Формирование познавательного интереса на уроках окружающего мира
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБОУ СОШ №34 г. Бийска.
Выборка: 20 учащихся 3-го класса, из них 10 девочек и 10 мальчиков.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы формирования познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира 6
1.1 Понятие «познавательный интерес» в научной литературе 6
1.2 Анализ методической линии «Школа России» по предмету «Окружающий мир» 10
1.3 Методы и приемы формирования познавательного интереса у младших школьниках на уроках окружающего мира 16
Выводы по первой главе 23
Глава 2 Экспериментальное исследование познавательных интересов младших школьников применительно к урокам окружающий мир 24
2.1 Процедура и методика исследования 24
2.2 Анализ сформированности познавательного интереса младших школьников к окружающего мира 26
Выводы по второй главе 33
Заключение 34
Список использованных источников 35
Приложения 38
База исследования: МБОУ СОШ №34 г. Бийска.
Выборка: 20 учащихся 3-го класса, из них 10 девочек и 10 мальчиков.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы формирования познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира 6
1.1 Понятие «познавательный интерес» в научной литературе 6
1.2 Анализ методической линии «Школа России» по предмету «Окружающий мир» 10
1.3 Методы и приемы формирования познавательного интереса у младших школьниках на уроках окружающего мира 16
Выводы по первой главе 23
Глава 2 Экспериментальное исследование познавательных интересов младших школьников применительно к урокам окружающий мир 24
2.1 Процедура и методика исследования 24
2.2 Анализ сформированности познавательного интереса младших школьников к окружающего мира 26
Выводы по второй главе 33
Заключение 34
Список использованных источников 35
Приложения 38
Актуальность исследования. Новые требования, заложенные в федеральном образовательном стандарте основного общего образования, предполагают реализацию в процессе обучения системно-деятельностного подхода, одной из важнейших составляющих которого является активная учебно-познавательная деятельность обучающихся. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решении конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применять их на практике.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее – ФГОС НОО) выдвигаются требования по формированию познавательных интересов у младших школьников, что также свидетельствует об актуальности исследования проблемы [26]. Особый интерес представляет формирование познавательных интересов младших школьников к урокам окружающего мира. Объектом изучения на уроках окружающего мира является природа, основным источником получения знания о ней являются непосредственные природные объекты и явления или их отображения. Субъектом обучения является младший школьник, деятельность которого направлена формирование естественнонаучной картины мира, посредством имеющихся у него знаний. Педагог, руководя процессом познания, выбирает наиболее рациональные приемы развития познавательных интересов младшего школьника. В плане расширенного углубленного изучения проблемы формирования познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира не только со стороны учебной активности, но и с применением дополнительных способов воздействия, выбрана тема исследования.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью формирования познавательных интересов младших школьников и отсутствием в практике учителей системы в формировании познавательного интереса на уроках окружающего мира.
Проблемой данного исследования является необходимость рассмотрения вопросов, связанных с формированием познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира.
Степень разработанности проблемы. Сущность понятия «познавательный интерес» раскрыто в работах Э. А. Криевой, В. Н. Кругликова, Л. М. Маневцевой, Г. И. Щукиной и др. Проблеме формирования познавательных интересов младших школьников посвящены работы В. К. Буряк, А. Г. Волостниковой, А. Градовой и др. Методы и приемы формирования познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира описаны в работах А. А. Горчинской, В. А. Карсонова, Н. Г. Марковой и др.
Объект исследования – процесс формирования познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира.
Предмет исследования – условия формирования познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира.
Цель исследования – изучить особенности формирования познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: предполагается, что познавательный интерес младших школьников необходимо формировать, так как он применительно к урокам окружающего мира сформирован в основном на среднем и низком уровнях.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес» в научной литературе.
2. Проанализировать методическую линию «Школа России» по предмету «Окружающий мир».
3. Описать методы и приемы формирования познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира.
4. Определить в экспериментальном исследовании уровни сформированности познавательных интересов младших школьников применительно к урокам окружающего мира.
Методы исследования: теоретические: теоретический анализ научных источников, методы сопоставления и аналогии, синтез и обобщение; экспериментальные – анкетирование, количественный и качественный анализ результатов.
Методики исследования:
1. Методика «Познавательные интересы» А.А. Горчинской.
2. Методика «Учебные интересы» Ю. Белополовой.
3. Методика Н.Г. Лускановой «Интерес и учебная мотивация».
Теоретико-методологическая основа исследования представлена:
подходами к понятию «познавательный интерес» – Т. С. Панина, Е. В. Щербакова, Г. И. Щукина и др.;
- подходами к условиям формирования познавательных интересов младших школьников – А. Г. Волостникова, А. Градова, И. В. Кулагина и др.;
- подходами к выбору методов и средств формирования познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира – Е. И. Крипак, Е. А. Летучева и др.
База исследования: МБОУ СОШ №34 г. Бийска.
Выборка: 20 учащихся 3-го класса, из них 10 девочек и 10 мальчиков.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее – ФГОС НОО) выдвигаются требования по формированию познавательных интересов у младших школьников, что также свидетельствует об актуальности исследования проблемы [26]. Особый интерес представляет формирование познавательных интересов младших школьников к урокам окружающего мира. Объектом изучения на уроках окружающего мира является природа, основным источником получения знания о ней являются непосредственные природные объекты и явления или их отображения. Субъектом обучения является младший школьник, деятельность которого направлена формирование естественнонаучной картины мира, посредством имеющихся у него знаний. Педагог, руководя процессом познания, выбирает наиболее рациональные приемы развития познавательных интересов младшего школьника. В плане расширенного углубленного изучения проблемы формирования познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира не только со стороны учебной активности, но и с применением дополнительных способов воздействия, выбрана тема исследования.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью формирования познавательных интересов младших школьников и отсутствием в практике учителей системы в формировании познавательного интереса на уроках окружающего мира.
