Аннотация
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования социальных представлений о лидерстве в организационных культурах
1.1. Теория социальных представлений…………………………………………. 8
1.1.1. История исследования социальных представлений……………………….8
1.1.2. Структура социальных представлений………………………………….11
1.1.3.Проблематика и методы исследования социальных представлений….12
1.2. Лидер и менеджер
1.2.1. Социальные представления о лидерстве………………………………24
1.3 Организационная культура образовательного учреждения…………….28
1.3.1 Понятие организационной культуры…………………………………28
1.3.2 Основные подходы к изучению организационной культуры……….35
1.3.3 Организационная культура школы и вуза в современной России………38
1.4 Основные понятия и сущность теории поколений……………………….43
1.5 Выводы к Главе 1
Глава 2. Организация и методы исследования социальных представлений о лидерстве в организационных культурах школы и вуза………………………50
2.1. Организация исследования и описание выборки……………………………50
2.2. Задачи и гипотезы исследования…
2.3. Методы исследования
2.4. Математико–статистические методы обработки данных
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Анализ различий оценок организационной культуры школьников и студентов
3.2 Анализ различий в предпочитаемые организационных культурах школьников и студентов
3.3 Анализ различий в склонности к преодолениям норм и правил у школьников и студентов
3.4 Анализ различий в социальных представлениях у школьников и студентов
3.4.1 Анализ представлений студенческой среды
3.4.2 Анализ представлений школьной среды
Обсуждение результатов
Выводы
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Актуальность исследования. Вся жизнь человека, как существа социального, протекает в социальном контексте. Он живет и действует в составе разнообразных организационных культур, начиная с учреждений, где занимаются воспитанием детей дошкольного возраста и заканчивая организацией, которую он избрал как постоянное место работы. Феномен лидерства напрямую связан с нахождением человека в организационных культурах в разные периоды его жизни, поскольку представления о лидерстве будут формироваться средой.
По нашему мнению, проблематика изучения социальных преставлений о лидерстве в школьной и студенческой организационных культурах и сравнение этих социальных представлений является актуальной. Подростковая школьная среда в своих представлениях о лидерстве, как правило, опирается на мнение, транслируемое родителями, учителями, средствами массовой информации и т.д., а значит и о природе власти. В тоже время в отличие от школьников, студенческая среда, опираясь уже непосредственно на свой жизненный опыт и систему ценностей, будет иметь собственную точку зрения на лидерство, а значит и на феномен власти в целом.
Таким образом, с помощью сопоставления представлений школьной и студенческой среды о лидерстве, можно выявить направление социального вектора развития парадигмы власти, лидерства. Данное исследование будет интересно для развития политических технологий и для понимания того, чего ждут новые поколения от общества, каким должен быть лидер с эффективной стратегией поведения.
Цель исследования: Изучение социальных представлений о лидерстве старших школьников и студентов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по данной проблеме.
2. Разработать программу исследования.
3. Выяснить тип организационных культур в группах школьников и студентов.
4. Создать анкету для выявления предпочитаемых черт лидера в группах школьников и студентов.
5. Измерить в группах школьников и студентов склонность к нонконформизму.
6. Выявить различия организационных культур школьников и студентов.
7. Выявить уровень склонности к преодолению норм и правил у школьников и студентов.
8. Выявить сходства и различия в социальных представлениях о лидерстве у школьников и студентов.
9. Обработать полученные данные.
10. Сформулировать выводы в соответствии с выдвинутыми гипотезами.
Объект исследования: школьники 10-11 класса ГБОУ № 185, студенты 4 курса факультета психологии СПбГУ.
Предмет исследования: Социальные представления о лидерстве старших школьников и студентов.
Гипотезы исследования:
1. Существуют различия в оценке существующей организационной культуры школьниками и студентами.
2. Существуют различия в предпочитаемых организационных культурах у школьников и студентов.
3. Студенты склонны к преодолению норм и правил в большей степени, чем школьники.
4. Студенты и школьники различаются по социальным представлениям о лидерстве.
Методики исследования:
1. Опросник «Диагностика корпоративной культуры» (OCAI, OrganizationalCultureAssessmentInstrument) К. Камерона и Р. Куинна.
2. Авторская анкета для выявления социальных представлений о лидерстве.
3. Опросник определения склонности к отклоняющемуся поведению (шкала склонности к преодолению норм и правил) (А.Н. Орел)
Проведенное эмпирическое исследование и аналитический обзор литературы показали, что в целом социальные представления о лидерстве школьников и студентов совпадают, но с некоторыми тенденциями различий, которые могут лечь в основу гипотез новых исследований. Школьники предпочитают следовать за остроумным новатором, весьма самобытным и в тоже время отзывчивым и доброжелательным, учитывающим мнение последователей. Эти желания находят отголоски в видении ими своей идеальной организационной культуры – школьники стремятся к большей свободе и творческому началу, которая способна дать им Адхократия.
