ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Общее понятие конфликта в организации 7
1.2. Типология конфликтов в организации и причины их возникновения 10
1.3. Методы профилактики и приемы разрешения конфликтов в организации 19
2. ОЦЕНКА ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ТЦ "ФИЕСТА" 27
2.1. Организационно-экономическая характеристика танцевального центра "Фиеста" 27
2.2. Анализ конфликтов в ТЦ "Фиеста" 33
2.3 Сравнительно-сопоставительный анализ конфликтов ТЦ "Фиеста 47
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТНЫМИ СИТУАЦИЯМИ В ТЦ "ФИЕСТА" 56
3.1 Разработка рекомендаций по управлению конфликтами в ТЦ"Фиеста" 56
3.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
Конфликты возникают практически во всех сферах жизнедеятельности людей в процессе их взаимодействия и являются естественным состоянием любого общества, большинства организаций. Социальная жизнь многообразна по своей сути. В ней всегда происходит столкновение интересов, ценностей, противоположных мнений людей, идет нескончаемый процесс борьбы за власть, за ресурсы, за собственность, за выживание в этом непростом и жестоком глобальном обществе. Поэтому управление конфликтами актуально для организаций всех типов и всех форм собственности, действующих в бизнесе, государстве, обществе. Овладение знаниями, умениями и навыками управления в конфликтной ситуации, разрешения конфликтов является важной компетенцией менеджера любого уровня [18, с.197]. Это и обуславливает актуальность темы исследования.
Однако нет единой, универсальной методики управления конфликтами в организации.
Обозначенное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: насколько эффективно воздействие структурных методов на управление конфликтами в организации.
Управление конфликтами является важнейшей функцией руководителя. Чтобы эффективно управлять конфликтом, необходимо знать типологию, причины, следствия и методы управления конфликтами.
Это определило выбор темы настоящего исследования - «Управление конфликтами в организации (на примере ИП Голиков И.В. ТЦ "Фиеста")».
Цель исследования: разработать методические рекомендации по управлению конфликтами в организации.
Объект: ТЦ "Фиеста" ИП Голиков.
Предмет исследования: процесс управления конфликтами в ТЦ Фиеста" ИП Голиков.
В соответствии с целью, объектом, и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
1) изучить теоретико-методологические основы конфликтов и управления конфликтами;
2) оценить технологию организации управления конфликтами в организации;
3) разработать программу экспериментальной работы и проверить ее эффективность на практике;
4) разработать рекомендации по совершенствованию управления конфликтами в организации.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение научной литературы по проблеме исследования.
2. Практические: анкетирование, эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты).
Период исследования: май 2016 года - декабрь 2016 года
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений, иллюстративного материала.
Анализ научной литературы показал, что в процессе деятельности организации могут возникать конфликты, затрагивающие различные сферы, как управленческие, так и исполнительные. В конечном итоге неправильная организация управления конфликтами приводит к падению производительности труда, ухудшению условий труда, к падению выручки организации.
Сущность конфликта раскрывается как важнейшая сторона взаимодействия людей в организации, нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои определенные цели двух сторон. Под конфликтом в организации понимается процесс, обусловленный отсутствием «согласия» между субъектами совместной деятельности (взаимодействия) в рамках организации или в межорганизационном пространстве. Конфликт является неотъемлемой частью жизнедеятельности организации.
В работе обоснованы дидактические и методические аспекты организации управления конфликтами в ТЦ "Фиеста" .
Организация - это сложная система с множеством элементов, многообразием горизонтальных и вертикальных связей, отношениями власти и субординации. Поэтому в ней возникают самые разные причины и типы конфликтов. В теории и практике управления конфликтами в производственных ситуациях известны две стратегии: предупреждение конфликтов и разрешение конфликтов. Предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешить их.
Профилактика конфликтов - это вид управленческой деятельности, который состоит в заблаговременном распознании, устранении или ослаблении конфликтогенных факторов.
Существует достаточно много методов управления конфликтов, которые можно разделить на группы: внутриличностные, структурные, межличностные методы, переговоры, ответные агрессивные действия.
Управление конфликтом - это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин конфликта или по коррекции поведения участников конфликта, изменению их целей.
Теоретические выводы были подтверждены на практике.
Исследование проходило в три этапа. Первый и третий (констатирующий и контрольный) были направлены на выявление уровня управления конфликтами сотрудниками танцевального центра с использованием анкетирования.
Формирующий эксперимент представлен программой, которая способствует уменьшению конфликтных ситуаций в танцевальном центре "Фиеста". Программа включает в себя пять направления работы: работа с нормативными документами, проведение собрания сотрудников, проведение корпоративного мероприятия, проведение психологического тренинга по управлению и профилактике конфликтов и вторичное проведение собрания сотрудников.
Сравнительно-сопоставительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента показал положительную динамику в управлении конфликтами. На основании проведенного исследования были разработаны методические рекомендации, способствующие уменьшению числа конфликтов внутри организации.
Была дана оценка эффективности рекомендуемых мероприятий, которая показала положительный результат.
Задачи поставленные в работе решены, цель исследования достигнута.