Проблемой данного исследования является необходимость рассмотрения вопросов, связанных с формированием познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира.
Степень разработанности проблемы. Сущность понятия «познавательный интерес» раскрыто в работах Э. А. Криевой, В. Н. Кругликова, Л. М. Маневцевой, Г. И. Щукиной и др. Проблеме формирования познавательных интересов младших школьников посвящены работы В. К. Буряк, А. Г. Волостниковой, А. Градовой и др. Методы и приемы формирования познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира описаны в работах А. А. Горчинской, В. А. Карсонова, Н. Г. Марковой и др.
Объект исследования – процесс формирования познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира.
Предмет исследования – условия формирования познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира.
Цель исследования – изучить особенности формирования познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: предполагается, что познавательный интерес младших школьников необходимо формировать, так как он применительно к урокам окружающего мира сформирован в основном на среднем и низком уровнях.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес» в научной литературе.
2. Проанализировать методическую линию «Школа России» по предмету «Окружающий мир».
3. Описать методы и приемы формирования познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира.
4. Определить в экспериментальном исследовании уровни сформированности познавательных интересов младших школьников применительно к урокам окружающего мира.
Методы исследования: теоретические: теоретический анализ научных источников, методы сопоставления и аналогии, синтез и обобщение; экспериментальные – анкетирование, количественный и качественный анализ результатов.
Методики исследования:
1. Методика «Познавательные интересы» А.А. Горчинской.
2. Методика «Учебные интересы» Ю. Белополовой.
3. Методика Н.Г. Лускановой «Интерес и учебная мотивация».
Теоретико-методологическая основа исследования представлена:
подходами к понятию «познавательный интерес» – Т. С. Панина, Е. В. Щербакова, Г. И. Щукина и др.;
- подходами к условиям формирования познавательных интересов младших школьников – А. Г. Волостникова, А. Градова, И. В. Кулагина и др.;
- подходами к выбору методов и средств формирования познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира – Е. И. Крипак, Е. А. Летучева и др.
База исследования: МБОУ СОШ №34 г. Бийска.
Выборка: 20 учащихся 3-го класса, из них 10 девочек и 10 мальчиков.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложения.
На основании теоретического анализа педагогической и методической литературы сформулировано понятие «познавательный интерес». Познавательный интерес – это избирательный процесс, направленный на формирование стремления к познанию объекта или явления, к овладению видами деятельности, расширению кругозора и реализации творческого потенциала личности. Выписаны различные модификации познавательного интереса. Ученые, психологи, дидакты и методисты единодушно приходят к выводу, что для активизации познавательной деятельности необходимо вызвать и закрепить в сознании младших школьников познавательный интерес, для чего применяются задания исследовательского и творческого характера.
Формирование познавательных интересов более эффективно, если: организуется разнообразная творческая деятельность, виды которой систематически чередуются. Детей нужно привлекать к активному участию в решении посильных познавательных задач, постепенно усложняя их.
Анализ результатов экспериментального исследования выявил проблемы в сформированности познавательных интересов к урокам окружающего мира у учащихся 3-го класса: по методике «Познавательные интересы» А. А. Горчинской было установлено, что средний уровень сформированности познавательных интересов имеют 8 младших школьников – 40%, низкий уровень – 8 учащихся – 40%; по методике Ю. Белополовой было установлено, что средний уровень сформированности учебных интересов имеют 7 младших школьников – 35%, низкий уровень – 9 детей – 45%. Изучение уровня развития интересов и учебной мотивации младших школьников по методике Н. Г. Лускановой «Интересы и учебная мотивация» позволило заключить, что средний уровень развития учебной мотивации имеют 6 (30%) учащихся, низкий уровень – 10 учащихся (50%).
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Формирование познавательных интересов более эффективно, если: организуется разнообразная творческая деятельность, виды которой систематически чередуются. Детей нужно привлекать к активному участию в решении посильных познавательных задач, постепенно усложняя их.
Анализ результатов экспериментального исследования выявил проблемы в сформированности познавательных интересов к урокам окружающего мира у учащихся 3-го класса: по методике «Познавательные интересы» А. А. Горчинской было установлено, что средний уровень сформированности познавательных интересов имеют 8 младших школьников – 40%, низкий уровень – 8 учащихся – 40%; по методике Ю. Белополовой было установлено, что средний уровень сформированности учебных интересов имеют 7 младших школьников – 35%, низкий уровень – 9 детей – 45%. Изучение уровня развития интересов и учебной мотивации младших школьников по методике Н. Г. Лускановой «Интересы и учебная мотивация» позволило заключить, что средний уровень развития учебной мотивации имеют 6 (30%) учащихся, низкий уровень – 10 учащихся (50%).
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2018 - Применение игровых технологий в процессе формирования познавательного интереса младших школьников на уроке окружающий мир
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2018 - Использование занимательного материала на уроках окружающего мира для развития познавательного интереса (Восточная Экономико-Юридическая Гуманитарная Академия)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Педагогические условия развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников при организации опытной работы на уроках окружающего мира
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК
СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ 2ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» НА ОСНОВЕ ВИТАГЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016



