Введение 3
Глава 1 . Авиационный терминал как субъект коммуникации 10
1.1. Коммуникационная стратегия авиационного терминала. 11
1.2. Специфика услуги авиационного терминала 18
1.3. Инструменты реализации коммуникационной политики авиационного терминала 28
Глава 2 . Коммуникационная политика аэропорта Пулково 35
2.1. Направления коммуникационной политики аэропорта Пулково 35
2.2. Коммуникационный аудит аэропорта Пулково за период
2015-2016 45
2.3. Разработка рекомендаций по отдельным направлениям коммуникационной политики аэропорта Пулково. 58
Заключение. 64
Список источников и литературы. 66
Приложения. 77
Возрастающая конкурентная среда, развитие глобальной маршрутной сети, проведение международных спортивных и деловых мероприятий, введение единых стандартов качества и другие важные факторы стимулируют современные аэропортовые предприятия к постоянному совершенствованию своих услуги и применению самых передовых технологий обслуживания. Помимо поддержания и увеличения пассажиропотока, аэропорты развивают сервис грузоперевозок и неавиационную коммерческую деятельность, повышают уровень сервиса для пассажиров, создавая для него благоприятную внутреннюю и внешнюю среду, делая его пребывание в терминале максимально приятным и комфортным. Российские аэропорты сегодня входят в число крупнейших аэропортов Европы, некоторые из них периодически являются победителями и призерами международных конкурсов и занимают строчки профессиональных мировых рейтингов оценки качества обслуживания.
Тем не менее, до сих пор существует ряд барьеров, не позволяющих многим российским авиаузлам конкурировать с другими аэропортами на международном уровне. Затянувшийся экономический кризис в стране, низкая культура потребления, низкий уровень авиационной подвижности населения (Прил.1), визовые барьеры, значительное отставание терминалов в техническом обеспечении, жесткое законодательное регулирование деятельности–эти факторы внешней среды затрудняют процесс привлечения новых перевозчиков, и, как следствие, препятствуют выходу на новые рынки. Но помимо внешних барьеров, до сих пор актуальными остаются внутренние проблемы, связанные с низким уровнем коммуникационного обслуживания в аэропорту (плохая организация каналов обратной связи, отсутствие ориентации на потребительские нужды и желания, низкое качество информирования в терминалах, низкое качество подготовки сотрудников аэропортовых служб и служб безопасности, проблемы организации досуга, навигационные проблемы и пр). Дело в том, что коммуникационные процессы являются сегодня важнейшей составляющей в работе любой организации, поскольку коммуникации - обмен информацией между людьми, способ получения знаний, а значит - ценный элемент обеспечения эффективности деятельности предприятия. Коммуникации, нацеленные на нужды и желания потребителя – ключ к успеху и признанию в глазах общественности. Данная работа посвящена рассмотрению современного авиационного терминала с точки зрения его коммуникационной активности. Автор уделяет особое внимание необходимости создания на предприятии стратегии коммуникационного развития, именуемой в дальнейшем как «коммуникационная политика», цель которой понять, как нужно взаимодействовать с общественностью, чтобы быть наиболее клиентоориентированным и конкурентоспособным на рынке.
