Развитие франчайзинга в России и за рубежом
|
Введение 3
1. Краткая характеристика франчайзинга 5
1.1 Роль и значение франчайзинга для развития бизнеса 5
1.2 Основные определения франчайзинга и сторон, участвующих во франчайзинговых отношениях 6
1.3 Виды франчайзинга 10
1.4 Отличия франчайзинговой сделки от сходных отношений 11
1.5 Преимущества и недостатки франчайзинга 13
1.6 Правовое регулирование франчайзинга в России 15
2. Франчайзинг за рубежом 19
2.1 Развитие франчайзинга в США 19
2.2 Развитие франчайзинга в Европе 21
2.3 Франчайзинг – новый способ организации бизнеса в странах СНГ 23
3. Франчайзинг в России 26
3.1 Развитие франчайзинга в России 26
3.2 Содержание и структура франчайзинга в России 28
3.3 Основные проблемы франчайзинга при продвижении на Российский рынок 31
4. Перспективы развития франчайзинга 36
Заключение 39
Список использованной литературы 43
1. Краткая характеристика франчайзинга 5
1.1 Роль и значение франчайзинга для развития бизнеса 5
1.2 Основные определения франчайзинга и сторон, участвующих во франчайзинговых отношениях 6
1.3 Виды франчайзинга 10
1.4 Отличия франчайзинговой сделки от сходных отношений 11
1.5 Преимущества и недостатки франчайзинга 13
1.6 Правовое регулирование франчайзинга в России 15
2. Франчайзинг за рубежом 19
2.1 Развитие франчайзинга в США 19
2.2 Развитие франчайзинга в Европе 21
2.3 Франчайзинг – новый способ организации бизнеса в странах СНГ 23
3. Франчайзинг в России 26
3.1 Развитие франчайзинга в России 26
3.2 Содержание и структура франчайзинга в России 28
3.3 Основные проблемы франчайзинга при продвижении на Российский рынок 31
4. Перспективы развития франчайзинга 36
Заключение 39
Список использованной литературы 43
Для современного международного бизнеса характерно наличие ряда факторов, сдерживающих его развитие. В частности, существует необходимость расширения реализации произведенной продукции, привлечения специалистов в дилерскую сеть крупных фирм; повышения эффективности и увеличения срока работы предприятий малого бизнеса. Кроме того, возникают сложности при взаимодействии предприятий малого и крупного бизнеса.
Для решения перечисленных проблем требуются новые экономические механизмы. В частности, одним из таких механизмов является франчайзинг, позволяющий повысить рентабельность малого предпринимательства, благодаря объединению преимуществ малого и крупного бизнеса.
Франчайзинг – это способ распространения продукции и услуг. Другими словами – это способ мультипликации успешно работающих предприятий. Одна из причин успеха франчайзинга заключается в особом эффекте сотрудничества между франчайзи и франчайзером, объединенных под одним торговым знаком. Совместно, они могут осуществлять деятельность, которая непосильна индивидуальным предпринимателям.
В этой связи изучение франчайзинга, его специфических черт, а также перспектив развития за рубежом и в России является весьма актуальным сегодня. При этом ввиду новизны механизма франчайзинга для российского рынка, а также в связи с возрастающим интересом к франчайзингу со стороны субъектов рынка растет потребность в подробном исследовании зарубежного опыта использования данного механизма для стабилизации российского бизнеса.
Поэтому цель моей курсовой работы состоит в раскрытии сущности франчайзинга, исследовании отечественного и зарубежного опыта осуществления франчайзинговой деятельности, а также в выявлении основных проблем развития франчайзинга в России.
Для достижения вышеуказанной цели мною были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть содержание франчайзинговой формы организации бизнеса;
2) определить ключевые достоинства и недостатки, присущие франчайзингу;
3) рассмотреть опыт функционирования франчайзинга в России и за рубежом;
4) выявить сферы применения франчайзинга в России и обозначить тенденций его развития;
5) дать анализ присущих франчайзингу в России проблем;
6) рассмотреть перспективы развития франчайзинга.
Объектом курсовой работы являются экономические отношения, складывающиеся между субъектами франчайзинга в процессе организации совместной предпринимательской деятельности.
Предметом – зарубежная и отечественная практика применения франчайзинга, его особенности как эффективного инструмента развития бизнеса.
Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования приведенных в ней данных для оценки перспективности и экономического эффекта от применения франчайзинговой схемы развития бизнеса, а также получения представления о преимуществах и принципах функционирования франчайзинга.
Источниками информации для написания данной работы послужили законодательство РФ и зарубежных стран; учебная литература; статистические и аналитические материалы; материалы периодической печати; ресурсы сети Интернет, посвященные тематике «Развитие франчайзинга в России и за рубежом».
Для решения перечисленных проблем требуются новые экономические механизмы. В частности, одним из таких механизмов является франчайзинг, позволяющий повысить рентабельность малого предпринимательства, благодаря объединению преимуществ малого и крупного бизнеса.
Франчайзинг – это способ распространения продукции и услуг. Другими словами – это способ мультипликации успешно работающих предприятий. Одна из причин успеха франчайзинга заключается в особом эффекте сотрудничества между франчайзи и франчайзером, объединенных под одним торговым знаком. Совместно, они могут осуществлять деятельность, которая непосильна индивидуальным предпринимателям.
В этой связи изучение франчайзинга, его специфических черт, а также перспектив развития за рубежом и в России является весьма актуальным сегодня. При этом ввиду новизны механизма франчайзинга для российского рынка, а также в связи с возрастающим интересом к франчайзингу со стороны субъектов рынка растет потребность в подробном исследовании зарубежного опыта использования данного механизма для стабилизации российского бизнеса.
Поэтому цель моей курсовой работы состоит в раскрытии сущности франчайзинга, исследовании отечественного и зарубежного опыта осуществления франчайзинговой деятельности, а также в выявлении основных проблем развития франчайзинга в России.
Для достижения вышеуказанной цели мною были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть содержание франчайзинговой формы организации бизнеса;
2) определить ключевые достоинства и недостатки, присущие франчайзингу;
3) рассмотреть опыт функционирования франчайзинга в России и за рубежом;
4) выявить сферы применения франчайзинга в России и обозначить тенденций его развития;
5) дать анализ присущих франчайзингу в России проблем;
6) рассмотреть перспективы развития франчайзинга.
Объектом курсовой работы являются экономические отношения, складывающиеся между субъектами франчайзинга в процессе организации совместной предпринимательской деятельности.
Предметом – зарубежная и отечественная практика применения франчайзинга, его особенности как эффективного инструмента развития бизнеса.
Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования приведенных в ней данных для оценки перспективности и экономического эффекта от применения франчайзинговой схемы развития бизнеса, а также получения представления о преимуществах и принципах функционирования франчайзинга.
Источниками информации для написания данной работы послужили законодательство РФ и зарубежных стран; учебная литература; статистические и аналитические материалы; материалы периодической печати; ресурсы сети Интернет, посвященные тематике «Развитие франчайзинга в России и за рубежом».
Мировая практика показывает, что франчайзинговый способ организации и развития бизнеса активно используется во многих странах мира. Это связано с тем, что франчайзинг существенно сокращает риски, связанные с созданием нового дела. Франчайзер не вкладывает в развитие сети собственные средства, при этом, имея возможность получать от её работы доход. В свою очередь, франчайзи использует опыт и поддержку своего партнера, купив продуманную и проверенную схему бизнеса.
На данный момент основными экспортерами франчайзингового бизнеса в большинство стран Мира являются США, лидирующие позиции в Европе занимают Франция, Германия и Великобритания.
Успех американского франчайзинга во многом определяется поддержкой со стороны государства. Американские франчайзеры считают наиболее выгодным способом выхода на зарубежный рынок – развитие франшизных сетей. Это позволяет снизить инвестиционные риски и осуществлять расширение и продвижение на рынке, привлекая частный капитал страны присутствия.
Европейцы также признали франчайзинг как перспективную систему развития бизнеса. Активность в формировании и продвижении сетей, наблюдается практически на всем европейском пространстве.
Франчайзинг в Европе распространялся разными путями, в зависимости от страны, обычаев, культуры и особенно от всего того, что связано с социально-экономической историей торговли, уровнем развития и экономической системой. Таким образом, франчайзи некоторых стран предпочли франчайзинг в области обслуживания (Великобритания, Германия), другие – в области торговли (Франция). В то же время, в определенных областях деятельности франчайзинг фактически не существует, например, в Германии нет подобного бизнеса в гостиничной сфере.
