Введение 3
Глава 1. Брендинговый подход к управлению продвижением территорий 5
1.1 Понятие и сущность бренда 5
1.2 Брендинг территорий 7
1.3 Бренд-платформа 10
1.4 Имиджевая политика России 11
1.5 Ценности места 13
Глава 2. Анализ туристско-рекреационного потенциала Курильских островов и выявление знаковых особенностей территории. 16
2.1 Географическое положение и природные условия островов 16
2.2 История Курильских островов 21
2.3 История народа айны и их особенности 23
2.4 Туристская инфраструктура Курильских островов 26
Глава 3. Формирование бренда Курильских островов 31
3.1 Обоснование необходимости брендинга Курильских островов 31
3.2 Выявление природных, этнических и политических предпосылок для формирования брендов 34
3.3 Бренды Курильских островов 38
Заключение 45
Список использованной литературы 46
Приложения 49
Актуальность темы исследования определяется возросшим значением брендинга для успешного развития территорий. Брендинг территории является со-временным инструментом привлечения к ней внимания. Влияние бренда является в значительной степени широким и распространяется на всех потенциальных потребителей территории: от государственных деятелей до инвесторов, от менеджеров крупных предприятий до мигрантов. Однако наиболее актуальной для нас категорией потребителя бренда являются туристы.
Созданные в конце 20 века эффективные бренды (например, Нью-Йорка или Амстердама) дают нам всеобъемлющее представление о значимости и ценности бренда, поскольку после его успешного продвижения туристский поток значительно увеличился. Ко всему тому, в начале 21 века российский регион, наконец, стал пред-метом интереса и исследования как географическая, административная, экономическая, культурно-историческая и этнокультурная единица. Потенциал развития этого направления довольно высок, поскольку страны и регионы, подобно продуктам и компаниям, обладают свойственными именно им особенностями. Успешный бренд играет важную роль в развитии экономики, культуры и туристской инфраструктуры территории.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются Курильские острова. Предметом – знаковые особенности Курильских островов. Цель исследования заключается в формировании туристских брендов Курильских островов на основе выявленных ресурсов и возможностей. Достичь заданной цели является возможным посредством решения следующих задач:
• исследовать брендинговый подход к управлению территорией;
• выявить особенности имиджевой политики России;
• описать туристский потенциал Курильских островов;
• проанализировать, для кого и с какой целью продвигать территорию;
• определить предпосылки формирования успешного туристского бренда.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя 12 разделов, заключения, списка литературы из 41 наименования, 24 приложений. В тексте работы содержится 9 таблиц и 7 рисунков.
В первой главе дается общее представление о бренде территории и процессе его формирования, выделяются ценности места.
Во второй главе описывается страноведческая характеристика Курильских островов, которая включает в себя природные условия, историческое прошлое, этнические особенности территории и туристскую инфраструктуру. Кроме этого, в главе анализируются эти аспекты и выделяются знаковые особенности, присущие Курильским островам.
В третьей главе обосновывается необходимость брендинга и представляются возможные варианты брендов Курильских островов.
В ходе написания работы были использованы следующие методы: географический, статистический, исторический, а также методы описания, сравнения и анализа полученных данных. Из информационных источников автор работы использовал справочники, энциклопедии, атласы, учебные пособия, научно-популярные фильмы, а также статьи и данные с сайтов сети Интернет.
Тематика данной выпускной квалификационной работы посвящена одному из наиболее успешных направлений развития территорий – брендингу. Эффективный бренд сможет повысить уровень конкурентоспособности региона в борьбе за туристов, а также улучшить экономические показатели, культуру и инфраструктуру.
В работе было проведено исследование страноведческих характеристик Курильских островов с целью их использования для создания бренда территории.
Было выявлено, что Курильские острова имеют довольно высокий потенциал для создания бренда, который сможет стать известным не только на уровне России, но и во всем мире. Однако успешному развитию мешают несколько факторов: практически полное отсутствие инфраструктуры (особенно туристской) и слабая информированность об островах.
Курильские острова являются перспективной территорией – они обладают богатыми природными и этническими условиями и ресурсами. Помимо того, создано значительное количество федеральных программ по поддержке и развитию региона. Примерно, лет через 10 Курилы смогут стать относительно популярным на-правлением для туристов при условии успешного продвижения бренда и выполнения программ развития.
Автор сделал вывод о том, что создание бренда территории положительно скажется на развитии туризма Курильских островов и, безусловно, вызовет интерес к их изучению. Поэтому, путем решения поставленных в начале работы задач и применения креативного подхода, автором была достигнута цель – сформированы бренды Курильских островов.