СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАЦИИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА С ГРАЖДАНАМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ПО РАЗДЕЛЬНОМУ СБОРУ МУСОРА
|
СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР МУСОРА: ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И РОЛЬ ГРАЖДАН 8
1.1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ УСЛУГИ, ПРЕДПОЛАГАЮЩЕЙ СОУЧАСТИЕ ГРАЖДАН 8
1.2. ОСОБЕННОСТИ УСЛУГИ ПО УТИЛИЗАЦИИ МУСОРА НА ОСНОВЕ ЕГО РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА 13
1.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТХОДОВ НА ОСНОВЕ РСМ 17
ГЛАВА 2. КОММУНИКАЦИОННЫЕ СТАРТЕГИИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ 24
2.1. КАНАЛЫ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ КОММУНИКАЦИИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ С ГРАЖДАНАМИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ 24
2.2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ 30
2.3. ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ ОЦЕНКИ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИИ 34
ГЛАВА 3. КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ ВЛАСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА С ГРАЖДАНАМИ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ НА ОСНОВЕ ИХ РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА 37
3.1. ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ НА ОСНОВЕ РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 37
3.2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАЦИИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ С ГРАЖДАНАМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ «МУСОРНОЙ РЕФОРМЫ» В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 40
3.2.1. Постановка исследования 40
3.2.2. Осведомлённость и вовлеченность жителей Санкт-Петербурга в процесс раздельного сбора мусора 41
3.2.3. Идентификация каналов и методов коммуникации для формирования эффективной стратегии коммуникации в процессе РСМ 47
3.3. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР МУСОРА: ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И РОЛЬ ГРАЖДАН 8
1.1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ УСЛУГИ, ПРЕДПОЛАГАЮЩЕЙ СОУЧАСТИЕ ГРАЖДАН 8
1.2. ОСОБЕННОСТИ УСЛУГИ ПО УТИЛИЗАЦИИ МУСОРА НА ОСНОВЕ ЕГО РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА 13
1.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТХОДОВ НА ОСНОВЕ РСМ 17
ГЛАВА 2. КОММУНИКАЦИОННЫЕ СТАРТЕГИИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ 24
2.1. КАНАЛЫ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ КОММУНИКАЦИИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ С ГРАЖДАНАМИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ 24
2.2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ 30
2.3. ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ ОЦЕНКИ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИИ 34
ГЛАВА 3. КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ ВЛАСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА С ГРАЖДАНАМИ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ НА ОСНОВЕ ИХ РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА 37
3.1. ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ НА ОСНОВЕ РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 37
3.2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАЦИИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ С ГРАЖДАНАМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ «МУСОРНОЙ РЕФОРМЫ» В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 40
3.2.1. Постановка исследования 40
3.2.2. Осведомлённость и вовлеченность жителей Санкт-Петербурга в процесс раздельного сбора мусора 41
3.2.3. Идентификация каналов и методов коммуникации для формирования эффективной стратегии коммуникации в процессе РСМ 47
3.3. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
Актуальность темы исследования выпускной квалификационной работы определена тем, что проблема низкой вовлеченности граждан в процессы раздельного сбора мусора становится ключевой для органов государственной власти при реализации политики по сбору отходов. Это обусловлено ростом объёма накопленных отходов в мире и в России, в частности, которые являются источником увеличения государственных расходов на мусоросжигание, захоронение и другие наиболее часто используемые методы обращения с отходами. Однако такими действиями государство усугубляет и без того непростую экологическую ситуацию. В этих условиях наблюдается стремление органов власти минимизировать возможные затраты и ущерб, наносимый окружающей среде, путём создания инфраструктуры по переработке и вторичному использованию потреблённых ресурсов. Чуть ли не первым звеном в цепочке по переработке отходов являются граждане, чья осознанность и желание быть причастными к разделению отходов играют большую роль в развитии направления по РСО. Именно поэтому, создание инновационной инфраструктуры по переработке отходов должно происходить одновременно с созданием эффективной системы коммуникации органов власти и населения. Для этого, в первую очередь, государство должно задуматься над включением раздельного сбора отходов в основополагающие документы в сфере экологии – Стратегию по экологической безопасности, а также в Стратегию развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления.
По данным ВЦИОМ, ответственность за состояние экологии сегодня в большей степени возлагается на местные (30%) и региональные(23%) власти. Значима и доля тех (21%), кто осознает значимость роли рядовых граждан в деле сохранения природы. На втором месте среди наиболее острых экологических проблем, выделяемых респондентами, находится проблема мусорных свалок, отмеченная 16%. В целом, о «мусорной реформе» слышали 74% респондентов, однако высокая осведомлённость лишь у 24% опрошенных (см. прил. 1).
