Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лексико-семантическая группа глаголов одевания в современном русском языке (функционально-семантический аспект)

Работа №122740

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы63
Год сдачи2018
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
90
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление
Введение
Глава 1.Теоретические основы описания глагольные лексики
1.1. Основные положения вербоцентрической теории
1.2. Глагольное управление
1.2.1. Сильное и слабое управление
1.3.Лексикология и лексика. Лексическая системность и ее основные проявления
1.4.ЛСГ как проявление системности глагольной лексики. Основные глагольные семы
1.5.Особенности приставочного глагольного словообразования
1.6.Выводы
Глава 2. Функционально-семантические особенности глаголов ЛСГ одевания
2.1.Типовая ситуация одевания и глагольные средства её выражения………24
2.2.Описание и классификация материала…………………………………….26
2.3.Особенности употребления глаголов одевать и надевать в современном русском языке
2.4.Анализ подгруппы «Особенности действия одевания»……………….….33
2.5.Безглагольное приставление типовой ситуации одевания ………………..40
2.5.Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение I
Приложение II
Приложение III


Глагол – это части речи, которая обозначает действие, процесс или состояние(Ожегов 2006:131).Исследованием данной части речи занимались многие российские и зарубежные учёные: М.В.Ломоносов, Ф.И. Буслаев, А.Х.Востоков, А. А. Потебня, В.В. Виноградов, Н.Ю. Шведова, Л.Г.Бабенко, С.Д. Кацнельсон, Л. Теньер и др.
С точки зрения вербоцентрической теории, лежащей в основе синтаксических концепций многих из этих учёных, глагол играет ключевую, доминирующая роль в семантико-синтаксической структуре предложения. Его ведущая роль обусловлена уникальной способностью иметь тесные функциональные связи с другими частями речи и, в результате, создавать целое предложение со всем комплексом необходимых грамматических признаков. «Наиболее самостоятельный член предложения есть сказуемое, которое одно может обойтись без всех прочих членов» (https://repetitora.com/leksika-kak-sistemnaya-organizaciya-yazyka).
В основу системности лексики, в том числе и глагольной, положены внутренние, семантические связи, т.к. место слова в общей системе языка основным в слове и его сущность определяется его значением. На базе единого, достаточно общего семантического признака слова одной части речи объединяются в определенные группы.
Одним из способов организации глагольной лексики служит ее объединение в рамках лексико-семантических групп (ЛСГ).
Предложенный Э. В. Кузнецовой в начале 80-х гг. метод описания лексического значения глагольных слов и их систематизация в рамках отдельных ЛСГ был использован в дальнейшем при описании самых различных глагольных объединений. Но, несмотря на значительный опыт, накопленный в результате лингвистических исследований данного направления, не все вопросы в этой области ещё решены. В настоящее время далеко не все глагольные ЛСГ получили свое лингвистическое, лингво-методическое и прикладное описание.
Это относится и к глаголам ЛСГ одевания. При этом члены данной ЛСГ имеют важное практическое значение, поскольку служат для описания важной для человека бытовой ситуации, связанной с использованием одежды, комплектацией гардероба, модой. Как известно, под модой обычно подразумевается одежда, однако, мода – это, прежде всего стиль жизни, который отражает особенности национальной культуры и мировидения.
Разговорная тема «Мода» входит в число тем, которые изучаются на занятиях по РКИ. Например: в пособии «Как спросить? Как сказать?» есть раздел «Как модно вы одеваетесь!», в пособии «Вперёд!» – урок, посвященный моде.
Состав ЛСГ глаголов одевания отличается наличием большого числа приставочных глаголов и разнообразием приставок (надевать, одевать, переодевать, примерять и т.д.), а также наличием глаголов со связанными основами (снять, надеть, одеть и др.). Приставочное глагольное словообразование является одним из трудных для иностранных учащихся разделов русской грамматики. С одной стороны, это связано с обилием приставок в русском языке и многообразием их значений, а с другой – особенностью лексической и синтаксической сочетаемости приставочных глаголов.
Анализ примеров употребления глаголов надеть, одеть в НКРЯ свидетельствует об их ошибочном употреблении носителями русского языка.
Сказанное выше определяет актуальность данного исследования.
Объектом исследования является ЛСГ глаголов одевания.
Предметом исследования являются особенности семантики и функционирования глаголов одевания в современном русском языке.
Цель работы состоит в выявлении особенностей семантики и функционирования глаголов ЛСГ одевания в современном русском языке.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Описать теоретическую базу исследования с привлечением научной литературы;
2. Выделить и описать типовую ситуацию одевания;
3. Определить состав ЛСГ глаголов одевания, описывающих данную ситуацию;
4. Классифицировать данные глаголы по особенностям их семантики;
5. Рассмотреть основные особенности функционирования данных глаголов в современном русском языке;
6. Рассмотреть основные принципы безглагольного представления ситуация одевания (на материале статей современного модного журнала)
Материал исследования: словарь русских глаголов: Идеографическое описание. Английские эквиваленты. Синонимы. Антонимы, Л. Г. Бабенко. М., 2008, НКРЯ и журнал «Вurda».
