Формирование коммуникативных умений будущих преподавателей экономических дисциплин в системе ПОУ (Амурский Гуманитарно-Педагогический Государственный Университет)
Объект исследования - Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре (Межрегиональный центр компетенций).
Есть приложения.
Введение…………………………………………………………………… 4
Глава 1 Теоретические основы проекта, как средство формирования коммуникативных умений будущих преподавателей……………………7
1.1 Понятие «проекта», сущность и виды проекта……………………..... 7
1.2 Формирование коммуникативных умений будущих преподавателей 15
1.3 ФГОС 3-го поколения. Требования к преподавателям. ФГОС СПО по специальности «Экономика и бухгалтерский учет»…19
Глава 2 Проекты как средство формирования коммуникативных умений будущих преподавателей экономических дисциплин…26
2.1Краткая характеристика деятельности «Губернаторского авиастроительного колледжа г. Комсомольска-на-Амуре (Межрегионального центра компетенций)»…26
2.2Проектная деятельность учащихся одной из групп «Губернаторского авиастроительного колледжа г. Комсомольска-на-Амуре». Выполнение курсовой работы на тему: «Организация ведения бухгалтерского учета в 1С Бухгалтерия предприятия 8.0»………………33
2.3 Подведение итогов. Самоанализ и рефлексия проектной деятельности обучающихся…41
Заключение…………………………………………………………………. 47
Библиографический список……………50
Приложение………………………………………………………………… 56
В настоящее время в ходе быстро изменяющихся социально-экономических условий и бурного развития рыночных отношений возрастают требования к личности современного преподавателя, к его коммуникативным способностям. В результате анализа психолого-педагогической литературы и состояния подготовки будущих преподавателей, нами было выявлено, что многие обучающиеся и начинающие преподаватели неправильно понимают сущность коммуникативных умений и сводят их к одностороннему общению, к действию по сообщению обучающимся определенных знаний, умений и навыков (монологическое общение) не создавая условий для диалогического общения. Исследования, проведенные рядом педагогов, указывают на типичные ошибки педагогической техники начинающего преподавателя, в том числе и ошибки в коммуникации. Начинающие преподаватели не могут задушевно побеседовать с обучающимися, родителями, сдержать или, наоборот, проявить гнев, подавить неуверенность. Вследствие этого у преподавателя нет возможности изучить индивидуальные и личностные особенности обучающихся, получить информацию о ценностных ориентациях и межличностных отношениях своих воспитанников.
Современной наукой выявлена огромная роль общения в жизни и деятельности людей и общества в целом. В процессе общения формируются коммуникативные умения и способности, ценностные ориентации человека, вырабатывается его жизненная позиция, происходит обмен идеями и мыслями.
Исследования в области педагогики и психологии показали, что значительная часть трудностей в учебно-воспитательном процессе обусловлена не отсутствием научных и методических знаний по специальности, а трудностями в области педагогического общения, отсутствием совершенных коммуникативных умений.
Из этого вытекает необходимость специальной подготовки будущего преподавателя.
Актуальность проблемы нашего исследования заключается в том, что, как показывает педагогическая практика, несформированность коммуникативных умений преподавателя ведёт к отрицательному результату всего учебно-воспитательного процесса, так как общение - это одно из важнейших средств решения учебно-воспитательных задач. Успех педагогической деятельности будущих преподавателей во многом определяется уровнем педагогического мастерства, способностью организовывать педагогическое общение с обучающимися, умением управлять процессом общения в коллективе, умением налаживать контакты с каждым обучающимся.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление педагогических условий формирования коммуникативной компетентности будущих преподавателей и проверка их на практике.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- изучить теоретические основы проекта, как средство формирования коммуникативных умений будущих преподавателей;
- охарактеризовать современные подходы к проблеме формирования коммуникативных умений преподавателей;
- дать характеристику КГА ПОУ ГАСКК МЦК;
- проанализировать современные требования к преподавателям в свете требований ФГОС 3;
- разработать и реализовать на практике педагогическую модель формирования коммуникативной компетентности будущего преподавателя.
Предметом исследования являются психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений будущих преподавателей в учебной деятельности.
Объектом исследованияявляется профессиональная подготовка будущего преподавателя.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы являются научные труды отечественных и зарубежных авторов (В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, К.К. Платонов, П. М. Ершов,Н.Д. Никандров, и другие).
Методологической основой выпускной квалификационной работы являются методы динамического и факторного анализа; диагностические методы (тестирование, опрос, анкетирование и другие).При написании ВКР выбранная методология играет решающую роль, определяющую качество исследования проблемы и рекомендации по ее решению.
Информационная база: бухгалтерская и статистическая отчетность КГА ПОУ ГАСКК МЦК.
Новизна исследования заключается в уточнении понятие «коммуникативная компетентность будущего преподавателя», которое рассматривается нами как результат развития профессиональных умений.
Практическая значимость: заключаетсяв разработке системы по формированию и совершенствованию коммуникативных умений будущих преподавателей.
