Повышение эффективности управления персоналом как фактора конкурентоспособности организации посредством совершенствования системы аттестации персонала на примере ООО «ГРИАНД»
ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПЕРСОНАЛА 4
1.1. Сущность и значение системы управления персоналом в повышении конкурентоспособности организации 4
1.2 Методы оценки конкурентоспособности персонала 8
1.3. Аттестация персонала как инструмент оценки его конкурентоспособности 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПЕРСОНАЛА КОМПАНИИ ООО «ГРИАНД» 25
2.1. Характеристика ООО «ГРИАНД» 25
2.2. Анализ состояния персонала ООО «ГРИАНД» 28
2.3. Оценка конкурентоспособности персонала ООО «ГРИАНД» 39
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА ООО «ГРИАНД» 52
3.1. Разработка проектных мероприятий по совершенствованию системы аттестации в ООО «ГРИАНД» 52
3.2. Расчет экономической эффективности проектных мероприятий 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Развитие технологий, глобализация рынка, структурная перестройка экономики, интеграция хозяйствующих субъектов создают новые условия конкурентной борьбы в современном мире. В сложившихся условиях возрастает необходимость применения новых подходов и методов контроля и обеспечения эффективности управления. Одним из важнейших показателей успешного функционирования предприятий является поддержание и рост уровня их конкурентоспособности.
В связи с этим существует необходимость исследования теоретических положений и практических подходов к понятию конкурентоспособности организации и определяющих ее факторов. Одной из наиболее важных проблем является разработка способов оценки и направлений повышения эффективности управления персоналом как одного из ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности организации.
На данный момент в иностранных компаниях кадровой политике уделяется особое значение, так как успех организации и ее успешное развитие во многом зависит от персонала. Кроме того, сотрудники компании могут также являться в определенной степени конкурентным преимуществом компании на рынке.
Создать систему аттестации персонала, одинаково сбалансированную с точки зрения точности, объективности, простоты и понятности очень сложно - это является основной проблемой в построении конструктивной системы оценки персонала. Сложность данной проблемы уникальна тем, что нет единых принципов и стандартов, позволяющих объективно оценить уровень квалификации персонала. Организация должна самостоятельно выработать систему аттестации в соответствии со спецификой деятельности, организационной культурой и прочими факторами, влияющими на систему управления персоналом.
Основной целью аттестации персонала, так же как и других кадровых мероприятий, является приведение человеческого ресурса в соответствие со стратегией фирмы. Основная проблема аттестации кадров заключается в субъективности оценок получаемых по результатам аттестации и неясности критериев, по которым оценивается эффективность деятельности работников. Выбор критериев оценки эффективности профессиональной деятельности достаточно размыт: это могут быть чисто теоретические знания касаемые профессии или наоборот специфические знания механизмов работы на определенном рабочем месте, множество современных компаний в аттестационные листы включают и такие показатели как деловые качества и результаты труда работников.
Проблеме объективной оценки и аттестации персонала посвящено множество научных трудов таких авторов как: Алаведров А.Р., Александрова Т.Г., Виханский О.С., Волкогонова О.В., Дуракова И.Б., Десслер Г., Егоршин А.П., Жданова Т.С.,Заложнев А.Ю., Карташова А.В., Карякин А.М., Кибанов А.Я., Лапыгин Ю.Н., Наумов А.И., Макарова И.К., Родин О.А., Цыпкин Ю.А., Талтынов С.М.
Цель исследования заключается в решении проблемы разработки адекватного современным рыночным условиям инструментария оценки и определения направлений повышения эффективности управления персоналом как фактора конкурентоспособности организации путем совершенствования системы аттестации персонала.
На основании поставленной цели выделены следующие задачи:
1) изучить теоретические основы конкурентоспособности персонала: сущность и значение системы управления персоналом в повышении конкурентоспособности организации, методы оценки конкурентоспособности персонала;
2) рассмотреть аттестацию персонала как инструмент оценки его конкурентоспособности;
3) дать краткую характеристику исследуемой организации;
4) провести анализ системы аттестации персонала на предприятии, оценить эффективность существующей системы аттестации персонала;
5) разработать новую систему аттестации персонала на предприятии;
6) оценить эффективность новой системы аттестации персонала.
Объектом исследования является персонал ООО «ГРИАНД», предметом - разработка инструментов управления персоналом в контексте обеспечения конкурентоспособности организации.
Научная новизна заключается в разработке и обосновании рекомендаций по совершенствованию процедуры аттестации персонала в ООО «ГРИАНД».
