ВЛИЯНИЕ РПЦ НА ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ 8
1.1 Политико-правовое регулирование государственно-религиозного партнерства 8
1.2 Формирование российской модели государственно-религиозных отношений 22
1.3 Роль РПЦ в политической системе России 40
ГЛАВА 2. УЧАСТИЕ РПЦ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 53
2.1 Особенности современного политического процесса в России 53
2.2 Основные направления сотрудничества РПЦ с государственными институтами и общественно-политическими организациями 62
2.3. Технологии и инструменты взаимодействия РПЦ с субъектами политического процесса 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 96
ПРИЛОЖЕНИЯ 112
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ 8
1.1 Политико-правовое регулирование государственно-религиозного партнерства 8
1.2 Формирование российской модели государственно-религиозных отношений 22
1.3 Роль РПЦ в политической системе России 40
ГЛАВА 2. УЧАСТИЕ РПЦ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 53
2.1 Особенности современного политического процесса в России 53
2.2 Основные направления сотрудничества РПЦ с государственными институтами и общественно-политическими организациями 62
2.3. Технологии и инструменты взаимодействия РПЦ с субъектами политического процесса 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 96
ПРИЛОЖЕНИЯ 112
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в возрастающем присутствии Русской православной церкви в политическом процессе современной России. Данная религиозная организация помимо социального служения всё чаще как декларативно, так и на практике берёт на себя функции представителя гражданского общества, хранителя духовных основ российской культуры, базиса русской идентичности, идеологического и символического элемента текущей российской политики. Русская православная церковь обладает такими немаловажными ресурсами, как доверие групп населения, развёрнутая структурная сеть по взаимодействию с гражданами, государственное спонсирование, что даёт ей возможность знать и влиять на мнение общества, трансформировать его установки, конструктивно организовывать общественную работу, решая социально значимые задачи. Всё это делает организацию потенциально влиятельным игроком российской политики.
Государство, как один из субъектов политического процесса, высказывает заинтересованность во взаимодействии с Русской православной церковью. Два этих актора зачастую вступают во взаимно привлекательный тандем: церковь выполняет важные для политической элиты функции и получает от этого определённые бенефиции – как статусную поддержку, так и финансовый ресурс. Одна из критически важных функций РПЦ –быть связующим звеном между государством и обществом, транслировать официальную политическую риторику через призму традиционных духовных ценностей населению. Особый интерес вызывает запрос самого государства на поддержку со стороны Русской православной церкви как в идеологической работе с общественностью, так и с Вооружёнными силами Российской Федерации. Государство уделяет особое внимание гипотетической способности конфессиональных организаций регулировать и удерживать в балансе общественную жизнь и настроения.
Важно определить роль Русской православной церкви в политической системе России, её влияние на политический процесс в целом. Сложность и многосоставность вопроса, а также его прямая связь с актуальными событиями делает его важной темой для изучения и дальнейшего обсуждения.
Объект исследования– Русская православная церковь.
Предмет исследования–влияние Русской православной церкви на политический процесс современной России.
Цель исследования - выявить роль РПЦ как актора политического процесса современной России.
Реализация поставленной цели обеспечивается посредством решения следующих взаимосвязанных задач:
1. Охарактеризовать официальное положение религиозных организаций в публичной политике России;
2. Определить предпосылки становления современных государственно-религиозных отношений;
3. Выяснить характер участия и положение РПЦ в политическом процессе России;
4. Охарактеризовать политический процесс России;
5. Определить основополагающие направления взаимодействия РПЦ с государственными институтами и обществом;
6. Выявить основные технологии реализации участия РПЦ в политическом процессе путём анализа масс-медиа, официальных источников, публичных высказываний церковнослужителей и представителей государственной власти.
Степень научной разработанности проблемы. В связи со злободневностью исследовательского вопроса, данная тема положения Русской православной церкви в публичной политике является одной из наиболее обсуждаемых. М.М. Мчедлова, исследователь из Российского университета Дружбы народов, подходит к вопросу обобщённо и уделяет внимание базовым причинам становления Русской православной церкви в качестве одного из компонентов современной публичной политики. Доктор политических наук С.И. Семененко затрагивает роль РПЦ в более широком контексте социальных трансформаций, произошедших в течение последних лет. Исследователь Института Европы Российской академии наук Р.Н. Лункин в своих работах концентрирует внимание на изучении вовлеченности Русской православной церкви в политический процесс как на субрегиональном уровне России, так и на федеральном и национальном уровнях. Г.С. Климова, кандидат исторических наук, рассматривает РПЦ в контексте способностей конфессий выстраивать идентичность современного европейского общества.
