Введение…………………………………………………………………………….……3
Глава 1. Научный дискурс проблемы взаимосвязи международных культурных связей и СМИ………
1.1. Роль международных культурных связей в формировании имиджа государства
1.2. Роль СМИ в создании международного культурного имиджа страны
Глава 2. Внешняя культурная политика России и Франции: сравнительный анализ
2.1. Концептуальные основы и документальное оформление внешней культурной политики России и Франции: национальное законодательство и совместные соглашения
2.2. Особенности и основные направления внешней культурной политики России и Франции: общее и различное
Глава 3. Особенности отражения русско-французских культурных связей в СМИ обеих стран
3.1. Образ русско-французских культурных связей в иновещательных французских СМИ
3.2. Отражение русско-французских культурных связей в российских иновещательных СМИ
Заключение
Список использованных источников и литератур
Актуальность темы исследования обусловлена возрастающей ролью культуры и средств массовой информации в современных международных отношениях.
Культура исторически доказала, что может быть эффективной и участвовать в процессе становления международных отношений. Сегодня и культурные связи, и средства массовой информации стали играть значительную роль в привлечении интереса к государству и в создании его положительного имиджа и образа в глазах международных игроков. Благодаря культурным связям с другими странами, распространения культуры, активной международной аудиовизуальной деятельности формируется привлекательный образ государства, который способствует росту его влияния на мировой арене. Поэтому политика в сфере культуры превращается в необходимую составляющую внешней поли-тики современных государств. Два таких государства, как Франция и Россия представляют особый интерес, так как их диалог культур уже сложился исторически и продолжается не первый век. Сегодня рассмотрение культурных связей между двумя этими странами представляется особенно актуальным по причине объявления 2016-2017 годом перекрестного туризма России и Франции. Подписание нового соглашения обозначило вновь возрастающую значимость русско-французских культурных связей и необходимость их укрепления. «Стороны намерены содействовать налаживанию прямых связей между российскими и французскими туристическими организациями, популяризировать присутствие российской культуры во Франции и французской культуры в России, поощрять обмены экспертов и журналистов, специализирующихся в области туризма и культуры».
Кроме того, рассмотрение русско-французских культурных связей именно через призму средств массовой информации обусловлено тем, что сегодня обе страны вновь ориентированы на активное продвижение своей культуры, а СМИ являются мощным проводником необходимых взглядов и идей. Важно рассмотреть, в каком свете преподносятся русско-французские культурные связи в иновещательных средствах массовой информации, насколько широко или узко они освещаются, объективно ли, не искажена ли их роль в решении международных задач. Россия, которая начала предпринимать попытки документального оформления современной международной культурной политики в начале 2000-х годов, на данном этапе сталкивается с рядом проблем как на документальном, так и на практическом уровне. Франция же представляет собой образец успешной и продуктивной деятельности в сфере внешней культурной политики. Исходя из этого, данное диссертационное исследование посвящено проблеме отражения русско-французских культурных связей в средствах массовой информации.
Таким образом, недостаточная изученность вопросов современного иновещания, проблемы образа и имиджа страны, уверенность в исключительно положительной роли русско-французских культурных связей, возрастание необходимости сотрудничества в сфере аудиовизуальных средств массовой информации, а также недостаточная изученность опыта России и Франции в реализации современной внешней культурной политики послужили выбору темы диссертации.
Цель данного диссертационного исследования – дать общую характеристику проблемы отражения русско-французских культурных связей в СМИ.
Для достижения поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:
1. Дать общую характеристику использования международных культурных связей в процессе формирования международного имиджа страны;
2. Обозначить роль средств массовой информации в формировании международного культурного имиджа государства;
3. Сравнить концептуальную основу внешней культурной политики и работы средств массовой информации обеих стран;
4. Выявить и сопоставить основные формы и методы реализации внешней культурной политики России и Франции;
5. Выявить основные тенденции и характеристики современного иновещания в каждой из стран и его роль отражении русско-французских культурных связей;
6. Проверить, как отражаются русско-французские культурные связи в СМИ обеих стран.
Объектом диссертационного исследования являются русско-французские культурные связи.
Предметом диссертационного исследования – образ русско-французских культурных связей в российских и французских иновещательных СМИ.
Методологическая основа научной работы включает в себя общенаучные (сравнительный анализ, обобщение, системный подход) и специальные методы исследования (комплексный контент-анализ). Системный подход дал возможность рассмотреть и про-анализировать явление внешней культурной политики как целый комплекс проблем, составляющий важный элемент внешней политики государства. Сравнительный анализ и обобщение помогли выявить общие и различные черты в отечественном и французском иновещании. Контент-анализ показал, в каком свете представлены русско-французские культурные связи в современных СМИ, а также позволил определить их основную тематику.
Степень научной разработанности темы. Данная работа подготовлена на основе разнообразного круга междисциплинарных исследований и специализированной научной литературы. На данный момент в научной литературе нет обобщающих трудов, в которых проведен анализ всех направлений международной политики России в области культуры, а также, не совсем полно описаны проблемы, с которыми сталкивается государство в дан-ной сфере. Кроме того, не до конца изучена проблема развития концептуальных основ со-временной российской внешней культурной политики. До сих пор остается открытой проблема установки единого понятийного аппарата и теоретических аспектов внешней культурной политики. К первой группе можно отнести группу материалов, в которых рассматриваются теоретические аспекты международных культурных связей, внешней культурной политики, культурной дипломатии. Среди исследовательских работ российских авторов необходимо выделить труды Н.М. Боголюбовой и Ю.В. Николаевой, Л.Е. Вострякова, В.И. Фокина.
