Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Понятие и процесс мотивации деятельности в организации 7
1.2. Теории мотивации деятельности 14
1.3. Методы мотивации деятельности в организации 24
2. АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ООО «ЛЕДИ ЛАЙФ» 32
2.1. Общая характеристика ООО «Леди Лайф» 32
2.2. Система управления персоналом ООО «Леди Лайф» 40
2.3. Система мотивации деятельности ООО «Леди Лайф» 51
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЛЕДИ ЛАЙФ» 57
3.1. Разработка направлений совершенствования системы мотивации ООО «Леди Лайф» 57
3.2. Оценка эффективности предлагаемых направлений 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 83
На современном этапе развития общества и в условиях формирования новых механизмов хозяйствования поиск эффективных способов организации труда, которые обеспечивали бы активизацию человеческого фактора, является одной из важнейших задач для предприятий различных форм собственности. Вклад каждого сотрудника в успешную деятельность организации несомненен, что подтверждает значимость сотрудников в конечном результате работы, поскольку отсутствие у персонала желания работать, т. е. отсутствие мотивации, приводит к проблемам, среди которых низкая производительность и качество труда, отсутствие лояльности и высокая текучесть кадров, невозможность привлечь либо удержать нужных специалистов и управленцев.
Руководители часто не учитывают тот факт, что современный персонал является более образованным и обеспеченным, а потому старые концепции мотивации, основанные на упрощенном принципе «кнута и пряника», для него далеко не всегда эффективны. Соответственно, поиск эффективных путей мотивации персонала имеет решающее значение в организации труда и управлении персоналом.
Таким образом, актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется тем, что эффективная система мотивации труда персонала служит одним из самых важных факторов конкурентоспособности современных предприятий. В это же время в дальнейшей разработке нуждаются теоретические основы построения стимулирующих механизмов, подходящих к российской специфике. При этом весьма далеки от совершенства и разработанные практические шаги предприятий по поводу применения механизмов по мотивации персонала.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических и практических аспектов мотивации трудовой деятельности в организации на примере ООО «Леди Лайф» и разработка направлений повышения эффективности мотивации труда на предприятии.
Для достижения цели данной работы необходимо решить следующие задачи:
• изучить теоретические основы мотивации деятельности в организации;
• проанализировать деятельность ООО «Леди Лайф» и провести исследование эффективности применяемой на предприятии системы мотивации деятельности;
• определить основные пути совершенствования системы мотивации деятельности работников ООО «Леди Лайф».
Объектом исследования является ООО «Леди Лайф».
Предмет исследования - система мотивации работников организации.
Теоретическую основу исследования составляют законодательство Российской Федерации, работы отечественных и зарубежных ученых в области оплаты труда и управления персоналом, основные научные положения экономики труда, теории организации оплаты труда, учебные пособия и результаты собственных исследований.
Методологическая основа исследования состоит в использовании комплексного, системного подхода к анализу проблем стимулирования деятельности персонала современного предприятия.
Для написания данной работы были использованы следующие методы: статистико-экономические методы, графический метод, анкетный опрос, сравнительный анализ, экспертный метод.
Эмпирическую базу исследования составили статистические материалы, предоставленные объектом исследования.
Мотивированием является процесс влияния на работника с целью стимулирования его к конкретным действиям, с помощью активизации в нем конкретных мотивов. Мотивирование является основой руководства работником. Результативность руководства в достаточно большой степени находится в зависимости от того, насколько успешно происходит процесс мотивирования.
Мотивационный процесс представляет собой комплексное взаимодействие отдельных мотиваторов, связанных как с внешними, так и внутренними для человека факторами. При этом особенно важно, что внешние стимулы и условия среды не могут непосредственно привести к образованию мотива, а должны пройти через процессы их осознания и сопоставления с внутренними для человека факторами (система ценностей, когнитивные способности, навыки, знания, система потребностей).
Только в результате этого у человека возникает соответствующий мотив к деятельности, результат которого (внутренний или внешний) сразу же изменяет соотношение силы мотиваторов, что приводит формированию следующих мотивов.
Все методы мотивации и стимулирования условно можно разделить на материальные и нематериальные.
Материальное стимулирование - это комплекс различного рода материальных благ, получаемых или присваиваемых персоналом за индивидуальный или групповой вклад в результаты деятельности организации посредством профессионального труда, творческой деятельности и требуемых правил поведения.
