Отчет по научно-исследовательской практике (Омский государственный педагогический университет, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Побочинская средняя школа» Одесского муниципального района Омской области)
Место прохождения практики: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Побочинская средняя школа» Одесского муниципального района Омской области .
Есть приложения.
1 Введение 3
1.1 Краткая характеристика практики 3
1.2 Рабочий график выполнения заданий 3
Технологическая карта дисциплины 4
Дневник прохождения практики 7
Индивидуальный план прохождения практики 7
Расписание уроков 8
2 Наблюдение и анализ уроков, проводимых учителем 10
3 Содержательно-методическая характеристика предметных блоков и экспертиза учебников 23
4 Разработка и самоанализ уроков 28
4.1 Проведение уроков математики и их самоанализ 28
4.2 Разработка и самоанализ урока русского языка 35
4.3 Разработка и самоанализ урока литературное чтение 41
4.4 Разработка и самоанализ урок окружающего мира 47
4.5 Разработка и самоанализ урока технологии 54
5 Отчет о проведении опытно-экспериментальной работе по теме «Система упражнений по морфемному анализу в начальной школе как средство формирования навыков орфографии» 60
Технологическая карта исследования 60
5.1 Введение 61
5.2 Констатирующий этап исследования 64
Список литературы к ВКР 73
Отчет по результатам ОЭР 78
Отчет по производственной научно-исследовательской практике 81
Характеристика 82
Приложения 84
В процессе прохождения практики был проведен констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по теме ВКР «Система упражнений по морфемному анализу в начальной школе как средство формирования навыков орфографии».
В настоящее время существует противоречие между необходимостью формирования у младших школьников навыков орфографии, и недостаточным количеством упражнений в учебниках УМК «Школа России», направленных на формирование навыка орфографии с помощью морфемного анализа.
Проблема исследования: как формировать у младших школьников навыки орфографии с помощью морфемного анализа.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать систему упражнений, направленный на формирование орфографического навыка у младших школьников с помощью морфемного анализа слов.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования орфографического навыка у младших школьников с помощью морфемного анализа слов.
2. Провести анализ УМК по русскому языку по проблеме формирования орфографического навыка у младших школьников с помощью морфемного анализа слов.
3. Описать методические аспекты формирования орфографического навыка у младших школьников с помощью морфемного анализа слов.
4. Подобрать систему упражнений по формированию орфографического навыка у младших школьников с помощью морфемного анализа слов.
5. Проверить эффективность использования подобранных упражнений по формированию орфографического навыка у младших школьников с помощью морфемного анализа слов в опытно-экспериментальной работе.
Гипотеза: предполагается, что упражнения по определению морфемного состава слова способствуют формированию навыка орфографии у четвероклассников.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников орфографии.
Предмет исследования: система упражнений, направленный на формирование орфографического навыка у младших школьников с помощью морфемного анализа слов.
Методы исследования:
методы теоретического анализа: анализ методической литературы; анализ нормативных документов, образовательных программ начального общего образования;
частные эмпирические методы: педагогическое наблюдение за ходом процесса обучения в образовательной организации; анализ продуктов учебной деятельности.
Исследование проводилось на базе МКОУ «Побочинская средняя школа» Одесского муниципального района Омской области. В исследовании приняли участие 16 обучающихся 4 класса. Класс занимается по программе «Школа России».
Диагностическое исследование сформированности орфографического навыка у младших школьников направлено на выявление:
уровня орфографической зоркости;
уровня орфографической грамотности;
уровня орфографического самоконтроля.
Диагностическая работа включала три задания:
для выявления уровня орфографической зоркости и сформированности умения обнаруживать орфограммы был проведен орфографический диктант;
для выявления уровня орфографической грамотности и сформированности умений устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определенным правилом и применять орфографическое правило был разработан и проведен тест «Вставь пропущенную букву»;
для выявления уровня орфографического самоконтроля и сформированности умения проверять написанное обучающимся был дан текст с ошибками.
Результаты уровня сформированности орфографического самоконтроля аналогичны результатам определения уровня сформированности орфографической грамотности. Проведенная диагностика позволяет сделать вывод, что у большинства обучающихся орфографические умения сформированы на среднем уровне. Только у двух обучающихся (Коля А. и Паша Ш.) по результатам всех заданий был выявлен высокий уровень сформированности всех орфографических умений. Сложнее всего младшим школьникам было написать диктант. Диагностика выявила, что более низкие результаты у обучающихся в заданиях на проверку орфографической зоркости, что подтверждается результатами проведенного перед диагностикой наблюдения. Следовательно, необходима специальная работа по формированию у обучающихся орфографических умений (в первую очередь, орфографической зоркости). Средством формирования орфографического навыка у обучающихся 4-го класса могут стать упражнения по морфемного анализу слов.