К второй группе исследований можно отнести многочисленные работы отечественных и французских исследователей, посвященные внешней культурной политике Франции.
Среди французских авторов отметим Roche F., SalonA., Raymond J.-F. В российской научной литературе исторический обзор французского опыта и истории формирования русско-французских культурных связей достаточно широко представлен в работах С.И. Косенко. Современная внешняя культурная политика Франции рассмотрена в работах Ю.В. Николаевой. В остальных работах отечественных авторов внешняя культурная политика Франции рассматривается более ограниченно, а именно конкретная деятельность государственных и негосударственных акторов, разнообразные направления внешней культурной политики, Международная организация Франкофонии, Французский институт и другие.
Третью группу исследований составляют работы, посвященные изучению основных принципов работы современного иновещания, его исторического развития, современным установкам, на базе которых оно функционирует. Таких исследований в научной литературе достаточно мало. Это исследования Р.Р. Прохорова – заместителя главного директора зарубежного вещания Белорусского радио, а также О.В. Монастыревой.
К четвертой группе исследований можно отнести труды о международном имидже и образе страны. Исследователи рассматривают в своих работах роль средств массовой информации в формировании международного имиджа государства. Ведущими исследованиями в этой области можно назвать работы Э.А. Галумова, Ю.Б. Юдина и П.Е. Кашлева.
Пятую группу исследований составили труды, посвященные роли культурного диалога и культурных связей в вопросах реализации внешней культурной политики страны. Наиболее показательными являются исследования С.В. Аскеровой, И.В. Гринева, Н.М. Боголюбовой и Ю.В. Николаевой.
Для анализа современного состояния иновещания также были использованы видео и текстовые материалы таких аудиовизуальных СМИ, как «RT», «Sputnik», «РИА Новости», «TV 5 Monde», «France 24» и «RFI». Такой выбор автором представленного спектра аудиовизуальных СМИ объясняется тем, что данные телерадиоканалы и информационное агентство являются одними из крупнейших и ведущих средств массовой информации не только в своих странах, но и на международном аудиовизуальном рынке. Исследуемый период публикаций в этих СМИ, касающихся русско-французских культурных связей, составляет 2000 по 2017 год.
Также значительно дополнил результаты исследования ряд источников: официальные документы по внешней политике России и Франции: Концепции внешней политики Российской Федерации (1993 г., 2008 г., 2016 г.), указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации, официальные документы по внешней политике Франции. Кроме того, одним из ключевых источников исследования стала информация, размещенная на официальных сайтах Министерства иностранных дел России, Министерства образования, Министерства культуры, Россотрудничества. Она позволила сформировать четкое представление об актуальном положении дел в данной сфере внешней политики. Стоит отметить информацию с официальных сайтов телерадиоканалов: «RT», «Sputnik», «РИА Новости», «TV 5 Mond», «France 24» и «RFI»: отчеты о работе данных СМИ, видео и аудио материалы, послужившие основой для анализа проблемы отражения русско-французских культурных связей.
Хронологические рамки исследования, по которым был проведен контент-анализ СМИ, составляют 2000-2017 годы. Это обусловлено тем, что для автора представляет интерес именно современный период российского и французского иновещания. Также отметим, что именно в этот период времени начинается активное становление внешней культурной политики России, что находит отражение в средствах массовой информации, появляется повод говорить о двусторонних и многосторонних культурных связях.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:
1. Выявлены и обоснованы основные характеристики и тенденции в развитии иновещания двух стран;
2. Проведен комплексный контент-анализ ведущих иновещательных СМИ двух стран.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что оно дополняет существующее представление о роли культурных факторов во внешней политике государств, а также роли и современном состоянии иновещательных СМИ России и Франции. Материалы исследования могут быть использованы для дальнейшей научной разработки проблемы и в учебно-методической работе.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Иновещательные средства массовой информации, так же, как и международные культурные связи сегодня являются мощным способом для установления диалога культур, где СМИ скорее дополнительная, но очень мощная и значимая ступень в формировании международного имиджа страны;
2. Модели внешней культурной политики России и Франции имеют ряд общих черт: институциональное обеспечение, формы и направления реализации внешней культурной политики;
3. Французские иновещательные СМИ практически не уделяют места русско-французским культурным связям, а нацелены на продвижение исключительно собственной культуры и языка;
4. В российских средствах массовой информации русско-французские культурные связи отражаются достаточно объективно, полно, показывают нацеленность на сохранение культурного диалога.
Научная апробация работы. Научная статья на тему «Российское иновещание как средство формирования культурного имиджа страны» была опубликована в сборнике Международные гуманитарные связи. Том 14 .