Основными направлениями нематериального стимулирования персонала являются моральное стимулирование, организационное стимулирование и стимулирование свободным временем.
Объектом данной выпускной квалификационной работы было выбрано предприятие торговли ООО «Леди Лайф».
ООО «Леди Лайф» - стабильно развивающаяся компания по продаже керамической плитки и санитарно-строительной керамики, а также сопутствующих товаров.
Финансовые результаты деятельности ООО «Леди Лайф» увеличиваются в течение всего анализируемого периода. Выручка от продаж увеличивается в 2015 году на 5,99%, а в 2016 году еще на 9,16%. Себестоимость продаж также увеличивается. Темпы роста выручки от продаж превышают темпы роста себестоимости, что положительным образом сказывается на прибыли от продаж рост которой составляет в 2015 году 4,30%, а в 2016 году еще 18,40%. Однако рентабельность продаж в 2015 году немного снижается на 0,2%, что свидетельствует о том, что прибыль от продаж увеличивается темпами меньшими чем выручка. В 2016 году рентабельность продаж увеличивается на 1,05%, что является следствием большего роста прибыли от продаж по сравнению с выручкой от реализации.
Прибыль до налогообложения и чистая прибыль увеличиваются практически одинаковыми темпами 13,35% в 2015 году и 24,63% в 2016 году.
Среднесписочная численность персонала также увеличивается в течение всего анализируемого периода. В 2015 году рост персонала составил 18,87% или 10 человек, а в 2016 году численность персонала увеличилась еще на 18 человек или на 28,57%.
Фонд оплаты труда в 2015 году увеличивается темпами гораздо большими чем среднесписочная численность персонала на 36,26%, что положительно сказывается на среднемесячной заработной плате сотрудников предприятия, которая увеличивается на 3,09 тыс.руб. или на 14,64%. В 2016 году фонд оплаты труда увеличивался темпами меньшими, чем численность персонала на 21,09%, что привело к снижению среднемесячной заработной платы сотрудников на 1,41 тыс.руб. или на 5,83%.
Производительность труда снижается в 2015 году на 10,83%, а в 2016 году еще на 15,10%, что говорит о том, что говорит о снижении эффективности использования персонала предприятия, поскольку рост численности сотрудников не был обусловлен аналогичным ростом выручки от продаж.
Как показал анализ системы управления персоналом ООО «Леди Лайф» в организационной структуре предприятия отдельно не выделена служба управления персонала. Весь объем функций и обязанностей по управлению персоналом на предприятии фактически выполняется кадровым отделом. Какие-либо подразделения в нем не выделяются. Вопросами заработной платы, материального стимулирования и прочих затрат на персонал занимается начальник отдела кадров.
На основе проведенного анализа эффективности системы управления персоналом в ООО «Леди Лайф» были выделены следующие основные недостатки системы управления персоналом на предприятии:
• невысокая роль кадровой службы в управлении организацией;
• неполное использование возможностей имеющегося кадрового потенциала;
• отсутствие целенаправленной процедуры адаптации новых работников;
• невысокая роль аттестации персонала в системе управления;
• низкий уровень мотивации отдельных групп персонала.
Подробный анализ системы мотивации персонала ООО «Леди Лайф» показал, что главным и практически единственным средством мотивации персонала организации ООО «Леди Лайф» является заработная плата.
Нормативно-правовых документов утверждающих порядок формирования заработной платы сотрудников организации ООО «Леди Лайф» не разработано. Должностной оклад каждого сотрудника фиксируется в трудовом договоре при приеме на работу. Также в трудовом договоре в соответствии с Трудовым кодексом РФ прописана доплата за работу в ночное время (с 22-00 до 6-00) которая составляет 40% оклада сотрудника за каждый час работы в ночное время. Работа в сверхурочное время, выходной и нерабочий праздничный день оплачивается в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
Кроме должностного оклада, который выплачивается персоналу организации ООО «Леди Лайф» за нормированный рабочий день (смену), также выплачивается премия. Размер премий сотрудников ежемесячно утверждается приказом руководителя на его усмотрение, т.е. документально система премирования на предприятии не утверждена.
