Бухгалтерский учет, контроль и анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии (на примере филиала РТУП «Белорусское речное пароходство»)
Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 7
1.1 Экономическая сущность дебиторской и кредиторской задолженности 7
1.2 Значение и задачи учета расчетов с дебиторами и кредиторами 9
1.3 Организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия 12
2 ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В РТУП «БЕЛОРУССКОЕ РЕЧНОЕ ПАРОХОДСТВО» РЕЧНОЙ ПОРТ БРЕСТ 25
2.1 Документальное оформление учета расчетов с дебиторами и кредиторами 25
2.2 Аналитический и синтетический учет дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии 29
2.3 Организация контроля состояния дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии 34
3 КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В РТУП «БЕЛОРУССКОЕ РЕЧНОЕ ПАРОХОДСТВО» РЕЧНОЙ ПОРТ БРЕСТ 40
3.1 Оценка дебиторской и кредиторской задолженности предприятия 40
3.2 Пути повышения эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятии 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
В процессе осуществления своей деятельности предприятия и организации вступают в хозяйственные связи. Хозяйственные связи - необходимое условие деятельности любого хозяйствующего субъекта. Они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции.
Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорными отношениями в случаях, когда одно предприятие выступает поставщиком материальных ценностей или услуг, а другое - покупателем, потребителем их, а значит, и плательщиком.
Кроме того, предприятие вступает в хозяйственные связи с различными организациями и лицами: транспортными организациями, финансово-кредитными организациями, бюджетом, органами социального страхования, а также с работниками, членами их семей, квартиросъемщиками, другими физическими и юридическими лицами, расчеты между которыми осуществляются в денежной форме.
Для правильной организации денежного обращения, расчетов и кредитования, достижения сбалансированности потоков денежных средств, укрепления платежной дисциплины, повышения эффективности использования финансовых ресурсов важное значение имеет экономический анализ денежных расчетов предприятия с дебиторами и кредиторами.
Состояние дебиторской и кредиторской задолженности, их размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояние организации.
Политика управления дебиторской и кредиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации. Все вышеизложенное определяет актуальность темы данного исследования.
Объект исследования - РТУП «Белорусское речное пароходство» речной порт Брест.
Предмет исследования - состояние дебиторской и кредиторской задолженности.
Цель работы - исследование бухгалтерского учета, контроля и анализа состояния дебиторской и кредиторской задолженности в РТУП «Белорусское речное пароходство» речной порт Брест, разработка путей их совершенствования.
Поставленная цель работы обусловила решение следующих задач:
1. Рассмотреть экономическую сущность дебиторской и кредиторской задолженности;
2. Изучить значение и задачи учета расчетов с дебиторами и кредиторами;
3. Дать организационно-экономическую характеристику исследуемого предприятия;
4. Рассмотреть документальное оформление учета расчетов с дебиторами и кредиторами;
5. Исследовать аналитический и синтетический учет дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии;
6. Разработать пути совершенствования учета и контроля состояния дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии;
7. Изучить организацию контроля состояния дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии;
8. Дать оценку дебиторской и кредиторской задолженности предприятия;
9. Разработать пути повышения эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятии.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Дебиторская задолженность - сумма долгов, причитающихся объединению, предприятию, организации, учреждению от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними, которая обуславливается нормальным процессом хозяйственной деятельности или нарушением финансовой, расчетной или платежной дисциплины.
Кредиторская задолженность - это задолженность предприятия, фирмы перед поставщиками, подрядчиками, третьими лицами, банками или другими кредитными организациями за оказанные услуги, предоставленный в пользование товар или займ.
Синтетический и аналитический учет дебиторской и кредиторской задолженностей должен быть организован таким образом, чтобы обеспечивать прозрачность и простоту формирования необходимых раскрытий информации в финансовой отчетности, а также управление этими активами и обязательствами.
Республиканское транспортное унитарное предприятие «Белорусское речное пароходство» является основной организацией, осуществляющей перевозку грузов и пассажиров водным транспортом в Республике Беларусь.
Предприятие располагает флотом, дающим возможность осуществлять международные перевозки грузов по рекам Припять и Днепр до Черного моря. Характеристика судов способствует удобной и безопасной доставке тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Вышестоящей организацией для пароходства является Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
На балансе пароходства находятся: 8 единиц пассажирского флота, 51 единица буксирного, 107 единиц несамоходного флота грузоподъемностью 900 тонн, 16 единицы несамоходного флота грузоподъемностью 350, 87 единиц стоечного и вспомогательного флота (плавкраны, причалы, дебаркадеры, земснаряды, понтоны и т.д.), 1 сухогрузный теплоход-площадка грузоподъемностью 700 т., 1 единица служебно-пассажирского флота, 3 единицы служебно-разъездных судов и судов спецназначения.
