Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование познавательного интереса на уроках окружающего мира

Работа №122443

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы39
Год сдачи2023
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
85
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБОУ СОШ №34 г. Бийска.
Выборка: 20 учащихся 3-го класса, из них 10 девочек и 10 мальчиков.
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы формирования познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира 6
1.1 Понятие «познавательный интерес» в научной литературе 6
1.2 Анализ методической линии «Школа России» по предмету «Окружающий мир» 10
1.3 Методы и приемы формирования познавательного интереса у младших школьниках на уроках окружающего мира 16
Выводы по первой главе 23
Глава 2 Экспериментальное исследование познавательных интересов младших школьников применительно к урокам окружающий мир 24
2.1 Процедура и методика исследования 24
2.2 Анализ сформированности познавательного интереса младших школьников к окружающего мира 26
Выводы по второй главе 33
Заключение 34
Список использованных источников 35
Приложения 38

Актуальность исследования. Новые требования, заложенные в федеральном образовательном стандарте основного общего образования, предполагают реализацию в процессе обучения системно-деятельностного подхода, одной из важнейших составляющих которого является активная учебно-познавательная деятельность обучающихся. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решении конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применять их на практике.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее – ФГОС НОО) выдвигаются требования по формированию познавательных интересов у младших школьников, что также свидетельствует об актуальности исследования проблемы [26]. Особый интерес представляет формирование познавательных интересов младших школьников к урокам окружающего мира. Объектом изучения на уроках окружающего мира является природа, основным источником получения знания о ней являются непосредственные природные объекты и явления или их отображения. Субъектом обучения является младший школьник, деятельность которого направлена формирование естественнонаучной картины мира, посредством имеющихся у него знаний. Педагог, руководя процессом познания, выбирает наиболее рациональные приемы развития познавательных интересов младшего школьника. В плане расширенного углубленного изучения проблемы формирования познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира не только со стороны учебной активности, но и с применением дополнительных способов воздействия, выбрана тема исследования.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью формирования познавательных интересов младших школьников и отсутствием в практике учителей системы в формировании познавательного интереса на уроках окружающего мира.
Проблемой данного исследования является необходимость рассмотрения вопросов, связанных с формированием познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира.
Степень разработанности проблемы. Сущность понятия «познавательный интерес» раскрыто в работах Э. А. Криевой, В. Н. Кругликова, Л. М. Маневцевой, Г. И. Щукиной и др. Проблеме формирования познавательных интересов младших школьников посвящены работы В. К. Буряк, А. Г. Волостниковой, А. Градовой и др. Методы и приемы формирования познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира описаны в работах А. А. Горчинской, В. А. Карсонова, Н. Г. Марковой и др.
Объект исследования – процесс формирования познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира.
Предмет исследования – условия формирования познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира.
Цель исследования – изучить особенности формирования познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: предполагается, что познавательный интерес младших школьников необходимо формировать, так как он применительно к урокам окружающего мира сформирован в основном на среднем и низком уровнях.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес» в научной литературе.
2. Проанализировать методическую линию «Школа России» по предмету «Окружающий мир».
3. Описать методы и приемы формирования познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира.
4. Определить в экспериментальном исследовании уровни сформированности познавательных интересов младших школьников применительно к урокам окружающего мира.
Методы исследования: теоретические: теоретический анализ научных источников, методы сопоставления и аналогии, синтез и обобщение; экспериментальные – анкетирование, количественный и качественный анализ результатов.
Методики исследования:
1. Методика «Познавательные интересы» А.А. Горчинской.
2. Методика «Учебные интересы» Ю. Белополовой.
3. Методика Н.Г. Лускановой «Интерес и учебная мотивация».
Теоретико-методологическая основа исследования представлена:
подходами к понятию «познавательный интерес» – Т. С. Панина, Е. В. Щербакова, Г. И. Щукина и др.;
- подходами к условиям формирования познавательных интересов младших школьников – А. Г. Волостникова, А. Градова, И. В. Кулагина и др.;
- подходами к выбору методов и средств формирования познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира – Е. И. Крипак, Е. А. Летучева и др.
База исследования: МБОУ СОШ №34 г. Бийска.
Выборка: 20 учащихся 3-го класса, из них 10 девочек и 10 мальчиков.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании теоретического анализа педагогической и методической литературы сформулировано понятие «познавательный интерес». Познавательный интерес – это избирательный процесс, направленный на формирование стремления к познанию объекта или явления, к овладению видами деятельности, расширению кругозора и реализации творческого потенциала личности. Выписаны различные модификации познавательного интереса. Ученые, психологи, дидакты и методисты единодушно приходят к выводу, что для активизации познавательной деятельности необходимо вызвать и закрепить в сознании младших школьников познавательный интерес, для чего применяются задания исследовательского и творческого характера.
