Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Потребительские практики современной российской молодежи в интернет-пространстве (Астраханский Государственный Университет)

Работа №122525

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы74
Год сдачи2023
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено анкетирование.
База исследования: Астраханский государственный университет.
Выборка: 135 студентов первого-пятого курсов.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРАКТИК В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ
1.1. Теоретические основы исследования сети Интернета как канала коммуникации…….8
1.2. Потребительские практики как объект социологического анализа………21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА КАК СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ПОТРЕБЛЕНИЯ
2.1. Отношение россиян к покупкам в Интернете: сравнительный анализ социологических исследований………32
2.2. Потребительские практики современной молодежи в Интернет-пространстве (на примере студентов АГУ) …………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…...….58
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………...…………………..63

Актуальность темы исследования. Потребление - важнейшая часть жизни любого человека. Даже в самой примитивной своей форме физического существования жизнь невозможна без удовлетворения, по крайней мере, первичных потребностей.
Потребление как процесс, пронизывающий все сферы жизни человека, зависимый в характеристиках своего протекания от множества факторов, равно, как и определяющий многие стороны жизни человека, групп людей, общества в целом.
В современном обществе, которое часто называют «обществом потребления», потребностям и процессам их удовлетворения придается все большее значение, человек перешел от стадии выживания в мире природы к той стадии своего развития, когда вопрос стоит в основном о том, как сделать жизнь максимально комфортной и приятной и отнюдь, не только в материальном плане.
Свидетельством непрекращающегося роста сферы непроизводственного потребления в современных условиях общественного развития выступают такие показатели, как постоянный рост объемов потребительских рынков, развитие сферы услуг, ускоренные темпы прогресса в сфере разработки, производства и выведения на рынок потребительских товаров, лавинообразный характер распространения услуг по потребительскому кредитованию, развитие и усложнение структуры таких прикладных дисциплин, ориентированных на изучение и формирование потребления, как маркетинг, поведение потребителей и пр.
В условиях усложнения процессов потребления, появления все новых функций потребления, да и просто количественного и качественного роста сферы потребления, изучение процессов потребления становится все более значимым.
Актуальность исследования Интернета в контексте потребительского поведения также обусловлена скоростью распространения Интернета, и как следствие, недостаточной изученностью. Проблема также актуальна ввиду колоссальной инфраструктуры жизнедеятельности общества, виртуализированной посредством данной технологии, примером может послужить появление новой сферы так называемого «Интернета-вещей».
Интернет масштабно и ускоренно формируется как рынок товаров и услуг, а молодежь чувствует себя в нем уверенным пользователем. Вследствие этого, реклама, СМИ, PR и, в целом, большой пласт коммерческой стороны Интернет - жизни нацелен именно на студенческую молодежь, ее интересы, запросы и потребности. Именно поэтому возрастает необходимость изучения Интернета как новой реальности, в которой формируются и укрепляются многообразные формы и особенности потребительского поведения студенческой молодежи. Вследствие чего можно с уверенность сказать, что изучение потребления в Интернете, в честности среди студентов, становится все более значимым.
Степень разработанности проблемы. На потребительское поведение, как проблемную сферу впервые обратили внимание экономисты Д.Б. Кларк, А. Маршалл, изучающие потребление как поведение крупных фирм на рынке товаров и услуг. Категории потребления и потребительского поведения развивались Й. Шумпетером и П. Самуэльсоном, рассматривающими их сквозь призму максимизации полезности. Первые попытки к разработке теории потребления связаны с рядом ключевых фигур в социальных науках XIX-XX веков. Карл Маркс представил идею товарного фетишизма. Немецкий социолог Макс Вебер сформулировал концепции статусных групп и протестантской этики. Эти имена, весьма, многократно приводятся в социологических и маркетинговых исследованиях потребления.
Т.Веблен предложил теорию показного (престижного) потребления, немецкий социолог Г.Зиммель выдвинул ряд ключевых идей теории моды, немецкий социолог и экономист В.Зомбарт предложил концепцию роскоши. В разработку социологического подхода к изучению потребления внесли свой вклад Дж. Дьюзенберри, X. Лейбенстайн, П. Бурдье, Ж. Бодрийяр.
