Введение 3
1. Теоретические аспекты социальной политики по защите материнства и
детства 6
1.1 Сущность социальной политики по защите материнства и детства 6
1.2 Нормативно-правовая база в сфере защиты материнства и детства 12
1.3 Виды государственной поддержки материнства и детства в РФ 20
2. Анализ социальной политики по защите материнства и детства на примере г.
Москвы 29
2.1 Анализ инфраструктуры в сфере материнства и детства 29
2.2 Анализ системы управления в сфере защиты материнства и детства 36
2.3 Анализ проблем при реализации политики по защите материнства и детства
43
3. Рекомендации по совершенствованию управления в сфере защиты
материнства и детства 51
3.1 Пути совершенствования управления в сфере защиты материнства и детства
51
3.2 Оценка эффективности предложенных мер 56
Заключение 59
Библиографический список 62
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что социальная политика по защите материнства и детства является одним из главных способов решения демографической проблемы в нашей стране. В послании к Федеральному Собранию 15 января 2020 года Президент России Владимир Владимирович Путин начинает с свой доклад именно с демографии, показывая тем самым ее первоочередную значимость для страны. Суммарный коэффициент рождаемости в 2019 году составил 1,5, что на 0,2 выше, чем в годы Великой Отечественной войны. Для нашей страны этот коэффициент очень низкий. И Президент ставит задачу увеличить данный показатель. Социальная политика по поддержке материнства и детства, ее грамотное и эффективное использование, является инструментом улучшения демографической ситуации, увеличения численности населения, а главное - создание достойного уровня жизни людей.
В настоящее время государством организованы различные меры по поддержке материнства и детства. Но, к сожалению, некоторые из них исчерпали свою значимость, некоторые не приносят ожидаемого результата, а некоторые и вовсе можно считать «неэффективными».
Одним из элементов данной политики является создание и функционирование социальной инфраструктуры, благодаря которой можно улучшить уровень жизни населения, особенно, людей, входящих в категорию «материнство и детство». В нашей стране действует ряд федеральных и региональных программ, выделяются средства из различных уровней бюджета , именно, на развитие означенной инфраструктуры. В Москве проблема не столько с количеством социальной инфраструктуры, сколько с организацией функционирования данных организаций.
Объект исследования: социальная политика по защите материнства и детства в Российской Федерации.
Предмет исследования: система управления по защите материнства и детства в г. Москва.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение существующей социальной политики по защите материнства и детства в нашей стране, выявление ее проблем, а также формулировка рекомендаций по совершенствованию системы в сфере материнства и детства.
Для достижения поставленных целей будут использованы следующие задачи:
1. Изучение теоретических аспектов социальной политики по защите материнства и детства;
2. Определение сущности социальной политики по защите материнства и детства;
3. Изучение нормативно-правовой базы в сфере защиты материнства и детства;
4. Изучение видов государственной поддержки материнства и детства в России;
5. Анализ социальной политики по защите материнства и детства на примере г. Москвы;
6. Анализ инфраструктуры в сфере материнства и детства;
7. Анализ системы управления в сфере защиты материнства и детства;
8. Анализ проблем при реализации политики по защите материнства и детства;
9. Предложить рекомендации по совершенствованию управления в сфере защиты материнства и детства.
Для решения поставленных задач в выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы исследования: системный и сравнительный анализ, качественная и количественная характеристика рассматриваемых явлений, статистическая обработка эмпирических данных, индукция, дедукция, классификация, расчетный метод.
Теоретическую основу дипломной работы составляют труды российских ученых таких как Ливцов В.А., Жилин К.С., Рыбакова О.С., Лаврентьева М.С, Кученин Е.С., Бахитова К.М.,
Информационной базой ВКР стали: Конституция РФ, Федеральные законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правитеьства РФ, Законы г. Москвы, Нормативно-правовые акты г. Москвы.
Структура выпускной квалификационной работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на восемь параграфов, заключения, списка используемой литературы и информационных источников. Также работа включает в себя 16 рисунков, 13 таблиц. Список используемой литературы и информационных источников состоит из 72 наименований. ВКР изложена на 71 листе.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы: рекомендации по совершенствованию существующей политики о защите материнства и детства могут быть реализованы властями города Москвы и улучшат защиту и помощь материнству и детству.
В данной выпускной квалификационной работе было проведено исследование социальной политики по защите материнства и детства (на примере города Москвы). Исследование состояло из следующих этапов:
1) Изучены теоретические аспекты социальной политики по защите материнства и детства. Даны определения понятий «социальная защита», «материнство» и «детство»;
2) Определена сущность социальной политики по защите материнства и детства;
3) Изучена нормативно-правовая база в сфере защиты материнства и детства. Материнство и детство охраняются на всех уровнях законодательства.
