Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЕРОУЧЕНИЕ АХЛ-Е ХАКК («ЛЮДИ ИСТИНЫ») В КОНТЕКСТЕ КУРДСКОГО ЭТНОСА

Работа №122625

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
53
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Общие сведения об общине ахл-е хакк 9
1.1. Названия общины 9
1.2 Расселение и численность 12
Глава 2. Основные положения вероучения ахл-е хакк 17
Глава 3. Божественные воплощения 25
Глава 4. Обряды и традиции общины ахл-е хакк 42
4.1. Общее собрание верующих 42
4.2. Инициация 49
4.3. Пост 51
4.5. Свадьба 53
4.5. Другие обряды, традиции и предписания 56
Глава 5. Развитие вероучения ахл-е хакк 61
5.1. Возможные истоки вероучения 61
5.2. История вероучения ахл-е хакк 63
5.3. Связь с другими религиями 70
Заключение 75
Список использованных источников и литературы 80


Курды – народ Ближнего Востока, проживающий в основном на смежной территории четырех государств: Ирана, Ирака, Турции и Сирии. Территорию их проживания называют Курдистаном («Страной курдов»). По современным данным курды живут также в Афганистане, Ливане, Израиле, Индии, Грузии, Армении, Азербайджане, Казахстане, Туркмении, Киргизии, России. Значительные курдские общины имеются в Европе (Германия, Швеция, Англия, Франция, Бельгия, Голландия), а также в США, Канаде и Австралии. В настоящее время численность курдского населения в мире по приблизительным подсчетам составляет 30–40 млн. человек.
Интерес к курдскому этносу и к курдским конфессиям не только не уменьшается, но и постоянно растет. Это связано, прежде всего, с событиями, происходящими на Ближнем Востоке и ролью курдов в этих событиях. Много литературы посвящено курдам-мусульманам, ведь они составляют подавляющее большинство курдского населения. Достаточно изучено такое курдское религиозное меньшинство, как езиды. Что же касается общины ахл-е хакк, то информации о ней гораздо меньше.
Ахл-е хакк («люди истины») – это религиозная община, основателем которой считают Султана Исхака. Согласно представлениям ахл-е хакк, он являлся одним из воплощений бога. Членов этой общины также называют али-илахи («обожествляющие Али»), т. е. четвертого праведного халифа Али ибн Аби Талиба (656–661), который, также как и уже упомянутый Султан Исхак, был божественным воплощением.
Вопрос об основах вероучения ахл-е хакк, его истории, обрядах, современном положении общины «людей истины» поднимается в разных работах, однако нельзя сказать, что он является хорошо изученным, так как приводимые сведения, в основном, отрывочны и противоречивы. Причиной этого является то, что члены данной религиозной общины долго скрывали свое вероучение от непосвященных, лишь в первой половине XX в. появились первые работы об общине, написанные изнутри, т. е. самими приверженцами вероучения ахл-е хакк.
Одно из первых упоминаний религиозной общины ахл-е хакк принадлежит майору Г. Роулинсону (1810–1895). В 1827 г. он вместе с другими британскими офицерами был отправлен в Иран для реорганизации шахских войск. В своих заметках (Notes on a March from Zoháb … to Kirmánsháh, in the Year 1836 // The Journal of the Royal Geographical Society, Vol. 9, London, 1839) он приводит сведения об общине ахл-е хакк, однако они являются достаточно краткими и не всегда точными.
Подробнее об ахл-е хакк рассказывает французский дипломат, писатель Жозеф Артюр де Гобино (1816–1882). В составе дипломатических миссий он побывал в Берне, Ганновере, Франкфурте-на-Майне, а также в Тегеране (1855–1858), где половину этого срока он был первым секретарем французской миссии, а вторую половину поверенным в делах, т. е. главой дипломатического представительства. В 1859 г. после возвращения во Францию, Гобино опубликовал свои мемуары под заголовком «Три года в Азии» (GobineauJ.A.TroisansenAsie (de 1855 а 1858), tomeII, Paris, 1922).Во втором томе он приводит данные, касающиеся интересующей нас темы.
