Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ОПЛАТЫ ТРУДА 8
1.1. Экономическая сущность оплаты труда 8
1.2. Методологические основы бухгалтерского учета расчетов персоналом по оплате труда 14
Глава 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ ОПЛАТЫ ТРУДА НА ПРИМЕРЕ БПОУ "Вологодский строительный колледж" 19
2.1. Организационно-экономическая характеристика БПОУ "Вологодский строительный колледж" 19
2.2. Учет расчетов по оплате труда в БПОУ "Вологодский строительный колледж" 26
2.3. Учет удержаний из оплаты труда 35
Глава 3. АНАЛИЗ РАСЧЕТОВ С РАБОТНИКАМИ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ 46
3.1 Анализ фонда оплаты труда БПОУ "Вологодский строительный колледж" 46
3.2. Мероприятия по совершенствованию фонда оплаты труда 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Организация трудовой деятельности считается одним из важнейших мест социально - экономической политике государства. В данный момент происходит очень много изменений в экономическом и социальном развитии страны, поэтому и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников регулярно меняется.
Для регулирования оплаты труда государство регулярно разрабатывает и вносит изменения в трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Система государственных гарантий, которые предоставляются работникам, является основным регулятором оплаты труда.
Для условия точного исчисления сумм по оплате и соблюдения принципа материальной заинтересованности работников применяется организация бухгалтерского учета. К объекту бухгалтерского учета можно отнести труд персонала, его количество и качество, а так же суммы вознаграждений.
Исходя из выше перечисленного, можно сделать вывод, что учет труда и его вознаграждения должен содействовать улучшению использования рабочего времени, укреплению дисциплины труда, росту его производительности, снижению себестоимости продукции и издержек обращения, а также повышению качества выполняемой работы.
Под оплатой труда понимается система отношений, которые связанны с обеспечением работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Вознаграждение работнику за труд является важнейшим средством заинтересованности работников в результатах своего труда, его производительности, увеличении объемов производимой продукции, улучшении ее качества. Трудовые доходы каждого работника независимо от вида предприятия определяются его личным трудовым вкладом с учетом конечных результатов работы предприятия, регулируются налогами и максимальными размерами не ограничиваются. Предел минимального размера оплаты труда работников во всех организационно-правовых формах устанавливает государство.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время в сфере образования накопилось значительное число проблем, связанных с кадровым обеспечением, недостаточным финансированием, ухудшением состояния материально-технической базы образования. Среди них центральное место занимает проблема поиска эффективных путей совершенствования системы мотивации труда преподавателей, так как человеческий фактор является определяющим в деятельности образовательного учреждения.
Для объекта исследования было выбрано образовательное учреждение БПОУ «Вологодский строительный колледж»
Предметом исследования является синтетический и аналитический учет труда и его оплаты в образовательном учреждении.
Цель данной исследовательской работы изучение особенностей учёта и анализа расчётов по оплате труда в БПОУ «Вологодский строительный колледж», анализ действующих систем и форм оплаты труда.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• определить сущность категории заработной платы;
• изучить теоретические основы бухгалтерского учета, оплаты труда в образовательном учреждении и методы его анализа;
• определить основные принципы организации учета вознаграждения за труд и изучить систему организации оплаты труда на исследуемом объекте;
• изучить состав и системы оплаты труда, рассмотреть действующую систему премирования и поощрения работников, формы и размеры вознаграждений;
• проанализировать расходы на оплату труда в БПОУ «Вологодский строительный колледж» и выявить пути их оптимизации;
• разработать предложения по совершенствованию бухгалтерского учета оплаты труда в БПОУ «Вологодский строительный колледж».
Информационную базу исследования составили законодательные, нормативные и правовые акты Российской Федерации, Вологодской области; статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ; результаты эмпирического исследования; электронные информационные ресурсы Интернета; материалы международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций и семинаров, бухгалтерская отчетность БПОУ «Вологодский строительный колледж» за 2014-2015 гг.
Организация финансирования образовательной деятельности происходит за счет субсидии федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных (местных) бюджетов, а так же за счет доходов от приносящей видов деятельности.
Характерной особенностью труда специалистов образовательной сферы является направленность на удовлетворение многообразных потребностей человека. Такая специфика труда определяет повышенную социальную ответственность работников за результаты своей деятельности.
Специфика деятельности педагогических работников колледжа отличается повышенным уровнем ответственности, высокой квалификацией и максимальным проявлением творчества в процессе их трудовой деятельности.
