Введение 3
Глава 1. Эскапизм: теоретические основания изучения эскапизма как феномена в жизни современной молодёжи 7
1.1.Эскапизм как междисциплинарная категория: основные подходы к изучению феномена 7
1.2. Особенности возникновения и распространения эскапизма в современном обществе 17
Глава 2. Эскапистские практики в виртуальном пространстве 27
2.1 Социальное конструирование виртуальной реальности: феноменологический анализ и теоретический обзор 27
2.2 Эскапизм в виртуальном пространстве как жизненная стратегия 35
Глава 3. Эмпирическое исследование жизненной стратегии хиккикомори на примере сообщества «Hikikomori» в социальной сети «Вконтакте» 43
3.1 Программа исследования 43
3.2 Полученные результаты и их анализ 53
3.2.1 Контекстуальный анализ с элементами обоснованной теории 53
3.2.2 Количественный анализ хештегов 67
3.2.3. Нарративный анализ 75
Заключение 91
Список использованной литературы: 95
Социальные исследователи всё чаще пишут об инфляции социальной реальности, росте социальной и политической апатии. Одной из причин данных процессов является распространение эскапизма, который особенно сильно проявляется в молодёжной среде. Молодёжь обладает определённой ролью, которая заключается в воспроизводстве и обновлении общественного строя. Именно в период молодости человек определяет себя в профессиональной сфере и создаёт свой круг общения. Однако эскапистские увлечения часто заставляют молодых людей забыть о действительности. Эскапизм проникает во все сферы жизни индивида, влияя на мировоззрение, ценности и стиль жизни человека. В обществе виртуализации реальности, медиатизации, индивидуализации и постоянного фрагментирования социокультурного мира эскапизм становится массовым явлением, а его изучение особенно актуальным.
Феномен эскапизма имеет огромное количество разнообразных дефиниций в психологии, философии, культурологии и социологии. В психологии его чаще всего понимают как психологическую характеристику, которая получает массовое распространение из-за изменений структуры общества. Психологический эскапизм исследовался немецкими учёными, изучавшими данный феномен в связи с количеством времени, которое человек проводит перед телевизором. В России исследование психологического эскапизма проводил Гусейнов А.Ш., который пришёл к выводу, что эскапизм является последствием внутриличностных и межличностных конфликтов. Большинство психологов, в том числе Медведев Б.П., заключают, что эскапизм – это способ адаптации личности к тенденциям развития современного общества.
В философии эскапизм изучался Давыдовым О.Б., Козыревой Л.В., Труфановой Е.О. и Грековым М.А. Исследователи в данной области знания связывают эскапизм со способностью разума человека к трансцендированию, но отмечают, что на феномен оказывают влияние темпы развития общества. В культурологии эскапизм исследовался Шестаковым В.П. и Шапинской Е.Н. В этой сфере причину роста уровня эскапизма видят в современной культуре. Подходов к определению достаточно много, но исследователями часто указываются одинаковые причины и следствия эскапизма. Массовость данного феномена чаще всего связывают именно с тенденциями развития общества, поэтому важно исследовать эту категорию с социологической точки зрения.
В отечественной социологии количество публикаций по проблеме эскапизма растёт с каждым годом. Следует отметить таких исследователей, как Суворова И.М., Скирдачева Е.А., Нятина Н.В., Фёдоров И.А. и Поздняков М.М., которые рассматривают данный феномен в связи с социальными процессами. Именно на их работах и будет основываться наше понимание эскапизма в качестве жизненной стратегии, которая появляется у молодых людей в результате переосмысления общепринятых ценностей и норм и приводит к уходу из социальной действительности в сконструированные людьми или медиаканалами социокультурные пространства. Социологические работы зарубежных исследователей по проблеме эскапизма оказались труднодоступными, поэтому не рассматриваются в данной работе.
Нами будут изучены особенности распространения эскапизма в современном виртуализированном обществе эпохи Постмодерна. Данный феномен будет рассмотрен в качестве механизма адаптации к постсовременному обществу. Он будет изучен в связи с массовой культурой и феноменами индивидуализации и информатизации. В работе будут определены основные последствия эскапизма, среди которых рост количества одиноких людей, политическая и социальная апатия.