Статистика показывает, что в нашей стране на сегодня существует ряд предпосылок для повышения качества коммуникационного обслуживания предприятий аэропортовой отрасли. Прежде всего, они связаны со следующими изменениями:
• В связи с трансформацией социально-экономической ситуации в стране сокращается процент пассажиров, летающих за рубеж, и наблюдается значительный рост внутренних пассажирских перевозок (за 2015 перевозки по России выросли на 14,6%, а за границу – снизились на 13,8%);
• Возрастает популярность внутреннего туризма в стране;
• Растет необходимость подготовки аэропортовых предприятий к крупным спортивным мероприятиям (Чемпионат мира по хоккею 2016, Чемпионат мира по футболу 2018, в прошлом – XXII Зимние олимпийские игры в Сочи 2014);
• Перегруженность аэропортов московского авиационного узла и очевидная зависимость маршрутной сети от центрального региона подталкивают аэропортовых операторов к формированию пересадочных узлов (хабов) в регионах;
• Повышаются требования к культуре обслуживания на предприятиях сферы авиационных услуг, основной акцент смещается в сторону ориентации на ценности, комфорт, индивидуализацию во взаимодействии с пассажирами.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время большинство игроков на рынке аэропортовых услуг страны не уделяют достаточного внимания своей коммуникационной деятельности, ориентируясь в основном лишь на развитие спектра авиационных услуг. Но с течением времени меняются запросы и предпочтения аудитории, аэропорты, вступая в конкурентную борьбу, стремятся обеспечить все большие объемы пассажиропотока, коммуникации полностью переходят в пространство
Web 3.0 и возрастает необходимость создавать высококачественный контент и поддерживать благоприятный информационный фон вокруг. На сегодняшний день коммуникации такого типа базисного субъекта, как авиационный терминал, являются малоизученными. Полный и системный анализ коммуникационного поведения базисного субъекта исследования поможет определить недостатки текущей коммуникационной активности предприятия, найти возможности для формирования качественных процессов взаимодействия с аудиторией, и, возможно, станет полезной и практически-применимой мерой для повышения эффективности его деятельности.
Таким образом, проблема для исследования формируется следующим образом: отсутствие ценностно-ориентированной модели коммуникаций современного авиационного предприятия.
Цель выпускной квалификационной работы: выявление принципов формирования коммуникационных процессов современных аэропортовых предприятий как самостоятельных бизнес-субъектов.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• Рассмотреть теоретические аспекты коммуникаций и коммуникационной политики;
• Изучить современное состояние рынка аэропортовых предприятий в России;
• Проанализировать инструменты коммуникационной политики современных аэропортов;
• Провести коммуникационный аудит базисного субъекта и определить недостатки коммуникационной политики предприятия;
• На основе полного анализа полученных данных разработать рекомендации по усовершенствованию качества коммуникационной политики аэропорта Пулково.
Хронологические рамки исследования охватывают период 2015 – 2016 годов, который дает возможность изучить процесс формирования и выстраивания новой модели коммуникационной деятельности аэропорта Пулково после продолжительного процесса модернизации терминальной инфраструктуры (2011-2015).
Объект исследования: коммуникационные процессы современных аэропортовых предприятий. Предмет исследования: анализ коммуникационной политики авиационного терминала на предмет эффективности и удовлетворенности клиентов.
Основой научной гипотезы станет предположение о том, что введение программы коммуникационного развития в деятельность аэропортового предприятия сможет значительно улучшить качество его коммуникационной и информационной среды.
Теоретические методы исследования: вторичный анализ документов, абстрагирование, обобщение. Эмпирические методы исследования:
• метод включенного наблюдения вPR-деятельность базисного субъекта;
• экспертное интервью;
• мониторинг СМИ;
• неформализованный анализ документов;
• контент-анализ внутренней документации компании, материалов СМИ;
• SWOT-анализ базисного субъекта(применительно к его коммуникационной среде).
Теоретико-методологическая основа исследования. На сегодняшний день существует ряд научных работ, посвященных проблемам, связанным с коммуникационной политикой. Среди зарубежных авторов стоит выделить такие ключевые фигуры, как Ф. Котлер, С. Мориарти, Д. Бернет, Л. Перси, Д. Росситер, Дж. Грюниг, К. Берри, среди отечественных авторов наиболее известными считаются работы Е.Н. Голубковой, В.Л. Музыканта, В.В. Синяева, В.П. Федько, Ф.Г. Панкратова и др. За время написания работы было проанализировано свыше 94 источников, из них: 21 теоретическая работа, 9 законов и постановлений, 34 исследовательских и практико-ориентированных статей, 31 Интернет-ресурс.
Эмпирическую базу исследования составили:
• документальные источники (Федеральные законы и постановления Правительства: Воздушный кодекс Российской Федерации, стратегия развития Северо-Западного региона, Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года; официальные и неофициальные (внутренние) документы аэропорта Пулково;
• PR-источники – внутренние и внешние продукты коммуникации аэропорта Пулково;
• медиа-источники (информация о базисном субъекте в СМИ);
• материалы социологического исследования, проведенного автором, а также материалы качественных исследований (экспертного интервью);
• материалы мониторинга информационной среды.
