Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РФ 8
1.1 Понятие и сущность системы безналичных расчетов 8
1.2 Виды и формы безналичных расчетов 13
1.3 Принципы организации и регулирования системы безналичных расчетов 17
2. ФАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ 26
2.1 Анализ состояния системы безналичных расчетов в России 26
2.2 Анализ развития пластиковых карт 31
2.3 Анализ динамики показателей развития электронных платежных систем 38
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЕЗНАЛИЧНОЙ СИСТЕМЫ РАСЧЕТОВ В РФ 43
3.1 Проблемы в системе безналичных расчётов 43
3.2 Направления развития платежной системы России 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Рынок банковских услуг, претерпевающий серьезные изменения, развивает использование пластиковых карточек и безналичную оплату товаров и услуг, которая стала достигать 90 % в структуре всех денежных операций.
Банки применяют информационные технологии для того, чтобы контролировать денежный оборот, увеличить свою долю на рынке; сократить операционные издержки, ускорив оборот денежных средств и материальных ресурсов, обновить источники доходов.
Основной целью банков является увеличение доли безналичных расчетов, их упрощение, также важным факторов является высокая скорость обслуживания клиентов. В настоящее время клиент в большинстве случаев может обойтись без операционистов банка и использовать банкоматы, систему Интернет-банкинг, мобильный банкинг для выполнения различных банковских операций.
В условиях современной экономики кредитная организация должна находить новые технологичные решения и адаптировать свою деятельность к технологической инфраструктуре, которая претерпевает постоянные изменения.
Платежная система - это основной элемент инфраструктуры рыночной экономики. Её роль значительна, т.к. выполнение функции - обеспечения своевременного перевода денежных средств от одних экономических объектов к другим, является одним из главных условий, необходимых для устойчивости хозяйственного оборота.
На сегодняшний день карточные продукты и прикладные системы, которые обеспечивают их функционирование, стали основополагающим звеном продуктовой линейки кредитных организаций. Получение карточки в большинстве случаев стало одним из обязательных условий получения доступа к остальным банковским продуктам. Развитие безналичных расчетов клиентов чрезвычайно актуально и выгодно как в целом для государства, так и для клиентов, а также для банковской сферы и торговых организаций. С точки зрения государства развитие безналичных расчетов клиентов способно сократить потребность в наличных деньгах и уменьшить издержки обращения, а также позволит ускорить оборот денежных средств. Для населения развитие безналичных расчетов привлекательно с точки зрения удобства осуществления расчетов за товары.
Для банковской системы расширение безналичных расчетов создает возможность привлечения дополнительных кредитных ресурсов и увеличения доходов за счет развития новых видов платных услуг [3].
Термин «банковские технологии» появился в деловой практике относительно недавно. Банковские технологии - это совокупность новейших подходов, методов, средств реализации и обеспечения банковских бизнес-процессов. Развитие этого понятия говорит о том, что в последнее время возросло значение средств и методов реализации тех или иных банковских задач. Важной предпосылкой использования банковских технологий является тот факт, что отечественную банковскую систему перестали жестко ограничивать законодательно. Применение банковских технологий является одним из критериев при выборе банка. Клиент заинтересован как в получении традиционного комплекса услуг, так и в ноу-хау, которые значительно облегчают проведение банковских операций. Понятие «банковские технологии» включает в себя следующие задачи: построение системы обслуживания клиентов как по отдельным операциям, так и в целом по банку, комплекс средств по реализации операций с пластиковыми карточками, интерактивному обслуживанию клиентов.
Таким образом, банковские технологии довольно быстро вошли в продуктовую линейку банков и стали одним из основополагающих элементов банковской системы. Государство, банки, клиенты заинтересованы в применении новейших банковских технологий. Клиент получает банковскую услугу в короткий срок, а также повышается уровень безопасности денежных средств. Кредитная организация увеличивает свою прибыль за счет сокращения операционных издержек и возможное увеличение количества проведенных операций. Государство через безналичные расчеты сокращает потребность в наличных деньгах, это приводит к тому, что уменьшаются издержки обращения, что позволяет ускорить оборот денежных средств.