Автор исходит из того, что идея виртуализации во многом может объяснить распространение эскапизма. Благодаря увеличению количества пользователей Интернета, у эскапистов появляются безграничные возможности для создания новых виртуальных социокультурных пространств. Это даёт людям новые возможности реализации своих способностей, новый образ жизни, следовательно, и новые жизненные стратегии, цели и ценности. Концентрируемся мы именно на изучении молодёжных виртуальных эскапистских пространства, поскольку погружение в них оказывается простым для современной молодёжи, которая увлекается новыми технологиями в важнейший этап развития личности. В наше время молодёжь часто реализует себя в виртуальных пространствах, что влияет и на процесс социального воспроизводства.
В работе будут выделены два вида виртуального эскапизма. Продуктивный эскапизм способствует социальной самореализации человека и его культурному развитию, позволяет переносить социальные практики из виртуального пространства в действительность. При деструктивном эскапизме, наоборот, социальные практики перемещаются в виртуальную реальность, позволяя человеку реализовать себя в виртуальной среде.
Феноменологически-конструкционистский подход Бергера П. и Лукмана Т. используется для того, чтобы рассмотреть, посредством каких процессов виртуальное пространство становится для человека объективной социальной реальностью. Используя типологию Царевой А.В., автор анализирует, как у разных сетевых поколений происходит институционализация, легитимация и интернализация. Особое внимание мы уделяем «поколению подключённых» и теоретическому обзору понятия «виртуальная реальность».
Было решено определять эскапизм в виртуальных пространствах в качестве одной из жизненных стратегий современной молодёжи, поскольку многими исследователями отмечается, что современная молодёжь стремится к независимости от общества. Исследователи также указывают на большое количество молодых людей, которые не включены в жизнь общества. Появление этих новых черт жизненных стратегий, по нашему мнению, связано именно с распространением эскапизма и доступностью виртуальных пространств.
Объектом исследования являются эскапистские виртуальные пространства, предметом – особенности конструирования виртуальных эскапистских пространств в молодёжной среде. Цель - разработка теоретико-методологической базы для исследования эскапизма в качестве социокультурного феномена. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1) Изучить подходы к определению эскапизма в смежных дисциплинах, проанализировать существующие подходы, выявить сущность эскапизма как социологической категории.
2) Проанализировать причины и последствия распространения эскапизма.
3) Раскрыть особенности проявления эскапизма в виртуальном пространстве.
4) Рассмотреть эскапизм в виртуальном пространстве в качестве жизненной стратегии современной молодёжи.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе будут рассмотрены существующие подходы к определению эскапизма, причины и следствия массового распространения данного феномена. Во второй главе мы определим особенности виртуальных эскапистских практик и проанализируем эскапизм в виртуальных пространствах как жизненную стратегию. На основе проанализированных в первых главах теоретических работ в третьей главе будут описаны методологические основания для выделения индикаторов эскапизма. Отмечаются следующие группы причин эскапизма: личностные, микро-социальные, макро-социальные и мировоззренческие. Будет создана теоретическая модель эскапизма, в которой будет продемонстрирована связь между эскапизмом и феноменом хикикомори.
Третья глава посвящена эмпирическому исследованию жизненной стратегии хикикомори. Хикикомори – это критический случай эскапизма, при котором человек уходит из социальной действительности физически. Для анализа было выбрано сообщество «Hikikomori», поскольку оно имеет наибольшее количество участников среди сообществ подобной тематики. Более того, в сообществе имеется большое количество жизненных историй, которые позволят узнать об образе жизни участников и их ценностных установках.
Цель эмпирического исследования заключается в исследовании жизненной стратегии участников сообщества «Hikikomori». Для достижения данной цели необходимо будет провести контекстуальный анализ сообщества, количественный анализ наиболее часто используемых хештегов и нарративный анализ жизненных историй. Полученные результаты позволят сформулировать рекомендации для социальных работников, которые занимаются изолированной молодёжью, а также будут полезны исследователям эскапизма и хикикомори. Сделанные выводы также могут быть учтены авторами программ по работе с молодёжью и другими людьми, которые связаны с молодёжной политикой.
