Введение 5
Глава 1. Ценность ESG инвестиций компании для стейкхолдеров 8
1.1 Ключевые исторические события формирования современных тенденций в ESG 8
1.1.1 Предпосылки развития социально-ответственного инвестирования (SRI) 8
1.1.2 Предпосылки развития концепции ESG 10
1.1.3 Сходства и отличия концепций: КСО, ESG и устойчивое развитие 11
1.2 Формирование ценности стейкхолдеров через ESG инвестиции 14
1.2.1 Концепция общей ценности – теория стейкхолдеров 14
1.2.2 Формирование ценности для внутренних стейкхолдеров 17
1.2.3 Местные сообщества как основные бенефициары ценности внешних стейкхолдеров 23
1.2.4 Конкуренты, рейтинговые агентства и некоммерческие организации 26
1.2.5 Роль СМИ и Государства в экосистеме заинтересованных сторон 31
1.3 ESG инвестиции как метод максимизации своей рыночной ценности 33
Глава 2. Взаимосвязь ESG инвестиций компании и её рыночной ценности 36
2.1 Выбор модели для анализа 36
2.1.1 Краткий обзор существующих моделей справедливой ценности 36
2.1.2 Описание модели Дж. Олсона 1995 года 37
2.1.3 Безрисковая ставка как ставка доходности в модели Дж. Олсона 39
2.2 Формирование гипотез настоящего исследования 40
2.3 Данные и их описательная статистика 44
2.4 Эконометрический анализ эмпирического исследования 46
2.4.1 Эмпирические расчёты авторегрессионных параметров устойчивости Дж. Олсона 46
2.4.2 Эконометрическая проверка гипотез модели 1 47
2.4.3 Эконометрическая проверка гипотез модели 2 52
2.5 Оценка оптимального уровня ESG инвестиций компании 57
Заключение 60
Список используемой литературы 63
Приложения 67
1. Результат из Stata. Модель со случайными эффектами 67
2. Результат из Stata. Тест Хаусмана 68
3. Результат из Stata. Тест Бреуша-Пагана 68
4. Результат из Stata. Проверка эконометрических гипотез о сравнении двух моделей: квадратичной и линейной 69
5. Результат из Stata. Модель со случайными эффектами для Модели 2 69
6. Результат из Stata. Тест Хаусмана для Модели 2 70
7. Результат из Stata. Тест Бреуша-Пагана для Модели 2 70
8. Результат из Stata. Проверка эконометрических гипотез о сравнении двух моделей: квадратичной и линейной для Модели 2 71
9. Результат из Stata. Включение перекрестной переменной в модель 1 71
10. Результат из Stata. Включение перекрестной переменной в модель 2 72
11. Результат из Stata. Описательная статистика переменных 72
12. Результат из Stata. Нелинейность взаимосвязи уровня ESG инвестиций и цены акции 76
Данное исследование написано на стыке двух проблематик: классической из сферы корпоративных финансов - поиска детерминантов рыночных цен акций компаний (спектр и вектор исследования которого широк: начиная с известных рыночных моделей: например, У. Шарпа [34], Фама Френча [14] и др.; и заканчивая моделями капитального подхода: например, моделью дисконтирования потоков прибыли 1961 [25], моделью Дж. Олсона 1995 года[28], моделью дисконтирования дивидендов 1999 [35] и др.); и проблематики, касающейся важной части более современной концепции ESG: поиска взаимосвязи между уровнем ESG-инвестиций компаний и ценности компании для всех стейкхолдеров, а не только для акционеров.
Развитие философии ESG возникло из более старых проблематик SRI (социально-ответственного инвестирования), которые в свою очередь выросли из фундаментальных философских, экономических, социологических, управленческих, социально-психологических теорий, которые развиваются в тесном взаимодействии со всеми гуманитарными и социальными науками. На текущий момент концепция ESGявляется широко освещаемой темой в научной литературе и статьях, на форумах, на повестках крупных международных некоммерческих организаций, используется в составлении современных значимых рейтингов, включается в Отчёты о корпоративной устойчивости компании. Данная концепция тесно связано с обсуждаемыми вопросами корпоративно-социальной ответственности, корпоративной устойчивости, теории стейкхолдеров, в связи с чем воплотила в себе назревшие проблемы рубежа XX-XIX века.