Методы и приемы исследования:
1. Методы: метод направленной выборки, метод наблюдения, описательный метод, метод компонентного анализа, дистрибутивный метод, контекстологический и частотный методы.
2. Приёмы: сравнительно-сопоставительный и приём сплошной выборки.
Новизна состоит в материале исследования. Впервые (по нашим
данным) выделяется типовая ситуация одевания и исследуются особенности семантики и функционирования глагольных средств ее выражения, а также особенности безглагольного представления.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в лекционных курсах по русскому глаголу, в частности, по глагольной семантике и синтагматике, на практических занятиях по русскому языку как иностранному на продвинутом этапе (грамматика, разговор).
Диплом состоит из Введения, двух Глав (с выводами по каждой главе), Заключения, Списка использованной литературы и трех Приложений.
Апробация работы:
1. Работа обсуждалась на Семинаре по выпускной квалификационной работе.
2. Материалы частично обсуждались на XXI Открытой конференции студентов-филологов: «Особенности функционирования глаголов
"одевать" и "надевать" в современном русском языке».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, глагол – это часть речи, которая обозначает действие или состояние, имеет грамматические категории вида, времени, лица, числа, рода и др. и употребляется в роли сказуемого, подлежащего и, реже, – определения. С точки зрения концепции, которая получила название вербоцентрической,«глагольные конструкции имеют решающее влияние на именные словосочетания и предложения» (Виноградов 1980: 325).
На правах центрального компонента, глагол подчиняет себе остальные члены фразы. Подчинительная связь, при которой зависящее от глагола имя стоит в форме косвенного падежа, и при этом создаются отношения объектные или восполняющие, называется глагольным управлением. Управление глагола может быть беспредложным или предложным, одиночным или двойным, не вариативным или вариативным, сильным или слабым. Случаи, когда при господствующем слове необходима «единственно возможная» падежная или предложно-падежная форма, обычно связывают с сильным управлением; когда форма выбирается из ряда возможных форм – со слабым управлением.
Важную роль для объединения слов в составе одной ЛСГ играют особенности их семной структуры, «плана содержания» слова. Для СГ глаголов одевания важно выделение архисемы, дифференциальных сем, грамматических сем, эксплицитных и имплицитных сем, а также субстантивных семы, выражающих основных участников типовой ситуации одевания: субъект и два объекта – объект-предмет и объект-адресат.
Функции субъекта одевания по покрытию адресата одеждой, покрывалом может выполняет только человек. Функции первого объекта действия может выполнять как одушевленный участник (другой человек, животное), так и неодушевлённый объект. В качестве объекта-предмета одевания выступает одежда или обувь. На уровне синтаксиса эти участники могут иметь различное выражение; например: одевать кого (объект-адресат) во что (объект-предмет), надевать на кого (объект-адресат) что (объект-предмет).Это говорит о том, что реальная ситуация и грамматические средства ее выражения могут не совпадать.
Типовая ситуация одевания выражается с помощью25 глагольных лексем. Отличительной чертой ЛСГ глаголов одевания является наличие двух глаголов-доминант - одевать и надевать.
В основе классификации глагольных лексем лежат особенности предмета одевания и особенности глагольного действия.
В зависимости от особенностей объекта-предмета подгруппа с доминантой «надевать» делится на три микрогруппы: «одежда», «обувь» и «специализированная одежда/обувь». По особенностям глагольного действия данная ЛСГ логически делится на две подгруппы: «надевать» и «одевать». Глаголы с доминантой «надевать» делятся на две подгруппы: «цель одевания» и «скорость одевания». В зависимости от скорости одевания выделяется микрогруппа с дифференциальной семой «быстро» и микрогруппа с дифференциальной семой «длительное время».
Подгруппа с доминантой «одевать» по особенностям глагольным действия делится на две микрогруппы:«результат одевания» и «повторное одевание». Результатом одевания может стать внешняя привлекательность обеъкта-адресата или защита от холода с помощью специальной одежды.
Больше всего глагольных слов входит в микрогруппу «обувь» (7 единиц), меньше всего – в микрогруппу длительное время одевания» (1 единица).
В составе ЛСГ насчитывается19глаголов с приставками, которые изменяют семантику глагольной основы, вносят дополнительные оттенки в значения глаголов одевания.
Типовая ситуация одевания также может быть представлена также без участия глагола. Так, в модном журнале «Бурда» она представлена такими участниками, как объект-предмет, и объект-адресат. В большинстве случаев объект-предмет уточняется с помощью несогласованных (преобладают в нашем материале) и согласованных определений. Субъект ситуации лексически не представлен. Им является читательская аудитория журнала.
Некоторые детали женской одежды ориентированы на особенности их восприятия представителями противоположного пола, на основании чего можно говорить о втором, имплицитно представленном адресате – мужчине.
Безглагольное представление получили следующие варианты типовой ситуации одевания: «внешняя привлекательность результата одевания», «защита от холода» и «скорость одевания» .