Научная новизна работы определяется как постановкой проблемы, так и полученными результатами. Элементы новизны могут быть сформированы исходя из следующих положений:
• в работе поднимается проблема формирования коммуникационной политики современного авиационного терминала, тема, которая на данный момент очень слабо изучена в научной литературе;
• подробно изучаются направления деятельности современного аэропортового предприятия, рассматриваются ключевые группы общественности и основные каналы коммуникаций с ними;
• анализируется работа PR-службы базисного субъекта исследования (авиационного терминала), выявляются слабые и сильные стороны в его коммуникационной деятельности, а также предлагаются специальные меры по повышению качества коммуникационного обслуживания в аэропорту.
Структура работы определяется целями и задачами исследования. В работе содержится введение, две главы из шести параграфов, заключение, список литературы и раздел с приложениями.
Высокий уровень конкуренции на современном рынке заставляет компании вкладывать особые усилия в разработку наиболее оптимальной комплексной коммуникационной политики, охватывающей все сферы жизни предприятия. Система корпоративных коммуникаций сегодня является одним из основных факторов, определяющих как текущую эффективность деятельности того или иного субъекта рынка, так и его дальнейшее стратегическое развитие. В соответствии с этим, разработка коммуникационной политики – важная часть жизнедеятельности любой организации, требующая особого внимания, детализированности, тонкости подхода, корреляции с ключевыми стратегическими, тактическими, оперативными и бизнес-целями компании.
В рамках исследования автором были рассмотрены теоретические аспекты коммуникационной политики, было изучено современное состояние российского рынка аэропортовых предприятий, кроме того, были проанализированы инструменты коммуникаций современных аэропортов. Практическая часть исследования заключалась в проведении коммуникационного аудита, включившего в себя репутационный, медиа-аудит и аудит коммуникационных процессов базисного субъекта. Итогом исследования стало выявление слабых сторон коммуникационной деятельности аэропорта Пулково и формулировка ряда практических рекомендаций в целях повышения эффективности текущей коммуникационной политики предприятия.
В качестве основных проблем деятельности аэропорта Пулково были отмечены: недостаточность проработки политики в области качества, слабая представленность первого лица компании в медиасфере, недостаточность проработки системы оценки эффективности PR-деятельности, проблема восприятия образа бренда в глазах общественности, недостаточность подготовки внутренних кадров компании, взаимодействующих с пользователями услуг напрямую, недостаточность разработки политики в области корпоративной социальной ответственности.
Для оценки качества обслуживания в аэропорту автором был проведен опрос реальных пользователей услуг аэропорта Пулково. По итогам данных, полученных от респондентов, автор пришел к выводу, что в настоящее время большая часть пассажиров удовлетворена услугами и работой аэропорта Санкт-Петербурга. Тем не менее, существует определенный ряд слабых аспектов деятельности предприятия, решение которых невозможно без проведения регулярного мониторинга, аудита внутреннего и внешнего информационного поля.
В данной работе были использованы качественные и количественные методы исследования - экспертное интервью, контент-анализ внутренних документов компании, неформализованный анализ документов, мониторинг средств массовой информации, SWOT-анализ коммуникационной среды. Проведенный анализ показал, что успешность коммуникационной деятельности базисного субъекта в значительной степени зависима от высокого качества операционной деятельности в аэропорту, связанной с процессами обслуживания пассажиров. В связи с этим, автор посчитал необходимым предложить практические рекомендации, затрагивающие как коммуникационную политику аэропорта, так и его текущую операционную деятельность.
1. Алешина И.В. Поведение потребителей. Учебное пособие. М.: Экономистъ, 2006. — 525 с.
2. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 216 с.