В свою очередь подтверждением актуальности поиска справедливой фундаментальной ценности компании являются непрекращающиеся исследования в данной области наряду с высоким уровнем освещения тематики в бизнес-СМИ, а также использование современных методик (имитационное моделирование, методы машинного обучения и др.) для оценки проектов, в т.ч. с включением в модели и методы ESG данных по компаниям.
Основными предпосылками для написания данной работы послужила нерешенность вопроса поиска справедливой рыночной ценности компании и накопившаяся за последние годы выборка по ESG инвестициям компаний, которую можно использовать для анализа, так как систематизация и унификация раскрываемых данных по ESG только в последнее пятилетие (о чём говорит отсутствие таковых данных в крупных базах данных, например ThomsonReuters, до 2016 года) позволяет провести подобное исследование, но с учётом существенных ограничений в объёме выборки, а, следовательно, невозможности сфокусироваться при анализе на определённых странах и рынках, что накладывает некоторые ограничения на модель.
В свою очередь поиск истинной ценности компании является одной из фундаментальных задач менеджмента в корпоративных финансах большинства классических учебников, например «Принципы корпоративных финансов» (Майерс Р. А., Майерс С., Аллен Ф.) [5], а также хорошо раскрывается в работе Дженсена М. в 2001 году [19]. В связи с этим в этой работе основной целью является выявление характера взаимосвязи между ESG инвестициями, которые формируют ценность для стейкхолдеров, и рыночной ценностью компании.
Задачи, которые ставятся в текущем исследования:
• Провести обзор академических источников и упоминаний в бизнес-СМИ о концепции заинтересованных сторон и проблематике ESG;
• Провести теоретическое обоснование возможности создания ценности для стейкхолдеров за счет ESGинвестиций и возможности её максимизации для увеличения рыночной ценности компании;
• Выбрать модель, которая позволит установить взаимосвязь между ESG инвестициями компании и её рыночной ценности; провести описание модели Дж. Олсона 1995 года, интерпретировать понятие «информационного» критерия и его особенностей в текущей работе; модифицировать модель Дж. Олсона;
• Осуществить сбор данных по ESG данных инвестициям компаний, а также необходимых для построения модели финансовых и рыночных показателей за максимально возможный период;
• Построить нелинейную эконометрическую модель на основе модели Дж. Олсона;
• Провести интерпретацию полученных результатов, сравнить их с полученными результатами в более ранних исследованиях и обосновать полученные выводы;
• Предоставить рекомендации для менеджеров по тому, как можно использовать полученные результаты;
Значимость настоящего исследования заключается в повышении эффективности управления денежными потоками внутри организации, а в частности затратами (в т. ч. ESG инвестициями), которые не поддаются классической инвестиционной оценке, в связи с тем, что не могут (зачастую) быть напрямую соотнесены с результативностью компании и важными показателями ликвидности, эффективности и т. д., их ценность может иметь временной лаг или служить превентивной мерой, которая обеспечит сохранение рыночной ценности компании в связи с растущими ожиданиями стейкхолдеров вокруг тематики ESG.
На текущей момент нет каких-либо общепринятых устойчивых рекомендаций, подтвержденных теоретическими и эмпирическими исследованиями касаемо объёмов и вектора ESG инвестиций компании, которые обеспечат максимальную ценность фирмы не только на рынке, но и для стейкхолдеров. Именно поэтому в рамках данного исследования рассмотрен процесс создания ценности для основных групп стейкхолдеров в последующих разделах первой главы, а также во второй главе проведён поиск точки максимума ESG инвестиций компании (речь идёт о включение в модель показателя нелинейно).
В разделе 1.1 был проведен обзор литературы по тематике развития концепции ESG, который позволил выявить ключевые точки перехода от более ранних концепций социально-ответственного инвестирования (SRI) к концепции ESG. Выделено три основных этапа: зарождение социально ответственного мышления среди собственников бизнеса с ХIХ до середины ХХ века, эпоха фокусирования на Корпоративной социальной ответственности бизнеса перед обществом во второй половине XXвека, зарождение и развитие концепции ESG на рубеже XXи XXI века.
