ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОРА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1 ОЦЕНКА ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ 8
2. АНАЛИЗ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОРА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА МОСКВЫ 30
2.1 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ
ФАКТОРОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 30
2.2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ В
ГОРОДЕ МОСКВЕ 34
2.3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ ТРУДОВОГО
ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОРА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
Положение молодежи на рынке труда и в экономике имеет большое значение для общества в целом, поскольку современная молодежь будет основой будущего общества. Их потенциал для общества устойчивого развития будет в значительной степени зависеть от полученного образования, навыков и профессионального опыта во времена их юности.
В современных условиях выбор эффективной социально-экономической политики является одной из важнейших задач нового российского правительства.
При изучении опыта прошлого очевидно, что политические и экономические успехи достигнуты теми государствами, которые уделяли особое внимание молодежи и устойчивому развитию, а устойчивое развитие демонстрируют именно те общества, которые пересмотрели систему традиционных взглядов на новые поколения, на систему взаимоотношений между поколениями и на их значение для политического и социально-экономического развития.
В данной работе мы попытались связать понятия молодежи как социальной категории и устойчивого развития как фактора социально-экономического прогресса, а также показать фактор трудового потенциала молодежи в системе устойчивого развития общества в мире (1 глава) и на территории города Москвы, проанализировать проблемы, с которыми сталкивается молодежь и предложить пути их решения (2 глава).
Несомненно, молодежь, как особая социально-демографическая группа, является полноценным социальным субъектом всех изменений и нововведений в жизни государства, и это во многом определяется направленностью происходящих процессов социальной стабилизации и роста государства, а также основой будущего нации.
Говоря об устойчивом развитии, следует отметить, что эта тема становится все более актуальной для государств, озабоченных поддержанием равновесия в триаде Экология-Общество-Экономика, в частности максимальной реализацией трудового потенциала общества для стабильного экономического роста.
Для изучения проблемы устойчивого развития города мы решили рассмотреть молодежь как особую социально-демографическую группу.
Данная тема актуальна, так как в современных социально-экономических условиях формирование и реализация трудового потенциала молодежи необходимы, так как получение и повышение молодыми людьми профессионального образования, сокращение безработицы ведет к формированию трудового потенциала- важнейшей качественной характеристики рабочей силы, населения и устойчивого развития, трудности его реализации в связи с объемом трудового потенциала молодежи, как самой динамичной социальной группы, по отношению с востребованностью на рынке.
Проблема исследования заключается в противоречии между объективной потребностью в активизации трудового потенциала молодежи и социокультурной модернизации страны и недостаточным уровнем реализации молодежи своих способностей и использования возможностей в условиях изменяющегося общества.
Проблемы трудового потенциала молодежи всегда были на пике общественного внимания, сохраняя свою актуальность и сегодня. Термин «потенциал» встречается еще у древнегреческих философов, так Аристотель писал про человеческий потенциал. Различные «потенциалы» существуют и реализуются через главный элемент общества- человека, который обладает способностями и использует их. Особого внимания заслуживает предлагаемая российскими исследователями структура личностного, социального потенциала, который состоит из разных элементов, субпотенциалов (М.А. Нагаев, Д.А. Леонтьев [25] и др.), в их числе выделяется трудовой потенциал.
В отечественной литературе исследованиям процесса социализации молодежи и эффективному использованию ее трудового потенциала уделяется немалое внимание. Среди российских ученых можно выделить работы А. Вишневского, А. Котляра, В. Лисовского, С. Струмилина, И. М. Ильинского, А. В. Шаронова, Ю. А. Лукова [22] и др. Много исследований посвящено проблемам влияния образования и других внешних факторов на социальное самоопределение нового поколения, а также изучение взаимосвязи между социально-экономическими факторами и новыми ценностными ориентирами молодежных трудовых ресурсов[6].
Объектом исследования является процесс формирования трудового потенциала молодежи как фактора устойчивого развития в городе.
