Введение
Глава 1. Особенности продвижения и функционирования рынка фитнес-услуг в Санкт-Петербурге
1.1. Теоретические основы стратегии продвижения
1.2. Характеристики функций фитнеса
1.3. Фитнес-бизнес Санкт-Петербурга: характеристики рынка, игроки, особенности функционирования
Глава 2. Комплекс мероприятий продвижения фитнес-клуба «Океаниум»
2.1. Фитнес-клуб Океаниум: услуги, конкурентные преимущества ………...35
2.2. Продвижение фитнес-клуба Океаниум: направления, целевые группы общественности
2.3. Рекомендации по формированию комплекса мероприятий продвижения фитнес-клуба Океаниум
Заключение
Библиографический список
Приложения
Фитнес – достаточно популярное и быстро развивающееся направление не только в России, но и в мире. Сегодня все большее количество людей посвящает свою жизнь фитнесу. Фитнес – это не просто спорт, который предусматривает профессиональные занятия, это некая особая философия, которая может сопровождать человека на протяжении всей его жизни.
В настоящее время людей, которые хотели бы вести здоровый образ жизни становится все больше. Исходя из этого, повышается спрос на спортивно-оздоровительные услуги. При этом современный потребитель довольно-таки избалован и предъявляет высокие требования к качеству предоставляемой фитнес-услуги, которую могут предоставить только качественно оборудованные фитнес-клубы и центры, в которых можно не просто позаниматься, но и приятно провести время.
Несмотря на востребованность в данной отрасли все же велико число банкротств организаций. Это может быть связано с тем, что не уделяется необходимое внимание проблеме разработки стратегии продвижения и ее реализации. Вместе со спросом на фитнес-услугу растет и ее предложение. Рынок фитнес-индустрии перенасыщен, и чтобы остаться в бизнесе, необходимо предоставлять не только высококачественную услугу, но и быть уникальным.
Объект исследования – коммуникационная деятельность в сфере продвижения фитнес-услуг.
Предмет исследования – коммуникационная деятельность, направленная на продвижение фитнес-клуба Океаниум.
Целью данной работы является разработка мероприятий продвижения спортивного клуба Океаниум на рынке Выборгского района города Санкт-Петербурга.
Для этого были поставлены следующие задачи:
• раскрыть понятие «продвижение», провести анализ данного явления;
• раскрыть понятие фитнес-услуги;
• описать становление фитнес-индустрии в России, ее функции и влияние на потребителя;
• дать обзор рынка фитнес-услуг в городе Санкт-Петербурге;
• исследовать потребителей данной сферы, выявить их демографическую характеристику, вид деятельности, их интересы и уровень дохода и установить наиболее значимые характеристики для потребителя каждой группы;
• провести комплексный анализ конкурентов фитнес-клуба Океаниум, выявить их преимущества и недостатки по сравнению с другими компаниями;
• отразить актуальное состояние фитнес-клуба Океаниум по проблематике исследования;
• разработать комплекс мероприятий по продвижению фитнес-клуба Океаниум.
Актуальность исследования обусловлена тем, что конкуренция между игроками на рынке фитнес-услуг в городе Санкт-Петербурге, в частности, в Выборгском районе, обостряется. Необходимо разработать комплекс мероприятий, который поможет донести уникальное торговое предложение до целевой аудитории.
Хронологические рамки– август 2015 - апрель 2018 гг.
Теоретико-методологическая основа исследования включает в себя литературу, посвященную продвижению фитнеса в условиях конкуренции: «Основы фитнеса для бизнесменов. Фитнес для всех возрастов» С.Воронина, «Фитнес-клуб под ключ. Создание, запуск, раскрутка, управление проектами в сфере услуг» Е.Дари, «Разумный фитнес» Т.Беставишвили, «Рынок фитнес-услуг» О.Агеевой, а также исследования, посвящённые продвижению фитнес-бизнеса на российском рынке: «Кабинетные исследования отечественного рынка фитнес-услуг», «О тенденциях и перспективах развития фитнес-индустрии в России ».
