Введение
Глава 1. Проблема психологического благополучия в отечественной и зарубежной психологии
1.1. Взаимосвязь психологического здоровья и психологического благополучия
1.2. Взаимосвязь психологического благополучия и психической ригидности
1.2.1. Психическая ригидность и психологическое благополучие
1.2.2. Понятие психической ригидности
Выводы по первой главе
Глава 2. Организация, процедура и методы исследования
2.1. Характеристика выборки
2.2. Процедура исследования
2.3. Методы исследования
Глава 3. Показатели эмпирического исследования в выборках студенческой молодежи
3.1. Результаты эмпирического исследования в выборке биологов
3.1.1. Результаты психологического благополучия (К. Рифф) в выборке биологов
3.1.2. Показатели психической ригидности (Томский опросник ригидности Залевского) в выборке биологов
3.1.3. Результаты кластерного анализа биологов
3.2. Результаты эмпирического исследования в выборке психологов
3.2.1. Результаты психологического благополучия (К. Рифф) в выборке психологов
3.2.2. Показатели психической ригидности (Томский опросник ригидности Залевского) в выборке психологов
3.2.3. Результаты кластерного анализа психологов
3.3. Результаты корреляционного анализа показателей выборки биологов
3.4. Результаты корреляционного анализа показателей выборки психологов
3.5. Результаты психологической беседы
3.5.1. Примеры респондентов с низкой ригидностью
3.5.2. Примеры респондентов с высокой ригидностью
3.6. Обсуждение результатов
Заключение и выводы
Список литературы
Приложение
Таблица 1: Методика «Шкала психологического благополучия К.Рифф (в адаптации Шевеленковой Т.Д., Фесенко П.П., 2005)»
Таблица 2: Методика «Томский опросник ригидности Залевского (ТОРЗ)»
Таблица 3: «Опросник рефлексивности Карпова»
Таблица 4: Шкалы психологического благополучия (К. Рифф) в выборке биологов
Таблица 5:Шкалы томского опросника ригидности Залевского в выборке биологов
Таблица 6: Шкалы психологического благополучия (К. Рифф) в выборке психологов
Таблица 7: Шкалы томского опросника ригидности Залевского в выборке психологов
Таблица 8: Корреляции в общей выборке биологов
Таблица 9: Корреляции в общей выборке психологов
Таблица 10: Кластерный анализ биологов
Таблица 11: Кластерный анализ психологов
Почему каждый человек может быть психически здоров и счастлив по-своему? Ответ на этот неоднозначный вопрос лежит в области определения психической ригидности, но и здесь невооруженным глазом видна серьезная проблема.
Существует некая зависимость: чем больше современная психология старается объяснить и укомплектовать феномен ригидности практическим смыслом, тем больше терминов и трактовок возникает вокруг него.
На сегодняшний день известно несколько определений психологического здоровья, психологического благополучия, без которых невозможна корректная работа с таким состоянием, как психическая ригидность. Не все ученые ставят между здоровьем и благополучием знак равенства, поэтому наша цель – провести исследование свойств ригидности во всей ее многомерности.
Актуальность проблемы психологического благополучия объясняется тем, что оно является субъективным показателем, который не может быть измерен только в ходе самоотчета, на основании субъективных критериев той или иной конкретно взятой личности, причем он не зависит напрямую от наличия или отсутствия каких-либо психических и физических недугов, в то время как психическая ригидность (фиксированные формы поведения) охватывает широкую группу поведенческих актов индивида, что может напрямую воздействовать на личность индивида и его отношение к самому себе. Актуальность нашего исследования состоит как раз в том, чтобы рассматривать психологическое благополучие и многоуровневую ригидность во взаимодействии, а не как два состояния, существующих автономно друг от друга.
Цель исследования: изучить влияние психической ригидности на психологическое благополучие.
Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) Провести диагностику показателей психологического благополучия.
2) Определить уровень психической ригидности личности.
3) Определить уровень рефлексивности.
4) Провести интервью с респондентами.
Объект исследования: студенческая молодежь от 18 до 22 лет.
Предмет исследования: характеристика психологического благополучия.
Гипотезы исследования:
1) Выраженная психическая ригидность оказывает влияние на психологическое благополучие в целом.
2) Существуют различия в характеристиках психологического благополучия юношей и девушек.
Методы исследования: психодиагностические, статистические, психологический метод.
Практическая значимость исследования: полученные результаты могут использоваться в психологической практике для изучения особенностей личностей среди студенческой молодежи.