На основании проведенного исследования материального стимулирования сотрудников организации ООО «Леди Лайф» можно сказать, что факторы мотивации сотрудников с помощью материальных стимулов на предприятии отсутствуют. Работники получают практически фиксированную заработную плату в виде базового оклада установленного трудовым договором, небольшую премию и минимальные доплаты, установленные Трудовым кодексом РФ.
Из методов нематериального стимулирования в организации ООО «Леди Лайф» применяются следующие:
1. Работникам организации на основании их личных заявлений оказывается единовременная материальная помощь в случае кончины близких родственников.
2. Работники организации освобождаются от работы с сохранением средней заработной платы сроком на 5 календарных дней в следующих случаях:
• бракосочетание (при первом вступлении в брак);
• в случае кончины близких родственников.
3. Организация обеспечивает новогодними подарками детей всех работников.
4. Организация обеспечивает финансирование проведения праздников таких как: Новый год, 23 февраля и 8 марта, а также юбилейных дат.
Таким образом, можно сказать, что элементы нематериального стимулирования в организации ООО «Леди Лайф» также развиты очень плохо.
Для совершенствования системы мотивации в ООО «Леди Лайф» рекомендуется внедрить такие элементы материального и нематериального стимулирования как:
• создание программы адаптации персонала;
• внедрение контрактной системы оплаты труда для управленческого персонала;
• разработка и внедрение системы премиальных выплат для торгового персонала.
Результаты расчета социальной эффективности от внедряемых мероприятий свидетельствуют о повышении результатов деятельности предприятия при внедрении рекомендуемых усовершенствований.
Предполагается, что в результате внедрения на предприятии новой системы оплаты труда фонд заработной платы в ООО «Леди Лайф» увеличится на 25%. Соответственно расходы предприятия на внедрение предлагаемой системы оплаты труда составят 7200,05 тыс.руб.
По оценкам специалистов Аналитического Центра «Кадровый ДОЗОР» совершенствование системы оплаты труда позволяет в среднем на 20% увеличить производительность труда.
Таким образом, за счет роста производительности труда внедрение предложенных мероприятий позволит предприятию ООО «Леди Лайф» получать ежегодно дополнительную выручку в сумме 17774,46 тыс.руб.
Из проведенных в выпускной квалификационной работе расчетов следует, что предлагаемые мероприятия, по уровню текущей эффективности, и рентабельности, весьма выгодны для предприятия, так как позволят повысить мотивационный уровень сотрудников и соответственно увеличить производительность труда и доходы предприятия, а соответственно могут быть рекомендованы к внедрению.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016).
3. Балашов А.П. Основы менеджмента : Учебное пособие / А.П. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2012. - 288 с.
4. Бугаков, В.М. Управление персоналом: Учебное пособие / В.П. Бычков, В.М. Бугаков, В.Н. Гончаров; Под ред. В.П. Бычкова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 237 с.
5. Веснин, В.Р. Управление персоналом в схемах: Учебное пособие / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2013. - 96 с.
6. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник / И.Н.Герчикова. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 512 с.
7. Глухов В. В. Менеджмент: для экономических специальностей. - СПб: Питер Пресс, 2014. - 600 с.
8. Дейнека А.В. Управление человеческими ресурсами: Учебник для бакалавров / А.В.Дейнека, В.А. Беспалько. - М.: Дашков и К, 2013 г. - 389 с.
9. Дуракова И.Б. Теория управления персоналом: традиционные и новые подходы к планированию, обучению персонала и формированию кадровых служб : Учебное пособие / И.Б.Дуракова. - М.: Дело, 2011. - 103 с.
10. Дейнека А.В. Управление персоналом организации: учебник. - М., 2014. - 288 с.
11. Зайцева, Т.В. Управление персоналом: Учебник / Т.В. Зайцева, А.Т. Зуб. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 с.
12. Ивановская, Л.В. Управление персоналом организации: Учебник / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Л.В. Ивановская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 695 с.
13. Ивановская, Л.В. Управление персоналом: теория и практика. Кадровая политика и стратегия управления персоналом: Учебно - практическое пособие / Л.В. Ивановская. - М.: Проспект, 2013. - 64 с.
14. Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 452 с.
15. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: Теория и практика. Оценка экономической и социальной эффективности управления персоналом организации: Учебно-практическое пособие / А.Я. Кибанов. - М.: Проспект, 2012. - 48 с.
...