В странах СНГ инфраструктура франчайзинговых отношений находится еще только на стадии развития. Но уже сейчас в них наблюдается рост числа отечественных франшиз и улучшения уровня осведомленности субъектов рынка о франчайзинговых технологий. На постсоветском пространстве наибольших успехов в продвижении франчайзинга достигли Молдавия, Украина.
В России франчайзинг вошел в практику лишь в 1993 году. Данные, приводимые РАФ, свидетельствуют о постоянном увеличении числа предприятий, использующих франшизу как средство ведения бизнеса. Однако достоверных статистических данных о точном количестве существующих в России франшизных систем получить нельзя. Это связано с тем, что, развивая собственные франчайзинговые сети, многие компании никак не заявляют о себе, отказываясь оформлять отношения с франчайзи с помощью единого договора франчайзинга и заменяя его рядом других договоров (индивидуально разработанных для конкретной франшизной; системы). Это является немаловажным отличием российского франчайзинга, от общепринятой практики.
В России франчайзинг лучше всего развит в розничной торговле и общественном питании. Сфера услуг набирает обороты, что медленными, но уверенными темпами приближает уровень развития российского франчайзинга к мировым позициям.
Среди особенностей российского франчайзинга можно выделить также его неравномерное распространение на территории страны, установление фиксированной ставки роялти, определение франчайзерами фиксированных цен на реализуемые франчайзи товары, оказываемые услуги; ограничение срока действия франчайзингового договора 3 годами.
Вышеуказанные особенности функционирования франчайзинга в России обусловлены рядом факторов, которые тормозят его развитие на российском рынке. Они лежат в экономической сфере, связаны с низким организационно-правовым уровнем развития данной области и с социально-психологическими проблемами.
Для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности. Но для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия.
Во-первых, необходимо обеспечить создание полной системы нормативно-правовых актов, регулирующих франчайзинг. На данный момент специальные законы о франчайзинге существуют только в 3 странах (США, Румынии и Республике Молдова). В Европе Единообразному использованию дефиниции франчайзинга способствует принятый в 1972 году Европейский Кодекс этики франчайзинга.
Во-вторых, включить в правительственную программу поддержки малого-предпринимательства программу развития франчайзинга. Очень важно создать систему налоговых льгот для франчайзера и франчайзи (особенно на начальном этапе развития франчайзинговой системы). Целесообразно предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета. Также необходимо создать широкую сеть учебно-консультационных центров по франчайзингу.
Но, в целом, у франчайзинга в России большие перспективы. По мере роста конкуренции в ближайшие годы в России увеличится спрос на франшизы в сфере услуг и производстве. Это означает, что вскоре франчайзинг в России должен перейти с «торгового» на «сервисный этап». Кроме того, Москва и Санкт–Петербург подходят к уровню насыщения, наладить бизнес в столичных городах становится все сложнее из-за нарастающей конкуренции, высоких арендных ставок, поэтому интересы самых активных представителей франчайзингового бизнеса постепенно сместятся в сторону регионов.
Таким образом, ситуация, сложившаяся на рынке на сегодняшний день, позволяет с уверенностью говорить о том, что в данный период наблюдается ускоренный рост применения франчайзинга как на зарубежных, так и на отечественном рынках товаров и услуг.
Франчайзинг – это эффективная система, позволяющая малому бизнесу в кратчайшие сроки повысить свою репутацию и статус, а более крупным компаниям подтвердить свою значимость на рынке и приумножить капитал. Все это подчеркивает значимость франчайзинговой системы, которую с уверенностью можно рассматривать как один из инструментов развития мировой экономики.
На данный момент основными экспортерами франчайзингового бизнеса в большинство стран Мира являются США, лидирующие позиции в Европе занимают Франция, Германия и Великобритания.
Успех американского франчайзинга во многом определяется поддержкой со стороны государства. Американские франчайзеры считают наиболее выгодным способом выхода на зарубежный рынок – развитие франшизных сетей. Это позволяет снизить инвестиционные риски и осуществлять расширение и продвижение на рынке, привлекая частный капитал страны присутствия.
Европейцы также признали франчайзинг как перспективную систему развития бизнеса. Активность в формировании и продвижении сетей, наблюдается практически на всем европейском пространстве.