Теоретико-методологические основания работы. В данной работе применяется институциональный метод для выявления институциональной роли и места РПЦ в структуре общества и публичной политике государства, а также выявляется формальное взаимодействие между религиозной организацией и органами власти, общественностью. Неоинституциональный метод используется для рассмотрения неформальных связей государства и Русской Православной Церкви, выявления скрытого лоббизма интересов православной конфессии при реализации государством публичной политики. Теоретико-методологическим основанием работы выступает структурно-функциональный метод в качестве способа рассмотреть РПЦ как один из функциональных компонентов политического процесса, выполняющего ряд задач по интеграции населения, артикуляции и защиты его интересов, информированию общественности, создание каналов коммуникации и т.д.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключение, список литературы и приложение.
Ключевые слова: публичная политика, государственно-церковные отношения, политический процесс.
Государство, как один из субъектов политического процесса, высказывает заинтересованность во взаимодействии с Русской православной церковью. Два этих актора зачастую вступают во взаимно привлекательный тандем: церковь выполняет важные для политической элиты функции и получает от этого определённые бенефиции – как статусную поддержку, так и финансовый ресурс. Одна из критически важных функций РПЦ –быть связующим звеном между государством и обществом, транслировать официальную политическую риторику через призму традиционных духовных ценностей населению. Особый интерес вызывает запрос самого государства на поддержку со стороны Русской православной церкви как в идеологической работе с общественностью, так и с Вооружёнными силами Российской Федерации. Государство уделяет особое внимание гипотетической способности конфессиональных организаций регулировать и удерживать в балансе общественную жизнь и настроения.
Важно определить роль Русской православной церкви в политической системе России, её влияние на политический процесс в целом. Сложность и многосоставность вопроса, а также его прямая связь с актуальными событиями делает его важной темой для изучения и дальнейшего обсуждения.
Объект исследования– Русская православная церковь.
Предмет исследования–влияние Русской православной церкви на политический процесс современной России.
Цель исследования - выявить роль РПЦ как актора политического процесса современной России.
Реализация поставленной цели обеспечивается посредством решения следующих взаимосвязанных задач:
1. Охарактеризовать официальное положение религиозных организаций в публичной политике России;
2. Определить предпосылки становления современных государственно-религиозных отношений;
3. Выяснить характер участия и положение РПЦ в политическом процессе России;
4. Охарактеризовать политический процесс России;
5. Определить основополагающие направления взаимодействия РПЦ с государственными институтами и обществом;
6. Выявить основные технологии реализации участия РПЦ в политическом процессе путём анализа масс-медиа, официальных источников, публичных высказываний церковнослужителей и представителей государственной власти.
Степень научной разработанности проблемы. В связи со злободневностью исследовательского вопроса, данная тема положения Русской православной церкви в публичной политике является одной из наиболее обсуждаемых. М.М. Мчедлова, исследователь из Российского университета Дружбы народов, подходит к вопросу обобщённо и уделяет внимание базовым причинам становления Русской православной церкви в качестве одного из компонентов современной публичной политики. Доктор политических наук С.И. Семененко затрагивает роль РПЦ в более широком контексте социальных трансформаций, произошедших в течение последних лет. Исследователь Института Европы Российской академии наук Р.Н. Лункин в своих работах концентрирует внимание на изучении вовлеченности Русской православной церкви в политический процесс как на субрегиональном уровне России, так и на федеральном и национальном уровнях. Г.С. Климова, кандидат исторических наук, рассматривает РПЦ в контексте способностей конфессий выстраивать идентичность современного европейского общества.
Теоретико-методологические основания работы. В данной работе применяется институциональный метод для выявления институциональной роли и места РПЦ в структуре общества и публичной политике государства, а также выявляется формальное взаимодействие между религиозной организацией и органами власти, общественностью. Неоинституциональный метод используется для рассмотрения неформальных связей государства и Русской Православной Церкви, выявления скрытого лоббизма интересов православной конфессии при реализации государством публичной политики. Теоретико-методологическим основанием работы выступает структурно-функциональный метод в качестве способа рассмотреть РПЦ как один из функциональных компонентов политического процесса, выполняющего ряд задач по интеграции населения, артикуляции и защиты его интересов, информированию общественности, создание каналов коммуникации и т.д.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключение, список литературы и приложение.
Ключевые слова: публичная политика, государственно-церковные отношения, политический процесс.
