ОТНОШЕНИЯ ТАДЖИКИСТАНА СО СТРАНАМИ ЗАПАДА В РАМКАХ ПОЛИТИКИ «ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ» (2002–2022 ГГ.)
|
Введение
1. Концептуальные основы западного направления внешней политики Республики Таджикистан
1.1 .Нормативно-правовые основы внешней политики Республики Таджикистан в отношении стран Запада
1.2. Механизм формирования внешней политики Республики Таджикистан на ее западном направлении
2 Актуальные проблемы межгосударственного сотрудничества между Республикой Таджикистан и Соединенными Штатами Америки
2.1. Взаимодействие между Таджикистаном и США в политической области и в сфере безопасности
2.2.. Таджикско-американские отношения в торгово-экономической сфере
2.3. Сотрудничество Республики Таджикистан и США в сфере науки, культуры, образования
3. Отношения Таджикистана с ведущими европейскими государствами
3.1 Межгосударственное сотрудничество между Республикой Таджикистан и Федеративной Республики Германия
3.2. Взаимоотношения и развитие связей между Республикой Таджикистан и Французской Республикой
3.3. Эволюция отношений между Республикой Таджикистан и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии
4. Отношения Таджикистана с основными евроатлантическими структурами
4.1 Основные приоритеты взаимоотношений Таджикистана и Организации Североатлантического договора
4.2 Взаимоотношения Республики Таджикистан и Европейского Союза
4.3. Взаимодействие Таджикистана и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе
Заключение
Список использованных источников и литературы
1. Концептуальные основы западного направления внешней политики Республики Таджикистан
1.1 .Нормативно-правовые основы внешней политики Республики Таджикистан в отношении стран Запада
1.2. Механизм формирования внешней политики Республики Таджикистан на ее западном направлении
2 Актуальные проблемы межгосударственного сотрудничества между Республикой Таджикистан и Соединенными Штатами Америки
2.1. Взаимодействие между Таджикистаном и США в политической области и в сфере безопасности
2.2.. Таджикско-американские отношения в торгово-экономической сфере
2.3. Сотрудничество Республики Таджикистан и США в сфере науки, культуры, образования
3. Отношения Таджикистана с ведущими европейскими государствами
3.1 Межгосударственное сотрудничество между Республикой Таджикистан и Федеративной Республики Германия
3.2. Взаимоотношения и развитие связей между Республикой Таджикистан и Французской Республикой
3.3. Эволюция отношений между Республикой Таджикистан и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии
4. Отношения Таджикистана с основными евроатлантическими структурами
4.1 Основные приоритеты взаимоотношений Таджикистана и Организации Североатлантического договора
4.2 Взаимоотношения Республики Таджикистан и Европейского Союза
4.3. Взаимодействие Таджикистана и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе
Заключение
Список использованных источников и литературы
В концепции внешней политики Таджикистана прописано, что она считается политикой «открытых дверей»: миролюбивой, бескорыстной – и что при ее осуществлении Таджикистан готов развивать дружеские отношения на основе взаимного уважения, равноправия, взаимовыгодного сотрудничества и обоюдного признания интересов со всеми ближними и дальними странами.
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена следующими положениями.
Во-первых, исследование и анализ отношений Таджикистана со странами «дальнего» зарубежья и международными организациями позволяет определить основные приоритеты внешней политики Республики Таджикистан, и ее ключевые направления и перспективы ее дальнейшего развития.
Во-вторых, расширение и углубление двустороннего и многостороннего взаимодействия Таджикистана со странами Запада и ведущими евроатлантическими структурами имеет исключительную важность в контексте создания международных условий, способствующих обеспечению внутренней стабильности и устойчивости прогресса в стране.
В-третьих, несмотря на то, что долгосрочным стратегическим выбором Республики Таджикистан является укрепление стратегического партнерства и союзнического взаимодействия с Российской Федерацией, она как суверенное государство традиционно стремится диверсифицировать свою внешнюю политику, не замыкая свою дипломатию на каком-либо одном направлении и поддерживая контакты с альтернативными партнерами. К числу таких партнеров в первую очередь относятся страны Запада.
