СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР МУСОРА: ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И РОЛЬ ГРАЖДАН 8
1.1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ УСЛУГИ, ПРЕДПОЛАГАЮЩЕЙ СОУЧАСТИЕ ГРАЖДАН 8
1.2. ОСОБЕННОСТИ УСЛУГИ ПО УТИЛИЗАЦИИ МУСОРА НА ОСНОВЕ ЕГО РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА 13
1.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТХОДОВ НА ОСНОВЕ РСМ 17
ГЛАВА 2. КОММУНИКАЦИОННЫЕ СТАРТЕГИИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ 24
2.1. КАНАЛЫ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ КОММУНИКАЦИИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ С ГРАЖДАНАМИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ 24
2.2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ 30
2.3. ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ ОЦЕНКИ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИИ 34
ГЛАВА 3. КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ ВЛАСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА С ГРАЖДАНАМИ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ НА ОСНОВЕ ИХ РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА 37
3.1. ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ НА ОСНОВЕ РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 37
3.2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАЦИИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ С ГРАЖДАНАМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ «МУСОРНОЙ РЕФОРМЫ» В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 40
3.2.1. Постановка исследования 40
3.2.2. Осведомлённость и вовлеченность жителей Санкт-Петербурга в процесс раздельного сбора мусора 41
3.2.3. Идентификация каналов и методов коммуникации для формирования эффективной стратегии коммуникации в процессе РСМ 47
3.3. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
Актуальность темы исследования выпускной квалификационной работы определена тем, что проблема низкой вовлеченности граждан в процессы раздельного сбора мусора становится ключевой для органов государственной власти при реализации политики по сбору отходов. Это обусловлено ростом объёма накопленных отходов в мире и в России, в частности, которые являются источником увеличения государственных расходов на мусоросжигание, захоронение и другие наиболее часто используемые методы обращения с отходами. Однако такими действиями государство усугубляет и без того непростую экологическую ситуацию. В этих условиях наблюдается стремление органов власти минимизировать возможные затраты и ущерб, наносимый окружающей среде, путём создания инфраструктуры по переработке и вторичному использованию потреблённых ресурсов. Чуть ли не первым звеном в цепочке по переработке отходов являются граждане, чья осознанность и желание быть причастными к разделению отходов играют большую роль в развитии направления по РСО. Именно поэтому, создание инновационной инфраструктуры по переработке отходов должно происходить одновременно с созданием эффективной системы коммуникации органов власти и населения. Для этого, в первую очередь, государство должно задуматься над включением раздельного сбора отходов в основополагающие документы в сфере экологии – Стратегию по экологической безопасности, а также в Стратегию развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления.
По данным ВЦИОМ, ответственность за состояние экологии сегодня в большей степени возлагается на местные (30%) и региональные(23%) власти. Значима и доля тех (21%), кто осознает значимость роли рядовых граждан в деле сохранения природы. На втором месте среди наиболее острых экологических проблем, выделяемых респондентами, находится проблема мусорных свалок, отмеченная 16%. В целом, о «мусорной реформе» слышали 74% респондентов, однако высокая осведомлённость лишь у 24% опрошенных (см. прил. 1).
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию коммуникационной политики органов власти Санкт-Петербурга с населением для повышения их вовлеченности в процесс раздельного сбора мусора.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1. определить специфику услуг, предполагающих соучастие граждан в процессе реализации государственной политики;
2. определить особенности услуги по раздельному сбору мусора в рамках реализации политики в сфере обращения с отходами;
3. определить роль взаимодействия с гражданами на разных этапах реализации политики в сфере обращения с отходами на основе их раздельного сбора;
4. определить основные каналы, методы и формы коммуникации на каждом этапе при организации раздельного сбора мусора;
5. провести анализ коммуникационных стратегий, используемых зарубежными странами при реализации политики в сфере обращения с отходами;
6. определить показатели для анализа системы коммуникации органов власти с гражданами;
7. проанализировать политику в сфере обращения с отходами на основе их раздельного сбора, реализуемую органами власти Санкт-Петербурга;
8. оценить текущий уровень осведомлённости и вовлеченности петербуржцев в процесс раздельного сбора мусора;
9. Определить наиболее эффективные каналы коммуникации органов власти г. Санкт-Петербурга с гражданами на каждом этапе реализации раздельного сбора отходов;
10. обобщить полученные результаты оценки существующей системы коммуникации;
11. выработать рекомендации и предложения по совершенствованию коммуникационной политики органов власти Санкт-Петербурга с гражданами с целью повышения уровня вовлеченности последних в процесс раздельного сбора отходов.
