Формирование кадрового резерва для государственной гражданской службы: современное состояние и пути совершенствования (на примере Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации)
Введение 3
1 Теоретические основы формирования и функционирования кадровых резервов государственной гражданской службы в РФ 5
1.1 Понятие и сущность кадрового резерва 5
1.2 Нормативно-правовая база формирования и функционирования кадровых
резервов 7
1.3 Процесс формирования кадровых резервов и их использование в кадровой политике государственных органов 10
2 Кадровый резерв Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 26
2.1 Основные положения о Министерстве труда и социальной защиты
Российской Федерации 26
2.2 Формирование и функционирование кадрового резерва Министерства труда
и социальной защиты Российской Федерации 30
2.3 Оценка эффективности функционирования кадрового резерва Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации 41
2.4 Основные направления совершенствования порядка работы кадрового
резерва Министерства труда и социальной защиты и его применения в кадровой политике 51
Заключение 55
Библиографический список 59
Приложения 63
Эффективное и качественное функционирование системы государственного управления и государственной службы невозможно без грамотно выстроенного процесса кадрового обеспечения органов власти. Государственные служащие, а именно уровень их профессионализма, во многом определяют качество и уровень государственного управления, удовлетворенность населения деятельностью государственных органов. Именно поэтому кадровая политика является наиважнейшим звеном в системе государственного управления. Одним из инструментов реализации кадровой политики отдельных государственных органов является кадровый резерв. Использование данного института позволяет обеспечить высококвалифицированными специалистами органы государственной власти, однако потенциал использования кадрового резерва в Российской Федерации используется не в полной мере, а его формирование имеет некоторые структурные недостатки.
Целью исследования в работе является изучение теоретико-методологических основ формирования системы кадрового резерва государственной службы и выявление направлений совершенствования кадровой работы в системе государственного управления, а также разработка практических рекомендаций по совершенствованию формирования кадрового резерва на государственной службе.
Объектом исследования в работе является кадровый резерв Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Предметом исследования является процесс формирования кадрового резерва и его использования в кадровой политике государственного органа.
Актуальность исследования заключается в том, что кадровый резерв является одним из основных способов кадрового обеспечения государственного управления, однако процесс его формирования и дальнейшего использования имеет
ряд недостатков, препятствующих эффективному развитию
государственной службы и системе государственного управления в целом.
Методологическую основу данной работы составляют как общенаучные (анализ, синтез, системный метод), так и иные методы (сравнительно-правовой, формально-юридический метод, метод правового прогнозирования).
Для достижения цели данной работы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить порядок формирования и использования кадрового резерва в кадровой политике государственных органов Российской Федерации;
2. Изучить нормативно-правовую базу функционирования кадровых резервов различных видов;
3. На примере Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации проанализировать эффективность и целесообразность функционирования кадрового резерва и его использование в кадровой политике государственного органа;
4. Предложить возможные пути совершенствования процесса формирования и использования кадрового резерва Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, а также иных видов кадровых резервов.
Практическая значимость данного исследования заключается в разработке и предложении вариантов реформирования процесса формирования кадровых резервов различных видов и их использования в кадровой политике путем систематизации и совершенствования процесса отбора кадров и их дальнейшего развития.
Данное исследование включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
Кадровый резерв является одним из самых перспективных институтов, предназначенных для развития системы государственной службы и ее кадрового обеспечения. Данный механизм способствует привлечению на государственную службу наиболее перспективных, талантливых, способных, квалифицированных специалистов в области государственного управления. Также кадровый резерв необходим для профессионального развития государственного служащего, для его дальнейшего служебного роста.
В ходе написания работы было выявлено, что институт кадрового резерва, в том виде, в котором он функционирует на данный момент, не выполняет все функции, возложенные на него. Механизм работы кадрового резерва еще не совершенен и имеет ряд существенных проблем, осложняющих его использование для привлечения наиболее квалифицированных кадров в государственную службу.
Имеется ряд проблем, связанных с использованием для замещения государственных должностей и должностей государственной службы лиц, включенных в кадровый резерв. Также одной из основных проблем функционирования кадрового резерва является его чисто номинальное использование. Профессиональное развитие, которое гарантировано лицам, включенным в кадровый резерв, исполняется лишь условно. Обучение кадров происходит ненадлежащим образом. Все обязательства исполняются лишь документально, а не на практике. Также лиц, включенных в кадровый резерв, не часто задействуют в работе всевозможных рабочих групп и иных проектных организациях, что тоже является неотъемлемой частью работы кадрового резерва.
Выявив и проанализировав вышеперечисленные проблемы и недостатки функционирования кадрового резерва, автором работы были подготовлены ряд предложений, которые, при их реализации, могли бы устранить имеющиеся недостатки в работе кадрового резерва, а также повысить престижность и популярность данного института.
