Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 8
1.1. Себестоимость продукции: понятие, структура и виды 8
1.2. Снижение себестоимости как фактор социально-экономического развития предприятия 14
1.3. Концепции управления затратами на предприятии 23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ООО «КОНЕСТ» 25
2.1. Характеристика и анализ затрат по экономическим элементам и статьям калькуляции ООО «КОНЕСТ» за 2014-2016 гг 25
2.2. Анализ затрат по видам 39
2.3. Анализ косвенных расходов 42
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ООО «КОНЕСТ» 49
3.1. Рекомендации по применению бенчмаркинга производственных процессов с целью снижения себестоимости 49
3.2 Определение резервов снижения себестоимости 61
Заключение 67
Список литературы 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Себестоимость, затраты, издержки, являются важнейшими экономическими категориями. Их уровень во многом определяет величину прибыли и рентабельность предприятия, эффективность его хозяйственной деятельности. Снижение и оптимизация затрат являются одними из основных направлений совершенствования экономической деятельности каждого предприятия, определяющих его конкурентоспособность, надежность и финансовую устойчивость.
В настоящее время в России вновь наблюдается восстановление роста промышленного производства, в том числе автомобильной отрасли хозяйства.
В условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя — она выравнивается автоматически. Иное - затраты, формирующие себестоимость продукции, которые могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Естественно, чем выше затраты, тем ниже прибыль и наоборот. То есть между этими показателями существует обратная функциональная связь. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом управлении.
Поэтому актуальность темы снижения себестоимости продукции является весьма значимой в настоящее время, поскольку в условиях постоянного роста цен на сырье и материалы, топливо и энергоносители, используемых в производстве; а также повышения арендной платы, налогов и других платежей, предприятию особенно важно максимально сократить свои расходы на производство продукции.
Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии. В обобщенном виде себестоимость продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Можно отметить, что себестоимость применяется для исчисления национального дохода в масштабах страны, является одним из основных факторов формирования прибыли, является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов управления. Себестоимость продукции неразрывно связана почти со всеми показателями хозяйственной деятельности предприятия, и они получают в ней свое отражение. С этой точки зрения этот показатель обобщает качество всей работы предприятия.
Успешность предприятия зависит от формирования себестоимости по нескольким причинам:
• затраты на производство изделия выступают важнейшим элементом при определении справедливой и конкурентоспособной продажной цены;
• информация о себестоимости продукции лежит в основе прогнозирования и управления производством и затратами;
• знание себестоимости необходимо для определения рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета.
В себестоимости продукции отражаются достижения и недостатки в любой области хозяйственной деятельности предприятия. Важность этого показателя особенно усиливается, в связи с большим объемом производства и непрерывным его ростом, так как при этом снижение одного из элементов затрат себестоимости приводит к росту конкурентоспособности и рентабельности продукции. Известно, что снижение себестоимости на 5,9% даст такой же эффект, если бы повысить объем продаж на 33%.
Следствием снижения себестоимости является не просто повышение рентабельности, но и рост денежного накопления, достижение экономического эффекта и, следовательно, успеха предприятия. На средства экономии, получаемые путем снижения себестоимости, осуществляется значительная часть затрат по расширению и совершенствованию производства. Каждое предприятие должно уделять повышенное внимание анализу и управлению себестоимости продукции, понимая роль этого показателя в оценке его деятельности.
Целью выпускной квалификационной работы является объективная оценка уровня и динамики себестоимости продукции, выявление путей ее снижения.
В связи с поставленной целью, основными задачи выпускной квалификационной работы являются:
• раскрыть теоретические аспекты управления затратами и их роль в снижении себестоимости;
• проанализировать динамику и структуру себестоимости товарной продукции;
• выявить факторы, влияющие на себестоимость;
• определить резервы сокращения себестоимости продукции;
• предложить рекомендации по снижению себестоимости продукции.
Объектом исследования предприятия является ООО «КОНЕСТ».
В выпускной квалификационной работе использовались следующие методы: сравнение, группировка, оценка средних величин, метод абсолютных разниц, графический и другие.
Заявленная цель и задачи исследования обусловили логику и последовательность изложения материала. Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Анализ существующей проблемы, связанной со снижением себестоимости продукции, проведен на основе информации, носящей статистический характер.
Практическая значимость проекта обоснована возможностью использования результатов для снижения себестоимости продукции в ООО «КОНЕСТ».
Данная выпускная квалификационная работа направлена на изучение затрат, формирующих себестоимость продукции и поиск резервов ее снижения.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе являлось ООО «КОНЕСТ».
Анализ динамики основных производственно-экономических показателей деятельности за последние три года показал, что в 2016 году восстановился рост выручки от продажи продукции после резкого снижения в 2015 году относительно 2014 года. Рост выручки в 2016 году обусловлен ростом количества реализованной продукции на 2687 шт. по сравнению с предшествующим годом. Помимо этого действовали прочие факторы такие, как изменение структуры реализуемой продукции и реализация автомобилей по государственным контрактам.