Большое значение имеет статья известного русского востоковеда-ираниста, профессора Санкт-Петербургского университета В. А. Жуковского «Секта “Людей истины” – Аhлihакк – въ Персiи» (Записки Восточного отдела Императорского Русского археологического общества, Т. II, Вып .I., 1888). Это одно из первых исследований о данной общине на русском языке. В нем автор изложил материал, полученный во время поездки в Шираз, где он, изучая один из курдских диалектов, случайно познакомился с одним из представителей общины ахл-е хакк и смог узнать об их верованиях и записать несколько религиозных стихов. В своей статье В. А. Жуковский также привел различные названия ахл-е хакк, рассказал об их обрядах и об их отношении к мусульманам.
Нельзя не упоминать известного русского востоковеда и дипломата В. Ф. Минорского. Он написал много различных научных трудов об общине ахл-е хакк и о курдах в целом. Он считал общину ахл-е хакк преимущественно курдской. Им написана большая работа, посвященная непосредственно интересующей нас общине: «Материалы для изучения персидской секты “Люди истины” или Али-илахи» (Ч. I, М., 1911). В ней автор перевел на русский язык и прокомментировал текст религиозной книги «Саранджāм» («Завершение») и несколько религиозных стиховс азербайджанского. Кроме того, ему принадлежит книга «Курды. Заметки и впечатления» (Петроград, 1915), в которой в разделе про религии он описывает и общину ахл-е хакк.
Большую важность представляет работа известного востоковеда-ираниста В. Иванова(IvanowW.TheTruth-WorshippersofKurdistan.Ahl-iHaqqTexts, Leidan, 1953).В ней автор опубликовал религиозные тексты ахл-е хакк на языке оригинала, а также представил их перевод на английский язык. Важной частью его работы является анализ данных текстов, сопоставление своих текстов с материалами В. Ф. Минорского. В целом, в объемной работе описана краткая история общины, их верования и обряды. Также автор уделил отдельное внимание проблеме связи вероучения ахл-е хакк с другими религиями и религиозными течениями.
Очень интересную информацию об общине ахл-е хакк собрал во время своего пребывания в Курдистане С. Дж. Эдмондс. Он изложил ее в главе под названием «Какаи» в книге «Курды, турки и арабы» (Edmonds C. J. Kurds, Turks and Arabs. Politics, travel and research in north-eastern Iraq 1919-1925, London, 1957). В ней он сконцентрировал свое внимание на истории, организации и географическом распространении ахл-е хакк. Автор специально постарался избежать вопросов, связанных с догматами вероучения и религиозными обычаями, так как считал, что не располагает достаточной информацией. Однако впоследствии, после выхода в свет книги Нур Али Элахи «Бурхāн ал-Хакк», им была опубликована отдельная статья, касающаяся этой темы (Edmonds С. J.The beliefs and practices of the Ahl-i Haqq of Iraq // Iran, Vol. 7, London, 1969).
Нельзя не упомянуть известного ученого курдского происхождения, доктора философии, писателя и общественного деятеля Мохаммада Мокри. Им написано большое количество трудов, посвященных общине ахл-е хакк. В своих исследованиях он опубликовал различные религиозные тексты общины, перевел их на французский язык и проанализировал (например, Mokri M.Le kalām Gourani sur le cavalier au coursier gris, le dompteur du vent // Journal Asiatique 262, Paris, 1974).Также ему принадлежит статья Султане Сехаке (другой вариант произношения и написания имени Султана Исхака) в одном из изданий «Энциклопедии ислама» (Mokri M.Sultan Sehak // The Encyclopedia of Islam, New Edition, Leiden, 1997).
Несомненный интерес представляет книга этнографа курдского происхождения Рашада Сабри Рашида (Рашад Миран) «Этноконфессиональная ситуация в современном Курдистане» (СПб, 2003), которая вышла спустя пятнадцать лет после защиты диссертации на соответствующую тему в Ленинградском отделении Института этнографии АН СССР. В третьей главе своей книги автор рассказывает о немусульманских этноконфессиональных общинах, в том числе и об ахл-е хакк. Он описывает догматы общины, обряды и социальную иерархию. Для написания этого труда была использована не только литература на русском и западноевропейских языках, но также на арабском, курдском и персидском, что, несомненно, имеет большое значение для изучения данной темы. Более того, автору удалось получить важные сведения от одного из членов общины ахл-е хакк.
