Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОТНОШЕНИЯ ТАДЖИКИСТАНА СО СТРАНАМИ ЗАПАДА В РАМКАХ ПОЛИТИКИ «ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ» (2002–2022 ГГ.)

Работа №122569

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы162
Год сдачи2023
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Концептуальные основы западного направления внешней политики Республики Таджикистан
1.1 .Нормативно-правовые основы внешней политики Республики Таджикистан в отношении стран Запада
1.2. Механизм формирования внешней политики Республики Таджикистан на ее западном направлении
2 Актуальные проблемы межгосударственного сотрудничества между Республикой Таджикистан и Соединенными Штатами Америки
2.1. Взаимодействие между Таджикистаном и США в политической области и в сфере безопасности
2.2.. Таджикско-американские отношения в торгово-экономической сфере
2.3. Сотрудничество Республики Таджикистан и США в сфере науки, культуры, образования
3. Отношения Таджикистана с ведущими европейскими государствами
3.1 Межгосударственное сотрудничество между Республикой Таджикистан и Федеративной Республики Германия
3.2. Взаимоотношения и развитие связей между Республикой Таджикистан и Французской Республикой
3.3. Эволюция отношений между Республикой Таджикистан и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии
4. Отношения Таджикистана с основными евроатлантическими структурами
4.1 Основные приоритеты взаимоотношений Таджикистана и Организации Североатлантического договора
4.2 Взаимоотношения Республики Таджикистан и Европейского Союза
4.3. Взаимодействие Таджикистана и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе
Заключение
Список использованных источников и литературы


В концепции внешней политики Таджикистана прописано, что она считается политикой «открытых дверей»: миролюбивой, бескорыстной – и что при ее осуществлении Таджикистан готов развивать дружеские отношения на основе взаимного уважения, равноправия, взаимовыгодного сотрудничества и обоюдного признания интересов со всеми ближними и дальними странами.
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена следующими положениями.
Во-первых, исследование и анализ отношений Таджикистана со странами «дальнего» зарубежья и международными организациями позволяет определить основные приоритеты внешней политики Республики Таджикистан, и ее ключевые направления и перспективы ее дальнейшего развития.
Во-вторых, расширение и углубление двустороннего и многостороннего взаимодействия Таджикистана со странами Запада и ведущими евроатлантическими структурами имеет исключительную важность в контексте создания международных условий, способствующих обеспечению внутренней стабильности и устойчивости прогресса в стране.
В-третьих, несмотря на то, что долгосрочным стратегическим выбором Республики Таджикистан является укрепление стратегического партнерства и союзнического взаимодействия с Российской Федерацией, она как суверенное государство традиционно стремится диверсифицировать свою внешнюю политику, не замыкая свою дипломатию на каком-либо одном направлении и поддерживая контакты с альтернативными партнерами. К числу таких партнеров в первую очередь относятся страны Запада.
В четвертых, в постоянно меняющихся мирополитических условиях, сотрудничество Таджикистана со странами Запада призвано обеспечить безопасность и стабильность в рамках всего центральноазиатского региона.
В-пятых, благодаря важному геополитическому положению Таджикистана, в последовательном развитии диалога с данной республикой заинтересованы и ее западные партнеры. Следовательно, расширение связей между Душанбе и странами Запада представляет взаимный интерес и обоюдную выгоду для обеих сторон.
Степень разработанности темы.
К настоящему времени по проблемам взаимодействия Республики Таджикистан и ведущих стран Запада сформировался довольно крупный массив научной литературы.
По критерию «происхождения», соответствующие публикации могут быть разделены на труды российских, таджикских, западных, иранских авторов, а также экспертов из стран Центральной Азии, что, исходя из этого, классифицируются на определенные критерии.
По критерию содержания, существующие работы можно разделить на четыре группы:
1. Теоретические исследования (публикации, в которых изучаются теоретические особенности внешней политики Таджикистана в отношении стран Запада);
2. Исторические исследования (труды, посвященные анализу исторических фактов и процесса эволюции отношений между таджикской и западной сторонами);
3. Экономические исследования (труды, выявляющие экономические факторы политики «открытых дверей»);
4. Юридические исследования (труды, содержащие анализ документов и нормативных актов, касающихся взаимоотношений Таджикистана со странами и международными организациями Запада).
По типу исследований, соответствующие публикации представлены монографиями, диссертационными исследованиями, аналитическими докладами и научными статьями.
Значительный вклад в исследование отношений Таджикистана и стран Запада внесли, прежде всего, таджикские эксперты.
В трудах Б. М. Ризоева, М.А. Акмаловой, Х. Зарифи, Г. М. Майтдиновой, З. Ш. Саидов анализируются различные аспекты таджикской дипломатии на ее западном направлении и выражается официальный взгляд на политику Душанбе в отношении его западных партнеров.
В монографии Р. Шерали и статье К. Х. Зоидова, выявляются национальные интересы Республики Таджикистан и способы их реализации при проведении ее внешней политики. Также автор рассматривает ключевые направления взаимодействия Душанбе с влиятельными государствами и международными организациями.
В научной статье Р. Р. Алиевой подробно освещаются основополагающие принципы внешней политики Республики Таджикистан – в частности, на ее западном направлении.
Ряд работ посвящены вопросам взаимодействия Таджикистана и США Так, А. Рашид и А. Л. Саидмуродова изучают развитие таджикско-американских отношений в 1990–2000-е гг., а
У. У. Хидирова сосредотачивает свое внимание на развитии двустороннего сотрудничества в сфере образования и культуры.
В трудах Р. А. Солиева, С. А. Солиходжаева и Р. Сухроба раскрываются различные вопросы взаимодействия Таджикистана и ЕС С. Кайхусрави подробно описывает историю взаимодействия Таджикистана и Германии, Ф. А. Шарипов и Ф. А. Шарифзода – историю становления и развития таджикско-французского сотрудничества. Р. Алиева обобщает опыт работы Таджикистана с институтами ОБСЕ
Среди российских авторов, интерес к развитию отношений между Таджикистаном и странами Запада проявляли Д.С. Попов, анализирующий вопросы двустороннего сотрудничества между Таджикистаном и США, и А. Ю. Хорошун, изучающий динамику взаимодействия Таджикистана и ЕС.
Среди работ западных экспертов следует выделить труды Э. Леманда, Б. Джардина, Д. Триллинга и П. Мендиса, в которых рассматриваются особенности многовекторной внешней политики Таджикистана, отношений республики со странами Запада, политики и стратегии США в отношении стран Центральной Азии.
В работах авторов из стран Центральной Азии (Н.Э. Масанова, Б.Б. Касеновой и А.Н. Оспановой, Т. Шаймергенова) описываются, соответственно, особенности геополитического положения Таджикистана, торгово-экономические отношения республики с Германией и военно-политическая стратегия НАТО в отношении стран Центральной Азии.
