ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. История бытования гипса. 13
1.1. Методы разработки и переработки. 13
1.2. Строение, гидратация и структурообразование гипса. 15
1.3. Классификации и свойства гипса. 17
1.4. Историческое значение и применение гипса в изобразительном искусстве и архитектуре. 21
ГЛАВА II. Анализ реставрационных методик и музейных реставраций. 26
2.1. Таблица методических рекомендаций. 26
2.2. Таблица музейных реставраций. 32
2.3. Таблица реставрационно-консервационных материалов. 32
2.4. Анализ и сопоставление методов патинирования гипсовой скульптуры под бронзу. 54
ГЛАВА III. Анализ и сопоставление консервационных материалов для гипсовой скульптуры в период от 1950-2015 год. 60
3.1.Таблица консервационных материалов, применяемых с 1950 годов при реставрации гипсовой скульптуры. 63
3.2. Таблица современных материалов для придания гипсу гидрофобных, укрепляющих и биоцидных свойств. 66
3.3. Анализ и сопоставление методик реставрации гипса. 68
ГЛАВА IV.Технологические карты на проведение работ по реставрации гипсовой скульптуры. 76
4.1. Предреставрационный этап. 77
4.2. Технологические карты. 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 116
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 119
ПРИЛОЖЕНИЕ. 123
Актуальность темы.
В настоящее время отсутствует единая методика реставрации гипсовой скульптуры, которая учитывала бы современные концепции реставрации и использование современных материалов, а также объединяла опыт и наработки традиционных методик консервации и реставрации.
Соответственно данная методика предполагает использование как традиционных, так и новых материалов и технологий, которые появились в последнее время.
Цели:
Создание методики реставрации гипсовой скульптуры с разработкой методики каждого этапа реставрации.
Задачи:
● Обзор и анализ строения гипса (α-гипс, β-гипс), методы его разработки и получения по геолого-минералогической, материаловедческой литературе;
● Обзор методик реставрационных работ и используемых материалов для реставрации и консервации, модификации и гидрофобизации гипсовых смесей в материаловедческой, реставрационной литературе и методических сборников по реставрации скульптуры;
● Подбор современных аналогов к старым материалам;
● Анализ литературы - выявление степени раскрытия проблематики;
● Разработка программы реставрации гипсовой скульптуры (от исследования до передачи в отдел хранения).
Реставрация гипсовых произведений не получила достаточного освещения в литературе, равно как и используемые в ней материалы. Представляется целесообразным рассмотрение литературы, посвящённой реставрации скульптуры, и литературы, посвящённой качествам и свойствам гипса и гипсовых составов.
В России первое крупное обобщение опыта реставрации скульптуры из камня сделано скульптором и реставратором И.В. Крестовским. Книга под названием «Мраморная скульптура. Руководство по технике реставрации» (1934 г.) содержит полное изложение всего цикла работ по реставрации скульптуры. Книга состоит из шести глав, расположенных согласно последовательности реставрационных мероприятий, проводимых на скульптуре: промывка поверхностей мраморной скульптуры; склеивание фрагментов; заделывание щелей, трещин и выбоин в мраморной скульптуре; восстановление утраченных частей; флюатирование мраморов и их хранение. В четвёртой главе «восстановление утраченных частей» автор уделяет особое внимание модифицированию гипса различными методами. Автор даёт точные рекомендации по его укреплению и приданию ему влагоустойчивости. Так, он предлагает разводить гипс в насыщенном растворе алюминиевых квасцов, что придаёт прочность гипсу, не влияя на его белизну и гигроскопические свойства. И.В. Крестовский пишет и про столярный клей, который повышает прочность, но «садится медленно». Повышение влагоустойчивости предлагается достичь путём варки гипсового изделия в масле льняном (недостатком является желтизна) или в парафине (для придания нужного оттенка добавить масляную краску нужного цвета). Также упоминает про старинный метод Юле, который заключается в том, что гипс заводится на свежегашеной извести, а после отвердения пропитывается купоросом цинка или железа, что придает ему большую прочность.