Формирование познавательных интересов более эффективно, если: организуется разнообразная творческая деятельность, виды которой систематически чередуются. Детей нужно привлекать к активному участию в решении посильных познавательных задач, постепенно усложняя их.
Анализ результатов экспериментального исследования выявил проблемы в сформированности познавательных интересов к урокам окружающего мира у учащихся 3-го класса: по методике «Познавательные интересы» А. А. Горчинской было установлено, что средний уровень сформированности познавательных интересов имеют 8 младших школьников – 40%, низкий уровень – 8 учащихся – 40%; по методике Ю. Белополовой было установлено, что средний уровень сформированности учебных интересов имеют 7 младших школьников – 35%, низкий уровень – 9 детей – 45%. Изучение уровня развития интересов и учебной мотивации младших школьников по методике Н. Г. Лускановой «Интересы и учебная мотивация» позволило заключить, что средний уровень развития учебной мотивации имеют 6 (30%) учащихся, низкий уровень – 10 учащихся (50%).
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Белополова, Ю. Исследовательская деятельность учителя / Ю. Белополова. – Москва : Дрофа, 2018. – 178 с.
2. Буряк, В. К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности : дайджест / В. К. Буряк // Психология обучения. – 2008. – № 3. – С. 118-119.
3. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности : пособие для студентов пед. ун-тов / А. Г. Волостникова. – Москва : Просвещение, 2016. –162 с.
4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2016. – 854 с.
5. Гвоздёва, Ю. Е. Формирование познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира / Ю. Е. Гвоздева // В сборнике : Новые информационные технологии в науке. сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 128-131.
6. Горчинская, А. А. Средства развития интересов школьников к учебному процессу : диагностический аспект / А. А. Горчинская. – Ульяновск : Учитель, 2017. – 289 с.
7. Градова, А. Управление познавательной деятельностью учащихся / А. Градова // Учитель. – 2018. – № 6. – С. 76-90.
8. Гузеев, В. В. Эффективные образовательные технологии : Интегральная и ТОГИС / В. В. Гезеев. – М. : НИИ школьных технологий, 2016. – 208 с.
9. Карсонов, В. А. Алгоритмизация познавательно-поисковой деятельности учащихся / В. А. Карносов // Школьные технологии. – 2020. – №5. – С. 125-126.
10. Киреева, Э. А. Психология и педагогика (для бакалавров) / Э. А. Киреева. – Москва : КноРус, 2014. – 496 c.
11. Клепинина, З. А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учеб. пособие для бакалавриата / З. А. Клепинина, Г. Н. Аквилева. – Москва : Академия, 2017. – 336 с.
12. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – 2-е изд., стер. – Москва : Academia, 2005. – 173 с.
13. Крипак, Е. И. Особенности формирование познавательного интереса на уроках «окружающий мир» / Е. И. Крипак // Приднепровский научный вестник. – 2022. – Т. 1. – № 1. – С. 46-51.
14. Кругликов, В. Н. Методы активизации познавательной деятельности / В. Н. Кругиликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов. – Санкт-Петербург : Знание, 2021. – 369 с.
15. Кулагина, И. В. Развитие познавательных способностей школьников как способ активизации их учения / И. В. Кулагина // Наука и школа. – 2010. – №2. – С. 55-56.
16. Летучева, Е. А. Формирование познавательного интереса у младших школьников посредством организации проектной деятельности на уроках окружающего мира / Е. А. Летучева // Современное педагогическое образование. – 2021. – № 10. – С. 199-202.
17. Лусканова, Н. Г. Учебная мотивация в сете проблем обучения / Н. Г. Лусканова // Педагогические исследования. – 2016. – №2. – С. 122-131.
18. Маловичко, Д. А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника / Д. А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2018. – №1. – С. 61–67.
19. Маневцова, Л. М. О развитии познавательных интересов детей / Л. М. Маневцева // Педагогика. – 2019. – № 11. – С. 26–29.
20. Маркова, Н. Г. Игровая технология на уроках окружающего мира, формирующая познавательный интерес младших школьников / Н. Г. Маркова // В сборнике : Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития. сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 222-225.
21. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. – Москва : Академия, 2017. – 217 с.
22. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков. – Москва : Просвещение, 2014. – 205 с.
23. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2-х частях / А. А. Плешаков : Ч. 1. – Москва : Просвещение, 2014. – 133 с.
24. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2-х частях : Ч. 2 / А. А. Плешаков. – Москва: Просвещение, 2014 – 141 с.
25. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс. Часть 1 / А. А. Плешаков. – Москва : Просвещение. 2012. – 189 с.
26. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс. Часть 2 / А. А. Плешаков. – Москва : Просвещение. 2012. – 189 с.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва : Просвещение, 2022.– 50 с.
28. Щербакова, Е. В. Педагогика. Краткий курс : Учебное пособие / М. Н. Недвецкая, Т. Н. Щербакова, Е. В. Щербакова. – Москва : УЦ Перспектива, 2016. – 408 c.
29. Щукина, Г. И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника / Г. И. Щукина. – Москва : Педагогика, 1975. – 275 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