Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1 Сущность и роль конкуренции и особенности конкурентоспособности предприятия 7
1.2. Факторы, критерии и показатели конкурентоспособности предприятия 12 1.3 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ВЕКСЕЛЬ-ГАРАНТ» 26
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации 26
2.2 Анализ конкурентоспособности организации 36
2.3 Оценка уровня конкурентоспособности предприятия на рынке 48
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ВЕКСЕЛЬ-ГАРАНТ» 55
3.1. Мероприятия, предлагаемые для повышения конкурентоспособности организации 55
3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Функционирование предприятий невозможно само по себе без исследования деятельности конкурентов, которые являются звеньями одной цепи - экономики. Жизнь в условиях конкурентной борьбы - непременный фактор, определяющий право на возможность существования той или иной организации. Сама конкурентная борьба позволяет вычленить из множества организаций непременных лидеров, способных производить по-настоящему качественные и актуальные для современной жизни товары и услуги, которые будут востребованы населением. Именно поэтому так важно изучать конкурентов и, исходя из этого, принимать обоснованные решения в пользу повышения конкурентоспособности отдельно взятой организации.
Контроль за конкурентами, при грамотном подходе и быстрых и правильных действиях со стороны менеджмента организации, позволит удовлетворить специфические запросы потребителя раньше и лучше других.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что все предприятия и организации в большей или меньшей степени сталкиваются с такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких условиях, а так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а так же принимать решения о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование конкурентоспособности и разработка предложений по повышению конкурентоспособности предприятия.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1. Исследовать теоретические и методологические аспекты по повышению конкурентоспособности организации.
2. Проанализировать факторы, критерии и показатели конкурентоспособности предприятия.
3. Проанализировать уровень конкурентоспособности предприятия на рынке.
4. Выявить мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия.
5. Выявить экономическую целесообразность внедрения предлагаемых мероприятий.
Объектом исследования является ООО «Вексель-Гарант».
Предметом исследования являются пути повышения конкурентоспособности предприятия.
Для написания теоретической части выпускной квалификационной работы были использованы различные источники литературы, нормативно- законодательная база по исследуемому вопросу, научная литературы, учебные пособия, периодические издания.
Информационной базой выпускной квалификационной работы послужили данные бухгалтерской финансовой отчетности анализируемого предприятия за период 2015 -2017 гг.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех частей, заключения, списка литературы и приложений.
Конкуренция способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары.
В качестве объекта исследования выбрано предприятие - ООО « Вексель-Гарант». Основным видом деятельности является производство общестроительных работ, а также производство и оптовая торговля строительными материалами. В настоящее время компания занимает достойное место в инженерной отрасли столицы, заключая договоры генподряда на реализацию проектов строительства любой сложности по базовым направлениям: строительство дорожно-мостовых объектов, гидротехнических сооружений, подземных сооружений, строительство современных жилых домов, объектов культуры и спорта, благоустройство территории.
За 2017 год годовая выручка составила 1983871 тыс. руб. За 2016-2017 гг. отмечено увеличение суммы выручки, составившее 103365 тыс. руб.
Проведенный анализ основных финансовых результатов деятельности ООО «Вексель-Гарант» свидетельствует о том, что размер прибыль от продаж за 2017 год составил 379770 тыс. руб., что на 110007 тыс. руб. или на 40,8% больше показателя 2016 г., в 2016 году по сравнению с 2015 годом прибыль от продаж увеличилась на 80077 тыс. руб. Прибыль предприятия по всем рассмотренным годам имеет положительное значение, но динамика её размера имеет скачкообразный характер.
Основными конкурентами ООО «Вексель- Гарант» в сфере строительства являются строительные московские компании: ООО «ИФСК «АРК», ООО «ГОРИЗОНТ», ООО «ГЛАВСТРОЙГРУПП», АО «МИСК». Наибольшую долю 28% занимает конкурент ООО «ИФСК «АРКС». ООО «Вексель-Гарант» занимает долю 18% между такими конкурентами как ООО «ГОРИЗОНТ» (13%), ООО «ГЛАВСТРОЙГРУПП» (17%) И АО «МИСК» (19%).
Еще одним немаловажным направлением деятельности ООО «Вексель- Гарант» является производство и оптовая торговля строительными материалами.
