Введение 3
1 Теоретические основы управления социально-экономическим развитием
территории 6
1.1 Понятие социально-экономического развития территории 6
1.2 Влияние социально-экономического развития территории на качество
жизни населения 15
1.3 Нормативно-правовое регулирование вопросов социально-экономического развития территории 17
2 Деятельность органов исполнительной власти по управлению социально-экономическим развитием 25
2.1 Анализ социально-экономического развития района Беговой 25
2.2 Анализ деятельности территориальных органов исполнительной власти
по социально-экономическому развитию территории 38
2.3 Предложения по совершенствованию системы управления социально¬
экономическим развитием района 55
Заключение 59
Библиографический список 62
Приложения 66
В современном мире трудно представить, чтобы кто-либо не слышал выражение «качество жизни». Оно играет роль при выборе страны, города, района и, даже, при выборе дома для проживания. Качество жизни определяет, что лежит в продуктовой корзине, какой техникой есть возможность пользоваться, где учиться, а также, делается ли выбор из желаний или только из потребностей. Но это работа не только одного человека над своей жизнью, а общества и государства в целом. Эту «работу» и можно назвать социально-экономическим развитием. Ведь при таком развитии происходят постепенные изменения в экономике и производственных силах, рост научного потенциала, развитие образования и культуры.
Конкретными целями для социально-экономического развития территории, могут служить: повышение доходов, улучшение качества образования, здравоохранения, питания, снижение доли бедных, охрана окружающей среды, транспортная доступность, безопасность, расширение личных свобод и т. д. - это все и ведет к повышению жизнедеятельности человека, его уровню удовлетворенности и развитию в различных сферах, то есть к повышению уровня жизни.
Поэтому так важно уделять внимание социально-экономическому развитию территории и качеству жизни, так как это показатель заботы о населении. Зачастую, во многих странах не могут соблюдать баланс между социальным и экономическим развитием - это сложная и слаженная работа государственных органов, органов местного самоуправления и населения. Но как обстоят дела в нашей стране, это предстоит выяснить.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что каждый день люди встречаются с результатом работы органов государственной власти по социально-экономическому развитию — доступность транспорта, временные затраты на дорогу, качество обслуживание в поликлиниках, скорость оказания социальных услуг и т. д. Но, самое интересное, что этими же показателями можно измерить качество жизни населения. А как конкретно связаны эти понятия и как они могут влиять друг на друга будет исследовано в данной работе.
Качество жизни изучали такие ученые, как — Б.А.Райзберг, И.В. Бестужев-Лада, В.И. Толстых, С.И. Попов, Н.И. Бузляков, И.И. Елисеева и др.
Объект исследования: деятельность территориальных органов исполнительной власти по социально-экономическому развитию территории. Предметом исследования являются социально-экономические процессы и население на конкретной территории, факторы влияния социально¬экономических процессов на качество жизни населения.
Цель исследования: анализ влияния социально-экономического развития на качество жизни населения.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы управления социально-экономическим развитием территории и его влияние на качество жизни населения;
2. Проанализировать нормативно-правовое регулирование вопросов социально-экономического развития территории;
3. Провести анализ деятельности органов исполнительной власти по управлению социально-экономическим развитием;
4. Проанализировать влияние социально-экономического развития на качество жизни населения района Беговой;
5. Внести предложения по совершенствованию системы управления социально-экономическим развитием.
Информационную базу исследования составляют: законы, нормативно¬правовые акты, труды зарубежных и отечественных ученых по теме исследования, материалы периодической печати, статистические данные из официальных источников, организационные документы, а также Интернет- ресурсы.
Методы исследования: нормативный анализ, синтез, сопоставление для выявления зависимости между двумя категориями, анализ статистических данных и собранных данных, методом опроса населения.
Структура работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка источников и приложения.
В первом разделе работы рассматриваются теоретические и нормативно-правовые основы социально-экономического развития, а также факторы, оказывающие влияние на качество жизни населения.
Второй раздел является аналитическим, в котором рассмотрена деятельность территориального органа исполнительной власти по социально¬экономическому развитию района. Исходя из результата проведенного анализа, выявлены проблемы и предложены меры по совершенствованию системы управления.
Уровень развития любой территории характеризуется, прежде всего, уровнем и качеством жизни граждан. Улучшение качества жизни населения - важнейшая стратегическая задача развития общества. Показатели качества жизни населения являются важнейшими индикаторами оценки реальных социально-экономических последствий проводимых преобразований.
Обзор научной и специальной литературы по теме исследования позволил сделать следующие выводы: «качество жизни» является важным показателям развития конкретной территории. Под качеством жизни населения понимается обобщающая социально-экономическая категория, включающая в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия окружающей среды, доступность образования, морально-психологического климата, душевный комфорт.
Социально-экономическое развитие оказывает прямое влияние на качество жизни население, эти понятия не могут существовать отдельно, т.к. невозможно иметь высокий уровень социального и экономического развития с низким качеством жизни, и наоборот - высококачественный уровень жизни граждан непосредственно оказывает большое влияние на показатели социально-экономического развития.