Научная новизна исследования определяется в первую очередь, тем что данная научная работа является комплексным исследованием, посвященный детальному анализу динамика внешней политики Республики Таджикистан в отношении стран и международных организаций Запада с 2002 по 2022 гг. с началом принятия доктрины «отрытых дверей».
Кроме того, в магистерской диссертации был проанализирован и введен в научный оборот источников по внешнеполитическим вопросам Республики Таджикистан и систематизированы причины, влияющие на определение внешней политики Таджикистана в её западном векторе.
Источниковая база настоящего исследования включает довольно широкий круг материалов, которые могут быть разделены на следующие группы:
 межгосударственные соглашения Республики Таджикистан и ведущих стран Запада;
 международные соглашения Республики Таджикистан и ведущих евроатлантических международных организаций;
 нормативно-правовые акты Республики Таджикистан;
 официальные источники и материалы органов государственной власти Республики Таджикистан;
 тексты печатных работ и выступлений политических деятелей Республики Таджикистан;
 нормативно-правовые акты ведущих стран Запада, касающиеся вопросов их взаимодействия с Республикой Таджикистан;
 материалы официальной статистики;
 информационные материалы периодической печати;
 информации электронных средств массовой информации.
Настоящая источниковая база может считаться достаточной для достоверного воссоздания изучаемых в диссертации событий.
Объектом данного исследования является внешняя политика Республики Таджикистан в годы реализации доктрины «открытых дверей». Предметом исследования выступают отношения Республики Таджикистан с ведущими государствами и международными межправительственными организациями Запада.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2002 по 2022 гг. Выбор нижних хронологических рамок обусловлен тем, что 31 декабря 2002 г. президентом Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмоновым было официально объявлено о начале проведения нового внешнеполитического курса – политики «открытых дверей». В качестве верхних хронологических рамок, избрана дата коренных изменений международной политической и экономической обстановки в контексте развития ситуации на Украине, оказавших существенное влияние и на характер отношений Таджикистана со странами Запада. Таким образом, имеется возможность проанализировать двадцатилетний опыт развития сотрудничества между Таджикистаном и странами Запада.
Территориальные рамки работы охватывают Республику Таджикистан и стран Запада. Под странами Запада автором подразумеваются страны Северной Америки, Европы, Австралия, Япония, Израиль, ЮАР, Новая Зеландия и др. которые входят в западную цивилизацию. Также данный регион принято называть «Западный мир» или «коллективный Запад».
Цель настоящего исследования– выявить особенности отношений Таджикистана со странами Запада в рамках политики «открытых дверей», проводимой в республике, начиная с 2002.
Исходя из цели, перед работой были поставлены следующие задачи:
 проанализировать концептуальные основы западного направления внешней политики Республики Таджикистан;
 провести анализ двусторонних отношений между Республикой Таджикистан и США в сферах борьбы с международным терроризмом, в экономической сфере, в области науки, культуры и образования;
 определить ключевые направления и особенности развития отношений Таджикистана с ведущими европейскими державами – Великобританией, Германией и Францией;
 исследовать проблематику взаимодействия Таджикистана с основными евроатлантическими структурами – Организацией Североатлантического договора (НАТО), Европейским союзом (ЕС) и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Теоретическую основу исследования составили концептуальные положения об особенностях политики «открытых дверей», высказанные Президентом Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмоновым.
Методические основы исследования. Данное исследование имеет комплексный характер, предполагающий изучение различных факторов, аспектов и направлений внешней политики Республики Таджикистан в отношении стран Запада и международных организаций. Соответственно, в его основу был положен широкий круг методов научного познания, используемых в их сложном сочетании.
Среди общенаучных методов, применяемых в диссертации, отметим нижеследующие.
– Принцип историзма, предполагающий, что все события и факты во внешней политике Республики Таджикистан рассматриваются автором в контексте того времени, тех социально-экономических и политических условий, в которых они на самом деле происходили.
–Принцип целостности, предполагающий рассмотрение изучаемых автором событий и фактов, в полном объеме и без какого-либо искажения;
–Принцип научной объективности, предусматривающий выявление закономерностей во внешней политике Таджикистана на основе использования широкого круга верифицированных источников;
– Метод описания, необходимый при всестороннем изучении фактологического материала, лежащего в основе данной работы;
– Метод объяснения, используемый при установлении причинно-следственных связей между различными событиями и процессами;
– Метод индукции, позволяющий восходить от единичных фактов в исследуемой автором сфере к общим тенденциям и проблемам;
– Метод дедукции, позволяющий распространять общие положения и выводы на конкретные аспекты изучаемых автором вопросов;
– Методы анализа и синтеза, необходимые для формирования общего представления об особенностях внешней политики Республики Таджикистан на ее западном направлении;
– Метод обобщения, позволяющий на основе широкого круга исследуемых автором событий воссоздать максимально полную картину того или иного процесса или явления;
– Метод сравнения, позволяющий выявлять черты сходства и различия между отдельными направлениями, этапами, факторами, проблемами взаимодействия Таджикистана с его западными партнерами;
– Метод аналогии, предполагающий перенос результатов, полученных автором при рассмотрении одного из аспектов внешней политики Республики Таджикистан, на другие ее аспекты;
– Метод концептуализации, необходимый для теоретического осмысления изучаемых автором процессов и явлений.
Среди конкретно-научных методов, применяемых в данной работе, отметим нижеследующие.
Из специальных методов политической науки – это:
– Метод анализа выступлений, позволяющий исследовать выступления государственных деятелей в ходе различных встреч, международных конференций и иных значимых мероприятий;
– Метод ивент-анализа, предполагающий всестороннее изучение тех или иных событий, имевших место во внешней политике Республики Таджикистан.
Из специальных методов исторической науки – это:
– Эволюционный (хронологический) подход, предполагающий последовательное рассмотрение автором различных событий во внешней политике Республики Таджикистан в порядке их появления, от более ранних к более поздним;
– Историко-генетический метод, позволяющий установить причинно-следственные связи между различными событиями во внешней политике Республики Таджикистан;
– Историко-сравнительный метод, предполагающий использование в данной работе различных сравнений в пространстве и времени, что необходимо для более детального изучения особенностей внешней политики Душанбе на ее западном направлении;
Среди методов юридической науки – это анализ нормативно-правовых актов и международных соглашений, позволяющий автору составить четкое представление о правовых основах взаимодействия Таджикистана со странами Запада
Среди методов экономической науки – это статистический метод, необходимый для работы с массивами статистических данных, отражающих структуру и масштабы товарооборота и, в целом, динамику торгово-экономического сотрудничества между Таджикистаном и странами Запада.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В начале ХХI века в мировом сообществе происходили существенные изменения в политической, культурной и идеологической сферах. С учетом геополитических реалий и вызовов, Таджикистан избрал многовекторную внешнюю политику, основанную на доктрине политики «открытых дверей» с учетом своих национальных интересов и обеспечении национальной и региональной безопасности. С момента окончания Гражданской войны, продолжавшейся в республике с 1992 по 1997 гг., благодаря политике «открытых дверей», Таджикистану удалось сохранить отношения со всеми странами «Ближнего» и «Дальнего зарубежья». При этом активизация отношений Таджикистана со странами Запада началась еще до принятия доктрины – в 2001 году, в ходе формирования международной антиталибской коалиции.
