Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Социальное положение мусульманской женщины в современной Европе ……………………………………………………………9
1.1. Проблема самоидентификации и интеграции мусульманских женщин в Европе …………………………………………………..9
1.2. «Параллельные сообщества» как фактор дезинтеграции мусульман в Европе………………………………………………..21
1.3. Тендерная идентичность европейских мусульманок в условиях глобализации ……………………………….................................31
1.4. Социально-психологические аспекты жизни мусульманок в немусульманской стране ………………………………………….41
Глава II. Роль и место СМИ в формировании общественного мнения относительно образа мусульманской женщины …………………………51
2.1. Анализ отражения в СМИ стереотипного образа мусульманки.51
2.2. Хиджаб как символ информационных споров о секуляризме, индивидуализме, расизме и сексуальности ……………….........62
2.3. СМИ как катализатор появления восточной фэшн-концепции в западной индустрии моды……………………………………….71
2.4. Репрезентация исламского терроризма как фактор информационно-психологического воздействия ……………..84
Заключение……………………………………………………………..96
Список использованной литературы……………………………….102
Приложения …………………………………………………………….108
Работа посвящена исследованию социального образа мусульманской женщины в современной западноевропейской прессе. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последнее время в мире появилась тенденция возрастающего роста интереса к исламу не только как к религии, но и как к общественно-политическому феномену. Это обуславливается, прежде всего, тем, что глобализационное развитие привело к многосторонности этноконфессионального вопроса, к формированию "мультиконфессиональных обществ" в большинстве стран.
Распространение в Европе такого религиозного феномена, как Ислам, позволило европейцам вплотную столкнуться с абсолютно другой культурой, другими обычаями, традициями и устоями. Полноценное участие женщин в социальной, экономической, политической и культурной жизни государства- итог борьбы за равные права и возможности феминистских движений на Западе за долгий период времени, которые в свою очередь и на сегодняшний день не всегда соблюдается. Мусульманские женщины находятся совершенно в ином положении, нежели европейские женщины, ставя в приоритет исламское религиозное мировоззрение. Обращаясь к священному исламскому писанию Корану, мы можем найти такое высказывание: «Мужчины являются попечителями женщин, поэтому Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества». Но это вовсе не обозначает, что у исламских женщин нет прав. Они могут участвовать во всех социальных, экономических и политических сферах. Известно множество феминистских исламских течений и множество мусульманок-активисток, которые борются за равные права и возможности мужчин и женщин, не выходя за рамки религии. Но об этом мы можем судить лишь в конкретно известных нам случаях. В остальном же мусульманки ставят в приоритет семью и религию, покорно слушаясь мужа или отца.
Особая роль в обсуждении гендерных проблем отводится исламской женщине. Восточная женщина остается непонятной для западных людей. Когда речь заходит о мусульманках, у западных людей возникает в воображении образ закутанной и угнетенной женщины, полностью зависящей от своего мужа. Создается впечатление, что такую женщину нужно срочно освобождать из-под гнета мужа-тирана. В СМИ довольно часто встречаются материалы, касающиеся проблемы эмансипации мусульманской женщины. Но, возможно, многим мусульманкам нравится их социальное и правовое положение, и вовсе не стоит вмешиваться в чужие традиции и нормы. Другой вопрос, когда мусульманская женщина недовольна истинным положением дел, касающихся ее прав. Феминистские мусульманские движения имеют место быть и в восточных странах и в западных. Именно поэтому этот вопрос остается на сегодняшний день таким щепетильным и неоднозначным. Для светских государств очень сложно принять позицию нейтралитета. Ведь, если ущемляются права граждан, независимо от их вероисповедания, правительство должно принимать меры.
Однако в последнее время наблюдается настоящий бум публикаций, посвященных различным аспектам, так называемого женского вопроса в западных странах, где проживают мусульмане: по правам и свободам женщины, ее участию в политике и выборных органах, социальному аспекту гендерного равноправия, феминизации экономической активности. Это связано как с активизацией ислама во всем мире, так и с ростом феминизма и усилением «женского фактора» в мировой политике. Большинство этих публикаций несет экстравертный характер- они связаны с изучением правового статуса женщины, ее социальных функций, экономических возможностей, семейного положения
Вопрос о проблеме социального положения мусульманок не является ни новым, ни окончательно решенным. Несмотря на многочисленные исследования в западной, мусульманской и отечественной науке, освещение многих проблем, касающихся этой темы, не отличается объективностью. Пожалуй, ни одна тема не привлекает к себе такого внимания и не обрастает таким количеством ложных представлений, толкований, и наконец, не отличается такой степенью непонимания, как вопрос мусульманской женщине. СМИ- основной источник, который информирует западных людей о культуре исламского мира. Зачастую, от них и зависит бесконфликтное сосуществование мусульман и коренного населения на Западе. Это не единственный фактор, но очень значимый. В прессе часто освещается стереотипный образ мусульманки, что ставит барьеры в культурном диалоге.