3. Березин И. Что мы покупаем. Крупнейшие потребительские рынки России [Электронный ресурс] / Учебное пособие. М., 2010. —Режим доступа: http://t5n.ru/8104-krupneyshie-potrebitelskie-rynki-rossii-obem-dinamika-perspektivy-doklad-rossiyskomu-biznesu/
4. Буари Ф.А. Паблик рилейшенз, или стратегия доверия. Учебное пособие, М.,2001.
5. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник для вузов по направлению и специальности «Менеджмент». М.: Гардарика, 2000.
6. Даулинг Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности. М., 2003.
7. Костромина Е.В Авиатранспортный маркетинг: Учебное пособие, М.: ИНФРА-М, 2012., 348 с.
8. Козюба О. А. Маркетинговый анализ рынка авиатранспортных услуг регионального аэропорта // Молодой ученый. — 2015. — №10.2. — С. 117-121.
9. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. — СПб.: Питер, 1998. — С.699.
10. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 519 с.
11. Моисеева А.П. Коммуникационный менеджмент: учебное пособие - Институт культуры и глобализации Ольборгского университета, 2011. - 252 с.
12. Оськин И. Принципы создания успешной коммуникации. – М.: Феникс, 2010.
13. Потолокова М. О. Формирование поведения фирмы в меняющейся среде и механизмы его реализации, Инвестиции и форма инновационной стратегии развития России / под ред. А. В. Бабкина. СПб.: Издательство Политехнического университета, 2006.
14. Сальникова Л.С. Репутационный менеджмент. Современные подходы и технологии: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013.
15. Сергеев А.М., Бойченко Е. А. Поведение потребителей. Серия: Полный курс MBA. – М.: Издательство: Эксмо, 2006 г., - с. 320.
16. Смит П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга», учебное пособие, издательство 000 «Юнити-Дана», 2001. – 415 С.
17. Шульц Д., Барнс Б. Стратегические бренд-коммуникационные кампании, М., 2003, 512 с.
18. Bitner M., Zeithaml V. Services marketing. — Massachusetts, 1996.
19. Carroll A. Corporate social responsibility: evolution of definitional construct. — Business and Society, 1999. C. 268—295.
20. Carroll A. The Pyramid of Corporate Social Responsibility: Toward the Moral Management ofOrganizational Stakeholders // Business Horizons 34 (4) 1991.C. 39—48.
21. Todd Hunt, James E. Grunig. Public Relations Techniques // Hbj College & School Div, 1997.
Интернет-источники:
1. Андреев А.В. Концепция формирования конкурентоспособного хаба на базе московского авиаузла и особенностей ее реализации [Электронный ресурс]: журнал «Транспортное дело России», №7/2011. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-formirovaniya-konkurentosposobnogo-haba-na-baze-moskovskogo-aviauzla-i-osobennosti-eyo-realizatsii
2. Андреев А.В. Организация «хабов» как инструмент достижения синергетического эффекта во взаимодействии авиакомпании и аэропорта // Вестник МГТУ ГА. 2005. №14.
3. Арсентьев А. Обзор: ИТ в авиации 2014 [Электронный ресурс]: электронное издание CNews, 2014.