На мой взгляд, тема организации и развития безналичных расчётов в стране в настоящее время является актуальной и заслуживает особого внимания, т.к. безналичные расчеты оказывают регулирующее влияние на экономику страны.
Объект - безналичные расчеты.
Предмет - общественные и финансовые отношения при осуществлении безналичных расчетов.
Целью работы является исследование теоретических вопросов безналичных расчетов в Российской Федерации, а также проработка направлений и рекомендаций по совершенствованию безналичных расчетов.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд задач:
• рассмотреть организационные и методологические основы системы безналичных расчетов в РФ;
• провести фактический анализ состояния системы безналичных расчетов в России;
• выявить проблемы и перспективы развития безналичной системы расчетов в РФ.
В соответствии с поставленной целью и задачами структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Безналичные расчеты, в некотором плане выгоднее наличных расчетов. Однако люди пока еще не совсем привыкли к таким переменам и больше доверяют наличным денежным средствам. Остается надеяться, что вскоре безналичные расчеты примут более масштабные размеры.
Необходимы масштабные меры государственного уровня по увеличению оборота безналичных средств: формирования действующего законодательства, уменьшение теневого сектора экономики, дополнительных вложений в банковскую инфраструктуру. В перспективе электронные расчеты с применением банковских карт должны занять достойное место в платежной системе Российской Федерации.
Стремительное развитие в последнее десятилетие нового поколения информационных систем создало новые типы инструментов работы с безналичными платежами, открывающие рынок безналичных расчетов для групп населения, не охваченных традиционным банкингом, и преодолевающие прежние инфраструктурные ограничения.
Преобладающая доля денежных переводов по отдельным платежным инструментам осуществляется при помощи использования платежных поручений - более 95% от всех переводов. В составе прочих платежных инструментов существенную долю занимают переводы с помощью банковских ордеров (от 40 до 65% по годам анализируемого периода в общем объеме прочих платежных поручений) и поручений на перевод без открытия счета (от 23 до 42%). Доля же переводов посредством чеков крайне мала, при этом наблюдается ее сокращение вплоть до нуля, что свидетельствует об отмирании данного вида денежных переводов в современной банковском системе. Исследование структуры денежных переводов и ее динамика было проведено также посредством их разделения на кредитовые переводы (посредством платежных поручений, аккредитивов и поручений на перевод денежных средств без открытия банковского счета плательщика - физического лица) и прямые дебеты (посредством платежных требований и инкассовых поручений).
На основе проведенного анализа динамики развития рынка банковских услуг с использованием банковских карт, можно сделать вывод, что количество эмитированных карт кредитными организациями растет: количество расчетных карт выросло на 9,47% по состоянию на 01.01.2016 г., а количество кредитных карт наоборот сокращается - на 7,23% по состоянию на 01.01.2016 г. Количество пользователей банковских услуг растет на протяжении последних лет. Так, в 2010 г. только каждый второй россиянин пользовался услугами банков (52%), в 2013 г. таких было 74%, а в 2015 г.- уже 77%. При этом рост доли пользователей в 2015 г. наблюдается в большинстве сегментов банковских услуг.
В отношении количества безналичных транзакций по платежным картам в России наблюдается отчетливо положительная динамика. Их доля в общем количестве карточных операций растет и составляет уже более двух третей, о чем свидетельствуют данные ЦБ РФ.
Так, если в первом полугодии 2014 г. из общего числа карточных транзакций (4 285,9 млн) 62% (2 679,9 млн) составили операции по оплате товаров и услуг, то в первом полугодии 2015 г. их доля достигла уже 70,74% (3 863,7 млн транзакций из 5 461,6 млн), и лишь 29,6% (1 597,8 млн) операций по картам пришлось на выдачу наличных средств.