Существует много работ по проблеме эскапизма в разнообразных дисциплинах: в философии, в культурологии, в религиоведении, в педагогике, в психологии и других. Многие исследователи анализируют данное явление в связи с общественными процессами. Среди них: Гусейнов А.Ш., изучающий эскапизм как протест против тенденций развития современного общества; Нятина Н.В., связывающая эскапизм с отклонениями в социализации; Шапинская Е.Н., которая видит причину в рутинизации социальной жизни. Скирдачева Е. А. убирает из определения психологическую основу и изучает практики эскапизма, которые проявляются в материальной форме. Мы считаем, что в современном виртуализированном обществе, наоборот, следует обратить особое внимание именно на эскапизм в киберпространстве.
Виртуализация является одной из основных причин массового распространения эскапизма наряду с влиянием культуры Постмодерна, расширением пространства повседневности и информатизацией общества. Виртуальная реальность выступает в качестве пространства для конструирования социального смысла, следовательно, процесс виртуализации способствует распространению массового эскапизма.
В наше время Интернет способствует появлению коммуникации, которая позволяет человеку не только увеличить количество социальных контактов, но и самоопределиться, найти себя и свой круг общения, удовлетворить свою потребность в групповой принадлежности. Именно молодёжь является активным пользователем сети и современных технологий. В сети Интернет образуются не только новые формы связанности, но и новые группы, происходит поиск идентичности, появляются новые жизненные стратегии. Часто случается так, что виртуальное сообщество оказывает влияние не только на взгляды индивида, но и на его поведение.
Распространение эскапистских стратегий приводит к росту политической и социальной апатии, невключённости молодёжи в общественные процессы. Особое внимание мы уделили такой эскапистской практике, как слактивизм, которая проявляется в том, что молодые люди ставят лайки, делают репосты и подписывают онлайн-петиции в виртуальном пространстве, но не участвуют в политической жизни в действительности. С другой стороны, в Сети часто появляются практики, которые затем переносятся в реальную жизнь людей. В связи с этим мы выделили два вида эскапизма. Продуктивный эскапизм появляется при поиске человеком возможности для самореализации в реальном мире. Деструктивный же эскапист реализует себя в виртуальной реальности.
Понятие виртуальное реальности так же имеет несколько дефиниций. В широком смысле виртуальная реальность может быть определена как любая реальность, подменяющая собой действительность (реальность театрального представления, кино, литературного художественного произведения). В более узком смысле виртуальная реальность означает пространства, созданные современными коммуникативными и медийными технологиями. Виртуальный мир Интернета, согласно данным статистики, становится всё более распространённым в молодёжной среде. Особенно ярко виртуальный эскапизм проявляется в «поколении подключённых», возникающем в 2000-е годы, когда Интернет превращается из информационного пространства в социальное и становится одним из институтов социализации. Появляются виртуальные субкультуры (Webpunk, Witch House), виртуальный активизм (слактивизм, хактивизм, кликтивизм), новые виртуальные практики и новые жизненные стратегии. Всё это может быть подробнее рассмотрено в дальнейших исследованиях через феномен виртуального эскапизма.
Субкультура хиккикомори – один из самых ярких примеров жизненной стратегии людей, реализующих себя через виртуальное пространство Интернета. Хиккикомори создают свои виртуальные социокультурные пространства, благодаря которым у них появляется возможность общаться друг с другом, делиться ценностями и интересами, представлениями о мире и людях. В результате исследования было выявлено, что подобные сообщества могут оказывать влияние на поведение человека в реальной жизни, поэтому важно их более подробное изучение. Более того, было также выявлено, что хикикомори в России имеют свои особенности. Многие из них растут в бедных семьях, а не в обеспеченных, как в Японии. Также следует отметить, что в Японии хикикомори становятся затворниками из-за давления социальной среды, которое приводит к внутриличностному конфликту, а в России некоторые молодые люди хотят жить, как хикикомори, но не имеют возможности. Они приписывают себя к субкультуре хикикомори, перенимают привычку критиковать общество и становятся сторонними наблюдателями Вследствие этого необходимо более глубокое исследование особенностей хикикомори в России.