4. Вильде Т. Открыть небо [Электронный ресурс]// журнал «Эксперт Северо-Запад» №42-43 (589), 2012. URL: http://expert.ru/northwest/2012/43/otkryit-nebo/
5. Багриян Ю.В. Система внутрифирменного образования как фактор профессиональной социализации: обоснование социальных задач и технологий (на примере ОАО «Аэропорт Пулково») [Электронный ресурс]: Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена №101/2009. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sistema-vnutrifirmennogo-obrazovaniyakakfaktorprofessionalnoysotsializatsiiobosnovanie-sotsialnyh-zadach-i-tehnologiy-na-primere
6. Боткина Л.В. Формирование и развитие индустрии туризма и отдыха мегаполиса: На примере Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]: диссертация, 2006. URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-i-razvitie-industrii-turizma-i-otdykha-megapolisa-na-primere-sankt-peterburga
7. Волкова Л.П. Концепция развития московских аэропортов как «аэропортов-хабов» [Электронный ресурс]: журнал «Вестник МГТУ», №146/2009. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-razvitiya-moskovskih-aeroportov-kak-aeroportov-habov
8. Горбачова О.Н. Модель рациональных ожиданий и возможности ее использования в управлении современными аэропортам [Электронный ресурс]: журнал «Актуальные проблемы экономики и права», выпуск № 3 (27) / 2013. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/model-ratsionalnyh-ozhidaniy-i-vozmozhnosti-ee-ispolzovaniya-v-upravlenii-sovremennymi-aeroportami
9. Демидова Е. «Иллюзия хаба» [Электронный ресурс]// журнал «Эксперт ONLINE» , июнь 2015 г. URL: http://expert.ru/siberia/2015/28/illyuziya-haba/
10. Деловой Петербург «Что мешает Пулково стать хабом» [Электронный ресурс]: URL: http://www.dp.ru/a/2015/12/21/Pulkovo_terjaet_Rossiju/
11. Джамбинова Т.С. Разработка коммуникационной стратегии продвижения товара в сети Интернет [Электронный ресурс]//Национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики». URL: http://studydoc.ru/doc/680344/razrabotka-kommunikacionnoj-strategii-prodvizheniya-tovara-v
12. Домокурова М.О. Расширение неавиационной деятельности в аэропортах [Электронный ресурс]// журнал «Вестник МГТУ», №143/2009. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rasshirenie-neaviatsionnoy-deyatelnosti-v-aeroportah
13. Иванов В.М. Об аэропортах России [Электронный ресурс]: журнал «Пространство и Время», №3/2013. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ob-aeroportah-rossii
14. Карнаухова Н.А. Управление коммуникационно-репутационным полем организации [Электронный ресурс]: Вестник Томского государственного университета, 2014. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-kommunikatsionno-reputatsionnym-polem-organizatsii
15. Кизим А.А., Толстолуцкая Е.О. Трансграничная логистика в контексте развития маркетинговых коммуникаций [Электронный ресурс]: региональный журнал «Экономика устойчивого развития», 2013. URL: http://estdevel.hol.es/doc/public/2013/ru/14_2013.pdf#page=100
16. Кутепова Г.Н. Аэропорты России: современные тенденции развития и перспективы развития [Электронный ресурс]// Транспортное дело России, №3, 2010. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/aeroporty-rossii-sovremennye-tendentsii-i-perspektivy-razvitiya
17. Ляпоров В. Обратная связь. Аудит и оценка нематериального актива в системе марке-тинговых коммуникаций// [Электронный ресурс]: URL: http://www.businessmagazine.ru
18. Иванов В.В., Кузнецов А.В. Стратегии формирования московского хаба на основе международных технологий создания крупных авиаузлов [Электронный ресурс]//электронный журнал «Взлет», 2016 г. URL: http://take-off.ru/main
19. Окулов В. Повысить позиции России [Электронный ресурс]//электронный журнал «Транспортная стратегия XXI век", №17, 2012 г. URL: http://www.sovstrat.ru/journals/transportnaya-strategiya-21-vek/articles/st-trans17-3.html
20. О мерах для российской авиации [Электронный ресурс] / «Левада-центр», аналитический центр Юрия Левады. – М., 2003 – 2014. Режим доступа: http://www.levada.ru/new/12-10-2011/o-merakh-dlya-rossiiskoi-aviatsii , свободный.
21. Павленко А.В., Анализ особенностей формирования эффективного комплекса маркетинговых коммуникаций издательских компаний в условиях перехода к коммуникационной концепции маркетинга» [Электронный ресурс]: Научная периодика: проблемы и решения, №1/2012 http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-osobennostey-formirovaniya-effektivnogo-kompleksa-marketingovyh-kommunikatsiy-izdatelskih-kompaniy-v-usloviyah-perehoda-k
22. Плотников Н.И., Базовые принципы разработки национальных транспортных стратегий и отраслевых стратегий на примере воздушного транспорта [Электронный ресурс]: журнал «Транспортное строительство», 2010. URL: http://aviam.org/am_library/2010_ntt_2.pdf
23. Попкова Е.Г. Коммуникативная политика в системе маркетинга [Электронный ресурс]// сайт КИС, 2016 г. URL: http://www.cis2000.ru/Budgeting/Mailing/politika.shtml
24. Потолокова М. О. Использование метода обобщенного анализа при оценке эффективности рекламы // Вестник ИНЖЭКОНА: научный журнал. Серия: Экономика. Выпуск 6(41). СПб.: СПбГИЭУ, 2010.
