми остаются вопросы выбора количества критериев, необходимых для оценки эффективности бюджетной политики, а также определения значений, в рамках которых бюджетная политика может быть признана эффективной либо неэффективной.
По результатам исследования можно сделать вывод, что рост эффективности бюджетной политики и управления государственными финансами возможен при условии последовательного применения технологии программно-целевого бюджетирования на основе долгосрочного стратегического управления доходами и расходами бюджета.
Для проведения данных мероприятий необходимо, в том числе, и дальнейшее совершенствование законодательной базы как города Москвы, так и Российской Федерации в целом.
В заключение необходимо отметить, что несмотря на сложную ситуацию, связанную с экономическими санкциями и возникшей кризисной ситуацией в российской экономике, проводимая бюджетная политика Москвы обеспечивает функционирование бюджетной системы города в плановом режиме.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от
27.12.2019) // СПС Консультант Плюс
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в действующей редакции) // СПС Консультант Плюс
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.05.2017) // СПС Консультант Плюс
4. Закон Российской Федерации от 15.04.1993 № 4802-1 (ред. от 29.12.2014) «О статусе столицы Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс
5. Закон города Москвы от 28.06.1995 (ред. от 02.07.2014) «Устав города Москвы» // СПС Консультант Плюс
6. Закон города Москвы от 10.09.2008 № 39 (ред. от 24.06.2015, с изм. от
30.10.2019) «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве» // СПС Консультант Плюс
7. Закон города Москвы от 27.11.2019 № 33 «О бюджете города Москвы на 2020 год и плановый период 2021 и 2020 годов» // СПС Консультант Плюс
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 117-р «Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах».
9. Абрамова М.А. Бюджетно-налоговые и денежно-кредитные инструменты достижения финансовой стабильности и обеспечения экономического роста: монография / М.А. Абрамова - М., КноРус, 2020 - 202 с.
10. Акперов И.Г. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации. Учебное пособие / И.Г. Акперов - М.: КноРус, 2019 - 640 с.
11. Афанасьев, М. П. Бюджет и бюджетная система в 2 т. Том 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / М. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 314 с.
12. Бюджет города Москвы и рост эффективности государственных финансов. Афанасьев М.П., Шаш Н.Н. // Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 2, с. 74-78.
13. Бюджет и бюджетная система: в 2 т. / Мст.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов - М.: Юрайт, 2019 - 781 с.
14. Бюджет России: развитие и обеспечение экономической безопасности / под ред. В.К. Сенчагова - М.: ИНФРА-М, 2017 - 384 с.
15. Бюджетное право: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и «Экономика» / под ред. Г.Б. Поляка, С.Н. Бочарова, Е.Н. Барикаева - 9-е изд., перераб. и доп., М.: ЮНИТИ- ДАНА: Закон и право, 2019 - 351 с.
16. Бюджетная система и система налогов и сборов Российской Федерации: учебник для магистратуры / Л.Л. Арзуманова и др., под ред. Е.Ю. Грачева, О.В. Болтинова - М.: ИНФРА-М, 2018 - 272 с.
... Всего источников – 59.