4) Изучены виды государственной поддержки материнства и детства в России. К ним относятся: социальные пособия, социальные выплаты, материнский капитал, программа "Молодая семья", субсидии, льготы.
5) Проанализирована социальная политика по защите материнства и детства в г. Москвы;
6) Проанализирована инфраструктура в сфере материнства и детства. В нее включены учреждения образования и здравоохранения.
7) Проанализирована система управления в сфере защиты материнства и детства. Система управления в сфере защиты материнства и детства в городе Москва состоит из следующих элементов: Московская городская Дума, Правительство г. Москвы, Департамент труда и социальной защиты города Москвы, Департамент образования и науки города Москвы , Департамент городского имущества города Москвы, Отдел социальной защиты населения (района Беговой), Префектура Северного административного округа, Управа района Беговой. Данная структура идентична для всех районов г. Москвы.
8) Проанализированы проблемы при реализации политики по защите материнства и детства. Были выявлены следующие проблемы: отсутствие противоабортной деятельности; отсутствие поддержки беременных женщин, оказавшихся в тяжелой ситуации; программа программы «оптимизации», которая уменьшает количество самостоятельных образовательных и медицинских учреждений и создающая ряд проблем эффективности функционирования данных организаций; отсутствие системы оказания адресной социальной помощи; отсутствие социального патронажа, задача которого выявление клиентов социальных служб; отсутствие индивидуального подхода к клиенту в определении его социального статуса; отсутствие контроля за использованием социальных выплат.
9) Предложены рекомендации по совершенствованию управления в сфере защиты материнства и детства. В перечень предложений включены следующие мероприятия:
a) Создание Домов культуры и творчества для детей и подростков. Данные досуговые центры станут для для детей и подростков средой для развития творческих способностей и воспитания нравственных качеств;
b) Организация курсов подготовки матери. Данные курсы помогут женщинам приобрести основные навыки, которые необходимы для каждой матери;
c) Создание информационного сайта о социальной помощи, положенной гражданам. Данный информационный портал станет надежным помощником для тех, кто желает узнать о социальной поддержки, которая по закону положена ему;
d) Создание социальных гипермаркетов. Реализация проекта позволит поддержать социально незащищенные группы граждан, семьи с детьми, путем продажи продуктов и товаров по закупочным ценам. Данные гипермаркеты - бюджетные организации.
Данные предложенные меры позволят улучшить ситуацию в сфере защиты материнства и детства в нашей стране и, непосредственно, в самом г. Москве, которая в настоящий момент требует модернизации. Воплощение в жизнь представленных нами рекомендаций положительно скажется на уровне жизни людей в нашей стране, поможет людям как получить творческие навыки, так и улучшить свое материальное положение.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: [Текст] - М.: АЙРИС-пресс, 2019. - 64 с.
2. Конвенция Международной организации труда № 103 об охране материнства (пересмотренная в 1952 г.). В кн.: Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда, 1919-1956 гг. Женева: Международное бюро труда; 1991; т.1: 1088-94.
3. Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в
отношении женщин 1979 г. [Электронный ресурс]. - URL: www.un.org/womenwatch/daw/cedaw/text/0360795R.pdf (дата обращения
15.04.2020)
4. Всеобщая декларация прав человека (официальный текст): [Текст]. - М.: Права человека, 1996. - 16 с.
5. Конвенция Международной организации труда № 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (1981 г.) [Текст] // Рос. газ. - 2004. - 9 авг. - № 32. - Ст. 3284.
6. Конвенция о правах ребенка: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990 // Сборник международных договоров СССР. -Вып. XLVI, 1993; [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
7. Трудовой кодекс Российской Федерации на 2019 год: [Текст] - Москва: Издательство АТС, 2019. - 272 с.
8. Семейный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2 февраля 2020 года + сравнительная таблица изменений: [Текст] - Москва: Эксмо, 2020. - 96 с.
9. Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 21. - Ст. 1929.
10. Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 52. - Ст. 5880.
11. Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 29. - Ст. 3699.
12. Федеральный закон от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 26.
- Ст. 2729.
13. Федеральный закон от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 33. - Ст. 3348.
14. Федеральный закон от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" [Текст] // Собрание законодательства РФ.
- 2003. - № 14. - Ст. 1257.
15. Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 1. - Ст. 18.
16. Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 1. - Ст. 19.
... Всего источников – 72.