Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛИДЕРСТВЕ В РАЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КУЛЬТУРАХ

Работа №122621

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы97
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
52
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования социальных представлений о лидерстве в организационных культурах
1.1. Теория социальных представлений…………………………………………. 8
1.1.1. История исследования социальных представлений……………………….8
1.1.2. Структура социальных представлений………………………………….11
1.1.3.Проблематика и методы исследования социальных представлений….12
1.2. Лидер и менеджер
1.2.1. Социальные представления о лидерстве………………………………24
1.3 Организационная культура образовательного учреждения…………….28
1.3.1 Понятие организационной культуры…………………………………28
1.3.2 Основные подходы к изучению организационной культуры……….35
1.3.3 Организационная культура школы и вуза в современной России………38
1.4 Основные понятия и сущность теории поколений……………………….43
1.5 Выводы к Главе 1
Глава 2. Организация и методы исследования социальных представлений о лидерстве в организационных культурах школы и вуза………………………50
2.1. Организация исследования и описание выборки……………………………50
2.2. Задачи и гипотезы исследования…
2.3. Методы исследования
2.4. Математико–статистические методы обработки данных
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Анализ различий оценок организационной культуры школьников и студентов
3.2 Анализ различий в предпочитаемые организационных культурах школьников и студентов
3.3 Анализ различий в склонности к преодолениям норм и правил у школьников и студентов
3.4 Анализ различий в социальных представлениях у школьников и студентов
3.4.1 Анализ представлений студенческой среды
3.4.2 Анализ представлений школьной среды
Обсуждение результатов
Выводы
Заключение
Список использованных источников
Приложения


Актуальность исследования. Вся жизнь человека, как существа социального, протекает в социальном контексте. Он живет и действует в составе разнообразных организационных культур, начиная с учреждений, где занимаются воспитанием детей дошкольного возраста и заканчивая организацией, которую он избрал как постоянное место работы. Феномен лидерства напрямую связан с нахождением человека в организационных культурах в разные периоды его жизни, поскольку представления о лидерстве будут формироваться средой.
По нашему мнению, проблематика изучения социальных преставлений о лидерстве в школьной и студенческой организационных культурах и сравнение этих социальных представлений является актуальной. Подростковая школьная среда в своих представлениях о лидерстве, как правило, опирается на мнение, транслируемое родителями, учителями, средствами массовой информации и т.д., а значит и о природе власти. В тоже время в отличие от школьников, студенческая среда, опираясь уже непосредственно на свой жизненный опыт и систему ценностей, будет иметь собственную точку зрения на лидерство, а значит и на феномен власти в целом.
Таким образом, с помощью сопоставления представлений школьной и студенческой среды о лидерстве, можно выявить направление социального вектора развития парадигмы власти, лидерства. Данное исследование будет интересно для развития политических технологий и для понимания того, чего ждут новые поколения от общества, каким должен быть лидер с эффективной стратегией поведения.
Цель исследования: Изучение социальных представлений о лидерстве старших школьников и студентов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по данной проблеме.
2. Разработать программу исследования.
3. Выяснить тип организационных культур в группах школьников и студентов.
4. Создать анкету для выявления предпочитаемых черт лидера в группах школьников и студентов.
5. Измерить в группах школьников и студентов склонность к нонконформизму.
6. Выявить различия организационных культур школьников и студентов.
7. Выявить уровень склонности к преодолению норм и правил у школьников и студентов.
8. Выявить сходства и различия в социальных представлениях о лидерстве у школьников и студентов.
9. Обработать полученные данные.
10. Сформулировать выводы в соответствии с выдвинутыми гипотезами.
Объект исследования: школьники 10-11 класса ГБОУ № 185, студенты 4 курса факультета психологии СПбГУ.
Предмет исследования: Социальные представления о лидерстве старших школьников и студентов.
Гипотезы исследования:
1. Существуют различия в оценке существующей организационной культуры школьниками и студентами.
2. Существуют различия в предпочитаемых организационных культурах у школьников и студентов.
3. Студенты склонны к преодолению норм и правил в большей степени, чем школьники.
4. Студенты и школьники различаются по социальным представлениям о лидерстве.
Методики исследования:
1. Опросник «Диагностика корпоративной культуры» (OCAI, OrganizationalCultureAssessmentInstrument) К. Камерона и Р. Куинна.
2. Авторская анкета для выявления социальных представлений о лидерстве.
3. Опросник определения склонности к отклоняющемуся поведению (шкала склонности к преодолению норм и правил) (А.Н. Орел)


