Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Зависимое поведение у подростков, воспитывающихся в семьях с разным типом семейного воспитания

Работа №122300

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы37
Год сдачи2023
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
81
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит теоретический характер.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы зависимого поведения подростков 5
1.1 Общая характеристика понятия «зависимое поведение» 5
1.2 Психологические особенности детей подросткового возраста 9
1.3 Особенности и причины зависимого поведения детей подросткового возраста 16
Глава 2. Анализ зависимого поведения подростков с разным типом семейного воспитания 24
2.1 Типы семейного воспитания 24
2.2 Неблагоприятные факторы родительского отношения как предиктор склонности подростка к зависимому поведению 28
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Актуальность исследования. Социальная значимость изучения социально-психологических причин зависимого поведения подтверждается тем, что явно наблюдается тенденция относительно увеличение количества несовершеннолетних (подростков) с отклоняющим поведением, поведением, которое характеризуется употреблением различных психоактивных веществ, или погружением в молодежные сообщества, группы.
В общем, индивидуально-возрастные особенности подростков обусловлены культурно-исторической средой как сферой их роста и развития, условиями обучения и воспитания, особенностями биологического развития организма и резервами индивидуального развития. Основные тенденции развития в подростковом возрасте заключаются в том, что изменяются потребности и мотивы, стремление подростков, их отношение к обществу, социальным группам, к себе и своему будущему. Все большую актуальность приобретает потребность в признании миром взрослых своей самостоятельности. Растет стремление к самоактуализации, развивать способности к рефлексии, к осознанию своего внутреннего мира и личностным качествам, повышается уровень социальной активности подростков. Поэтому подростковый возраст очень чувствителен к разного рода зависимому поведению, поскольку он имеет много факторов возникновения, наибольшая роль в этом процессе принадлежит близкому окружению, в том числе семье.
Степень изученности проблемы исследования. Проблема зависимого поведения изучена такими учеными, как А.В. Наприс, Э. Фромм, К. Янг и др. Психологические особенности подростков охарактеризованы Д.И. Грейданус, А.А. Остапенко и др. Причины зависимого поведения подростков освещена в работах И.И. Лукьяновой, В.О. Проценко и др. Влияние детско-родительских отношений на развитие личности подростков, в том числе и зависимого поведения определено в научных трудах О. Коннера, Н.С. Майсак, Д.С. Тимофеевой и др.
Цель исследования − изучить особенности зависимого поведения подростков, воспитывающихся в семьях с разным типом семейного воспитания.
Объект исследования − зависимое поведение подростков.
Предмет исследования − особенности зависимого поведения подростков, воспитывающихся в семьях с разным типом семейного воспитания.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «зависимое поведение» в научной литературе.
2. Описать психологические особенности детей подросткового возраста.
3. Проанализировать особенности зависимого поведения подростков, воспитывающихся в семьях с разным типом семейного воспитания.
Гипотеза исследования: тип семейного воспитания может стать причинно зависимого поведения подростка.
Методы исследования: анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: подходы к понятию «зависимое поведение» – Э. Фромм, К. Янг и др.; подходы к понятию «стили семейного воспитания» – Р.Р. Калининой и др.; подходы к психологическим особенностям детей подросткового возраста – А.А. Остапенко, Х. Ремшид и др.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в работе психологов с подростками по профилактике зависимого поведения.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Зависимое поведение – это одна из форм деструктивного поведения, выражающаяся в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активных видах деятельности, сопровождающаяся развитием интенсивных эмоций. К психологическим критериям зависимости поведения относят следующие: сверхценность определенного поведения, изменение настроения в связи с ним, рост толерантности, симптомы отмены, конфликты с окружающими и самим собой, рецидивы, отход от реальности, сосредоточенность на узкой сфере деятельности за игнорирование других тому подобное. Процессу появления и развитию зависимого поведения могут способствовать биологические, психологические и социальные факторы.
Семейные факторы, являющиеся основой для зависимого поведения, а именно:
1) Отсутствие времени у родителей на общение и эмоциональную близость с ребенком (дистанцирование в общении).
2) Наличие какой-либо зависимости у одного или обоих родителей (необязательно химической, может быть и нехимическая – трудоголизм, шопоголизм).
3) Детерминация отношений друг к другу манипулятивным общением (дети как объект манипулирования взрослыми) часто дети у таких семьях отстранены от действительности и живут в мире вымышленных собственных фантазий.
4) Стиль воспитания (авторитарный, попустительский) в дисфункциональных семьях (они являются первыми, где условия провоцируют формирование зависимости у ребенка путем подражания поведению и взаимодействию взрослых) не способствуют приобретению у ребенка (человека) развития опоры на себя, веры в себя, формировании адекватной самоценности.
Одним из важным факторов формирование зависимого поведения является семья (деструктивная) как социальный институт воспитания ребенка; зависимость родителей (химическая или нехимическая) – зависимость появляется тогда, когда современным родителям не хватает времени на эмоциональное и контактное общение. И конечно, психологические устои это нормативность возраста и благоприятных условий для формирования признаков инфантилизма и бегство к объекту зависимости. Зависимое поведение оно многокомпонентно и вариативная, ее необходимо диагностировать, собирать анамнез и комплексно подходить к решению проблем по профилактике возникновения и коррекции зависимого поведения, если он уже диагностирован психологом или смежным специалистом.
Психологические факторы неблагополучия в семье оказывают серьезное влияние на становление подростка как личности, его мировоззрение и ценности, ведь семья является первичным институтом социализации. Ребёнок начинает идентифицировать себя, опираясь на родителей, которые, в свою очередь, не всегда могут транслировать благоприятные паттерны поведения. Следовательно, склонные к развитию зависимостей родители обладают определенными характерными качествами - склонностью к избеганию проблем путем развития зависимого поведения, поиска иллюзорной поддержки и успокоения в объектах зависимости. Таким образом, они прямо или косвенно транслируют детям ту или иную склонность к формированию зависимого поведения. Она необязательно является одинаковым видом зависимости, а именно стилем реагирования на трудности или важные эмоциональные события. Особенно если в семье имеют место неблагоприятные параметры воспитания, которые в определенной степени влияют на самооценку ребенка, его чувства и ценности, достижения и место в социуме.