В разделе 1.2 были проведены рассуждения о сущности ценности ESGинвестиций для каждого из основных стейкхолдеров, что в свою очередь позволило сделать предположение, что ценность заинтересованных сторон может иметь взаимосвязь с рыночной ценностью (где она, в принципе, существует), о чём подробно обсуждалось в разделах 1.2.2 - 1.2.5. В связи с этим было сделано предположение, что такие инвестиции могут быть включены в модель Дж. Олсона (где зависимая переменная – рыночная ценность компании) в качестве «информационного критерия» нелинейно (квадратичная зависимость), то есть существует точка максимума функции. Такое включение было обосновано на основании факта о тесной взаимосвязи всей экосистемы стейкхолдеров (как раскрыто подробно в разделах 1.2.2 – 1.2.5), так как в определённый момент времени, когда финансовое состояние организации из-за чрезмерных затрат (ESGинвестиций) начнёт ухудшаться настолько, что обеспеченный уровень ценности для стейкхолдеров не сможет перекрывать все негативные финансовые показатели и риски, и рыночная ценность фирмы может начать уменьшаться.
Во второй главе было представлено две модели. В качестве «информационного критерия» в первой использовался уровень ESG инвестиций организации на акцию, а во второй модели использовалось отношение ESG инвестиций к активам. Все переменные получились значимыми в обеих вариациях на 5% уровне (наряду со значимостью самой модели) и такая взаимосвязь имеет полиномиальную (квадратичную) природу. Коэффициент при квадрате «информационного критерия» получился отрицательный, что доказывает существование точки максимума функции, а положительный коэффициент при «информационном критерии» говорит о том, что точка максимума расположена в первом квадранте графика, а, следовательно, ESG инвестиции сначала повышают ценность компании, а после определённого момента снижают её.
Важно упомянуть, что в обеих вариациях интерпретации «информационного критерия» лучше подходит модель с детерминированными эффектами, как получилось и в модели Берзона Н. И. и Хасанова А. Б. [40], в моделях отсутствует мультиколлинеарность, гетероскедастичность. Получены высокие выборочные коэффициенты детерминации (R2равен 0,5359 и 0,4930 соответственно )
В первой модели была обнаружена высокая степень корреляции переменных в модели, но вторая показала или небольшие, или незначимые коэффициенты корреляции. Также, вторая модель позволила предоставить рекомендации по стратегическому управлению ESG инвестициями в компаниях с учётом возможности корректировки на масштабы их деятельности (активы компании).
Подводя итоги настоящего исследования, можно сделать основные выводы, что:
В качестве «информационного критерия», используемого в модели Дж. Олсона, можно использовать как«ESG инвестиции» компаний, так и «отношение ESG инвестиций компаний к её активам» (ESG/Assets);
Взаимосвязь между рыночной ценностью компании и объёмами ESG инвестиций не линейна (квадратична), также как между рыночной ценностью компании и отношением ESGинвестиций к активам (ESG/Assets)
Для обоих моделей закономерности изменения цены акций в зависимости от уровня ESG инвестиций для компаний из Energy, Technology, Industrials, Basic Materialsи всех остальных секторов различны.
Главными ограничениями предложенных моделей являются, во-первых, неприменимость их к оценке молодых компаний, которые не ведут аналитику своей ESG деятельности, которая сама по себе может и не существовать, также невозможно грамотно интерпретировать данную модель для динамично растущих компаний в связи с тем, что модель упирается в показатели по бухгалтерским данным, которые могут совершенно не отражать потенциал компании на рынке.
Также, как и многие другие модели, включающие в себя прибыль, используемые модели нерациональна для использования по отношению к компаниям с единичным типом производства (например, судостроение), так как в отчётностях таких компаний может наблюдаться большая волатильность чистой прибыли в связи со спецификой денежных потоков в таких организациях.
В заключение можно отметить, что использовать такого рода модели для неликвидных компаний аналогично невозможно в связи со спецификой входящих переменных в модель Дж. Олсона.
В настоящем исследовании цель работы достигнута, задачи в рамках исследования выполнены. В качестве рекомендации для последующих исследований может служить различная кластеризация компаний по секторам либо с фокусом на каких-либо рынках, но это возможно в случае накопления большего объёма данных по ESG, чем имеется на текущий момент. Стоит дополнительно отметить, что ESG инвестиции не ограничиваются выбранными в настоящем исследовании пунктами затрат, возможна апробация модели с включением в «информационный» фактор других слагаемых. Также, включение не совокупного уровня ESGинвестиций, а по отдельности каждой входящей статьи затрат позволило бы, возможно, добиться более устойчивых результатов и помогло бы сфокусироваться на ключевых из них для грамотной расстановки приоритетов в управленческих решениях.
1. Amel-Zadeh A., Serafeim G. Why and how investors use ESG information: Evidence from a global survey //Financial Analysts Journal. – 2018. – Т. 74. – №. 3. – С. 87-103.