Современный российский опыт реставрации скульптуры из гипса наиболее обобщенно и цельно содержится в книге А.С. Антоняна «Реставрация скульптуры из камня. Методические рекомендации», которая является вторым, дополненным и переработанным, одноименным изданием автора (первое – 1980 г.). Этот обобщающий труд ведущего специалиста Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика Грабаря, художника-реставратора высшей категории. Ценность этой книги также заключается в том, что в ней обобщён опыт практической работы самого автора. Книга состоит из следующих глав: виды реставрационных работ, виды повреждений каменной скульптуры и причины их возникновения, очистка скульптуры из камня, защитно-восстановительные методы консервации каменной скульптуры, основные процессы при реставрации каменной скульптуры, гипсовая скульптура. Именно последняя глава «Гипсовая скульптура» является наиболее актуальной и рассматривает такие вопросы, как технология изготовления гипсовой скульптуры (способы изготовления, защитно-декоративная обработка, распространенные нарушения требований технологии), реставрация и консервация гипсовой скульптуры (очистка гипсовой скульптуры, склейка гипса, восстановление утрат и заделка сколов на гипсе, тонировка гипса, гидрофобизация гипса), хранение и транспортировка скульптуры из гипса. В данной главе автор уделяет внимание различным видам повреждения гипса и причинам их возникновения, затем переходит к методам их устранения и защиты от их последующего возникновения. Следует отметить, что везде он делает акцент на то, что гипс как материал требует максимально бережного подхода на этапах реставрации. Решение проблемы гидрофобизации автор книги видит в пропитке гипса олифой, клеем или шеллаком, а иногда и жидко разведенной масляной краской.
Антонян уделяет внимание и хранению в запасниках, акцентируя внимание на современных недостатках хранения и рекомендуя хранить гипсовую скульптуру в бумажных чехлах из микалентной бумаги, крафта или кальки, а перед использованием чехлов — пропитать их 10% раствором формалина.
К современным масштабным трудам, посвященным проблемам консервации и реставрации скульптуры, относится книга О.В. Яхонта «Проблемы консервации, реставрации и атрибуции произведений искусства» 2010 года издания. В ней содержатся избранные статьи различных годов издания, посвящённые сохранению отечественного и культурного наследия, члена-корреспондента Российской академии художеств, заслуженного деятеля искусства Российской Федерации, профессора, художника-реставратора высшей квалификации. В статье «Тонирование скульптуры» (28-31стр.) автор дает точную последовательность тонирования под различные виды бронзы с перечнем необходимых материалов. Также описывает опыт прошлых эпох. Статья «Методические аспекты реставрационных восполнений» (144-149стр.) содержит ценные наблюдения насчет различных методик восполнения утрат и сведения их к единой, позволяющей наиболее точно приблизиться к оригиналу, без внесения реставратором личного видения.
Труд «Химия в реставрации» посвящен изучению и исследованию материалов применяемых в реставрации. Авторами его выступили в соавторстве два химика-технолога М.К. Никитин и Е.П. Мельникова — ведущие специалисты в области реставрационных технологий. Первое издание относится к 1990 году, а переиздание — к 2002. В главе «Химические материалы в реставрации камня», в части с подзаголовком «Пленкообразующие полимерные растворы и латексы» (на 78стр.), рассказывается об эффективности и безвредности очистки поверхности каменной скульптуры (в том числе и гипсовой) методом нанесения пленкообразующих растворов. Авторы акцентируют внимание на том, что при использовании такого метода исключается необходимость в механической обработке поверхности скульптуры щетками и тампонами, что категорически воспрещается применять при расчистке поверхности гипсовой скульптуры. В данном случае они рекомендуют растворы Na-КМЦ и ПВС. Их содержание в растворах колеблется от 5—30% (в зависимости от степени загрязненности и прочности поверхности).
На 84 стр. в части с подзаголовком «Материалы для реставрации и модификации гипса» рассматривается проблема необходимости укрепления гипса. Авторы предлагают для этого использовать такие добавки, как столярный клей, Na-КМЦ, ПВАД (поливинилацетатную дисперсию), насыщенный раствор алюмокалиевых квасцов, ПМАК. Также идёт речь и о последующем укреплении после окончательного отвердения гипсового раствора такими растворами, как сульфата меди или железа, насыщенным раствором алюмокалиевых квасцов. Особенно полезной представляется таблица, в которой приведен состав растворов КОС (кремнийорганических соединений) для модификации гипса, процентное соотношение и свойства уже модифицированного гипса.