Предметом является молодежная политика как фактор реализации устойчивого развития, а также государственные программы, формирующие социальные ценности, относительно концепции устойчивого развития общества.
Целью исследования является изучение трудового потенциала молодежи и выявление его особенностей в современном обществе, а также разработка рекомендаций по совершенствованию реализации трудового потенциала молодёжи как фактора устойчивого развития города Москвы.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты устойчивого развития города Москвы и молодежи как социальной группы;
2. Выявить закономерности трудового потенциала молодёжи и устойчивого развития города;
3. Изучить отечественные государственные программы, способствующие реализации трудовой молодёжной политики как фактора устойчивого развития;
4. Сформулировать приоритетные пути совершенствования реализации молодёжной политики в сфере реализации трудового потенциала как фактора устойчивого развития на уровне г. Москва.
Исследование основано на применении отраслевых социологических теорий: социологии молодежи, социологии образования. При осмыслении процессов формирования и реализации трудового потенциала
Исследование будет проводиться с помощью следующих методов:
- организационные методы: сравнительный метод; комплексный метод;
- эмпирические методы (социологические),
- методы обработки данных: количественная обработка (графический), качественная обработка (метод системного анализа).
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные выводы и рекомендации, представленные в исследовании в области занятости молодежи, могут применяться государственными и муниципальными органами власти при реализации молодежной политики и разработке программ в области образования, занятости и трудоустройства молодежи, а также в работе молодежных объединений и общественных организаций, содействующих личностному и профессиональному самоопределению молодежи, занятости студентов и трудоустройству выпускников. Они также могут быть использованы воспитательном и образовательном процессах в высших учебных заведениях при чтении курсов «Общая социология», «Социология образования», «Социология молодежи».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, выявлено противоречие, сформулированы проблема, цель, объект, предмет и задачи исследования, выдвинута гипотеза, охарактеризованы методы исследования.
Первая глава «Теоретико- методологические основы изучения трудового потенциала молодежи как фактора устойчивого развития» носит теоретический характер и состоит из двух параграфов. Рассматривается сущность исследуемых понятий в концепциях классиков социологии и анализируются понятия «трудовой потенциал» и «устойчивое развитие».
Вторая глава «Анализ трудового потенциала молодежи как фактора устойчивого развития на примере города Москвы» носит эмпирический характер и состоит из двух параграфов. Приведены результаты исследовательской и социологической работы, представленной в таблицах и схемах, а также разработаны рекомендации и их организационно-экономические обоснования.
В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы. Список использованной литературы и информационных источников включает в себя 44 наименования.
В современном мире молодежная политика является неотъемлемой составной частью общегосударственной политики. Забота об интересах молодежи становится необходимым элементом эффективного развития России, а в частности Москвы, в условиях глобализации, а также углубления интеграционных процессов регионального уровня, что является частью устойчивого развития общества, полной реализации трудового потенциала и экономического роста страны.
В ходе исследования были проведены теоретический анализ, социологические исследования, выполненные посредством комплексного метода.
В данной работе мы попытались связать понятия молодежи как социальной категории и устойчивого развития как фактора социально-экономического прогресса, а также показать фактор трудового потенциала
В работе были рассмотрены теоретические основы трудового потенциала как устойчивого развития, различные концепции к трактовке понятий, рассмотрено понятие «молодежи», рассмотрены характеристики трудового потенциала и структура его оценки, во втором параграфе более подробно была изучена концепция устойчивого развития, ее цели, в особенности цель 8 «Обеспечение достойного труда и экономического роста». Также проведены и проанализированы опросы студентов ВУЗа об их социально- трудовом положении.
В работе представлена взаимосвязь устойчивого развития города устойчивого развития города Москвы и эффективной реализации трудового потенциала молодежи. В связи с тем, что в качестве ключевого компонента цели 8 в области устойчивого развития, достойный труд определяется как основополагающее право, именно эта цель была выбрана основной для анализа данных, выявления проблем и предложения результатов для оптимизации ресурсов в городе Москва.