Проведённое исследование позволило нам получить новую информацию о ценностях и жизненных установках хикикомори, причинах и следствиях распространения данного феномена. Мы можем сделать вывод, что в жизненной стратегии участников сообщества преобладает эскапистская установка. Однако следует отметить, что проявляется она по-разному. Для одних подписчиков участие в этом сообществе действительно является частью жизненной стратегии, для других сообщество выступает в качестве пространства, которое может подтолкнуть их к изменению жизненной стратегии. В сообществе можно выделить три основных типа участников: настоящие хикикомори-затворники (критический случай эскапизма, включающий несогласие с общепринятыми нормами, уход от социальной действительности и погружение в новое социокультурное пространство); хикикомори как представители эскапистской субкультуры (несогласие с нормами и погружение в новое сообщество, уход от социальной действительности может быть следствием участия в сообществе); участники, которые подписались на обновления ради контента (погружение в новое пространство, жизненные установки могут измениться в процессе чтения жизненных историй). Из этого следует, что все участники сообщества – это хикикомори и потенциальные хикикомори. Даже если человек не читает жизненные истории, а состоит в сообществе ради артов по своим любимым медийным проектам, то не следует забывать, что отаку часто становятся хикикомори, поскольку в большинстве случаев имеют малое количество социальных контактов.
На основании полученных выводов мы можем дать рекомендации социальным работникам, авторам государственных программ по работе с молодёжью и исследователям субкультуры хикикомори. Основной причиной социальной изоляции участников сообщества являются проблемы в микро-среде: непонимание со стороны семьи и издевательства одноклассников в школе. Это говорит о том, что социальным работникам, которые занимаются изолированной молодёжью, необходимо в первую очередь обращать внимание на отношения хикикомори с членами семьи и сверстниками. Также требуется пересмотр программ воспитания молодёжи, поскольку существующие на данный момент не всегда способствуют благополучной интеграции молодёжи в общество.
Так как целью государственной молодёжной политики в Российской Федерации является создание условий для реализации молодёжью своего потенциала, мы можем утверждать, что рост количества хикикомори и эскапистов является проблемой для государства, ведь многие хикикомори не ставят себе цели в жизни и не видят смысла в том, чтобы приносить пользу обществу. Имеющие формы работы с молодёжью ориентированы либо на интегрированную и благополучную молодёжь, либо на молодёжь, предрасположенную к девиантному поведению. Создание специализированных государственных программ и мероприятий по включению хикикомори и склонных к эскапизму молодых людей в жизнь общества может стать решением проблемы отчуждённости молодёжи от общества и её неучастия в социальной жизни. Также необходимо отметить, что современная государственная молодёжная политика не решает проблем, связанных с новыми моделями поведения молодёжи, поэтому есть потребность в создании программ по профилактике критических случаев эскапизма и продвижению деятельности, которая могла бы заменить эскапистскую.
Поскольку существующие механизмы интеграции молодёжи в общество работают не во всех случаях, возникает необходимость провести новое исследование способов адаптации и интеграции. Полученные нами в ходе нарративного анализа жизненных историй данные могут позволить исследователям сделать выводы о мотивах молодёжи, которая не желает становиться частью общества, а также о причинах неспособности части молодых людей интегрироваться в социальную систему. Таким образом, проведённое исследование в первую очередь имеет практическую значимость для социальных исследователей, социальных работников и людей, которые связаны с молодёжной политикой.
Возможными методами дальнейшего исследования могут быть: опрос подписчиков сообществ хиккикомори, глубинное интервью с активными участниками, сбор биографического материала методом жизнеосписания и визуальный анализ контента в сообществе. Метод ведения дневника позволит посмотреть, как меняются жизненные установки человека, когда он попадает в социокультурное пространство, созданное хикикомори.
1) Акулич М.М., Пить В.В. Жизненные стратегии современной молодёжи // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. №8.
2) Алейникова О.С. Влияние культурного кризиса на проявление социального одиночества в современной России. // Antropology URL: http://anthropology.ru/ru/text/aleynikova-os/vliyanie-kulturnogo-krizisa-na-proyavlenie-socialnogo-odinochestva-v-sovremennoy (дата обращения: 12.01.2016).
3) Антонова О.А., Соловьёв С.В. Теория и практика виртуальной реальности:логико-философский анализ. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008.
4) Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет:воздействие на личность // Relarn URL: http://www.relarn.ru/human/pers.html (дата обращения: 22.05.2015).