Эмпирическую базу исследования составили:
• документальные источники (официальные и неофициальные (внутренние) документы фитнес-клуба Океаниум;
• статистические данные отдела маркетинга и рекламы фитнес-клуба Океаниум;
• материалы опроса (анкетирования) среди потенциальных и действующих клиентов клуба Океаниум, проведенного автором работы.
Методы исследования:
• анализ документов;
• анализ веб-сайтов и представительств в социальных сетях;
• наблюдение;
• опрос (анкетирование);
• сравнение и обобщение.
Структура исследовательской работы определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих 6 параграфов, заключения, библиографического списка, приложений.
Целью данного исследования являлась разработка мероприятий продвижения спортивного клуба Океаниум на рынке Выборгского района города Санкт-Петербурга. Для достижения цели в теоретической главе мною были определены концептуальные основы понятий «продвижение», «средства продвижения», «стратегия продвижения», «целевая аудитория»; рассмотрен рынок фитнес-услуг в городе Санкт-Петербурге; проведен комплексный конкурентный анализ среди фитнес-клубов Выборгского района; выявлены ключевые индивидуальные преимущества фитнес-клуба Океаниум.
Сегодня рынок фитнес-индустрии Санкт-Петербурга находится в относительно стабильном состоянии и меняется в зависимости от экономической ситуации в стране и от изменяющихся потребительских запросов. На рынке успешно работают как сетевые клубы, так и одиночные представители. Руководство фитнес-клубов пытается привлечь нового клиента с помощью специальных предложений, постоянных скидок, акций, при этом удержать постоянных клиентов, предлагая им большие бонусы при продлении. Как правило, в таких клубах не проводятся мероприятия по выявлению потребительских интересов и запросов на текущий момент времени, не налажена регулярно действующая обратная связь с клиентами клуба. Стратегия фитнес-клубов подобной политики: «проседают продажи» - больше скидка на абонемент. Я считаю, что это устаревший метод работы с клиентами. Сейчас действуют новые подходы и тренды, проводится работа с каждой целевой аудиторией, каждое предложение формируется «под клиента». Все вышеперечисленно требует особого подхода к вырабатыванию стратегии продвижения: помимо изучения конкурентных преимуществ «соседей» и предоставления более качественной услуги, необходимо уметь выявлять свою целевую аудиторию и предлагать персонально-подходящие варианты.
Поиск и вырабатывание определенной стратегии продвижения играет огромную роль в развитии фитнес-бизнеса. Чтобы компания могла развиваться на рынке и приносить стабильный доход, ей необходимо уметь определить и занять определенную позицию лидерства в одной из трех областей: в продукте, в цене или узкой рыночной нише. Правильно выбранная стратегия позволяет компании быстрее найти своего потребителя с использованием более низких затрат на их привлечение и удержание. Компания с отсутствием стратегии или даже с нечетко определенной стратегией не только теряет значительную долю рынка, неэффективно использует свои ресурсы, но и самое главное - получает низкую прибыль. Чем быстрее компания определится со своей стратегией и целевой аудиторией – тем быстрее она получит обратную связь от потребителя и узнает что нужно клиенту и сформирует специальное, удовлетворявшее его запросы, предложение, которого нет у конкурента. Любая услуга или товар приобретается с одной целью – решить ту или иную проблему. Главная задача – дать определённому клиенту понять как его проблема может быть решена с помощью услуги. Необходимо фокусироваться на выявлении проблем клиента и предоставлении качественных предложений. Для этого необходимо уметь определить образ своего потенциального клиента и локаций, где его можно встретить.