На рынке Москвы и Московской области присутствует более 10 производителей строительного кирпича (как местные производители, так и предприятия других регионов). Но следует отметить, что если сравнивать качественные характеристики продукции ООО «Вексель- Гарант» и продукции- заменителя, то можно выделить ряд отличительных особенностей. Преимущества производимого ООО «Вексель- Гарант» пустотелого кирпича очевидны для «понимающих» потребителей (хранение тепла, меньший вес, воздушные камеры предотвращают проникновение вредных веществ в здание).
Проведение торгов в строительной сфере способствует повышению конкуренции, стабилизации цен на сырье и позитивно влияет на экономику в целом. Показатель конкурентоспособности и правильная оценка ее является важнейшим фактором в определении будущей стратегии развития предприятия. ООО «Вексель-Гарант» достаточно удачно участвовало в торгах на 2017 год и выиграло почти каждый второй тендер. В целом рынок в сфере строительства достаточно ограничен и относительное положение компании на этом рынке не лидирующее. На таком рынке ООО «Вексель- Гарант» важно не терять свою долю, сфокусировать свое внимание на уже существующих клиентах.
Предполагаемыми действиями по повышению конкурентоспособности являются:
• повышение конкурентоспособности ООО «Вексель-Гарант» путем снижения себестоимости строительства и повышения производительности труда (внедрения передовых технологий строительства, развитие навыка управления проектами);
• усиление позиции в сегменте строительства;
• перерасчет сметной стоимости строительства объектов;
• работа с заказчиками по корректировке бюджетов проектов;
• повышение квалификации кадров;
• оценка ассортиментной политики и выявления неконкурентоспособной и малорентабельной продукции;
• усиление интенсивности каналов сбыта;
• работа со степенью охвата рынка.
Наличие низкого уровня маркетинга проявляется в том, что у предприятия нет действенной рекламы, на предприятии слабо развита работа по анализу рынка и другие. Эти недостатки отрицательно влияют на динамику маркетинговой составляющей конкурентоспособности ООО « Вексель-Гарант.
ООО «Вексель- Гарант» необходимо пересмотреть используемые средства рекламы. Разработка эффективного рекламного бюджета ООО «Вексель-Гарант» требует, прежде всего, точного учета специфики ее деятельности, всех его центров прибыли, а также тенденций его развития.
Расходы на проведение рекламной кампании ООО «Вексель-Гарант» составят 2063,5 тыс. руб., эффективность рекламной кампании составит в 2018 г. 97130,05 тыс. руб.
Экономическая эффективность от предложенных мероприятий составит:
1) в 2018 г. прибыль предприятия увеличится на 97130,05тыс. руб. по сравнению с 2017 годом за счет ускорения товарооборота, вследствие применения скидок, акций, распродаж и рекламы;
2) себестоимость продукции увеличилась на 2063,5 тыс. руб. по сравнению с 2017 годом, это связано с рекламной кампанией.
Данные мероприятия должны оказать положительное влияние на показатели предприятия, улучшая финансовое состояние.
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // СПС Консультант Бизнес: Версия Проф. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2014. - 450 с.
3. Ассель, Г. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов. • М.: ИНФРА-М, 2014. - 269 с.
4. Багиев, Г. Л., Тарасевич, В. М., Анн, X. Маркетинг. — М: Экономика, 2016. - 182 с.
5. Беленов, О. Н. Конкурентоспособность стран и регионов / О.Н. Беленов, А.А. Анучин. - М.: КноРус, 2015. - 144 c.
6. Беляевский, И.К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 320 с.
7. Бондаренко, С. И. Конкурентоспособность продукции металлургического комплекса России: моногр. / С.И. Бондаренко. - М.: Научная книга, 2014. - 104 c.
8. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент: Учебник. - М.: Гардарики, 2014. - 388 с.
9. Гайденко, Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс MBA. Принципы управленческих решений и российская практика / Т.А. Гайденко. • М.: Эксмо, 2015. - 388 с.
10. Герчикова, И.Н. Маркетинг: организационная технология. - М.: МГИМО, 2014. - 280 с.
11. Голубков, Е.П. и др. Маркетинг. Выбор лучшего решения. М., Экономика, 2016. - 180 с.
12. Гражданский, А.М. Основы логистики. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2014. - 180 с.
13. Дегтяренко, В.Н. Основы логистики маркетинга. Ростов н/Д, 2015. - 650 с.
14. Диксон, П. Управление маркетингом. - М.: Бином, 2014. - 350 с.
15. Квасникова, В. В. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум / В.В. Квасникова, О.Н. Жучкевич. - М.: Инфра-М, Новое знание, 2015. - 192 с.
...