АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
1.1 Понятие качества
1.2 Разновидность подходов к управлению качеством
11
1.3 Система менеджмента качества
18
2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ЦЕХЕ № 4 АО «СПО «АРКТИКА»
24
2.1 Краткая характеристика предприятия
24
2.2 Основные результаты деятельности предприятия
29
2.3 Анализ системы менеджмента качества предприятия
33
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ЦЕХЕ № 4 АО «СПО «АРКТИКА»
45
3.1 Внедрение мотивационной программы
45
3.2 Управление изменениями и развитием системы менеджмента качества
49
3.3 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий
52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
58
ПРИЛОЖЕНИЯ
61
АННОТАЦИЯ
Выпускная квалификационная работа на тему: «Совершенствование организации менеджмента качества на предприятии (на примере цеха №4 АО «СПО «Арктика»).
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
В первой главе изложены теоретические основы управления системой менеджмента качества в современных условиях хозяйствования.
Во второй главе рассмотрена организационно - экономическая характеристика цеха №4 АО «СПО «Арктика», определены особенности системы менеджмента качества в предприятии, проведена оценка ее эффективности.
Третья глава посвящена разработке рекомендаций по совершенствованию организации менеджмента качества в цехе №4 АО «СПО «Арктика», ее обоснованию.
Объем выпускной квалифицированной работы составляет 57 страниц печатного текста. В работе содержится 8 таблиц, 12 рисунков, 3 приложения.
Для написания ВКР использовано 28 источников литературы.
Ключевые слова: система менеджмента качества, стандарты качества, методы управления качеством, ИСО 9000, контроль качества, показатели качества.
В современной рыночной экономике предъявляются принципиально новые требования к качеству продукции и услуг. Высокое конкурентное противостояние организаций предопределяет необходимость постоянного совершенствования системы менеджмента качества (СМК). СМК - это часть общей системы управления предприятием, которая обеспечивает стабильное изготовление продукции высокого качества или предоставления услуг. Для успешного функционирования деятельности предприятия различные системы управления качеством должны обеспечивать возможность реализации ключевых принципов, которые освоены и успешно применяются передовыми международными компаниями и составляют основу международных стандартов в области управления качеством ИСО серии 9000. Постоянное совершенствование СМК и повышение качества выпускаемой продукции является условием для поддержания высокой конкурентоспособности предприятия. Повышение качества способствует улучшению эффективности производства, которое приводит к снижению затрат и увеличению доли рынка. Проблема качества на протяжении развития человечества занимает умы людей разных профессий. Над этой проблемой трудились философы, экономисты, инженеры, социологи, политологи, биологи и др. В наше время управление качеством - это не только выявление возможных дефектов, но и их полное устранение еще на этапе изготовления продукции. Статистические методы позволяют вносить коррективы в технологический процесс производства. Это позволяет значительно сэкономить денежные средства, не снижая качества. Сегодня в России сертификация предприятий идет нарастающими темпами. Наличие сертификата соответствия по стандартам ИСО является своеобразным «правилом хорошего тона», которое означает, что система менеджмента качества данного предприятия разработана и организована с учетом требований и эффективно функционирует, обеспечивая высокое и стабильное качество изготавливаемой продукции.
Увеличение производства высококачественных изделий российскими предприятиями в конечном итоге должно привести к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках. Современным предприятиям необходимо научиться, эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.
Актуальность темы дипломной работы определяет само качество продукции, так как оно относится к числу тех критериев функционирования предприятия, от которых зависят темпы научно-технического прогресса и рост эффективности производства в целом. Так же качество влияет на интенсификацию экономии, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны.
Улучшение качества выпускаемой продукции - важный фактор роста эффективности производства, в этом тоже заключается актуальность данной дипломной работы.
Целью выпускной квалифицированной работы является совершенствование организации менеджмента качества на предприятии АО «СПО «Арктика» в цехе № 4.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы системы менеджмента качества;
- рассмотреть политику в области качества исследуемого предприятия;
- провести анализ системы менеджмента качества в предприятии;
- разработать предложения по совершенствованию СМК в цехе №4 АО «СПО «Арктика».
Объект исследования: система менеджмента качества в цехе № 4 АО «СПО «Арктика».
Предмет исследования: разработка и внедрение мероприятий по мотивации работников, которые будут нацелены на вовлечение их в деятельность по улучшению качества продукции и СМК в цехе № 4 АО «СПО «Арктика».
Структура выпускной квалифицированной работы включает введение, три главы (теоретическая, аналитическая, предложения и обоснования), заключение, список использованных источников, приложения.
В процессе исследования применялись различные методы экономического исследования: статистические методы исследования и сравнительный анализ.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные мероприятия по улучшению системы менеджмента качества на предприятии могут быть использованы для повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности АО «СПО «Арктика» цеха № 4.
Методической и теоретической основой работы послужили труды российских и зарубежных экономистов и управленцев, таких как Аристова О. В., Басовского Л. Е., Ильенковой С. Д., Мазур И. И., Шапиро В. И., Попова А. Г., Астафеева В.Д. «Управление качеством на основе использования международных стандартов ИСО серии 9000 и отечественных стандартов», Ахмина А.М. Основы управления качеством продукции, Круглова М.Г., Варакута С.А. и др., касающихся систем управления качеством; статьи в экономических журналах; ресурсы интернет сайтов, посвященных управлению качеством; данные АО «СПО «Арктика».