Работа состоит из трёх глав. В первой главе дано понятие услуги раздельного сбора отходов, представлены особенности государственной политики в сфере отходов и обозначена роль коммуникации в процессе её реализации. Вторая глава включает в себя описание используемых каналов, средств и форм коммуникации, а также системы коммуникации органов власти с гражданами по вопросу раздельного сбора отходов, применяемые за рубежом. Также обозначены основные проблемы существующей системы коммуникации в России и определены показатели, с учётом которых должно осуществляться её реформирование в нашей стране. В третьей главе представлены особенности реализации «мусорной реформы» в Санкт-Петербурге, а также результаты эмпирического исследования – социологического интернет-опроса, проведённого среди 324 жителей города в период с 17 апреля по 12 мая 2020 года.
В рамках проведения опроса респондентов были определены:
1. уровень осведомлённости граждан о существовании раздельного сбора отходов в Санкт-Петербурге;
2. объем и источник получаемой информации о раздельном сборе мусора;
3. использование каких каналов коммуникации способствует повышению информированности граждан о таком процессе, как раздельный сбор отходов на каждом этапе реализации коммуникационной политики;
4. уровень прозрачности и открытости деятельности органов власти, касающейся реализации политики по раздельному сбору отходов;
5. какие барьеры препятствуют развитию системы коммуникации органов власти г. Санкт-Петербурга с гражданами по вопросу раздельного сбора отходов.
Обработка полученных результатов осуществлялась в программе Alteryx, которая позволила оценить текущее взаимодействие органов власти Санкт-Петербурга с гражданами по вопросу раздельного сбора мусора, а также последовательно проанализировать, использование каких из представленных каналов коммуникации является наиболее эффективно на каждом этапе реализации коммуникационной политики в зависимости от возрастной категории респондентов. На основе полученных результатов были предложены рекомендации по совершенствованию текущей коммуникационной стратегии органов власти Санкт-Петербурга с гражданами в целях повышения уровня вовлеченности последних в процесс раздельного сбора отходов.
При написании исследовательской работы были использованы академические публикации, материалы научных статей и профессиональных журналов, нормативно-правовая база РФ, статистическая информацию с сайтов: ВЦИОМ, «Деловой Петербург», GfK. Эмпирические данные были получены с помощью проведения глубинного интервью с экспертом – представителем некоммерческой организации «Красивый Петербург», а также при проведении интернет-опроса жителей Санкт-Петербурга.
Резюмируя сложившуюся в регионе обстановку в части коммуникации и вовлеченности граждан в процесс раздельного сбора отходов, можно с уверенностью сказать, что механизм взаимодействия нуждается в скорейшем реформировании. Население не получает достаточной информации и стимулов к переходу на новую систему обращения с отходами. При этом реализуемая государственная политика в сфере обращения с отходами не отражает потребностей общества и не направлена на решение главной проблемы – повышение уровня вовлеченности граждан в процесс раздельного сбора мусора. Именно поэтому целью исследовательской работы была разработка рекомендаций для решения данной проблемы в рамках реализации эффективной коммуникационной стратегии органов власти с гражданами.
Текущая система коммуникация достаточно фрагментирована и не носит комплексный характер. Органы государственной власти и муниципалитеты не в полной мере используют каналы коммуникации для информирования и вовлечения горожан в систему раздельного сбора мусора. Кроме того, существуют определённые барьеры, без преодоления которых невозможно представить дальнейшее улучшение ситуации с раздельным сбором мусора в регионе. Значительную помощь органам власти в этом вопросе оказывают некоммерческие организации, которые, на данный момент, являются более активным участником процесса.
В результате проведённого социологического интернет-опроса жителей Санкт-Петербурга, а также интервью с экспертом из некоммерческой организации «Красивый Петербург» удалось оценить всю серьёзность текущей ситуации с имплементацией «мусорной реформы» на территории Санкт-Петербурга. Вместе с тем, были определены наиболее удобные каналы коммуникации с разными категориями граждан на каждом этапе реализации коммуникационной политики. Это позволило убедиться в том, что для разработки эффективной стратегии коммуникации органы власти должны использовать различные каналы и методы взаимодействия в зависимости от целей, преследуемых на каждом этапе. При этом, механизм коммуникации должен предусматривать предоставление обратной связи, то есть быть двунаправленным. Таким образом, были предложены следующие рекомендации:
1. Осуществлять информирование граждан по всем относящимся к мусорной реформе поводам для коммуникации.
2. Обеспечить возможность прямого участия общества в осуществлении полномочий органов государственной и муниципальной власти.
3. Взаимодействие с горожанами должно происходить на интернет-площадках, таких как интернет-сайт, социальные сети и мессенджеры, интернет СМИ.
4. Использование наружной рекламы –билбордов и афиш, как одного из самых простых и удобных для горожан каналов информирования.