Политический процесс современной России характеризуется неоднозначностью в силу внутренних государственных противоречий и отсутствия разграничения политического от остальных сфер общественной жизни. Вместе с тем публичность становится новой чертой политического процесса: отмечается стремление государственной власти к расширению каналов управленческой коммуникации с гражданами посредством цифровизации, направленности на плюрализм мнений.
Несмотря на ряд противоречий государственной политики и параллельных попыток сегментировать и контролировать доступ населения к политической деятельности, целью чего является ограничение влияния оппозиции, государство не только декларирует принцип открытости, но и институционально поддерживает его: указанные нами ранее государственные структуры по взаимодействию с гражданским обществом созданы для активизации населения, поддержания его интересов, развития внутригосударственного диалога. В осуществлении данного процесса религиозным организациям отводится немалая роль, что подтверждает запрос политической власти на поддержку со стороны конфессий в проведении публичной политики. В частности, мы можем отметить особое положение Русской православной церкви, которое выделяется ей государством в политической системе России: церковь обладает преимуществом во взаимодействии с Вооружёнными силами, что обусловлено собственным интересом государства в национально-патриотическом воспитании армии; религиозная организация наделяется функциями социального регулирования: церковь видится сильным ценностным базисом современной России, который обладает ресурсом для мобилизации населения, его сплочения и управления. Также на современном этапе взаимодействие с церковью частично приобретает символическое значение, где коммуникация и регулярные встречи представителей власти и религиозных деятелей знаменуют собой глубокую солидарность политический и духовных начал, тем самым легиматизируют политические действия руководства.
Московский патриархат активно использует возложенные на него обязательства: создаёт развёрнутую организационную структуру для внехрамового общения с гражданами и исполнения социального служения. Церковь осознаёт необходимость взаимодействия с обществом не только в рамках церковно-приходского служения, но и в гражданской сфере. Такой мотив подкрепляется «миссией» Церкви, озвучиваемой не только в «Основах социальной концепции», но и в регулярных выступлениях деятелей РПЦ, заключающейся в призвании нравственно направлять людей и оказывать им поддержку, в том числе отстаивать их политические и гражданские интересы. Более того, Русская православная церковь выражает позицию о том, что её участие в общественной жизни не только необходимо для самого населения, но и является привлекательным для государства, так как Церковь содействует интеграции людей, укреплению принципа открытости, агрегации и артикулирования мнения не только своей паствы, но и всего гражданского общества в целом. Такую позиция РПЦ позволяет ей предельно аккуратно сохранять и расширять доброжелательные отношения с государственными структурами, налаживать коммуникацию с населением и, тем самым, укреплять своё промежуточное положение в публичной политике России.
Параллельно с этим внутри РПЦ ведётся активная дискуссия по поводу своего политического статуса и права участия в политических событиях, в связи с чем объявляется официальная позиция политического нейтралитета Русской Православной Церкви, что не всегда соответствует реальности: высшими представителями Церкви нередко озвучивается мнение о невозможности игнорирования значимых событий, влияющих на благополучие страны.
Само население неоднозначно интерпретирует роль церкви в общественной и политической жизни страны: в равной степени прослеживаются как положительные, так и негативные оценки её деятельности. Однако очевидно, что граждане видят активность церкви, последствия её действий и результаты предпринимаемых мер: респонденты выделяют Русскую Православную Церковь не только как актора коммуникационного и социального взаимодействия, но и полноценного участника в политической сфере государства.
При всём этом, Русская Православная Церковь активно претендует на внимание населения, ищет пути для взаимодействия и положительной саморепрезентации, используя для этого все возможные ресурсы, которыми она располагает, с каждыми годом увеличивая пространство своего присутствия путём модернизации инструментов и практик участия в общественной жизни. Тем самым религиозная организация пытается наладить общение даже с неправославным сегментом населения путём учреждения грантовых конкурсов социальной и просветительской направленности, ведения информационных ресурсов без явной привязки к религии, создания площадок для социальной поддержки вне зависимости от вероисповедания их участников.
Таким образом, Русская православная церковь видит и позиционирует себя как центр духовной и нравственной жизни российского общества, промежуточным и необходимым звеном в коммуникации между населением и государством. Государство, в свою очередь, вкладывает во взаимодействие с Русской православной церковью сильное идеологическое и символическое значение, признания религиозную организацию сильным игроком политической системы и актором, способным влиять на политический процесс.