В четвертых, в постоянно меняющихся мирополитических условиях, сотрудничество Таджикистана со странами Запада призвано обеспечить безопасность и стабильность в рамках всего центральноазиатского региона.
В-пятых, благодаря важному геополитическому положению Таджикистана, в последовательном развитии диалога с данной республикой заинтересованы и ее западные партнеры. Следовательно, расширение связей между Душанбе и странами Запада представляет взаимный интерес и обоюдную выгоду для обеих сторон.
Степень разработанности темы.
К настоящему времени по проблемам взаимодействия Республики Таджикистан и ведущих стран Запада сформировался довольно крупный массив научной литературы.
По критерию «происхождения», соответствующие публикации могут быть разделены на труды российских, таджикских, западных, иранских авторов, а также экспертов из стран Центральной Азии, что, исходя из этого, классифицируются на определенные критерии.
По критерию содержания, существующие работы можно разделить на четыре группы:
1. Теоретические исследования (публикации, в которых изучаются теоретические особенности внешней политики Таджикистана в отношении стран Запада);
2. Исторические исследования (труды, посвященные анализу исторических фактов и процесса эволюции отношений между таджикской и западной сторонами);
3. Экономические исследования (труды, выявляющие экономические факторы политики «открытых дверей»);
4. Юридические исследования (труды, содержащие анализ документов и нормативных актов, касающихся взаимоотношений Таджикистана со странами и международными организациями Запада).
По типу исследований, соответствующие публикации представлены монографиями, диссертационными исследованиями, аналитическими докладами и научными статьями.
Значительный вклад в исследование отношений Таджикистана и стран Запада внесли, прежде всего, таджикские эксперты.
В трудах Б. М. Ризоева, М.А. Акмаловой, Х. Зарифи, Г. М. Майтдиновой, З. Ш. Саидов анализируются различные аспекты таджикской дипломатии на ее западном направлении и выражается официальный взгляд на политику Душанбе в отношении его западных партнеров.
В монографии Р. Шерали и статье К. Х. Зоидова, выявляются национальные интересы Республики Таджикистан и способы их реализации при проведении ее внешней политики. Также автор рассматривает ключевые направления взаимодействия Душанбе с влиятельными государствами и международными организациями.
В научной статье Р. Р. Алиевой подробно освещаются основополагающие принципы внешней политики Республики Таджикистан – в частности, на ее западном направлении.
Ряд работ посвящены вопросам взаимодействия Таджикистана и США Так, А. Рашид и А. Л. Саидмуродова изучают развитие таджикско-американских отношений в 1990–2000-е гг., а
У. У. Хидирова сосредотачивает свое внимание на развитии двустороннего сотрудничества в сфере образования и культуры.
В трудах Р. А. Солиева, С. А. Солиходжаева и Р. Сухроба раскрываются различные вопросы взаимодействия Таджикистана и ЕС С. Кайхусрави подробно описывает историю взаимодействия Таджикистана и Германии, Ф. А. Шарипов и Ф. А. Шарифзода – историю становления и развития таджикско-французского сотрудничества. Р. Алиева обобщает опыт работы Таджикистана с институтами ОБСЕ
Среди российских авторов, интерес к развитию отношений между Таджикистаном и странами Запада проявляли Д.С. Попов, анализирующий вопросы двустороннего сотрудничества между Таджикистаном и США, и А. Ю. Хорошун, изучающий динамику взаимодействия Таджикистана и ЕС.
Среди работ западных экспертов следует выделить труды Э. Леманда, Б. Джардина, Д. Триллинга и П. Мендиса, в которых рассматриваются особенности многовекторной внешней политики Таджикистана, отношений республики со странами Запада, политики и стратегии США в отношении стран Центральной Азии.