5) Баева Л.В. Аксиологический портрет поклонников компьютерных игр // Информационное общество. 2014. №2.
6) Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.: Весь мир, 2004.
7) Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005.
8) Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
9) Бергер П. Приглашение в социологию. М.: Аспект пресс, 1996.
10) Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.
11) Волков П.В. Разнообразие человеческих миров. М.: Аграф, 2000.
12) Волокитина А.А. Жизненные стратегии молодёжи в условиях профессионального выбора // Знание.Понимание.Жизнь. 2012. №4.
13) Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Весь Мир, 2004.
14) Греков М.А. Феномен эскапизма в медианасыщенном обществе: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13. Омск, 2008.
15) Грибов И. А. Информационное общество: от виртуальной реальности к реальной виртуальности // Грамота. 2012. №9.
16) Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Разложение публичного пространства: от низового рессентимента до политического и культурного эскапизма // Молодёжь России. 2011.
17) Гусейнов А.Ш. Специфика эскапизма в контексте протестной активности личности // Человек.Сообщество.Управление. 2013. №3.
18) Давыдов О.Б, Философский аспект социального эскапизма в эпоху виртуальности // Вестник СВФУ. 2015. №12.
19) Давыдов С.Г., Немудрова Т.А. Опыт сегментирования российской аудитории геймеров // Социология: 4М. 2011. №32.
20) Дэвис Э. Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху. Екатеринбург: Ультра.Культура, 2008.
21) Жизненные стратегии современной молодежи // Owl URL: http://www.owl.ru/win/womplus/1998/zdrav.htm (дата обращения: 14.12.2015).
22) Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете // Флогистон URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinf (дата обращения: 13.05.2015).
23) Иванов Д. В. Виртуализация общества. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000.
24) Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. — М.: ГУ ВШЭ, 2000.
25) Касьянова Е. В. Философский базис эскапизма и социального протеста молодёжных субкультур // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2013. №1 (15).
26) Касьянова Е.В. Идеалы эскапизма и гедонизма в XXI веке: возрождение этики удовольствия // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2012. №3 (13).
27) Катасонова Е.Л. Японцы в реальном и виртуальном мирах: очерки современной японской массовой культуры. М.: Вост. лит. 2012.
28) Кляйненберг Э. Жизнь соло: Новая социальная реальность. М.: Альпина нон-фикшн, 2014.
29) Козырева Л.В. Нетипичный эскапизм как личностная практика субъекта // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2011. №10.
30) Козырева Л.В. Социальная детерминация эскапизма: опыт концептуализации // Современные проблемы науки и образования. 2012. №2. URL: http://www.science-education.ru/102-6067 (дата обращения: 11.01.2016)
31) Козырева Л.В. Феномен эскапизма: социально-философский анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Уфа, 2014.
32) Количество пользователей интернета в России // Интернет в России и в мире URL: http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151 (дата обращения: 16.12.2015).
33) Кораблёва В. Н. Цинизм как идеологический стержень индивидуализированного общества // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №7-1.
34) Кушнарева И. Ко всему приделать лайки // Логос. 2012. №2.
35) Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Алетейя, 1998.
36) Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. СПб.: Владимир Даль, 2001.
37) Лунина Ю.В. Жизненные стратегии молодёжи: основные направления социальной поддержки // Вестник ОГУ. 2008. №80.
38) Маклюэн Г.М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М.: Канон-пресс Ц, Кучково поле, 2003.
39) Мамчур Е.А. Концепция возможных миров и мир научного знания // Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб.: РХГИ, 2000.
40) Мантов Р.Е, Виды эскапизма и современное искусство: На материале кинематографа: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.04. М., 2002.
41) Мартынов К. От слактивизма к республике: почему интернет-революции становятся реальностью // Логос. 2012. №2.
42) Медведев А. М. Особенности формирования жизненной стратегии современной молодёжи // Мир современной науки. 2011. №4.
43) Медведев Б.П. Практики инструментального эскапизма как средство адаптации к трудностям в процессе школьного обучения // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. №42.
44) Мельникова Л.Г. Бытие эскейпиза в культуре: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13. Ростов-на-Дону, 2009.
45) Миллс Ч. Социологическое воображение. М.: Стратегия, 1998.
46) Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004.
47) Мурзина К.Б. Способы понимания электронной культуры: от виртуальных музеев к хакерской этике // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2014. №2.
48) Ненавшев А.И. Развитие социального виртуального пространства в сети Интернет // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. №73-1.
49) Несговоров А. А. Виртуальные сетевые сообщества: новая социальная реальность // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2012. №1.
50) Николаева Е. М., Николаев М. С. Социальное становление личности в условиях коммодификации: инфляция социальной реальности // Учёные записки Петразаводского государственного университета. 2013. №1. С. 78
51) Носов Н. А. Виртуальная психология. М.: Аграф, 2000.
52) Нятина Н.В. Эскапизм - отклонение в социализации молодёжи // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. №2.
53) Пупышева И.Н. На подступах к «виртуальной» антропологии // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. №10.
54) Розин В.М. Существование, реальность, виртуальная реальность // Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб.: РХГИ, 2000.
55) Рыков Ю.Г. Виртуальное сообщество как социальное поле: неравенство и коммуникативный капитал // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. №4.
56) Саяпин В. О. Искусственная социальная виртуальная реальность и её воздействие на социокультурное пространство современного общества // Грамота. 2012. №4.
57) Скирдачева Е. А. Эскапизм в социологии: разработка понятия и определение социальных практик // Современная социологическая методология - от теории к практике.Сборник научных статей по итогам Зимней социологической школы в 2011 году. СПб.: Скифия-Принт, 2013.
58) Суворова И.М. Эстетический эскапизм школьника как актуальная проблема современного образования // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2014. №1.
59) Таратута Е. Е. Философия виртуальной реальности. СПб.: Апории, 2007.
60) Труфанова Е.О. Эскапизм и эскапистское сознание: к определению понятий // Философия и культура. – 2012. – № 3.
61) Фёдоров И.А., Поздняков М.М. О субкультуре молодёжного "перфекционного эскапизма" // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. №7 (135).
62) Филлипс Л., Йоргенсен М.В. Дискурс-анализ. Теория и метод. 2-е изд. Харьков: Гуманитарный центр, 2008.
63) Царева А.В. Человек в сети: смена веб-поколений // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. №5 (64).
64) Шапинская Е.Н. Эскапизм в киберпространстве: безграничные возможности и новые опасности // Культурологический журнал URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/215.html&j_id=15 (дата обращения: 10.12.2015).
65) Шестаков В. П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры». М.: Искусство, 1988.
66) Широков Ф.О. Триггеры эскапизма в повседневности современного общества // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015. №3.
67) Шюц А. О множественности реальностей // Социологическое обозрение. 2003. Т. 3 № 13.
68) Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры. Опыт этнографического исследования системы 1986 -1989 гг.. СПб.: Наука, 1993.
69) Appadurai A. Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization. 7th printing Minneapolis: University of Minnesota press, 2005.
70) Henning B., Vorderer P. Psychological escapism: Predicting the amount of television viewing by need for cognition //Journal of Communication. – 2001. – Vol. 51. – №. 1.
71) Single-person Households on the Rise in Japan // Euromonitor International URL: http://blog.euromonitor.com/2012/03/single-person-households-on-the-rise-in-japan.html (дата обращения: 12.01.2016).
72) Stenseng F., Rise J., Kraft P. Activity engagement as escape from self: The role of self-suppression and self-expansion //Leisure Sciences. – 2012. – Vol. 34. – №. 1.
73) Sudzina F., Razmerita L. Escapist Motives for Playing On-Line Games: Preliminary Results from an Exploratory Survey //25th Bled eConference eDependability: Reliable and Trustworthy eStructures, eProcesses, eOperations and eServices for the Future. – 2012.
74) Takimoto T. Welcome to the NHK!. Los Angeles: Tokyopop, 2007.
75) The Critical Periphery in the Growth of Social Protests // Plos One URL: http://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0143611 (дата обращения: 14.12.2015).
76) Turkle S. Alone together : why we expect more from technology and less from each other. New York: Basic Books, 2011.
77) Warmelink H., Harteveld C., Mayer I. Press Enter or Escape to play: Deconstructing escapism in multiplayer gaming //Proceedings of DiGRA. – 2009.