Первоначальной задачей данной работы ставилось проведение анкетирования и анализа получившихся результатов. И эта задача оказалась достигнутой. Однако везде существуют свои нюансы, но в данном случае они являются некоторым фундаментом для расширения идей. Психологическому благополучию и психической ригидности удалось раскрыть их же взаимосвязь и не в одном аспекте.
В первую же очередь, как и подобает вводной части, были описаны различные концепции и подходы к изучению психологического здоровья, а также и ее сопоставление с психологическим благополучием, откуда и последовал переход к выявлению взаимосвязи благополучия с психической ригидностью.
Выборка была создана из 167 человек. В исследовании приняло участие 22 юноши и 30 девушекcбиологического факультета СПбГУ, а также 13 юношей и 102 девушки с факультета психологии СПбГУ. Возраст молодых людей составлял от 18 до 25 лет. Всеми участниками исследования было пройдено три методики (шкалы психологического благополучия К. Рифф, ТОРЗ, опросник рефлексивности Карпова), а также желающим пройти дополнительное интервью был задан ряд вопросов касательно психологического благополучия.
В завершающей главе были рассмотрены результаты проведенного эмпирического исследования, а именно методов психологического благополучия (К. Рифф), томского опросника ригидности Залевского, опросника рефлексивности Карпова и психологической беседы, включившей в себя анализ результатов методик, корреляционный анализ и составление психологических портретов респондентов.
Среди биологов юноши, обладающие высоким уровнем психологического благополучия, имеют высокие показатели либо по шкалам, связанным с открытостью респондентов к новым отношениям, либо с их преимущественной замкнутостью, но готовностью погрузиться в саморазвитие собственных личностей. Средние результаты по всей мужской выборке в шкале «автономия» оказались единственными, которые дали результаты выше нормативных, в данной шкале также больше всего людей, обладающих результатами выше среднего значения, ровно как и в шкале «цели в жизни», это говорит о том, что что главный упор у юношей в данной выборке идет на самостоятельность и независимость, а также на формирование глобальных жизненных целей.
Средний уровень общей ригидности в мужской выборке оказался так же выше нормативных значений (60% студентов-мужчин обладают низкой пластичностью), а 13 из 22 респондентов имеют высокий уровень ригидности как состояния, что говорит о том, что в состоянии стресса, утомления или страха эти люди склонны к ригидному поведению.
В женской выборке по всем шкалам, кроме «положительных отношений с другими», где показатели большего количества респонденток поровну делятся на средние и низкие, подавляющее большинство девушек имеют нормативные показатели, включая шкалу благополучия. Однако у 21 из 30 девушек высокий уровень «баланса аффекта», что говорит о преобладающей низкой самооценке в данной выборке.
16 из 30 девушек имеют высокий показатель общей ригидности. Касательно остальных шкал ригидности женская выборка похожа на мужскую (также преобладает высокий уровень ригидности как состояния, а остальные шкалы занимают нормативные значения).
Большинство респондентов из выборки биологов обладают средним уровнем психологического благополучия, однако для них характерен высокий уровень общей ригидности, а также высокий уровень ригидности как состояние. Это отражается в их склонности к широкому спектру фиксированных форм поведения (педантизм, упрямство и пр.), а также в склонности к ригидному поведению в болезненном состоянии, состоянии страха или стресса (см. таблицу 7 в приложении).
Среди психологов юноши преимущественно имеют средние показатели по большинству шкал благополучия, однако в шкалах «автономия», «личностный рост» и «человек как открытая система» отсутствуют негативные показатели, причем у 9 из 13 студентов самооценка выше средней. Уровень психической ригидности у большинства юношей средний или низкий по большинству шкал, причем среди них нет обладателей высоких показателей по шкале «установочная ригидность», что говорит об их готовности принимать новое и при необходимости меняться самим. Однако показатели ригидности как состояния отражают высокий уровень (13,69), у 6 из 13 респондентов замечен высокий уровень и выше.
В женской выборке у 30 из 102 девушек высокий уровень общей ригидности. При этом также по большинству шкал ригидности большинство девушек имеют умеренные показатели. Однако среднее значение показатели по шкале «ригидность как состояние» отражает высокий уровень ригидности (14,37), 66 из 102 девушек имеют высокие показатели по данной шкале, это говорит о том, что в состоянии страха, стресса, усталости они склонны к ригидному поведению.