В работах авторов из стран Центральной Азии (Н.Э. Масанова, Б.Б. Касеновой и А.Н. Оспановой, Т. Шаймергенова) описываются, соответственно, особенности геополитического положения Таджикистана, торгово-экономические отношения республики с Германией и военно-политическая стратегия НАТО в отношении стран Центральной Азии.
Научная новизна исследования определяется в первую очередь, тем что данная научная работа является комплексным исследованием, посвященный детальному анализу динамика внешней политики Республики Таджикистан в отношении стран и международных организаций Запада с 2002 по 2022 гг. с началом принятия доктрины «отрытых дверей».
Кроме того, в магистерской диссертации был проанализирован и введен в научный оборот источников по внешнеполитическим вопросам Республики Таджикистан и систематизированы причины, влияющие на определение внешней политики Таджикистана в её западном векторе.
Источниковая база настоящего исследования включает довольно широкий круг материалов, которые могут быть разделены на следующие группы:
межгосударственные соглашения Республики Таджикистан и ведущих стран Запада;
международные соглашения Республики Таджикистан и ведущих евроатлантических международных организаций;
нормативно-правовые акты Республики Таджикистан;
официальные источники и материалы органов государственной власти Республики Таджикистан;
тексты печатных работ и выступлений политических деятелей Республики Таджикистан;
нормативно-правовые акты ведущих стран Запада, касающиеся вопросов их взаимодействия с Республикой Таджикистан;
материалы официальной статистики;
информационные материалы периодической печати;
информации электронных средств массовой информации.
Настоящая источниковая база может считаться достаточной для достоверного воссоздания изучаемых в диссертации событий.
Объектом данного исследования является внешняя политика Республики Таджикистан в годы реализации доктрины «открытых дверей». Предметом исследования выступают отношения Республики Таджикистан с ведущими государствами и международными межправительственными организациями Запада.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2002 по 2022 гг. Выбор нижних хронологических рамок обусловлен тем, что 31 декабря 2002 г. президентом Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмоновым было официально объявлено о начале проведения нового внешнеполитического курса – политики «открытых дверей». В качестве верхних хронологических рамок, избрана дата коренных изменений международной политической и экономической обстановки в контексте развития ситуации на Украине, оказавших существенное влияние и на характер отношений Таджикистана со странами Запада. Таким образом, имеется возможность проанализировать двадцатилетний опыт развития сотрудничества между Таджикистаном и странами Запада.
Территориальные рамки работы охватывают Республику Таджикистан и стран Запада. Под странами Запада автором подразумеваются страны Северной Америки, Европы, Австралия, Япония, Израиль, ЮАР, Новая Зеландия и др. которые входят в западную цивилизацию. Также данный регион принято называть «Западный мир» или «коллективный Запад».
Цель настоящего исследования– выявить особенности отношений Таджикистана со странами Запада в рамках политики «открытых дверей», проводимой в республике, начиная с 2002.
Исходя из цели, перед работой были поставлены следующие задачи:
проанализировать концептуальные основы западного направления внешней политики Республики Таджикистан;
провести анализ двусторонних отношений между Республикой Таджикистан и США в сферах борьбы с международным терроризмом, в экономической сфере, в области науки, культуры и образования;
определить ключевые направления и особенности развития отношений Таджикистана с ведущими европейскими державами – Великобританией, Германией и Францией;
исследовать проблематику взаимодействия Таджикистана с основными евроатлантическими структурами – Организацией Североатлантического договора (НАТО), Европейским союзом (ЕС) и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Теоретическую основу исследования составили концептуальные положения об особенностях политики «открытых дверей», высказанные Президентом Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмоновым.
Методические основы исследования. Данное исследование имеет комплексный характер, предполагающий изучение различных факторов, аспектов и направлений внешней политики Республики Таджикистан в отношении стран Запада и международных организаций. Соответственно, в его основу был положен широкий круг методов научного познания, используемых в их сложном сочетании.
Среди общенаучных методов, применяемых в диссертации, отметим нижеследующие.