В 2004 году Е.М. Андреева, художник-реставратор Государственного Эрмитажа, защитила диссертацию «Музей "антиков" Императорской Академии художеств. История собрания и его роль в развитии системы художественного образования в России во второй половине XVIII - первой половине XIX веков». Это первая работа, посвященная глубокому исследованию гипса. В главе III «Значение собрания "гипсов" в развитии принципов научной реставрации античных памятников в России и его роль в создании декоративно-парковой скульптуры Санкт-Петербурга» 3-й раздел посвящён реставрации повреждённых отливов и форм. В то время использовали те же материалы для реставрации повреждённых «антиков», что и при их создании. В 4-м разделе главы представлена технология снятия форм и изготовления гипсовых отливов. Особое внимание уделяется работе с тонировками, которые вносили не только улучшения внешнего вида, но и укрепления и защиты поверхности от разрушения.
Книга Н.В. Одноралова «Скульптура и скульптурные материалы» 1982 года (первое издание относится к 1965 году) посвящена исключительно материалам, из которых создаются скульптуры. В ней даётся их описание, а также рекомендации автора по поводу их использования для скульптуры. Книга состоит из восьми частей по названиям материалов: глина, воски и пластилин, гипс, бетон, пластические массы, металлы, камень, дерево. Глава «Гипс» сдержит различные разделы. в которых содержатся сведения о физико-механических свойствах гипса, о применение высокопрочного гипса, тонировании гипсовой скульптуры, о цветных гипсах и нерасширяющимся гипсе.
Книга Э.Н. Агеевой «Консервация и реставрация скульптуры из камня» 2003 года издания является учебным пособием. В ней автор описывает характеристики пород камня, используемых в монументальной скульптуре, причины и характер разрушения камня в атмосферных условиях (механизмы разрушений), (характерные виды разрушения камня), консервацию камня (очистка, биоцидная обработка, структурное укрепление, заделка дефектов, защитная обработка). В «Предисловии» (20-22стр.), среди описания материалов, упоминается гипс, его свойства, разновидности и характеристики. В главе «Причины и характер разрушения камня в атмосферных условиях» (32-33стр.) приводится классификация видов разрушения камня. В главе «Консервация камня» рассматриваются различные виды механических, физико-химических и химических методов расчистки среди которых есть те, которые применимы в случаях с очисткой гипсовой скульптуры.
Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения М.Н. Лебель «Реставрация древней скульптуры из камня (история, теория, практика)» 1980 года содержит информацию о реставрации отдельных памятников искусства, на примере которых сформулированы и изложены основные принципы реставрации, основные технологии и новые методы, которые разработаны автором или при его участии. В третьей главе диссертации автором предложена система документации и исследования скульптуры из камня. В первом разделе третьей главы М.Н. Лебель рассматривает форму записи в журнале, сокращенного паспорта, кодовой перфокарты. Во втором разделе третьей главы определяет систему научно-технических методов исследования скульптуры из камня. Четвёртая глава полностью посвящена обобщению существующих методов консервации, некоторых новых и вновь разработанных способов, повышающих качество и эффективность консервационных приемов. В первом разделе четвёртой главы изложены особенности состава и структуры камня, причины его разрушения и методы предотвращения разрушающих факторов. Во втором разделе четвёртой главы сделан обзор методов укрепления камня, а также указаны положительные и отрицательные черты рецептур, применяемых для консервации каменной скульптуры. В третьем разделе четвёртой главы обобщены ранее известные и вновь разработанные автором методы удаления загрязнений. В четвёртом разделе обобщены известные сведения о методах устранения пятен и наслоений (солей, плесени, ржавчины) ‒ реставрационных (гипс, мастиковка из воска, натуральных и синтетических смол, лаки, клеи) и случайных (чернила, анилиновые красители, битум, масляные и другие краски). В последнем разделе четвёртой главы описан процесс склейки каменной скульптуры, поиски места присоединения фрагмента по определённым признакам, а также рецептура клеевых составов и приемы крепления склеиваемых фрагментов. В пятой главе рассматриваются принципы и технологии дереставрации, обобщены исследования и предложена система рекомпозиции, приёмов нейтролизации повреждений и компенсации утрат. Следует отметить, что несмотря на такой серьёзный труд в области реставрации каменной скульптуры, гипс рассматривается частично и данный труд особенно ценен именно общим подходом к рассмотрению проблематики реставрации каменной скульптуры.
