Организация и функционирование службы управления персоналом предприятия (на примере Суворовского почтамта УФПС Тульской области - филиала ФГУП «Почта России»)
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1. Сущность и особенности управления персоналом в современных условиях 8
1.2. Формирование службы управления персоналом организации 12
1.3. Оценка эффективности функционирования службы управления персоналом организации 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ СУВОРОВСКОГО ПОЧТАМТА 27
2.1. Организационно-экономическая характеристика Суворовского почтамта 27
2.2. Анализ кадрового обеспечения Суворовского почтамта 32
2.3. Анализ системы управления персоналом Суворовского почтамта 40
2.4. Оценка эффективности системы управления персоналом Суворовского почтамта 49
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ СУВОРОВСКОГО ПОЧТАМТА 54
3.1. Рекомендации по использованию современных кадровых технологий в работе кадровой службы Суворовского почтамта 54
3.2. Социально-экономическая характеристика предлагаемых мероприятий 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Актуальность темы исследования определяется тем, что служба управления персоналом на сегодняшний день не только выступает основным связующим звеном между работником и работодателем, но и служит основой всего управленческого процесса, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.
На современном этапе развития экономики уже недостаточно обладать финансовыми и материальными ресурсами для эффективного развития бизнеса. Сегодня все большую роль в долгосрочном успехе компаний играет их умение создавать, накапливать и использовать интеллектуальный потенциал.
Кадры являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность.
Персонал сегодня является ключевым элементом, обеспечивающим качество и эффективность деятельности. На предприятиях сферы услуг от квалификации, дисциплинированности и коммуникативных качеств персонала зависит 80 % успеха работы предприятия в экономико-финансовой сфере.
Необходимость совершенствования системы управления персоналом сегодня возникает во многих организациях в связи с развитием инфраструктуры рынка, изменением характера выполняемых работ и содержанием труда.
Целью выполнения работы является разработка направлений совершенствования функционирования системы управления персоналом Суворовского Почтамта.
Цель определила решение следующих задач:
• изучить сущность и особенности управления персоналом в современных условиях;
• выявить принципы построения системы управления персоналом на предприятии;
• дать оценку современным методам управления персоналом предприятия;
• дать характеристику деятельности Суворовского почтамта;
• проанализировать кадровое обеспечение предприятия;
• дать оценку эффективности системы управления персоналом Суворовского почтамта;
• разработать рекомендации по совершенствованию функционирования системы управления персоналом Суворовского Почтамта;
• дать экономическое обоснование предлагаемым мероприятиям.
Объектом исследования является обособленное структурное подразделение Суворовский почтамт Управления федеральной почтовой связи Тульской области - филиала федерального государственного унитарного предприятия «Почта России».
Предметом исследования является система управления персоналом предприятия. Период исследования - 2014-2016 гг.
В процессе исследования применялись общенаучные методы и принципы познания: анализ, синтез, системность, комплексность; специальные экономические методы - сравнения, факторный анализ.
Информационную базу исследования составили труды отечественных и зарубежных специалистов в области управления персоналом: А.Я. Кибанова, А.П. Егоршина, О.С. Виханского, Л.И. Лукичевой, М. Армстронга, Л.И. Евенко, Одегова Ю.Г. нормативные документы предприятия, данные бухгалтерской отчетности, а также информация из сети Интернет по данной тематике.
Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая включает введение, три главы, заключение, список использованных источников из 48 наименований и 6 приложений.
В результате проведенного исследования его цель была достигнута: разработаны направления совершенствования функционирования системы управления персоналом Суворовского Почтамта, все поставленные задачи решены.
Изучение теоретических аспектов темы, позволило сделать следующие выводы:
Персонал как объект управления является одним из нескольких элементов, формирующих систему управления персоналом. Другие элементы управления персоналом: ресурсы фирмы, социальная инфраструктура, формы обучения, стиль руководства, организация труда, регламентация труда, мотивация и т.д.
Элементами управления персоналом являются: объекты управления, его субъекты, структура, методы и процедуры управления.
Организационная структура службы управления персоналом - это связь и сотрудничество подразделений и отдельных сотрудников, которые выполняют задачи по обеспечению организации кадрами.
Результаты анализа основных показателей развития филиала, показали, что сложившаяся экономическаяситуация отражает достаточно неблагоприятную динамику функционирования исследуемого предприятия и наличие растущих статей затрат может негативно повлиять на результаты деятельности Суворовского Почтамта.