В результате анализа нормативно-правовой базы было установлено, что отсутствует общепринятая методика и системы показателей для органов государственной власти, по которой проходила бы комплексная и всецелая оценка территории и эффективность работы всей системы управления по социально-экономическому развитию. Из-за этого происходит бессистемность в работе над составлением программ, недостаточный контроль реализации уже принятых мер.
Для проведения анализа деятельности органов исполнительной власти по управлению социально-экономическим развитием, был выбран территориальный орган исполнительной власти - Управа района Беговой. В результате анализа деятельности было выявлено, что Управа и Совет Депутатов смогли выстроить слаженную систему взаимопомощи и действуют совместными усилиями. Они активно поддерживают население в социальной помощи, организации мероприятий, отдыха, спорта. На основе статистических данных Мосстата, отчета Главы Управы, отчета начальника ОМВД России по району Беговой и проведенного опроса населения были выделены следующие аспекты, которые нуждаются во внимании:
- экологическая составляющая района;
- криминогенная обстановка;
- нехватка мест в дошкольных учреждениях и спортивных секциях;
- адаптирование района для маломобильных лиц;
- связь с населением.
Для решения этих проблем были предложены следующие меры:
- проведение ежемесячных собраний с населением района, для выявления проблем и мнений, информирования населения о деятельности по развитию района, дальнейшей реализации программ по социально-экономическому развитию, а, следовательно, по улучшению качества жизни;
- разработка системы мониторинга за качеством жизни на местном уровне, способной постоянно отслеживать меняющиеся с течением времени потребности населения, определять точки наибольшего социального напряжения и подбирать программу действий, наиболее мягко преодолевающих имеющиеся негативные явления;
- поиск нестандартных способов решения проблем;
- развитие информационных страничек Управы в социальных сетях;
- разработка особого льготного режима для предприятий, которые ввели на свое производство экологические инновации;
- проведение мероприятий по экологической образованности населения, особенно молодого поколения;
- создание зеленых зон;
- открытие дополнительных мест в дошкольных учреждениях и организация спортивных секции для детей и подростков;
- организация патрулирования улиц и дворов;
- организация встреч жителей с участковыми для профилактики преступлений, организации просветительской деятельности по безопасности и для выявления возможных случаев нарушения закона;
- установить откидные облегченные пандусы в жилых домах, где отсутствуют приспособления для передвижения маломобильных лиц;
- понижение бордюрного камня на дворовых территориях и вблизи социально значимых объектах;
- систематическая проверка всех светофоров на наличие и работоспособность (поломку) звукового сопровождения светофоров;
- адаптация всех торговых точек для маломобильных лиц.
Таким образом задачи, которые были поставлены в начале работы, были выполнены в полном объеме. С помощью решения этих задач достигнута цель проведенного исследования.
В заключении отметим, что у района однозначно есть потенциал для дальнейшего развития. Приближенность к центру, высокая транспортная доступность, развитая инфраструктура - все это играет огромную роль, но не менее важно благополучие населения.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации [Текст] (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)
2. Указ Президента РФ от 01.04.1996 N 440 "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/9120 (дата обращения: 16.02.2020)
3. Указ Президента РФ от 21 августа 2012 г. N 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35958 (дата обращения: 16.02.2020)
4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 16.02.2020)
5. Постановление Правительства Москвы № 513-ПП от 26 июня 2007 года «О стратегии развития города Москвы на период до 2025 года» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://base.garant.ru/387586/ (дата обращения: 16.02.2020)
6. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию / Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де- Жанейро, 3-14 июня 1992 года [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations (дата обращения: 16.02.2020)
Учебники, монографии, диссертации, статьи
7. Бобылева, С.Н. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации: «Цели устойчивого развития ООН и Россия» // Аналитический центр при Правительстве РФ; под редакцией С. Н. Бобылева, Л. М. Григорьева - Москва, 2016.-С. 228
8. Борисова Н.И., Борисов А.В. К вопросу об энергоресурсосбережении и энергоаудите ЖКХ регионов России в новых экономических условиях // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. - Саратов: Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., 2017.-С. 17
9. Видяпина В.И., Степанова М.В. Региональная экономика. - Москва: ИНФРА-М, 2017.-С. 666
10. Зимин, В.А. Эволюция политической культуры в Российской Федерации / подред. засл. деят. Науки РФ, докт. ист. Наук, проф. Л.В. Храмкова. Самара, 2015.-С. 7
11. Зимин В.А., Морозова Г.А. Политическая модернизацияв Российской Федерации, ее особенности //Историческая и социально-образовательная мысль. Кострома: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, 2017.-С. 146-148
12. Костина Н.А., Попова М.Ю. Уровень и качество жизни населения: понятие и содержание // Международная научно-практическая конференция. - Магнитогорск: ОМЕГА САЙНС, 2018.-С. 62-64
13. Лига, М. Б. Качество жизни как основа безопасности: [монография] / M. Б. Лига; под ред. М. В. Константинова. - Москва: Гардарики, 2016.-С. 223
14. Павлов А.П., Яковлева Л.В. Анализ понятия «качество жизни» на современном этапе в условиях кризиса // Журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». -
2016. - №6.-С. 12
15. Райзберг, Б. А. Современный социоэкономический словарь. - Москва: ИНФРА-М, 2019.-С. 629
... Всего источников – 32.