Отчет по научно-исследовательской практике (Омский Государственный Педагогический Университет, МБОУ «Большепесчанская СОШ» (Называевский муниципальный район, Омская область))
Место прохождения практики: МБОУ «Большепесчанская СОШ» (Называевский муниципальный район, Омская область).
Есть приложения.
Есть характеристика студента и дневник практики.
1 Введение 3
1.1 Краткая характеристика практики 3
1.2 Рабочий график выполнения заданий 3
Дневник прохождения практики 7
Индивидуальный план прохождения практики 7
2 Наблюдение и анализ уроков, проводимых учителем 10
3 Содержательно-методическая характеристика предметных блоков и экспертиза учебников 24
4 Разработка и самоанализ уроков 29
4.1 Проведение уроков математики и их самоанализ 29
4.2 Проведение уроков русского языка и их самоанализ 36
4.3 Проведение уроков литературного чтения 40
4.4 Проведение уроков окружающего мира 45
4.5 Проведение урока технологии 51
5 Отчет о проведении опытно-экспериментальной работе по теме «Формирования понятия способ словообразования в начальной школе посредством системы упражнений» 57
Технологическая карта исследования 57
5.1 Введение 58
5.2 Результаты констатирующего этапа 60
Отчет по результатам ОЭР 65
Отчет по производственной (педагогической) ранней преподавательской практике 68
Характеристика 69
Список использованных источников 71
Приложения 75
Сроки прохождения научно-исследовательской практики: с 05.12.2022 по 17.12.2022 г.
База прохождения практики: МБОУ «Большепесчанская СОШ» Называевского муниципального района Омской области.
Руководитель практики от ФГБОУ ВО «ОмГПУ» Поморцева С.В. (ФИО, должность, ученая степень, ученое звание)
В процессе прохождения практики был проведен констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по теме ВКР «Формирования понятия способ словообразования в начальной школе посредством системы упражнений».
В настоящее время существует противоречие между необходимостью формирования у младших школьников понятия способ словообразования, и недостаточным количеством упражнений в учебниках УМК «Школа России», направленных на формирование понятия способа словообразования.
Проблема исследования: как формировать у учащихся понятие словообразование на уроках русского языка в начальной школе.
Цель исследования – изучить методические особенности формирования понятия способ словообразования в начальной школе посредством системы упражнений.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы изучения словообразовательного анализа в начальной школе.
2. Провести анализ УМК по русскому языку по проблеме изучения словообразовательного анализа в начальной школе.
3. Описать методические аспекты обучения словообразовательному анализу в начальной школе.
4. Подобрать комплекс упражнений по формированию способов словообразования у третьеклассников.
5. Проверить эффективность использования подобранных упражнений в формировании понятий о способах словообразования в опытно-экспериментальной работе.
Гипотеза: предполагается, что упражнения по определению состава слова способствуют формированию понятия о словообразовании у третьеклассников.
Объектом исследования является процесс обучения способам словообразовательного анализа и методике его изучения в начальной школе.
Предмет исследования – методические особенности формирования понятия способ словообразования в начальной школе посредством системы упражнений.
В работе использовались следующие методы: теоретические – метод анализа на этапе изучения научно-методических источников и учебно-методической литературы; метод сравнительно-сопоставительного анализа действующих УМК по русскому языку; экспериментальные – тестирование, педагогический эксперимент.
Для проведения опытно-экспериментальной работы была сформирована выборка из числа учащихся 3-го класса в количестве 20 человек.
Обучение на уроках русского языка проходит по УМК «Школа России».
Констатирующий этап проходил в течение 2-х недель. На данном этапе были подобраны диагностические материалы по определению уровня сформированности у третьеклассников словообразовательных навыков. Результаты были обработаны методом количественного и качественного анализа.
Были применены следующие диагностические задания:
1. Тест по теме «Словообразование».
Цель – определение уровня сформированности у третьеклассников словообразовательных навыков. Тест состоит из 12 опросов.
2. Самостоятельная работа по теме «Состав слова. Словообразование».
Цель – определение уровня сформированности у третьеклассников словообразовательных навыков. Самостоятельная работа включала в себя 7 заданий.
Результаты констатирующего этапа показали, что только у 20% (4 учащихся) сформировано понятие «Словообразование». 16 учащихся (80%) испытывают определенные затруднения, выполняя задания по теме «Состав слова. Словообразование». Поэтому на формирующем этапе на уроках русского языка учащимся 3 класса в качестве дополнительного материала будут предложены упражнения по формированию понятия способ словообразования.
1. Алексеев, Д. И. Словообразование современного русского литературного языка / Д. И. Алексеев, Р. В. Бахтурина, Е. И. Галанова и др. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2008. – Кн. 3. – 299 с.
2. Ажогина, Н. А. Формирование у обучающихся поликультурной начальной школы ценностного отношения к русскому языку при изучении состава слова / Н. А. Ажогина // В сборнике : Начальное филологическое образование и подготовка учителя в аксиологическом аспекте. Материалы Международной научно‐практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов. Составитель и отв. редактор Т. И. Зиновьева. – 2020. – С. 73-77.
3. Андрусова, С. С. Система изучения морфемного состава слова в начальной школе / С. С. Андрусова // В сборнике : Ребёнок в языковом и образовательном пространстве. Cборник материалов XII всероссийской студенческой научной конференции. – Елец, 2022. – С. 3-7.
4. Бакулина, Г. А. Нетрадиционные приемы (упражнения) развития знаний и умений младших школьников по морфемике / Г. А. Бакулина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № Т29. – С. 424-430.