Результаты анализа кадрового обеспечения предприятия и эффективности использования его персонала свидетельствуют о недостаточно эффективном использовании руководством Суворовского Почтамта имеющихся трудовых ресурсов. В исследуемом периоде наблюдается сокращение производительности труда и рост показателя текучести кадров, что является крайне негативной тенденцией.
Анализ системы управления персоналом Суворовского почтамта показал ее недостаточную эффективность.
Основными недостатками системы управления персоналом исследуемой организации являются:
1. Недостаточно полно используются внутренние источники привлечения персонала.
2. При проведении процедуры оценки персонала не учитываются интересы самого работника.
3. Недостаточно серьезное внимание процессу материального стимулирования персонала.
4. Недостаточное внимание системе развития потенциала сотрудников, что, безусловно, отражается на результатах работы.
Результаты проведенного опроса сотрудников подтвердили наличие проблем в управлении персоналом организации, выявленных в ходе анализа системы управления персоналом Суворовского почтамта. Данные проблемы требуют немедленного решения - это проблемы, связанные с неблагоприятными показателями движения персонала, проблемы в области эффективности использования заработной платы, а также в области обучения и профессионального развития персонала.
В результате исследования были сформированы мероприятия по развитию системы управления персоналом с учетом целей предприятия и характеристик его деловой среды, представленные в виде структурно-функциональной модели управления персоналом включающей:
1. Совершенствование процессов подбора и адаптации персонала.
2. Совершенствование системы обучения персонала.
3. Улучшение мотивации и стимулирования труда.
В соответствии с данной моделью разработаны предложения по совершенствованию системы управления персоналом Суворовского Почтамта.
Реализация представленных мероприятий не потребует от руководства филиала значительных материальных затрат и будет способствовать росту профессиональной активности персонала, укреплению дисциплины, а также повышению психологической удовлетворенности персонала организации.
При этом социальная эффективность предлагаемых мероприятий выражается в следующем:
1. Улучшаются результаты работы всего предприятия за счет сокращения уровня текучести кадров и их закрепления.
2. Повышается заинтересованность новых специалистов в работе в данной организации.
3. Повышается уровень квалификации работников.
Экономическая эффективность проекта проявляется в том, что произойдет:
1. Снижение текучести кадров в 2 раза.
2. Сокращение затрат на привлечение новых работников.
3. Увеличение производительности труда на 15%.
Принимая во внимание рекомендации и разработанные мероприятия по совершенствованию деятельности предприятия произведена оценка эффективности системы управления персоналом с помощью метода экспертных оценок с привлечением в качестве экспертов ведущих специалистов предприятия. В соответствии с полученными экспертными оценками среднее арифметическое значение в баллах составило 19,9 при нормативе в 22 балла, что является достаточно высоким результатом.
Таким образом, реализация представленных в работе мероприятий поможет вывести предприятие на новый этап деятельности с резервами для развития и совершенствования.
1. Конституция Российской Федерации. (В последней редакции от 19 января 2009 г.) // Российская газета. - 2009. № 7 (4831). - 21 января.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) по состоянию на 15.10.2017., с учетом изменений, внесенных Федеральными законами от 29.07.2017. № 255-ФЗ, 256-ФЗ.
3. Федеральный Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СПС «Гарант», 2015.
4. Азаров О.Г. Управление персоналом.- М.: АСТ, 2014.- 399 с.
5. Амазин П. Управление персоналом.- М.: Дрофа, 2014.- 412 с.
6. Анцупов А.Я, Ковалёв В.В. Социально-психологическая оценка персонала. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 298 с.
7. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. - 10-е изд./ Пер. с англ. Под ред. С.К. Мордовина. - СПб.: Питер, 2012.-299 с.
8. Афанасьев О. Управление персоналом на предприятии.- М,: Дрофа, 2014.- 199 с.
9. Беляцкий Н.П. Оценка и аттестация персонала. - СПб.: Питер, 2014. - 356 с.
10. Бравчук О. Трудовые ресурсы предприятия // Деловой мир.- 2016.13 февраля.
11. Брынцалов Я.Ю. Управление персоналом.- М.: «Пересвет», 2013.397 с.
12. Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика: Учебник. - М.: ДИС, 2013. - 320 с.
13. Бухвостов Г. Управление персоналом.- М.: АСТ, 2014.- 429 с.
14. Виниченко М.В. Кадровый резерв руководства. Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2014. - №5. - С.16-30.
15. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. 5-е изд. - М.: Экономист, 2014. — 576с.
...