Большое количество статей, посвященных ахл-е хакк, написал голландский курдовед, профессор Утрехтского университета Мартин Ван Брюинессен. Большая часть его данных основана на информации, которую он собрал сам во время своих поездок в Курдистан, прежде всего, в районы расселения курдов-горанов, где ему удалось пообщаться с разными приверженцами вероучения (например, Bruinessen M. Van. When Haji Bektash still bore the name of Sultan Sahak: Notes on the Ahl-i Haqq of the Guran district // Mullas, Sufis and heretics: the role of religion in Kurdish society. Collected articles, Istanbul, 2000).
Что касается литературы на персидском языке, сложно переоценить значение книги «Бурхāнал-Хакк» («Доказательство Истины»; الهی نورعلی.برهانالحق،تهران ،۱۳۷۳) автора Нур Али Элахи или как его почетно называют в Иране Остад Элахи. В данном труде представлен анализ вероучения ахл-е хакк с привлечением различных отрывков из религиозной литературы.
Большого внимания заслуживают исследования курдского ученого Садыка Сафи-заде Боракайи. Им написано несколько трудов, посвященных истокам общины ахл-е хакк, ее легендарной истории, различным положениям вероучения. Но самым важным из его достижений является публикация, перевод на персидский язык и комментарий к религиозной книге ахл-е хакк «Саранджāм»(صفیزاده(بورهکهئی) صدیق.نامۀسرانجامیاکلامخزانه،تهران ،۱۳۷۵).
Целью данной магистерской диссертации является рассмотрение вероучения курдской общины ахл-е хакк, систематизация имеющейся информации и составление по возможности полной работы, посвященной данному вероучению. Текст работы состоит из введения, пяти глав, заключения и списка используемой литературы. В ходе данной работы мы рассмотрим общую информацию, касающуюся общины ахл-е хакк. Это, прежде всего, ее различные названия, и проблемы, связанные с этими названиями. Также мы попытаемся узнать, где распространено данное вероучение, и определить численность его последователей. Затем мы постараемся проанализировать основные положения вероучения ахл-е хакк, а в особенности раскрыть идею общины о воплощениях бога, привести имена наиболее известных воплощений, определить их значимость. Отдельно мы представим описание различных обрядов и традиций общины таких, как инициация, общее собрание, свадьба, похороны и др. В последней главе мы попытаемся понять возможные истоки вероучения, его развитие, а также связь вероучения ахл-е хакк с другими религиями и религиозными течениями.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для обозначения последователей вероучения ахл-е хакк(«люди истины») используются разные названия. Сами ахл-е хакк чаще всего называют себя ярсан. Данное самоназвание используется в разных местностях. Есть другие наименования, которые употребляются только в определенных районах. Например, название какаи распространено только в Ираке. Существуют также названия общины ахл-е хакк, которые даны ей людьми других религиозных воззрений, прежде всего, мусульманами. Наиболее распространенным из них является али-илахи («обожествляющие Али»). Его также употребляют и для последователей вероучения алеви (кызылбашей). Из-за этого эти разные общины часто путают, а определение численности и мест расселения их членов представляет большую сложность.
До прошлого века подавляющее большинство членов общины ахл-е хакк были курдами и проживали на смежных территориях Ирана и Ирака. Однако сейчас данное вероучение распространено и у других народов в других странах. Численность приверженцев вероучения ахл-е хакк определить сложно. Наиболее вероятными являются данные, согласно которым их около 3млн чел. Тем не менее, выяснить, сколько среди них курдов, является невозможным.
Вопрос о численности ахл-е хакк в Турции является чрезвычайно сложным. Многие исследователи указывают очень большие цифры, принимая за ахл-е хакк кызылбашей. Более того, мы не обладаем какими-либо достоверными данными, распространено ли вероучение ахл-е хакк на территории Турции.