Анализ концептуальных основ западного направления внешней политики Таджикистана продемонстрировал, что Республика Таджикистан как самостоятельный актор международных отношений, смогла сформировать собственный внешнеполитический механизм. Главную роль в процессе формирования внешней политики республики традиционно играет президент. Основные направления и приоритеты внешней политики республики определяются Концепцией внешней политики Таджикистана. Фундамент таджикской дипломатии на ее западном направлении был заложен с провозглашением в конце 2002 г. политики «отрытых дверей», ключевую роль в реализации которой играл экономический фактор.
На протяжении всего рассматриваемого нами периода имело место последовательное развитие отношений Таджикистана с Соединенными Штатами Америки, охватывавших все сферы межгосударственного сотрудничества. Учитывая географическую близость Таджикистана к Афганистану, главным направлением таджикско-американских отношений стало взаимодействие сторон в военно-политической сфере, включая борьбу с международным терроризмом и иными вызовами и угрозами ХХI века. При этом особый вклад в развитие двустороннего сотрудничества внесли регулярные политические контакты между двумя государствами на высшем и высоком уровнях.
Главными политическими и экономическими партнерами Таджикистана в Европе традиционно являлись Германия, Франция и Великобритания. Как и в случае с США, отношения Душанбе с данными государствами заметно активизировались после провозглашения доктрины «открытых дверей». Каждое из ведущих европейских государств имело собственные приоритеты в отношениях с Таджикистаном. Так, для Германии и Великобритании наибольший интерес представляло экономическое сотрудничество, тогда как Франция делала акцент на развитии двусторонних связей в военно-политической сфере.
Что касается ведущих евроатлантических структур, то с НАТО Таджикистан взаимодействовал, главным образом, в военно-технической сфере; партнерство между Душанбе и Североатлантическим альянсом развивалось в ограниченной форме с определенными паузами. Взаимодействие Таджикистана с Европейским Союзом осуществлялось в сферах безопасности, торговли и инвестиций, экологии и науки. С ОБСЕ Таджикистан наладил конструктивный диалог в области культуры, экологии и образования. Особенно продуктивный характер отношения Душанбе с данной структурой приобрели в 2010 г. на фоне председательства в ОБСЕ Республики Казахстан.



1. Карори Хукумати Чумхурии Точикистон аз 28 декабри 2006 сол №590 Дар бораи Кумитаи давлатии сармоягузорӣ ва идораи амволи давлатии Ҷумҳурии Точикистон // Карорхои Хукумати Чумхурии Точикистон. (бо тағйиру иловаҳо аз 29.05.2010 с. №284, 03.03.2011 с. №135, 31.05.2012 с. №296, 13.09.2012 с. №488, 05.02.2013 с. №34, 02.07.2013 с. №289, 14.02.2015 с. №62, 02.06.2016 с. №249, 01.04.2017 с. №167, 31.12.2018 с. №624, 22.09.2022 с. №458).
2. Консепсияи сиёсати хориҷии Ҷумҳурии Тоҷикистон Консепсияи сиёсати хориҷии Ҷумҳурии Тоҷикистон дар соли 2015. Мод. 4.
3. Консепсияи сиёсати хориҷии Ҷумҳурии Тоҷикистон // Вазорати корхои хоричии Точикистон // Сахифаи расми: 2015. 27 январ [Манбаи электронӣ]. URL: https://www.mfa.tj/tg/main/view/988/konsepsiyai-sijosati-khorijii-jumhurii-tojikiston (санаи дархост 14.10.2022).
4. Конститутсияи Чумҳурии Тоҷикистон (тағйиру иловаҳо аз мохи майи 2016 сол) Мод. 69.
5. Конститутсияи Чумҳурии Тоҷикистон. Моддаи 57
6. Қонуни Ҷумҳурии Тоҷикистон дар бораи амният аз 28 декабри соли 1993 // Ахбори Маҷлиси Олии Ҷумҳурии Тоҷикистон. Соли 2011. № 6. Мод. 434; Ахбори Маҷлиси Олии Ҷумҳурии Тоҷикистон. Соли 2014. № 11. Мод. 646; Ахбори Маҷлиси Олии Ҷумҳурии Тоҷикистон. Соли 2016. № 3. Мод. 136; Ахбори Маҷлиси Олии Ҷумҳурии Тоҷикистон. Соли 2018. № 7–8. Мод. 524; Қарори Маҷлиси намояндагони Маҷлиси Олии Ҷумҳурии Тоҷикистон аз 30-уми марти соли 2011, № 372 // Ахбори Маҷлиси Олии Ҷумҳурии Тоҷикистон. Соли 2011. № 3. Мод. 229.
7. Қонуни Ҷумҳурии Тоҷикистон дар бораи амният (ҚҶТ аз 27.11.2014 с., № 1137, аз 15.03.2016 с., № 1283, от 03.08.2018 г., № 1540) // Марказии миллии конунгузории Ҷумҳурии Тоҷикистон: Саҳифаи расмӣ [Манбаи электронӣ]. URL http://www.mmk.tj/content/қонуни-ҷумҳурии-тоҷикистон-дар-бораи-амният (санаи дархост 25.05.2023).
8. Маркази миллии қонунгузории назди Президенти Ҷумҳурии Тоҷикистон // Дар бораи вазъи Шўрои амнияти Ҷумҳурии Тоҷикистон ва аппарати Шўрои амнияти Ҷумҳурии Тоҷикистон; Фармони Президенти Ҷумҳурии Тоҷикистон аз 20 марти соли 2003 №1037; Фармони Президенти Ҷумҳурии Тоҷикистон аз 5 апрели соли 1996 №456 "Дар бораи тасдиқ кардани Вазъи Шўрои амнияти Ҷумҳурии Тоҷикистон"; Фармони Президенти Ҷумҳурии Тоҷикистон аз 21 октября соли 1998 №1105 "Дар бораи тасдиқи вазъи аппарати Шўрои амнияти Ҷумҳурии Тоҷикистон..