– Принцип историзма, предполагающий, что все события и факты во внешней политике Республики Таджикистан рассматриваются автором в контексте того времени, тех социально-экономических и политических условий, в которых они на самом деле происходили.
–Принцип целостности, предполагающий рассмотрение изучаемых автором событий и фактов, в полном объеме и без какого-либо искажения;
–Принцип научной объективности, предусматривающий выявление закономерностей во внешней политике Таджикистана на основе использования широкого круга верифицированных источников;
– Метод описания, необходимый при всестороннем изучении фактологического материала, лежащего в основе данной работы;
– Метод объяснения, используемый при установлении причинно-следственных связей между различными событиями и процессами;
– Метод индукции, позволяющий восходить от единичных фактов в исследуемой автором сфере к общим тенденциям и проблемам;
– Метод дедукции, позволяющий распространять общие положения и выводы на конкретные аспекты изучаемых автором вопросов;
– Методы анализа и синтеза, необходимые для формирования общего представления об особенностях внешней политики Республики Таджикистан на ее западном направлении;
– Метод обобщения, позволяющий на основе широкого круга исследуемых автором событий воссоздать максимально полную картину того или иного процесса или явления;
– Метод сравнения, позволяющий выявлять черты сходства и различия между отдельными направлениями, этапами, факторами, проблемами взаимодействия Таджикистана с его западными партнерами;
– Метод аналогии, предполагающий перенос результатов, полученных автором при рассмотрении одного из аспектов внешней политики Республики Таджикистан, на другие ее аспекты;
– Метод концептуализации, необходимый для теоретического осмысления изучаемых автором процессов и явлений.
Среди конкретно-научных методов, применяемых в данной работе, отметим нижеследующие.
Из специальных методов политической науки – это:
– Метод анализа выступлений, позволяющий исследовать выступления государственных деятелей в ходе различных встреч, международных конференций и иных значимых мероприятий;
– Метод ивент-анализа, предполагающий всестороннее изучение тех или иных событий, имевших место во внешней политике Республики Таджикистан.
Из специальных методов исторической науки – это:
– Эволюционный (хронологический) подход, предполагающий последовательное рассмотрение автором различных событий во внешней политике Республики Таджикистан в порядке их появления, от более ранних к более поздним;
– Историко-генетический метод, позволяющий установить причинно-следственные связи между различными событиями во внешней политике Республики Таджикистан;
– Историко-сравнительный метод, предполагающий использование в данной работе различных сравнений в пространстве и времени, что необходимо для более детального изучения особенностей внешней политики Душанбе на ее западном направлении;
Среди методов юридической науки – это анализ нормативно-правовых актов и международных соглашений, позволяющий автору составить четкое представление о правовых основах взаимодействия Таджикистана со странами Запада
Среди методов экономической науки – это статистический метод, необходимый для работы с массивами статистических данных, отражающих структуру и масштабы товарооборота и, в целом, динамику торгово-экономического сотрудничества между Таджикистаном и странами Запада.
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена следующими положениями.
Во-первых, исследование и анализ отношений Таджикистана со странами «дальнего» зарубежья и международными организациями позволяет определить основные приоритеты внешней политики Республики Таджикистан, и ее ключевые направления и перспективы ее дальнейшего развития.
Во-вторых, расширение и углубление двустороннего и многостороннего взаимодействия Таджикистана со странами Запада и ведущими евроатлантическими структурами имеет исключительную важность в контексте создания международных условий, способствующих обеспечению внутренней стабильности и устойчивости прогресса в стране.
В-третьих, несмотря на то, что долгосрочным стратегическим выбором Республики Таджикистан является укрепление стратегического партнерства и союзнического взаимодействия с Российской Федерацией, она как суверенное государство традиционно стремится диверсифицировать свою внешнюю политику, не замыкая свою дипломатию на каком-либо одном направлении и поддерживая контакты с альтернативными партнерами. К числу таких партнеров в первую очередь относятся страны Запада.