В книге «Гипс в малоэтажном строительстве» 2008 года А.В. Ферронской подробно рассматривает различные области применения гипса в строительной сфере. В третьей главе «Основные сведения о гипсовых вяжущих» (28-39стр.) автор рассматривает виды и классификации гипса на сегодняшний день, давая их подробные описания, свойства и характеристики.
Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата технических наук «Гипсовые композиционные материалы с комплексом минеральных и химических добавок» 2008 года Е.Н. Самохиной освещает последние исследования, на момент издания, модификации гипсовых вяжущих и методов изменения их характеристик. В первой главе проводится обзор и анализ отечественного и зарубежного опыта производства, модификации, применения наполненных гипсовых композиций. В третьей главе описывается влияние на структуру и эксплуатационные свойства гипсового камня путём дисперсии оксидами железа в болотной руде. В четвёртой главе изучено влияние отечественных пластификаторов на структуру и свойства гипсового камня и композиционного вяжущего на его основе, в том числе в присутствии минеральных добавок. В пятой главе рассмотрены и проанализированы различные способы подготовки наполнителей и химических добавок. Среди них следует отметить «болотную железную руду» и «суперпластификатор С-3».
Книга «Реставрационные материалы» О.И. Пруцина, 2004 года посвящена реставрации материалов, которые используются в экстерьерах зданий. Среди них имеется краткое упоминание о скульптурно-декоративных и лепных деталях (244 стр.), встречающихся на внешнем убранстве зданий. В данной главе приводятся рекомендации по правильному порядку выполнения реставрационных работ по лепным изделиям. Следует отметить в этой книге и то, что в «Приложении книги» идет подробное описание ультразвукового метода в исследовании памятников архитектуры, который может найти применение и в исследовании гипсовой скульптуры как метод, не нарушающий целостность исследуемого объекта.
Значимые труды в области истории реставрации собраны в книге «Консервация и хранение скульптуры в музее» О.В. Яхонта, 2009 год. В ней описан опыт консервации и хранения каменной скульптуры с давних времен до наших дней. В ходе повествования автор рассматривает развитие целей и задач, которые ставила перед собой научно-реставрационная общественность в разные времена. В Третьей главе «Вопросы хранения и консервации скульптуры на современном этапе» (173-190 стр.) описаны современные ошибки в подходах хранения и консервации скульптуры на конкретных примерах отечественной и зарубежной реставрации. Также эта тема наиболее ярко освящена в «Заключении» книги (191-193стр.), где автор пишет об отсутствии единых целей и задач в областях консервации и хранения скульптуры.
В Сборнике статей по реставрации скульптуры и мониторингу состояния памятников в городской среде «Памятники. Вектор наблюдения» 2008 года, выпускаемой под эгидой ГМГС, имеются две статьи, содержащие актуальность выбранной темы. Первая статья «Новые принципы защиты памятников из камня от биологических повреждений» написана в соавторстве: Д.Ю. Власов, О.В. Франк-Каменецкая, А.М. Маругин, Ю.В. Рябушева, М.А. Тимашева, О.А. Шилова, Т.В. Хамова, В.П. Челибанов, В.Ю. Долматов, В.В. Рытикова. В данной статье авторы указывают на те свойства, которыми должны обладать современные пропитки. Здесь следует отметить, что современные специалисты говорят о необходимости отказаться от устаревших пропиток, к которым относятся оловоорганические, хлоорганические, кремнийорганические, в связи с их токсичностью по отношению к окружающей среде и человеку, работающему с ней. Здесь же авторы пишут о том, какими свойствами должны обладать современные пропитки:
● высокой эффективностью в отношении широкого спектра организмов-деструкторов:
● малой токсичностью для людей и безопасностью в отношении обрабатываемых объектов (например, не вызвать повреждений материалов памятников);
● экологической безопасностью;
● хорошей растворимостью в воде;
● простотой применения;
● максимально долгим сохранением своих активных свойств (пролонгирующий эффект);
● проникающим действием, т.е. способностью легко проникать в микрозоны материала, где смогут концентрироваться биодиструкторы;
Вторая статья «Служение лошади человеку. Исследование, консервация, реставрация», написанная в соавторстве П.П. Игнатьевым и М.Н. Лебель, описывает ход реставрации барельефа, созданного по модели П.К. Клодта из гипсоизвесткового раствора. В конце статьи авторы пишут об использование ими в целях консервации средства фирмы «Термошильд» (состоящего из модифицированных акриловых смол, пигментированных диоксидом титана и тригидратомаллюминия). Его особенностью является то, что во влажных условиях полимеры набухают и покрытие становится водонепроницаемым, а в сухую погоду они отдают свою влагу, в следствие чего покрытие становится проницаемым для молекул воздуха и пара, давая возможность вывода влаги из структуры материала. Эти свойства способствуют лучшей сохранности и повышают устойчивость к перепадам окружающей среды.