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию коммуникационной политики органов власти Санкт-Петербурга с населением для повышения их вовлеченности в процесс раздельного сбора мусора.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1. определить специфику услуг, предполагающих соучастие граждан в процессе реализации государственной политики;
2. определить особенности услуги по раздельному сбору мусора в рамках реализации политики в сфере обращения с отходами;
3. определить роль взаимодействия с гражданами на разных этапах реализации политики в сфере обращения с отходами на основе их раздельного сбора;
4. определить основные каналы, методы и формы коммуникации на каждом этапе при организации раздельного сбора мусора;
5. провести анализ коммуникационных стратегий, используемых зарубежными странами при реализации политики в сфере обращения с отходами;
6. определить показатели для анализа системы коммуникации органов власти с гражданами;
7. проанализировать политику в сфере обращения с отходами на основе их раздельного сбора, реализуемую органами власти Санкт-Петербурга;
8. оценить текущий уровень осведомлённости и вовлеченности петербуржцев в процесс раздельного сбора мусора;
9. Определить наиболее эффективные каналы коммуникации органов власти г. Санкт-Петербурга с гражданами на каждом этапе реализации раздельного сбора отходов;
10. обобщить полученные результаты оценки существующей системы коммуникации;
11. выработать рекомендации и предложения по совершенствованию коммуникационной политики органов власти Санкт-Петербурга с гражданами с целью повышения уровня вовлеченности последних в процесс раздельного сбора отходов.
Работа состоит из трёх глав. В первой главе дано понятие услуги раздельного сбора отходов, представлены особенности государственной политики в сфере отходов и обозначена роль коммуникации в процессе её реализации. Вторая глава включает в себя описание используемых каналов, средств и форм коммуникации, а также системы коммуникации органов власти с гражданами по вопросу раздельного сбора отходов, применяемые за рубежом. Также обозначены основные проблемы существующей системы коммуникации в России и определены показатели, с учётом которых должно осуществляться её реформирование в нашей стране. В третьей главе представлены особенности реализации «мусорной реформы» в Санкт-Петербурге, а также результаты эмпирического исследования – социологического интернет-опроса, проведённого среди 324 жителей города в период с 17 апреля по 12 мая 2020 года.
В рамках проведения опроса респондентов были определены:
1. уровень осведомлённости граждан о существовании раздельного сбора отходов в Санкт-Петербурге;
2. объем и источник получаемой информации о раздельном сборе мусора;
3. использование каких каналов коммуникации способствует повышению информированности граждан о таком процессе, как раздельный сбор отходов на каждом этапе реализации коммуникационной политики;
4. уровень прозрачности и открытости деятельности органов власти, касающейся реализации политики по раздельному сбору отходов;
5. какие барьеры препятствуют развитию системы коммуникации органов власти г. Санкт-Петербурга с гражданами по вопросу раздельного сбора отходов.
Обработка полученных результатов осуществлялась в программе Alteryx, которая позволила оценить текущее взаимодействие органов власти Санкт-Петербурга с гражданами по вопросу раздельного сбора мусора, а также последовательно проанализировать, использование каких из представленных каналов коммуникации является наиболее эффективно на каждом этапе реализации коммуникационной политики в зависимости от возрастной категории респондентов. На основе полученных результатов были предложены рекомендации по совершенствованию текущей коммуникационной стратегии органов власти Санкт-Петербурга с гражданами в целях повышения уровня вовлеченности последних в процесс раздельного сбора отходов.
При написании исследовательской работы были использованы академические публикации, материалы научных статей и профессиональных журналов, нормативно-правовая база РФ, статистическая информацию с сайтов: ВЦИОМ, «Деловой Петербург», GfK. Эмпирические данные были получены с помощью проведения глубинного интервью с экспертом – представителем некоммерческой организации «Красивый Петербург», а также при проведении интернет-опроса жителей Санкт-Петербурга.
По данным ВЦИОМ, ответственность за состояние экологии сегодня в большей степени возлагается на местные (30%) и региональные(23%) власти. Значима и доля тех (21%), кто осознает значимость роли рядовых граждан в деле сохранения природы. На втором месте среди наиболее острых экологических проблем, выделяемых респондентами, находится проблема мусорных свалок, отмеченная 16%. В целом, о «мусорной реформе» слышали 74% респондентов, однако высокая осведомлённость лишь у 24% опрошенных (см. прил. 1).
