Введение 3
1. Теоретические основы реализации государственной молодежной политики 8
1.1. Сущность, цели и принципы реализации государственной молодежной
политики 8
1.2. Анализ отечественного и зарубежного опыта реализации государственной
молодежной политики 21
1.3. Методика анализа реализации государственной молодежной политики в
субъекте РФ (на примере Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы). 38
2. Анализ реализации государственной молодёжной политики в субъекте (на
примере Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы). 48
2.1. Нормативно-правовое и организационное обеспечение реализации
государственной молодёжной политики в городе Москве. 48
2.2. Анализ и оценка основных показателей реализации государственной
молодежной политики в Москве. 56
2.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию реализации
государственной молодежной политики в субъекте РФ (на примере Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы) 74
Заключение 77
Библиографический список 79
Сейчас работу с российской молодежью сложно назвать системной - отсутствует четкая выстроенная система на различных уровнях власти, а также между подведомственными учреждениями и частными предприятиями, при которой каждый участник системы полностью отрабатывает свою зону ответственности.
Кардинально алгоритмы и принципы работы с молодежью поменяется только после выработки восприятия молодежи как ресурса собственного развития и развития окружающей среды каждым руководителем любого уровня.
Молодёжная политика является непрерывным направлением работы государственных органов, общественных и коммерческих организаций, включая в себя работу по постоянной актуализации технологий и методов работы с молодёжью. Отсюда следует, что цель молодежной политики с учетом непрерывной реализации в неограниченном пространстве - это развитие человека через системную (постепенную) трансляцию общепринятых ценностей и догм от поколения к поколению. Поэтому под термином “молодежная политика” нужно понимать не только работу с молодежью (14-35 лет), но и подключать работу с детьми и с сотрудниками.
Главная цель молодежной политики на уровне страны - самореализация российской молодежи. Она является одной из основных потребностей данной социально-возрастной группы населения. Необходимость самовыражения и самоутверждения накапливается в течение всего этапа взросления и становления человека. Задача уполномоченных органов государственной власти - создать комфортные условия для удовлетворения этой потребности молодых людей: творческие центры и кружки, научно-исследовательская работа площадки, развитие спортивной инфраструктуры, популяризация добровольчества, внедрение основ социального проектирования в программы основного и дополнительного образования. Кроме этого, создавая элементы рейтинга результативности развития молодых людей относительно друг друга, государство развивает эффект соревнования и стимулирует обмен и внедрение лучших практик.
За последние годы область реализации государственная молодежной политики в Российской Федерации ощутимо масштабировалась, появилось много новых направлений работы, молодежных событий, мероприятий и проектов, создавших новые площадки для самореализации молодежи.
Если рассматривать молодежную политику на работу, направленную на формирование будущего страны, то все ее векторы перестают вызывать какие- либо сомнения, объяснима стратегическая цель работы. Те принципы, взгляды на жизнь и картину мира, закладываемые специалистами по делам молодежи, проявятся в ближайшие 5-15 лет. Научно доказано, что осознанные привычки человека формируются именно период с 14 до 30 лет.
Какой процент молодых людей участвуют в деятельности молодёжных организаций и объединений сейчас? Согласно Федеральному статистическому наблюдению в сфере государственной молодёжной политики (далее - ГМП) за 2019 год лишь 2% молодежи. Однако, если продолжить анализ молодежных структур на качество работы, направленную на развитие лидерского мышления (инициативность и ответственное отношение), развитие полезных привычек, то показатели будут ещё ниже. Основные определения и термины, используемые в данной работе, используются в том значении, в котором они закреплены в Распоряжении Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р и Законе города Москвы от 30.09.2009 года № 39, а также прочими нормативно-правовыми актами в данной сфере, если автором работы не приводится дополнительных комментариев. Согласно распоряжению, «государственная молодежная политика» - направление деятельности Российской Федерации, представляющее собой систему мер нормативно-правового, финансово¬экономического, организационно-управленческого, информационно¬
аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия, направленных на гражданско- патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально¬экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочения ее лидерских позиций на мировой арене» [16]. В Законе города Москвы от 30.09.2009 г. № 39 «О молодежи» сказано, что государственная молодежная политика города Москвы - «система государственных мер, направленных на создание правовых, экономических, социальных условий для реализации молодыми гражданами своих конституционных прав, участия молодежи в системе общественных отношений и реализации ею экономического, интеллектуального и духовного потенциала в интересах общества» [34].
Цель выпускной квалификационной работы - проанализировать эффективность реализации государственной молодёжной политики на примере Комитета общественных связей и молодёжной политики и разработать методы по её повышению.
Задачи:
- изучить сущность, цели и принципы реализации государственной молодёжной политики;
- изучить правовые аспекты государственной молодёжной политики, а также провести анализ отечественного и зарубежного опыта;
- охарактеризовать работу Комитета общественных связей и молодёжной политики города Москвы
- проанализировать показатели эффективности реализации государственной молодёжной политики Комитета общественных связей и молодёжной политики города Москвы;
- разработать методы и способы улучшения системы работы в Комитета общественных связей и молодёжной политики города Москвы.