2. Banker R. D., Huang R., Natarajan R. Equity incentives and long‐term value created by SG&A expenditure //Contemporary Accounting Research. – 2011. – Т. 28. – №. 3. – С. 794-830.
3. Benson A., Environmental, Social and Governance (ESG) Investing and How to Get Started [Электронный ресурс] // Nerdwallet. –Режим доступа: https://www.nerdwallet.com/article/investing/esg-investing (дата обращения 27.05.2022).
4. Blagov Y. E., Petrova-Savchenko A. A. The transformation of corporate sustainability model in the context of achieving the UN SDGs: evidence from the leading Russian companies //Corporate Governance: The International Journal of Business in Society. – 2020.
5. Brealey R. A. et al. Principles of corporate finance, 12/e. – McGraw-Hill Education, 2018. – Т. 12.
6. Chi C. G., Gursoy D. Employee satisfaction, customer satisfaction, and financial performance: An empirical examination //International journal of hospitality management. – 2009. – Т. 28. – №. 2. – С. 245-253.
7. Cho H. J., Pucik V. Relationship between innovativeness, quality, growth, profitability, and market value //Strategic management journal. – 2005. – Т. 26. – №. 6. – С. 555-575.
8. Dmytriyev S. D., Freeman R. E., Hörisch J. The relationship between stakeholder theory and corporate social responsibility: Differences, similarities, and implications for social issues in management //Journal of Management Studies. – 2021. – Т. 58. – №. 6. – С. 1441-1470.
9. Dunham L., Freeman R. E., Liedtka J. Enhancing stakeholder practice: A particularized exploration of community //Business Ethics Quarterly. – 2006. – Т. 16. – №. 1. – С. 23-42.
10. Edwards E. O., Bell P. W. The theory and measurement of business income //The Theory and Measurement of Business Income. – University of California Press, 1961.Ohlson, J.A. (1995).
11. ESG 101: What is Environmental, Social and Governance? [Электронный ресурс] // MSCI. - Режим доступа: https://www.msci.com/esg-101-what-is-esg (дата обращения 29.05.2022).
12. ESGscores // S&PGlobal[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.spglobal.com/esg/solutions/data-intelligence-esg-scores (дата обращения 12.03.2022).
13. Fama E. F., French K. R. A five-factor asset pricing model //Journal of financial economics. – 2015. – Т. 116. – №. 1. – С. 1-22.
14. Fama E. F., French K. R. The cross‐section of expected stock returns //the Journal of Finance. – 1992. – Т. 47. – №. 2. – С. 427-465.
15. Fama E., Miller M. The Theory of Finance // New York. - 1972.
16. Freeman R. E. Strategic management: A stakeholder approach. – Cambridge university press, 2010.
17. Hauck D, Voorhes M, and Goldberg G. Two Decades of Debate: The Controversy Over US Companies in South Africa. - Washington, DC: Investor Responsibility Research Center, 1983.
18. Hunt V., Simpson B., Yamada Y. The case for stakeholder capitalism //McKinsey & Company. – 2020. – Т. 8.
19. Jensen M. Value maximisation, stakeholder theory, and the corporate objective function //European financial management. – 2001. – Т. 7. – №. 3. – С. 297-317.
20. Kania J., Kramer M. The equity imperative in collective impact //Stanford Social Innovation Review. – 2015. – С. 1-6.
21. Kramer Mark R., Pfitzer Marc W. The Ecosystem of Shared Value [Электронный ресурс]// Harvard business review. - Режим доступа: https://hbr.org/2016/10/the-ecosystem-of-shared-value#:~:text=In%20the%202011%20HBR%20article,environmental%20considerations%20in%20their%20strategies(датаобращения 22.04.2022).
22. Lane H. W. et al. International management behavior: Leading with a global mindset. – John Wiley & Sons, 2009.
23. Liu T. et al. Is cash still king: Why firms offer non-wage compensation and the implications for shareholder value //University of North Carolina at Chapel Hill Working Paper. – 2017.
24. Marshall A. Principles of economics: unabridged eighth edition. – Cosimo, Inc., 2009.
25. Miller M., Modigliani F. Dividend Policy, Growth, and Valuation of Shares // Journal of Business. 1961. 34 (4): 411 — 433.
26. Napoletano E., Curry B.,Environmental, Social and Governance: What is ESG Investing? [Электронный ресурс] // Forbes. - Режимдоступа:https://www.forbes.com/advisor/investing/esg-investing/ (дата обращения 27.05.2022).