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию коммуникационной политики органов власти Санкт-Петербурга с населением для повышения их вовлеченности в процесс раздельного сбора мусора.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1. определить специфику услуг, предполагающих соучастие граждан в процессе реализации государственной политики;
2. определить особенности услуги по раздельному сбору мусора в рамках реализации политики в сфере обращения с отходами;
3. определить роль взаимодействия с гражданами на разных этапах реализации политики в сфере обращения с отходами на основе их раздельного сбора;
4. определить основные каналы, методы и формы коммуникации на каждом этапе при организации раздельного сбора мусора;
5. провести анализ коммуникационных стратегий, используемых зарубежными странами при реализации политики в сфере обращения с отходами;
6. определить показатели для анализа системы коммуникации органов власти с гражданами;
7. проанализировать политику в сфере обращения с отходами на основе их раздельного сбора, реализуемую органами власти Санкт-Петербурга;
8. оценить текущий уровень осведомлённости и вовлеченности петербуржцев в процесс раздельного сбора мусора;
9. Определить наиболее эффективные каналы коммуникации органов власти г. Санкт-Петербурга с гражданами на каждом этапе реализации раздельного сбора отходов;
10. обобщить полученные результаты оценки существующей системы коммуникации;
11. выработать рекомендации и предложения по совершенствованию коммуникационной политики органов власти Санкт-Петербурга с гражданами с целью повышения уровня вовлеченности последних в процесс раздельного сбора отходов.
Работа состоит из трёх глав. В первой главе дано понятие услуги раздельного сбора отходов, представлены особенности государственной политики в сфере отходов и обозначена роль коммуникации в процессе её реализации. Вторая глава включает в себя описание используемых каналов, средств и форм коммуникации, а также системы коммуникации органов власти с гражданами по вопросу раздельного сбора отходов, применяемые за рубежом. Также обозначены основные проблемы существующей системы коммуникации в России и определены показатели, с учётом которых должно осуществляться её реформирование в нашей стране. В третьей главе представлены особенности реализации «мусорной реформы» в Санкт-Петербурге, а также результаты эмпирического исследования – социологического интернет-опроса, проведённого среди 324 жителей города в период с 17 апреля по 12 мая 2020 года.
В рамках проведения опроса респондентов были определены:
1. уровень осведомлённости граждан о существовании раздельного сбора отходов в Санкт-Петербурге;
2. объем и источник получаемой информации о раздельном сборе мусора;
3. использование каких каналов коммуникации способствует повышению информированности граждан о таком процессе, как раздельный сбор отходов на каждом этапе реализации коммуникационной политики;
4. уровень прозрачности и открытости деятельности органов власти, касающейся реализации политики по раздельному сбору отходов;
5. какие барьеры препятствуют развитию системы коммуникации органов власти г. Санкт-Петербурга с гражданами по вопросу раздельного сбора отходов.
Обработка полученных результатов осуществлялась в программе Alteryx, которая позволила оценить текущее взаимодействие органов власти Санкт-Петербурга с гражданами по вопросу раздельного сбора мусора, а также последовательно проанализировать, использование каких из представленных каналов коммуникации является наиболее эффективно на каждом этапе реализации коммуникационной политики в зависимости от возрастной категории респондентов. На основе полученных результатов были предложены рекомендации по совершенствованию текущей коммуникационной стратегии органов власти Санкт-Петербурга с гражданами в целях повышения уровня вовлеченности последних в процесс раздельного сбора отходов.
При написании исследовательской работы были использованы академические публикации, материалы научных статей и профессиональных журналов, нормативно-правовая база РФ, статистическая информацию с сайтов: ВЦИОМ, «Деловой Петербург», GfK. Эмпирические данные были получены с помощью проведения глубинного интервью с экспертом – представителем некоммерческой организации «Красивый Петербург», а также при проведении интернет-опроса жителей Санкт-Петербурга.
Резюмируя сложившуюся в регионе обстановку в части коммуникации и вовлеченности граждан в процесс раздельного сбора отходов, можно с уверенностью сказать, что механизм взаимодействия нуждается в скорейшем реформировании. Население не получает достаточной информации и стимулов к переходу на новую систему обращения с отходами. При этом реализуемая государственная политика в сфере обращения с отходами не отражает потребностей общества и не направлена на решение главной проблемы – повышение уровня вовлеченности граждан в процесс раздельного сбора мусора. Именно поэтому целью исследовательской работы была разработка рекомендаций для решения данной проблемы в рамках реализации эффективной коммуникационной стратегии органов власти с гражданами.