Именно поэтому этот вопрос актуален как никогда. Анализ западноевропейской прессы позволить выявить тенденцию в формировании общественного мнения относительно образа мусульманской женщины.
Несмотря на большое количество работ на заданную тему, новизна
данного научного исследования заключается в детальном изучении феномена отображения образа мусульманской женщины в современной западноевропейской прессе. Как подобная репрезентация отражается на жизни мусульманок и адаптации их в западном обществе.
При написании работы используются следующие ключевые понятия:
Ислам - одна из крупнейших мировых религий, в переводе с арабского языка означает покорность, смирение.
Шариат- в исламе- комплекс закрепленных прежде всего Кораном и сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают источниками конкретных норм, регулирующих их поведение.
Коран- священная книга мусульман, переданная пророку Мухаммаду в форме откровений в Мекке и Медине между 610 и 632 г.
Мусульманка- женщина, исповедующая Ислам.
Су́ра- это арабское слово для обозначения одной из 114 глав Корана.
Хиджаб- в исламском сообществе под ним понимается традиционный платок на голову.
Стереотип- устоявшийся шаблон мышления, предрассудок, нередко имеющий не много общего с реальностью.
Параллельные сообщества- термин, применяемый в большей степени в западной социологии, политологии и культурологии, под которым понимается феномен существования внутри национальных государств сообществ, которые плохо контактируют, сохраняют собственные национальные обычаи и традиции, культуру, веру.
Глобализация- процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.
Объектом темы исследования выступает современная западноевропейская пресса.
Предметом исследования являются особенности отражения социального портрета мусульманской женщины в современной прессе.
Целью данного исследования является анализ социального образа мусульманской женщины в современной западноевропейской прессе.
В связи с намеченной целью были поставлены следующие задачи:
• Проанализировать социальное положение мусульманки в современной Европе;
• Выявить проблему самоидентификации и интеграции мусульманских женщин в Европе;
• Рассмотреть «Параллельные сообщества» как фактор дезинтеграции мусульман в Европе;
• Ознакомиться с тендерной идентичностью европейских мусульманок в условиях глобализации
• Изучить социально- психологические аспекты жизни мусульманок в немусульманской стране;
• Проанализировать информационный образ женщины-мусульманки в европейских СМИ;
• Исследовать хиджаб как символ информационных споров о секуляризме, индивидуализме, расизме и сексуальности;
• Разобрать СМИ как катализатор появления восточной фэшн-концепции в западной индустрии моды
• Распознать репрезентацию исламского терроризма как фактора информационно-психологического воздействия
Рабочие гипотезы данного исследования можно сформулировать так:
• В современной западноевропейской прессе чаще всего используется стереотипное отражение социального образа мусульманской женщины;
• Материалы европейской прессы относительно ислама, мусульман и мусульманских женщин носят негативный оттенок;
• Европейцы, формируя отношение к исламу и мусульманкам, опираются на информационный образ, который освещается в прессе.
Методологическая база исследования основана на системном подходе к роли социального образа мусульманской женщины в современной западноевропейской прессе. В рамках системного подхода был использован структурно-функциональный метод, метод сравнительного анализа, контент-анализ, опрос, мониторинг. Проблемно-понятийный анализ предмета проводился в конкретно заданном контексте. В исследовании также применяются такие общенаучные методы, как анализ и синтез, описание и объяснение. Эти методы выступают в качестве конкретных познавательных средств, необходимых для реализации подходов и принципов, лежащих в основе ведущего метода. Применение метода системного анализа, являющегося наиболее комплексным из общенаучных, обусловлено использованием логического метода. Системный анализ раскрывает законы функционирования и развития общественных систем, главной из которых в настоящем исследовании является мусульманское сообщество западной Европы, в частности мусульманские женщины. Методы, используемые в данном исследовании, были определены в соответствии с задачами и целью научной работы.