Важнейшим положением вероучения ахл-е хакк является вера в божественные воплощения. Бог появляется в человеческом обличии для того, чтобы люди не теряли своего истинного пути. Наиболее известны семь божественных воплощений: Хавандигар, Али ибн Аби Талиб, Шахошин, Султан Исхак, Шах Кули Вейс, Мухаммад-бек и Хан Аташ. Однако самым важным из них можно считать Султана Исхака. Это фигура является полулегендарной. Несмотря на то, что существует его могила, которую часто посещают члены общины, нам не известны ни даты его жизни (исследователи приводят разные даты между XI – XVI вв. н. э.), ни его подлинная биография, так как все, что мы знаем, является преданиями данной общины. Однако его значение для вероучения очень велико, так как считается, что именно он открыл истину, поэтому его период называют хакикат. Более того он установил, каков будет обряд инициации, утвердил идею общих собраний и предписал, какими будут жертвоприношения. Он создал роды сейидов ахл-е хакк, выбрал пира и далила и определил их обязанности. Также во время Султана Исхака был установлен трехдневный пост и его правила.
Чаще всего Султана Исхака называют основателем вероучения ахл-е хакк. Однако иногда его считают лишь реформатором, а в качестве основателя указывают Бахлюля, который жив в IXв. н. э. Согласно религиозной книге «Саранджāм», он был божественным воплощением и первым, кто поверил в переселение душ после распространения ислама.
Другим важным догматом вероучения является вера в переселение душ. Всего душа должна прожить 1001 жизнь, чтобы очиститься, хотя существуют те, кому это удается гораздо раньше. Качество следующего перерождения зависит от деятельности, которую вел человек в своей жизни. Человек может переродиться в животное, растение или даже неживой объект.
Нравственность имеет большое значение для ахл-е хакк. Согласно их религиозным представлением, в человеке происходит постоянная борьба между страстями и разумом. Поэтому член общины ахл-е хакк должен следовать четырем столпам своей веры: пāки (означает внутреннюю и внешнюю чистоту), рāсти (честность и справедливость), редā или бахшеш (великодушие, человек должен помогать другим) и нисти (отсутствие высокомерия, различных страстей).
Что касается обрядов и традиций ахл-е хакк, можно отметить, что существуют некоторые отличия в их описании у разных авторов. Это, скорее всего, связано с тем, что у групп ахл-е хакк, проживающих в разных местностях и относящихся к разным родам, есть различия в проведении данных обрядов. Тем не менее, важность таких обрядов, как общее собрание, инициация, посещение святых мест сохраняется у всех групп.
Возможно, некоторые из обрядов были установлены в качестве протеста против мусульманских обычаев, т. к. сами последователи вероучения часто сравнивают свои обряды и мусульманские. Ахл-е хакк сами называют себя нийāзи, а мусульман намāзи, т. к. считают, что намāз (молитву) им заменяет нийāз, т. е. один из видов назра, пожертвования, которое делают все члены общины в виде какой-либо пищи, которую употребляют на общих собраниях.
Наиболее важной традицией ахл-е хакк являются общие собрания, т. к. только на них приверженцы вероучения могут обратиться к богу, ведь у ахл-е хакк в отличие от мусульман нет ежедневных молитв. На общих собраниях могут поприсутствовать только члены общины, т. е. те, кто были инициированы. Обряд инициации называет сар сепардан («вручение головы»). Каждый инициируемый должен иметь падишаха, пира и далила.Под падишахом понимают бога или его земное воплощение. Если падишаха нельзя увидеть, он должен присутствовать в мыслях человека. Пиром (духовным лидером) должен стать сейид одного из 11 родов сейидов ахл-е хакк:Шах Ибрахими, Ядегари, Хамуши, Али-Каландари, Мирсури, Мустафаи, Хаджи Баваси, Зонури (отделились от рода Хамуши), Аташбеги, Шах Хайаси, и Баба Хайдари. Далил – это духовный наставник инициируемого, он должен быть выбран из потомков 72 пиров, которые были выделены Султаном Исхаком.
Ахл-е хакк имеют два особых поста, которые они соблюдают зимой. Каждый из них длится три дня и связан с определенной легендой. Ахл-е хакк, сравнивая длительность своего поста с мусульманским, рассказывают историю, согласно которой мусульмане неправильно услышали число, поэтому их пост длится месяц. Отметим, что трехдневный пост есть также у езидов.
Ахл-е хакк имеют свои места поклонения, главным из которых является гробница Султана Исхака. Направление на могилу Султана Исхака является киблой для ахл-е хакк. Многие обряды совершаются с учетом этого направления.