Фитнес-клуб Океаниум на сегодняшний день является одним из успешнейших клубов Выборгского района. С начала 2017 года каждый месяц новыми клиентами клуба становятся около 200 человек. Океаниум сумел зарекомендовать себя как лидера клуба с возможностью общего семейного досуга. Однако такой показатель сложился, отчасти, потому, что Океаниум – единственный семейный фитнес-клуб на севере города. Именно поэтому, для того, чтобы не потерять действующую аудиторию – необходимо проводить комплекс мер по вопросам удовлетворенности услугами и проводить мероприятия, способствующие продвижению клуба в рамках работы с действующими клиентами. Ведь удержание старого клиента значительно дешевле поиска и привлечения нового клиента.
Можно сделать вывод, что выбранная клубом стратегия дифференциации и комплекс мероприятий по работе как с новыми, так и с действующими клиентами позволит фитнес-клубу Океаниум и дальше оставаться лидером на рынке фитнес-клуба для всей семьи. Безусловно, специальные предложения конкурентов, акции, подарки обращают на себя внимание потребителей. И именно предоставление услуги, выработанной под соответствующую целевую аудиторию, которые будут полностью соответствовать их запросам, позволит потребителям, не ориентируясь на скидки конкурентов, выбрать подходящий им фитнес-клуб.
В эмпирической части исследования мною были рассмотрены возможные варианты определения целевой аудитории фитнес-клуба Океаниум и предложены мероприятия, способствующие его продвижению. Была дана оценка действующего состояния клуба, выявлены основные проблемы и перспективы развития.
Для того, чтобы ожидаемый эффект был достигнут, необходимо для начала провести работу со внутренними целевыми группами общественности и лишь потом перейти к работе с внешними группами – действующими и потенциальными клиентами компании.
1. Агеева О.А., Акуленок Д. Н., Васильев Н. М., Васянин Ю. Л. Рынок фитнес-услуг: учебник для вузов. М.: Тандем-Экмос, 2009. – 254 с.
2. Алёшин, В.В. Организационно-экономические аспекты деятельности спортивного комплекса: метод. пособие/ В.В.Алёшин, Е.В. Кузьмичёва.- М.: Физическая культура и спорт, 2009. – 128с.
3. Бартенева Н.Е. Вовлеченность клиентов в занятия фитнесом как детерминанта их мотивации // Современное развитие науки: вопросы теории и практики. – М.: Империя, 2016. – 487 с.
4. Бартенева Н.Е. Гендерные особенности поведения потребителей на рынке фитнес-услуг: опыт эмпирического исследования // Научные дискуссии. 2015. Т. 4. – 86 с.
5. Бартенева Н.Е. Объяснительные модели потребления фитнес-услуг в теоретическом дискурсе современной социологии // Вестник экономики, права и социологии. 2016. № 1. – с. 512.
6. Бартенева Н.Е. Поведение потребителей на российском рынке фитнес-услуг // Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М., 2017. – 189 с.
7. Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. – 537 с.
8. Белова Т.А., Данилин В.М. Технология и организация производства продукции и услуг. - М.: КноРус, 2010. – 242 с.
9. Бернет Д., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации :Интегрир. подход : [Реклама. Паблик рилейшнз. Стимулирование сбыта : Пер. с англ.] / Дж. Бернет, С. Мориарти. - СПб. и др. : Питер Питер бук, 2001. - 860 с. : ил. ; 24 см. - (Маркетинг для профессионалов). - Указ. имен.,предм., фирм и торговых марок: с. 848-860. - Библиогр.: - 1023 с.
10. Беставишвили Т.Г. Организационно-экономические факторы становления фитнес-клуба: текст докторской диссертации. Санкт-Петербург: Нестор-История, 2015. – 467 с.
11. Беставишвили Т. Г. Разумный фитнес: скучная книга о деньгах / Тимур Бесташвили. - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2014. – 307 с.
12. Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. 10-е изд. / пер. с англ. – СПб.: Питер, 2007. – 944 с.
13. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. – М.: «Добросвет» 2000. – 689 с.
14. Войнилов Ю. Тело как эффект: опыт социологического изучения практики фитнеса // XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: сб. студенч. работ / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. – 312 с.