Стоит отметить синтетический характер привлеченных для этого научного исследования трудов, статей и работ, исследующих категорию «мусульманская женщина», которые и образуют теоретическую базу работы. Тема является широко исследованной в научном дискурсе. С концептуальной и теоретической позиции тема социального образа мусульманской женщины исследуется в трудах Айвазова С.А., Арбатова М., Бабаева Л.В., Ильина Е.П., Силласте Г.Г. и др. Практическому применению и влиянию социума на статус мусульманской женщины посвящены работы следующих авторов: Шарипова Г., Раджабов Дж., Тёмкина А., Кифах ал-Хаддад, Ищенко М. В.
Эмпирической базой для практического исследования выступают материалы, представленные несколькими европейскими изданиями, которые неоднократно затрагивают в новостях тематику вопроса мусульманской женщины: «The Guardian», «The Daily Telegraph», «The Independent», «The Times», «Evening Standard».
В данной работе нами был исследован социальный портрет мусульманской женщины в современной западноевропейской прессе. Мы реализовали задачи, поставленные во введении. В частности, мы проанализировали социальное положение мусульманки в современной Европе, выявили проблему самоидентификации и интеграции мусульманских женщин в Европе, рассмотрели «Параллельные сообщества» как фактор дезинтеграции мусульман в Европе, ознакомились с тендерной идентичностью европейских мусульманок в условиях глобализации, изучили социально-психологические аспекты жизни мусульманок в немусульманской стране, проанализировать информационный образ женщины-мусульманки в европейских СМИ, исследовали хиджаб как символ информационных споров о секуляризме, индивидуализме, расизме и сексуальности, разобрали СМИ как катализатор появления восточной фэшн-концепции в западной индустрии моды, рассмотрели репрезентацию исламского терроризма как фактора информационно-психологического воздействия.
Теоретическая и практическая части работы способствовали ответу на поставленные во введении вопросы и осветили актуальную тему социального портрета мусульманской женщины в современной западноевропейской прессе. Исходя из проделанной работы, мы можем подтвердить выдвинутые в начале работы гипотезы, а именно:
• В современной западноевропейской прессе чаще всего используется стереотипное отражение социального образа мусульманской женщины;
• Материалы европейской прессы относительно ислама, мусульман и мусульманских женщин носят негативный оттенок;
• Европейцы, формируя отношение к исламу и мусульманкам, опираются на информационный образ, который освещается в прессе
Гипотезы были подтверждены на практике при изучении европейской прессы и дополнены мнением европейцев, которые участвовали в опросах.
Однако тезис, выдвинутый в одной из гипотез о том, что в европейской прессе чаще всего публикации относительно ислама, мусульман и мусульманских женщин носят негативный оттенок, подтвердился не полностью. Относительно образа ислама и мусульман, все верно, большинство материалов носят негативный окрас, а вот материалы по поводу мусульманок разделились почти поровну. Публикации о них достаточно часты, но дать точную оценку характера этих материалов не предоставляется возможным, исходя из комментариев читателей. Поскольку даже на вполне позитивные публикации, аудитория реагирует неоднозначно. Стоит отметить, что эти материалы можно разделить на три категории: первая, когда мусульманок освещают в положительном свете и рассказывают об их достижениях; вторая, когда описывают угнетенных женщин и как они справились с притеснением мужчин; и третья, когда речь заходит об одеянии мусульманок.
Изучив теоретические работы зарубежных и отечественных исследователей, мы смогли в достаточной мере раскрыть и продемонстрировать социальное положение мусульманок в Европе. Рассмотрев ситуацию с проблемой самоидентификации и интеграции мусульманских женщин, да и мусульман в целом, мы можем сделать вывод, что она довольно неоднозначна. Страны ЕС всячески пытаются устранять возникающие проблемы с этническими группами по мере их поступления. Но эта сфера настолько огромна, что решить все проблемы фактически невозможно. Долгосрочные планы по реализации этих вопросов рушатся в связи с непредвиденными событиями и обстоятельствами, на которые необходимо своевременно реагировать. Мусульманские женщины пытаются занять свою социальную нишу в европейских странах. Но это получается у достаточно маленького процента женщин. Чтобы разрешить сложившуюся проблемную ситуацию, правительства европейских стран должны, в общем, ориентироваться не только на этническое меньшинство, но и делать акцент на гендерный вопрос.
