Введение 5
1. Теоретические основы управления системой мотивации 8
1.1. Понятие мотивация ее виды и сущность 8
1.2. Основные теории мотивации и их взаимосвязь 13
1.3. Система трудовой мотивации, ее основные элементы и методы
управления 18
1.4 Проблемы формирования положительной системы мотивации на российских предприятиях 24
2. Анализ деятельности ООО «Доломит» 27
2.1. Характеристика и организационная структура предприятия 27
2.2. Анализ эффективности деятельности предприятия и его
финансового положения 29
2.3. Анализ фонда оплаты труда и заработной платы на предприятии 42
2.4. Анализ кадрового состава предприятия 45
2.5. Анализ действующей системы мотивации на предприятии 49
3. Совершенствование системы мотивации в ООО «Доломит» 56
3.1. Рекомендации по совершенствованию действующей системы
мотивации и улучшению эффективности деятельности предприятия 56
3.2. Экономическое обоснование предложенных мероприятий 64
Заключение 69
Список использованной литературы 72
Приложения
В современных условиях развития экономики, у многих предприятий в нашей стране возникают проблемы, связанные с развитием политических, экономических и общественных отношений. Чтобы предприятие имело возможность полноценно функционировать в среде, где предъявляются высокие требования, необходимо не только изготавливать конкурентоспособную продукцию, но еще и учитывать интересы сотрудников. В настоящее время результат деятельности предприятия во многом зависит от грамотно разработанной системы управления мотивацией, от которой зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретных сотрудников, но и конечные результаты деятельности предприятий различных форм собственности и сфер деятельности.
Мотивация является основой трудового потенциала работника и важным фактором эффективности труда.
На сегодняшний момент, проблема создания современной мотивационной системы управления сотрудников предприятий, очень актуальна, так как без квалифицированных и мотивированных работников невозможно создать эффективно работающие системы финансов, продаж, маркетинга, бухгалтерского учета. Главный источник процветания любой компании - это знания и навыки сотрудников. Координировать старания многих работников и вместе осуществлять потенциальные возможности трудового коллектива на благо предприятия, руководитель сможет в том случае, если правильно разработана система управления мотивацией. Направление данной системы должно основываться на развитие потенциальных возможностей каждого сотрудника и на достижение максимальных экономических результатов.
Актуальность проблемы эффективного управления мотивацией на предприятии очевидна, так как является одним из важнейших аспектов успешности предприятия.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является общество с ограниченной ответственностью «Доломит» (ООО «Доломит»).
Предметом исследования является мотивация персонала и методы ее совершенствования на предприятии.
Целью исследования является изучение действующей системы мотивации, и ее эффективности на данном предприятии, а также разработка мероприятий по ее усовершенствованию.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- рассмотреть теоретические основы управления системой мотивации, раскрыть сущность мотивации и выявить основные ее виды;
- изучить основные теории мотивации и их взаимосвязь;
- раскрыть сущность системы мотивации, изучить ее основные элементы и методы управления;
- выявить проблемы формирования положительной системы мотивации на российских предприятиях;
- проанализировать экономическую деятельность ООО «Доломит», заработную плату, как основную составляющую в системе мотивации, кадровый состав и действующую систему мотивации, изучить его характеристику и организационную структуру;
- выявить слабые стороны в действующей системе мотивации ООО «Доломит» и разработать мероприятия по ее усовершенствованию и определить их экономическую эффективность.
Для решения поставленных задач были использованы общенаучные методы, методы экспертных оценок, статистические, аналитические, сравнительно - экономические, методы опроса и анкетирования.
Данная работа состоит из содержания, введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается значение и актуальность темы, определены объект, цель, предмет и задачи исследования.
В первом разделе раскрыта сущность мотивации, выявлены ее основные виды, рассмотрены основные теории мотивации, выявлена их взаимосвязь, раскрыта сущность системы мотивации, выявлены ее основные элементы и методы управления, а также изучены проблемы формирования положительной системы мотивации на российских предприятиях.
Во втором разделе представлена характеристика, организационная структура, анализ экономических показателей и финансовой устойчивости предприятия, анализ заработной платы, кадрового состава и действующей системы мотивации ООО «Доломит».
В третьем разделе выявлены слабые стороны в действующей системе мотивации ООО «Доломит», разработаны мероприятия по ее
усовершенствованию и предложено экономическое обоснование их эффективности.
В заключении представлены выводы по проведённому исследованию.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы являются фундаментальные положения экономической теории, труды учёных-экономистов, таких как, Б.М. Генкин, А.Я. Кибанов, С.А. Шапиро, Г.В. Осипов, В.А. Лисичкин, Н.Д. Корягин, Н.С.Пряжников, И.А. Максимцева, Н.А. Горелова, Я.В. Михайлов и др.
Информационной базой данной работы являются: законодательные акты Р.Ф., внутриорганизационная нормативно - правовая документация, документация бухгалтерской и финансовой отчетности.