Что касается таких обрядов, как свадьба и похороны, то здесь ахл-е хакк внешне обязаны соблюдать мусульманские законы, т. к. это связано с различными социальными и экономическими вопросами, которые требуют официального признания, например, законнорожденность детей, наследование имущества и др.
Истоки общины и ее раннюю историю отследить практически невозможно. Ясно только то, что в основу вероучения легли различные мусульманские, а именно шиитские представления, а также идеи, заимствованные из древних иранских верований. Нельзя отрицать влияние суфизма на формирование данного вероучения.
Ахл-е хакк имеют много общих идей с езидами и кызылбашами, это касается как религиозных мифов и легенд, так и некоторых догматов и обрядов. Возможно, причиной этого является то, что когда-то эти общины представляли единое целое.
На данный момент мы не располагаем какими-либо историческими материалами, которые могли бы пролить свет на историю общины. Все, что нам известно по данному вопросу, это легенды и предания. Главная причина этого заключается в том, что члены общины долгое время скрывали и тщательно оберегали свои религиозные убеждения.
Лишь в начале XX в. стали появляться первые работы, написанные последователями вероучения о своей вере. Авторами этих работ стали Хаджж Неʻматулла Мокри, его сын Нур Али Элахи, и его внук Бахрам Элахи. Причем в своих работах авторы старались показать шиитские корни их религиозных взглядов, преобразовать их в соответствии с этой идеей.
В середине XXв. в общине ахл-е хакк произошел раскол. На данный момент существуют две общины. Одна осталась верна своим старым убеждениям и религиозным лидерам, она состоит в основном из курдов, проживающих в сельской местности. Вторая же община, которая состоит в основном и городских жителей персидского происхождения, придерживается учения Нур Али Элахи. К этой общине в Иране относятся как к мусульманам-шиитам. Однако следует отметить, что эти изменения, по-видимому, не затронули последователей вероучения ахл-е хакк, проживающих в Ираке.
Из наиболее важных факторов, которые заставили ахл-е хакк сначала скрывать свои религиозные убеждения, а затем привели к расколу в общине, можно назвать территориальную разобщенность и противоречие представлений ахл-е хакк официальному мусульманскому богословию.
В настоящее время те из ахл-е хакк, кто не согласен считать себя мусульманами, находятся в достаточно сложном положении как в Иране, так и в Ираке. Они подвергаются постоянной дискриминации из-за своих религиозных убеждений, а иногда угрозам и нападениям.



1. Жуковский В. А. Секта “Людей истины” – Аhлi hakk – въ Персiи, Записки Восточного отдела Императорского Русского археологического общества, Т. II, Вып .I., 1888. – С.1–24
2. Марр Ю. Н. Радение секты «людей истины» // Статьи и сообщения, Т. II. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1939. – С.248–254
3. Минорский В. Ф. Материалы для изучения персидской секты “Люди истины” или Али-илахи, Ч. I, М.: тип. «Крестного календаря», 1911.– XXVI;127 с.
4. Edmonds C. J. Kurds, Turks and Arabs. Politics, travel and research in north-eastern Iraq 1919-1925. London: Oxford University Press, 1957. – 457 p.
5. Gobineau J. A. Trois ans en Asie (de 1855 a 1858), Tome II. Paris: Bernard Grasset, 1922. – 283 p.
6. Rawlinson M. Notes on a March from Zoháb, at the Foot of Zagros, along the Mountains to Khúzistán (Susiana), and from Thence Through the Province of Luristan to Kirmánsháh, in the Year 1836 // The Journal of the Royal Geographical Society, London: John Murray, 1839. – P. 26–116
7. الهی نور علی. برهان الحق. تهران: انتشارات جیحون، ۱۳۷۳.–۶۷۵ ص.
8. صفیزاده(بورهکهئی) صدیق.نامۀسرانجامیاکلامخزانه.تهران: هیرمند، ۱۳۷۵.–۶۶۱ ص.
Литература
9. Аверьянов Ю. А. Хаджи Бекташ Вели и суфийское братство бекташийа, М.: Изд. дом Марджани, 2011. – 657 с.