1. Басалаева, Н. В. Проявление зависимого поведения у подростков / Н. В. Басалаева // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 76-2. – С. 267-269.
2. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения : Дисс. канд. психол. наук / А. Я. Варга. – Москва : МГУ, 2016. – 80 с.
3. Выготский, Л. С. Проблема возраста / Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2017. – Т.4. – 268 с.
4. Герасимович, Е. Н. Педагогическая компетентность родителей как составляющая воспитательного потенциала семьи / Е. Н. Герасимович // Образование и наука в Беларуси : актуальные проблемы и перспективы развития в XХI в. : сб. науч. ст. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол. : А. В. Торхова (отв. ред.) [и др.]. – Минск : БГПУ, 2017. – С. 11–15.
5. Грейданус, Д. И. Здоровье и воспитание подростка : Полное практическое руководство для родителей / Д. И. Грейданус, Ф. Бэш; Пер. с англ. О.В. Полей [и др.]. – Москва : Мартин, 2016. – 592 c.
6. Захаров, А. И. Критерии эффективности семейных отношений / А. И. Захаров // Психологические исследования. – 2019. – №2. – С. 33-36.
7. Змановская, Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) / Е. В. Замановская. – Москва : Мысль, 2013. – 398 с.
8. Калинина, Р. Р. Введение в психологию семейных отношений / Р Р. Калинина. – Москва : Речь, 2018. – 352 c.
9. Кассинов, Г. Психотерапия гнева : полное практическое руководство / Г. Кассинов. – Санкт-Петербург : Сова, 2016. – 477 с.
10. Коннер, О. Психология семьи / О. Коннер. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 487 с.
11. Лукьянова, И. И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков / И. И. Лукьянова // Психологическая наука и образование. – 2018. – №4. – С. 41-47.
12. Майсак, Н. В. Матрица социальных девиаций : классификация типов и видов девиантного поведения / Н. В. Майсак // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. – С. 78-86.
13. Маланьина, Ю. А. Профилактика зависимого поведения на основе развития личностной идентичности подростков / Ю. А. Маланьина // В сборнике : Современные и информационные технологии в социальной сфере. Сборник научных трудов III Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары, 2023. – С. 358-363.
14. Мартынюк, И. О. Жизненные цели личности : понятие, структура, механизмы формирования / И. О. Мартынюк. – Москва : Инфра-М, 2013. – 119 с.
15. Наприс, А. В. Теоретические и методологические вопросы исследования личностных жизненных планов и их влияния на поведение осужденных подросткового возраста / А. В. Наприс // Вопросы психологии. – 2016. – №4. – С. 74-79.
16. Насырова, Р. С. Семья в современном обществе / Р. С. Насырова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2019. – № 31. – С. 49 – 53.
17. Остапенко, А. А. Взросление подростков : нарушения и их преодоление / А. А. Остапенко // Народное образование. – 2016. – № 5. – С. 225–232.
18. Петровский, А. В. Дети и тактика семейного воспитания / А. В. Петровский. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2016. – 93 с.
19. Проценко, В. О. Зависимое поведение подростка : средовые социокультурные факторы / В. О. Проценко // В сборнике : Молодежь и наука XXI века. Актуальные проблемы философии и социологии. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Электронный ресурс. Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. – 2020. –С. 34-35.
20. Ремшид, Х. Подростковый и юношеский возраст : Проблемы социализации личности / Х. Ремшид. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2012. – 532 с.
21. Сурнов, К. Г. Некоторые принципы психологической реабилитации больных никотиновой зависмостью / К. Г. Сурнов // Журнал невропатологии и психиатрии. –2015. – №4. – С. 63-67.
22. Тимофеева, Д. С. Психодиагностика стратегий копинг-поведения подростков в профилактике зависимого поведения / Д. С. Тимофеева // В сборнике : Человек с особыми потребностями в современном обществе: жизненные возможности и стратегии поддержки в образовательном и пенитенциарном пространстве. сборник статей аспирантов, адъюнктов, соискателей и преподавателей. – Ульяновск, 2020. – С. 83-92.
23. Шакуров, Р. Х. Психология преодоления : контуры новой научной теории / Р. Х. Шакуров. – Москва : АСТ, 2007. – 470 с.
24. Шубникова, Е. Г. Непродуктивные стратегии совладающего поведения как маркеры склонности подростков к зависимому поведению / Е. Г. Шубникова // Социальная педагогика. – 2019. – № 3. – С. 73-78.
25. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – Москва : Владос, 2012. – 658 с.
26. Черныш, Н. Г. Социализация подростков в условиях семейного воспитания / Н. Г. Черныш // Мир психологии. – 2019. – №5. – С. 42-46.
27. Энтин, Г. М. Лечение алкоголизма и организация наркологической помощи / Г. М. Энтин. – Москва: Прогресс, 2009. – 289 с.
28. Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис / Э. Эриксон. – Москва : Инфра-М, 2011. – 412 с.
29. Юстус, С. А. Жизненные стратегии современных подростков, склонных к зависимому поведению / С. А. Юстус // В сборнике : Социальный характер, идентичность и ориентации современных подростков. – Уфа, 2019. – С. 253-256.
30. Янг, К. Основные свойства нервной системы человека / К. Янг. – Москва : Инфра-М, 2016. – 156 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