Практическая значимость работы заключается в возможности модернизации существующей процедуры аттестации персоналом в ООО «ГРИАНД».
При написании выпускной квалификационной работы применялись следующие методы исследования: наблюдение, сравнение, анализ и синтез, специальные методы, такие как статистический и экономический анализ.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические основы конкурентоспособности персонала.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ состояния и конкурентоспособности персонала.
В третьей главе выпускной квалификационной работы на основании выявленных проблем, разработана новая система аттестации персонала. Обоснована эффективность внедрения новой системы.
Конкурентоспособность организации - это ее сравнительная характеристика, выражающая способность осуществлять свою хозяйственную деятельность более эффективно по сравнению с другими организациями. Конкурентоспособность - понятие относительное, одно предприятие может быть конкурентоспособным только по отношению к другому. Однако при оценке конкурентоспособности сопоставимых предприятий следует учитывать только внутренние факторы, т.к. внешние находятся за пределами влияния организации и являются едиными для сравниваемых предприятий.
Управление персоналом представляет собой комплекс взаимосвязанных экономических, организационных, и социально - психологических методов, обеспечивающих эффективность трудовой деятельности и конкурентоспособность организации.
Оценка персонала - одна из важнейших функций управления персоналом современного предприятия. Она позволяет связать воедино все элементы системы управления персоналом, такие как планирование потребности в работниках, отбор, адаптация, стимулирование труда, развитие способностей, планирование карьеры сотрудников и т.д.
Аттестация является важным этапом заключительной оценки персонала за период времени. Аттестация - это процедура систематической формализованной оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы на данном рабочем месте в данной должности.
Аттестация позволяет:
• определить внутри организации стандарты деятельности и критерии оценки (на подготовительном этапе) - без этого аттестация не имеет смысла;
• провести диагностику персонала;
• выявить «болевые точки»;
• определить ценность сотрудников не только для подразделения/группы, но и для организации;
• обоснованно принимать управленческие решения, особенно связанные со стратегическими задачами организации и процессом внедрения изменений.
Роль аттестации возрастает, когда усиливается государственный и общественный контроль за соблюдением прав человека, социальных гарантий работника и, наоборот, снижается, когда государственные гарантии прав человека слабеют или они фактически игнорируются.
Результат аттестации всегда в известной мере субъективен, несет на себе отпечаток личности того, кто аттестует, иначе это была бы уже не аттестация, а просто измерение параметров.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе стало предприятие ООО «ГРИАНД». Экономические показатели организации можно признать неудовлетворительными.
В 2016 году коллективом предприятия проведена огромная работа по сохранению конкурентоспособности традиционно предоставляемых услуг, таких как профессиональная уборка помещений, уборка помещений после ремонта и строительства и пр.
Чистая прибыль по итогам года составляет 0,2 млн.р. Снижение чистой прибыли составило -0,3 млн.р.
В Обществе уделяется внимание развитию персонала, так как обучение кадров обеспечивает соответствие профессиональных знаний и умений работника современному уровню производства и управления.
Структура персонала Общества в целом является оптимальной.
Показатель о наличии среднего образования у большинства работников говорит о том, что в общей численности персонала ООО «ГРИАНД» это рабочие специальности, которым не требуется иметь высшее или среднее профессиональное образование.
К основным причинам увольнения по инициативе сотрудника относятся: неудовлетворенность заработной платой, нежелание развиваться в 71 своей сфере, эмоциональная некомпетентность, семейные обстоятельства и другое.
Основным структурным подразделением по управлению персоналом ООО «ГРИАНД» является отдел подбора и развития персонала, который и занимается проведением аттестации персонала. Контроль за соблюдением порядка проведения аттестации персонала ООО «ГРИАНД»; осуществляет заместитель директор по управлению персоналом. Методическую и консультационную работу при проведении аттестации персонала осуществляют отдел подбора и развития персонала ООО «ГРИАНД».
В системе аттестации применяются различные методы оценки персонала. Самым распространенным методом аттестации является метод стандартных оценок. Также организация использует сравнительный метод оценки персонала. При его использовании руководители подразделений сравнивает работу одного сотрудника своего подразделения с результатами других. Для аттестации руководящих кадров на предприятии используют метод экспертных оценок «360 градусов». Все аттестующие заполняют одну и ту же форму оценки, с помощью компьютера.