Структура диссертационного исследования обусловлена его задачами. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Решение задач, поставленных автором в начале исследования, позволило прийти к следующим выводам:
Во первых, в современных тенденциях глобализации и культурной интеграции особенно важно уделять внимание вопросам внешней культурной политики и культурных связей. Все чаще государства прибегают в своей международной политике к культурному влиянию. Исследователи в области русско-французских культурных связей особое внимание уделяют их исторической составляющей. Давние исторически сложившиеся традиции между двумя странами признаются чрезвычайно важными и считаются прочной основой для дальнейшего сотрудничества. Высокий уровень развития культуры, науки, социальных преобразований во Франции, тесные французско-русские культурные связи, огромный интерес России к Франции способствовали тому, что знание французского языка являлось одним из важных факторов культурного развития России. Интерес к Франции и всему французскому не ослабевает и в настоящее время. История формирования русско-французских культурных связей показывает, что прочный взаимный интерес обеих стран друг к другу создает и поддерживает положительный культурный имидж и образ этих государств на международной арене. В результате изучения научных работ и собственного анализа автором был сделан вывод в различии между понятиями образа и имиджа страны. Имидж – комплекс целенаправленных действий государства, направленных на создание выгодного ему представления о стране. Образ же – представление о государстве, связанное со неким стереотипным мышлением, сложившимся исторически. Большинство исследователей отмечают, что важную роль в создании имиджа и образа государства играют культурные связи между странами. Культура признается сегодня мощной имиджевой стратегией. Однако не всем государствам удается грамотно и успешно позиционировать себя на международной арене, используя культурные связи. В особенности, это касается России.
Во вторых, чрезвычайно важным для развития человека, общества, государства и всего мира является коммуникация, содержание информационного пространства, его насыщенность. Информация является не только средством общения, но и воздействия через самые разнообразные каналы. В скоростном развитии технологий и информационного общества СМИ, как поставщики разнообразной информации, не могут не влиять на формирование мировосприятия, представления о государстве. Основная цель любых иновещательных средств массовой информации – создание и продвижение положительного об-раза своей страны для зарубежной аудитории. В связи с этим выделим были определены основные функции иновещания в сфере культуры:
1.Создание позитивного образа своей страны в глазах мировой общественности, разрушение ложных стереотипов;
2.Разъяснение основных направлений внешней культурной политики своей страны и обеспечение поддержки международным общественным мнением;
3.Формирование благоприятной информационной среды для реализации интересов своей страны и поддержания культурного диалога.
В своих исследованиях, научное сообщество называет средства массовой информации таким же мощным средством формирования международного имиджа страны, как и культурные связи. Однако нельзя забывать, что СМИ скорее являются сильным дополняющим компонентом в создании международного имиджа, так как отражают в том или ином направлении результаты культурного сотрудничества.
В третьих, в России и Франции разработкой и реализацией внешней культурной политики занимается государство. Ведущим органом здесь является Министерство ино-странных дел, а дополняют его работу Министерство образования и Министерство куль-туры. И Россия, и Франция осознают важность «культурной дипломатии». Она осуществляется подведомственными учреждениями Министерства иностранных дел. В нашей стране ведущая роль принадлежит Россотрудничеству, во Франции главными можно на-звать Французский Институт и КампюсФранс.
Важными документами, в которых изложены основные направления и концепции внешней культурной политики являются: Концепции внешней политики Российской Федерации (2000 г., 2008 г., 2013 г., 2016 г.). Во Франции можно назвать основным «Внешний культурный проект Франции» 1983 года. Также можно отметить ведущие соглашения между Россией и Францией: Соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Французской Республики о сотрудничестве в области туризма от 11 февраля 2003 г., а также Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об изучении русского языка во Французской Республике и французского языка в Российской Федерации от 6 февраля 1992 года. По вопросам работы средств массовой информации ведущими документами являются: Всеобщая декларация прав человека, Закон Российской Федерации о СМИ и Французский закон о свободе прессы.
В четвертых, сравнительный анализ направлений и форм внешней культурной политики России и Франции выявил ряд общих и различных черт. По направлениям работы Россия находится впереди. В нашей стране их четырнадцать, во Франции семь. Общими для обеих стран являются: туризм, спорт, аудиовизуальное, артистическое и художественное, лингвистическое, образовательное. Такдля внешней культурной политики Франции традиционным можно назвать лингвистическое, а для нашей страны – артистическое и художественное. Стоит отметить также образование и науку. Здесь Франция преуспела больше России.
Это касается и такого направления, как туризм. Россия пока не вполне успешна на мировом туристическом поприще. Она только формирует свою идею для дальнейшего продвижения своего образа. На сегодняшний день важным направлением внешней культурной политики и Франции, и России является аудиовизуальное направление и работа со СМИ. Наша страна добилась значительных успехов в борьбе за мировое информационное пространство за достаточно короткий срок. У России получилось создать высокую конкуренцию зарубежным СМИ. Однако России еще предстоит искать новые пути в аудиовизуальной сфере. Французские иновещательные средства массовой информации тоже являются значимым рычагом в защите своих интересов на международной арене. Несмотря на это более широкий спектр иновещательных телерадиоканалов (по сравнению с российскими) еще не позволяет Франции занять ведущее место на мировой арене и создать достойную конкуренцию английским и американским СМИ.
Таким образом, сходство во внешней французской и российской культурной политике заключается в том, что обе страны работают в очень разнообразных направлениях и формах, заботятся о сохранении культурного наследия, поддерживают и развивают меж-культурный диалог.