9. Маҷлиси милли Мачлиси Олии Ҷумҳурии Тоҷикистон // Конуни конститутсионии Ҷумҳурии тоҷикистон Дар бораи Маҷлиси Олии Ҷумҳурии Тоҷикистон (бо тағйиру иловаҳо конст. ҶТ аз 17.05.2004с.N40, аз 12.05.2007с.№255, аз 6.10.2008с.№443, аз 21.07.2010с.№622, аз 29.12.2010с.№654, аз 26.12.2011с.№794, аз 19.03.2013с.№959, аз 22.07.2013с.№1011, аз 15.03.2016с.№1273, аз 23.07.2016с. №1323, аз 18.07.2017с.№1453)
10. Фаслномаи Вазорати корҳои хориҷии Ҷумҳурии Тоҷикистон // Қарори Ҳукумати Ҷумҳурии Тоҷикистон аз 28 декабри 2006 сол № 593; Дар бораи Вазорати корҳои хориҷии Ҷумҳурии Тоҷикистон аз 30 ноябри 2006 сол № 9; «Дар бораи такмили сохтори мақомоти марказии ҳокимияти иҷрояи Ҷумҳурии Тоҷикистон» Ҳукумати Ҷумҳурии Тоҷикистон. (бо тағйиру иловаҳо аз 30.12.2021 г.). № 1, 2012.
Международные и договоры
11. Парижская Хартия для Новой Европы / [Электронный ресурс]. URL: https://www.osce.org/files/f/documents/3/4/39520.pdf (дата обращения 14.03.2023)
12. ИстиқрориҳамкорӣмиёниДонишгоҳиМиллииТоҷикистонваДонишгоҳиПариж 1 Пантеон - Сорбонна// ВазоратикорхоихоричииТочикистон // Сахифаирасмӣ: 2017. 7 сентябр [Манбаи электронӣ]. URL https://www.mfa.tj/tg/main/view/2463/istiqrori-hamkori-mijoni-donishgohi-millii-tojikiston-va-donishgohi-parizh-1-panteon-sorbonna (санаи дархост 16.02.2023).
13. Имзои созишномаҳо байни Ҷумҳурии Тоҷикистон ва Ҷумҳурии Федеролии Олмон // Вазорати рушди иқтисод ва савдои Ҷумҳурии Тоҷикистон: Сахифаи расми: 2017, 24 ноябр [Манбаи электронӣ]. URL: https://medt.tj/ru/news/novosti-ministerstva-ekonomiki/515-podpisanie-soglashenij-mezhdu-respublikoj-tadzhikistan-i-federativnoj-respublikoj-germaniya (санаи дархост 28.02.2023).
14. Agreement on Construction of a Bridge Between Tajikistan and Afghanistan // U.S Department of state: Official page: December 31, 2003 year [electronic resource]. URL: https://www.state.gov/03-1231 (accessed 18.12.2022).
Выступления Президента Республики Таджикистана
15. Рахмонов Э.Ш. Ответственность за будущее нации // Независимость Таджикистана и возрождение нации: В 8 т. - Душанбе, 2006-2010. - Т.5. - С. 107–140
16. Рахмон Э. Выступление по случаю первого празднования Дня работников дипломатической службы и открытия здания Главного консульского управления Министерства иностранных дел // Президент Таджикистана: Официальный сайт. 2016. 29 сентября [Электронный ресурс]. URL: http://www.president.tj/ru/node/13251 (дата обращения 23.10.2022).
17. Эмомали Рахмон: «Культура — это основа существования нации» «Ховар». 2017. 15 апреля [Электронный ресурс]. URL: https://khovar.tj/rus/2017/04/emomali-rahmon-kultura-eto-osnova-sushhestvovaniya-natsii/ (дата обращения 16.01.2023).

Официальные материалы органов государственной власти Республики Таджикистана
18. Встреча с главой делегации Европарламента по связям со странами Центральной Азии Иветой Григуле // Президент Таджикистана : Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://president.tj/ru/node/7946 (дата обращения 07.04.2023).
19. Мероприятия посвященные ко всемирному дню борьбы с туберкулезом продолжаются // Министерство здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан: Официальный сайт 4 апреля 2012 года [Электронный ресурс]. URL: https://moh.tj/ru/meropriyatiya-posvyashhennye-ko-vsemirno/ (дата обращения 15.12.2022).
20. Президент Республики Таджикистан встретился с Министром иностранных дел Германии // Посольство Таджикистана в России: Официальный сайт Электронный ресурс]. URL: https://www.tajembassy.ru/ru/press/news/356-prezident-respubliki-tadzhikistan-vstretilsya-s-ministrom-inostrannykh-del-germanii?tmpl=component&print=1 (дата обращения 23.02.2023)
21. Сотрудничество Республики Таджикистан с Федеративной Республикой Германия // Министерство иностранных дел Таджикистана: Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.tj/ru/main/view/1363/sotrudnichestvo-respubliki-tadzhikistan-s-federativnoi-respublikoi-germaniya (дата обращения 18.03.2023).
22. Участие Президента Таджикистана в Международной конференции высокого уровня на тему «Противодействие терроризму и насильственному экстремизму» // Посольство Республики Таджикистана в России: Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://www.tajembassy.ru/ru/press/news/763-uchastie-prezidenta-tadzhikistana-v-mezhdunarodnoj-konferentsii-vysokogo-urovnya-na-temu-protivodejstvie-terrorizmu-i-nasilstvennomu-ekstremizmu?tmpl=component&print=1 (дата обращения 07.04.2023).
23. Барқияи табрикӣба Канслери Федералии Ҷумҳурии Федеративии Германия Ангела Доротея Меркел // Президенти Чумхурии Точикистон: Сомонаи расми [Манбаи электронӣ]. URL: http://president.tj/node/17274 (санаи дархост 23.02.2023).
24. Вохӯрӣ бо гурўҳи сафирони кишварҳои Созмони амният ва хамкорӣ дар Аврупо // Президенти Чумхурии Точикистон: Сахифаи расмӣ [Манбаи электронӣ]. URL: http://president.tj/node/397 (дата обращения 07.04.2023).
25. Вохурии Президент бо Парлумони ИМА // Президента Чумхурии Точикистон: Сомонаи расми 05.07.2012 [Манбаи электрони]. URL: http://president.tj/ru/node/2471 (санаи дархост 28.11.2022)
26. Гурўҳҳои дўстӣ // Маҷлиси миллии Маҷлиси Олии Ҷумҳурии Тоҷикистон: Сахифаи расми [Манбаи электронӣ]. URL: https://parlament.tj/index.php/inter-parliamentary-relations (санаи дархост 21.04.2023).
27. Истиқрори ҳамкорӣ миёни Донишгоҳи Миллии Тоҷикистон ва Донишгоҳи Париж 1 Пантеон - Сорбонна// Вазорати корхои хоричии Точикистон // Сахифаи расмӣ: 2017. 7 сентябр [Манбаи электронӣ]. URL https://www.mfa.tj/tg/main/view/2463/istiqrori-hamkori-mijoni-donishgohi-millii-tojikiston-va-donishgohi-parizh-1-panteon-sorbonna (санаи дархост 16.02.2023).