Франчайзинг в Европе распространялся разными путями, в зависимости от страны, обычаев, культуры и особенно от всего того, что связано с социально-экономической историей торговли, уровнем развития и экономической системой. Таким образом, франчайзи некоторых стран предпочли франчайзинг в области обслуживания (Великобритания, Германия), другие – в области торговли (Франция). В то же время, в определенных областях деятельности франчайзинг фактически не существует, например, в Германии нет подобного бизнеса в гостиничной сфере.
В странах СНГ инфраструктура франчайзинговых отношений находится еще только на стадии развития. Но уже сейчас в них наблюдается рост числа отечественных франшиз и улучшения уровня осведомленности субъектов рынка о франчайзинговых технологий. На постсоветском пространстве наибольших успехов в продвижении франчайзинга достигли Молдавия, Украина.
В России франчайзинг вошел в практику лишь в 1993 году. Данные, приводимые РАФ, свидетельствуют о постоянном увеличении числа предприятий, использующих франшизу как средство ведения бизнеса. Однако достоверных статистических данных о точном количестве существующих в России франшизных систем получить нельзя. Это связано с тем, что, развивая собственные франчайзинговые сети, многие компании никак не заявляют о себе, отказываясь оформлять отношения с франчайзи с помощью единого договора франчайзинга и заменяя его рядом других договоров (индивидуально разработанных для конкретной франшизной; системы). Это является немаловажным отличием российского франчайзинга, от общепринятой практики.
В России франчайзинг лучше всего развит в розничной торговле и общественном питании. Сфера услуг набирает обороты, что медленными, но уверенными темпами приближает уровень развития российского франчайзинга к мировым позициям.
Среди особенностей российского франчайзинга можно выделить также его неравномерное распространение на территории страны, установление фиксированной ставки роялти, определение франчайзерами фиксированных цен на реализуемые франчайзи товары, оказываемые услуги; ограничение срока действия франчайзингового договора 3 годами.
Вышеуказанные особенности функционирования франчайзинга в России обусловлены рядом факторов, которые тормозят его развитие на российском рынке. Они лежат в экономической сфере, связаны с низким организационно-правовым уровнем развития данной области и с социально-психологическими проблемами.
Для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности. Но для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия.
Во-первых, необходимо обеспечить создание полной системы нормативно-правовых актов, регулирующих франчайзинг. На данный момент специальные законы о франчайзинге существуют только в 3 странах (США, Румынии и Республике Молдова). В Европе Единообразному использованию дефиниции франчайзинга способствует принятый в 1972 году Европейский Кодекс этики франчайзинга.
Во-вторых, включить в правительственную программу поддержки малого-предпринимательства программу развития франчайзинга. Очень важно создать систему налоговых льгот для франчайзера и франчайзи (особенно на начальном этапе развития франчайзинговой системы). Целесообразно предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета. Также необходимо создать широкую сеть учебно-консультационных центров по франчайзингу.
Но, в целом, у франчайзинга в России большие перспективы. По мере роста конкуренции в ближайшие годы в России увеличится спрос на франшизы в сфере услуг и производстве. Это означает, что вскоре франчайзинг в России должен перейти с «торгового» на «сервисный этап». Кроме того, Москва и Санкт–Петербург подходят к уровню насыщения, наладить бизнес в столичных городах становится все сложнее из-за нарастающей конкуренции, высоких арендных ставок, поэтому интересы самых активных представителей франчайзингового бизнеса постепенно сместятся в сторону регионов.
Таким образом, ситуация, сложившаяся на рынке на сегодняшний день, позволяет с уверенностью говорить о том, что в данный период наблюдается ускоренный рост применения франчайзинга как на зарубежных, так и на отечественном рынках товаров и услуг.
Франчайзинг – это эффективная система, позволяющая малому бизнесу в кратчайшие сроки повысить свою репутацию и статус, а более крупным компаниям подтвердить свою значимость на рынке и приумножить капитал. Все это подчеркивает значимость франчайзинговой системы, которую с уверенностью можно рассматривать как один из инструментов развития мировой экономики.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ И СТИМУЛИРОВАНИЕ СОЗДАНИЯ ФРАНШИЗЫ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2018 - Развитие франчайзинга на российском рынке
(на примере компании «Поль бейкери» г.Томск)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - Использование франчайзинга в развитии среднего и малого предпринимательства
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Оценка экономической эффективности создания хостела с использованием международного опыта
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Теория и практика применения франчайзинга в РФ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Франчайзинговый бизнес в условиях импортозамещения в России
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ФОРМА ВЕДЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017