15. Воронин С. В. Фитнес : [основыфитнесадлябизнесменов. Фитнесдля всех возрастов] / Сергей Воронин. - Москва : Энергия, 2016. –729 с.
16. Голубков Е.П. Теория и методология маркетинга. - М.: Дело и Сервис, 2010. – 119 с.
17. Дари Е., Железнова В. Фитнес-клуб под ключ : создание, запуск, раскрутка, управление проектами в сфере услуг / Елена Дари, Виктория Железнова. - [Б. м.] : Издательские решения, 2017. – 319 с.
18. Ефремова М.В., Чкалова О.В., Бошман Т.К. Анализ российского рынка фитнес-услуг // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 21. – 283 с.
19. Завалько Н.А. Современные аспекты категории продвижения // Креативная экономика. М., 2011. – 104 с.
20. Кабановская Е.С. Особенности формирования и регулирования российского рынка фитнес-услуг // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2008. № 3. – с. 267.
21. Котлер Ф Основы маркетинга: краткий курс : [перевод с английского] / Филип Котлер. - Москва [и др.] : Вильямс, 2016. – 488 с.
22. Ламбен Ж-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок (2-е издание) - М.: ИНФА-М - 2011. – 403 с.
23. Ламбен Ж. –Ж. Стратегический маркетинг : Европ. перспектива / Жан-Жак Ламбен, проф. катол. ун-та де Лова (Бельгия); Пер. с фр. [Б.И. Лифляндчик, В.Л. Дунаевский]. - СПб. : Наука, 1996. – 589 с.
24. Лисицкая Т.С., Кувшинова С.И. Социологический анализ доминирующих мотиваций занимающихся в фитнес-клубах // Теория и практика физической культуры. 2004. № 2. – 167 с.
25. Матасова И. Обзор российского рынка фитнес-услуг // LesNouvellesEsthetigues. 2009. № 5. – 106 с.
26. Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура М.:АСТ, Хранитель, 2006. – 880 с.
27. Мертон Р.К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль. М.: Изд-во МГУ, 1994. – 412 с.
28. Михель Д.В. Изменение телесности в контексте перестройки в России // Mix-turaVerborum’ 2005: тело, смысл, субъект / Под общей редакцией С.А. Лишаева. Самара: Издательство Самарской гуманитарной академии, 2005. – 69 с.
29. МориартиБернет Дж. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход. — СПб.: Питер, 2001. — 864 с.
30. Муравьева Н.Н. Маркетинг услуг. Учебное пособие. - Р-н/Д.: Феникс, 2009. – 251 с.
31. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов. М., 1990.
32. Пантелеева Е.В. Специфика маркетинговой деятельности фитнес-клубов и мероприятия по сохранению и расширению клубного членства / Маркетинг услуг. – 2010. - №2. – 145 с.
33. Портер М. Конкуренция. - М.: Вильямс, 2012. – 327 с.
34. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Портер; [пер. с англ.: Н. Минервин]. - 3-е изд. - Москва : Альпина Бизнес Букс, 2008. – 452 с.
35. Разумовская А.С., Янченко В.А. Маркетинг услуг. Настольная книга российского маркетолога-практика. - М.: Вершина, 2006. – 496 с.
36. Степанова К.В. Кабинетные исследования отечественного рынка фитнес-услуг // Актуальные проблемы науки, экономики и образования XXI века: материалы II Международной научно-практической конференции, 5 марта — 26 сентября 2012 года: в 2-х ч. Ч.1 / отв. ред. Е.Н. Шереметьева. — Самара: Самарский институт (фил.) РГТЭУ, 2012. — 384 с.
37. Уколова И.В. Социологические аспекты фитнес-движения в России // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2009. № 3. – 312 с.