К. Ланкастером и Г. Беккером была выдвинута «новая теория потребления». К. Ланкастер предложил концепцию «технологии потребления», понимая под этим совокупность товаров, потребляемых в определенных сочетаниях, которые зависят от необходимых потребителю характеристик. Британский социолог С. Майлз предложил разделять понятия потребления и потребительства или консьюмеризма, при этом рассматривая потребление как набор социальных, культурных и экономических практик. Р. Блэкуэлл, П. Миниард и Дж. Энджел в своей работе «Поведение потребителей» всесторонне рассматривали характеристики потребителей и их поведения (мотивация, знания и установки, процессы принятия решений, культура, макроэкономические условия, влияние извне).
В отечественной социологии данная проблема поднималась в работах следующих ученых: Балакина И. Ф. («Индивид и «массовое потребление»»), Милейковский А. Г. («Кризисные процессы в «обществе потребления»»), Кейзеров Н.М. («Патология потребительства»), Дилигенский Г.Г. («Проблема теории человеческих потребностей»).
Развитие современной теории экономической социологии нашло отражение в работах В.В. Радаева, который одним из первых в России начал исследования в области развития Интернет-торговли. В. И. Ильин рассматривает феномен индивидуального потребления через концепцию дискурса. А. Г. Чадаева на основе понятий «потребительское племя» и «идеальный потребитель» рассматривает потребление как индикатор для вхождения индивида в референтную группу.
Объект исследования - современные потребительские практики социально-экономический феномен.
Предмет исследования – особенности проявления потребительских практик современной молодежи в интернет-пространстве.
Цель исследования – выявить особенности проявления современных потребительских практик современной молодежи в Интеренет- пространстве.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
 описать теоретические основы исследования сети Интернета как канала коммуникации;
 проанализировать потребительские практики как объект социологического анализа;
 провести сравнительный анализ социологических исследований отношения россиян к покупкам в Интернете;
 выявить специфику потребительских практик современной молодежи в Интернет- пространстве (на примере студентов АГУ).
Теоретико-методологическую базу исследования составляют:
- структурно-функциональный подход Т. Парсонса и функциональный анализ Р. Мертона;
- теория демонстративного потребления Т. Веблена, на основе которой в работе выявляется статусная ориентация представителей различных возрастных когорт российского общества при потреблении товаров и услуг;
- концепция Ж. Бодрийяра о симулякре, способствующая раскрытию феномена визуального потребления.
Используемые методы: анализ научной литературы, метод сравнительного анализа, метод аналитического исследования, метод обобщения, онлайн-анкетирование.
Информационная и эмпирическая база исследования
- исследование Института общественного мнения «Анкетолог» по теме «Уровень доверия интернет-магазинам в России» (2018 г. г. Москва N-1258);
- исследование Nielsen Connected Commerce (64 страны, 2018г. N- 30000);
- исследование Яндекс.Маркета и GFK «Тренды рынка онлайн-торговли» (2019г. г. Москва N-5043);
- авторское социологическое исследование «Специфика потребительских практик современных студентов в Интернет-пространстве (на примере студентов АГУ)» (2020г., N-135
Практическая значимость исследования: работа может быть использована студентами в процессе изучения следующих дисциплин «Социология молодежи», «Социология культуры», «Экономическая социология». Результаты исследования представляют интерес для специалистов по работе с молодежью, специалистов, занимающихся продвижением товаров в Интернет-магазинах.
Структура работы определяется целями и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие непосредственно интернет-торговли происходит большими темпами, данная отрасль привлекает всё больше людей, денежный и товарооборот увеличивается, появляются новые компании, проекты, конкурентоспособность в интернет-пространстве растёт. Развитие отрасли электронного взаимодействия является важной составляющей на современном этапе мировой глобализации и интеграции. Интернет-пространство масштабно и ускоренно формируется как рынок товаров и услуг, а молодежь чувствует себя в нем уверенным пользователем. Вследствие чего можно с уверенность сказать, что изучение потребления в Интернете пространстве, в честности среди молодежи, становится все более значимым.