В процессе написания магистерской диссертации для наибольшей степени проработки темы и погружения, были проработаны главы с подробным анализом и исследованием особенностей структуры гипса, строения, гидратации, структурообразования и истории его бытования. Это позволило понять как причину его популярности и сферы применения в различное время в области скульптуры, так и причину его недолговечности.
На сегодняшний день не существует единого перечня материалов, которые применяются в области реставрации гипсовой и каменной скульптуры для склейки, укрепления поверхности и понижения гигроскопичности, начиная с 50-х годов XX века. В данном случае была разработана таблица материалов, применяемых в области реставрации гипсовой скульптуры. В ней рассмотрены все виды материалов, их свойства, возможность экстрагирования и химический состав.
Кроме того, в связи с экономическим положением нашей страны, важным аспектом написания диссертации стала необходимость импортозамещения. Были изучены отечественные современные пропиточные материалы, которые способны укрепить и понизить гигроскопичность структуры гипса. По многим параметрам эти материалы уже превосходят свои аналоги, описанные в методических рекомендациях изученных источников.
Результаты этих исследований вошли в составление технологических карт и методических рекомендаций. В их основу вошёл анализ и проработка исторических и наиболее современных методических рекомендаций в области реставрации гипсовой и каменной скульптуры, разработанных специалистами и научными институтами. Для изучения основной проблематики разрушений и методов их решения были изучены музейные реставрации гипсовой скульптуры фондов различных музеев. По проработанным материалам была составлена таблица музейных реставраций гипсовой скульптуры. Это позволило систематизировать и вывести основные реставрационные этапы в этой области.
В некоторых пунктах Технологических карт прописано два варианта проведения одного и того же мероприятия. Первый вариант, когда речь идёт о реставрации старинной модели, на которой применялись старые технологии реставрации (в том числе такие пропитки, как олифа) и второй вариант, когда есть возможность применения современных материалов.
Это обусловлено тем, что большинство современных пропиточных материалов не апробированы и не известно, как будет меняться их структура с течением времени в процессе старения. Поэтому применять современные материалы к старинной гипсовой скульптуре неправильно, но и не учитывать современные материалы и новые аналоги старых – тоже неверно. Поэтому технологические карты расписаны с учетом как старинных, так и современных методов. По отношению к старинной скульптуре лучше применять старинные апробированные методы и точно знать изменение их свойств с течением времени. На более современных, не имеющих высокой художественной ценности скульптурах, как например выставленная гипсовая копия, отлитая по старинному оригиналу, полезно апробировать новые методы и следить, как со временем будет меняться материал. Именно это в последующем сможет послужить полноценному обновлению реставрационно-консервационных материалов в области реставрации гипсовой скульптуры. Ведь во все времена важнейшим аспектом реставрации был непрестанный поиск новых более щадящих, долговечных, способных к экстракции материалов для консервации и реставрации объектов культурного наследия. Новые материалы обязывают к разработке новых методик, а эти методики, возможно, способны будут вывести реставрацию на новый уровень.