Электронные ресурсы:
38. Агентство недвижимости ЦИАН [Электронный ресурс] // spb.cian.ru. – URL: https://spb.cian.ru/novostroyki-na-stadii-sdachi-sankt-peterburg-vyborgskiy-04148/ (Дата обращения: 22.03.2018)
39. Гравитация. О клубе [Электронный ресурс] // gravitation.fit. – URL: http://gravitation.fit/club/preimushestva/ (Дата обращения: 12.02.2018)
40. Исследование состояния рынка фитнес-услуг [Электронный ресурс] // bestgroup.ru. – URL: https://www.bestgroup.ru (Дата обращения: 25.03.2018)
41. Исторические этапы развития фитнеса и его идеология. Фитнес: теория и практика [Электронный ресурс] // fitness.esrae.ru. – URL: https://www.fitness.esrae.ru/2-4 (Дата обращения: 12.02.2018)
42. История успеха Ирины Разумовой[Электронный ресурс] // Constructorus.ru. – URL: https://constructorus.ru/istorii-uspexa/irina-razumova.html (Дата обращения: 25.01.2018)
43. Ключевые персоны «Планеты Фитнес» [Электронный ресурс] //Planeta-fitness.livejournal.com. – URL: https://planeta-fitness.livejournal.com/8342.html (Дата обращения: 24.01.2018)
44. Маркетинговое агентство Symbol-Marketing [Электронный ресурс] // symbol-marketing.ru. – URL: http://www.symbol-marketing.ru (Дата обращения: 12.03.2018)
45. Маркетинговое исследование рынка фитнес-услуг [Электронный ресурс] // yartpp.ru. – URL: https://www.yartpp.ru (Дата обращения: 30.03.2018)
46. Майкл Портер о новых стратегиях совершенствования управления [Электронный ресурс] // management.com.ua. – URL: https://www. management.com.ua (Дата обращения: 21.02.1018)
47. Океаниум. О клубе [Электронный ресурс] // oceanium-ozerki.ru. – URL: http://oceanium-ozerki.ru/in/about-us/ (Дата обращения: 19.02.2018)
48. О тенденциях и перспективах развития фитнес-индустрии в России [Электронный ресурс] // fitnesru.com. – URL: https://www.fitnesru.com/content/view485/888888819 (Дата обращения: 21.01.2018)
49. Российская Газета, «Готовь фигуру весной», Андрей Евпланов, 20.03.2016 [Электронный ресурс] //Rg.ru. – URL:https://rg.ru/amp/2016/03/20/fitnes.html (Дата обращения 29.01.2018)
50. Российский рынок фитнес-услуг [Электронный ресурс] // Dgroup.ru. – URL: //https://www.dgroup.ru (Дата обращения: 29.01.2018)
51. Рынок фитнеса в России [Электронный ресурс] // marketing.rbc.ru. – URL: //https://www.marketing.rbc.ru (Дата обращения: 02.04.2018)
52. Средняя зарплата по регионам Российской Федерации [Электронный ресурс] // Ipipip.ru. – URL: https://www.ipipip.ru/srednyaya-zarplata/ (Дата обращения: 22.02.2018)
53. Фитнес-клубы Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] // Zoon.ru. – URL: https://spb.zoon.ru/fitness/ (Дата обращения: 21.02.2018)
54. ФитнесХаус Престиж. О клубе [Электронный ресурс] // fitnesshouse.ru. – URL: https://www.fitnesshouse.ru/fh-prestige-na-hoshimina.html (Дата обращения: 18.02.2018)
55. FreshFitness. О клубе [Электронный ресурс] // fresh-fit.ru. – URL: http://www.fresh-fit.ru/fresh-fitness (Дата обращения: 12.02.2018)
56. NOVAARENA. О клубе [Электронный ресурс] // novaarena.ru. – URL: http://www.novaarena.ru/fitness (Дата обращения: 21.02.2018)
57. OLYMP Велотрек. О клубе [Электронный ресурс] // Оlympclubs.ru. – URL: https://olympclubs.ru/velotrack/ (Дата обращения: 11.02.2018)
58. SportLife Просвещения. О клубе [Электронный ресурс] // sportlifeclub.ru. – URL: https://www.sportlifeclub.ru/clubs/19 (Дата обращения: 14.02.2018)