В четвертых, в постоянно меняющихся мирополитических условиях, сотрудничество Таджикистана со странами Запада призвано обеспечить безопасность и стабильность в рамках всего центральноазиатского региона.
В-пятых, благодаря важному геополитическому положению Таджикистана, в последовательном развитии диалога с данной республикой заинтересованы и ее западные партнеры. Следовательно, расширение связей между Душанбе и странами Запада представляет взаимный интерес и обоюдную выгоду для обеих сторон.
Степень разработанности темы.
К настоящему времени по проблемам взаимодействия Республики Таджикистан и ведущих стран Запада сформировался довольно крупный массив научной литературы.
По критерию «происхождения», соответствующие публикации могут быть разделены на труды российских, таджикских, западных, иранских авторов, а также экспертов из стран Центральной Азии, что, исходя из этого, классифицируются на определенные критерии.
По критерию содержания, существующие работы можно разделить на четыре группы:
1. Теоретические исследования (публикации, в которых изучаются теоретические особенности внешней политики Таджикистана в отношении стран Запада);
2. Исторические исследования (труды, посвященные анализу исторических фактов и процесса эволюции отношений между таджикской и западной сторонами);
3. Экономические исследования (труды, выявляющие экономические факторы политики «открытых дверей»);
4. Юридические исследования (труды, содержащие анализ документов и нормативных актов, касающихся взаимоотношений Таджикистана со странами и международными организациями Запада).
По типу исследований, соответствующие публикации представлены монографиями, диссертационными исследованиями, аналитическими докладами и научными статьями.
Значительный вклад в исследование отношений Таджикистана и стран Запада внесли, прежде всего, таджикские эксперты.
В трудах Б. М. Ризоева, М.А. Акмаловой, Х. Зарифи, Г. М. Майтдиновой, З. Ш. Саидов анализируются различные аспекты таджикской дипломатии на ее западном направлении и выражается официальный взгляд на политику Душанбе в отношении его западных партнеров.
В монографии Р. Шерали и статье К. Х. Зоидова, выявляются национальные интересы Республики Таджикистан и способы их реализации при проведении ее внешней политики. Также автор рассматривает ключевые направления взаимодействия Душанбе с влиятельными государствами и международными организациями.
В научной статье Р. Р. Алиевой подробно освещаются основополагающие принципы внешней политики Республики Таджикистан – в частности, на ее западном направлении.
Ряд работ посвящены вопросам взаимодействия Таджикистана и США Так, А. Рашид и А. Л. Саидмуродова изучают развитие таджикско-американских отношений в 1990–2000-е гг., а
У. У. Хидирова сосредотачивает свое внимание на развитии двустороннего сотрудничества в сфере образования и культуры.
В трудах Р. А. Солиева, С. А. Солиходжаева и Р. Сухроба раскрываются различные вопросы взаимодействия Таджикистана и ЕС С. Кайхусрави подробно описывает историю взаимодействия Таджикистана и Германии, Ф. А. Шарипов и Ф. А. Шарифзода – историю становления и развития таджикско-французского сотрудничества. Р. Алиева обобщает опыт работы Таджикистана с институтами ОБСЕ
Среди российских авторов, интерес к развитию отношений между Таджикистаном и странами Запада проявляли Д.С. Попов, анализирующий вопросы двустороннего сотрудничества между Таджикистаном и США, и А. Ю. Хорошун, изучающий динамику взаимодействия Таджикистана и ЕС.
Среди работ западных экспертов следует выделить труды Э. Леманда, Б. Джардина, Д. Триллинга и П. Мендиса, в которых рассматриваются особенности многовекторной внешней политики Таджикистана, отношений республики со странами Запада, политики и стратегии США в отношении стран Центральной Азии.
В работах авторов из стран Центральной Азии (Н.Э. Масанова, Б.Б. Касеновой и А.Н. Оспановой, Т. Шаймергенова) описываются, соответственно, особенности геополитического положения Таджикистана, торгово-экономические отношения республики с Германией и военно-политическая стратегия НАТО в отношении стран Центральной Азии.