Особое место в магистерской диссертации занимает практический опыт реставрации двух музейных предметов: гипсовой модели памятника А. П. Чехову для Мелихово и гипсовой модели памятника «Золотому мальчику» для «Мемориала героических защитников Ленинграда». В процессе реставрации гипсовых моделей памятников были успешно апробированы многие этапы технологических карт методических рекомендаций магистерской диссертации. Эмпирические знания приобретённые в процессе реставрации этих скульптур так же стали неотъемлемой частью технологических карт.
Разработанные технологические карты методических рекомендаций предназначены для музейных хранителей гипсовой скульптуры и художников-реставраторов, специализирующихся в области реставрации гипсовой скульптуры.
1. Абдуразакова А.А., Камбарова М.К. // «Исследование долговечность полимеров, применяемых в реставрационной практике» / РИХМХЦ. Реф. сб. м., 1976 г. С. 4-5.
2. Агеева Э.Н. // «Высокоэффективные защитные покрытия для камня.» /Информкультура ГБЛ. - М., 1987. - Вып. 8. - 4-6 стр.
3. Агеева Э.Н., Антонова Е.И. // «О некоторых исследованиях в области консервации мраморной скульптуры» / Художественное наследие: Сб. науч.тр. - М., 1984. - No 9. - 152-157 стр.
4. Агеева Э. Н. // «Консервация и реставрация скульптуры из камня.» / М-во образования Рос. Федерации, Рос.гос. гуманит. ун-т. Фак. истории искусства. Отд-ние реставрации, М-во культуры Рос. Федерации, Гос. НИИ реставрации. - М. : РГГУ, 2003. - 81 с., [4] л. ил. ; 20 см. - Библиогр.: 67-71 стр.
5. Агеева Э.Н. // «Консервация и реставрация скульптуры из камня» /М. :РГГУ, 2003. – 90 с.
6. Андреева Е.М. Музей «антиков» Императорской Академии художеств. История собрания и его роль в развитии системы художественного образования в России во второй половине XVIII-первой половине XIX века :автореф. дис. ... канд. искусствоведения / С.-Петерб. гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. – СПб., 2006. – 26 стр.
7. Антонян А.С. // «Реставрация скульптуры из камня». Методические указания. / М.: СканРус 2006. — 100 с.
8. АнтонянА.С., ,Солоцинская Л.В. // «Скульптура из музейных собраний. Консервация и реставрация:к 90-летию ВХНРЦ им. акад. И.Э. Грабаря» / Федер. гос. учреждение культуры «Всерос. худож. науч.-реставрац. центр им. акад. И. Э. Грабаря» ; 2009. – 143 с.
9. Большаков А.И. // «Лепные работы:Формовка, отливка и постановка лепных изделий» / Ленинград Москва:Гос. архитектурное изд-во, 1948. - 92 с.
10. Бройдо Д.М. // «Руководство по гипсовой формовке художественной скульптуры» /Д. Бройдо. - Ленинград Москва:Б. и. Искусство, 1937. - Переплет, 259 с.
11. Булах А.Г. // «Минералогия» / С.-Петерб. ун-та. :1999. – 356 стр.
12. Волкова Н. В., Емельянов Д. Н., Молодова А. А., Томилина А. В., Киреева Н. К. /// Физико-химические свойства акрилового сополимера А-45К – консерванта тканей // Вестник Нижегородского универ. Им. Н. И. Лобачевского / 2012 г. №2(1), с. 71-75с.
13. Воробьёв Х. С. // «Гипсовые вяжущие и изделия». – М.: Стройиздат, 1982 г. / - 143 с.
14. Гавриов Д. // Фахверковая архитектура, этапы развития и потенциал исторического наследия / изд. Lap Lambert Academic Publishing, 2012 г. 260 стр.
15. Гипс. Изготовление и применения гипсовых строительных материалов // под ред. Ратинова. – М.: Стройиздат, 1981 г. / - 223 с.
16. Гос. Ком. СССР по делам строительства // «ГОСТ 23789—79. СТ СЭВ 826-77. ВЯЖУЩИЕ ГИПСОВЫЕ. Методы испытаний» 1979 г. / - 8с.