25. Потенциалы развития авиационных хабов в России [Электронный ресурс]: Национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики», 2013. URL:
https://www.hse.ru/data/2013/06/21/1286711136/%D0%94%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0_TSOY.pdf
26. Придворова А.А. Тенденции развития аэропортов как объектов логистической инфраструктуры [Электронный ресурс]// НИУ ВШЭ, Москва, 2010. URL: http://publications.hse.ru/articles/64477134
27. Резина Н.А, Кузьмина Е.В. Современные проблемы управления государственным имуществом аэропортов [Электронный ресурс]: Вестник Омской Юридической Академии №1/2015. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyeproblemyupravleniyagosudarstvennym-imuschestvom-aeroportov
28. Тенденции формирования и развития аэропортов-хабов в России, [Электронный ресурс]: Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, выпуск № 98 / 2014. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-formirovaniya-i-razvitiya-aeroportov-habov-v-rossii
29. Тельцов А. Ю. Стратегическое партнерство государства и бизнеса как основа эффективного развития системы аэропортов Российской Федерации [Электронный ресурс]// журнал «Проблемы современной экономики», N 3/4 (19/20), 2006. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1113
30. Тихомирова А. Собственники Частные аэропорты: То взлет, то посадка [Электронный ресурс]: журнал «Прямые инвестиции», №4/2012. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sobstvenniki-chastnye-aeroporty-to-vzlet-to-posadka
31. Шабанова М.А. Деловая репутация в проблемной социально-правовой среде // Общественные науки и современность. 2011. № 1.
32. Чернов Д. Стратегические коммуникации российского бизнеса [Электронный ресурс]: URL: http://edu-reestr.rusnano.com/ProgramDocuments/97670412-ceb8-4b5f-b38a-6364a9d7933e/Dmitry%20Chernov%20IKMRosNano.pdf
33. Ярошевич Н.Ю. Конкуренция на рынке аэропортовых услуг: особенности развития и формы существования // Современная конкуренция. 2011. №2.
34. Benita Steyn «From `strategy` to `corporate communication`: a conceptualisation», University of Pretoria, 2002. – 27 с.
Интернет-ресурсы:
1. Ассоциация «Аэропорт» гражданской авиации [Электронный ресурс]: дата обращения: 20.05.2015. URL: http://www.airport.org.ru/
2. Воздушный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: статья 40 (от 05.10.2015). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13744/15bacbc7fb72b52252dff69848c52d3cf2225d95/
3. Выставка National Airport Infrastructure Show & Civil Aviation 2014 [Электронный ресурс]: «AIRPORTWORKS» - онлайн-журнал про строительство и ремонт аэропортов. URL: http://airportworks.ru/?s=%D0%9F%D1%83%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE
4. Курение в аэропортах – против избыточных и вредных запретов [Электронный ресурс]: Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения, Пресс-выпуск №2842, 26.05.2015. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115263
5. Маркетинг и коммерция аэропортов – 2015» [Электронный ресурс] дата обращения: 20.05.2015. URL: http://aviacenter.org/marketing-i-kommerciya-aeroportov-2015
6. Маркетинг, реклама, PR: [Электронный ресурс] Энциклопедия маркетинг, дата обращения: 20.05.2015. URL: http://www.marketing.spb.ru
7. «Международная организация гражданской авиации»» » [Электронный ресурс]: дата обращения: 20.05.2015. URL: http://www.icao.int/Pages/default.aspx
8. Международные модели маркетинга услуг [Электронный ресурс]: URL: http://www.cfin.ru/press/marketing/2000-3/09.shtml
9. Международная ассоциация воздушного транспорта [Электронный ресурс]: дата обращения: 20.05.2015. URL: http://www.iata.org/Pages/default.aspx
10. Основные тенденции мирового развития авиаперевозок и
прогноз авиаперевозок в МАУ до 2030 года [Электронный ресурс]// журнал «AviationExplorer», 2015. URL:http://www.aex.ru/docs/2/2010/10/25/1194/
11. «Пулково»: общественная оценка перспектив развития аэропорта [Электронный ресурс]: Всероссийский центр изучения общественного мнения, ноябрь, 2013 г. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=114613
12. «Пулково: общественная оценка перспектив развития аэропорта», Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения, Пресс-выпуск №2462, 22.11.2013.