В пятых, среди основных концепций, на которых основывается работа современных иновещательных каналов, можно выделить: систематичность и наступательность, ориентацию на общую для двух стран культурную составляющую, внимание к национальным концептам культурного диалога. Здесь особое внимание автор обратил на пони-мание самого «концепта» - это некая ассоциация, коммуникационная модель, понятная любому зрителю или слушателю. Принципиально важна простота в понимании культурных «концептов» для аудитории. Также было определено, что как французские, так и российские средства массовой информации осознают важность продвижения культурного компонента на своих каналах. Сегодня иновещание обеих стран имеет ряд проблем. Анализ автором ряда ведущих французских иновещательных телерадиоканалов показал, что СМИ во Франции ориентируются на повсеместное распространение исключительно французской точки зрения. Уже не первый год Франция в области аудиовизуальной продукции ориентируется на так называемую «дипломатию влияния». В результате изучения аспектов «дипломатии влияния» были обозначены следующие задачи в области французского иновещания:
1.Продвижение аудиовизуальной продукции;
2.Расширение во всемирных коммерческих обменах;
3.Производство частных аудиовизуальных программ;
4.Расширение внутри европейского сотрудничества;
5.Поддержка языка и распространение культуры;
6.Создание конкуренции американским и англоязычным СМИ, поддержка конкурентоспособных областей отечественной индустрии.
Несмотря на все проблемы, с которыми сегодня сталкивается французское иновещание, критики утверждают, что оно вполне справляется с культурной функцией. Анализ официальных сайтов иновещателеных телерадиоканалов («TV 5 Monde», «RFI», «France 24») показал, что на каждом из них можно найти отдельный раздел, посвященный французскому языку. Это позволило сделать вывод о том, что задачу поддержки языка и куль-туры французские СМИ реализуют лучше и активнее всего. Кроме того, контент-анализ таких средств массовой информации, как «TV 5 Monde», «France 24»и «RFI» позволил убедиться в том, что вопросу русско-французских культурных связей практически не уделяется места в эфире телерадиоканалов. Удалось найти ряд материалов о русско-французских культурных обменах только в эфире радиоканала «RFI». В остальном же ведущее место в эфирной сетке занимают достижения исключительно в области французской культуры. Подобный результат не позволил дать положительную или отрицательную оценку в отражении русско-французских культурных связей с французской стороны.
В шестых, анализ автором материалов на ведущих российских средств массовой информации «RT», «Sputnik» и «РИА Новости» («Россия сегодня») показал, что направления культурного сотрудничества между странами не меняются. Основными направлениями культурного сотрудничества, которые отражаются в СМИ, как России, так и Франции можно назвать: образовательные обмены, наука, художественные обмены, танцевальные фестивали и туризм. Анализ материалов с 2000 по 2017 год показал, что частота появления материалов зависит от культурных событий, происходящих между странами. Большая часть материалов была обнаружена за 2010 год – год Россия-Франция и 2016-2017 года – год культурного туризма Россия-Франция. Однако в более поздних материалах (2016-2017 год) вопросы культурного сотрудничества все больше рассматриваются в контексте напряженных политических отношений, признается некоторое ослабление русско-французских культурных связей. Наибольшее число материалов, в которых отражены русско-французские культурные связи было обнаружено на сайте информационного агентства «РИА Новости», меньше всего на «RT». Также контент-анализ материалов позволяет утверждать, что русско-французские культурные связи отражаются в российских СМИ достаточно объективно и не подвержены крупным искажениям. Это доказывает и динамика появления материалов. В основном отражение русско-французских культурных связей можно охарактеризовать, как полное, положительное, нацеленное на дальнейшее развитие диалога.
1. Болонская декларация [Электронный ресурс]. URL: http://www.msmsu.ru/userdata/manual/images/fac/ped_obr/Bolonskaja_deklaracija.pdf (дата обращения: 04.03.2017).
2. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] / Официальный сайт // Организация Объединенных наций. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/045/84/IMG/NR004584.pdf?OpenElement (дата обращения: 16.04.2017).
3. Закон РФ от 27.12.1991 «О средствах массовой информации» [Электронный ресурс] / Официальный сайт // Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102013812 (дата обращения: 16.04.2017).
4. Закон о свободе прессы от 29 июля 1881 года [Электронный ресурс] // Официальный журнал Французской республики. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=LEGITEXT000006070722 (да-та обращения: 16.04.2017).
5. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года [Электронный ресурс]. URL: http://constitution.kremlin.ru/(дата обращения 12.01.2016).
6. Концепция внешней политики Российской Федерации 2000 г. [Электронный ресурс] /Официальный сайт // Министерство иностранных дел РФ. URL:http://www.mid.ru/Bl.nsf/arh/19DCF61BEFED61134325699C003B5FA3 (дата обращения: 05.12.2016).
7. Концепция внешней политики Российской Федерации 2008 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. URL: URL:http://kremlin.ru/acts/785 (дата обращения 05.04.2017).
8. Концепция внешней политики Российской Федерации 2013 г. [Элек-тронный ресурс] // Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ. URL:http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F (дата обращения 05.04.2017).
9. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.) [Электронный ресурс] /Официальный сайт // Министерство иностранных дел РФ. URL:http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (дата обращения 12.01.2016).