17. Дринберг А.Я. // «Освоение новых типов лаков и красок на основе синтетических плёнкообразователей» / Л., 1951. - С. 7.
18. Евдокимовой В.А. // «Реставрация и атрибуция гипсового бюста из музея-усадьбы «Архангельское» / Сборник научных трудов – Москва: Издательство ВХНРЦ, 1993 год
19. Карякин М. И., Майорова Н. В., Викторова М. И. // «Лакокрасочные материалы: техника требования и контроль качества». -М, Химия / 1984. — 352 с.
20. Крестовский И. В. // «Мраморная скульптура. Руководство по технике реставрации мраморнойскульптуры.» /Л., ГРМ, 1934, 71 с.
21. Кожушко В. В. // «Гидрофобизация изделий из гипсовых вяжущих – одно из направлений расширения сферы их применения в строительстве» / 2005г.
22. Кузьмина В.П. // «Искусственный мрамор. Способы получения и методы обработки поверхности» / http://viperson.ru
23. Маслов К.И. - «Актуальные вопросы реставрации и сохранения памятников истории и культуры» Сборник статей Чтения памяти Л.А. Лелекова, 2007г.
24. Марек О., Томка М. // «Акриловые полимеры» Изд. Химия. / 1966 г. – 318 с.
25. Молева Н. и Белюсьин Э. // Педагогическая система Академии художеств в XVII в. / 1956 г.
26. Невский В.А. // «Строительные материалы» Ростов на Дону. Изд. Феникс / - 583 с.
27. Никитин М.К., МельниковаЕ.П. // «Химия в реставрации.» / Переизд. испр. и доп.. - СПб. :Техинформ, 2002. - 301, [1] с. ; 20 см. - Библиогр.: с. 286-287. - Др. работы авт. на 4-й с. обл.. - Предм. указ.: с. 290-297
28. Одноралов Н.В. // «Скульптура и скульптурные материалы» 1982 года. Учеб.пособие. — 2-е изд. — М.: Изобраз. Искусство / 1982. — 221 с.
29. Ребрикова Н.Л. //«Руководство по диагностике микробиологических повреждений памятников искусства и культуры» / М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008. – 80 с.
30. Самохина Е. Н. // «Гипсовые композиционные материалы с комплексом минеральных и химических добавок» .автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. техн. наук специальность / - Пенза, 2007. - 18 стр.
31. Солнцев Ю., Борзенко Е., Вологжанина С. / «Материаловедение. Применение и выбор материалов».
32. Зеленова А. И. // Дворец в Павловске. / Лениздат, 1986 г. 96 стр.
33. Тимофеева Н.В., Касатонова И.В, Аракелян Ф.Б. //«Реставрация монументальной скульптуры. Методические рекомендации» / ГосНИИР. — М., 1995.
34. Труды Государственного Эрмитажа // «Согдийцы, их предшественники, современники и наследники» На основе материалов конференции «Согдийцы дома и на чужбине», посвященной памяти Бориса Ильича Маршака (1933–2006) / Спб. Изд. Государственный Эрмитаж 2013 г. 495 стр.
35. Тютюнников Б. Н.// Химия жиров/ 1992. — 448 с.
36. Ферронская А., Коровяков В., Баранов И., Бурьянов А., Лосев Ю., Поплавский В., Шишин А. /«Гипс в малоэтажном строительстве».
37. Ферронская А.В., В.Ф. Коровяков, И.М. Баранов // «Гипс в малоэтажном строительстве». / Москва:Изд-во Ассоциации строительных вузов, 2008. – 238 стр.
38. Яхонт О.В. // «Проблемы консервации, реставрации и атрибуции произведений искусства. Избранные статьи» / М.: Сканрус, 2010. — 465 с.
39. http://www.historicplaster.com
40. http://ru.pebeo.com
41. http://www.tri-funori.com
42. Pernice E. // UntersuchungenzurantikenTorentik, Jahreshefte d. Osterreich. Archit. Inst., / 1904, B. VII
43. Badde A., Jean A., Browm E. //«DustonBust. DustonPlasterSurfaces: Focussing on the Portrait Busts in the Rococo Hall of the Duchess Anna Library in Weimar»/ Northumbria University, 2009.