Студенты видят своим лидером конкурентно способную сильную личность, способную мыслить стратегически и быть социально эффективной. При этом отсутствие существенной разницы в сравнении реально существующей и идеальной организационной культуры у студентов наводит на несколько мыслей, а именно:
А) Студенты находят достаточно комфортной ту среду, в которой находятся в настоящий момент, а соответственно им важно чувствовать себя свободными. По-видимому, можно говорить о том, что студенты ожидают от своего лидера создания гармоничной атмосферы, дающей им ощущение свободы. Это предположение подкрепляется полученными нами сведениями о том, что студенты в большей степени склонны к нонконформизму, чем школьники;
Б) Организационная культура вуза может иметь более сложную структуру, а именно 3 субкультуры: студенческую (именно этим можно объяснить отсутствие желаний что-либо изменить в существующей среде, поскольку студенты живут своей самобытной субкультурой в составе общей организационной культуры), преподавательскую и административную.
Данные умозаключения будет интересно проверить в следующих исследованиях в данном русле.
Данное исследование можно развивать в следующих направлениях:
1. Расширение масштаба исследования, а именно включение в программу исследования других общеобразовательных и высших учебных заведений, причем не только в Санкт–Петербурге, но и других городах страны.
2. Расширение возрастного диапазона испытуемых, поскольку в проведенном нами исследовании возрастной диапазон респондентов может не в полной мере отражать различия двух поколений.
3. Сравнение социальных представлений всех агентов организационной среды, а именно школьников и учителей, а также студентов и преподавателей, и администрацию.
Практическое значение данной работы заключается в том, что она может способствовать построению обоснованных программ тренинга для школьников, студентов, учителей, преподавателей, представителей школьной и вузовской администрации. Результаты исследования могут использоваться также для создания программ подготовки современных лидеров, которым необходимо учитывать особенности поколений Y и Z, чтобы эффективно руководить ими.
1. Hellriegel, D., Slocum, J., andWoodman, R. Organizational Behavior, 9th edition. Cincinati,Ohio : South-West Publishing (Thomson), 2001. Ch.11. Leadership: Foundations. Chapter 12. Leadership: Contemporary Developments. (В русском переводе В.Мишучкова. Глава 11. Лидерство: Основы. С.322-352. Глава 12. Лидерство: Современные достижения. С.354-374)
2. Вив Шеклтон.Психология лидерства в бизнесе, СПб, «Питер», 2003г.
3. Tichy, N.M. The Leadership Engine: How Winning Companies Build Leaders at Every Level. Glenview, Ill.: Harper Business, 1997.
4. Поучительноевысказывание. Journal of Business Strategy, January/February 1998, 29-33.
5. Акофф Р. Л., Пурдехнад Дж Полезно различать менеджера и лидера // ПУСС. 2009. №1. С.92-94
6.Гениберг Т.В Современный менеджмент: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГУЭУ, 2010. – 12 с.
7.Виханский О.С., Наумов А. И.Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Экономистъ, 2003. — 478 с
8. Голдырева В. А.; Представления россиян о деловой этике: межпоколенные различия // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2014. №1 (17). С.112
9.Теорема Томаса и особенности конструирования социальной реальности через массовые коммуникации / Д.С. Хаустов // Социс. Социологические исследования. – Списание по акту № 341/2016. – 2012 . – № 7 . – С. 29-37 .
10. Почебут Л. Г., Газогареева Е. Н.: Социальные представления о неформальном лидерстве в организации // Организационная психология. 2015. №2. С.47
11. Moscovici, S. (1995). Social representations: Historical look. Journal of Psychology, 1, 3-19
12. Московичи С. «Социальная психология». СПб. Питер 2007.
13. Почебут Л. Г,Мейжес И. А «Социальная психология», СПб.Питер, 2010.
14.Abric J-C. A structural approach to social representations // Representations of the social: Bridging theoretical traditions / Ed. by K. Deaux, G. Philogène.
Oxford: BlackwellPublishers, 2001. P. 42–47.
15.Левченко Е. В., Продовикова А. Г. Сравнение возможностей количественных и качественных методов в исследовании социальных представлений (на примере изучения представлений о сознании и бессознательном) // Вестник ВятГУ. 2009. №4. С.80
16. Богомолова Н.Н., Стефананенко Т. Г. Контент- анализ.М. 1992 - с.29
17. Захарова И.В., Стрюков Г.А., Семантический дифференциал как метод иагностики учащимися педагога // Психологическая наука и образование, 1999, № 3-4, (30-35), С.1
19. Вебер Макс. Харизматическое господство // СоцИс. — 1988. — №5. — С. 68—78.
20. Москвичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психолог. журн.-Т.16. -1995; -№1. - с.3-19
21.Московичи С., Жодле Д. Социальное представление: феномены, концепт и теория // Соц. психология / под ред. С. Московичи. – СПб.Питер, 2007. – С. 372–394.
22. Abric J.C. Processes of Social Representations // Paper on social represen- tations. – 1996. – Vol. 5. – P. 77–113.
23. Bangerter A., Lehmann K. Serial reproduction as method for studying social representations // Papers on social representations. – 1997. – Vol. 6. – P. 141–154.
24. Moscovici S. Notes toward a description of social representations // Euro- pean Journal of Social Psychology. – 1988. – Vol. 3. – P. 211–250.
25. Moscovici S. The phenomenon of social representations // Social Represen- tations / R.M. Farr & S. Moscovici (eds.). Cambridge: CambridgeUniversityPress. – 1984. – P. 3–70.
26. Бовина И.Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие // Социолог. журн. – 2010. – No 3. – С. 5–20.
27. Гулевич О.А. Социальные представления о преступлениях в межличностной и массовой коммуникациях // Вопр. психологии. – No 4. – 2001. – С. 53–67.
28. Емельянова Т.П. Социальные представления – понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психолог. журн. – 2001. – Т. 22. – No 6. – С. 39–47.
29. Почебут Л.Г. Социальные общности. Психология толпы, социума, этноса. – СПб. Изд-во СПбУ, 2005.
30. Schwartz H., Davis S. Matching corporate culture and business strategy // Organizational dynamics. - 1981. - Summer. - P. 30
31.Jaques E. The changing culture of a factory. - New York: Dryden Press, 1952. - P. 251.
32. Кричевский Р.Л. Психология лидерства: Учебное пособие. - М.: Статут, 2007. – С. 542
33.Погребняк В.А. Культура организации как объект регулярного управления // Вопросы управления предприятием. - 2005. - № 1(13) - С. 59.
34. Карташова, Л. В. Организационное поведение: учеб. пособие. М.:ИНФРА-М, 2006. С.157
35.Соломанидина, Т. О. Организационная культура компании // Управление персоналом. 2003. С.456
36. Хмельницкая Н.И. Анализ понятия 'организационная культура' как подход к разработке её содержания // Вестник ЧелГУ. 2012. №3 (257).
37.Паршукова Галина Борисовна Основные подходы к изучению организационной культуры университета // Сибирский педагогический журнал. 2014. №6.
38. Грошев И. В., Емельянов П. В., Юрьев В. М. Организационная культура. – М.: ЮНИТИ, 2004. –С. 288
39.Малинин Е. Д. Организационная культура и эффективность бизнеса. Уч. пособ / Моск. Психолого-соц. ин-т. – Воронеж: НПО «МО- ДЭК», С.2004. – 368
40. Щербина С. В. Организационная культура в западной традиции: природа, логика формирования и функции // Социологические исследования. – 1996. – No7. – С. 47–55.
41. История теоретической социологии. – В 4-х т. – Т. 3. – М.: Из-во «Канон +» ОИ «Реабилитация»,С. 2002. – 445
42.Оучи У. Методы организации производства. Японский и американский подходы: Сокращ. пер. с англ. Уильям Оучи; Вступ. ст. Б. З. Мильнера– М.: Прогресс, С.1984. – 183
43. Катанаев Иван Иванович, Лига Марина Борисовна, Цикалюк Екатерина Владимировна Организационная культура вуза: методика исследования // Вестник ЗабГУ. 2012. №5. С.93 - 95.
44. Управление высшим учебным заведением / Под ред. С.Д. Резника, В.М. Филиппова. М.: ИНФРА-М, 2010. С.768
45. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб: Питер, 2001. С.320
46.А.Н. Асаул, М. А. Асаул, П. Ю. Ерофеев, М. П. Ерофеев "Культура организации: проблемы формирования и управления" СПб:Гуманистика, 2006.
47. Мир психологии: Психологический словарь: электр. словари. URL: http://psychology.net.ru (дата обращения: 15.05.2018).
48. Немов Р. С. Психологический словарь: словарь. С.-Петербург: изд-во Владос, 2007.С. 560
49.RuGenerations, Теория поколений в России: Основы Теории Поколений: online проект. URL: http://rugenerations.wordpress.com (дата обращения: 15.05.2018).
50.Trainings.ru, Теория поколений: online проект по управлению персоналом. URL: http://www.trainings.ru (дата обращения: 15.05.2018).
51. СидоренкоЕ. В. Матрицалидерства // Национальный психологически журнал. 2007. №1 (2).
52. Сидоренко Е.В. Профессиональное общение //Социальная психология общения: монография /под общ. ред. А.Л.Свенцицкого. М.: ИНФРА-М. 2017. С.123-155.
53. Теория поколений. Administrator, 2013/ http://sarssr.ru/content/teorija-pokolenij
54. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб: Речь, 2010.