Затраты на производство и реализацию продукции в 2015 и 2016 году превышали выручку от продаж, поэтому конечным итогом деятельности предприятия стали убытки. Если в 2014 году прибыль от продаж и чистая прибыль составили 1 358 млн. руб. и 18,7 млн. руб. соответственно, то в 2015 году убытки составили 291,7 млн. руб. по основной деятельности и 1 400,7 млн. руб. чистых убытков. В 2016 году убыточность деятельности сохранилась, но по сравнению с 2015 годом сократилась: убытки по основной деятельности составили 254,4 млн. руб., чистые убытки - 974,8 млн. руб.
Полученные данные анализа затрат по экономическим элементам показали, что производство продукции является материалоемким: данные таблицы ясно показывают, что более половины всех производственных затрат - 60,2% в 2015 году - приходится на материальные затраты. В 2016 году наблюдалось заметное увеличение позиции материальных затрат, доля которых увеличилась в общем объеме производственных затрат на 16,9 процентных пункта, достигнув 77,1%; в абсолютном выражении сумма материальных затрат увеличилась на 1 061,3 млн. руб.
Предприятие характеризуется достаточно высоким техническим уровнем производства, так как доля амортизационных отчислений стабильно превышает удельный вес трудовых затрат в производственной себестоимости. В анализируемом периоде амортизационные отчисления сократились на 81 302 тыс. руб., или 21,6 процентных пунктов. По этой причине удельный вес амортизации в 2016 году снизился относительно предыдущего года на 5,6 процентный пункт, с 14,2% (2015г.) до 8,6% (2016г.).
Полная себестоимость фактически выпущенной в 2016 году продукции выросла на 137 007 тыс. руб. по сравнению с аналогичным показателем 20 15 года. Основными факторами роста себестоимости стало увеличение объема продаж и изменения структуры ассортимента, а также подорожание сырья и материалов.
Проведенный анализ динамики затрат в рубле реализованной продукции за период с 2013 по 2016 год показал, что издержкоемкость продукции после снижения в 2014 году относительно 2013 года, далее резко росла, достигнув в 2015 году 96,7 копеек в каждом рубле реализации. В 2016году затраты в рубле реализованной продукции вновь увеличились на 0,030 пункт, составив на последнюю отчетную дату 99,7%.
Увеличение затрат в рубле реализованной продукции оценивается как негативный фактор, отрицательно влияющий на эффективность основной деятельности предприятия, так как операционная маржа составляет менее процента, всего 0,3%.
Факторный анализ затрат в 1 рубле реализованной продукции выявил причины их увеличения на 3,0 коп. Удельные затраты снизились за счет уменьшения себестоимости на единицу продукции на 2,76 коп. В то же время снижение среднереализационных цен привели к повышению затрат в 1 рубле реализованной продукции на 3,06 коп.
Результаты проведенного анализа показал, что на предприятии имеются резервы по снижению себестоимости производства и реализации продукции. Все имеющиеся резервы были разделить на несколько групп: увеличение загрузки производственных мощностей; сокращение затрат на производство за счет повышения качества входного контроля за материалами и совершенствования производственных процессов и сокращение расходов на управление.
Помимо этого, в выпускной квалификационной работе в качестве инструмента по снижению себестоимости предлагается использование бенчмаркинга, который позволяет на основе изучения передового опыта улучшать производственный процесс и снижать, тем самым, производственные затраты.
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2016.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации. - М.: Издательство Норматика, 2016.
3. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: Утв. приказом Министерства финансов РФ от 06.05.1999 № ЗЗн (с учетом последующих изменений и дополнений).
4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению: Утв. приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 № 94н (с учетом последующих изменений и дополнений).
5. Алексейчева, Е.Ю. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров / Е.Ю. Алексейчева, М.Д. Магомедов, И.Б. Костин. - М.: Дашков и К, 2015. - 292 с.
6. Арсенова, Е.В. Экономика организации (предприятия): Учебник / Е.В. Арсенова, И.В. Корнеева; Под ред. Н.А. Сафронов. - М.: Магистр, 2015. - 687 с.
7. Веретенникова, И.И. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие для бакалавров / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова; Под ред. И.В. Сергеев. - М.: Юрайт, 2016. - 671 с.
8. Гелета, И.В. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие / И.В. Гелета, Е.С. Калинская, А.А. Кофанов. - М.: Магистр, 2015. - 303 с.
9. Грибов, В.Д. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. - М.: КноРус, 2014. - 416 с.
10. Кнышова, Е.Н. Экономика организации: Учебник / Е.Н. Кнышова, Е.Е. Панфилова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 336 с.
11. Коршунов, В.В. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров / В.В. Коршунов. - М.: Юрайт, 2015. - 433 с.
12. Лазаревич, М.И. Себестоимость продукции на предприятии / М.И. Лазаревич // Экономика. Финансы. Управление. - 2016. - №2. - 35-40.
13. Попова, Л.В. Процедура внутрипроизводственного учета затрат и управления себестоимостью / Л.В. Попова, И.А. Маслова // Финансовый менеджмент. - 2017. - №1, с. 44-55.
14. Раицкий, К.А. Экономика организации (предприятия) / К.А. Раицкий - учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. - 512 с.
15. Раздорожный, А.А. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие / А.А. Раздорожный. - М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2016. - 95 с.
...