Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Модификация муравьиного алгоритма для динамической задачи коммивояжёра

Работа №122851

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

информатика

Объем работы34
Год сдачи2016
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
102
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. ИСТОРИЯ ЗАДАЧИ TSP 4
1.2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ TSP 5
Математическая модель задачи TSP 6
1.3. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ TDTSP 7
Математическая модель задачи TDTSP 7
2. ОБЗОР АЛГОРИТМОВ 9
2.1. BIOLOGY-INSPIREDALGORITHMS 9
2.2. ANT COLONY OPTIMIZATION (ACO) 11
2.3. PARTICLE SWARM OPTIMIZATION (PSO) 13
2.4. ARTIFICIALBEECOLONY 14
2.5. ВЫВОДЫ 15
3. МУРАВЬИНЫЙ АЛГОРИТМ ДЛЯ ЗАДАЧИ TDTSP 17
3.1. ПАРАМЕТРЫ ЗАДАЧИ TDTSP 17
3.2. ВРЕМЯ ПУТИ МАРШРУТА 17
3.3. ЖАДНЫЙ АЛГОРИТМ 18
3.4. АЛГОРИТМ ЛОКАЛЬНОГО ПОИСКА 19
3.5. ИНИЦИАЛИЗАЦИЯ ФЕРОМОНОВ 19
3.6. ОСНОВНАЯ ПРОЦЕДУРА 20
4. ДИНАМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ 22
4.1. ДИНАМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ДЛЯ ЭВРИСТИЧЕСКОГО АЛГОРИТМА 23
4.2. ПРОВЕРКА УРОВНЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ 24
4.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ НА ДИНАМИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ 25
5. ДИНАМИЧЕСКАЯАДАПТАЦИЯ 27
5.1. ДИНАМИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЛЯ ACO 27
5.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ 28
5.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 29
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31


Объем рынка транспортно-логистических услуг растет во всем мире, и в связи с этим решение различных задач
маршрутизации становится все более актуальной проблемой. Основной целью в данных задачах является построение маршрутов для транспортных средств, обслуживающих определенное множество клиентов. При этом выбор неудачного маршрута влечёт за собой дополнительные издержки по транспортировке товара.
Класс задач маршрутизации в настоящее время является очень широким. Распространённым и самым ранним примером является задача коммивояжера или задача TSP (Travelling Salesman Problem). Для исследования была выбрана задача коммивояжера, зависящая от времени или задача TDTSP (Times Dependent Travelling Salesman Problem).
Алгоритмы, решающие данную задачу, разделяют на точные и эвристические. Так как задача коммивояжера принадлежит классу NP-трудных задач, очевидно, что точные алгоритмы применимы только для малоразмерных задач и не подходят для решения реальных задач. Поэтому, как правило, используют эвристические алгоритмы. Они генерируют решения, приближенные к оптимальному, но за меньшее по сравнению с точными методами время.
Особенностью многих эвристических алгоритмов является разнообразие решений, получаемых при применении алгоритма к одному и тому же примеру. Это обусловлено тем, что при построении маршрута различным вариантам продолжения маршрута соответствует вероятность их выбора, так как постоянный выбор наилучшего продолжения на каком-либо шаге алгоритма в итоге не всегда дает оптимальное решение. Ввиду больших расстояний, в рассматриваемых на практике задачах любое улучшение алгоритма позволит существенно уменьшить расхождение полученных решений с оптимальным.
В первой главе рассмотрены задачи TSP и TDTSP, представлены их математические модели. Во второй главе приведен обзор литературы по природным алгоритмам и их сравнение. В третьей главе подробно рассмотрено применение муравьиного алгоритма (ACO) для построения решения задачи TDTSP. В четвертой дается определение динамической адаптации как критерия оценки алгоритмов и проведена оценка ACO. В пятой главе предложен метод динамической адаптации алгоритма, а так же его сравнение с ACO. В шестой главе описана проделанная работа и полученные результаты.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В работе была исследована одна из задач маршрутизации транспорта – динамическая задача коммивояжера. Были рассмотрены различные эвристические алгоритмы природного класса.
Подробно изучен, описан и реализован на языке программирования Java муравьиный алгоритм (ACO) для решения задачи TDTSP. Произведена оценка уровня динамической устойчивости решений, генерируемых данной эвристикой. Из-за того, что эвристики не обеспечивают получение оптимальных решений, но близких к ним, среднее значение этой величины для рассмотренных задач получилось равным 0,6504.
Принцип динамической адаптации показал, что любой алгоритм, который генерирует различные решения для одной и той же задачи, можно улучшить с помощью алгоритма динамической адаптации. Динамическая адаптация муравьиного алгоритма (DAACO)повысила уровень динамической устойчивости решений до 0,9608. Также среднее значение длины решений, сгенерированных алгоритмом DAACO, получилось меньше, чем классическим муравьиным алгоритмом. Средний процент улучшения решений равен 4%. Результаты экспериментов показали, что использование динамической адаптации муравьиного алгоритма будет эффективней, чем простого муравьиного алгоритма, за счет генерируемых маршрутов меньшей длины.