Относительно такого феномена в западных государствах как «Параллельные сообщества», мы сделали вывод, что он неблагоприятно влияет на общий фон стран. Расслоение общества ведет к конфликтам на культурном, а в частных случаях и на правовом уровне. Мусульмане, которым создали благоприятные условия жизни, не хотят платить той же монетой. Их обособленность влияет и на имидж страны в целом, подвергая сомнению способность эффективного управления государством. Эта проблема имеет место быть и на сегодняшний день не имеет четкой стратегии по ее устранению.
Рассмотрев тендерную идентичность европейских мусульманок в условиях глобализации мы пришли к такому умозаключению, что современные мусульманки, родившиеся и проживающие в Европе, более религиозны, нежели их матери, мигрировавшие туда. Это объясняется тем, что родившись на территории с другой культурой, они не чувствуют своих корней, поэтому им нужно как-то самореализоваться, зачастую выбирая веру. Тендерная идентичность этих мусульманок определяется как территориально, так и идеологически. При этом модернизация и секуляризация не обходит на Западе никого стороной. Поэтому мусульмане и встречают в штыки что-то мешающее их традиционной жизни. С другой стороны, впитав плоды глобализации, европейские мусульманки вносят свой вклад в развитие европейского общества, уже не так настороженно выходя из-под опеки своих мужей. Подобная тенденция говорит о формировании новой транснациональной идентичности европейских мусульман и следовательно модернизированной идеологии.
Для многих мусульманок психологически сложно преодолеть барьер между культурами, освоиться в чужой стране с другими ценностями и устоями. Но как показывает опыт, это вполне возможно и дает хорошие заделы на будущее. Важно, чтобы европейское общество не сторонилось мусульманок как представительниц чужой культуры. Мультикультурализм всегда приветствовался в Европейском сообществе, на это направлены многие программы. Но на практике стало ясно, что решение этой проблемы растянется на годы. Но положительная тенденция для нормальной адаптации мусульманок в Европе налицо.
К тому же исследование и размышления о влиянии СМИ на стереотипное мышление людей в отношении ислама и мусульманских женщин, показали, что подобные стереотипы присутствуют в головах множества людей. Информационный образ мусульманки прочно укоренился в сознании людей. Каждый раз, видя женщину на улице в хиджабе, чадре, никабе, у многих подсознательно возникает чувство страха. Нельзя исключать и факт неприятия и непонимания чужой культуры. Мышление европейцев отличается от восточного менталитета. Поэтому и возникают разногласия по поводу одежды, поведения и миропонимания. Но и оградиться друг от друга невозможно, потому что в Европе проживает значительное количество мусульман, ставшие гражданами государств Европейского союза. Разногласия к тому же подстегивают СМИ, освещая однобоко информацию относительно ислама и мусульманок. Стереотипы прочно укрепились в сознании, которые разрушить является сложной задачей. Нельзя говорить о том, что предлагаемая информация в СМИ является неправдивой. Дело в том с какой позиции представляется материал. И для заинтересованности аудитории чаще всего события предстают с негативным окрасом. Хотя положительные материалы об успехах и достижениях мусульманок как раскрепощенных женщин, при этом верных своей религии, тоже присутствуют. Но и реакция аудитории на подобные новости неоднозначна.
Далее, рассуждая о хиджабе, как поводе информационных споров о секуляризме, индивидуализме, расизме и сексуальности, мы пришли к выводу, что тема довольно неоднозначная. Все факторы поднимаются на обсуждения и единого консенсуса достигнуто быть не может. Пока существует противостояние Восток-Запад, подобные темы будут подниматься, и обсуждаться не с самых лестных позиций. Важно лишь то, что мусульманки сами в праве выбирать носить им хиджаб или нет. Но при этом общество не обязано подстраиваться под нее. Она должна учитывать, что ее права и свободы не должны мешать и нарушать права и свободы окружающих ее людей. Многие мусульманки отказались от хиджаба, но остались верны религии. Но к подобной модернизации религиозное исламское сообщество не готово и сложно сказать будет ли готово когда-либо.