28. Машваратҳои байниҳукуматии Тоҷикистону Олмон оид ба ҳамкории молиявию техникӣ // Вазорати корхои хоричии Точикистон // Сахифаи расми: 2013. 1 март [Манбаи электронӣ].URL: https://www.mfa.tj/ru/main/view/1122/mezhpravitelstvennye-konsultatsii-tadzhikistana-i-germanii-po-finansovo-tekhnicheskomu-sotrudnichestvu (санаи дархост 23.02.2023).
29. Мубодилаи барқияҳои табрикии Президенти Ҷумҳурии Тоҷикистон Эмомалӣ Раҳмон ва Сарвазири Шоҳигарии Муттаҳидаи Британияи Кабир ва Ирландияи Шимолӣ Борис Ҷонсон// Президенти Чумхурии Точикистон: Сомонаи расми 05.07.2012 [Манбаи электрони]. URL: http://president.tj/node/27643 (санаи дархост 28.11.2022)
30. Мулоқот бо Вазири давлатии Британияи Кабир оид ба Қувваҳои Мусаллаҳ Ник Харви// Президенти Чумхурии Точикистон: Сахифаи расми [Манбаи электронӣ]. URL: http://president.tj/node/236 (санаи дархост 27.02.2023).
31. Мулоқот бо Вазири Федералии корҳои хориҷии Олмон Ҳайко Маас // Президенти Чумхурии Точикистон: Сомонаи расми [Манбаи электронӣ]. URL: http://president.tj/node/26419 санаи дархост 23.02.2023).
32. МулоқотбоДиректорикабириШӯроиамниятимиллииИёлотиМуттаҳидаиАмрикооидбаРусияваАвроосиёхонумЭллисУэллс // ПрезидентаЧумхурииТочикистон: Сомонаирасми [Манбаиэлектрони] URL: http://president.tj/ru/node/2606 (санаидархост 24.03.2023).
33. Мулоқот бо Канслери федералии Олмон Олаф Шолтс // Президенти Чумхурии Точикистон: Сомонаи расми [Манбаи электронӣ]. URL: http://president.tj/node/29560 санаи дархост 23.02.2023).
34. МулоқотбоНамояндаимахсусимаъмуриятиИёлотиМуттаҳидаиАмрикооидбаАфғонистонваПокистонМаркГроссманПрезидентиЧумхурииТочикистон: Сахифаирасми [Манбаиэлектронӣ]. URL: http://president.tj/ru/node/1124 (санаидархост 19.02.2023).
35. МулоқотбоРоҳбариҳайатиПарлумониИттиҳодиАвруподоирбаробитаҳобокишварҳоиОсиёиМарказӣИветаГригуле // ПрезидентиЧумхурииТочикистон: Сахифаирасмӣ [Манбаиэлектронӣ]. URL: http://president.tj/node/7945 (санаидархост 08.04.2023).
36. МулоқотбоФармондеҳифармондеҳиимарказииҚувваҳоиМусаллаҳиШтатҳоиМуттаҳидаиАмерикагенералҶозефЛ. Вотел // ПрезидентаЧумхурииТочикистон: Сомонаирасми [Манбаиэлектрони] URL: http://president.tj/ru/node/12196 (санаидархост 24.03.2023).
37. МулоқотиВазирикорҳоихориҷииТоҷикистонбоКотибидавлатииИМА // ВазоратикорҳоихориҷӣСаҳифаирасмӣ [манбаиэлектронӣ]. URL: https://www.mfa.tj/ru/main/view/8173/vstrecha-ministra-inostrannykh-del-tadzhikistana-s-gosudarstvennym-sekretarem-ssha (санаи дархост 23.01.2022).
38. Мулоқоти Вазири корҳои хориҷии Тоҷикистон бо Намояндаи Олии Иттиҳоди Аврупо оид ба корҳои хориҷӣ ва сиёсати амниятӣ // Вазорати корхои хоричии Чумхурии Точикистон: Сахифаи расмӣ: 2018. 213 ноябр [Манбаи электронӣ]. URL: https://www.mfa.tj/tg/main/view/3718/muloqoti-vaziri-korhoi-khorijii-tojikiston-bo-namoyandai-olii-ittihodi-avrupo-oid-ba-korhoi-khoriji-va-sijosati-amniyati (санаи дархост 14.03.2023).
39. Мулоқоти муовини вазири корҳои хориҷӣ бо мудири Маркази пешгирии низоъҳои САҲА // Вазорати корхои хоричии Чумхурии Точикистон: Сахифаи расмӣ: 2020. 15 октябрь [Манбаи электронӣ]. URL: https://www.mfa.tj/tg/main/view/8778/muloqoti-muovini-vaziri-korhoi-khoriji-bo-mudiri-markazi-peshgirii-nizohoi-saha (санаи дархост 07.04.2023)
40. Мулоқоти Президент бо вакилони Парлумони Аврупо Вазорати корхои хоричии Точикистон // Вазорати корхои хоричии Чумхурии Точикистон: Сахифаи расмӣ: 2013. 1 март [Манбаи электронӣ]. URL https://www.mfa.tj/tg/main/view/2674/muloqoti-prezident-bo-vakiloni-parlumoni-avrupo (санаи дархост 21.04.2023).
41. МулоқотиПрезидентиТоҷикистонбоФармондеҳиФармондеҳииМарказииҚувваҳоиМусаллаҳиИМА// ВазоратикорҳоихориҷииҶумҳурииТоҷикистон: Сомонаирасми [Манбаиэлектрони]. URL: https://www.mfa.tj/ru/main/view/6558/vstrecha-prezident-tadzhikistanas-komanduyushchim-tsentralnym-komandovaniem-vooruzhennykh-sil-ssha (санаи дархост 23.01.2022).
42. Муносибатҳои Тоҷикистон бо Белгия // Вазорати корхои хоричии Точикистон // Сахифаи расмӣ: 2013. 1 март [Манбаи электронӣ]. URL https://www.mfa.tj/index.php/tg/main/view/159/munosibathoi-tojikiston-bo-belgiya (санаи дархост 21.04.2023).
43. Муносибатҳои Тоҷикистон бо Британияи Кабир // Вазорати корхои хоричии Точикистон // Сахифаи расми: 2013. 1 март [Манбаи электронӣ]. URL https://www.mfa.tj/tg/main/view/169/munosibathoi-tojikiston-bo-britaniyai-kabir (санаи дархост 23.02.2023).
44. МуносибатҳоиТоҷикистонбоИттиҳодиАврупо // ВазоратикорхоихоричииТочикистон // Сахифаирасмӣ: 2013. 1 март [Манбаи электронӣ]. URL https://www.mfa.tj/tg/main/view/160/munosibathoi-tojikiston-bo-ittihodi-avrupo (санаи дархост 16.02.2023).