10. Аракелова В. А. О термине yāresān // Караван, М.: Культурное представительство при Посольстве Исламской Республики Иран в РФ, август 2013. – С. 43–47
11. Беляев Е. А. Мусульманское сектантство (Исторические очерки), М.: Изд-во Восточной Литературы, 1957. – 100 с.
12. Гордлевский В. А. Каракоюнлу (Из поездки в Макинское ханство) // Избранные сочинения, Т. III, М.: Изд. восточной литературы, 1962. – С. 391–416
13. Джалиле Д. Курды Дерсима в 50-70-х гг. XIX в. // Страны и народы Востока, Вып. XXX, СПб: «Петербургское востоковедение», 1998. – С. 252–262
14. Загорнова Е. В. Влияние друзского рода Джумблатов на политические и социальные процессы в ливанском обществе // Ближний Восток и современность. Сборник статей, Вып. 24, М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2004. – С. 36–45
15. Колпаков А. П. Курды племени Гуран // Советская этнография, №4, М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949. – С. 178–179
16. Лазарев М.С. Курдский вопрос (происхождение, развитие и современное состояние) // Современный Курдистан. Проблемы национального движения, М.: Курдский научно-просветительский центр, 1995. – С. 4–29
17. Ментешашвили А. С. Курды. Очерки общественно-экономических отношений, культуры и быта, М.: Наука, 1984. – 238 с.
18. Минорский В. Ф. Курды. Заметки и впечатления, Петроград: тип. В.Ф. Киршбаума, 1915. –47 с.
19. Никитин В. Курды, М.: Изд-во «Прогресс», 1964. – 226 с.
20. Омархали (Усоян) Х. Р. Йезидские космогонические мифы. К вопросу сравнительного анализа йезидизма, ахл-и хакк и зороастризма // Религиоведение №4, Благовещенск: Амурский государственный университет, 2010. – С. 105–119
21. Оранский И. М. Введение в иранскую филологию, М.: Изд-во восточной литературы, 1960. – 490 с.
22. Рашад Сабри Рашид (Рашад Миран). Этноконфессиональная ситуация в современном Курдистане,СПб: Наука, 2003. – 184 с.
23. Смагина Е. Б. Манихейство по ранним источникам, М.: Восточная литература, 2011. – 519 с.
24. Хисматулин А. А. Учение ахл-и хакк в исследованиях В. Иванова // Русские ученые об исмаилизме / под ред. С. М. Прозорова, X. Элназарова, СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Нестор-История, 2014. – С. 16–19
25. Шпажников Г. А. Религии стран Западной Азии, М.: Наука, 1976. – 327 с.
26. Arakelova, V. NotesontheYezidireligioussyncretism // Iran & the Caucasus, Vol. 8, No 1, Leiden-Boston: Brill, 2004. –P. 19–28
27. Bois Th. The Kurds / Translated from French by M. W. M. Welland, Beirut: Khayats, 1966. – 160 p.
28. Bois Th. Kurds, Kurdistān / Bois Th., Minorsky V., MacKenzie D.N.// Encyclopedia of Islam, New edition, Vol. V, Leiden: E. J. Brill, 1986. – P. 438–486
29. Bruinessen M. Van. Agha, Shaikh and State. The Social and Political Structures of Kurdistan,London – New Jersey: Zed Books Ltd, 1992. – 374 p.
30. Bruinessen M. Van. When Haji Bektash still bore the name of Sultan Sahak: Notes on the Ahl-i Haqq of the Guran district // Mullas, Sufis and heretics: the role of religion in Kurdish society. Collected articles, Istanbul: Isis Press, 2000. – P. 245–269
31. Bruinessen M. Van. Ahl-i Haqq // Encyclopaedia of Islam, Third Edition, Vol. II, Leiden: Brill, 2009. – P. 51–58
32. Bruinessen M.Van Veneration of Satan among the Ahl-e Haqq of Gûrân region // Fritillaria Kurdica (Bulletin of Kurdish studies), № 3, 4, Krakow: Institut of Oriental Studies Jagiellonian University, 2014. – P. 6–41