В бакалаврской работе были рассмотрены основные социологические теории и концепции потребления следующих ученых: Т. Веблена «Теория праздного класса», Ж. Бодрийяра «Общество потребления. Его мифы и структуры», П. Бурдье «Рынок символической продукции» и «Различения: социальная критика суждения», Т. С. О’Гуинна «Реклама и продвижение бренда», X. Лейбенстайна «Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса».
В социологическом подходе на современном этапе было отмечено отсутствие стержневого вектора, общетеоретической базы, в рамках которой и развивался бы подход к анализу потребления.
Были проанализированы особенности потребительских практик в современном обществе. В ходе анализа изученных теоретических источников было выявлено, что в современном обществе сформировался огромный ресурс для воспроизводства потребительства – ценностно пустой социально-культурной практики, превращающей человека в объект потребления, заслоняющей от него подлинно человеческое бытие.
В работе выявлено, что на потребление индивида, помимо рациональных, экономических аспектов, безусловно, влияет социальные факторы. Так или иначе, люди сравнивают товары, приобретаемые ими с теми, что приобретают другие, обсуждают приобретения между собой и так далее. Масштабы и характер потребления не просто отражают сложившееся в обществе неравенство в распределении ресурсов. Потребительские практики становятся средством, активно производящим это социальное неравенство. Потребление, таким образом, оказывается не конечной целью, а лишь инструментом реализации более сложных социальных стратегий статусной дифференциации.
Также был проведен сравнительный анализ данных социологических исследований по теме отношение населения к покупкам в Интернет-пространстве, который позволил определить следующие тенденции.
За рассмотренный период доля онлайн-покупателей возросла более чем в два раза. Такая тенденция характеризует также рост уровня доверия пользователей Интернет-магазинам. Доля россиян, выражающих недоверие к онлайн-покупкам, на порядок сократилась. Вместе с тем, группа людей, не использующих Интернет-пространство для совершения покупок регулярно, достаточно велик. Это связано с отсутствием возможности примерить/потрогать товар, опасениями получить некачественный товар и сложностью системы возврата, неуверенностью в безопасности системы оплаты, а также наличие мошенников в онлайн - покупках.
Из положительных аспектов совершения покупок в Интернет -пространстве были выделены: возможность сравнивать цены, более низкие цены по сравнению с обычными магазинами, наличие отзывов других людей, возможность приобретать товары в любое время/в любом месте, экономия сил и времени. Большинство покупателей считает необходимым убедиться в надежности магазина перед совершением покупки. Для них важными критериями в этом вопросе являются: возможность оплаты при получении, положительные отзывы о магазине, опыт друзей.
Наиболее востребованными на протяжении пяти лет остаются российские Интернет-магазины, на втором месте находятся Интернет-магазины Китая.
Возросла доля покупателей, оплачивающих товары банковской картой при получении или онлайн. Предпочтительным для респондентов способом оплаты остается оплата товара при получении. Главными причинами оплаты при получении стали возможность проверить товар и безопасность, надежность такой оплаты.
В результате проведенного авторского социологического исследования среди студентов АГУ была выявлена специфика потребительских практик современных студентов в Интернет-пространстве.
Студенты являются активными пользователями Интернет-магазинов. Приобретая товары, они активно используют сайты магазинов, оценивая и сравнивая доступность, быстроту доставки, ценовую политику. Наиболее часто в Интернет-магазинах студенты покупают одежду, аксессуары, а также книги и литературу.
В большей степени на выбор студентов при совершении покупок в Интернет-пространстве влияют отзывы и рецензии о товарах, оставленные другими покупателями. На активность сообществ Интернет-магазина в социальных сетях студенты обращают внимание в меньшей степени. SMS или e-mail – рассылка не оказывает большого влияния на студентов в вопросе принятия решения о совершении покупки. Больше всего пользователей Интернет-магазинов привлекает широкий ассортимент, быстрота доставки, небольшие затраты времени на выбор товара



1. Бахарев И. Покупатели полюбили онлайн: статистика по российскому e Commere от №ielseN. E-pepper.ru — нишевый информационный онлайн-ресурс, посвященный электронной коммерции в России [Электронный ресурс]. URL: https://e-pepper.ru/News/pokupateli-polyubili-oNlay№-statistika-po-rossiyskomu-ecommere-ot-Nielse№.html (дата обращения: 01.12.2022).
2. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории / Г. Беккер. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. 672 с.
3. Блэкуэлл Р. Поведение потребителей / Р. Блэкуэлл, П. Миниард, Дж. Энджел 10-е изд. Пер. с англ. СПб.: Питер. 2007. С. 94-101.
4. Бородин С. А. Современные тенденции коммерции на базе Интернета // Известия ТулГУ. Технические науки. 2016. №7-2. С. 58-61.
5. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр // М.: Культурная революция, Республика, 2006. 269 с.
6. Бондаренко, И. С. Особенности потребительского поведения в рыночных условиях хозяйствования / И. С. Бондаренко // Социальная работа. Социология: VІ Междунар. научно-практ. конф. «Университетская наука – 2010» (Мариуполь, 19-21 мая 2010 г.) сб. статей / ПГТУ. Мариуполь, 2010. С. 29–34.
7. Бурдье, П. Различения: социальная критика суждения // Экономическая социология. 2005.Т. 6. №3. С. 25–48.
8. Бурдье, П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии. 1993. №1/2. С. 49–62.
9. Веблен Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. М.: Изд-во Прогресс, 1984. 367 с.
10. Волкова Л.Д. Потребитель: перспективы и точки зрения / Л. Д. Волкова. М: Финансы и статистика. 2013. 283 с.
11. Гераськин А. DPDgroup: 82% онлайн-покупателей намерены и впредь приобретать товары через интернет URL: https://customsforum.ru/News/people/dpdgroup-82-o№layN-pokupateley-NamereNy-i-vpred-priobretat-tovary-cherez-iNterNet-548801.html (дата обращения: 01.12.2022).
12. Дворянкин О. А. Интернет торговля - это благо или зло...?! // Национальная ассоциация ученых. 2021. №72-2. С. 9-14.
13. Димаджио П. Культура и хозяйство // Экономическая социология. 2014. Т. 5. №3. С. 45–66.
14. Джавадова С. А. Прогнозирование поведения потребителей при онлайн - покупках // E-Scio. 2020. №5 (44). С. 491-497.
15. Дозорова К. Д. Влияние Интернета на изменение потребительского поведения пользователей // Наука. Общество. Государство. 2016. №4 (16). С. 150-154.
16. Жилина И. Ю. Электронная розничная торговля в России: состояние и перспективы // ЭСПР. 2018. №1. С. 39-70.
17. Ильин В.И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. № 2. 2015. С. 3–40.
18. Институт общественного мнения «Анкетолог». Уровень доверия интернет-магазинам в России. [Электронный ресурс]. URL: https://iom.a№ketolog.ru/2018/11/12/kakim-i№ter№et-magazi№am-doveryayut-rossiya№e (дата обращения: 01.12.2022).
19. Ланкастер К. Перемены и новаторство в технологии потребления / К. Ланкастер / Под ред. В.М. Гальперина // Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса. СПб.: Экономическая школа, 2000. Т. 1. 380 с.
20. Корытова В.Е., Рожкова А.А., Скуря Н.Г. «Исследование покупательского поведения на рынке одежды» // Теория и практика современной науки. 2015. №6. С. 56-63.
21. Копылов В.Н. Влияние интернет-маркетинга на поведение потребителей // Инновации и инвестиции. 2019. №7. С. 108-110.
22. Лагерев Д. Г., Савостин И. А., Герасимчук В. Ю., Полякова М. С. Исследование склонности пользователя интернет-магазина к покупке на основе технических данных о визитах посетителей интернет-магазина // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2018. №4. С. 911-922.
23. Лейбенстайн X. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Теория потребительского поведения и спроса. СПб. 1993 С. 304-325.
24. Лыгина Н.И. Поведение потребителей. М. Инфра 2015. 592с.
25. Любимова Н.Г. Поведение потребителя / Н.Г. Любимова. Владивосток.: Издательство дальневосточного университета, 2014. 140 с
26. Магомедов А. М. Развитие интернет-торговли в условиях пандемии // УЭПС. 2020. №3. С. 60-65.