К тому же близость и тесное общение с исламской культурой повлияло и на современную моду. Даже не задумываясь, откуда идут те или иные тенденции, мы облачаемся, следуя последнему писку моду. А между прочим, многие аксессуары, материалы, орнаменты и элементы одежды перекочевали в европейскую моду именно с востока. Критикуя хиджабы, мы с удовольствием облачаемся в шелковые платки, именно потому, что так модно. Конечно , нельзя утверждать, что подобная тенденция не смениться другой уже завтра, ведь мода вещь не постоянная. Но некоторые восточные элементы прочно укоренились в нашем гардеробе.
По результатам исследования относительно репрезентации ислама как фактора информационно-психологического воздействия можно сказать, что европейцы хотят быть толерантными и открыты к диалогу культур, но при этом им становится неуютно оттого, что рядом находится что-то другое, отличное и непонятное. Да и в связи с последними событиями, наплывом мигрантов и их не всегда уместным поведением у европейцев складывается негативное отношение. Немалую долю в подобном формировании общественного мнения играет европейская пресса, которая зачастую преподносит ислам с негативной точки зрения, а положительные статьи не всегда написаны однозначно, что вызывает бурное обсуждение среди населения.
По итогам работы также стало понятно, что данная тема не просто актуальна и злободневна на сегодняшний день, но и требует дальнейшей разработки и обсуждений, это лишний раз подтверждает серьезность затронутого нами вопроса. В ближайшие десятилетия она будет неоднократно подниматься не только в научном сообществе, ее будут обсуждать и рассматривать на государственном уровне, поскольку однозначной программы по ее решению нет.
1. Айвазова С.А. Гендерное равенство в контексте прав человека. М., 2001. 461 с.
2. Арбатова М. Меня зовут Женщина / М. Арбатова. М.: Эксмо-пресс, 2000. 421 с.
3. Балтанова Г.Р. Мусульманка. М.: Логос. 2007. 376 с.
4. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Олма-Пресс Инвест. 2004. 425с.
5. Воронина О.А. Гендерное равенство в современном мире: роль национальных механизмов. М.: МАКС Пресс, 2008.
6. Н.В. Жданов, А.А. Игнатенко. Ислам на пороге XXI века /– М.: Политиздат. – 1989. – 352с.
7. Иванцов, В.П. Международная трудовая миграция/ В.П. Иванцов М.: МГУ. 2005. 85 с.
8. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПБ.: Питер. 2004. 246с.
9. Ищенко М. В. Сексизм вокруг нас. М.: Эт. Сетера Паблишинг. 2003.248с.
10. Киселева Е. Е. Международная практика противодействия экстремизму и терроризму (на материалах ООН) // Психология. Социология. Педагогика. 2013. № 11 (36). С31–32.
11. Кифах ал-Хаддад. Женщина и политическая работа. Бейрут, 2001. 149с.
12. Климантова Г.И. Основы тендерной политики (гендерология) : учеб. Пособие. М.: Изд-во Рос. гос. соц. ун-та, 2006.
13. Кузнецова-Моренко И.Б. и Салахатдинова Л.Н. Ислам в медийном пространстве: сборник материалов. Казань: Открытое Общество. – 2004. – 89с.
14. Ланда, Г. Политический ислам: предварительные итоги/ Ланда Г.-М: ИБВ. 2005. 286 с.
15. Луис Б. Ислам и Запад. М., 2003. 368с.
16. Набиев Р.А. Ислам и государство. Культурно-историческая эволюция мусульманской религии на европейском Востоке. – Казань: . – 2002. – 244с.
17. Ньюби Г. "Краткая энциклопедия ислама" (пер. с англ.)- Фаир-Пресс. 2007. 384 с.
18. Поленина C.B. Права женщин в системе прав человека: Международный и национальный аспект. М.: Институт государства и права РАН. 2000. 255 с.
19. Поляков С. "Ислам", -Книга Вайланд, 2000 – 219с.
20. Пушкарёва Н. Л. Гендерная теория и историческое знание. М.: Алетейя. 2007. 425с.
21. Соболев, В.Г. Мусульманские общины в государствах европейского союза. Проблемы и перспективы/ В.Г. Соболев. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2003. 156 с.
22. Сюкияйнен Л. Р. Глобализация и проблемы прав человека в свете мусульманско-правовой культуры. Ислам и современные международные отношения. Научная книга. 2001. 297с.