По результатам кластерного анализа стало известно, что большинство респондентов данной выборки обладают средним уровнем общего благополучия, ровно как и общей ригидности (50 из 115 студентов), но при этом у них обнаружена склонность к переживанию трудностей в организации повседневной деятельности, контроль над происходящим кажется недостижимым. Высокие показатели по шкале ригидность как состояние свидетельствуют о возможном переживании состояния страха, стресса, плохого настроения, утомления или какого-либо болезненного состояния (см. таблицу 8 в приложении).
С желающими получить обратную связь была проведена психологическая беседа, в результате которой были отобраны некоторые личности как из мужской, так и из женской выборок для составления их психологических портретов. Одним из самых ярких феноменов оказалось то, что приличное количество респондентов с высоким уровнем ригидности и низкой самооценкой довольны созданными вокруг них условиями существования.
Результаты корреляционного анализа представлены в приложении (см. таблицы 5 и 6 в приложении).
В итоге можно сказать, что между психической ригидностью и психологическим благополучием заключается обратная связь, то есть ригидность выступает в роли отрицательного фактора благополучия и психологического здоровья. Особенностью данной выборки является завышенный уровень ригидности как состояния (у 74% респондентов по всей выборке). Также уровень преморбидной ригидности напрямую зависит от уровня психической ригидности. Для всей выборки также характерен высокий уровень баланса аффекта, то есть ей присущ низкий уровень самооценки респондентов.
1. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. – СПб, 2006.
2. Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека. – М., 1997
3. Воронина А. В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы. – Томск, 2002
4. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. – М.,1992.
5. Залевский Г.В. Личность и фиксированные формы поведения. – М., 2007
6. Залевский Г.В. Теория субъекта и фиксированные формы поведения. // Психологический журнал. 2003. Т. 24, №3. – С. 32-36
7. Коржова Е.Ю. Здоровая личность: теоретические модели // Здоровая личность / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб, 2013. С. 146-173 14.
8. Корниенко Д.С. Личностные предикторы психологического благополучия. // Фундаментальные исследования. 2014. Вып. №11-2. С. 429-432
9. Кулаков С.А. Основы психосоматики. – СПб., 2005.
10. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. – СПб, 2002
11. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога – М., 2010.
12. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб, 1999
13. Маслоу А. Психология бытия. – М., 1997
14. Морозова К.А. Психологические особенности адаптации студентов-первокурсников. // Ананьевские чтения – 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: материалы научной конференции, 21 – 23 октября 2014 г. / отв. ред. Г.С. Никифоров. – СПб, 2014. С. 15-17
15. Москвина М.В. Теория и практика психологического здоровья для педагогов всех типов образовательных учреждений: учебное пособие. – М., 2013
16. Никифоров Г.С. Психология здоровья: Учебник для вузов. – СПб, 2006
17. Оллпорт Г. Личность в психологии. – М., 1998.
18. Панова О.В., Лопес Е.Г. Оптимизм как компонент психологического благополучия специалистов МВД. // Ананьевские чтения – 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: материалы научной конференции, 21 – 23 октября 2014 г. / отв. ред. Г.С. Никифоров. – СПб, 2014. С. 18-20
19. Петанова Е.И. Рекомендации по здоровьесбережению молодого преподавателя вуза // Ананьевские чтения – 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: материалы научной конференции, 21 – 23 октября 2014 г. / отв. ред. Г.С. Никифоров. – СПб, 2014. С. 243-245
20. Психологическая адаптация и психологическое здоровье человека в осложненных условиях жизненной среды. Коллективная монография. – М., 2011
21. Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство. – М., 2005.
22. Сафарова О.Д. Профессиональное здоровье студентов на этапе обучения в вузе. // Ананьевские чтения – 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: материалы научной конференции, 21 – 23 октября 2014 г. / отв. ред. Г.С. Никифоров. – СПб, 2014. С. 24-25
23. Сокольская М. В. Личностное здоровье человека (теоретический аспект: моногр.) – Хабаровск, 2007.
24. Фесенко П.П. Имеет ли понятие психологического благополучия социально-культурную специфику? // Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 4. С. 132–138.
25. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М, 1990
26. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005, №3. С. 95-130
27. Шингаев С.М. Здоровая личность: структура и направление развития // Здоровая личность / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб, 2013. С. 174-213
28. Balatsky, G., & Diener, E. (1993). Subjective well-being among Russian students. Social Indicators Research. 1993. 28(3), P. 225-243.
29. Diener, E. (1984). Subjective well-being. Psychological Bulletin. 1984. 95(3), P. 542-575.
30. Ryff C.D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well being // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. 57. P. 1069–1081