Подъем технического уровня и качества производимой продукции становится главной особенностью предприятий в промышленно развитых странах. Высокое качество продукции - основной показатель успеха. Главным параметром эффективности производства служит улучшение качества выпускаемой продукции. Повышение качества продукции можно добиться совершенствованием системы менеджмента качества. СМК дает уверенность самой организации и потребителям в ее способности поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям заказчика. Из всей проделанной работы можно сделать вывод, что в любой организации необходимо усовершенствовать систему менеджмента качества.
Согласно цели и задачам в выпускной квалифицированной работе исследована система менеджмента качества в цехе № 4 АО «СПО «Арктика», предложены мероприятия по совершенствованию организации СМК.
В теоретической главе выпускной квалифицированной работы были описаны основы функционирования системы менеджмента качества, понятие качества и подходы к управлению. Для успешной деятельности предприятию важно соблюдать основные принципы управления качеством, освоенные передовыми международными компаниями. Качество - совокупность свойств и характеристик продукции и услуг, которые удовлетворяют спросу потребителей. Высшее руководство предприятия обязано принимать на себя ответственность за качество выпускаемой продукции и услуг.
В практической главе проведен анализ системы менеджмента качества в цехе № 4 АО «СПО «Арктика» за 2016, 2017, 2018 года, приведена характеристика организации, основные экономические показатели. СМК АО «СПО «Арктики» внедрена с 1999 года и представляет собой комплекс документированных, взаимосвязанных организационно - технических, социальных, правовых и других мероприятий, руководством и подразделениями предприятия и обеспечивающих выпуск качественной продукции (оказание услуг), в т. ч., выполнение электромонтажных, электромеханических, электроремонтных и регулировочно - сдаточных работ на объектах. СМК соответствует требованиям ГОСТ ИСО 9001, дополнительным требованиям ГОСТ РВ 0015¬002 и других применяемых стандартов СРПП ВТ, охватывает все стадии жизненного цикла продукции.
По результатам анализа СМК цеха № 4 АО «СПО «Арктики» в третьей главе сформулированы проблемы и необходимые мероприятия по совершенствованию организации системы менеджмента качества.
1. Афанасьев, В.А. Техническое регулирование и управление качеством / В.А. Афанасьев, В.А. Лебедев, В.П. Монахова и др. - М.: КД Либроком, 2017. - 256 c.
2. Басовский, Л.Е. Управление качеством: Уч. / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев и др. - М.: Инфра-М, 2017. - 542 c.
3. Герасимов, Б.И. Управление качеством: проектирование: Учебное пособие / Б.И. Герасимов, Е.Б. Герасимова, А.Ю. Сизикин. - М.: Форум, 2016. - 96 c.
4. Герасимов, Б.Н. Управление качеством: Учебное пособие / Б.Н. Герасимов, Ю.В. Чуриков. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 64 c.
5. Герасимов, Б.Н. Управление качеством. Практикум: Учебное пособие / Б.Н. Герасимов, Ю.В. Чуриков. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 320 c.
6. Горбашко, Е.А. Управление качеством: Учебник для бакалавров / Е.А. Горбашко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 450 c.
7. ГОСТ Р ИСО 9000 - 2017 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
8. Гродзенский, С. Управление качеством: Учебник / С. Гродзенский. - М.: Проспект, 2018. - 320 c.
9. Дуборасова, Т.Ю. Категорийный менеджмент: управление ассортиментом, качеством товаров, мерчандайзингом и товарными запасами / Т.Ю. Дуборасова, В.П. Коростелева. - М.: Русайнс, 2015. - 384 c.
10. Дунченко, Н.И. Управление качеством продукции. Пищевая промышленность. Для магистров: Учебник / Н.И. Дунченко, М.П. Щетинин, В.С. Янковская. - СПб.: Лань, 2018. - 244 c.
11. Елохов, А.М. Управление качеством: Учебное пособие / А.М. Елохов. - М.: Инфра-М, 2018. - 672 c.
12. Зайцев, Г.Н. Управление качеством в процессе производства: Учебное пособие / Г.Н. Зайцев. - М.: Риор, 2016. - 63 c.
13. Зайцев, Г.Н. Управление качеством. Технологические методы управления качеством изделий: Учебное пособие / Г.Н. Зайцев. - СПб.: Питер, 2017. - 352 c.
14. Зайцев, Г.Н. Управление качеством в процессе произв.: Учебное пособие / Г.Н. Зайцев. - М.: Риор, 2019. - 60 c.
15. Зайцев, С.А. Управление качеством (для бакалавров и магистров) / С.А. Зайцев. - М.: КноРус, 2018. - 320 c.
16. Исаев, Г.Н. Управление качеством информационных систем: Учебное пособие / Г.Н. Исаев. - М.: Инфра-М, 2017. - 125 c.
... Всего источников – 28.