Структура ВКР включает в себя: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении поставлена цель, раскрыты задачи, представлен предмет и объект исследования, раскрыта теоретическая и методологическая основы, представлена структура ВКР.
Первая глава посвящена изучению теоретических основ проекта, как средства формирования коммуникативных умений будущих преподавателей, изучены понятие «проекта», сущности и виды проекта, изучено формирование коммуникативных умений будущих преподавателей, рассмотрены современные требования к преподавателям в свете требований ФГОС 3.
Во второй главе дана характеристика - КГА ПОУ ГАСКК МЦК, проведено выполнение курсовой работы на тему: «Организация ведения бухгалтерского учета в 1С Бухгалтерия предприятия 8.0» и сделан анализ.
В заключении сформулированы обобщающие выводы по результатам проведенного исследования.
Библиографический список содержит 50 наименований.
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, мы определили сущность понятия «коммуникативные умения» как профессионально - значимый компонент для будущего педагога. Таким образом, нами была решена первая задача.
Изучив методы и приемы формирования коммуникативных компетенций, мы пришли к выводу, что наиболее эффективным будет разработка и реализация комплексного подхода при решении поставленной задачи.
Опираясь на изученные определения, а также определив «умение» как деятельностную характеристику, мы обозначили структуру, которая состоит из мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивно-оценочного критериев.
В процессе проведения работы были решены следующие задачи:
- изучены теоретические основы структуры современной лекции на примере профессионального обучения экономическим дисциплинам в СПО; -
- изучены особенности методической деятельности преподавателя профессионального обучения; была дана краткая характеристика деятельности «Губернаторского авиастроительного колледжа г. Комсомольска-на-Амуре (Межрегионального центра компетенций);
- был выполнен проект по теме «Организация ведения бухгалтерского учета компании ООО «Гиперион» в 1С Бухгалтерия предприятия 8.0» для обучающихся в «Губернаторском авиастроительном колледже г. Комсомольска-на-Амуре (Межрегиональном центре компетенций);
- было проанализировано проведенное занятие с применением методического обеспечения для обучающихся в учебном заведении и изучены теоретические основы методического обеспечения экономических дисциплин в системе СПО;
- были рассмотрены особенности методической деятельности педагога профессионального обучения; было изучено учебно-методическое обеспечение, как инструмент организации образовательного процесса; было разработано и проанализировано учебное занятие.
Таким образом, учащиеся: изучили инструментарий программы «1С: Бухгалтерия предприятия 8.0»; изучили на практике методику работы с документами; изучили функционал конфигурации, работу с многоуровневыми справочниками, работу с табличными частями документов и отчетами, ввод ручных проводок, копирование документов, порядок оформления доверенностей на получение ТМЦ сотрудниками организации, порядок оприходования ТМЦ на склад организации, порядок списания ТМЦ со склада, оформление реализации ТМЦ, выставление счетов на оплату, счетов-фактур, УПД, актов выполненных работ в программе «1С»;научились использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности и многое другое.
В результате цели, поставленные перед началом проведения проекта -достигнуты.
По итогу выполнения, все представленные проекты курсовых работ были оценены. Оценка проводилась по определенным критериям. По мимо оценки работ педагогом, работы и оценивались самими учащимися, как свои так и одногруппников.
Качество и результативность образовательного процесса повышаются, если его учебно-методическое обеспечение осуществляется комплексно, включает в себя разработку и создание системы нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых для проектирования и реализации образовательного процесса.
Итоги проведенногопроекта показали необходимость проведения мероприятий по формированию коммуникативных умений по всем выделенным критериям.
В заключении обозначим, что выполненная работа позволила выявить отличительные черты выполнения творческих проектов, при которых представляется повышение эффективности творческого развития студентов и мотивационной готовности личности к проектной деятельности.
Интерес к проекту во многом зависит от уровня самостоятельности: для большинства проект был интересным потому, что его выполняли при маленькой помощи руководителя.
По результатам реализации проектов, обучающиеся стали высоко оценивать свои способности и возможности.
На этапе подведения результатов проекта на вопрос «Чему удалось научиться в процессе работы над проектом?» студенты высказывали такие ответы, как:
- планировать рационально время;
- производить анализ собственных действий;
- показывать презентации своей работы;
- дорабатывать все до конца; достигать поставленной цели;
- изучать тему с различных точек зрения.
Проектная деятельность содействует развитию творческого мышления и навыков самостоятельной работы. Реализовывая проекты, ребята совершенствуют навыки мышления, учатся искать информацию, анализируют, экспериментируют, принимают решение, работают самостоятельно и в командах.
Студенты могут применять и углублять полученные знания в таких областях как, естественные науки, математика, искусство, экономические и гуманитарные науку.
С помощью этого метода развиваются творческие, активные, всесторонне развитые личности, способные к обучению самостоятельно.
Подводя итоги проведенного учебного занятия сделан вывод, что обучающиеся в полной мере освоили учебный материал. При подготовке учебного занятия были выполнены все требования в соответствии с ФГОС, были сформированы компетенции ОК- 2, 3, 4, 5, 6, 7.