5. Блохина, Г. В. Изучение темы «Состав слова» в начальной школе / Г. В. Блохина, И. Д. Степанова. – Псков, 2014. – 120 с.
6. Вахнина, Т. П. Современный русский язык : учеб. пособие для вузов / Т. П. Вахнина, О. В. Иванова, Е. Ю. Кузнецова. – Москва : ЮНИТИ – ДАНА, 2004. - 155 с.
7. Вороничев, О. Е. Где кончается основа знаменательного? [о связи словообразования с грамматикой] / О. Е. Вороничев // Начальная школа. – 2008. – № 5. – С. 40.
8. Гречко, Д. С. Моделирование морфемной структуры слова на уроках русского языка в начальной школе / Д. С. Гречко // В сборнике : Наука и молодежь – 2020 : взгляд в будущее. международный научно-практический форум. – 2020. – С. 436-440.
9. Дёмичева, В. В. Формирование логического мышления учащихся при обучении словообразованию / В. В. Демичева // Начальная школа. – 1994. Мережко Е.Г. Словообразовательный анализ на уроках русского языка // Начальная школа. – 1996. – № 6. – С. 8.
10. Каравашкина, М. В. Нужна ли языковая ретроспектива при разборе слов по составу в начальной школе? / М. В. Каравашкина // Начальная школа. – 2021. – № 9. – С. 53-55.
11. Львова, С. И. Словообразовательная модель как объект анализа на уроках русского языка / С. И. Львова // Русский язык в школе. – 1993. – № 3. – С. 10 – 11.
12. Львов, М. Р. В поисках новых решений. К спорам об изучении приставки и суффикса / М. Р. Львов // Начальная школа. – 2001. – № 1. – С. 13 – 15.
13. Махмудов, Ш. А. Русский язык. Морфемика. Словообразование. Этимология / Ш. А. Махмудов, Г. П. Цыганенко // Русский язык в школе. – 2001. – № 2. – С. 13 -15.
14. Мережко, Е. Г. Развитие словообразовательного компонента детской речи / Е. Г. Мережко // Предложение и слово. – 1997. – №3. – С. 117 – 121.
15. Мережко, Е. Г. Функциональный принцип изучения состава слова и словообразования в современных учебниках русского языка для начальной школы / Е. Г. Мережко // В сборнике : Актуальные тенденции и инновации в развитии российской науки. Сборник научных статей. Научный редактор Л. Л. Буркова. – Москва, 2019. – С. 29-32.
16. Павлушина, В. И. Формирование умения младших школьников членить слово на морфемы / В. И. Павлушина // Актуальные вопросы профессиональной подготовки современного учителя начальной школы. – 2021. – № 8. – С. 65-71.
17. Перцева, Н. К. Вопросы словообразования в начальной школе / Н. К. Перцева // Начальная школа. – 1993. – № 10. – С. 18 – 21.
18. Розенталь, Д. Э. Современный русский язык / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. – Москва : Айрис-пресс, 2004. – 448 с.
19. Русский язык. 2 класс. Часть 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2019. – 144 с.
20. Русский язык. 2 класс. Часть 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2019. – 144 с.
21. Русский язык. 3 класс. Часть 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2021. – 161 с.
22. Русский язык. 3 класс. Часть 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2021. – 167 с.
23. Русский язык. 4 класс. Часть 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2021. – 168 с.
24. Русский язык. 4 класс. Часть 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2021. – 172 с
25. Русский язык. 2 класс. В 2 частях. Часть 1 / С. В. Иванов, О. А. Евдокимова и др. – Москва : Вентана-Граф, 2012. – 172 с.
26. Русский язык. 2 класс. В 2 частях. Часть 2 / С. В. Иванов, О. А. Евдокимова и др. – Москва : Вентана-Граф, 2012. – 176 с.
27. Русский язык. 3 класс. В 2 частях. Часть 1 / С. В. Иванов, О. А. Евдокимова и др. – Москва : Просвещение, 2019. – 172 с.
28. Русский язык. 3 класс. В 2 частях. Часть 2 / С. В. Иванов, О. А. Евдокимова и др. – Москва : Просвещение, 2019. – 176 с.
29. Русский язык. 4 класс. В 2 частях. Часть 1 / С. В. Иванов, О. А. Евдокимова и др. – Москва : Вентана-Граф, 2009. – 177 с.
30. Русский язык. 4 класс. В 2 частях. Часть 2 / С. В. Иванов, О. А. Евдокимова и др. – Москва : Вентана-Граф, 2009. – 178 с.
31. Сапарова, Н. Н. О Системном изучении состава слова в начальной школе на уроках русского языка / Н. Н. Сапарова // В сборнике : Педагогика современного начального образования: состояние, проблемы и перспективы развития. Материалы VI Международной научной конференции. – 2018. – С. 70-74.
32. Семина, О. Н. Преемственность в изучении морфемики между начальным и средним звеном / О. Н. Семина // В сборнике : Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. – 2018. – С. 164-167.
33. Соловейчик, М. С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. 4-е издание, стереотипное / М. С. Соловейчик, П. С. Жодек, В. Г. Горецкий и др. – Москва : Академия, 2015. – 456 с.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. – Москва : Просвещение, 2022. – 50 с.
35. Федорова, Т. И. Морфемный анализ на уроках русского языка в начальной школе / Т. И. Федорова // Начальная школа До и После. – 2016. – №3. – С. 45-49.
36. Хасанова, М. И. Работа над составом слова в начальной школе / М. И. Хасанова // Вопросы педагогики. – 2020. – № 1-1. – С. 236-243.