Несмотря на ряд противоречий государственной политики и параллельных попыток сегментировать и контролировать доступ населения к политической деятельности, целью чего является ограничение влияния оппозиции, государство не только декларирует принцип открытости, но и институционально поддерживает его: указанные нами ранее государственные структуры по взаимодействию с гражданским обществом созданы для активизации населения, поддержания его интересов, развития внутригосударственного диалога. В осуществлении данного процесса религиозным организациям отводится немалая роль, что подтверждает запрос политической власти на поддержку со стороны конфессий в проведении публичной политики. В частности, мы можем отметить особое положение Русской православной церкви, которое выделяется ей государством в политической системе России: церковь обладает преимуществом во взаимодействии с Вооружёнными силами, что обусловлено собственным интересом государства в национально-патриотическом воспитании армии; религиозная организация наделяется функциями социального регулирования: церковь видится сильным ценностным базисом современной России, который обладает ресурсом для мобилизации населения, его сплочения и управления. Также на современном этапе взаимодействие с церковью частично приобретает символическое значение, где коммуникация и регулярные встречи представителей власти и религиозных деятелей знаменуют собой глубокую солидарность политический и духовных начал, тем самым легиматизируют политические действия руководства.
Московский патриархат активно использует возложенные на него обязательства: создаёт развёрнутую организационную структуру для внехрамового общения с гражданами и исполнения социального служения. Церковь осознаёт необходимость взаимодействия с обществом не только в рамках церковно-приходского служения, но и в гражданской сфере. Такой мотив подкрепляется «миссией» Церкви, озвучиваемой не только в «Основах социальной концепции», но и в регулярных выступлениях деятелей РПЦ, заключающейся в призвании нравственно направлять людей и оказывать им поддержку, в том числе отстаивать их политические и гражданские интересы. Более того, Русская православная церковь выражает позицию о том, что её участие в общественной жизни не только необходимо для самого населения, но и является привлекательным для государства, так как Церковь содействует интеграции людей, укреплению принципа открытости, агрегации и артикулирования мнения не только своей паствы, но и всего гражданского общества в целом. Такую позиция РПЦ позволяет ей предельно аккуратно сохранять и расширять доброжелательные отношения с государственными структурами, налаживать коммуникацию с населением и, тем самым, укреплять своё промежуточное положение в публичной политике России.
Параллельно с этим внутри РПЦ ведётся активная дискуссия по поводу своего политического статуса и права участия в политических событиях, в связи с чем объявляется официальная позиция политического нейтралитета Русской Православной Церкви, что не всегда соответствует реальности: высшими представителями Церкви нередко озвучивается мнение о невозможности игнорирования значимых событий, влияющих на благополучие страны.
Само население неоднозначно интерпретирует роль церкви в общественной и политической жизни страны: в равной степени прослеживаются как положительные, так и негативные оценки её деятельности. Однако очевидно, что граждане видят активность церкви, последствия её действий и результаты предпринимаемых мер: респонденты выделяют Русскую Православную Церковь не только как актора коммуникационного и социального взаимодействия, но и полноценного участника в политической сфере государства.
При всём этом, Русская Православная Церковь активно претендует на внимание населения, ищет пути для взаимодействия и положительной саморепрезентации, используя для этого все возможные ресурсы, которыми она располагает, с каждыми годом увеличивая пространство своего присутствия путём модернизации инструментов и практик участия в общественной жизни. Тем самым религиозная организация пытается наладить общение даже с неправославным сегментом населения путём учреждения грантовых конкурсов социальной и просветительской направленности, ведения информационных ресурсов без явной привязки к религии, создания площадок для социальной поддержки вне зависимости от вероисповедания их участников.
Таким образом, Русская православная церковь видит и позиционирует себя как центр духовной и нравственной жизни российского общества, промежуточным и необходимым звеном в коммуникации между населением и государством. Государство, в свою очередь, вкладывает во взаимодействие с Русской православной церковью сильное идеологическое и символическое значение, признания религиозную организацию сильным игроком политической системы и актором, способным влиять на политический процесс.
Подобные работы
- ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
ЭКУМЕНИЗМА С ПОЗИЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ТЕОЛОГИИ
Магистерская диссертация, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2016 - ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ПРАВОСЛАВИИ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Политика РПЦ на постсоветском пространстве
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ЭЛИТ С ИНСТИТУТАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОСЛАВИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В XXI в.
Магистерская диссертация, религия и мифология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Идеологическое и политическое многообразие как конституционно-правовые принципы в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЛИКТОВ В РОССИИ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2020