45. Муносибатҳои Ҷумҳурии Тоҷикистон бо Ҷумҳурии Фаронса// Вазорати корхои хоричии Точикистон // Сахифаи расми: 2013. 1 март [Манбаи электронӣ]. URL: https://www.mfa.tj/tg/main/view/177/munosibathoi-tojikiston-bo-faronsa (санаи дархост 23.02.2023).
46. МуносибатҳоиҶумҳурииТоҷикистонбоҶумҳурииФедеративииОлмон // ВазоратикорхоихоричииТочикистон // Сахифаирасми: 2013. 1 март [Манбаи электронӣ]. URL: https://www.mfa.tj/tg/berlin/munosibatho/munosibathoi-dujoniba (санаи дархост 28.02.2023).
47. МуносибатҳоиҶумҳурииТоҷикистонбоҶумҳурииФедеративииОлмон // ВазоратикорхоихоричииТочикистон // Сахифаирасми: 2013. 1 март [Манбаи электронӣ]. URL: https://www.mfa.tj/tg/berlin/munosibatho/munosibathoi-dujoniba (санаи дархост 28.02.2023).
48. Муносибатҳои Ҷумҳурии Тоҷикистон бо Ҷумҳурии Федеративии Олмон // Вазорати корхои хоричии Точикистон // Сахифаи расми: 2013. 1 март [Манбаи электронӣ]. URL: https://www.mfa.tj/tg/berlin/munosibatho/munosibathoi-dujoniba (санаи дархост 28.02.2023).
49. НахустинмашваратҳоисиёсӣбайниТоҷикистонуФаронса// ВазоратикорхоихоричииТочикистон // Сахифаирасмӣ: 2016. 9 декабр [Манбаи электронӣ]. URL: https://www.mfa.tj/tg/main/view/1873/nakhustin-mashvarathoi-sijosi-baini-tojikistonu-faronsa (санаи дархост 16.02.2023).
50. Платформаи шарикии Тоҷикистон – САҲА// Вазорати корхои хоричии Чумхурии Точикистон: Сахифаи расмӣ: 2020. 15 октябрь [Манбаи электронӣ]. URL: https://www.mfa.tj/index.php/tg/main/view/6532/platformai-sharikii-tojikiston-saha (санаи дархост 14.03.2023).
51. ТоҷикистонваСозмониАҳдномаиАтлантикаиШимолӣ (СААШ) // ВазоратикорхоихоричииТочикистон // Сахифаирасмӣ: 2017. 7 сентябр [Манбаи электронӣ]. URL https://www.mfa.tj/tg/main/view/191/tojikiston-va-sozmoni-ahdnomai-atlantikai-shimoli-saash (санаи дархост 16.02.2023).
52. Тоҷикистон ва Созмони Аҳдномаи Атлантикаи Шимолӣ (СААШ)// Вазорати корхои хоричии Точикистон // Сахифаи расми: 2013. 1 март [Манбаи электронӣ]. URL: https://www.mfa.tj/tg/main/view/191/tojikiston-va-sozmoni-ahdnomai-atlantikai-shimoli-saash (санаи дархост 19.02.2023).
53. Ҳамкории Тоҷикистон бо Созмони амният ва ҳамкорӣ дар Аврупо // // Вазорати корхои хоричии Точикистон // Сахифаи расмӣ: 2017. 7 сентябр [Манбаи электронӣ]. URL: https://www.mfa.tj/tg/main/view/193/tojikiston-va-sozmoni-amniyat-va-hamkori-dar-avrupo (санаи дархост 16.02.2023).
54. Participation of Tajikistan in the "Business Opportunities of Eastern Europe and Central Asia" event // Ministry of Foreign Affairs Republic of Tajikistan: Official page [Electronic page]. URL: https://mfa.tj/en/main/view/5702/participation-of-tajikistan-in-the-business-opportunities-of-eastern-europe-and-central-asia-event (accessed 27.02.2023).
Официальные материалы органов государственной власти стран Запада
55. Ambassador’s Fund for Cultural Preservation / U.S Embassy in Tajikistan: Official page [Electronic resource]. URL: https://tj.usembassy.gov/embassy/dushanbe/grant-programs/ambassadors-fund-program/ (accessed 11.02.2023).
56. Chronology of the 30th anniversary of American-Tajik relations // U.S. Embassy in Tajikistan: Official page [electronic resource]. URL: https://tj.usembassy.gov/ru/30-years-of-u-s-tajik-relations-ru/ (accessed 16.12.2022).
57. Fact Sheet, Bureau of political-military affairs may //State Government USA: Official page [electronic resource]. URL: https://www.state.gov/u-s-security-cooperation-with-central-asia/ (accessed 12.01.2023).
58. France Diplomacy// French Ministry of Foreign Affairs: : Official page [electronic resource]. URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/ru/dossiers-pays/tadjikistan/la-france-et-le-tadjikistan/ (accessed 16.12.2022).
59. Military exercises REGIONAL COOPERATION 2022 began in Dushanbe // U.S. Embassy in Tajikistan: Official page [electronic resource]. URL: https://tj.usembassy.gov/regional-cooperation-22/ (accessed 12.11.2022).
60. New USAID Mission Director arrives in Tajikistan // Official page [electronic resource]. URL: https://tj.usembassy.gov/new-usaid-acting-mission-director-arrives-in-tajikistan/ (accessed 12.01.2023).
61. New USAID Mission Director arrives in Tajikistan // Official page [electronic resource]. URL: https://tj.usembassy.gov/new-usaid-acting-mission-director-arrives-in-tajikistan/ (accessed 12.01.2023).
62. The U.S. Government Launches Bilateral USAID Mission in Tajikistan// U.S Embassy in Tajikistan: Official website [Electronic resource]. URL: https://tj.usembassy.gov/ru/pr-100120-ru/ (accessed 11.02.2023).
63. The U.S. Government Launches New Health and Nutrition Activity in Tajikistan // U.S. Embassy in Tajikistan: Official page [electronic resource]. URL: https://tj.usembassy.gov/ru/u-s-government-launches-new-health-nutrition-activity-tajikistan-ru (accessed 12.01.2023).
64. The US Embassy held a seminar on UN peacekeeping // U.S. Embassy in Tajikistan: Official page [electronic resource]. URL: https://tj.usembassy.gov/ru/u-s-embassy-hosts-un-peacekeeping-workshop-ru/ (accessed 12.11.2022).
65. U.S. Government Launches New Agribusiness Project in Tajikistan / U.S. Embassy in Tajikistan: Official page [electronic resource] URL: https://tj.usembassy.gov/ru/pr-9-21-20-ru/ (ассеsеd 21.01.2023)
66. USAID Launches 2015 – 2019 Strategy for Central Asia// U.S. Embassy in Tajikistan: Official page [electronic resource]. URL: https://tj.usembassy.gov/usaid-launches-2015-2019-strategy-central-asia/ (accessed 16.11.2022).