Текущая система коммуникация достаточно фрагментирована и не носит комплексный характер. Органы государственной власти и муниципалитеты не в полной мере используют каналы коммуникации для информирования и вовлечения горожан в систему раздельного сбора мусора. Кроме того, существуют определённые барьеры, без преодоления которых невозможно представить дальнейшее улучшение ситуации с раздельным сбором мусора в регионе. Значительную помощь органам власти в этом вопросе оказывают некоммерческие организации, которые, на данный момент, являются более активным участником процесса.
В результате проведённого социологического интернет-опроса жителей Санкт-Петербурга, а также интервью с экспертом из некоммерческой организации «Красивый Петербург» удалось оценить всю серьёзность текущей ситуации с имплементацией «мусорной реформы» на территории Санкт-Петербурга. Вместе с тем, были определены наиболее удобные каналы коммуникации с разными категориями граждан на каждом этапе реализации коммуникационной политики. Это позволило убедиться в том, что для разработки эффективной стратегии коммуникации органы власти должны использовать различные каналы и методы взаимодействия в зависимости от целей, преследуемых на каждом этапе. При этом, механизм коммуникации должен предусматривать предоставление обратной связи, то есть быть двунаправленным. Таким образом, были предложены следующие рекомендации:
1. Осуществлять информирование граждан по всем относящимся к мусорной реформе поводам для коммуникации.
2. Обеспечить возможность прямого участия общества в осуществлении полномочий органов государственной и муниципальной власти.
3. Взаимодействие с горожанами должно происходить на интернет-площадках, таких как интернет-сайт, социальные сети и мессенджеры, интернет СМИ.
4. Использование наружной рекламы –билбордов и афиш, как одного из самых простых и удобных для горожан каналов информирования.
5. Особое внимание должно быть уделено созданию мобильного приложения, предоставляющего возможность обратной связи и соучастия как горожан, так и общественных организаций по вопросу раздельного сбора мусора.
6. Деятельность по раздельному сбору отходов следует организовать на уровне каждого муниципального образования (МО) для достижения максимальной прозрачности и удовлетворения локальных потребностей граждан.
7. Использование международного опыта при выборе каналов и методов коммуникации.
8. И, наконец, важно учитывать опыт взаимодействия общественных организаций с гражданами по вопросу раздельного сбора мусора и активно вовлекать их в процесс внедрения изменений.
Текущая система коммуникация достаточно фрагментирована и не носит комплексный характер. Органы государственной власти и муниципалитеты не в полной мере используют каналы коммуникации для информирования и вовлечения горожан в систему раздельного сбора мусора. Кроме того, существуют определённые барьеры, без преодоления которых невозможно представить дальнейшее улучшение ситуации с раздельным сбором мусора в регионе. Значительную помощь органам власти в этом вопросе оказывают некоммерческие организации, которые, на данный момент, являются более активным участником процесса.
В результате проведённого социологического интернет-опроса жителей Санкт-Петербурга, а также интервью с экспертом из некоммерческой организации «Красивый Петербург» удалось оценить всю серьёзность текущей ситуации с имплементацией «мусорной реформы» на территории Санкт-Петербурга. Вместе с тем, были определены наиболее удобные каналы коммуникации с разными категориями граждан на каждом этапе реализации коммуникационной политики. Это позволило убедиться в том, что для разработки эффективной стратегии коммуникации органы власти должны использовать различные каналы и методы взаимодействия в зависимости от целей, преследуемых на каждом этапе. При этом, механизм коммуникации должен предусматривать предоставление обратной связи, то есть быть двунаправленным. Таким образом, были предложены следующие рекомендации:
1. Осуществлять информирование граждан по всем относящимся к мусорной реформе поводам для коммуникации.
2. Обеспечить возможность прямого участия общества в осуществлении полномочий органов государственной и муниципальной власти.
3. Взаимодействие с горожанами должно происходить на интернет-площадках, таких как интернет-сайт, социальные сети и мессенджеры, интернет СМИ.
4. Использование наружной рекламы –билбордов и афиш, как одного из самых простых и удобных для горожан каналов информирования.
5. Особое внимание должно быть уделено созданию мобильного приложения, предоставляющего возможность обратной связи и соучастия как горожан, так и общественных организаций по вопросу раздельного сбора мусора.
6. Деятельность по раздельному сбору отходов следует организовать на уровне каждого муниципального образования (МО) для достижения максимальной прозрачности и удовлетворения локальных потребностей граждан.
7. Использование международного опыта при выборе каналов и методов коммуникации.
8. И, наконец, важно учитывать опыт взаимодействия общественных организаций с гражданами по вопросу раздельного сбора мусора и активно вовлекать их в процесс внедрения изменений.