Объектом исследования является Комитет общественных связей и молодёжной политики города Москвы, а предметом исследования - показатели эффективности реализации государственной молодёжной политики в Москве.
Исследование выполнялось с помощью общенаучных методических приемов (анализ, синтез, индукция и дедукция), экономико-статистических методов (сравнение, группировка, анализ динамических рядов, графический метод). Обработка информационного обеспечения осуществлялась с использованием современных информационных программ.
Информационной базой исследования являются научные работы ученых, посвященные вопросу изучения эффективности реализации государственной молодёжной политики в Российской Федерации, а также нормативно-правовые акты и статистический материал, содержащие информацию о состоянии и развитии ключевых показателей результативности деятельности Комитета общественных связей и молодёжной политики города Москвы Российской Федерации.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка
В рамках исследовательской работы был проведён социологический опрос на тему реализации государственной молодёжной политики в городе Москве и других субъектах Российской Федерации. Данное исследование продемонстрировало явные тенденции в исследуемой теме, которые будут детально рассмотрены во второй главе работы.
Молодежная политика является вектором социальной политики государства и включает в себя многочисленные задачи, методы, функции и принципы государственной и муниципальной власти в той области, в которой непосредственно учитывается интерес молодежи. Молодежная политика в регионах Российской Федерации тесно связана с государственной политикой и предполагает учет и работу с наиболее проблемными категориями молодежи. В свою очередь, местные органы власти используют различные рычаги влияния, такие как программно-ориентированный подход к регулированию, структурно-организационный и финансовый, эти механизмы работают только с их комплексным применением. В Москве реализацию молодежной политики осуществляет Комитет общественных связей и молодёжной политики города Москвы.
Актуальность данной работы заключается в том, что в современных политических условиях, при возрастающей оппозиционной напряженности, крайне важно уберечь молодёжь от негативного воздействия третьих лиц, кроме того, молодёжная политика будет актуальна до тех пор, пока будет молодёжь. Основными целями молодежная политика ставит перед собой воспитание и развитие подрастающего поколения, его социализацию и профориентацию.
В ходе работы были изучены основные теоретические аспекты и особенности реализации государственной молодёжной политики. Выявлены цели, задачи и основные направления работы органов исполнительной власти , ответственных за работу с молодёжью и молодёжную политику. Далее проанализированы нормативно-правовая база, а также статистические показатели образования, безработицы и криминогенной обстановки в Москве.
На основе анализа проведенного в работе эффективность реализации молодежной политики в городе Москва можно оценить эффективность работы Комитета общественных связей и молодежной политики столицы, а так же определить проблемы, имеющиеся в данной сфере, к которым можно отнести рост безработицы, в том числе и скрытой, недостаточная организация информационного освещения деятельности органа власти, а также игнорирование проблем, связанных с непрозрачными механизмами отбора участников на различные проекты, мероприятия и акции как на территории Московского региона, так и на всероссийские и международные мероприятия.
Для их устранения необходимо увеличить присутствие Комитета, в Интернете (социальные сети и другие каналы связи с молодежью); чтобы добиться максимального интереса СМИ к деятельности правительства, необходимо придерживаться открытой информационной политики; обеспечивать прозрачность механизмов отбора участников различных проектов, организуемых региональными и федеральными органами власти, важно, чтобы молодые люди знали о наличии социальных льгот; продолжать поддерживать работу Московского студенческого совета в составе Комитета.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года. : (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ30 декабря 2008 №6-ФКЗ и №8 - ФКЗ) // СПС [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL - http://www.consultant.ru/, дата обращения: 13.04.2020 г.
2. Тридцать шестая сессия Пункт 76 первоначального перечня «Международный год молодежи: участие, развитие, мир» Доклад Генерального секретаря ООН А/36/215 от 19.06.1981 г.
3. Доклад генерального директора о содействии развитию диалога между народами. Женева: ООН по вопросам образования, науки и культуры. 2006. - ййр://ипезбос.ипезсо.огд
4. Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами, принятая Резолюцией 2037 (XX) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 7 декабря 1965 г.
5. Европейская хартия об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне от 21 мая 2003 г. (пересмотренная).
6. Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период, принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 50/81 от 13 марта 1996 г.
7. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL - http://www.consultant.ru/, дата обращения: 13.05.2020г.
8. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL - http://www.consultant.ru/, дата обращения: 13.05.2020г.
9. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL - http://www.consultant.ru/, дата обращения: 13.05.2020г.
10. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL - http://www.consultant.ru/, дата обращения: 13.05.2020г.
11. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL - http://www.consultant.ru/, дата обращения: 13.05.2020г.
12. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL - http://www.consultant.ru/, дата обращения: 13.05.2020г.
13. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017) [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL - http://www.consultant.ru/, дата обращения: 13.05.2020г.
14. Проект Федерального закона «О молодёжной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL - http://www.consultant.ru/, дата обращения: 13.05.2020г.
15. Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной
политики» [Электронный ресурс] - Режим http://www.consultant.ru/, дата обращения: 13.05.2020г.
... Всего источников – 85.