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное эмпирическое исследование и аналитический обзор литературы показали, что в целом социальные представления о лидерстве школьников и студентов совпадают, но с некоторыми тенденциями различий, которые могут лечь в основу гипотез новых исследований. Школьники предпочитают следовать за остроумным новатором, весьма самобытным и в тоже время отзывчивым и доброжелательным, учитывающим мнение последователей. Эти желания находят отголоски в видении ими своей идеальной организационной культуры – школьники стремятся к большей свободе и творческому началу, которая способна дать им Адхократия.
Студенты видят своим лидером конкурентно способную сильную личность, способную мыслить стратегически и быть социально эффективной. При этом отсутствие существенной разницы в сравнении реально существующей и идеальной организационной культуры у студентов наводит на несколько мыслей, а именно:
А) Студенты находят достаточно комфортной ту среду, в которой находятся в настоящий момент, а соответственно им важно чувствовать себя свободными. По-видимому, можно говорить о том, что студенты ожидают от своего лидера создания гармоничной атмосферы, дающей им ощущение свободы. Это предположение подкрепляется полученными нами сведениями о том, что студенты в большей степени склонны к нонконформизму, чем школьники;
Б) Организационная культура вуза может иметь более сложную структуру, а именно 3 субкультуры: студенческую (именно этим можно объяснить отсутствие желаний что-либо изменить в существующей среде, поскольку студенты живут своей самобытной субкультурой в составе общей организационной культуры), преподавательскую и административную.
Данные умозаключения будет интересно проверить в следующих исследованиях в данном русле.
Данное исследование можно развивать в следующих направлениях:
1. Расширение масштаба исследования, а именно включение в программу исследования других общеобразовательных и высших учебных заведений, причем не только в Санкт–Петербурге, но и других городах страны.
2. Расширение возрастного диапазона испытуемых, поскольку в проведенном нами исследовании возрастной диапазон респондентов может не в полной мере отражать различия двух поколений.
3. Сравнение социальных представлений всех агентов организационной среды, а именно школьников и учителей, а также студентов и преподавателей, и администрацию.
Практическое значение данной работы заключается в том, что она может способствовать построению обоснованных программ тренинга для школьников, студентов, учителей, преподавателей, представителей школьной и вузовской администрации. Результаты исследования могут использоваться также для создания программ подготовки современных лидеров, которым необходимо учитывать особенности поколений Y и Z, чтобы эффективно руководить ими.