5. Особое внимание должно быть уделено созданию мобильного приложения, предоставляющего возможность обратной связи и соучастия как горожан, так и общественных организаций по вопросу раздельного сбора мусора.
6. Деятельность по раздельному сбору отходов следует организовать на уровне каждого муниципального образования (МО) для достижения максимальной прозрачности и удовлетворения локальных потребностей граждан.
7. Использование международного опыта при выборе каналов и методов коммуникации.
8. И, наконец, важно учитывать опыт взаимодействия общественных организаций с гражданами по вопросу раздельного сбора мусора и активно вовлекать их в процесс внедрения изменений.
1. Александр Р. Утилизация мусора в России. Как реформируют отрасль [Электронный ресурс] // ТАСС. – 2019. – 15 января. – Новая система обращения с ТКО, 2019 URL: https://tass.ru/info/6000776 (дата обращения: 23.02.2020);
2. Александр Ч. Минприроды вкладывает в мусор экономический стимул [Электронный ресурс] //Коммерсантъ. – 2020. – 6 мая (№79/С) URL:https://www.kommersant.ru/doc/4336714(дата обращения: 07.05.2020);
3. Волкова Л.Г. Основы теории коммуникации: практикум / Л.Г. Волкова, А. И. Шарунов. – М.: АСТ: АСТ Москва: Восток-Запад, 2008. – 316, [4] с;
4. Горбачёва Л. А. Зарубежный опыт мусоросжигания // Энергия: экономика, технология, экология. – 2009. – №7. – С. 49-54;
5. Гусева А.Ю. О готовности жителей Санкт-Петербурга к раздельному сбору отходов: социально-экологические аспекты утилизации пластика / А.Ю. Гусева, А.А. Полищук // Учебные записки Российского государственного гидрометеорологического университета. – 2016. – №47. – С. 205-215.;
6. Дмитрий Б. Лучшие практики. В Петербурге перерабатывается около 20% ТКО, но реформа изменит ситуацию [Электронный ресурс] // Деловой Петербург. – 2019. – 3 сентября URL:https://www.dp.ru/a/2019/09/02/Luchshie_praktiki (дата обращения: 26.04.2020);
7. Исследование GfK: Тенденции развития Интернет-аудитории в России, 2018[Электронный ресурс] // URL: https://www.gfk.com (дата обращения: 27.03.2020);
8. Максим В. «Спецтранс» тянет мусор на себя[Электронный ресурс] // Деловой Петербург. – 2004. – 13 августа URL:https://www.dp.ru/a/2004/08/13/Spectrans_tjanet_musor_n (дата обращения: 06.04.2020);
9. Междисциплинарный научный и прикладной журнал «Биосфера», 2013, Т. 5, №4;
10. Научная электронная библиотека. Монографии Российской Академии Естествознания [Электронный ресурс] // URL:https://monographies.ru/ru/book/section?id=8043 (дата обращения: 06.04.2020);
11. Наталья О. Раздельный сбор идей и планов. Что думают специалисты о проблеме мусора в Санкт-Петербурге? [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургские Ведомости. – 2019. – 10 июня URL:https://spbvedomosti.ru/news/gorod/razdelnyy_sbor_idey_i_planov_chto_dumayut_spetsialisty_o_probleme_musora_v_peterburge/ (дата обращения: 26.04.2020);
12. Ольга Б. Уборка федерального масштаба. Мусорная реформа[Электронный ресурс] // Коммерсантъ, Санкт-Петербург. – 2020. – 28 января. – «Итоги года». Приложение №14URL:https://www.kommersant.ru/doc/4233194 (дата обращения: 30.04.2020);
13. Официальный сайт автономной некоммерческой организации Коалиции «ПРООтходы» [Электронный ресурс] // URL: http://www.proothody.com (дата обращения: 02.04.2020);
14. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] // URL:https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/blago/podvedomstvennye-uchrezhdeniya/spb-gup-zavod-po-mehanizirovannoj-pererabotke-bytovyh-othodov/ (дата обращения: 26.04.2020);
15. Официальный сайт движения «Красивый Петербург» [Электронный ресурс] // URL:http://красивыйпетербург.рф/about(дата обращения: 02.04.2020);
16. Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL:http://www.mnr.gov.ru/activity/directions/ (дата обращения: 26.04.2020);
17. Официальный сайт Минэкологии Нижегородской области [Электронный ресурс] // URL: http://waste-nn.ru/sistema-upravleniya-othodami-v-stranah-es/ (дата обращения: 06.04.2020);
18. Официальный сайт неправительственной общественной организации «Зелёный Крест» [Электронный ресурс] // URL:http://www.green-cross.ru/about/(датаобращения: 03.03.2020);
19. Официальный сайт некоммерческой международной организации «Greenpeace» [Электронный ресурс] // URL:https://greenpeace.ru(датаобращения: 03.03.2020);
20. Официальный сайт общественной организации «Осэко – Спб» [Электронный ресурс] // URL:http://oseko.spb.ru(датаобращения: 03.03.2020);
21. Официальный сайт портала «Инновационный Санкт-Петербург» [Электронный ресурс] // URL: http://inno.gov.spb.ru/news28/postid/announce/3518 (дата обращения: 17.04.2020);
22. Официальный сайт проекта «Чистые игры» [Электронный ресурс] // URL:https://cleangames.ru/about(датаобращения: 03.03.2020);
23. Официальный сайт международной общественной организации «Мусора.Больше.Нет» [Электронный ресурс] // URL: http://musora.bolshe.net/page/about.html(датаобращения: 03.03.2020);
24. Официальный сайт Швеции [Электронный ресурс] //URL: https://ru.sweden.se/ljudi/ekologiya-kak-norma-zhizni/#(дата обращения: 02.04.2020);
25. Официальный сайт экологического движения «РазДельный сбор» [Электронный ресурс] // URL: https://rsbor.ru/about/ (дата обращения: 03.03.2020);
26. «Паспорт приоритетного проекта «Снижение негативного воздействия на окружающую среду посредством ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде и снижения доли захоронения твёрдых коммунальных отходов» от 21.12.2016 (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам)[Электронный ресурс] //URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216317/(дата обращения: 04.04.2020);
27. Путило Н.В. К вопросу о природе социальных услуг // Журнал российского права. – 2006. – № 4. – С. 16-24;
28. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29 мая 2012 года №524 «О Программе «Региональная целевая программа по обращению с твердыми бытовыми отходами в Санкт-Петербурге на период 2012-2020 годов» [Электронный ресурс] // URL:http://base.garant.ru/35371680/#friends(датаобращения: 26.04.2020);
29. Родин А.В. Формирование системы взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества / А. В. Родин., И. Н. Пивоварова // Наука и образование: новое время. – 2016. – № 5 (16). – С. 60-66;
30. Роман П. В Петербурге опубликован главный документ «мусорной реформы»[Электронный ресурс] // РБК. – 2020. – 20 января URL:https://www.rbc.ru/spb_sz/20/01/2020/5e256a429a79476ad76775f2 (дата обращения: 26.04.2020);
31. Указ Президента РФ от 19.04.2017 №176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // URL:http://base.garant.ru/71659074/ (дата обращения: 04.04.2020);
32. Указ Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] // URL:https://roscongress.org/materials/ukaz-prezidenta-rossiyskoy-federatsii-ot-07-05-2018-g-204-o-natsionalnykh-tselyakh-i-strategicheskikh/ (дата обращения: 04.04.2020);
33. Федеральный закон от 31.12.2017 №503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: https://rg.ru/2018/01/09/fz503-dok.html (дата обращения: 23.02.2020);
34. Ферару Г.С. Проблемы, тенденции и способы регулирования деятельности по обращению с отходами // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2011. – С. 1-10;
35. Шадрикова А. Некоммерческие организации в России: репрезентация в политическом процессе // Власть. – 2008. – №12. – С. 15-18.;
36. Экологическая ситуация в России: мониторинг [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. – 2019. – 06 февраля (№ 3871) URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9544(дата обращения: 02.04.2020);
37. Brandsen T, Honingh M. 2016. Distinguishingdifferenttypesofcoproduction: a conceptualanalysisbasedontheclassicaldefinitions. PublicAdmRev76 (3): 427–435;
38. Cinquini L. et al. 2018. Co-production and Governance. Global Encyclopedia of Public Administration, Public Policy, and Governance. Springer, Cham: 10–49;
39. JapanEnvironmentalSanitationCenter. 2014. History and Current State of Waste Management in Japan. Ministry of the Environment. Available at: https://www.env.go.jp/en/recycle/smcs/attach/hcswm.pdf;
40. Hirschman A. 1970. Exit, voice&loyalty: responsetodeclineinfirms. OrganizationsandStates. HarvardUniversityPress. Cambridge, Massachusetts-USA;
41. OECD. 2011. Together for Better Public Services: Partnering with Citizens and Civil Society. OECD Public Governance Reviews, OECD Publishing;
42. Pollit C., Bouckaert G., Loffler E. 2006. Making quality sustainable: co-design, co-decide, co produce, co-evaluate. 4QC conference, Scientific Rapporteurs;
43. UNESCAP. 2009. What is Good Governance? Economic and Social Commission for Asia and the Pacific.