67. USAID Supports Installation of Largest Solar Power Plant in Tajikistan // U.S. Embassy in Tajikistan: Official page [electronic resource]. URL: https://tj.usembassy.gov/pr-111220/ (accessed 08.04.2023).
Официальные материалы международных организаций Запада
68. ОБСЕ и Таджикистан определили приоритетные направления сотрудничества в 2017 году // Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе; Официальный сайт: [Электронный ресурс]. URL: https://www.osce.org/ru/tajikistan/245461 // (дата обращения 07.04.2023).
69. Relations with Tajikistan // North-Atlantic Treaty Organization: Official page [Electronic resource]. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_50312.htm (date of request 27.02.2023).
70. Tajikistan signs the Partnership for Peace Framework Document // North-Atlantic Treaty Organization: Official page [Electronic resource]. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/news_19493.htm?selectedLocale=en / (accessed 16.12.2022).
Информационные материалы электронных средств массовой информации
71. $5 млн. на укрепление образования в РТ // Азия-плюс. - 2003. -№37 (190), 11 сент. -С.3;
72. «Азия плюс». 2012. 26 марта [Электронный ресурс]. URL: https://asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/security/20120326/glava-akn-proinformiroval-spetspredstavitelya-genseka-oon-o-narkosituatsii-v-tadzhikistane // (дата обращения 04.03.2023).
73. USAID вручил диплом таджикским врачам-интернам // Азия-плюс. 2012. №59 (746), 2 авг. В2.
74. USAID запустил проект по земельной реформе в Таджикистане СМИ [манбаи электрони] URL: https://avesta.tj/2014/01/25/usaid-zapustil-proekt-po-zemelnoj-reforme-v-tadzhikistane-stoimostyu-5-5-mln/ (санаи дархост 23.11.2022)
75. Американские базы в Средней Азии // Газета «Коммерсантъ». 2008. 1 август [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/597652 (дата обращения 16.11.2022).
76. Американским инвесторам предложили внести вклад в экономику Таджикистана // Информационно-аналитический портал Central-Asia.news, 12 октября 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: https://central-asia.news/tadzhikistan/ekonomika-tadzhikistan/amerikanskim-investoram-predlojili-vnesti-vklad-v-ekonomiky-tadjikistana (дата обращения 11.02.2023).
77. Американское агентство USAID открыло в Таджикистане полноценную миссию. «Фергана» 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://fergana.media/news/121047/ (дата обращения 22.12.2022).
78. Американское посольство открывает в Таджикистане "международную неделю образования" СМИ «ЦентрАзия». 2005. 15 ноября [Электронный ресурс]. URL: https://centrasia.org/newsA.php?st=1107798000 (дата обращения 15.03.2023).
79. Американцев интересует свобода таджикских СМИ // Вечерний Душанбе. 2003. №30 (294), 25 июля. С.3
80. Американцы подарили таджикским школьникам 212 тысяч книг // Азия-плюс. 2016. №32 (1117), 28 апр.В2
81. Ассоциации водопользователей получили тяжёлую технику “Ховар” 29 января 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: https://khovar.tj/rus/2015/01/assotsiatsii-vodopolzovatelej-poluchili-tyazhyoluyu-tehniku/ (дата обращения 16.01.2023).
82. В Вашингтоне Таджикистан и США выразили готовность расширять торгово-экономическое сотрудничество «Ховар». 2021. 3 июль [Электронный ресурс]. URL: https://khovar.tj/rus/2019/11/tadzhikistan-frantsiya-ispolnilos-rovno-shest-let-kak-v-parizhe-nachali-izuchat-tadzhikskij-yazyk-i-literaturu // (дата обращения 16.01.2023).
83. В Душанбе обсудили вопросы сотрудничества Таджикистана и Германии в промышленной сфере [Электронный ресурс]. URL: https://khovar.tj/rus/2020/11/v-dushanbe-obsudili-voprosy-sotrudnichestva-tadzhikistana-i-germanii-v-promyshlennoj-sfere/ (дата обращения 23.02.2023).
В Душанбе прибывает генеральный секретарь Парламентской ассамблеи НАТО Девид Хоббс «Азия плюс». 2009, 20 апреля [Электронный ресурс]. URL: https://asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/20090420/v-dushanbe-pribyvaet-generalnyi-sekretar-parlamentskoi-assamblei-nato-devid-khobbshttps://asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/20090420/v-dushanbe-pribyvaet-generalnyi-sekretar-parlamentskoi-assamblei-nato-devid-khobbs // (дата обращения 04.03.2023).
84. В Нью-Йорке открылась выставка «Таджикистан — страна гор и воды» «Ховар». 2011. 27 июль [Электронный ресурс]. URL: https://khovar.tj/rus/2011/07/v-nyu-jorke-otkrylas-vystavka-tadzhikistan-strana-gor-i-vody/ (дата обращения 29.01.2023).
85. В Таджикистане открылась Американская торговая палата // Азия-плюс. 2008. №48 (462), 26 нояб. А8.
86. В Таджикистане отлаживают механизм займов для покупки сельхозтехники // Вечерний Душанбе. 2012. №43 (87), 31 окт. С.2
87. В Худжанде открылся Американский образовательный центр // Вечерний Душанбе. 2004. №7 (325). 13 фев. С.2.
88. В Шахритусе начала работать Ассоциация водопользователей «Азия.плюс». 14 апреля 2008 года [Электронный ресурс]. URL: https://asiaplustj.info/ru/news/life/person/20080414/v-shakhrituse-nachala-rabotat-assotsiatsiya-vodopolzovatelei (дата обращения 24.03.2023).
89. Вашингтон нам поможет // Вечерний Душанбе. 2012. №44 (88), 7 нояб. С.2
90. Великобритания готова привлечь рабочую силу из Таджикистана. В этом году 500 граждан Таджикистана поедут в Великобританию «Ховар». 2022. 26 апреля [Электронный ресурс]. URL: https://khovar.tj/rus/2022/04/velikobritaniya-gotova-privlech-rabochuyu-silu-iz-tadzhikistana-v-etom-godu-500-grazhdan-tadzhikistana-poedut-v-velikobritaniyu/ (дата обращения 16.04.2023).
91. Встреча Главы МИД РТ с делегацией Парламентской группы дружбы Франция-Таджикистан Сената Франции «Ховар». 2013. 3 сентября [Электронный ресурс]. URL: https://khovar.tj/rus/2013/09/vstrecha-glavy-mid-rt-s-delegatsiej-parlamentskoj-gruppy-druzhby-frantsiya-tadzhikistan-senata-frantsii/ // (дата обращения 27.02.2023).
92. Встреча Э. Рахмона с Командующим Транспортным командованием США «Ховар». 2013. 22 ноябрь [Электронный ресурс]. URL: https://khovar.tj/rus/2013/11/vstrecha-e-rahmona-s-komanduyushhim-transportnym-komandovaniem-ssha/ (дата обращения 25.02.2023).