Синтетический и аналитический учет в образовании имеет свои отличительные черты. Все фактическое состояние дел образовательной организации отражает в себе учетная информация. Полнота, достоверность и своевременность учетной информации определяют действенность управления, способствуют предотвращению принятия неоправданных решений. Это требует постоянного совершенствования методологии бухгалтерского учета как основного поставщика информации.
Любой труд охватывает много различных областей, а труд педагогических работников особенно разносторонен, им приходится выполнять различные функции и проявлять творческую активность. Согласно классификации Г.Э. Слезингера, труд работника образовательного учреждения можно описать как умственный, творческий, особо сложный, высококвалифицированный, индивидуальный, научный, инновационный, высокотехнологический, стационарный, средней тяжести, привлекательный, самостоятельный, нерегламентированный. Исходя их этого, можно выделить особенности труда преподавателя учебного заведения, которые выражаются в автономности его труда (высокая степень самостоятельности и свободы, отсутствие ежедневного управления и руководства деятельностью; сложности нормирования части рабочего времени (внеаудиторной работы); сложности оценки результатов преподавательского труда из-за длительности их проявления во времени; зависимости конечного результата труда от качества деятельности, как преподавателя, так и студента; необходимости постоянного повышения квалификационного уровня из-за особой сложности труда; креативности и инновационности труда; стремлении к профессиональному признанию коллег.
На работников образовательных учреждений распространяется общее законодательство о труде, предусматривающее, что заработная плата (должностной оклад) выплачивается им за выполнение функциональных обязанностей и работ.
В декабре 2008 года введена новая система оплаты труда (СОТ) преподавателей, согласно которой оплата труда состоит из трех частей:
Первая составляющая - фиксированный должностной оклад, определяемый руководителем учреждения по следующим параметрам:
• набору исполняемых трудовых обязанностей;
• сложности труда (оценивается по аттестации или сертификации);
• интенсивности и результативности труда.
Вторая составляющая - компенсационные выплаты, устанавливаемые руководителем учреждения. Конкретные виды выплат компенсационного характера определены в Перечне видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822. К ним в частности, относятся доплаты за совмещение профессий (должностей), за увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями.
И третья составляющая, согласно которой регулируется рост заработной платы - стимулирующие выплаты. Они направлены на стимулирование преподавателя к качественному и интенсивному труду и поощрение за проделанную работу.
В ходе исследования БПОУ «Вологодский строительный колледж» для достижения поставленной цели дипломной работы, были решены следующие задачи: во-первых, определена сущность и функции заработной платы; во- вторых, рассмотрены существующие формы и системы оплаты труда, определено какие формы и системы применяются на данном предприятии, рассмотрено документальное оформление расчётов по оплате труда. В- третьих, изучен порядок начисления заработной платы, рассмотрены действующие системы премирования, учёт удержаний и вычетов из заработной платы работников, а также изучена методика отражения на счетах бухгалтерского учёта.
Под понятием заработной платы понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Учёт труда и заработной платы на предприятии осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми документами, регулирующими оплату труда. К их числу относятся Гражданский, Налоговый, Трудовой кодексы, указы президента, постановления правительства, федеральные законы и иные нормативные акты. В БПОУ «Вологодский строительный колледж» разработаны локальные нормативные акты, регламентирующие оплату труда, а так же положение о премировании работников. В соответствии с этими документами на предприятии определены формы и системы оплаты труда, порядок её начисления и выплаты, минимальный размер оплаты труда, различные отчисления и удержания из заработной платы.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в колледже прием работников и оплата труда не противоречит нормам трудового законодательства, следовательно, вся заработная плата выплачивается в установленные сроки в соответствии с локальными актами. Налоги перечисляются в бюджет и во внебюджетные фонды в полном объёме и в установленные сроки.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016)
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2016)
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г. №242-ФЗ)
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. От 03.07.2016 г. №249-ФЗ)
5. Федеральный закон от 06.12.2011г. №402-ФЗ (ред. от 23.05.2016 №149-ФЗ) «О бухгалтерском учете»
6. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 19.12.2016 № 456-ФЗ) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
7. Федеральный закон от 31.12.2002 № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан»
8. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
9. Постановление Правительства РФ от 24.12.2007г. № 922 (ред. от 10.12.2016) «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»
10. Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 (ред. от 10.12.2016) «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
11. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (ред. от 08.07.2016) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»
12. Приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н (ред. от 16.11.2016 г.) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»
13. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н (ред. от 16.11.2016) «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»
14. Алексеева Г.И., Богомолец С.Р., Сафонова И.В. Бухгалтерский учет: учебник. - М.: МФПУ «Синергия», 2013 - 720 с.
15. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 984 с.
...