27. Мартышенко С. Н. Формирование покупательского спроса в сети интернет в молодежной среде // АНИ: экономика и управление. 2018. №4 (25). С.197-201.
28. Матюшина Ю.Б., Петров Д.С. Особенности потребительского поведения населения с разным уровнем дохода в сети Instagram // Социология. 2019. №1. С. 235-243.
29. Николаев М. С. Воспроизводство потребительских социально-культурных практик в современном обществе [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vosproizvodstvo-potrebitelskih-sotsialno-kulturnyh-praktik-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 21.12.2022).
30. Назаров Д.М. О влиянии отзывов потребителей в интернете на решения о покупке // Столыпинский вестник. 2022. №7. С. 3728-3735.
31. О’Гуинн Т. С. Реклама и продвижение бренда / Т. С. О’Гуинн, К. Т. Ален, Р. Дж. Семеник. Пер. с англ. СПб. Нева/ 2014. 656 с.
32. Панарин А.С. Агенты глобализма. [Электронный ресурс]. URL: http://www.libereya.ru/biblus/panarin (дата обращения: 21.12.2022).
33. Плискановская М. И., Трохирова П. А. Интернет-магазины как новая экономическая реальность // Бизнес-образование в экономике знаний. 2018. №2 (10). С. 58-63.
34. Пойзнер Б.Н. Воспроизводство неустойчивости в культуре // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. Отв. ред. О.Н. Астафьева. М. 2013. С.479−489.
35. Радаев В. В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. 2015. №1. С.5-18.
36. Радаев, В. В. Экономическая социология в России: становление и развитие // Экономическая социология. 2004. Т. 5. №3. С. 94–110.
37. Ромодина А.М., Гизатулина А.А., Никулин В.А. Влияние рекламы на пользователей, совершающих покупки через Интернет // Управление современными играми. 2019. №3 (23). С. 23-26.
38. Салагаев А. Л. Концептуальные подходы к осмыслению потребительских практик населения [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-podhody-k-osmysleniyu-potrebitelskih-praktik-nasele№iya (дата обращения: 21.12.2022).
39. Сторчевой М. А. История теории потребления и спроса. URL: http: // ecsocman. Hse .ru / data / 254 / 507 / 1217 / 1. Istoriyateoriipotreble n iya _i_ sprosa.pdf (дата обращения: 21.11.2022).
40. Тарасова Т. В. Современные подходы к изучению потребительского поведения // Вестник ГУУ. 2013. №10. C. 262-267.
41. Тарасова Т.В. Общество потребления как современная парадигма изучения потребительского поведения // Научное обозрение. 2012. №6. С. 11–18.
42. Ушакин, С. А. Количественный стиль: потребление в условиях символического дефицита // Социологический журнал. 1999. №3–4. С. 187-214.
43. Шайдуллина В. К. Состояние и перспективы электронной торговли в России // Вестник ГУУ. 2019. С. 118-123.
44. Фастова А. В. Исследование особенностей покупательского поведения потребителей на рынке товаров и услуг // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №2. С 161-166.
45. Фукуяма, Ф. Великий разрыв / Ф. Фукуяма. Пер. с англ. М. АСТ. 2013. 474 с.
46. Хиз Дж. Бунт на продажу. Пер с англ. /Дж.Хиз, Э. Поттер. М. Добрая книга. 2007. С. 213.
47. Чадаева, А. Г. Мифогенез и роль мифа в культуре общества потребления: дисс. канд. культурологи / А. Г. Чадаева. М. 2016. С.126-129.
48. Юдалевич Н. В. Портрет современного пользователя интернет-услуг на примере молодежного сегмента населения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2022. №1 (21). С. 48-54.
49. Яндекс Маркет. Тренды рынка онлайн-торговли. Результаты исследования U&A сентябрь 2019. URL: https://yastat.№et/s3/milab/2019/gfk/market_gfk_2019.pdf (дата обращения: 18.12.2022).
50. Ямалиева Р. А. Популярность интернет-торговли // Science Time. 2015. №11 (23). С.641-644

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