93. Встреча Эмомали Рахмона с министром торговли США [Электронный ресурс]. URL: https://www.toptj.com/news/2007/8/27/vstrecha_emomali_rakhmona_s_ministrom_torgovli_ssha // (дата обращения 25.10.2022).
94. Генеральный секретарь ОБСЕ называет Таджикистан успешным примером постконфликтного восстановления «Азия.плюс». 2021. 24 ноябрь URL:. [Электронный ресурс]. URL: https://asiaplustj.info/ru/news/life/person/20070704/generalnyi-sekretar-obse-nazyvaet-tadzhikistan-uspeshnym-primerom-postkonfliktnogo-vosstanovlen // (дата обращения 4.07.2023).
95. Германия выделит Таджикистану миллионы евро для строительства ГЭС. [Электронный ресурс]. URL: https://www.trend.az/casia/tajikistan/3101223.html (дата обращения 23.02.2023).
96. Глава АКН проинформировал спецпредставителя Генсека ООН о наркоситуации в Таджикистане
97. Глава МВД Таджикистана встретился с послом США «Авеста». 2016. 18 июнь [Электронный ресурс]. URL: https://avesta.tj/2012/07/04/novyj-posol-ssha-v-rt-podcherknula-isklyuchitelnuyu-rol-tadzhikistana-v-tranzite-gruzov-nato/ (дата обращения 25.01.2023).
98. Глава МИД Германии прибыл в Душанбе «Азия плюс». 2006. 3 ноября [Электронный ресурс]. URL: https://asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/20061103/glava-mid-germanii-pribyl-v-dushanbe // (дата обращения 25.02.2023).
99. Госдеп США увеличит финансовую помощь Таджикистану в 2017 году, 19 декабря 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: https://stanradar.com/news/full/23227-gosdep-ssha-uvelichit-finansovuju-pomosch-tadzhikistanu-v-2017-godu.html // (дата обращения 09.01.2023).
100. Госминистр МИД ФРГ назвал хорошим развитие контактов с РТ «Азия плюс». 2006. 3 ноября [Электронный ресурс]. URL: https://asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/20080414/gosministr-mid-frg-nazval-khoroshim-razvitie-kontaktov-s-rt (дата обращения 25.02.2023).
101. ГУП «Таджикаэронавигация» - провайдер аэронавигационного обслуживания Республики Таджикистан // Официальный сайт: [Электронный ресурс]. https://www.airnav.tj/ru/presscenter/news/206-otkrytie-kontrolno-dispetcherskogo-vyshki-gup-tadzhikaeronavigaciya-v-gorode-dushanbe.html // (дата обращения 27.02.2023).
102. День в истории. Ровно 28 лет назад был основан Европейский союз. Что связывает Таджикистан с этой организацией? «Ховар». 2009. 11 февраль URL:. [Электронный ресурс]. URL: https://khovar.tj/rus/2021/11/den-v-istorii-rovno-28-let-nazad-byl-osnovan-evropejskij-soyuz-chto-svyazyvaet-tadzhikistan-s-etoj-organizatsiej/ // (дата обращения 14.03.2023).
103. Для въезда в США виза не нужны // Азия-плюс. 2005. №13 (271), 31 марта. С.10.
104. Для реализации социальных проектов в Таджикистане Германия выделит 33,5 млн евро “Ховар” 2017, 27 ноябр [Электронный ресурс]. URL: https://khovar.tj/rus/2017/11/dlya-realizatsii-sotsialnyh-proektov-v-tadzhikistane-germaniya-vydelit-33-5-mln-evro/ (дата обращения 11.04.2023).
105. Душанбе и Лондон подписали соглашение о транзите британских войск «Азия плюс». 2013. 18 марта [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20130418/933277027.html (дата обращения 27.02.2023).
106. Душанбе и Лондон подписали соглашение о транзите британских войск «Азия плюс». 2013. 18 марта [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20130418/933277027.html (дата обращения 27.02.2023).
107. Европейский вектор внешней политики Таджикистана «Ховар». 2011. 6 июнь URL:. [Электронный ресурс]. URL: https://khovar.tj/rus/2021/11/den-v-istorii-rovno-28-let-nazad-byl-osnovan-evropejskij-soyuz-chto-svyazyvaet-tadzhikistan-s-etoj-organizatsiej/ // (дата обращения 14.03.2023).
108. Европейский Совет утвердил новую Стратегию Европейского Союза в отношении региона Центральной Азии [Электронный ресурс]. URL: https://www.eeas.europa.eu/node/64249_ru (дата обращения 14.03.2023).
109. И. Насрединов представил Таджикистан на неформальной встрече ОБСЕ «Ховар». 2015. 14 июль URL:. [Электронный ресурс]. URL: https://khovar.tj/rus/2015/07/i-nasredinov-predstavil-tadzhikistan-na-neformalnoj-vstreche-obse/ / // (дата обращения 07.04.2023).
110. Излишки американского внимания к Таджикистану «Фонд стратегической культуры» 23 октября 2018 года [Электронный ресурс]. URL https://www.fondsk.ru/news/2018/10/23/interes-ssha-k-tadzhikistanu-vozrastaet-47000.html (дата обращения 16.04.2023).
111. Итоги визита президента РТ Э. Рахмона в ФРГ, Национальное агентство новостей “Ховар” 2011 19 декабрь [Электронный ресурс]. URL: https://khovar.tj/rus/2011/12/itogi-vizita-prezidenta-rt-e-rahmona-v-frg (дата обращения 23.02.2023).
112. М. Убайдуллоев предложил создать группу дружбы и сотрудничества между верхней палатой парламента РТ и Сенатом Франции «Азия плюс». 2009. 3 март [Электронный ресурс]. URL: https://asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/power/20090303/m-ubaidulloev-predlozhil-sozdat-gruppu-druzhby-i-sotrudnichestva-mezhdu-verkhnei-palatoi-parlam (дата обращения 25.02.2023).
113. Местный персонал посольства США будет облагаться налогами // Азия-плюс. 2015. №41 (1024), 30 апр. С.3
114. Милан Лазович Как развивается сотрудничество НАТО с республиками Центральной Азии? 2019. 2 ноября [Электронный ресурс]. URL: https://sng.today/dushanbe/19653-tadzhikistan-i-velikobritanija-obsudili-perspektivy-razvitija-otnoshenij-v-sfere-jekonomiki-i-politiki.html // (дата обращения 27.02.2023).
115. Минздрав РТ и USAID начинают сотрудничество по 2 новым программам «Ховар» 26 сентября 2008 года [Электронный ресурс]. URL: https://khovar.tj/rus/2008/09/minzdrav-rt-i-usaid-nachinayut-sotrudnichestvo-po-2-novym-programmam/ (дата обращения 03.02.2023).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