10. Международный пакт о гражданских и политических правах [Электронный ресурс] // Организация Объединенных наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml (дата обращения: 16.04.2017).
11. Межправительственное соглашение об изучении русского языка во Франции и французского языка в России [Электронный ресурс] // Портал Французского права. URL: http://www.france-jus.ru/index.php?page=accords (дата обращения: 16.04.2017).
12. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 года.- 2012. № 53.
13. Основные направления работы МИД России по развитию культурных связей России с зарубежными странами от 23.02.2001 [Электронный ресурс] / Официальный сайт // Министерство иностранных дел РФ. URL:http://docs.cntd.ru/document/901794645 (дата обращения 12.01.2016).
14. Основные положения концепции внешней политики Российской Федерации утверждены Распоряжением Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина от 23 апреля 1993 г. // Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002. Хрестоматия в четырех томах / составитель Т.А. Шаклеина. Т. IV. Документы. М., 2002. – 250 с.
15. Приложение № 1 к Концепции внешней политики Российской Феде-рации «Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества» (2010 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru/bdomp/nsosndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a0034c255/fd3aa5ccb0c5f96b442579ec004ec849!OpenDocument (дата обращения 02.04.2017).
16. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы [Электронный ресурс] // Официальный сайт министерства культуры Российской Федерации URL: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2017_new/13_04_2017_01.pdf (дата обращения 05.04.2017).
17. Постановление Правительства РФ от 12.01.1995 № 22 «Об основных направлениях культурного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами» [Электронный ресурс].URL: http://www.pravo.gov.ru/proxy/ips/?docview&page=1&print=1&nd=102033829&rdk=0&&empire (дата обращения 01.04.2017).
18. Соглашение между правительством РФ и Французской республики о культурном сотрудничестве от 6 февраля 1992 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=1598 (дата обращения: 16.04.2017).
19. Устав Автономной некоммерческой организации «ТВ-Новости» // Текущий архив РТ.- М., 2012.
20. Указ Президента Российской Федерации «О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества» от 05.08.2015 №399 [Электронный ресурс]// Официальный сайт Россотрудничества. URL: http://rs.gov.ru/uploads/document/file/157/%D1%8D-1315-06_09_2008.txt (дата обращения 16.04.2017).
21. Указ Президента РФ от 8 мая 2013 г. N 476 "Вопросы Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству" [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/37186(дата обращения 02.04.2017).
22. Mission "Médias, livres, industries culturelles", compte de concours fin-ancier".Rapport [Electronic resorse] // PLF 2015 - Présentation des crédits par mission et décisions de la commission. URL: http://www.senat.fr/commission/fin/pjlf2015/np/np17/np177.html (дата обращения 15.03.2017).
23. Projet de loi de finances pour 2015: Action extérieure de l'État [Electronic resorse] // Le Sénat. 20 novembre 2014. URL: http://www.senat.fr/rap/l14-108-31/l14-108-311.html (дата обращения 15.03.2017).
24. Projet de loi de finances pour 2014 : Action extérieure de l'État : diplomatieсulturelle et d'influence [Electronic resorse] // Le Sénat. 21 novembre 2013. URL: http://www.senat.fr/rap/a13-158-2/a13-158-211.html (дата обращения 17.03.2017).
25. Projet de loi de finances pour 2013: Action extérieure de l'État [Electronic resorse] // Le Sénat. 22 novembre 2012. URL: http://www.senat.fr/rap/a12-152-1/a12-152-10.html (дата обращения 15.03.2017).
26. Projet culturel exterieur de la France. Documentation francaise. Paris, 1983.
Материалы СМИ
27. Архарова, И. Выезд из России упал в 2015 году на 40%, въездной туризм вырос на 16% [Электронный ресурс] /И. Архарова //Инфогруппа «ТУР-ПРОМ.ru». 2015. 8 июля. URL: http://www.tourprom.ru/news/29455/ (дата обращения 12.01.2017).
28. Аширова, Э. «Телеканал RussiaToday набрал миллиард просмотров на YouTube» / Э. Аширова // Российская газета" – 2013. – 04 июня. -Столичный вы-пуск № 6094.
29. Битва на выживание: иновещание и интернет как конкуренты [Электронный ресурс].URL: http://www.radioportal.ru/articles/2317/bitva-navyzhivanie-inoveshchanie-i-internet-kak-konkurenty (дата обращения 12.01.2017).
30. Бовт Г. Мягкая сила русского слова [Электронный ресурс] /Георгий Бовт // Сайт Российского совета по международным делам. 2013. 02 октября. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2422#top-content (дата обращения: 04.03.2017).
31. Власти Москвы и Ниццы обсудили вопросы сотрудничества [Электронный ресурс] // РИА Новости. 2016. 9 июня. URL:https://ria.ru/world/20160609/1445158771.html (дата обращения 15.03.2017).
32. В 2015 году телеканал Russia Today получит на 41% больше субсидий [Электронный ресурс] // Информационное агентство 192 «РосБизнесКонсал-тинг». 2014. 23 сентября. URL:http://top.rbc.ru/politics/23/09/2014/950629.shtml (дата обращения 12.01.2017).