Научная новизна исследования определяется в первую очередь, тем что данная научная работа является комплексным исследованием, посвященный детальному анализу динамика внешней политики Республики Таджикистан в отношении стран и международных организаций Запада с 2002 по 2022 гг. с началом принятия доктрины «отрытых дверей».
Кроме того, в магистерской диссертации был проанализирован и введен в научный оборот источников по внешнеполитическим вопросам Республики Таджикистан и систематизированы причины, влияющие на определение внешней политики Таджикистана в её западном векторе.
Источниковая база настоящего исследования включает довольно широкий круг материалов, которые могут быть разделены на следующие группы:
межгосударственные соглашения Республики Таджикистан и ведущих стран Запада;
международные соглашения Республики Таджикистан и ведущих евроатлантических международных организаций;
нормативно-правовые акты Республики Таджикистан;
официальные источники и материалы органов государственной власти Республики Таджикистан;
тексты печатных работ и выступлений политических деятелей Республики Таджикистан;
нормативно-правовые акты ведущих стран Запада, касающиеся вопросов их взаимодействия с Республикой Таджикистан;
материалы официальной статистики;
информационные материалы периодической печати;
информации электронных средств массовой информации.
Настоящая источниковая база может считаться достаточной для достоверного воссоздания изучаемых в диссертации событий.
Объектом данного исследования является внешняя политика Республики Таджикистан в годы реализации доктрины «открытых дверей». Предметом исследования выступают отношения Республики Таджикистан с ведущими государствами и международными межправительственными организациями Запада.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2002 по 2022 гг. Выбор нижних хронологических рамок обусловлен тем, что 31 декабря 2002 г. президентом Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмоновым было официально объявлено о начале проведения нового внешнеполитического курса – политики «открытых дверей». В качестве верхних хронологических рамок, избрана дата коренных изменений международной политической и экономической обстановки в контексте развития ситуации на Украине, оказавших существенное влияние и на характер отношений Таджикистана со странами Запада. Таким образом, имеется возможность проанализировать двадцатилетний опыт развития сотрудничества между Таджикистаном и странами Запада.
Территориальные рамки работы охватывают Республику Таджикистан и стран Запада. Под странами Запада автором подразумеваются страны Северной Америки, Европы, Австралия, Япония, Израиль, ЮАР, Новая Зеландия и др. которые входят в западную цивилизацию. Также данный регион принято называть «Западный мир» или «коллективный Запад».
Цель настоящего исследования– выявить особенности отношений Таджикистана со странами Запада в рамках политики «открытых дверей», проводимой в республике, начиная с 2002.
Исходя из цели, перед работой были поставлены следующие задачи:
проанализировать концептуальные основы западного направления внешней политики Республики Таджикистан;
провести анализ двусторонних отношений между Республикой Таджикистан и США в сферах борьбы с международным терроризмом, в экономической сфере, в области науки, культуры и образования;
определить ключевые направления и особенности развития отношений Таджикистана с ведущими европейскими державами – Великобританией, Германией и Францией;
исследовать проблематику взаимодействия Таджикистана с основными евроатлантическими структурами – Организацией Североатлантического договора (НАТО), Европейским союзом (ЕС) и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Теоретическую основу исследования составили концептуальные положения об особенностях политики «открытых дверей», высказанные Президентом Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмоновым.
Методические основы исследования. Данное исследование имеет комплексный характер, предполагающий изучение различных факторов, аспектов и направлений внешней политики Республики Таджикистан в отношении стран Запада и международных организаций. Соответственно, в его основу был положен широкий круг методов научного познания, используемых в их сложном сочетании.
Среди общенаучных методов, применяемых в диссертации, отметим нижеследующие.
– Принцип историзма, предполагающий, что все события и факты во внешней политике Республики Таджикистан рассматриваются автором в контексте того времени, тех социально-экономических и политических условий, в которых они на самом деле происходили.