Структура аттестационных тестов направлена исключительно на выявление профессиональных знаний и навыков сотрудников ООО «ГРИАНД». Профессиональные тесты составляются на основе перечня вопросов и являются подтверждением профессиональных знаний аттестуемого работника. У сотрудников ООО «ГРИАНД» отношение к проведению аттестаций в основном нейтральное. Наибольший удельный вес сотрудников трех подразделений сходятся во мнении, что проведение аттестаций является необходимой мерой для поддержания порядка в организации. Треть сотрудников поддерживают необходимость проведения аттестаций и даже приветствуют ее проведение. Негативное отношение к проведению аттестации сотрудники подразделений выявили по-разному. Наибольшее число негативно отнесшихся к аттестации пришлось на производственный персонал, аттестация которого напрямую влияет на уровень заработной платы работников. Положительным моментом необходимо отметить то, что система аттестации на предприятии существует, она проводится организованно, ежегодно плановая и по необходимости внеплановые. Отрицательным моментом является то, что аттестация направлена на выявление лишь профессиональных качеств и навыков сотрудников, используются субъективные методы оценки, не весь персонал считает, что проведение аттестации влияет на эффективность деятельности и производительность труда. В анкетах и тестах почти не учитываются личные качества персонала. В качестве усовершенствования системы аттестации можно посоветовать, во-первых, отказаться от системы сравнения и выбора лучших работников, так как это приводит к конфликтам, а во-вторых, учитывать при аттестации личные качества и достижения работников.
В целях совершенствования процесса проведения и организации аттестации устранения недостатков, препятствующих выполнению стоящих перед аттестацией задач, проведены следующие мероприятия:
1) предложены общие рекомендации для организации системы аттестации;
2) сформирована новая система оценок аттестации персонала для каждого подразделения;
3) предложен новый метод аттестации, такой как аттестация по целям.
Все вышеперечисленные мероприятия позволят подходить к аттестации персонала с более качественной стороны и повысить показатели труда.
В качестве мероприятий по повышению эффективности управления персоналом в ООО «ГРИАНД» рекомендовано применение усовершенствование процесса отбора и адаптации персонала; развитие наставничества; внедрение системы повышения квалификации персонала, в целях повышения мотивации сотрудников ООО «ГРИАНД» к повышению квалификации следует ввести доплату за квалификацию.
1. Конституция Российской Федерации. - М., 2014.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 31 декабря 2001 года.№ 197 -ФЗ - М., 2016.
3. Базарова, Т. Ю. Управление персоналом: Учебник для вузов. / Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 423 с.
4. Баринов, В. А. Теория менеджмента : учебник для вузов по направлению 080200.62 "Менеджмент" (квалификация (степень "бакалавр") / В. А. Баринов . - М. : ИНФРА-М, 2014 . - 207 с.
5. Бачурин, А. Повышение роли экономических методов управления./ А. Бачурин // Экономист. 2011. - № 4. - С. 28-31.
6. Белкин, В. Мотивы и стимулы труда/ В. Белкин, Н. Белкина // Социальная защита.- 2011.- № 7. - С. 44-47.
7. Бойдаченко П.Г. Служба управления персоналом предприятия [Текст] / П.Г. Бойдаченко - М.: Наука, 2012. - 345 с.
8. Богданов, Ю. Н. Мотивация персонала / Ю. Н. Богданов, Ю. В. Зорин, Д.А. Шмонин, В.Т. Ярыгин // Методы менеджмента качества.- 2016.- № 11. - С. 14-19.
9. Богомолов, Ю. Комплексный подход к профессиональной подготовке и переподготовке кадров России / Ю. Богомолов // Проблемы теории и практики управления. - 2011. - №2. - С.109-116.
10. Веснин, В. Р. Менеджмент для всех / В. Р. Веснин. - М.: Юрист, 2014. - 246 с.
11. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала [Текст]: пособие по кадровой работе / В.Р. Веснин - М.: Юристъ, 2012. - 496с.
12. Веснин, В. Р. Управление персоналом / В. Р. Веснин. - М.: Проспект, 2014. - 688 с.
13. Герчикова, В. П. Управление персоналом и эффективность предприятий / В. П. Герчикова. - М.: Наука, 2012. - 450 с.
14. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учеб. для вузов. - 7-е изд., доп.- М.: Норма, 2013.- 448 с.
15. Головачев А.С., Березина Н.С., Бокун Н.Ч. Организация, нормирование и оплата труда: учеб. пособие. - Мн.: Новое знание, 2014.- 496 с.
...