27. Number of MasterCard debit cards in the U.S. and worldwide 2019-2021[Электронный ресурс]// statista. - Режимдоступа:https://www.statista.com/statistics/624337/number-of-mastercard-debit-cards-usa-globally/(датаобращения 22.04.2022).
28. Ohlson J. A. Earnings, book values, and dividends in equity valuation //Contemporary accounting research. – 1995. – Т. 11. – №. 2. – С. 661-687.
29. OpportunityFinanceNetwork [Электронный ресурс] //Режимдоступа:https://www.ofn.org/what-is-a-cdfi/ (дата обращения 30.10.2022).
30. Pacione, M. Urban geography: A global perspective // Routledge, London. Pajunen, K: Journal of Management Studies. - 2006. – Т. 43. – № 6. – С. 1261-1288.
31. Parsons R., Constructions of"community engagement” in the Australian Minerals Industry: A Critical Study. – Brisbane, Australia: University of Queensland, 2008.
32. Post J. E., Preston L. E., Sauter-Sachs S. Redefining the corporation: Stakeholder management and organizational wealth. – Stanford University Press, 2002.
33. Sarah M. Gantz, Luther E. Tyson, 85; applied social activism to mutual fund investing. - Boston Globe, 2008.
34. Sharpe W. F. Capital asset prices: A theory of market equilibrium under conditions of risk //The journal of finance. – 1964. – Т. 19. – №. 3. – С. 425-442.
35. Sharpe, William F., Gordon J. Alexander, and Jeffery V. Bailey Investments: 6th ed. Upper Saddle River // Prentice Hall. - 1999.
36. Skerratt S., Steiner A. Working with communities-of-place: Complexities of empowerment //Local Economy. – 2013. – Т. 28. – №. 3. – С. 320-338.
37. Specially Designated Nationals And Blocked Persons List (SDN) Human Readable Lists [Электронный ресурс]// U. S. Department of the Treasury. - Режим доступа:https://home.treasury.gov/policy-issues/financial-sanctions/specially-designated-nationals-and-blocked-persons-list-sdn-human-readable-lists(датаобращения 22.04.2022).
38. Sternberg E. The defects of stakeholder theory //Corporate Governance: An International Review. – 1997. – Т. 5. – №. 1. – С. 3-10.
39. Wesley J., Thoughts Upon Slavery: Graham Maddox ed., 1998. – 1774.
40. Берзон Н. И., Хасанов А. Б. Оценка стоимости компаний развивающихся рынков Европы на основе модели Ольсона //Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. – 2019. – №. 5. – С. 92-115.
41. Гаценко А. Во сколько обошлась Украине авария на Чернобыльской АЭС [Электронный ресурс]// КП в Украине. –Режим доступа:https://kp.ua/economics/537312-vo-skolko-oboshelsia-chernobyl-ukrayne (дата обращения 22.04.2022).
42. Попова А. В. История развития социальной ответственности бизнеса // Социально-гуманитарные знания. – 2020. – №. 6. – С. 148-157.
43. Руководство для эмитента: Как соответствовать лучшим практикам устойчивого развития [Электронный ресурс]// Московская Биржа. - Режимдоступа:https://investfunds.ru/analytics/261339/download/ (дата обращения 22.04.2022).
44. Супоницкая И. М. Поиск эффективных форм организации крупного предпринимательства в США на рубеже XIX-XX вв. // Экономическая история. Реформы и реформаторы. М., 1995. с. 101.
45. Такмазьян О. 34 фирмы вместо одной: чем закончилось разделение нефтяного бизнеса Рокфеллера после 30 лет монополии [Электронный ресурс]// VC. - Режимдоступа:https://vc.ru/story/174035-34-firmy-vmesto-odnoy-chem-zakonchilos-razdelenie-neftyanogo-biznesa-rokfellera-posle-30-let-monopolii(дата обращения 22.04.2022).
46. ТоффлерЭ., Третья волна. — М.: Издательство ACT, 2010.— 364 с.
47. Устойчивое развитие[Электронный ресурс]// Генеральная Ассамблея ООН. - Режимдоступа:https://www.un.org/ru/ga/president/65/issues/sustdev.shtml(дата обращения 22.04.2022).
48. Форд Г. Генри Форд. Моя жизнь. Мои достижения. – Litres, 2021.
49. Шамхалов Ф. И. Государство и экономика (власть и бизнес). М., Экономика, 1999, с. 287.