1. Аверьянова Г.Н. Русские глагольные приставки. М.: Рус. яз., 2008. -167 с.
2. Бондарь Н.И., Лутин С.А. Как спросить? Как сказать?М.: Русский Язык. Курсы, 2013. - 256 с.
3. Вагнер В.Н. Русский язык как иностранный. Лексика русского языка как иностранного и ее преподавание. М.: 2009. -104 с.
4. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М.: 1980.-1509 с.
5. Бурда 3/2017
6. Бурда 11/2017
7. Бурда 4/2018
8. Гак В.Г. Русский язык в сопоставлении с французским. – 2-е изд., пере раб. и доп. – М.: Рус. яз., 1988 - 263 с.
9. Головко О.В. Вперед!М.: Русский язык, 2009.- 173 c.
10. Гайсина Р.М. Значение и синтагматика глагола (На материале глаголов отношения). Уфа: БГУ, 1980. Физическое описание. -79 с.
11. Долинина И.Б.Валентностные категории английского глагола. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук, Л.: 1982-69с.
12. Зиновьева Е.И. Лингвистические основы описания русского языка как иностранного. СПб.: 2015. - 191с.
13. ЗемскаяЕ.А. Словообразование современного русского языка. М.: Рус. Яз., 2007.- 328с.
14. Карапетъянц А. М. Слово и слог морфема в современном китайском языке // Теоретические проблемы восточного языкознания. Ч. 6. М.:1982. - 640 с.
15. Кацнельсон С. Д. Содержание слова, значение и обозначение. М.-Л.: 1965. - 112 с.
16. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка.Учеб.пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высшая школа, 1989. - 216 с.
17. Караулов Ю.Н. (ред.). Русский язык. Энциклопедия.2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. — 703 с.
18. Семенас А.Л. Лексикология современного китайского языка. — М.: Наука, 1992.- 279 с.
19. Семенас А.Л. Лексика Китайского языка, М,.2005.- 310 с.
20. Стернин И.А. Значение слова и его компоненты. М., 2015.–138с.
21. Степанов Ю.С. Имена, предикаты, предложения. Монография.
М.: Наука, 1981. - 361 с.
22. Скобликова Е.С. Согласование и управление в русском языке.М.: Просвещение, 1971. - 239 с.
23. Теньер Л. Основы структурного синтаксиса.Под редВ.Г.Гака. — М.: Прогресс, 1988. - 656 с.
24. Холодович А.А. Проблемы грамматической теории.М.: Наука, 1979.- 304с.
25. Шведова Н.Ю. (гл. ред.). Русская грамматика. Т.I. Словообразование. М., 1980. - 767с.
26. Шведова Н.Ю. (гл. ред.). Русская грамматика. Т.2. Синтаксис. М.: Наука, 1980.- 710 с.
Словари:
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов, 1966. – 608 с.
2. Бабенко Л.Г.Толковый словарь русских глаголов: идеографическое описание. Английскиеэквиваленты. Синонимы. Антонимы. М., 2008.— 698 с.
3. Кузнецов С. А.Большой толковый словарь русского языка. Под ред.СПб.: «Норинт», 2000.— 1536 с.
4. Кузнецова А.И., Т. Ф. Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка, М.: «Русский язык», 1986. – 1136 с.
5. ОжеговС. И. Толковый словарь русского языка [Текст] : 80000 слов и фразеол. выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – 4-е изд., доп. – М. : Азбуковник, 2006. – 944 с.
6. РозентальД.Э. и др. Словарь лингвистических терминов, М.:1985.— 399 с.
Список интернет-источников:
1. Википедия:https://ru.wikipedia.org/wiki/Burda_Fashion
2. Евгения Масленникова, Фреймовое представление семантики текста, 2000: http://libelli.esmasoft.com/sonnet66/Russian/maslennikova/frame.html
3. Дегтярева Е. В., Тебиев Х. О. Слог — минимальная фонологическая и лексическая единица китайского языка // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 1074-1076.https://moluch.ru/archive/103/23886/
4. Лексика как системная организация языка: https://repetitora.com/leksika-kak-sistemnaya-organizaciya-yazyka


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