33. Вышел новый выпуск Шанхайского рейтинга мировых университетов (ARWU-2014) [Электронный ресурс]. // Сайт Национальный рейтинг университетов. 2014. 28 августа. URL: http://www.shanghairanking.com/ru/ARWU2015.html (дата обращения 12.01.2017).
34. В Париже ансамбль имени Моисеева откроет большой зал штаб-квартиры ЮНЕСКО [Электронный ресурс] // РИА Новости. 2017. 22 марта. URL:https://ria.ru/culture/20170322/1490529474.html (дата обращения 15.04.2017).
35. Говорит и показывает Париж, или современный пейзаж с французами и другими спутниковыми международными вещателями// Электронный журнал «Телеспутник» [Электронный ресурс]. URL: http://old.telesputnik.ru/archive/157/article/52.html (дата обращения 12.01.2017).
36. Компания «France 24» [Электронный ресурс] // «France 24». 2017.5 апреля. URL: http://www.france24.com/en/company (дата обращения 15.04.2017).
37. «Мы не штат Америки»: экс-глава Минобороны Франции о связях Москвы и Парижа [Электронный ресурс]//Телеканал «RT». 2017. 21 марта. URL:https://russian.rt.com/world/article/370739-rossiya-franciya-svyazi (дата обращения 12.04.2017).
38. Новости Министерства [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства культуры РФ. 2016. 30 апреля. URL: http://mkrf.ru/press-center/news/ministerstvo/alla-manilova-rasskazala-o-klyuchevykh-meropriyati?sphrase_id=6749347 (дата обращения 10.05.2017).
39. Программа «Список Эрика» [Электронный ресурс] // Телеканал «RT». 2015. 25 апреля. URL: https://doc.rt.com/programmy/spisok-erika/ (дата обращения 15.02.2017).
40. Пьер Карден: хочу, чтобы Россия и Франция дружили [Электронный ресурс] // РИА Новости. 2016. 12 июля. URL: https://ria.ru/interview/20160712/1464601431.html (дата обращения 15.03.2017).
41. Римас Туминас: Я заложник России [Электронный ресурс] // «RFI на русском».2017. 12 апреля. URL:http://ru.rfi.fr/kultura/20170410-rimas-tuminas-ya-zalozhnik-rossii (дата обращения 15.04.2017).
42. Российские вузы в мировом рейтинге QS [Электронный ресурс] // РИА Новости. 2014. 16 сентября. URL: http://ria.ru/abitura/20140916/1024124426.html (дата обращения 12.01.2017).
43. Рост внутреннего туризма в России в 2014 году достиг 40% [Электронный ресурс] // РИА Новости. 2015. 20 января. URL: http://ria.ru/tourism/20150120/1043407756.html (дата обращения 12.01.2017).
44. Русский язык стал вторым по популярности в интернете [Электронный ресурс]. // «Лента.Ру» интернет-газета (LENTA.RU). 2013. 21 марта. URL: http://lenta.ru/news/2013/03/21/strussian/ (дата обращения 12.01.2017).
45. СМИ: русское искусство за рубежом переживает бум популярности [Электронный ресурс] // РИА Новости. 2014. 9 октября. URL: http://ria.ru/culture/20141009/1027675625.htm (дата обращения 12.01.2017).
46. Филипп Бадийон процитирован на официальном сайте Сената Франции [Электронный ресурс]. URL: http://www.senat.fr/rap/r04-091/r04-0916.html (дата обращения 12.01.2017).
47. Франко-российский культурный обмен [Электронный ресурс] // Телеканал «RT». 2010. 11 июня. URL: https://russian.rt.com/inotv/2010-06-11/Franko-rossijskij-kulturnij-obmen- (Дата обращения 05.03.2017).
48. Центр культуры франкоговорящих стран открылся в Москве в «Иностранке» Пьер [Электронный ресурс] // РИА Новости. 2016. 7 июля. URL:https://ria.ru/culture/20160707/1460969157.html (дата обращения 15.04.2017).
49. Черненко А. Россотрудничество Россию хотят сделать более привлекательной для туристов / Елена Черненко // Газета "Коммерсантъ". –2014. – 25 апреля. (№72).
50. Экс главы МИД России и Франции: Нам нельзя терять культурные связи [Электронный ресурс] // Телеканал «RT». 2015. 26 апреля. URL: https://russian.rt.com/inotv/2015-04-26/Eks-glavi-MID-Rossii-i-Francii (дата обращения 05.03.2017).
51. Anne de Coninck «Art contemporain: Recherche artistes français, désespérément» [Electronic resource] / Anne de Coninck // Slate.fr – 2014. –URL: http://www.slate.fr/story/86839/artcontemporain-recherche artistes-francais-desesperement (дата обращения 15.02.2016).
52. Cinq bulbes a Paris pour rapprocher la France et la Russie [Electronic re-source] // «Sputnik».2016. 19 Octobre.URL:https://fr.sputniknews.com/culture/201610191028262637-france-russie-paris-centre-orthodoxeinauguration/ (дата обращения 05.02.2017).
53. Rapport d’activité 2013 [Electronic resource]/ Site officiel // Atout France. URL:https://asp.zonesecure.net/v2/2821/3658/46647/Rapport-d-activit%C3%A9-2013.pdf (дата обращения 15.02.2016).