Необходимыми и целесообразными являются следующие варианты совершенствования работы кадрового резерва Министерства труда и социальной защиты, а также и всей системы кадрового резерва на государственной гражданской службе, как отдельного институт:
1. Данные о кадровых назначениях должны быть открыты, приказы о назначении на должности не должны быть документами, доступными только для внутреннего пользования. Данная мера позволит гражданам и заинтересованным лицам оценить перспективность кадрового резерва лично для себя и понять о возможной вероятности назначения на должность из кадрового резерва.
2. Каждый государственный орган, формирующий кадровый резерв, в том числе и Министерство труда и социальной защиты, обязаны ежегодно формировать полноценные отчеты об эффективности работы с кадровым резервом. Данная мера отчасти взаимосвязана с первым предложением. Ежегодные отчеты о работе с кадровым резервом позволят оценить целесообразность формирования кадрового резерва, а также помогут определить необходимое количество лиц, которые должны быть включены в кадровый резерв.
3. Наделить Совет при Президенте РФ по развитию государственной службы, либо Правительство Российской Федерации полномочиями по мониторингу и оценке эффективности работы с кадровыми резервами разных уровней, в том числе и с кадровым резервом Министерства труда и социальной защиты. Данная мера будет стимулировать органы и отделы, ответственные за работу с кадровым резервом, назначать на вакантные должности большее количество лиц, включенных в кадровый резерв.
4. Необходимо осуществлять контроль над действительным развитием лиц, включенных в кадровый резерв. Индивидуальные планы развития должны быть не просто организационным административным документом, а реально работающим планом, на основе которого и происходит профессиональное развитие и становление лица, включенного в кадровый резерв.
5. Лица, включенные в кадровый резерв, помимо обучающих курсов, должны привлекаться к работе в рабочих группах и иных проектах. Только данные мероприятия способны реально повлиять на развитие государственных служащих, развить в них иные, новые, профессиональные навыки и проверить их уровень компетенции.
6. Срок нахождения лица в кадровом резерве должен стать для него своеобразным испытательным сроком, во время которого вышестоящие руководители должны к нему присматриваться, проверять уровень его профессионализма, поручать всевозможные задания, в исполнении которых лицо, включенное в кадровый резерв, и будет себя проявлять и показывать уровень своего профессионализма и компетенции. В этот период резервисты должны активно привлекаться к проектной деятельности, к деятельности в рабочих группах.
7. Необходимо вводить систему наставничества в институт кадрового резерва. Каждое лицо, включенное в кадровый резерв, должно иметь наставника, с которым будет более тесно взаимодействовать и работать в период нахождения в кадровом резерве. Наставник должен привлекать лицо, включенное в кадровый резерв и являющееся его подопечным, к определенной работе, во время выполнения которой резервист формирует и развивает дополнительные профессиональные навыки.
Реализация вышеперечисленных мер позволит решить множество проблем, связанных с использованием лиц, включенных в кадровый резерв. Также данные меры помогут лицам, включенным в кадровый резерв действительно профессионально развиваться и получать новый опыт, знания, а не только их условное и номинальное обозначение.
Таким образом, подводя итог, следует сказать, что кадровый резерв - необходимый институт на государственной службе, который способствует ее высокопрофессиональному кадровому обеспечению, но который требует реформирования и внедрения определенных новшеств и методов работы с лицами, включенными в кадровый резерв.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 51. Ст. 7512.
3. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации". // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 30. Ст. 4213.
4. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 21. Ст. 1930.
5. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 145.
6. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.
7. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 15. Ст. 1277.
8. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 42. Ст. 5005.
9. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // Российская газета. № 5775.
10. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2017 г. N 96 "Об утверждении Положения о кадровом резерве федерального государственного органа" // Российская газета. № 5876.
11. Указ Президента от 4 августа 2006 года № 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам» // Российская газета. № 4138.
12. Постановление Правительства от 2 августа 2005 года № 481 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам, а также федеральных службах и федеральных агентствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации» // Российская газета. № 3842.
13. Закон города Москвы от 4 июля 2012 года № 34 «Об Общественной палате города Москвы» // Ведомости Московской городской Думы. № 220.
14. Указ Мэра Москвы от 10 июня 2008 года N 41 «О создании Общественного совета города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. № 342.
15. Указ Мэра Москвы от 28.08.2012 N 55-УМ «О кадровом резерве на государственной гражданской службе города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. № 455.
... Всего источников – 33.
Содержание ВКР – Формирование кадрового резерва для государственной гражданской службы: современное состояние и пути совершенствования (на примере Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации)
Выдержки из ВКР - Формирование кадрового резерва для государственной гражданской службы: современное состояние и пути совершенствования (на примере Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации)