ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретический анализ вклада личностных и ситуационных факторов в постановку целей жизненной ситуации изменений 7
1.1 Понятие жизненной ситуации 7
1.2 Образ жизненной ситуации как результат взаимодействия личностных и ситуационных характеристик 14
1.3 Смыслы и цели в образе жизненной ситуации 23
1.4 Подходы к исследованию жизненной ситуации 29
ГЛАВА 2. Исследование постановки целей в жизненной ситуации изменений 34
2.1 Подбор комплекса методик исследования 35
2.2 Описание дизайна исследования 39
ГЛАВА 3. Проведение и результаты исследования постановки целей и задач в жизненной ситуации изменений 45
3.1 Проведение пилотажного исследования 45
3.2 Исследование целеполагания в жизненной ситуации изменений 52
3.2 Вклад личностных характеристик в постановку задач конкретных ситуаций 69
3.2.1 Осмысление жизненной ситуации поступления на программу магистратуры 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Полная версия авторского опросника 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Результаты факторного анализа 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Одобрение проекта этическим комитетом 100
Человек непрерывно взаимодействует с окружающей его действительностью. Все больше внимание психологической науки привлекает исследование изменений современной реальности. Под изменениями понимаются вызовы актуальной реальности: выраженность переживания неопределенности, увеличение скорости жизни и, в связи с этим, увеличение меры ответственности человека за свою жизнь. То, как человек взаимодействует с изменяющейся реальностью, является актуальным направлением исследования.
Взаимодействие человека с реальностью уточняется в данной работе во взаимодействии личности с жизненной ситуацией изменений. Описание любой ситуации не исчерпывается совокупностью её объективных характеристик. Понятие «жизненная ситуация» подчеркивает взаимодействие личности и ситуации. Личностно-ситуационное взаимодействие отражается в образе жизненной ситуации, её цели и задачи, осмыслении и ином. На указанных аспектах личностно-ситуационного взаимодействия сосредоточена эта работа.
В данной работе исследуются особенности взаимодействия личности с жизненной ситуацией изменений, представленным таким жизненным изменением, как поступление на программу магистратуры.
Цель исследования: изучение постановки целей и задач в жизненной ситуации изменений.
Объект: жизненная ситуация изменений на примере ситуации поступления в магистратуру.
Предмет: реализация целей поступления на программу магистратуры в повседневной деятельности.
Теоретическая гипотеза работы:
Согласованность задач конкретных ситуаций с целями жизненной ситуации способствует осмыслению жизненной ситуации.
Эмпирическая гипотеза работы:
Цели поступления в магистратуру отражаются в задачах конкретных ситуаций, что опосредуется рядом личностных характеристик – рефлексивностью и осознанностью.
Методы и методики:
• Опросник дифференциальной рефлексии (Д.А, Леонтьев, Е.М. Лаптева, Е.Н. Осин и А.Ж. Салихова);
• Пятифакторный опросник осознанности (в адапт. Н. М. Юмартовой, Н. В. Гришиной);
• Шкала экзистенции А. Лэнгле и К. Орглер (в адаптации С. В. Кривцовой).
• Неструктурированное феноменологическое интервью;
• Тематический анализ текста.
Проведено исследование постановки и реализации целей в жизненной ситуации изменений, на примере ситуации поступления на программу магистратуры. Помимо целей, в работе сделан акцент на таких аспектах личностно-ситуационного взаимодействия, как задачи конкретных ситуаций действий и осмысление жизненной ситуации.
Анализ литературных источников показал, что проблема взаимодействия человека с окружающей его действительностью широко представлена в психологических исследованиях. На данный момент, актуальность этого направления исследований связана с различными изменениями реальности. Взаимодействие человека с реальностью рассматривается на примере взаимодействия человека с жизненной ситуацией изменений.
В рамках проведенного исследования был составлен авторский опросник, позволяющий получить подробное описание актуальной жизненной ситуации магистрантов. Дополнило данные авторского опросника интервью. На основе контент-анализа и интерпретации собранных данных, сделаны выводы об особенностях целеполагания в жизненной ситуации, представленной поступлением на программу магистратуры.
Опираясь на наиболее значимые для магистрантов сферы жизни, выделен целевой компонент поступления в магистратуру – профессиональное развитие. Данные авторского опросника и интервью позволили выстроить теоретическое обобщение наиболее значимых аспектов изучаемой жизненной ситуации, определяющих взаимодействие с ней. К таким аспектам относятся: основания решения о поступлении, представления о будущем после обучения и первичный запрос к обучению.
Данные исследования включают результаты диагностики личностных характеристик респондентов. Эти данные стали основой проведения математико-статистического анализа взаимосвязи личностных характеристик с постановкой задач конкретных ситуаций. Наиболее значимы при постановке задач конкретных ситуаций действий: осознанность (описание, осознанность действий и безоценочность), рефлексивность (квазирефлексия), ответственность и самотрансценденция. Относительно разных конкретных ситуаций, значимыми оказались различные личностные характеристики.
При анализе данных интервью получено, что даже при рассогласовании задач и целей, некоторые респонденты сообщают об осмысленности поступления в магистратуру. Однако, случаев, когда респонденты не видят согласованности между своими целями и задачами, получено мало. Человек приговорен к смыслу, о чем можно судить исходя из того, что ситуация осмысляется респондентами даже при конфликте на уровне целей и задач. Мы считаем, что, если респондент характеризует отношения целей и задач как взаимодополняющие, это помогает осмыслять жизненную ситуацию. Но более значимую роль в осмыслении играет изначальная высокая значимость жизненной ситуации поступления.
1. Асмолов А. Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. В., Петровский В. А., Субботский Е. В., Хараш А. У., Цветкова Л. С. О некоторых перспективах исследований смысловых образований личности // Вопр. психол. 1979. № 3. С. 35-45;
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Отв. ред.А. В. Брушлинский, В. А. Кольцова. М.: Наука. 2000. 351 с.;
3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания // М.: Наука. 1977. 379 с.;
4. Александрова О. В., Дерманова И. Б. Психосемантический подход к оценке сложной жизненной ситуации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2016. С. 40-49;
5. Абульханова К. А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избранные психологические труды. М.: МОДЭК. 1999. 224 с.;
6. Анцыферова Л. И. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т.15. №1. С. 3-18;
7. Битюцкая Е. В. Когнитивное оценивание трудной жизненной ситуации с позиций деятельностного подхода А.Н. Леонтьева // Вестник московского университета. №2. 2013. С. 40-56;
8. Битюцкая Е. В., Базаров Т. Ю., Корнеев А. А. Опросник «Типы реагирования на ситуацию изменений»: структура шкал и психометрические показатели // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2021. С. 297-312;
9. Битюцкая Е. В. Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания // Психологическая наука и образование – 2007. – № 4 – с. 87-93;
10. Белан Е. А. Типология трудных жизненных ситуаций в антропологической парадигме взаимодействия // Вестник университета (Государственный университет управления). 2008. № 11. С. 15–19;
11. Белан Е. А. Жизненная ситуация как необходимое условие реализации активности личности // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2, №2. С. 227-231;
12. Бурлачук Л. Ф., Михайлова Н. Б. К психологической теории ситуации // Психол. журн. 2002. Т. 23, № 1. С. 5–17;
13. Базарова Е. В. Понятие картины мира в историко-культурологических исследованиях // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. С. 490-495;
14. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоление критических ситуаций).М.: Издательство Московского университета. 1984. 200 с.;
15. Воронин А. Н., Горюнова Н. Б. Психологические характеристики ситуации как детерминанты эмпирического исследования // Познание. 2020. №7. С. 58-62;
16. Вилюнас В. К. Основные проблемы психологии эмоций // Психологияэмоций / автор-сост.В. К. Вилюнас. СПб.: Питер. 2008. С.8–40;
17. Вербицкий А. А., Калашников В. Г. Контекстный подход в психологии // Психологический журнал. 2015. №3, Т. 36. С. 5-14;
18. Гришина Н. В. Психология социальных ситуаций / Сост. и общая редакция Н. В. Гришиной. Спб.: Питер. 2001. 416 с.;
19. Гришина Н. В., Костромина С. Н., Мироненко И. А. Структура проблемного поля современной психологии личности // Психологический журнал. 2018. Т. 39, № 1. С. 26–35;
20. Гришина Н. В. «Самоизменения» личности: возможное и необходимое // Вестник Санкт-Петербургского университета: психология и педагогика. 2018. Т. 8(2). С. 126–138;
21. Гришина Н. В. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 121 - 132;
22. Гришина Н. В. Ситуационный подход и его эмпирические приложения // Психологические исследования. 2012. Т. 5, №24. С. 2;
23. Гришина Н. В. Изменения жизненной ситуации: ситуационный подход // Психологические исследования. 2013. Т. 6, №30. С. 3;
24. Гришина Н. В. Экзистенциальная психология. Спб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. 2018. 494 с.;
25. Зинченко В. П. Порождение и метаморфозы смысла: от метафоры к метаформе // Культурно-историческая психология. 2007. Т. 3, № 3. С. 17–30;
26. Знаков В. В. Психология понимания многомерного мира человека // Вестник СПбГУ. 2016. Сер. 16., Вып. 1. С. 47-57;
27. Знаков В. В., Залевский Г. В. Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / Отв. ред. В. В. Знаков, Г. В. Заленский // М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2008. 344 с.;
28. Казакова Т. В., Басалаева Н. В., Захарова Т. В., Лукин Ю. Л., Луговская Т. В., Соколова Е. В., Семенова Н. И. Теоретический анализ исследований образа мира в отечественной психологии // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2;
29. Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003. 301 с.;
30. Колантаевская А. С., Гришина Н. В., Базаров Т. Ю. Стилевые особенности самодетерминации в ситуации жизненных изменений // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2016. Сер. 16, Вып. 4. С. 51-61;
31. Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 679 с.;
32. Леонтьев Д. А., Сучков Д. Д. Постановка и достижение целей как фактор психологического благополучия // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 44. С. 1;
33. Леонтьев Д. А. Причинность и объяснение в психологии личности: от необходимого к возможному // Epistemology&Philosophyof Science. 2008. С. 127-142;
34. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2009. 512 с.;
35. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие. М.: Политиздат, 1977. 304 с.;
36. Левин К. Динамическая психология: избранные труды. М., 2001. 572 с.;
37. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. 320 с.;
38. Леонтьев Д. А., Смирнов А. Г. Смысл и отчуждение как предикторы поведения в неструктурированной ситуации // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. 2010. С. 680–685;
39. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М: Смысл. 2006. 18 с.;
40. Магнуссон Д. Ситуационный анализ: эмпирические исследования соотношений выходов и ситуаций // Психологический журнал. 1983. № 2. С. 29–54;
41. Мазлумян В. С. Картина мира и Образ мира?! // Мир психологии. 2009. №4. С.100-109;
42. Осухова, Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 288 с.;
43. Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Смыслоутрата и отчуждение // Культурно-историческая психология. 2007. Том 3. № 4. С. 68–77;
44. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности: учеб. пособ. Ростров на Дону: Феникс, 1996. 509 с.;
45. Погребицкая Е. В., Маничев С. А. Ситуационный подход: измерения ситуаций в эмпирических исследованиях // Петербургский психологический журнал. 2016. №15. С. 19-54;
46. Попова Р. Р. Проблема определения понятия «событие» в психологии // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2011. 3(25). С. 287–293;
47. Рягузова Е. В.Психологическая ситуация как предмет теоретической рефлексии // Проблемы социальной психологии личности. Саратов: Саратовский государственный университет. 2008.URL: http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30270_full.shtml;
48. Рягузова Е. В. Визуальная репрезентация как способ конструирования реконструирования психологической ситуации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2008. С. 73-78;
49. Рягузова Е. В. Ситуация: горизонты психологической интерпретации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2006. 6(1) С. 81–87;
50. Субботский Е. В. Изучение у ребенка смысловых образований // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1977. № 1. С. 62—72;
51. Старовойтенко Е. Б., Щебетенко С. А. Я-Неизвестное в достижении самотождества и самопреобразовании личности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. 17(4). С. 757–778;
52. Страусе А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / Пер. с англ. и послесловие Т. С. Васильевой. М: Эдиториал УРСС, 2001. 256 с.;
53. Солнцева Г. Н. Ситуационный подход: типы ситуаций и психологические особенности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18, № 3. С. 525–543;
54. Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1981. №2. С. 13-21;
55. Трифонова С. А. Психология социальных ситуаций: учебное пособие. Ярославль: Яросл. гос. унт., 2004. 91 с.;
56. Тлупова А. А. Структура социальной ситуации // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017. С. 23-26;
57. Тихомиров О. К. Психология мышления / М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984. 272 c.;
58. Тхостов А. Ш. Топология субъекта // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1994. №2. С.3-13;
59. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения // СПб.: Речь. 2001. 256 с.;
60. Цариценцева О. П., Елфимова М. М. Особенности переживания жизненной ситуации, обусловленной пандемией COVID-19, в контексте жизнестойкости личности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. С. 191-201;
61. Юмартова Н. М., Гришина Н. В. Осознанность (mindfulness): психологические характеристики и адаптация инструментов измерения // Психологический журнал. 2016. Т. 37, №4. С. 105-115;
62. Biesanz, J. C., West, S. G. Personality coherence: Moderating self–other profile agreement and profile consensus // Journal of Personality and Social Psychology. 2000. 79(3). P. 425–437;
63. Carver C. S. Self-regulation of action and affect // Handbook of self-regulation: Research, theory, and applications. 2004. P. 13–39;
64. Cornwell James F. M., Franks B., Higgins E. Shared reality makes life meaningful: Are we really going in the right direction? // Motivation Science. 2017. Vol 3(3). P. 260-274;
65. Costin V., Vivian L Vignoles. What do people find most meaningful? How representations of the self and the world provide meaning in life // Journal of Personality. 2022. 90(4). P. 541-558;
66. Dweck C. S., Chiu C., Hong Y. Implicit theories and their role in judgments and reactions: A world from two perspectives // Psychological Inquiry. 1995. № 6. P. 267–285;
67. Elliot A. J., Fryer J. W. The goal construct in psychology // Handbook of motivation science. 2008. P. 235–250;
68. Frenkel-Brunswik E. Intolerance of ambiguity as an emotional and perceptual personality variable // Journal of Personality. 1949. Vol. 18. № 1. P. 108–143;
69. Human L. J., Biesanz J. C. Targeting the good target: An integrative review of the characteristics and consequences of being accurately perceived // Personality and Social Psychology Review. 2013. 17(3). P. 248–272;
70. Kasser T., Ryan R. M. Further examining the American dream: Differential correlates of intrinsic and extrinsic goals // Personality and Social Psychology Bulletin. 1996. 22(3). P. 280–287;
71. Kiendl K., Hennecke M. The measurement of goal dimensions: A critical review // Motivation Science. 2022. Vol 8(3). P. 215-229;
72. Kuper N., Breil M., Roemer L. Individual differences in contingencies between situation characteristics and personality states // Journal of Personality and Social Psychology. 2022. Vol 123(5). P. 1166-1198;
73. Kuhl J. Action and state orientation: Psychometric properties of the action control scales (ACS-90) // Volition and Personality: Action versus state orientation. 1994. P. 47–59;
74. Moore A., Holding A., Verner-Filion J., Harvey B., Koestner R. A longitudinal investigation of trait-goal concordance on goal progress: The mediating role of autonomous goal motivation // 2020. 88(3). P. 530-543;
75. Maddi S. R. Creating meaning through making decisions. In P.T.P. Wong (Ed.), The human quest for meaning: Theories, research, and applications. 2012.P. 57–80;
76. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist. 2000. 55(1). P. 68–78;
77. Ryan R. M., Sheldon K. M., Kasser T., Deci E. L. All goals are not created equal: An organismic perspective on the nature of goals and their regulation // The psychology of action: Linking cognition and motivation to behavior. 1996. P. 7–26;
78. Sheldon K. M., Goffredi R., Schlegel R. J. Self-concordant goal-striving as internalized motivation: Benefits beyond person-goal fit // Motivation Science. 2023. 9(1). P. 53–61;
79. Snowden L., Reynolds W. Toward Assessment of Personal Competence and Incompetence in Life Situations // Annual Review of Psychology. 29(1). 179-221;
80. Sherif M. A study of some social factors in perception // Archives of Psychology. 1935. 60 p.;
81. Thomas W.I., Znaniecki F. The Polish Peasant in Europe and America // Boston, 1918. Vol. 1. 526 р.;
82. Wallace J., Biesanz J. Examining the consistency of the good target across contexts and domains of personality // Journal of Personality. 2020. V. 89, Issue 2. P. 188-202.