В данной работе сформулировано такое понятие как мотивация, так как она является основой трудового потенциала работника и важным фактором эффективности труда. В управлении персоналом, мотивация рассматривается как процесс создания стимулов, с помощью которых можно реализовать мотивацию, т.е. воздействовать на сотрудника извне с целью побуждения его к эффективной деятельности. Также были рассмотрены основные современные теории мотивации, разделяющиеся на содержательные и процессуальные, где было выявлено, что в основе содержательных теорий лежит анализ потребностей человека, а процессуальных оценка ситуаций, возникших в процессе мотивации. Наиболее известными авторами содержательных теорий являются: А. Маслоу, Ф. Герцберг, К. Альдерфер, Д. Мак-Клелланд, процессуальных: Д. Мак- Грегор, В. Врум, Л. Портер - Э. Лоулер. На сегодняшний день теории не оторваны от жизни, так как наблюдается их активное использование в решении ежедневно возникающих задач побуждения людей к эффективному труду. К управлению мотивацией можно отнести процесс воздействия на поведение сотрудника предприятия путем влияния на условия его жизнедеятельности, использовав стимулы и мотивы, склоняющие его труду. Эффективное управление мотивацией можно достигнуть путем формирования и функционирования системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала организации. Также были рассмотрены основные виды мотивации: нормативная, принудительная и мотивация посредством стимулирования, и выявлено, что на изменение поведения человека влияет, как собственное (внутреннее) побуждение, так и внешнее воздействие. В соответствии с указанными причинами изменений поведения человека принято выделять два вида мотивации: внешнюю и внутреннюю. Также были изучены методы управления мотивацией, под которыми подразумевается множество приемов управленческих воздействий на сотрудников в целях побуждения их к осуществлению целей, задач и определенных действий. В ходе изучения было выявлено три основных метода управления: административные, которые направлены на такие мотивы поведения, как чувство долга, осознанная необходимость трудовой мотивации, стремление человека выполнять работу в конкретной организации с конкретной культурой трудовой деятельности; экономические с помощью которых обеспечивается прогрессивное развитие организации и осуществление материального стимулирования отдельных работников и трудового коллектива в целом; социально - психологические с помощью которых происходит активизация гражданских и патриотических чувств, норм поведения, морального стимулирования, социального планирования и социальной политики в организации, а также происходит регулирование ценностных ориентаций людей через мотивацию. Используя каждый из этих методов, можно достигнуть разных результатов. В данной работе изучены проблемы формирования положительной системы мотивации на российских предприятиях, где выделены такие составляющие проблемы как: дефицит профессиональных работников, способных управлять экономикой и человеческими ресурсами, снижение социальной и творческой активности, максимализация прибыли, нежели чем социальная справедливость, использование зарубежных методов и методик, не учитывающих специфику функционирования данного сегмента.
В ходе анализа деятельности ООО «Доломит» была представлена его характеристика, организационная структура, штатное расписание, проанализированы экономические и финансовые показатели, фонд оплаты труда и заработная плата, кадровый состав и действующая система мотивации. Анализ эффективности деятельности предприятия и его финансового положения показал ухудшение экономических показателей в отчетном году по сравнению с базисным годом, а также финансовую неустойчивость предприятия. Анализ фонда оплаты труда и заработной платы показал снижение фонда оплаты труда из-за сокращения численности работников и выделил на предприятии две формы оплаты труда повременно - премиальную и сдельно - премиальную. При анализе кадрового состава предприятия можно выделить незначительное сокращение штата, так как коэффициент текучести на предприятии соответствует норме. Анализ системы мотивации показал, что многих сотрудников не устраивает заработная плата, отношение с руководителем, организация труда. Большая часть коллектива не довольна своей работой на предприятии. Поэтому чтобы удержать штат высококвалифицированных сотрудников и повысить эффективность труда требуется усовершенствование системы мотивации путем разработки более эффективной системы материального стимулирования, социального пакета, а также разработке нематериального стимулирования, что немало важно в условиях кризиса, так как он является самым дешевым способом мотивирования.
В ходе написания данной работы были предложены следующие рекомендации по совершенствованию действующей системы мотивации и улучшению эффективности деятельности предприятия: в материальном стимулировании пересмотреть и разработать новую систему премиальных выплат и надбавок, путем введения соответствующих коэффициентов за определенные заслуги, применение программы Скэлона, сущность которой заключается в снижении коэффициента, показывающего отношение стоимости рабочей силы к объему продаж. При формировании социального пакета уделить внимание страхованию на случай безработицы, использованию программы обучения и повышения квалификации, защиты дохода, организации труда и отдыха. Нематериальное стимулирование, прежде всего, должно быть направлено на оздоровление психологического климата в коллективе, налаживанию отношений руководителя с подчиненными при помощи совместных мероприятий. Экономическая обоснованность предложенных мероприятий показала их эффективность на фоне улучшения экономических показателей.
Эффективное развитие организации обеспечит только тесная взаимосвязь социальных и экономических аспектов.
1 "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014 № 99 - ФЗ)
2 Белякова А.П. «Эффективная система мотивации - важный фактор по повышению экономических показателей предприятия» / Журнал «Концепт». Серия «экономические науки». Выпуск № 8 / 2015. - 1-5 с.