Что касается объема безналичных транзакций по картам, то здесь, несмотря на менее впечатляющие темпы роста, также налицо устойчивый тренд плавного увеличения данного показателя. Так, в первом полугодии 2015 г. доля безналичных операций по оплате товаров и услуг в общем объеме российских карточных транзакций, по данным ЦБ РФ, составила 23,85% (3 568,4 млрд руб. из общего объема 14 963,7 млрд руб.). При этом в первом полугодии 2014 г. этот показатель равнялся 20,05% из общего объема карточных транзакций в 13 834,9 млрд руб.
Все проблемы связанные с безналичными расчетами можно разделить на три группы.
Первая группа проблем систем безналичных расчетов в России связана с ее низкой эффективностью.
Вторая группа проблем посвящена определению возможностей адаптации зарубежных банковских технологий проведения расчетных операций к российской практике.
Третья группа проблем связана с минимизацией платежных рисков.
Банк России активно работает над устранением всех недостатков финансового механизма страны, которые влияют на создание эффективной национальной платежной системы и безналичных расчетов. Основные задачи по реализации перспективной платежной системы Банка России:
- преобразование действующих систем расчетов платежной системы Банка России в единую централизованную систему расчетов, предоставляющую сервисы для срочных и несрочных платежей;
- предоставление участникам платежной системы Банка России возможности консолидации их ликвидности в платежной системе Банка России и реализация механизма централизованного предоставления ликвидности кредитным организациям в режиме реального времени;
- разделение платежной системы и системы бухгалтерского учета;
- внедрение единого регламента функционирования платежной системы Банка России;
- централизация функций мониторинга и оперативного управления платежной системой Банка России;
- реализация централизованной информационно-аналитической системы платежной системы Банка России;
- обеспечение взаимодействия платежной системы Банка России с системами расчетов на финансовых рынках, в том числе для обеспечения использования механизмов расчетов «поставка против платежа» и «платеж против платежа»;
- обеспечение создания условий для сквозной обработки платежной информации, в том числе разработка форматов расчетных документов, учитывающих международные стандарты;
- реализация единого клиентского интерфейса;
- повышение уровня информационной безопасности.
Создание эффективно действующей платежной системы Банка России будет мощным средством защиты национальных интересов от негативных факторов глобализации экономических отношений.
1. Конституция РФ с изменениями от 30 декабря 2008 года
2. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности»
3. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
4. Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»Редакция от 29.12.2014
5. «Положение о правилах осуществления перевода денежных средств» (утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П) (Зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2012 № 24667)
6. «Положение о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» (утв. Банком России 01.04.2003 N 222-П) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.04.2003 N 4468
7. Ананьев Д.Н. Банковский сектор России: итоги и перспективы развития // Деньги и кредит. - 2014. - № 5. - С. 3 - 9.
8. Ануриев С.В. Платежные системы и их развитие в России. / С. В. Ануриев. - М.: Финансы и статистика. 2010. - 788 с.
9. Алиева Н.М. Основы организации, принципы и формы безналичных расчетов // Учет и внутренний контроль. - март-апрель’2. - 2016. - С.135-140.
10. Банковское дело: учебное пособие / [М. А. Петров и др.]; под ред. М. А. Петрова. - Москва : Рид Групп, 2011. 240 с.
11. Белоглазова, Г. С., Кроливецкая, Л. В. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка / Г. Г. С. Белоглазова, Л. В. Кроливецкая. - Москва: Юрайт, 2012. - 608 с.
12. Буланов Ю.Н., Фадейкина Н.В. Динамика развития российского банковского сектора в период реализации Стратегии -2015 // Сибирская финансовая школа. - 2015. - № 4 (111). - С. 56-75.
13. Жарковская, Е. И., Арендс, И.У. Банковское дело / Е.И. Жарковская, И.У. Арендс. - Москва: Омега-Л, 2013. - 304 с.
14. Зрелов А. Порядок наличных и безналичных расчетов физических лиц// Аудит и налогообложение. - 2013.- №10.- с.2.
15. Основы банковского дела / Коробов, Ю. А. и др.; под ред. Ю.А. Коробова, Г.Д. Коробовой. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 448 с.
...