54. Expo russe Chtchoukine à Paris: pourquoi ce succès sans précédent?[Electronic resource] // «Sputnik»/ URL: https://fr.sputniknews.com/culture/201703041030327053-exposition-paris-russie-france/ (дата обращения 05.05.2017).
Официальные сайты
55. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ [Элек-тронный ресурс]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ (дата обращения 12.01.2017).
56. Официальный сайт «РИА Новости» [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/ (дата обращения 15.03.2017).
57. Официальный сайт Посольства Французской Республики в России [Электронный ресурс].URL: https://ru.ambafrance.org/ (дата обращения 25.02.2017).
58. Социологическая маркетинговая компания «NielsenHoldingsN.Y.». [Электронный ресурс] // Официальный сайт.URL: http://www.nielsen.com/ru/ru.html (дата обращения 11.06.2016).
59. Официальный сайт Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству -Россотрудничество [Электронный ресурс]. URL: http://rs.gov.ru/ru (дата обращения 05.05.2017).
60. Официальный сайт Посольства Французской Республики в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.ambafrance-ru.org/Infografika-Francuzskij-yazyk-v (дата обращения 15.03.2016).
61. Официальный сайт Французского университетского колледжа при СПбГУ Электронный ресурс]. URL: http://cuf.spbu.ru/ (дата обращения 15.06.2016).
62. Официальный сайт Электронного журналаCNEWS [Электронный ре-сурс]. URL: http://www.cnews.ru/(дата обращения 12.01.2017).
63. Официальный сайт телеканала «TV 5 Monde» [Электронный ресурс].URL: http://www.tv5monde.com/ (дата обращения 05.03.2016).
64. Официальный сайт радио «Sputnik» [Электронный ресурс].URL: https://ria.ru/radio/ (дата обращения 05.03.2016).
65. Телеканал «RT» [Электронный ресурс]. URL:https://russian.rt.com/(дата обращения 05.03.2016).
66. Официальный сайт CampusFrance [Электронный ресурс]. URL: http://ressources.campusfrance.org/ (дата обращения 05.03.2016).
67. Официальный сайт «RFI» [Электронный ресурс].URL: http://www.rfi.fr/ (дата обращения 05.03.2016).
68. Официальный сайт телеканала «France 24» [Электронный ресурс]. URL: http://www.france24.com/en/ (дата обращения 05.03.2016).
69. Officiel site de Ministère de la Culture et de la Communication [Electronic re-sorse]. URL: http://collegemvd.by (дата обращения 15.04.2017).
70. France Diplomatie [Electronic resorse].URL: http://www.diplomatie.gouv.fr(датаобращения 05.03.2016).
Литература
Книги, брошюры:
71. Большая Советская энциклопедия [Электронный ресурс].URL: http://bse.sci-lib.com/ (дата обращения 30.03.2016).
72. Галумов, Э.А. Имидж против имиджа / Э.А. Галумов.– М. : Известия, 2005. – 552 с.
73. Галумов, Э.А., Кашлев, Ю.Б. Информация и PR в международных отношениях / Э.А. Галумов., Ю.Б. Кашлев.- М.: Известия, 2003. - 200 с.
74. Горбушина, О.П. Имидж России и зарубежных стран / О.П. Горбу-шина. - Москва: ПКЦ Альтекс, 2005. - 188 с.
75. Кашлев, Ю.Б. Международное сотрудничество и культурные связи / Ю.Б.Кашлев. - М.: Моск. Рабочий. 1975. - 120 с.
76. Николаева, Ю. В. Актуальные проблемы внешней культурной политики Франции в начале XXI века. / Ю.В. Николаева / СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та. - 2013. - 198с.
77. Словарь Ожегова [Электронный ресурс]. URL: http://www.ozhegov.com/words/13973.shtml (дата обращения 12.01.2017).
78. Чернов, И. В. Международная организация Франкофонии: лингвистическое измерение языковой политики / И.В. Чернов. - СПб., 2006. - 83 с.
79. Balle, F. La Politique audiovisuelle extérieure de la France / F. Balle //Raport au ministre des Affaires Etrangères. -Paris, 1996. -P. 80.
80. Lombard, A. Politique Culturelle internationale; le modèle français face à lа mondialisation /A. Lombard. - Paris: Maison des cultures du monde. - Arles: Actes Sud, 2003. – 359 p.
81. Raymond, J.F. de L'action culturelle extérieure de la France / J.F. Ray-mond //Jean- François de Raymond.- Paris : La Documentation fr. – 2000. - 136 p.
82. Roche ,F. La crise des institutions nationales d'échanges culturels en Eu-rope /F. Roche. - Paris. Montréal (Québec): L'Harmattan, 1998. - 126 p.
83. Salon, A. L`action culturelle de la France dans le monde / A. Salon // Cultural activities of France in the world. -Paris, Editions Fernand Nathan, 1983. - 160 p.
Диссертации и авторефераты
84. Болотова А.А. Внешняя культурная политика России и Франции на современном этапе (сравнительный анализ) диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук; Москва, 2015. –197 с.
85. Ибрахим Наоваф Особенности регионального подхода в российском иновещании: история и современность: автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – М., 2011.
Научные статьи
86. Арзаканян, М., Зверева, Т. Перекрестный год России во Франции и Франции в России / М. Арзаканян., Т. Зверева // Международная жизнь.- 2010. №12.