3 Галимова А.Ш., Галимова Л.Ф., Тимербулатова А.Р. «Заработная плата, как фактор мотивации к труду». Журнал «Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева». Серия «экономические науки». Выпуск № 1 (33) / 2015. 1 - 7 с.
4 Гербер В.Х. «Специфика исследований мотивации персонала». Журнал «Актуальные вопросы экономических наук». Серия «экономические науки». Выпуск № 47 / 2015. - 151 - 155 с.
5 Горемыкина Т.К., Агапова М.В. Экономическая статистика: Учебное пособие.: МГИУ, 2013. - 162 с.
6 Дробышева В.Г., Костылев А.А. «Оптимизация системы мотивации
персонала как фактор повышения конкурентоспособности
предпринимательской деятельности». / Журнал «Социально - экономические явления и процессы». Серия «экономические науки». Выпуск № 11 / том 9 / 2014. - 72 - 77 с.
7 Каграманова Т.И. «Проблемы стимулирования и мотивации в управлении персоналом» / Журнал «Мир науки, культуры, образования». Серия «экономические науки». Выпуск № 3 (46) / 2014. - 383 - 384 с.
8 Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. Ред. проф. Ю.П. Орловский. 6-е изд., испр., доп. и перераб. М.: КОНТРАКТ: ИНФРА - М, 2014. - 1680 с.
9 Ладейщикова А.А., Ким С. В. «Теоретические аспекты построения системы мотивации персонала в российских организациях» / Журнал «Science Time». Серия «экономические науки». Выпуск № 6 (18) / 2015. - 282 - 288 с.
10 Менеджмент: учебник / Г.В. Осипов, В.А. Лисичкин, Н.Д. Корягин.
- М.: Норма: ИНФРА - М, 2013. - 528 с.
11 Мерманн Э. Мотивация персонала. Инструменты мотивации для успеха организации / Пер. с нем. - Х.: Изд-во «Гумманитарный центр» / А.В. Коченгин, 2015. - 176 с.
12 Мотивация трудового поведения персонала / Я.В. Михайлов. - Москва: Экономика, 2014. - 318 с.
13 Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие для студ. Учреждений высш. Проф. Образования / Н.С.Пряжников. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012 - 368 .
14 Основания экономической теории и методы организации эффективной работы / Б.М. Генкин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2013. - 448 с.
15 Основы трудовой мотивации: учебное пособие / С.А. Шапиро. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2016. - 268 с.
16 Паламарчук А.С. Экономика предприятия: Учебник. - М.: - М, 2013.
- 458 с.
17 Сидоренко Н.А. «Пути повышения мотивации деятельности работников» / Журнал «Science Time». Серия «экономические науки». Выпуск № 11 (11) / 2014. - 330 - 334 с.
18 Степанова С.Н., Мальцева Е.С., Родермель Т.А. «О некоторых аспектах создания мотивационного механизма в трудовой деятельности». / Журнал «Фундаментальные исследования». Серия «экономические науки». Выпуск № 2-12 / 2015. - 2705 - 2709 с.
19 Труфанова Т.А., Воеводина А.П. «Проблема управления мотивацией труда в современных организациях» / Журнал «Социально - экономические явления и процессы». Серия «экономические науки». Выпуск № 6 (052) / 2013. - 138 - 144 с.
20 Управление персоналом в России: теория, отечественная и зарубежная практика: Монография. Кн. 2 / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА - М, 2015. - 283 с.
21 Управление человеческими ресурсами: учебник для бакалавров / под ред. И.А. Максимцева, Н.А. Горелова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Издательство Юрайт, 2014. - 526 с.
22 Фищук Е.Н. «Теоретические аспекты создания мотивационного механизма управления персоналом в современных условиях». / Журнал «Современные проблемы науки и образования». Серия «экономические науки». Выпуск № 1-1 / 2015. - 1 - 10 с.
23 Хагур Ф.Р., Абреч С.И. «Трудовая мотивация, как важнейший элемент управления персоналом». / Журнал «Мир современной науки». Серия «социологические науки». Выпуск № 4 (32) / 2015. - 38 - 42 с.
24 Шарова Е.Б. «Мотивация персонала как фактор повышения эффективности функционирования организации» / Журнал «Теория науки». Серия «экономические науки». Выпуск № 4 / 2015. - 89-93 с.
25 Экономика предприятия (организации): Учебник / О. В.
Баскакова, Л. Ф. Сейко. — М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2013. — 372 с.
26 Экономика предприятия: учебник для бакалавров / Е.Н. Клочкова, В.И. Кузнецов, Т.Е. Платонова; под ред. Е.Н. Клочковой. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 447 с.
27 Экономика управления персоналом: Учебник / Под. Ред. А.Я Кибанова. - М.: ИНФРА - М, 2013. - 427 с.
28 www.consultant.ru - справочно-правовая система «Консультант плюс»
29 www.nalog.ru - официальный сайт Федеральной налоговой службы