–Принцип целостности, предполагающий рассмотрение изучаемых автором событий и фактов, в полном объеме и без какого-либо искажения;
–Принцип научной объективности, предусматривающий выявление закономерностей во внешней политике Таджикистана на основе использования широкого круга верифицированных источников;
– Метод описания, необходимый при всестороннем изучении фактологического материала, лежащего в основе данной работы;
– Метод объяснения, используемый при установлении причинно-следственных связей между различными событиями и процессами;
– Метод индукции, позволяющий восходить от единичных фактов в исследуемой автором сфере к общим тенденциям и проблемам;
– Метод дедукции, позволяющий распространять общие положения и выводы на конкретные аспекты изучаемых автором вопросов;
– Методы анализа и синтеза, необходимые для формирования общего представления об особенностях внешней политики Республики Таджикистан на ее западном направлении;
– Метод обобщения, позволяющий на основе широкого круга исследуемых автором событий воссоздать максимально полную картину того или иного процесса или явления;
– Метод сравнения, позволяющий выявлять черты сходства и различия между отдельными направлениями, этапами, факторами, проблемами взаимодействия Таджикистана с его западными партнерами;
– Метод аналогии, предполагающий перенос результатов, полученных автором при рассмотрении одного из аспектов внешней политики Республики Таджикистан, на другие ее аспекты;
– Метод концептуализации, необходимый для теоретического осмысления изучаемых автором процессов и явлений.
Среди конкретно-научных методов, применяемых в данной работе, отметим нижеследующие.
Из специальных методов политической науки – это:
– Метод анализа выступлений, позволяющий исследовать выступления государственных деятелей в ходе различных встреч, международных конференций и иных значимых мероприятий;
– Метод ивент-анализа, предполагающий всестороннее изучение тех или иных событий, имевших место во внешней политике Республики Таджикистан.
Из специальных методов исторической науки – это:
– Эволюционный (хронологический) подход, предполагающий последовательное рассмотрение автором различных событий во внешней политике Республики Таджикистан в порядке их появления, от более ранних к более поздним;
– Историко-генетический метод, позволяющий установить причинно-следственные связи между различными событиями во внешней политике Республики Таджикистан;
– Историко-сравнительный метод, предполагающий использование в данной работе различных сравнений в пространстве и времени, что необходимо для более детального изучения особенностей внешней политики Душанбе на ее западном направлении;
Среди методов юридической науки – это анализ нормативно-правовых актов и международных соглашений, позволяющий автору составить четкое представление о правовых основах взаимодействия Таджикистана со странами Запада
Среди методов экономической науки – это статистический метод, необходимый для работы с массивами статистических данных, отражающих структуру и масштабы товарооборота и, в целом, динамику торгово-экономического сотрудничества между Таджикистаном и странами Запада.
В начале ХХI века в мировом сообществе происходили существенные изменения в политической, культурной и идеологической сферах. С учетом геополитических реалий и вызовов, Таджикистан избрал многовекторную внешнюю политику, основанную на доктрине политики «открытых дверей» с учетом своих национальных интересов и обеспечении национальной и региональной безопасности. С момента окончания Гражданской войны, продолжавшейся в республике с 1992 по 1997 гг., благодаря политике «открытых дверей», Таджикистану удалось сохранить отношения со всеми странами «Ближнего» и «Дальнего зарубежья». При этом активизация отношений Таджикистана со странами Запада началась еще до принятия доктрины – в 2001 году, в ходе формирования международной антиталибской коалиции.
Анализ концептуальных основ западного направления внешней политики Таджикистана продемонстрировал, что Республика Таджикистан как самостоятельный актор международных отношений, смогла сформировать собственный внешнеполитический механизм. Главную роль в процессе формирования внешней политики республики традиционно играет президент. Основные направления и приоритеты внешней политики республики определяются Концепцией внешней политики Таджикистана. Фундамент таджикской дипломатии на ее западном направлении был заложен с провозглашением в конце 2002 г. политики «отрытых дверей», ключевую роль в реализации которой играл экономический фактор.