23. Успенская В.И. Феминизм до феминизма: идеи равноправия полов в истории европейской социальной мысли. Тверь, 2000.
24. Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. Проспект. 2009. 428с.
25. Шарипова Г., Раджабов Дж. Защита прав женщин в международных документах. Душанбе. 2002. 269с.
На иностранных языках
26. Buezas T. C. Immigración y Universidad. Prejucios racistas y valores solidarios. Madrid: Complutense, 2001. 236p.
27. Daiane Passn., Feminism. Mystique or Mistake/ published in the USA by Tyndale House Publischts. 2000.
28. International Women's health coalition (IWHC). Empowerment, Women's reality, woman's power. New York: IWHC, 1995, P. 1-4.
29. Rigoni I. Media and Muslims in Europe // Nielsen J. (ed.). Yearbook of Muslims in Europe. Volume 1. Brill, Leiden — Boston, 2009. 587p.
30. Maslow, A.H. Motivation and personality / A.H. Maslow. New York : Harper, 1954.
31. Parsons, T. Family socialization and interaction process / T. Parsons, R. Bales. Glencoe : Free Press, 1955.
32. Waylen G. Gender in the Third .World Politics. Lynne Rienner Publisher. 1996.
Авторефераты, диссертации, ВКР
На русском языке
33. Бабаева Л.В. Женщины: актуальные направления социальной политики (концептуальный подход к разработке Федеральной программы) // Социологические исследования. М., 1997. №7
34. Галаганова Е. Б. Проблемы формирования имиджа женщины-политика / Е. Б. Галаганова // Факультетские исследования. Кемерово, 2005. -Вып. 2.
35. Тёмкина А. Женский путь в политику: тендерная экспертиза // Тендерное измерение социально и политической активности в переходный период./Труды ЦНСИ, СПб, 1996. Вып.4, 1996.
На иностранных языках
36. Ameli, Saied Reza Feminist Expectations and the Response of Muslim Women. //International Conference on Woman in Islam. (London) 9 September 2001
Научные статьи
На русском языке
37. Агеев В.С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопр. психол. 1985. № 3. С 135--140.
38. Ажгихина Н. И. Гендерные стереотипы в современных массмедиа // Женщины: свобода слова и творчества. М.: Эслан. 2001. 246 с.
39. Бушуева Н. В. Сравнительный анализ мужского и женского политического лидерства / Н. В. Бушуева // Власть. 2010. - № 5.
40. Варламова Е. В., Сатюкова Е. Г. Война между «своим» и «чужим» в современном мире //Война в контексте мировой культуры. Сборник научных статей: материалы научной конференции. Под общей редакцией Е. В. Гайнутдиновой. 2015. С. 257–263.
41. Воронина О.В. – Свобода слова и стереотипный образ женщины в СМИ. // Знамя – 1999. №2
42. Галеева В. Стоит ли женщине быть мужчиной / В. Галеева // РЫ диалог. 2003.-№1.
43. Киселёва Т.Г. Социальный образ женщины в культурах мира //ОНС. 2003. №3
44. Полякова В. В., Лыков В. А. Европа в условиях антиисламского конфликта // Война в контексте мировой культуры. Сборник научных статей: материалы научной конференции. Под общей редакцией Е. В. Гайнутдиновой. 2015. С. 245–251.
45. Силласте Г.Г. Изменения социальной мобильности и экономического поведения женщин // Социологические исследования. М., 2000, №6.
46. Шмидт Гельмут. Бремя глобальной ответственности: европейский взгляд на перспективы всеобщего развития – 2002. - №1. – С. 20-31.
47. Энгельгардт Георгий. Исламофобия // Отечественные записки. – 2003. - №5. – С. 107-117.
На иностранных языках
48. Human Rights Law Journal. The Future of Human Rights in the Arab World // The Next Arab 1997. No. 1-4. P. 51-153.
49. Collins R. Content Analysis of Gender Roles in Media: Where Are We Now and Where Should We Go // Sex Roles. 2011. Vol. 64. 241p
Словари и энциклопедии
50. Энциклопедия "Мир и религии". М., Просвещение. 1995
51. Современная женщина // Энциклопедический справочник: Составлен под руководством Молоковой З.Э. М.: ИЧП «Глас», 1994.
52. Религиозные традиции мира. Том второй. -КРОН-ПРЕСС,1998 -479с.