13. Рейтинг аэропорта Пулково 2014 [Электронный ресурс]: сайт AirportCouncilInternational. URL: http://www.aci.aero/Airport-Service-Quality/ASQ-Awards/Past-Winners/2014
14. Рейтинг Skytrax «10 лучших аэропортов мира» [Электронный ресурс]: сайт Skytrax – World Airport Awards. URL: http://www.worldairportawards.com/
15. Сайт Международного аэропорта Пулково [Электронный ресурс]: дата обращения: 20.05.2015. URL: http://www.pulkovoairport.ru/
16. Сайт ACI [Электронный ресурс]: дата обращения: 20.05.2015. URL: http://www.worldairportawards.com/Awards/world_airport_rating.html
17. Специфика создания бренда аэропорта Conference [Электронный ресурс]: портал «Transport.ru». URL:
http://transport.ru/1/1/i77_12770p0.htm
18. ТОП-20: Кому принадлежат крупнейшие аэропорты России [Электронный ресурс]: Агентство федеральных расследований. URL: http://flb.ru/info/60827.html
19. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года (от 11 июня 2014) [Электронный ресурс]: доклад на портале Министерства транспорта. URL: http://rosavtodor.ru/documents/transport-strategy-2030/
20. Центр стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА) [Электронный ресурс]: дата обращения: 20.05.2015. URL: http://aviacenter.org/
21. ACI-NA Business of Airports Conference [Электронный ресурс]: дата обращения: 20.05.2015. URL: http://www.aci-na.org/boa
22. ACI EUROPE Airport Commercial & Retail Conference & Exhibition [Электронный ресурс]: дата обращения: 20.05.2015. URL: http://www.aci-europe-events.com/airport-commercial-retail/
23. AirportServiceQuality [Электронный ресурс]: дата обращения: 20.05.2015. URL: http://www.aci.aero/Airport-Service-Quality/ASQ-Awards/CurrentWinners/Best-Airport-By-Region/Europe
24. Block Upgrade Demonstration Showcase and Symposium (BUDSS) [Электронный ресурс]: дата обращения: 20.05.2015. URL: http://www.icao.int/meetings/budss/Pages/default.aspx
25. Frankfurt Airport App 2.0 [Электронный ресурс]: дата обращения: 20.05.2015. URL: http://www.frankfurtairport.com/content/frankfurt_airport/en/services/contaner_services/fra_app.html
26. InterVISTAS [Электронный ресурс]: дата обращения: 20.05.2015. URL: http://www.intervistas.com/
27. Heathrow releases Then/Now/Future series to highlight potential of expansion [Электронный ресурс]: (официальный сайт аэропорта Хитроу), 30.11.2015. URL: http://mediacentre.heathrow.com/pressrelease/details/81/Expansion-News-23/5365
28. Marketing & Communications Conference [Электронный ресурс]: дата обращения: 20.05.2015. URL: http://www.mmcconference.org/registration_information.cfm
29. Simpliflying[Электронный ресурс]: дата обращения: 20.05.2015. URL: http://simpliflying.com/
30. The SimpliFlying Reports[Электронный ресурс]: дата обращения: 20.05.2015. URL: http://simpliflying.com/research/
31. World Routes 2015[Электронный ресурс]: дата обращения: 20.05.2015. URL: http://www.routesonline.com/events/175/world-routes-2015/