Производя анализ экономических показателей можно сделать вывод, что предприятие не рентабельно. Производительность труда существенно снизилась. Выручка упала. Снизилась фондоотдача, что говорит о снижении финансовой устойчивости предприятия и снижении эффективности использования производственных фондов и мощностей. Оборачиваемость оборотных средств уменьшилась, что свидетельствует об относительном увеличении производственных запасов и незавершенного производства.
В целом, речной порт испытывает финансовые трудности. Запасы залеживаются на складах. Обороты значительно снизились.
На базе поступающей первичной документации от поставщиков (товарных накладных, товарно-транспортных накладных и др.) на протяжении месяца осуществляются записи в хронологическом порядке. По каждому поставщику происходит накопление сумм расчетных операций по определенным материальным ценностям, задолженности по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», оплаты за материальные ценности и др. По заключению месяца в бухгалтерии РТУП «Белорусское речное пароходство» речной порт Брест подводят итоги по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в разрезе поставщиков.
В РТУП «Белорусское речное пароходство» речной порт Брест для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками используется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» осуществляется в разрезе покупателей и заказчиков.
В РТУП «Белорусское речное пароходство» речной порт Брест для учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами применяется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Аналитический учет по субсчету 76-3 «Расчеты по претензиям» ведется в разрезе дебиторов и отдельных претензий.
В 2016 г. произошло снижение собственного капитала на 14,84%, что свидетельствует о снижении финансовой устойчивости предприятия. Краткосрочные активы так же снизились на 12,21 %. Долгосрочные активы уменьшились на 7,21 %. Самые высокие темпы роста в 2016 г. по следующим статьям: запасы выросли в 1,5 раза, доходы будущих периодов увеличились на 72,70%, вложения в долгосрочные активы возросли на 5,64 %.
Значительное снижение произошло по нематериальным активам, которые снизились в 2016 г. на 19,21%.
В краткосрочных активах самый большой удельный вес составляют запасы и затраты, доля которых в 2016 г. составляла 50,96%, что ставит задачу ускорения их оборачиваемости. Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения, которые относятся к наиболее ликвидным активам, снизились в 2016 г. на 21,38%, что свидетельствует о том, что платежеспособность филиала упала.
Анализируя дебиторскую задолженность предприятия, можно отметить, что на предприятии существует только краткосрочная дебиторская задолженность. И, как правило, наибольший удельный вес падает на расчеты с покупателями и заказчиками за товары, работы и услуги. И наблюдается тенденция к ее снижению, то есть за анализируемый период происходит сокращение краткосрочной задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками на 6 тысяч рублей.
Организация, за 2015-2016 гг. не имеет просроченной дебиторской задолженности. Наличие просроченной дебиторской задолженности является результатом взаимных неплатежей. Кредиторская задолженность в сентябре 2016 года, в целом уменьшилась на 95 тысяч рублей, расчеты с кредиторами уменьшились на 8 тысяч рублей, по социальному страхованию - на 1 тысячу рублей, по налогам и сборам - на 15 тысяч рублей, по оплате труда - на 1 тысячу рублей.
Дебиторская задолженность в РТУП «Белорусское речное пароходство» речной порт Брест в 2016 году полностью оплачивалась за 109 дней, и как видно из расчета, данный показатель имеет тенденции к уменьшению. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности снизился за исследуемый период на 0,06, что свидетельствует о снижении эффективности ее управления. Эффективность управления дебиторской задолженностью выше по сравнению с эффективностью управления кредиторской задолженностью.
В РТУП «Белорусское речное пароходство» речной порт Брест применяет автоматизированную форму учета посредством обработки учетной информации программой «1С: Бухгалтерия.7.7».
Для более эффективного учета дебиторской и кредиторской задолженности рекомендуется внедрить в РТУП «Белорусское речное пароходство» речной порт Брест программный продукт «1С: Бухгалтерия 8».
Чистый дисконтированный доход (ЧДД) проекта составит 1057 тыс. руб., что является достаточно высоким показателем для проекта приобретения и установки программного продукта. Так как ЧДД больше нуля - проект является эффективным. Расходы на приобретение и установку программы окупятся в четвертом квартале 2018 г.
Факторинг - это комплекс услуг, оказываемый клиенту взамен уступки дебиторской задолженности. Факторинг сегодня стал одним из самых мощных инструментов развития бизнеса. Смысл факторинга в том, чтобы помочь компании-поставщику увеличить сбыт за счет предоставления своим покупателям товарного кредита.
Наиболее приемлемым вариантом внедрения факторинга в РТУП «Белорусское речное пароходство» речной порт Брест будет сотрудничество с ОАО «Белвнешэкономбанк». На балансе РТУП «Белорусское речное пароходство» речной порт Брест величина дебиторской задолженности в 2016 году составила 252 тыс. руб.
Факторинг экономически выгоден для РТУП «Белорусское речное пароходство» речной порт Брест, так как он высвободит денежные средства в размере 219 тыс. руб. После внедрения мероприятия величина дебиторской задолженности снизится до 33 тыс. руб. и предприятие сможет за счет этого погасить 20,9% краткосрочных обязательств.