33. Crone P. The Nativist Prophets of Early Islamic Iran, NY: Cambridge University Press, 2012. – 566 p.
34. Dehqan M. An Ahl-i Haqq Kurdish Folio on the Music // Wiener Zeitschrift für die Kunde des Morgenlandes, Vol. 101, Vienna: Department of Oriental Studies, University of Vienna, 2011. – P. 69–74
35. Edmonds C. J. The beliefs and practices of the Ahl-i Haqq of Iraq // Iran, Vol. 7. London: British Institute of Persian Studies, 1969. – P. 89–101
36. Foltz R. Religions of Iran: From Prehistory to the Present, London: Oneworld, 2013. – 368 p.
37. Green N. Idiom, genre, and the politics of self-description on the peripheries of Persian // Green N., Searle-Chatterjee M. Religion, language, and power, London-NY: Routledge, 2008. – P. 202–219
38. Gunter M. M. Historical Dictionary of the Kurds, Second ed., Maryland: The Scarecrow Press, 2011. – 456 p.
39. Ivanow W. The Truth-Worshippers of Kurdistan. Ahl-i Haqq Texts, Leidan: E.J. Brill, 1953. – 448 p.
40. Khaksar M. Reincarnation as Perceived by the “People oh the Truth” // Iran and Caucasus, Vol.13, No.1, Leiden-Boston: Brill, 2009. – P. 117-123
41. Khismatulin A.A. Just a Step away from Paradise: Barzakh in the Ahl-i Haqq Teaching // Roads to Paradise: Eshatology and Concepts of the Hereafter in Islam, Vol. 2 / ed. by S. Günther, T. Lawson, Ch. Mauder, Leiden: Brill, 2017. – P. 689–700
42. Kreyenbroek Ph. G. Oral Literature of Iranian Languages: Kurdish, Pashto, Balochi, Ossetic, Persian and Tajik / Kreyenbroek P. G., Marzolph U., London-NY: I. B. Tauris, 2010. – 379 p.
43. Milani M. Sufism in the Secret History of Persia, London-NY: Routledge, 2013. – 256 p.
44. Minorsky V. Ahl-i Haqq // The Encyclopedia of Islam, New Edition, Leiden: E. J. Brill, 1986. –P. 260–263
45. Minorsky V. Notes sur la secte des Ahlé-Haqq // Revue du monde musulman, Vol. 40-41.Paris : Ernest Leroux, 1920. – P.19–97
46. Minorsky V. The Gūrān // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London, Vol. 11, No. 1, London: Cambridge University Press, 1943. – P. 75–103
47. Mir-Hosseini Z. Redefining the Truth: Ahl-i Haqq and the Islamic Republic of Iran // British Journal of Middle Eastern Studies, Vol. 21, No. 2, London: Taylor&Francis, 1994. – P. 211–228
48. Mir-Hosseini Z. Inner Truth and Outer History: The Two Worlds of the Ahl-i Haqq of Kurdistan // Int. J. of Middle East Studies, Vol. 26, No. 2, Cambridge University Press, 1994. – P. 267–285
49. Mir-Hosseini Z. Faith, Ritual and Culture among Ahl-e Haqq // Philip Kreyenbroek, Christine Allison. Kurdish Culture and Identity, London: Zed Press, 1996. – P. 111–134
50. Mokri M. Le «Secret Indicible» et la «Pierre Noire» en Perse dans la Tradition des Kurdes et des Lurs Fièles de Vérité (Ahl-I Ḥaqq), Paris: Lebrairie Orientale H. Samuellian, 1968. – 84 p.
51. Mokri M. Le kalām Gourani sur le cavalier au coursier gris, le dompteur du vent // Journal Asiatique 262, Paris: Société Asiatique, 1974. – P. 47–93
52. Mokri M. Cycle des Fidèles Compagnons à l'époque de Buhlūl: Études d'hérésiologie Islamiqueet de themes mythico-religieux iraniens, Paris: Klincksieck, 1974. – 72 p.
53. Mokri M. Sultan Sehak // The Encyclopedia of Islam, New Edition, Leiden: Brill, 1997. – P. 855–857
54. Moosa M. Extremist Shiites: The Ghulat Sects, NY: Syracuse University Press, 1988. – 580 p.
55. Omarhkhali Kh. Religious Minority in Kurdistan: Beyond the Mainstream, Wiesbaden: Harrassowitz Velag, 2014. – XXXVIII; 413 p.