Достойная работа предполагает наличие возможностей для работы, которая обеспечивает справедливый доход, безопасность на рабочем месте, а также социальная защита семей, лучшие перспективы личностного развития и социальной интеграции, свобода для людей выражать мнение, организовывать и участвовать в жизни общества.
Проведенный в работе анализ показал, что в России остаются проблемы на пути реализации молодежной политики в сфере реализации трудового потенциала, которые условно были разделены на несколько групп:
- рост безработицы среди молодежи;
- отсутствие спроса на выпускников на рынке труда;
- ухудшение качества здоровья молодежи;
- нерешенные проблемы молодых семей, в том числе отсутствие
жилья.
В ходе исследования были разработаны пути решения этих проблем: решения внешних проблем, то есть политика предотвращения неэффективного использования потенциала, и внутренних проблем, таких как нехватка методических основ для реализации воспитания добровольческих инициатив.
Внешние проблемы, по нашему мнению, могут решиться путем квотирования рабочих мест, увеличения количества учебных стажировок на базе школы и университета, включение молодежи с ограниченными возможностями в трудовую деятельность. Для этого должна быть проделана работа по созданию нормативно- правовой базы в содействии Министерства просвещения, Министерства науки и высшего образования, а также Федерального агентства по делам молодежи.
Внутренние проблемы могут быть решены путем развития добровольческих инициатив, а именно реализацией Советов молодежи на трех уровнях: школьном, городском и региональном для участия в принятии решений на всех уровнях; эстетическое, патриотическое воспитание, а также развитие молодежного предпринимательства. Выполнив эти предложения, мы добьемся совершенствования механизмов работы с молодежью и разработаем научно- теоретические и методические основы работы с молодежью для достижения устойчивого развития общества в рамках эффективной реализации трудового потенциала молодежи.
В работе мы опирались на Федеральный закон от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ (ред. от 05.04.2013 г.) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124- ФЗ (ред. От 02.12.2013 г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 02.04.2014); «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральный закон от 06.10.2003 г.
№ 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013); «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
Таким образом, выполнены все задачи исследования, а именно:
1. Рассмотрены теоретические аспекты устойчивого развития города Москвы и молодежи как социальной группы;
2. Выявлены закономерности трудового потенциала молодёжи и устойчивого развития города;
3. Изучены отечественные государственные программы, способствующие реализации трудовой молодёжной политики как фактора устойчивого развития;
4. Сформулированы приоритетные пути совершенствования реализации молодёжной политики в сфере реализации трудового потенциала как фактора устойчивого развития на уровне города Москва.
Данные выводы и рекомендации, представленные в исследовании в области занятости молодежи, могут применяться государственными и муниципальными органами власти при реализации молодежной политики и разработке программ в области образования, занятости и трудоустройства молодежи, а также в работе молодежных объединений и общественных организаций, содействующих личностному и профессиональному самоопределению молодежи, занятости студентов и трудоустройству выпускников.
1. Конституция Российской Федерации [Текст] (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).
2. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» [Текст]// Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 9. - Ст.1011.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ [Текст]// Российская газета от 31.12.2001. - № 256.
4. Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами (принята резолюцией № 2037 (XX) Генеральной Ассамблеи от 07 декабря 1965 года)
5. "Европейская Хартия местного самоуправления", ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 55-ФЗ "О ратификации Европейской хартии местного самоуправления"
6. "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (Федеральный закон от 28 июня 1995 года № 98- ФЗ)
7. "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации"(Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ)
8. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ)
9. "О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов и докторов наук" (Указ Президента Российской Федерации от 09 февраля 2009 года № 146)
10. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом Российской Федерации 03 апреля 2012 года)
11. "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" (Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666)
12. "О дне российских студенческих отрядов" (Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 2015 года № 86)
13. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года
14. О Федеральном агентстве по делам молодежи (постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года № 409)
15. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р)
16. Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 года №2403-р
... Всего источников – 44.