87. Аскерова, С.В. Основные направления расширения культурных связей в условиях современной глобализации[Электронный ресурс] / Аскерова, С.В.URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25864105_89952676.pdf (дата обращения 15.05.2017).
88. Боголюбова, Н.М., Николаева, Ю.В. К вопросу о культурных связях в современной культурной ситуации [Электронный ресурс] / Боголюбова,Н.М., Николаева, Ю.В. URL:https://elibrary.ru/download/elibrary_16920793_94336221.pdf (да-та обращения 15.04.2017).
89. Богославская Г.В. Образ России во Франции в 2000-2012 г.г. по мате-риалам французской прессы / Г.В. Богославская // Исторические науки и археология. – 2013. № 5. -52 с.
90. Ветчинова, М.Н. Диалог культур России и Франции: исторический аспект / М.Н. Ветчинова. – Курск, 2010. – 60 с.
91. Гачечиладзе, И. Глобальное иновещание Франции на современном этапе: телевизионные каналы в борьбе за зарубежную аудиторию [Текст] / И. Гачечиладзе // Вестник Московского университета. Серия 10, Журналистика. - 2006. - №3. – 100 с.
92. Горбушина, О.П. Имидж России и зарубежных стран / О.П. Горбушина. -Москва: ПКЦ Альтекс, 2005. –195 с.
93. Гринев, И.В. О роли национальной культуры в формировании международного имиджа России: практические аспекты [Электронный ресурс] / Гринев, И. В.URL: https://elibrary 12875584_73374307.pdf(дата обращения 15.04.2017).
94. Ершов, Ю.М. Идея трансграничного телевидения в Европе и ее отклик в России / Ю.М. Ершов // Теория и практика массовой коммуникации: Томский государственный университет. -2015.– 65 с.
95. Егоров, В.К. Культура и дипломатия: предложения нашего времени / В.К. Егоров // Дипломатия и культура. - М., 2003. –50 с.
96. Загрязкина, Т.Ю. Русско-французские культурные связи / Т.Ю. Загрязкина // Франция и Россия: культурные контакты. – М.: Издательский Дом «Городец», 2008. – 82 с.
97. Косенко, С.И. Культура Франции на службе внешней политики / С.И. Косенко // Observer. -2013. № 10. - 40 с.
98. Косенко, С. И. Культура в палитре внешней политики: опыт Франции / С. И. Косенко // М.: Восток-Запад, 2010. – 50с.
99. Косенко,С.И «Мягкая сила» как фактор культурной дипломатии Франции / С.И. Косенко // Observer. -2014. № 1. -45 с.
100. Костромицына,В.А. Российское иновещание как средство формирования культурного имиджа страны / В.А. Костромицына // Межкультурный диалог в современном мире: материалы международной научно-практической конференции в Санкт-Петербургском государственном университете 12-13 мая 2016 года. СПб., 2016.
101. Лябухов,И.В. О соотношении понятий «имидж государства» и «имидж страны» (к постановке проблемы) [Электронный ресурс] / Лябухов, И.В.URL:http://elibrary_16895952_42366769.pdf (дата обращения 18.01.2016).
102. Медовкина, Л.Ю. Роль СМИ в формировании имиджа государства / Л.Ю Медовкина // Журнал исторических, политологических и международных ис-следований.2015. №1 (55).- 140 с.
103. Монастырева, О.В. Коммуникативные матрицы диалога: роль СМИ в формировании современного медиапространства / О.В. Монастырева // Известия Саратовского университета. Сер. Филология. Журналистика. Вып.2. - 2011.- 300 с.
104. Мухаметов, Р.С. Культура как инструмент внешней политики России / Р.С. Мухаметов // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2011. N 1 (86). — 205 с.
105. Прохоров,Р.Р. Роль зарубежного вещания в системе публичной дипломатии республики Беларусь / Р.Р. Прохоров // Вестник БДУ. Сер.4.- 2006. № 3.-129 с.
106. Сампиев, И.М.Имиджевая политика в глобальном мире / И.М. Сам-пиев // Современная наука и инновации. -2015. № 2(10). –158 с.
107. Смирнова, О.А. Культурная дипломатия Франции / О.А. Смирнова // Вестн.Нижегород.ун-та. Сер.: Междунар. отношения. Политология.Регионоведение. - Н. Новгород, 2006. Вып. 2. –93 с.
108. Тезисы «Внешняя культурная политика России - год 2000» // Дипломатический вестник. -2000. №4. -80 с.
109. Фокин, В.И. Формирование содержания понятий «внешняя культурная политика» и «культурная дипломатия» в международной деятельности современных государств / В.И. Фокин // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. -2004. Сер. 6.. Вып. 2. – 120 с.
110. Шарончикова, Л.В. Средства массовой информации Франции 2009-2010 / Л.В. Шарончикова // Масс-медиа зарубежных стран. -2011. Вып 3.- 100 с.
111. Шмагин, Е.А. Культура и дипломатия / Е.А. Шмагин // Международная жизнь. -2002. № 3. – 87 с.
112. Юдин, П.Е. Культурный брендинг территорий как политическая стратегия / П.Е. Юдин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2014. № 11 (49). – 304 с.