56. Wilson S. G. Persian Life and Customs, with scenes and incidents of residence and travel in the land of the lion and the sun, Chicago: Student Missionary Campaign Library, 1895. – 366 p.
57. طبیبی حشمت الله. اهل حق// مجلۀ وحید، شمارۀ یازدهم، سال هفتم،۱۳۴۹. ص. ۱۱۶۶– ۱۵۵۱
58. مسلمیزاده محبوبه.بررسیوتحلیلآیینفرقه ی اهل حق // معرفت ادیان، سال پنجم، شماره چهارم، پیاپی ۲۰، پاییز،۱۳۹۳. ص.۴۷–۲۷
59. صفی زاده صدیق. مشاهیر اهل حق، تهران: شرکت افست «سهامی عام»،۱۳۶۰. ۲۲۴ ص
60. صفیزادهصدیق.نوشتههایپراکندهدربارۀیارسان(اهلحق)،تهران: خرمی،۱۳۶۱. ۲۵۵ ص.
61. مقدممسعودحلالى؛صفوتداربو.شاهلحق // دائرةالمعارفبزرگاسلامى،جلد ١٠،تهران: مركزدائرةالعارفبزرگاسلامى، ١٣٨٠. ص. ۴۶۷–۴۷۴
62. آقاجری سید هاشم؛ استهری هادی. نگاهی نو به آیین اهل حق با تکیه بر کتاب سرانجام // تاریخنامه خورزمی، فصلنامه علمی، سال اول، شماره دوم، تهران: دانشگاه خورزمی تهران، ۱۳۹۲. ص. ۱–۲۴

Электронные ресурсы
63. Hamzeh’ee M. Reza Fariborz. Ahl-e Haqq II. Initiation ritual [Электронный ресурс] // Encyclopaedia Iranica, online edition, 2016. URL: http://www.iranicaonline.org/articles/ahl-e-haqq-ii-initiation-ritual (Дата обращения: 15.12.2016)
64. Iran: Human rights abuses against the Kurdish minority, London: Amnesty International [Электронный ресурс]// Amnesty International, 2008. URL: http://www.crin.org/en/docs/mde130882008eng.pdf (Дата обращения: 05.03.2017)
65. Kreyenbroek Ph. G. The Traditions of the Yezidis and Ahl-e Haqq as Evidence for Kurdish Cultural History [Электронный ресурс], 2006. URL: http://www.institutkurde.org/en/conferences/kurdish_studies_irbil_2006/Philip+KREYENBROEK.html (Дата обращения: 15.04.2017)
66. Religious Minority in Iran Asks Khamenei for Constitutional Protection [Электронный ресурс] // Center for Human Rights in Iran, 2016. URL: https://www.iranhumanrights.org/2016/06/yarsan/ (Дата обращения: 05.03.2017)
67. Sanjabi J. Once again self-immolation of two Yarasani followers in Kermanshah[Электронный ресурс], 2017. URL:http://www.yarsanmedia.org/ku/?p=4421(Дата обращения: 11.05.2017)
68. Sanjabi J. Yarsan and their beliefs, learn more about Yarsan in Iran [Электронный ресурс], 2016. URL: http://www.yarsanmedia.org/ku/?p=3084(Дата обращения: 20.01.2017)
69. Unhcr’s Eligibility Guidelines for Assessing the International Protection Needs of Asylum-Seekers from Iraq [Электронный ресурс], Geneva: United Nations High Commissioner for Refugees (UNHCR), August 2007. Р. 85 URL: http://www.unhcr.org/subsites/iraqcrisis/46dec4da2/unhcrs-eligibility-guidelines-assessing-international-protection-needs.html(Дата обращения: 05.03.2017)
70. Yadegari Y. Some of Yarsan followers victims due to discriminatory system of the Islamic regime of Iran [Электронный ресурс], 2017. URL: http://www.yarsanmedia.org/ku/?p=4434(Дата обращения: 11.03.2017)
71. قانون اساسی ایران جمهوری اسلامی ایران[Электронный ресурс].URL: http://rc.majlis.ir/fa/law/show/132239(Дата обращения: 05.03.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