1. Hellriegel, D., Slocum, J., andWoodman, R. Organizational Behavior, 9th edition. Cincinati,Ohio : South-West Publishing (Thomson), 2001. Ch.11. Leadership: Foundations. Chapter 12. Leadership: Contemporary Developments. (В русском переводе В.Мишучкова. Глава 11. Лидерство: Основы. С.322-352. Глава 12. Лидерство: Современные достижения. С.354-374)
2. Вив Шеклтон.Психология лидерства в бизнесе, СПб, «Питер», 2003г.
3. Tichy, N.M. The Leadership Engine: How Winning Companies Build Leaders at Every Level. Glenview, Ill.: Harper Business, 1997.
4. Поучительноевысказывание. Journal of Business Strategy, January/February 1998, 29-33.
5. Акофф Р. Л., Пурдехнад Дж Полезно различать менеджера и лидера // ПУСС. 2009. №1. С.92-94
6.Гениберг Т.В Современный менеджмент: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГУЭУ, 2010. – 12 с.
7.Виханский О.С., Наумов А. И.Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Экономистъ, 2003. — 478 с
8. Голдырева В. А.; Представления россиян о деловой этике: межпоколенные различия // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2014. №1 (17). С.112
9.Теорема Томаса и особенности конструирования социальной реальности через массовые коммуникации / Д.С. Хаустов // Социс. Социологические исследования. – Списание по акту № 341/2016. – 2012 . – № 7 . – С. 29-37 .
10. Почебут Л. Г., Газогареева Е. Н.: Социальные представления о неформальном лидерстве в организации // Организационная психология. 2015. №2. С.47
11. Moscovici, S. (1995). Social representations: Historical look. Journal of Psychology, 1, 3-19
12. Московичи С. «Социальная психология». СПб. Питер 2007.
13. Почебут Л. Г,Мейжес И. А «Социальная психология», СПб.Питер, 2010.
14.Abric J-C. A structural approach to social representations // Representations of the social: Bridging theoretical traditions / Ed. by K. Deaux, G. Philogène.
Oxford: BlackwellPublishers, 2001. P. 42–47.
15.Левченко Е. В., Продовикова А. Г. Сравнение возможностей количественных и качественных методов в исследовании социальных представлений (на примере изучения представлений о сознании и бессознательном) // Вестник ВятГУ. 2009. №4. С.80
16. Богомолова Н.Н., Стефананенко Т. Г. Контент- анализ.М. 1992 - с.29
17. Захарова И.В., Стрюков Г.А., Семантический дифференциал как метод иагностики учащимися педагога // Психологическая наука и образование, 1999, № 3-4, (30-35), С.1
19. Вебер Макс. Харизматическое господство // СоцИс. — 1988. — №5. — С. 68—78.
20. Москвичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психолог. журн.-Т.16. -1995; -№1. - с.3-19
21.Московичи С., Жодле Д. Социальное представление: феномены, концепт и теория // Соц. психология / под ред. С. Московичи. – СПб.Питер, 2007. – С. 372–394.
22. Abric J.C. Processes of Social Representations // Paper on social represen- tations. – 1996. – Vol. 5. – P. 77–113.
23. Bangerter A., Lehmann K. Serial reproduction as method for studying social representations // Papers on social representations. – 1997. – Vol. 6. – P. 141–154.
24. Moscovici S. Notes toward a description of social representations // Euro- pean Journal of Social Psychology. – 1988. – Vol. 3. – P. 211–250.
25. Moscovici S. The phenomenon of social representations // Social Represen- tations / R.M. Farr & S. Moscovici (eds.). Cambridge: CambridgeUniversityPress. – 1984. – P. 3–70.
26. Бовина И.Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие // Социолог. журн. – 2010. – No 3. – С. 5–20.
27. Гулевич О.А. Социальные представления о преступлениях в межличностной и массовой коммуникациях // Вопр. психологии. – No 4. – 2001. – С. 53–67.
28. Емельянова Т.П. Социальные представления – понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психолог. журн. – 2001. – Т. 22. – No 6. – С. 39–47.
29. Почебут Л.Г. Социальные общности. Психология толпы, социума, этноса. – СПб. Изд-во СПбУ, 2005.
30. Schwartz H., Davis S. Matching corporate culture and business strategy // Organizational dynamics. - 1981. - Summer. - P. 30
31.Jaques E. The changing culture of a factory. - New York: Dryden Press, 1952. - P. 251.
32. Кричевский Р.Л. Психология лидерства: Учебное пособие. - М.: Статут, 2007. – С. 542
33.Погребняк В.А. Культура организации как объект регулярного управления // Вопросы управления предприятием. - 2005. - № 1(13) - С. 59.
34. Карташова, Л. В. Организационное поведение: учеб. пособие. М.:ИНФРА-М, 2006. С.157
35.Соломанидина, Т. О. Организационная культура компании // Управление персоналом. 2003. С.456
36. Хмельницкая Н.И. Анализ понятия 'организационная культура' как подход к разработке её содержания // Вестник ЧелГУ. 2012. №3 (257).
37.Паршукова Галина Борисовна Основные подходы к изучению организационной культуры университета // Сибирский педагогический журнал. 2014. №6.
38. Грошев И. В., Емельянов П. В., Юрьев В. М. Организационная культура. – М.: ЮНИТИ, 2004. –С. 288
39.Малинин Е. Д. Организационная культура и эффективность бизнеса. Уч. пособ / Моск. Психолого-соц. ин-т. – Воронеж: НПО «МО- ДЭК», С.2004. – 368
40. Щербина С. В. Организационная культура в западной традиции: природа, логика формирования и функции // Социологические исследования. – 1996. – No7. – С. 47–55.
41. История теоретической социологии. – В 4-х т. – Т. 3. – М.: Из-во «Канон +» ОИ «Реабилитация»,С. 2002. – 445
42.Оучи У. Методы организации производства. Японский и американский подходы: Сокращ. пер. с англ. Уильям Оучи; Вступ. ст. Б. З. Мильнера– М.: Прогресс, С.1984. – 183
43. Катанаев Иван Иванович, Лига Марина Борисовна, Цикалюк Екатерина Владимировна Организационная культура вуза: методика исследования // Вестник ЗабГУ. 2012. №5. С.93 - 95.
44. Управление высшим учебным заведением / Под ред. С.Д. Резника, В.М. Филиппова. М.: ИНФРА-М, 2010. С.768
45. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб: Питер, 2001. С.320
46.А.Н. Асаул, М. А. Асаул, П. Ю. Ерофеев, М. П. Ерофеев "Культура организации: проблемы формирования и управления" СПб:Гуманистика, 2006.
47. Мир психологии: Психологический словарь: электр. словари. URL: http://psychology.net.ru (дата обращения: 15.05.2018).
48. Немов Р. С. Психологический словарь: словарь. С.-Петербург: изд-во Владос, 2007.С. 560
49.RuGenerations, Теория поколений в России: Основы Теории Поколений: online проект. URL: http://rugenerations.wordpress.com (дата обращения: 15.05.2018).
50.Trainings.ru, Теория поколений: online проект по управлению персоналом. URL: http://www.trainings.ru (дата обращения: 15.05.2018).
51. СидоренкоЕ. В. Матрицалидерства // Национальный психологически журнал. 2007. №1 (2).
52. Сидоренко Е.В. Профессиональное общение //Социальная психология общения: монография /под общ. ред. А.Л.Свенцицкого. М.: ИНФРА-М. 2017. С.123-155.
53. Теория поколений. Administrator, 2013/ http://sarssr.ru/content/teorija-pokolenij
54. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб: Речь, 2010.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