1. Schrijver A. On the history of combinatorial optimization (till 1960) // Handbook of Discrete Optimization. 2005. P. 1–63
2. VasekChvatal, William J. Cook, George B. Dantzig, Delbert Ray Fulkerson,and Selmer M. Johnson. Solution of a large-scale traveling-salesman problem. In 50 Years of Integer Programming 1958-2008 - From the Early Years to the State-of-the-Art, pages 7–28. 2010.
3. Майника Э. Алгоритмы оптимизации на сетях и графах. М: Мир, 1981. 323 с.
4. ChristosH.Papadimitriou and Kenneth Steiglitz. Combinatorial Optimization: Algorithms and Complexity. Prentice-Hall,Inc.,Upper Saddle River, NJ, USA, 1982.
5. George B. Dantzig. Linear programming and extensions. Rand Corporation Research Study. Princeton Univ. Press, Princeton, NJ, 1963.
6. Blum C.,Roli A. Metaheuristics in combinatorialoptimization: Overview and conceptual comparison. ACM Comput. Surv.2003, Vol.35, No 3. P.268–308.
7. Miller C. E., Tucker A. W., Zemlin R. A. Integer programming formulation of traveling salesman problems // J. ACM. 1960. Vol. 7, No 4. P. 326–329.
8. H.Abeledo, R. Fukasawa, A. Pessoa, and E. Uchoa, The Time Dependent Traveling SalesmanProblem: Polyhedra and Algorithm, Mathematical Programming Computation 5 (2013), 27-55.
9. Ben-Israel, “A Newton-Raphson method for the solution of systems of equations,” Journal of Mathematical Analysis and Applications, vol. 15, pp. 243–252, 1966.
10. D. P. Bertsekas, Dynamic Programming and Optimal Control,vol. 1, Athena Scientific, Belmont, Mass, USA, 1995.
11. R. G. Ghanem and P. D. Spanos, Stochastic Finite Elements: ASpectral Approach, Courier Corporation, 2003.
12. S.Binitha and S.S. Sathya, “A survey of bio inspired optimizationalgorithms,” International Journal of Soft Computing andEngineering, vol. 2, pp. 137–151, 2012.
13. F. Dressler and O. B. Akan, “A survey on bio-inspired networking, ”Computer Networks, vol. 54, no. 6, pp. 881–900, 2010.
14. X.-S. Yang and S. Deb, “Two-stage eagle strategy with differential evolution,” International Journal of Bio-Inspired Computation,vol. 4, no. 1, pp. 1–5, 2012.
15. S. K. Dhurandher, S. Misra, P. Pruthi, S. Singhal, S. Aggarwal,I. Woungang, “Using bee algorithm for peer-to-peer filesearching in mobile ad hoc networks,” Journal of Network andComputer Applications, vol. 34, no. 5, pp. 1498–1508, 2011.
16. A.R.Mehrabian and C. Lucas, “A novel numerical optimizationalgorithm inspired from weed colonization,” Ecological Informatics,vol. 1, no. 4, pp. 355–366, 2006.
17. M.Dorigo, G. Di Caro, and L.M. Gambardella, “Ant algorithmsfor discrete optimization,” Artificial Life, vol. 5, no. 2, pp. 137–172, 1999.
18. M. Clerc, Particle Swarm Optimization, vol. 93, JohnWiley &Sons, 2010.
19. Z.Yuan,M. A.M. deOca,M. Birattari, T. Stutzle, “Continuousoptimization algorithms for tuning real and integer parametersof swarm intelligence algorithms,” Swarm Intelligence, vol.6, no. 1, pp. 49–75, 2012.
20. D. Karaboga, B. Akay, “A survey: algorithms simulating beeswarm intelligence,” Artificial Intelligence Review, vol. 31, no. 1–4, pp. 61–85, 2009.
21. J. Kennedy and R. Mendes, “Population structure and particleswarm performance,” in Proceedings of the Congress on EvolutionaryComputation (CEC ’02), vol. 2, pp. 1671–1676, IEEE,Honolulu, Hawaii, USA, May 2002.
22. A.M. Mora, P. Garcıa-Sanchez, J.J. Merelo, and P. A. Castillo,“Migration study on a pareto-based island model for MOACOs,”in Proceedings of the 15th Genetic and EvolutionaryComputation Conference (GECCO ’13), pp. 57–64, July 2013.
23. Hitoshi K., Junichi O. Solving Time-Dependent Traveling Salesman Problems Using Ant Colony Optimization Based on Predicted Traffic // Advances in Intelligent and Soft Computing. 2012.  151.
24. Dorigo, M., Stutzle, T. Ant colony optimization. The MIT press, 2004.
25. Stutzle, T., Hoos, H. H. MAN-MIN ant system. Future Generation Computer System,Vol. 16, No. 8, 2000, 889–914.
26. J.F. Cordeau, M. Gendreau, G. Laporte, J.Y. Potvin, and F.Semet. A guide to vehicle routing heuristics. Journal of the Operational Research Society, pages 512–522, May 2002.
27. .Jean-Francois Cordeau, Michel Gendreau, and Gilbert Laporte. A tabu search heuristic for periodic and multi-depot vehicle routing problems. Networks, 30(2):105–119, 1997.
28. Петросян Леон Аганесович и Зенкевич Николай Анатольевич. Принципы устойчивой кооперации. Управление большими системами: сборник трудов, (3):100–120, 2009.
29. G. Reinelt. Travelling Salesman Problem Library, 2008. http://comopt.ifi.uni- heidelberg.de/software/TSPLIB95/.
30. Giorgio Ausiello, Bruno Escoffier, JeRoMe Monnot, and Vangelis Paschos. Reoptimization of minimum and maximum traveling salesman’s tours. J. of Discrete Algorithms, 7(4):453–463, December 2009.
31. .V. Zakharov and M. Dementieva. Multistage cooperative games and problem of time consistency. International Game Theory Review, 6:157–170, 2004.
32. .V.V. Zakharov and A.N. Shchegryaev. Multi-period cooperative vehicle routing games. Contributions to Game Theory and Management, 7(2):349– 359, April 2014.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