На протяжении всего рассматриваемого нами периода имело место последовательное развитие отношений Таджикистана с Соединенными Штатами Америки, охватывавших все сферы межгосударственного сотрудничества. Учитывая географическую близость Таджикистана к Афганистану, главным направлением таджикско-американских отношений стало взаимодействие сторон в военно-политической сфере, включая борьбу с международным терроризмом и иными вызовами и угрозами ХХI века. При этом особый вклад в развитие двустороннего сотрудничества внесли регулярные политические контакты между двумя государствами на высшем и высоком уровнях.
Главными политическими и экономическими партнерами Таджикистана в Европе традиционно являлись Германия, Франция и Великобритания. Как и в случае с США, отношения Душанбе с данными государствами заметно активизировались после провозглашения доктрины «открытых дверей». Каждое из ведущих европейских государств имело собственные приоритеты в отношениях с Таджикистаном. Так, для Германии и Великобритании наибольший интерес представляло экономическое сотрудничество, тогда как Франция делала акцент на развитии двусторонних связей в военно-политической сфере.
Что касается ведущих евроатлантических структур, то с НАТО Таджикистан взаимодействовал, главным образом, в военно-технической сфере; партнерство между Душанбе и Североатлантическим альянсом развивалось в ограниченной форме с определенными паузами. Взаимодействие Таджикистана с Европейским Союзом осуществлялось в сферах безопасности, торговли и инвестиций, экологии и науки. С ОБСЕ Таджикистан наладил конструктивный диалог в области культуры, экологии и образования. Особенно продуктивный характер отношения Душанбе с данной структурой приобрели в 2010 г. на фоне председательства в ОБСЕ Республики Казахстан.
Анализ концептуальных основ западного направления внешней политики Таджикистана продемонстрировал, что Республика Таджикистан как самостоятельный актор международных отношений, смогла сформировать собственный внешнеполитический механизм. Главную роль в процессе формирования внешней политики республики традиционно играет президент. Основные направления и приоритеты внешней политики республики определяются Концепцией внешней политики Таджикистана. Фундамент таджикской дипломатии на ее западном направлении был заложен с провозглашением в конце 2002 г. политики «отрытых дверей», ключевую роль в реализации которой играл экономический фактор.
На протяжении всего рассматриваемого нами периода имело место последовательное развитие отношений Таджикистана с Соединенными Штатами Америки, охватывавших все сферы межгосударственного сотрудничества. Учитывая географическую близость Таджикистана к Афганистану, главным направлением таджикско-американских отношений стало взаимодействие сторон в военно-политической сфере, включая борьбу с международным терроризмом и иными вызовами и угрозами ХХI века. При этом особый вклад в развитие двустороннего сотрудничества внесли регулярные политические контакты между двумя государствами на высшем и высоком уровнях.
Главными политическими и экономическими партнерами Таджикистана в Европе традиционно являлись Германия, Франция и Великобритания. Как и в случае с США, отношения Душанбе с данными государствами заметно активизировались после провозглашения доктрины «открытых дверей». Каждое из ведущих европейских государств имело собственные приоритеты в отношениях с Таджикистаном. Так, для Германии и Великобритании наибольший интерес представляло экономическое сотрудничество, тогда как Франция делала акцент на развитии двусторонних связей в военно-политической сфере.
Что касается ведущих евроатлантических структур, то с НАТО Таджикистан взаимодействовал, главным образом, в военно-технической сфере; партнерство между Душанбе и Североатлантическим альянсом развивалось в ограниченной форме с определенными паузами. Взаимодействие Таджикистана с Европейским Союзом осуществлялось в сферах безопасности, торговли и инвестиций, экологии и науки. С ОБСЕ Таджикистан наладил конструктивный диалог в области культуры, экологии и образования. Особенно продуктивный характер отношения Душанбе с данной структурой приобрели в 2010 г. на фоне председательства в ОБСЕ Республики Казахстан.



